стрит сессия что это
Календарь инвестора: как работают Московская и СПБ Биржа в праздники
Приближаются длительные новогодние каникулы. В России новогодние праздники продлятся десять дней, с 31 декабря по 9 января. Однако праздники обычных людей и инвесторов не всегда совпадают. «РБК Инвестиции » публикует торговые календари основных фондовых площадок, чтобы инвесторы точно знали, когда им стоит следить за своими позициями.
Московская биржа
В четверг, 30 декабря, Мосбиржа будет работать полный рабочий день, торги акциями будут проходить с 7:00 до 23:50 мск, то есть около 17 часов. А в пятницу, 31 декабря 2021 года, торги на всех рынках биржи проводиться не будут.
СПБ Биржа
СПБ Биржа 27-28 декабря 2021 года не будет проводить организованные торги и расчеты по бумагам эмитентов с листингом на Лондонской фондовой бирже (LSE).
Во время российских новогодних праздников американский рынок работает, поэтому СПБ Биржа также продолжит работу. Торги будут проходить с 07:00 до 01:50 мск, то есть около 19 часов в день. В пятницу, 31 декабря, СПБ Биржа будет работать по стандартному графику, с несколькими исключениями:
В период официальных нерабочих дней с 3 по 7 января 2022 года включительно, торги и расчеты на СПБ Бирже также пройдут с несколькими исключениями: 3 января 2022 года не будут торговаться бумаги эмитентов с листингом на LSE, а 7 января не будут проводиться сделки и расчеты с российскими ценными бумагами в рублях, а также с бумагами эмитентов из стран СНГ.
Лондонская фондовая биржа (LSE)
В зимний период биржа в Лондоне работает с 11:00 мск до 19:30 мск. Лондонская фондовая биржа будет закрыта 27-28 декабря 2021 года. В эти дни Великобритания празднует Рождество.
В предновогоднюю сессию 31 декабря 2021 года трейдеры расходятся по домам пораньше. В этот день биржа в Лондоне прекращает работу в 15:30 по московскому времени. 3 января 2022 года фондовая биржа LSE не будет работать из-за новогодних праздников.
Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) и биржа NASDAQ
31 декабря торги на NYSE проходят как обычно. В зимний период основная сессия на торговой площадке открывается в 17:30 мск и заканчивается в 00:00 мск. Расписание биржи NASDAQ аналогично Нью-Йоркской фондовой бирже.
Гонконгская фондовая биржа (Hong Kong Stock Exchange)
Фондовая биржа в Гонконге не будет работать 27 декабря из-за рождественских праздников. 3 января площадка закрыта из-за новогодних праздников.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Стратсессия: полезный инструмент или время в помойку
«Актуальненько», — подумали мы и решили поднять эту тему в статье.
Изменения на рынке стали происходить слишком часто и слишком быстро. Их последствия оказались не по зубам многим, вспомните, сколько «игроков» выбыло за 2020 год. Требуется принятие качественных решений, когда взвешены все за и против, понятны возможные последствия. Для этого и проводятся стратсессии.
Окей, Google, что такое стратегическая сессия
Стратегическая сессия — это собрание руководства и ключевых сотрудников. На ней принимаются важные для компании решения. Обсуждается выход на новые рынки, поднимаются вопросы о новых сотрудничествах, строятся направления развития. Цели у каждой фирмы отличаются. Кому-то важно стратегию на год вперед построить, а кому-то повысить вовлеченность в работу и сплотить коллектив.
Кстати, если вы не знаете, нужно ли вам проводить такую сессию, обратите внимание на 3 вещи:
Изменились ли внешние условия. Та же пандемия здорово поменяла рыночные реалии. Это нужно учитывать, меняя алгоритм привычных действий.
Были ли изменения в команде. Возможно, у вас появилось много новичков или изменился руководящий состав.
Есть ли необходимость в синхронизации. Часто бывает, что каждый отдел занят своими вопросами, совершенно не интересуясь целями фирмы. Так быть не должно, ведь компания — единый организм, где каждый отдел должен трудиться, приближая ее к целям.
Если в вашей компании есть вышеперечисленные признаки, то это прямое показание к проведению стратегической сессии. Поэтому давайте переходить к главному.
Как проводится стратсессия
Прежде чем проводить сессию, важно знать, зачем вы вообще это делаете. Потому что даже «я увидел статью у ребят и решил, что НАДАА», — так себе причина, если честно.
Инициатором таких собраний всегда становится собственник компании. Как правило, он и определяет состав участников.
Важно, чтобы соблюдался принцип охвата всех важных отделов фирмы. Так вы избежите игр в сломанный телефон, а информация будет передана сразу и в нужном контексте.
Для того чтобы сессия прошла продуктивно, роль ведущего можно доверить эксперту-фасилитатору.
Если вы забыли, кто это такой, оставляем ссылку на нашу статью:
А еще не забудьте учесть организационные вопросы.
Как правило, для таких встреч выбирают место вне офиса, чтобы сотрудники не отвлекались. Можно снять в аренду коворкинг или какой-нибудь уютный лофт. Круто, если там будет проектор, доска и маркеры. Так у вас расширятся варианты подачи информации, а значит, можно добиться максимального ее усвоения.
Кормить участников тоже нужно. Позаботьтесь о том, чтобы были перерывы на обед. Если в помещении нет кулера, закупите заранее воду. Голодный участник = непродуктивный участник.
Какая тут стратегия фирмы, если в животе предательски урчат киты?
Сценарий сессии от Skyeng
Проще один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому давайте рассмотрим, как стратегические сессии проводит онлайн-школа Skyeng.
А проходит она в 5 этапов:
На нем обозначают цели мероприятия, распределяются роли каждого участника и формируются правила проведения сессии. Чтобы создать позитивное восприятие команды, используются специальные практики.
Например, участникам предлагают разделиться на пары и в течение 1 минуты назвать 3 крутых качества в человеке напротив. Через минуту пару меняют, а проделанное повторяют еще 4-5 раз.
Несмотря на то, что всегда есть соблазн пропустить эту часть и начать обсуждать планы и проекты, так делать не рекомендуется.
Поэтому здесь команде помогают два инструмента.
Второй: всё то же самое, но вместо выступлений делается письменный отчет по итогам. Группа с ним знакомится, задаёт вопросы и точно так же пишет обратную связь на трех стикерах.
Инструментов для проектирования будущего много, но ребята из Skyeng делают следующее:
Создают станции-листы с ролями. Например, клиенты, сотрудники, акционеры и конкуренты. Людей делят на группы по количеству станций и предлагают им провести на каждой станции 5-7 минут, отвечая на вопрос, что с точки зрения их роли происходит в идеальной ситуации.
Так ученики могут решить, что им хочется, чтобы была возможность самостоятельно менять расписание занятий на платформе, а учителя — что они хотят полностью автоматическую проверку эссе и домашних заданий. Главное — хорошо понимать свою роль и вжиться в нее. Все идеи группа записывает на стикерах и клеит на плакаты.
На этом этапе плакаты разбираются по группам. Нереальные желания убираются, а с важными и реальными начинают работу.
На каждый стикер с идеальным видением добавляют стикер другого цвета, на котором пишется конкретная задача, которая нужна для того, чтобы это желание осуществилось.
Далее участники презентуют друг другу получившиеся плакаты и назначают ответственных, формируя для них рабочую группу.
Этап 5. Закрытие и итоги
На этом этапе подводят итоги, делятся обратной связью по всем этапам и проводится skythanx. Это особая традиция, когда каждый участник получает маленькие наклейки skythanx, а затем подходит к любому участнику, говорит за что он благодарен ему в этой встрече и клеит наклейку на бейдж или ноутбук. Считается все — обсуждения, шутки, проекты и выводы.
Вот такие дела, касатики.
В заключение скажем, что вариантов проведения стратегических сессий много. Единого правила нет. Конечно, вы можете учитывать опыт других компаний, но возможно, что вы выведете свою, уникальную формулу.
Кстати, в телеграм-канале вас уже ждут 10 инструментов для фасилитации. Обязательно загляните 🙂
Эффективная стратсессия: опыт Skyeng
Организация
Кого приглашать?
Мы собираем самых важных для конкретного вопроса сотрудников. Обычно получается 20 человек или меньше. Мы заранее объявляем тему, и инициатор стратсессии формирует первый вариант состава. Участники могут предложить пригласить кого-то еще, но финальное решение по составу остается за инициатором. Каждый участник должен быть в равной степени полезным в работе с конкретной темой и вовлеченным в процесс. Если одно из этих условий не выполнено, такой сотрудник будет сильно влиять на динамику и итоговый результат всей группы.
Где проводить?
Поэтому я советую на время стратсессии уехать из офиса куда-нибудь на природу. Нам нравится жить не просто в отеле, а в домиках всем вместе –– там стихийно создается общее пространство, мы и работаем, и отдыхаем вместе. Наши любимые площадки в Подмосковье – Чехов API и Art Village.
Когда проводить?
У нас годовая стратсессия проходит в начале ноября, квартальные –– в начале или в конце каждого квартала. Стратсессии проектов или отделов –– перед запуском крупных проектов, по окончании важных этапов, при смене руководителя или стратегии. Главное – начать организацию минимум за месяц до мероприятия, а если вы делаете это в первый раз, то лучше за два.
Что взять с собой?
Не забудьте захватить стикеры (много стикеров!), флипчартные листы, маркеры всех цветов, бумагу и ручки, скотч всех размеров, красивые бейджи с хештегом мероприятия, даже если участники знают, как друг друга зовут. Возьмите все, что может потребоваться для перекусов между завтраком, обедом и ужином, обеспечьте в рабочем зале постоянный доступ к воде, кофе, чаю. И не забудьте памятные артефакты: толстовки, футболки или тематические стикеры.
Сценарий
Чаще всего стратсессии проводят для синхронизации команды по планам, мотивации, вдохновения, желания эти планы реализовывать.
Примерный сценарий для этих целей может выглядеть так:
Часть 1. Настройка (1 час)
Если вы профессиональный модератор, это азбука, но если вы руководитель, который сессии никогда не проводил, это пригодится.
Часть 2. Прошлое (3 часа)
Есть большой соблазн пропустить эту часть и перейти сразу к планам или обсуждению проектов, но так делать не стоит. Без общего поля в прошлом обсуждение настоящего и будущего будет в разы менее эффективным.
Для проведения этого этапа мы пользуемся двумя инструментами в зависимости от количества человек.
Эту обратную связь на стикерах мы клеем на лист участника, который он забирает себе. Участник сам потом решить, что внедрить, а что оставить, как есть. В конце каждого круга выступающий говорит, что для него было самым полезным, что точно возьмет в работу.
Второй: всё так же, но вместо выступлений мы делаем маленький письменный отчет по итогам. Группа с ним знакомится, задаёт вопросы и точно так же пишет обратную связь на трех стикерах.
Самое важная задача модератора на этом этапе –– сохранять осознанное и конструктивное общение.
Часть 3. Будущее (2 часа)
Есть много инструментов для проектирования будущего, нам нравится вариант с ролевой расстановкой сил.
Мы делаем станции-листы с ролями: например, клиенты, сотрудники, акционеры и конкуренты. Роли часто меняем в зависимости от темы сессии. Это может быть и роль правового поля РФ, и партнера, и, например, роль нашей обучающей платформы. Все зависит от состава участников и специфики компании.
Мы делим людей на группы по количеству станций и предлагаем им провести на каждой станции 5-7 минут, отвечая на вопрос, что – с точки зрения их роли – происходит в идеальной ситуации. Так, например, “ученики” могут решить, что им хочется, чтобы была возможность самостоятельно менять расписание занятий на платформе, а “учителя” – что они хотят полностью автоматическую проверку эссе и домашних заданий. Главное – хорошо понимать свою роль и вжиться в нее. Все идеи группа записывает на стикерах и клеит на плакаты. Спустя 5-7 минут мы меняемся и каждая группа рассказывает, как она видит идеальное будущее для каждой роли.
Часть 4. Настоящее (4 часа)
После мы разбираем плакаты по группам и отделяем важное от нереальных желаний. Нереальное убираем, с важным начинаем работать.
На каждый стикер с идеальным видением мы добавляем стикер другого цвета на котором пишем реальную задачу или проект, который нужен, чтобы это видение сбылось. Например, для стикера от ученика “хочу сам менять расписание на платформе” мы добавим стикер “разработать в ЛК блок самостоятельной смены расписания”. Так для каждой идеи на каждом листе появляется конкретная задача для настоящего.
После каждый плакат с идеальным миром и конкретными задачами группы презентуют друг другу из своей роли и наступает самое интересное – карточки-задачи нужно разобрать, назначить ответственных и сформировать под них рабочие группы.
Часть 5. Закрытие и итоги
В этой части мы подводим итоги, делимся обратной связью по всем дням и проводим skythanx, о котором я скажу чуть ниже.
Мы вместе вспоминаем, что успели сделать за эти дни. Считается все – обсуждения, шутки, проекты и выводы. Дальше по кругу мы отвечаем на вопрос “Что для меня было самым полезным за эти дни?”. Важно, чтобы ответил каждый. Мы не задаем никаких вопросов и не вступаем в дискуссии, а просто принимаем каждое мнение.
В большинстве компаний на этом все и заканчивается, но у нас есть традиция, которую мы очень любим – skythanx. Каждый участник получает маленькие наклейки skythanx и в режиме хаоса подходит к любому участнику, говорит за что он благодарен ему в этой встрече и клеит наклейку на бейдж или ноутбук. Обычно это часть затягивается на 30-40 минут и на каждой встрече оценивается как самая эмоциональная и запоминающаяся.
Копилка идей
Вариантов проведения стратсессии – десятки. Единственно правильного способа организации не существует. Поэтому все, рассказанное выше – не инструкция по применению, а наш опыт, который может вам в чем-то пригодиться.
Стратегическая сессия: от А до Я
В статье представлены ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание тем, кто планирует проводить стратегическую (или проектную) сессию.
Прежде всего, предлагаю договориться, что мы называем стратегической сессией и определить, для чего она проводится.
Стратегическая сессия — это форма групповой работы, направленная на совместную разработку стратегически-значимых решений организации, с участием ключевых руководителей компании.
Цели стратегических сессий:
· Разработка стратегии компании или значимого проекта.
· Поиск и проработка решения для выхода из трудной ситуации (случившейся или ожидаемой).
· Обеспечение единого видения относительно ситуации, принимаемых решений, планов (случаи, когда стратегическая сессия прежде всего преследует цель командообразования).
· Приращение знаний о каком-либо вопросе или изменение отношения к какой-либо теме (это случаи, когда стратсессия связана с учебными или пропагандистскими целями).
Ниже представлены примеры целей некоторых уже проведенных конкретных стратегических сессий (словами заказчика с небольшой редакцией автора статьи).
Результатами стратсессий обычно являются:
· Проработанные решения и планы.
· Трансляция важной информации или идей (участники «прониклись» идеями).
· Единое видение и командный дух.
· Новые идеи и альтернативные стратегии.
Стратегической сессией, как правило, управляет модератор, используя, соответственно, методы модерации и фасилитации. От профессионализма этого человека зависит то, насколько успешна будет работа всей группы. Так как в стратегических сессиях обычно принимают участие руководители и эксперты, время которых стоит довольно дорого, целесообразно привлекать для роли модератора-фасилитатора профессионала. В противном случае, стратсессия может превратиться в «Съезд народных депутатов», многоголосье, «переливание из пустого в порожнее», не ведущее к единому видению и решению задачи.
Модерация отличается от фасилитации тем, что в ней имеется конкретный четкий алгоритм работы группы. А фасилитация — это скорее набор различных методов групповой работы, скомпонованных по усмотрению ведущего, какого-либо жесткого универсального сценария нет.
Почему важен именно профессиональный модератор, фасилитатор (ведь можно назначить кого-то из своих руководителей или экспертов для координации работы группы)? Приведу основные аргументы:
Вот пример фразы руководителя компании, для которой я проводила стратегическую сессию: «Почему мы сами не можем, работая вместе (на совещаниях, например), достигнуть таких же результатов?! Люди те же, времени столько же, изначальные проблемы и задачи аналогичные, а результат совместной работы совсем другой.»
Чтобы оценить значимость привлечения профессионала, предлагаю посмотреть на примеры целей, приведенные в этой статье выше. Если Вы чувствуете уверенность, что могли бы обеспечить результат по этим целям, например в течение 1 рабочего дня, возможно, экспертный ведущий Вам, правда, не нужен. Но, как правило, чтобы уложиться в ограниченное время и обеспечить результат с требуемым качеством, без соответствующего эксперта не обойтись.
Важные факторы, влияющие на успех стратегической сессии:
Примерные этапы проведения стратегической сессии:
Наиболее распространенные сложности при проведении стратегических сессий:
Все эти сложности профессиональный модератор преодолеет мастерски. Ваши ключевые задачи, как клиента-заказчика, сводятся к тому, чтобы поставить цель для стратегической сессии и собрать людей в назначенное время.
Выбрать модератора или фасилитатора не сложно — смотрите на опыт и инструментарий, которым пользуется эксперт. Профессионалов на рынке не так много, но достаточно, для того, чтобы найти «своего человека».
Несколько советов, как выбрать ведущего стратегической сессии:
Чтобы на этапе выбора модератора-фасилитатора продиагностировать его потенциальную способность быть «серым кардиналом», а не «звездой», обратите внимание, как взаимодействует с вами эксперт на переговорах. Сообщите о любой проблеме, волнующей Вас, и посмотрите реакцию потенциального ведущего. Занимается ли он, в ходе беседы, самопозиционированием (не проявил ли себя как нарцисс? — явление часто встречающееся среди тех, кто выбирает профессию «рулить группами людей»)? Или волшебным образом, незаметно для Вас, этот человек помог продвинуться в понимании и решении проблемы.
Не важно, кого вы привлекаете — крупную компанию-подрядчика или фриланса, который соберет для вас команду ведущих самостоятельно. Смотрите на конкретного человека-исполнителя, а не на брэнд и регалии компании.
Ключевые рекомендации по взаимодействию заказчика и исполнителя (провайдера) при подготовке стратегических сессий:
1. Убедиться, что исполнитель понимает контекст, почему возникла потребность в стратсессии, какие актуальные задачи стоят перед компанией, как задача, проблема стратсессии решалась раньше. Описать профиль участников, их отношение к теме стратсессии, специфику личностную и профессиональную.
2. Согласовать цели и задачи стратсессии.
3. Согласовать логистику стратсессии (регламент работы, кофе-брейки, обеды перемещения, обеспечение материалами — кто, когда, куда, с помощью чего, что делает). Часто на логистические задачи привлекается третья компания, хорошо, если эти два исполнителя будут понимать задачи друг друга, их работа будет согласована между собой.
4. Согласовать требования к помещениям или дать исполнителю детальное описание имеющихся помещений, убедиться, что они подходят. Как бы ни казалось это банальным, иногда помещение может разрушить все планы модератора.
Например, мы планировали дилерскую конференцию с элементами модерации для крупной автомобильной компании. Нам дали информацию о помещениях, на фото были просторные залы, в каждом из которых могли свободно разместиться по 2 группы для работы. Но на месте оказалось, что залы маленькие (раза в 3 меньше, чем мы ожидали), столы двух групп стоят вплотную друг к другу. Пришлось оперативно менять формат работы, объединять группы в одну большую на каждой площадке, менять сценарий, давать новые инструкции всем тренерам.
5. Обеспечить встречу провайдера с внутренним заказчиком (скорее всего это первое лицо) для согласования целей и сценария стратсессии и обеспечения поддержки. Плюс, как правило, полезны встречи с ключевыми руководителями перед стратегической сессией — обсудить цели стратсессии, их видение.
6. Согласовать формат отчетности от провайдера (структура отчета, фото и проч.)
7. Согласовать возможное участие ведущего в дальнейшей работе после проведения стратегической сессии (иногда нужны промежуточные пост-сессии, как в тренинге, и хорошо, если их проводит тот же человек или компания).
8. Обсудить алгоритм сценария стратегической сессии, помочь провайдеру заранее спрогнозировать, какие ответы он скорее всего будет получать на опорные вопросы в текущей формулировке.
9. Обеспечить исполнителю моральную и информационную поддержку. Вы работаете на одну цель. Если выбрали исполнителя, больше не надо его проверять «на слабо», обеспечьте все возможности для его эффективной подготовки.
Возможное пост-сопровождение после стратегической сессии:
Для того, чтобы разобраться с тем, какое сопровождение необходимо после стратегической сессии, давайте разберемся, зачем это сопровождение нужно. Ключевые цели следующие:
Исходя из этих целей можно выбирать подходящий формат пост-сопровождения. На моей практике, системно к этому вопросу подходят лишь немногие клиенты. Но та же беда существует и в отношении программ обучения: слишком часто клиенты все силы направляют на сами тренинги, игнорируя необходимость последующих поддерживающих мероприятий (без которых невозможно достижение цели, ради которой проводились тренинги). Я по этому поводу всегда говорю: «хотите реальных результатов — от 30 до 60% бюджета сразу закладывайте на пост-сопровождение (и в отношении стратсессий и в отношении обучения персонала)». Видимо пока рынок в нашем Отечестве только зреет до глубокого понимания этой идеи…
Итого, по результатам многолетних наблюдений, могу сказать, что даже удачно проведенная стратсессия сама по себе менее эффективна в долгосрочной перспективе, чем более слабая сессия, но, включенная в какую-то целостную систему мероприятий, связанных с развитием компании. Грубо говоря, стратегическая сессия — это не «мимолетное видение», а элемент достижения конкретных целей и задач компании. Она должна происходить не «вдруг» и не «потому, что пришло время ежегодного собрания», а в связи с тем, что назрели значимые вопросы, требующие совместного обсуждения.
Желаю Вам успешных осмысленных стратегических сессий и компетентных провайдеров!
Как снимать атмосферную стрит-фотографию
Сделайте свои уличные снимки стильными и яркими с помощью программы ФотоМАСТЕР:
Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.
Уличная фотография: гид для начинающих
Не все правильно понимают, что означает термин «уличная съемка». Возможно, так происходит потому, что этот жанр вмещает в себя множество параметров. Это могут быть фотографии архитектуры города, пейзажи, портреты, съемка в режиме макро и многое другое. В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое фотосессия в стиле стрит, какую технику нужно применять и как обрабатывать снимки в программе для редактирования фото.
Что такое стрит фотография
Стрит фотография — это форма спонтанного искусства, которая изображает повседневную жизнь на улицах такой, какая она есть. Несмотря на то, что в само название заложено слово «улица», этот жанр не ограничивается шумными городскими или узкими сельскими улочками. Стрит фото можно снимать в любом общественном месте, с людьми или без. Единственное правило заключается в том, что она должна отражать действительно реальный, неприукрашенный момент. Самое главное в уличной фотографии – реалистичность. Этот стиль сродни документальному кино: здесь проявляется подлинная жизнь улиц, кафе и людей без прикрас и фильтров.
Стрит фотография — это в первую очередь реальная жизнь улиц
Художественные приемы стрит фотографии
Итак, вы взяли в руки камеру, определились с настройками и вышли на улицы города… что дальше? Начинающему фотографу легко растеряться, ведь этот тип съемок подразумевает смешение всех жанров. Мы подобрали интереснее приемы стрит фотографии, которые помогут вам стартовать.
Выберите тему
Правильно подобранная тема поможет вам сосредоточиться и не отвлекаться на все подряд. Не беспокойтесь, это не ограничит вашу креативность – наоборот, вы сможете заметить интересные детали, даже если они не относятся к основной тематике. Например, если вы решили сосредоточиться на транспорте, то можете заметить цветок, пробивающийся сквозь асфальт, и тому подобные мелочи, которые не заметили, если бы бесцельно бродили по улицам.
Выбор темы поможет заметить детали, мимо которых вы могли бы пройти мимо
Проводите съемки в трудных условиях
Вы вполне можете преуспеть, делая съемки только в дневное время суток и в мирную погоду. Но, если вы действительно хотите развиваться, не бойтесь бросать себе вызов. Ночная стрит фотография – один из самых эффектных поджанров. В темное время суток вы можете максимально креативно использовать свет фонарей, ночные витрины, огни фар на дорогах. А фото, сделанные во время дождя или снегопада, станут украшением вашего портфолио.
На ночном снимке можно интересно обыграть свет реклам и фонарей
Снимайте силуэты
Можно сделать эффектные снимки с силуэтами людей или предметов, используя художественные приемы стрит фотографии с применением световых нюансов. Такая техника называется «contre-jour», что в переводе с французского означает «против света». Чтобы сделать такой снимок, используйте предметы или людей, которые стоят напротив яркого источника света, например, на фоне неба. Иногда для этого придется фотографировать под углом снизу вверх.
Снимайте людей или предметы против яркого источника света — это даст интересный эффект
Используйте свет и тени
Правильное использование света и тени – основа каждой хорошей фотографии. Когда дело доходит до стрит фото, здесь практически нет ограничений для творчества. Тени от людей и зданий можно использовать для создания сильного светового контраста. От предыдущего метода этот вариант отличается меньшей контрастностью: здесь используются не темные силуэты, а игра светотени, и направление источника освещения не имеет значения.
Фото, основанные на игре светотени, всегда привлекают внимание
Экспериментируйте со скоростью затвора
Когда-нибудь видели фотографии статичного объекта на размытом фоне? Например, люди в метро, или велосипедист на улицах города. Этот прием помогает создать эффект движения в кадре и называется «панорамирование». Его можно добиться, снимая движущийся объект на небольшой скорости затвора.
Панорамирование поможет передать на снимке движение улиц
Используйте контрасты
Сейчас мы имеем в виду не нюансы света и тени, а реальные физические контрасты. Толстый и тонкий, богатый и нищий, старый и молодой, большой и маленький. Все, что сильно отличается друг от друга, привлекает больше внимания, когда попадает в один кадр. Многие известные на весь мир фотографы используют эту технику.
Юность и увядание в одном кадре — самый известный прием использования контрастов
Снимайте в «золотой час»
Вы наверняка слышали об этом приеме хотя бы раз. «Золотой час» — это время на закате или на восходе солнца. В это время суток все окружающие предметы окрашиваются в особенный золотистый оттенок. Такое освещение способно украсить даже самое банальное фото и подать интересные идеи для композиции.
Лучшее время съемок — «золотой час»
Ведите съемку «от бедра»
Люди могут отреагировать неожиданным образом, когда видят фотокамеру. Некоторые уклоняются от съемки, другие — излишне позируют и этим портят концепт съемки. Есть и такие, кто начинают вести себя агрессивно и угрожающе. Отличный способ решить эти проблемы – вести съемку «От бедра». Это буквальный термин: вы должны фотографировать объекты, держа камеру в свободно опущенной руке. Это отличный способ сделать реальные снимки, так как люди не знают, что их фотографируют, и ведут себя естественно.
Съемка «от бедра» помогает делать реальные фото без привлечения внимания
Делайте как можно больше кадров
Очевидный прием, который почему-то используют не все: не останавливайтесь на одном клике фотоаппарата. Делайте не менее 10 фотографий одного предмета. Так вы будете уверены, что никакая случайность не испортила кадр.
Всегда снимайте по крайней мере 3 кадра одной сцены, это убережет от ошибок
Черно-белое или цветное фото?
Когда дело касается цветовой схемы изображений, невозможно дать однозначного совета, что лучше. Фотография, сделанная в цвете, может приобрести совсем иную атмосферу, если перевести ее в монохром. Вот почему большинство фотографов предпочитают экспериментировать, снимая в черно-белом режиме и потом возвращая цвета в фоторедакторе, либо наоборот. При съемке на цифровую камеру вы можете решить позже, какой режим выбрать. Это можно сделать во время редактирования, сравнив оба варианта.
Фотоснимок может кардинально меняться в зависимости от выбора цветовой схемы
Цвета иногда отвлекают внимание зрителя от главной идеи снимка. Поэтому, если вы хотите схватить именно «общий дух» окружающей обстановки, используйте черно-белый режим. Так вы можете добиться насыщенного контраста либо сделать упор на полутона. Это хорошее решение, если вы хотите создать атмосферное фото.
Также это цветовое решение подходит для строгих линий, например, при архитектурной съемке. Это подчеркивает повторяющиеся формы, текстуры, ведущие линии и то, как все это взаимодействует друг с другом. В результате вы сможете создать цепляющую внимание композицию. Черно-белый режим также удобен при редактировании фото: он позволяет повысить контраст и четкость, подчеркнуть блики и тени.
Черно-белый режим отлично подчеркивает строгие линии
Тем не менее, в уличной фотографии бывают ситуации, когда хочется захватить яркие цветовые палитры. Мы привыкли видеть городские улицы в оттенках серого и коричневого. Цветовые вспышки на городских ландшафтах часто бывают неожиданными и привлекают внимание. Неоновые огни, яркая графика, здания с необычными цветовыми решениями, уличные празднества – так создается прекрасная стрит арт фотография.
Уличная графика — отличный пример арт стрит фотографии
Этика и права
Одна из проблем уличной фотографии — законность использования снимков и в целом стрит фото правила. В каждой стране свои права на неприкосновенность частной жизни. Перед тем, как приступать к съемке в зарубежных поездках, проведите небольшое исследование, чтобы понять местные обычаи и законы.
Будьте вежливы и всегда просите у людей разрешение на съемку
Если человек в общественном месте подойдет к вам и спросит, чем вы заняты, будьте честны и объясните, для чего этот снимок. Если вы делаете фото для себя, вам не нужно разрешение от человека, попавшего в кадр, на использование этих фотографий. Если же вы собираетесь продавать изображение или использовать в рекламных целях, вы обязаны получить согласие людей на съемку. В противном случае могут быть последствия.
Будьте вежливы и уважайте право на личную жизнь, даже если закон этой страны стоит на вашей стороне. Если человек, попавший в кадр, попросит вас удалить изображение, выполните его просьбу.
Пост-обработка снимков
Даже самое лучшее фото требует дополнительной обработки. Неудачные условия, плохое освещение, засветка – при съемке стрит стайл фото может произойти что угодно. А если сам кадр удачен — вы сможете сделать его ещё «сочнее». Вот почему так важен выбор правильной программы для обработки снимков.
Мы советуем вам скачать фоторедактор ФотоМАСТЕР. Его продвинутые инструменты и возможность тонкой ручной настройки придутся по вкусу профессионалам. А простое управление и обширная коллекция фильтров и пресетов помогут новичкам обработать фото в несколько кликов.
Автоматическое улучшение и ручная настройка
Первый способ быстрой обработки фото – применить автоматическое улучшение. Загрузите фотографию и щелкните нужную кнопку в боковой панели. Программа автоматически подберет необходимые параметры света, яркости, температуры и оттенка. Если что-то вас не устроит, вы можете отрегулировать настройки вручную.
Вы можете сравнить оригинал с результатом «лицом к лицу»
Каталог эффектов
Стилизующие пресеты – отличный способ поэкспериментировать с фотографией. В разделе «Эффекты» вы найдете множество различных стилей. Среди коллекций: винтажные, быстрые улучшения, тонирование, светофильтры, кинофильм. Можно применить черно-белый фильтр и «состарить» снимок. Это отлично подойдет для фотографий в стиле «гранж». Либо вы можете наложить на фото теплый солнечный оттенок, словно вы делали фото на рассвете.
Эффект можно сделать сильнее или слабее с помощью ползунка
Коррекция света
В разделе «Инструменты» находится функция «3D Lut – коррекция света» с обширной коллекцией световых установок. Вы можете исправить недочеты света: к примеру, создать эффект солнечных лучей на зданиях, даже если фото было снято в пасмурный день. Также здесь вы найдете световые профили пленочных фотоаппаратов (Kodak, Fuji); фильтры, имитирующие погодные условия знаменитых городов (Лондон, Париж, Рим) и времени суток (день, сумерки, ночь).
Передовая технология позволит преобразить фото до неузнаваемости
Итак, мы рассмотрели некоторые основные приемы того, как снимать стрит фото. Конечно, это искусство — нечто большее, чем просто променад по улицам с фотоаппаратом в руках. Главное в этом стиле – не бояться ошибаться и уметь видеть интересный кадр или концепцию там, где обычный человек пройдет мимо. А хороший фоторедактор поможет вам устранить недочеты, часто встречающиеся в уличной съемке. К тому же вы сможете сравнить варианты оформления снимка и выбрать наилучший. Работая в ФотоМАСТЕРЕ, вы справитесь с этим за несколько минут. Скачайте этот удобный фоторедактор на русском языке с нашего сайта и превращайте фотографии, сделанные на смартфон и фотокамеру, в профессиональные снимки, которые привлекут внимание подписчиков.