Обновление конфигурации что это
Обновление конфигурации
Обновление конфигурации информационной базы требуется тогда, когда в процессе эксплуатации прикладного решения возникают ситуации, требующие внесения изменений в прикладное решение. Например, может выйти новая версия прикладного решения или просто потребоваться добавление новой функциональности в существующее прикладное решение.
В этих случаях администратор информационной базы может выполнить обновление конфигурации прикладного решения.
Если изменения не затрагивают структуру данных, обновление конфигурации может быть выполнено динамически, без прерывания работы пользователей. Активные пользователи, для того, чтобы начать работать с измененной конфигурацией, должны перезапустить клиентское приложение.
Если требуется изменять структуру существующих данных, обновление конфигурации может происходить в фоновом режиме, когда основная масса изменений выполняется без прерывания работы пользователей. И лишь в короткой, заключительной фазе реструктуризации требуется монопольный режим, при котором работа пользователей с базой невозможна.
Обновление конфигурации, находящейся на поддержке
В случае если текущая конфигурация находится на поддержке у одного или нескольких поставщиков, администратор может выполнить обновление текущей конфигурации до конфигурации поставщика.
Обновление конфигурации, не находящейся на поддержке
Если текущая конфигурация не находится на поддержке у поставщика, администратор может обновить текущую конфигурацию используя возможность сравнения и объединения текущей конфигурации с конфигурацией, полученной от разработчика и сохраненной во внешнем файле.
Личный опыт: как быстро и без лишних затрат обновить измененную конфигурацию
Источник: http://www.buh.ru/document-2264
Автор статьи: Дмитрий Рудаков, специалист компании ЗАО «Сибирская Аграрная Группа»
Статья о продукте: 1С:Автоматизированное обновление измененных конфигураций
Обновлять конфигурацию сразу на несколько релизов весьма опасно. Дело в том, что после каждого обновления конфигурации запускается обновление информационных баз в режиме «1С:Предприятие». Поэтому если актуализировать только последний релиз, информационные базы могут не соответствовать последней конфигурации. В статье Дмитрий Рудаков, специалист компании ЗАО «Сибирская Аграрная Группа», делится личным опытом по единовременному обновлению конфигурации на 12 релизов.
А если конфигурация стоит на поддержке с возможностью изменения, и в этой же базе данных формируется регламентированная отчетность, то необходимо обновлять конфигурацию на каждый релиз, что может быть очень дорого в человеко-часах. Например, обновление сильно измененной «УПП» на 1 релиз может занять 30 часов рабочего времени опытного специалиста.
Рис.1. Вызов окна настройки поддержки конфигурации
Рис. 2. Типовая конфигурация без возможности изменений
Рис. 3. Типовая конфигурация с включенной возможностью изменения
Рис. 4. Конфигурация, снятая с поддержки
Недавно передо мной встала задача обновления измененной конфигурации «Управление торговлей», релиз 10.3.13.2. Конфигурация была изменена в результате объединения с отраслевым решением «БИТ: Управление автосервисом 8» и непрерывно дорабатывалась в течение двух лет. Теперь конфигурацию нужно было обновить до релиза 10.3.25.1, то есть на 12 релизов. Я разбил всю процедуру обновления на несколько этапов.
Прежде чем приступать к самостоятельной работе, я решил получить независимую оценку специалистов в этой области. Единственная компания, располагающая возможностью обновления измененных конфигураций автоматизированными методами, это ООО «1С-ИжТиСи». Я обратился к специалистам этой компании с просьбой оценить стоимость обновления моей конфигурации. Для оценки времени и стоимости работ я предоставил текущую конфигурацию, нуждающуюся в обновлении. Через день я получил письмо с отчетом.
Отчет по итогам оценки стоимости и сроков проведения обновления конфигурации:
Конфигурация: Управление торговлей, редакция 10.3
Текущая версия конфигурации: 10.3.13.2
Обновление до версии: 10.3.25.1
Количество обновляемых модулей: 1 847
Количество контрольных релизов: 8
«Стоимость обновления на каждый пропущенный релиз у нас не выше 2000 рублей. Сейчас проходит акция, поэтому стоимость не превышает 1000 руб. Но окончательная цена услуг определяется по результатам оценки трудозатрат на обновление и может быть ниже 1000 руб./релиз».
Также я уточнил, каким образом были выбраны релизы, необходимые для обновления. В ответ на свой вопрос я получил скриншот, на котором это было наглядно продемонстрировано (рис. 5). В столбце «Номер версии» указана версия конфигурации, до которой необходимо обновиться. В столбце «Обновление версии» указано, с какого релиза возможно обновление. В результате оценки количество необходимых обновлений сократилось до 9.
Рис. 5. Выбор релизов, которые обязательно нужно использовать для корректного обновления конфигурации
После изучения отчета «1С-ИжТиСи» я подсчитал личные временные затраты на тот же самый объем работы. Каждая процедура обновления занимает у меня приблизительно 6 часов. Следовательно, общие временные затраты составляют 56 (9х6) рабочих часов, то есть приблизительно семь рабочих дней. Кроме того, существует вероятность, что после обновления выявятся какие-то недочеты: к примеру, пользователь пожалуется, что нужные для него изменения в конфигурации утеряны, и тогда временные затраты серьезно увеличатся. Между тем, специалисты компании «1С-ИжТиСи» предлагают проделать весь объем работы за три-четыре рабочих дня. Поэтому я решил воспользоваться их услугами.
Теперь кратко поясню, что именно было изменено в конфигурации.
Сильно измененные объекты. Это объекты, в которых изменено много типовых свойств. Корректировки имеют комплексный характер. Реквизиты объекта добавлены в табличную часть, выведены на форму объекта и на форму списка. Дописаны обработчики добавленных реквизитов в формах. Изменен типовой механизм проведения документа или записи набора движения для регистра.
Сильно измененные документы:
«Заказ поставщику»;
«Перемещение товаров»;
«Требование-накладная»;
«Поступление товаров и услуг».
Сильно измененные регистры:
«Партии товаров на складах»;
«Товары на складах».
Значительно измененные объекты. Объекты, в которых добавлены реквизиты, изменены либо формы объектов, либо модули объекта (как правило, проведение документа нетиповое).
Документ «Приходный кассовый ордер»;
Регистр сведений «Комплектующие номенклатуры»;
Регистр сведений «Списанные товары»;
Общие модули.
Незначительно измененные объекты. В объектах изменены только формы и добавлены реквизиты.
Справочники:
«Виды номенклатуры»;
«Договоры контрагентов»;
«Контрагенты»;
«Номенклатура»;
«Типы цен номенклатуры»;
«Ряд регистров сведений».
В разделе «Общие» изменены подписки на события, макеты, роли, общие модули. Почти все было изменено отраслевым решением.
Прежде чем предоставлять сотрудникам «1С-ИжТиСи» информационную базу для тестирования, в ней нужно удалить конфиденциальную информацию. Для таких случаев фирма «1С» рекомендует использовать обработку «Изменение конфиденциальной информации», которая не очень широко известна.
Обработка «Изменение конфиденциальной информации» предназначена для выборочного изменения или очистки информации в информационной базе. Обработку можно использовать для подготовки информационной базы перед передачей на тестирование, где необходимо скрыть (очистить, изменить) некоторую информацию.
Обработка ИзменениеКонфиденциальнойИнформации.epf есть на диске ИТС в каталоге 1CIts\EXE\EXTREPS\UNIREPS81\UpdatePrivateInformation. Также данную обработку можно скачать по ссылке: http://its.1c.ru/db/metod81#content:1644:1.
Естественно, конфиденциальная информация в каждой компании разная, но обращаю ваше внимание на данные, которые, вероятнее всего, нужно изменить:
Ваш список, вероятно, будет шире, но это наиболее распространенные данные. Их изменение вряд ли повлияет на возможность тестирования вашей информационной базы. Также можно групповой обработкой удалить все те объекты, работа с которыми обслуживающей компанией не предполагается.
Через три дня мне предоставили cf-файлы и исчерпывающие инструкции по их установке. Для контрольных релизов предоставляются cf-файлы, которые нельзя использовать для работы пользователей, так как в них обновлены только метаданные. Они предназначены только для корректного обновления на последнюю версию.
По результату проведенной работы могу сказать, что все изменения в конфигурации были сохранены, при визуальном просмотре все объекты, которые были изменены, сохранили свои особенности и отличия от типовой конфигурации. В ходе эксплуатации никто из пользователей не сообщил, что какие-то изменения были утрачены.
В результате обновления я выделил две небольшие задачи для самостоятельного решения.
Первая. В силу того, что обновление проводится с использованием механизма «Сравнение, объединение», конфигурация БД действительно обновляется, и обновляется правильно, без технических рисков благодаря учету контрольных релизов. Однако не обновляется конфигурация поставщика. Разумеется, технически грамотный специалист без проблем дополнит данную работу, однако я попросил «1С-ИжТиСи» выслать более полную инструкцию по обновлению. В соответствии с ней, обновление сможет произвести даже неопытный специалист.
Вторая. В результате обновления все объекты остаются на поддержке с возможностью изменения, что тоже может быть косвенным недостатком. Если нужно воспользоваться этими услугами единовременно, тогда нужно все объекты снова ставить на поддержку. Сделать это у меня пока получается только перебором всех объектов метаданных. К сожалению, пока этот процесс выполняется вручную, но в будущем и он будет автоматизирован.
«Действительно, есть некоторые различия в переводе строк кода, но данное изменение привнесли разработчики в новый типовой релиз конфигурации УТ. Все изменения перенесены корректно. Вы можете в этом убедиться, сравнив модуль Вашей обновленной рабочей конфигурации и новой типовой конфигурации».
Рис. 6. Код частично измененной конфигурации до обновления
Рис. 7. Код частично измененной конфигурации после обновления
Да, действительно, разработчики УТ 10.3 удалили лишние пробелы в конфигурации поставщика. Но что если бы разработчики удалили какие-то операторы в строчке кода? Были бы они так же сохранены?
«Чтобы максимально точно обрабатывать значимые строки (операторы) мы игнорируем все незначительные строки и различные типы переводов строк. После обновления вторым проходом добавляем пустые строки и переводы строк. В случае если обновление конкретной функции не требуется, берем ее или из новой типовой, или из рабочей, с сохранением пустых строк и переводов».
Таким образом, задача автоматизированного обновления решена почти в полном объеме. Практически все удалось автоматизировать, и в большинстве случаев обновление будет проходить без коррекции со стороны программиста 1С. Скорость обновления типовых конфигураций с внесенными изменениями увеличивается в разы.
В целом, могу сказать, что данная услуга и продукт имеют не только большое будущее, но и вполне хорошее настоящее. Этим сервисом можно и нужно пользоваться. Думаю, что ни один программист не возьмется вручную обновлять конфигурацию (тем более, измененную) с 12-ю пропущенными релизами всего за 3 000 руб.
Информация о компании ЗАО «Сибирская Аграрная Группа».
SMART1C.RU
Автоматизация учета и обслуживание ПК
Что такое обновление?
Система программ «1С:Предприятие 8» состоит из двух частей:
Обновления требуют обе части системы программ, т.е. необходимо обновлять как платформу, так и саму конфигурацию.
Порядок обновлений должен быть следующий:
Шаг 1. Выполнить резервное копирование информационных баз (информационная база — это место хранения всех данных по учету, характеризуемое определенным адресом хранения, т.е. можно сказать, это «конфигурация + данные введенные в пользовательском режиме»).
Шаг 2. Обновить платформу.
Шаг 3. Обновить конфигурации.
Обновление платформы – это установка новой версии или релиза программного обеспечения «1С:Предприятие»; «выпускается» обновление платформы самой фирмой 1С и только фирмой 1С (согласно лицензионному соглашению ПО).
Обновление конфигурации – это обновление структуры базы данных; «выпускается» обновление фирмой-разработчиком конкретной конфигурации (так называемые «шаблоны обновлений»).
Зачем обновлять?
С каждым новым днем фирма «1С» развивается и совершенствует свои программные продукты. Как и любое другое программное обеспечение, система программ «1С: Предприятие» не может использоваться длительное время в том виде, в котором оно было приобретено и нуждается в обновлении, т.е. в установке новых версий или релизов.
Новые версии включают в себя:
Чтобы точно знать, какие изменения были произведены в обновлении, следует изучить описание, входящее в пакет обновлений.
Совет: если в конфигурации используется бухгалтерский учет, то для ведения корректного учета в программе с обновлением 1C медлить нельзя.
Откуда и как скачать обновления?
Существует несколько способов получения обновления системы программ на платформе «1С:Предприятие 8»:
Начнем с портала информационно-технологического сопровождения «Портал 1С:ИТС».
В адресной строке браузера наберем portal.1c.ru
В левом блоке меню сайта выберем пункт «Скачать обновления программ».
Боковое меню сайта «Портал ИТС»
При первом подключении к сайту, необходимо пройти процедуру авторизации (при необходимости регистрации), т.е. ввести логин и пароль пользователя системы «Портал 1С:ИТС».
В зависимости зарегистрированных программных продуктов фирмы «1С», на данной вкладке вы увидите разное количество блоков, таких как: «Технологические дистрибутивы», «Стандартные библиотеки», «Типовые конфигурации фирмы «1С» для России» и т.д.
Автоматическое обновление конфигурации информационной базы
Внимание! Данная статья описывает механизм получения обновления версий конфигурации, которые не используют Библиотеку интернет-поддержки пользователей.
Механизм загрузки исправлений (патчей) реализован в Библиотеке интернет-поддержки пользователей.
Демонстрационная конфигурация «Автоматическое обновление конфигурации информационной базы» предназначена для иллюстрации технологии обновления конфигурации «1С:Предприятия 8» в автоматическом режиме. Конфигурация не является законченным (с предметной точки зрения) прикладным решением, но представляет собой универсальный компонент, готовый для использования в других прикладных решениях.
Методические решения, предложенные в конфигурации, могут использоваться в дальнейших разработках фирмы «1С» в том же или несколько модифицированном виде.
Технология автоматического обновления
Назначение
Механизм автоматического обновления конфигурации информационной базы (далее механизм обновления) рассчитан как на неподготовленных пользователей, так и на администраторов внедрений. Сценарий работы неподготовленного пользователя подразумевает получение и установку обновлений за минимальное количество нажатий кнопок мыши и требует от пользователя минимального набора специальных знаний в области IT. Сценарий работы администратора внедрения предполагает гибкую настройку параметров обновления, включая «отложенную» установку обновлений в указанное время.
Обзор функциональности
Ключевые свойства механизма обновления:
* Настраивается в конкретной прикладной конфигурации и зависит от имеющихся в ней средств отправки сообщений электронной почты. Для повышения оперативности доставки отчетов можно воспользоваться сторонними средствами для интеграции электронной почты с sms-сервисами сотовых операторов.
Получение обновлений через Интернет
ПРИМЕЧАНИЕ
В некоторых организациях для соединения с Интернетом требуется дополнительно указать имя пользователя и пароль для доступа на прокси-сервер. Информацию об использовании прокси-сервера можно получить у администратора локальной сети.
Если веб-сайт поставщика обновлений требует авторизацию, то помощник запросит пользователя указать код и пароль. После нажатия кнопки Далее помощник устанавливает соединение с веб-сайтом, используя указанные код пользователя и пароль, и получает файлы обновления локально на компьютер. Получение файлов обновления с пользовательского сайта может занять продолжительное время, в зависимости от объема конкретного файла и скорости подключения к Интернету.
Установка обновлений
После того как обновление было получено локально на компьютер, помощник предлагает его установить. Установка обновления выполняется от имени текущего пользователя. Поэтому помощник может запросить ввести пароль, если для доступа к информационной базе необходима авторизация. В случае клиент-серверного варианта развертывания системы также может потребоваться ввести имя и пароль администратора кластера серверов.
ПРИМЕЧАНИЕ
В файловом варианте развертывания системы перед началом обновления необходимо завершить работу пользователей, подключенных к информационной базе. В клиент-серверном варианте завершение активных и блокировка новых соединений выполняются автоматически.
При нажатии кнопки Далее помощник выполнит интерактивную установку обновления конфигурации. Процесс обновления конфигурации может занять продолжительное время, в зависимости от производительности компьютера и объема информационной базы. После завершения обновления конфигурации «1С:Предприятие» будет автоматически перезапущено, и система будет готова к дальнейшей работе.
Планирование установки обновлений
В случае клиент-серверного варианта развертывания системы также возможно задавать отложенное по времени обновление. В указанную дату и время механизм автоматически запустит установку обновлений в фоновом режиме. «Отложенный» режим позволяет планировать установку обновлений на время минимальной активности работы с информационной базой, например, на ночь или на выходные.
Для планирования и запуска установки обновлений используется задание Планировщика Windows (Task Scheduler) на локальной машине. Задание планировщика автоматически удаляется после выполнения обновления.
Диагностика нештатных ситуаций
Внедрение в конфигурацию
Поставка
Демонстрационная конфигурация механизма обновления распространяется в виде файла поставки, что позволяет поставить любую прикладную конфигурацию к ней на поддержку. В то же время файл поставки может использоваться для сравнения и объединения с прикладной конфигурацией и без постановки на поддержку. В обоих случаях его можно рассматривать как универсальный компонент, готовый для использования в других прикладных решениях, или «библиотеку».
Требования к веб-сайту поставщика обновлений
Механизм проверки и получения обновлений через Интернет взаимодействует с веб-сайтом поставщика обновлений, к которому предъявляется ряд требований. «Открытая» часть веб-сайта (например, http://downloads.1c.ru/) предоставляет анонимный доступ к информации о доступных обновлениях, в то время как непосредственное получение файлов обновления с «закрытой» части сайта может быть ограничено авторизацией по имени и паролю.
«Открытая» часть сайта содержит файлы с информацией об обновлении в определенном формате:
Имя файла или каталога | Описание |
---|---|
| |
| Документ «что нового» в обновлении |
| Файл с информацией об обновлении конфигурации |
| ZIP-архив с файлом списка всех обновлений конфигурации ( v8cscdsc.xml ) |
«Закрытая» часть сайта (например: http://downloads.v8.1c.ru/tmplts/ ) содержит файлы обновлений:
Имя файла или каталога | Описание |
---|---|
| |
| Название поставщика. Например: 1C. Задается в файле со списком обновлений конфигурации v8cscdsc.xml |
| Название конфигурации. Например: Accounting. Задается в файле со списком обновлений конфигурации v8cscdsc.xml |
| Строка версии конфигурации. Например: 2_1_1_2. Задается в файле со списком обновлений конфигурации v8cscdsc.xml |
| Файл архива поставки обновления конфигурации. Например: 1cv8.zip. Задается в файле со списком обновлений конфигурации v8cscdsc.xml |
| Файл архива c рекламой (опционально) |
Для 1С:Предприятие 8.1 – значение user-agent содержит подстроку «1C+Enterprise/8.1»
Для 1С:Предприятие 8.2 – значение user-agent содержит подстроку «1C+Enterprise/8.2”
Формат файлов обновления
Файл с информацией об обновлении конфигурации UpdInfo.txt содержит параметры:
Файл списка обновлений конфигурации v8cscdsc.xml содержит перечень всех доступных обновлений данной конфигурации в формате:
Файл архива рекламы index.zip содержит обязательный HTML-документ index.htm и произвольный набор вспомогательных файлов. Реклама показывается пользователю во время интерактивной установки обновлений.
Демонстрационный набор файлов для веб-сайта поставщика обновлений
Для получения и установки обновлений через Интернет в демонстрационной конфигурации «Автоматическое обновление конфигурации информационной базы» необходимо:
Требования к компонентам операционной системы Windows
Механизм обновления использует следующие компоненты ОС Windows:
п/п | Наименование компонента и минимальная версия | Комментарии |
---|---|---|
1. | WMI CORE 1.5 | Используется для работы с планировщиком заданий Windows (Task Scheduler). Компонент может отсутствовать в ОС Windows 95, 98 и NT 4.0. В этом случае помощник обновления предлагает пользователю его скачать |
2. | Internet Explorer 5.0 | Необходим для отображения заставки интерактивного обновления конфигурации средствами HTML Application (HTA) |
3. | Microsoft Windows Script Host 5.6 | Необходим для работы скрипта обновления конфигурации в «отложенном» режиме. Компонент может отсутствовать в ОС Windows 95 и NT 4.0 |
Инструкция по внедрению
Рекомендуется проводить внедрение библиотеки в прикладную конфигурацию в три последовательных этапа:
При этом первый шаг следует выполнять только при первом внедрении библиотеки. При обновлении очередной версии библиотеки в прикладной конфигурации все необходимые предусловия, скорее всего, уже будут выполнены.
Этап 1. Обеспечение предусловий и требований к конфигурации
На первом этапе необходимо убедиться, что в конфигурации присутствуют обязательные объекты метаданных и связи между ними. Для проверки предусловий следует руководствоваться общим правилом:
Заменяемость
Если в конфигурации отсутствует указанный модуль, то допускается использовать любой другой глобальный модуль.
Содержит процедуры и функции подсистемы первоначального заполнения и обновления данных информационной базы после изменения версии конфигурации. Экспортируемая процедура ВыполнитьОбновлениеИнформационнойБазы является «точкой входа» в подсистему.
Следует убедиться, что код общего модуля поддерживает выполнение в режиме Внешнего соединения, и при необходимости «обернуть» вызовы клиентских функций в проверки вида «#Если Клиент Тогда…»
Этап 2. Перенос объектов метаданных из библиотеки
На втором этапе выполняется перенос объектов метаданных из библиотеки в конфигурацию «как есть» (если не указано иное):
В модуле определены только декларации (определения) процедур и функций, реализация которых должна выполняться в конкретной конфигурации для интеграции с имеющимися в ней подсистемами или внешними подсистемами:
Общий модуль в библиотеке содержит пример реализации, рассчитанный на совместное использование с модулем УправлениеЭлектроннойПочтой и обработкой Обозреватель
Этап 3. Проверка правильности внедрения
На третьем этапе выполняется сохранение измененной конфигурации и «дымовое» функциональное тестирование. Этап считается выполненным, если не возникает ошибок, связанных с отсутствующими объектами и «дымовое» тестирование завершено успешно. В случае возникновения ошибок, связанных с отсутствующими объектами, необходимо перенести их из библиотеки и повторить третий этап.
Обязательные сценарии «дымового» тестирования:
Для диагностики ошибок при «дымовом» тестировании следует использовать средства, указанные в разделе «Диагностика нештатных ситуаций».
См. также
Поставка демонстрационной конфигурации
Дистрибутив конфигурации находится в каталоге \1CITS\EXE\DemoAutoUpdate82.
После установки файл поставки библиотеки (.cf-файл) автоматически скопируется в каталог шаблонов.