ритуал принесения в жертву
10 чрезвычайно жутких ритуалов разных народов, связанных с человеческими жертвоприношениями
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Жертвенный ритуал кхондов
Сам ритуал длился где-то от трех до пяти дней и начинался с бритья головы жертвы. Затеи жертва принимала ванную, одевала новую одежду и ее привязывали к столбу, покрывая гирляндами цветов, маслом и красной краской. Перед финальным умерщвлением жертве давали молоко, после чего ее убивали и разрезали на куски, затем закапываемые в полях, которые было необходимо благословить.
2. Обряды посвящения элевсинских мистерий
Единственным требованием для вступления в культ было знание греческого языка и то, что человек никогда не совершал убийство. Участвовать в мистериях могли даже женщины и рабы. Большая часть этих знаний была утрачена, но сегодня известно, что церемония посвящения проходила в сентябре. Когда посвященные достигали конца своего долгого пути из Афин в Элевсин, им давали галлюциногенный напиток под названием кикеон из ячменя и мяты болотной.
3. Жертвоприношения ацтеков Тескатлипоке
Ацтеки были широко известны своими человеческими жертвоприношениями, но многое, что происходило во время их священных обрядов, было утеряно. Доминиканский священник Диего Дюран описал огромное количество ацтекских ритуалов, которые он изучал. К примеру, существовал фестиваль, посвященный Тескатлипоке, который считался не только богом дарующим жизнь, но и ее разрушителем. Во время этого фестиваля выбирали в жертву человека, которого приносили в жертву богу. Его выбирали из группы воинов, которые были захвачены из соседних государств.
Основными критериями были физическая красота, стройное телосложение и прекрасные зубы. Отбор был очень строгим, не допускали даже какое-либо пятно на коже или дефект речи. Этого человека начинали готовить к ритуалу в течение года. За 20 дней до ритуала ему давали четырех жен, с которыми он мог делать, что угодно, а также ему стригли волосы, как воину.
В день жертвоприношения этого человека одевали в традиционный костюм Тецкатлипоки, вели в храм, после чего четверо жрецов хватали его за руки и ноги, а пятый вырезал ему сердце. Тело затем сбрасывали вниз по лестнице храма.
4. Месса святого Секера
Сэр Джеймс Джордж Фрэзер был шотландским антропологом, который изучал эволюцию магии в религии. В своем труде он описал страшную темную мессу, которая проводилась в французской провинции Гасконь. Лишь немногие священники знали эту церемонию, а помиловать человека, который провел ее, мог только сам папа.
По словам Фрейзера, дальнейший ритуал невозможно даже описать, настолько он ужасный. Месса делалась с определенной целью — человек, на которого она была обращена, начинал чахнуть и в конце концов умирал. Врачи при этом не могли поставить диагноз и не могли найти лечения.
5. Каванга-Вэр
Согласно убеждениям маори, чтобы сделать новый дом безопасным для его жителей, нужно провести специальный церемониальный ритуал. Поскольку деревья, которые были срублены для строительства дома, могли разгневать бога леса Тане-Махута, люди хотели задобрить его. К примеру, древесные опилки никогда сдували при стройке, а их аккуратно смахивали, поскольку дыхание человека могло осквернить чистоту деревьев. После того, как дом был закончен, над ним произносили священную молитву.
Первым человеком, который входил в дом, была женщина (для того, чтобы сделать дом безопасным для всех других женщин), а затем внутри дома готовили традиционные продукты и кипятили воду, чтобы убедиться, что это безопасно можно делать. Зачастую при освящении дома проводили ритуал жертвоприношения детей (это был ребенок семьи, которая заселялась в дом). Хоронили жертву в одной из опорных стоек дома.
6. Литургия Митры
Литургия Митры — нечто среднее между заклинанием, ритуалом и литургией. Эта литургия была найдена в Большом Парижском магическом кодексе, который был написан предположительно в 4 веке. Ритуал проводился с целью возвышения одного человека через различные уровни небес к различным богам пантеона. (в самом конце находится Митра).
Ритуал выполнялся в несколько этапов. После вступительных молитв и заклинаний дух проходил через различные элементы (в том числе, через гром и молнию), а затем представал перед стражами дверей к небу, судьбой и перед самим Митрой. В литургии также содержались инструкции по подготовке защитных амулетов.
7. Ритуал Барцабеля
Согласно учению Алистера Кроули, Барцабель является демоном, который воплощает в себе духа Марса. Кроули утверждал, что вызывал этого демона и разговаривал с ним в 1910 году. Сверхъестественное существо рассказало ему, что скоро грядут крупные войны, которые начнутся с Турции и Германии, а также, что эти войны приведут к уничтожению целых народов.
Кроули подробно описал свой ритуал для вызова демона: как нужно рисовать пентаграмму, какие имена в нее вписывать, какую одежду должны носить участники ритуала, какие сигилы использовать, как устанавливать алтарь и т. д. Весь ритуал был невероятно длинным набором призывов и разнообразных действий.
8. Жертвенные вестники Уньоро
Джеймс Фредерик Каннингем был британским исследователем, который жил в Уганде во время британской оккупации и документировал особенности местной культуры. В частности, он рассказал о ритуале, который практиковался после смерти короля. Вырывалась яма около 1,5 метра в ширину и 4 метра в глубину. Телохранители мертвого короля шли в деревню и хватали первых девять мужчин, которых они встречали. Этих людей бросали в яму живыми, а затем в яму помещали тело короля, завернутое в кору и коровью кожу. Затем над ямой натягивали покров, сшитый из кож и строили поверху храм.
9. Головы Наска
В традиционном искусстве перуанского племени Наска постоянно встречалась одна вещь — отрезанные головы. Археологи установили, что с головами жертв проводили обряды и ритуалы только две южноамериканские культуры — наска и паракас. После того, как голову жертвы отрезали обсидиановым ножом, с нее счищали кусочки костей и извлекали глаза и мозг. Через череп пропускалась веревка, с помощью которой голову крепили к плащу. Рот скрепляли, а череп заполняли тканью.
10. Капакоча
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Единство перед лицом смерти. Зачем древним обществам были нужны человеческие жертвоприношения
Овладеть временем и пространством и объединить коллектив перед лицом смерти — именно для этого наши предки приносили в жертву других людей. Впрочем, мы недалеко от них ушли: мифы о жертве до сих пор удерживают нации в единстве.
Жертвоприношения — это наше общее
Многие антропологи XX века придерживались мнения, что человеческие жертвоприношения не были универсальны для всех культур Земли. Возможно, они по ситуации заменяли похожие ритуалы с участием животных. Однако такая точка зрения скорее этическая, а не строго научная, потому что хорошо известны свидетельства о распространении человеческих жертвоприношений у древних евреев и греков, в Древнем Риме, Индии, Африке, Полинезии, в доколумбовой Америке.
Даже типы и формы жертвоприношений у различных племен и народов имеют много общего. Это не только говорит о психологическом сходстве, но и свидетельствует о параллелях эволюционного развития не связанных друг с другом древних культур.
Для первобытного мышления было важно постоянно существовать в Космосе, то есть в организованном, понятном, объясненном мире.
По мнению философа Мирчи Элиаде, жертвоприношение играло роль священного ритуала овладения пространством, временем, природой, которые первоначально не воспринимались как свои и которые надо было освятить, чтобы создать «свой Мир».
В мифологиях различных народов есть схожие мифы о рождении мира в результате жертвы, причем речь идет об акте самопожертвования человека или бога. Таковы миф об Имире в германской мифологии, о Пуруше в индийской, о Пан-ку в китайской. В другой группе мифов из плоти пожертвованного первого существа рождается не только мир в целом, но и его детали: съедобные растения, человеческие расы, общественные классы.
Убийство людей, конечно, не было единственным способом общения с богами — человеческое жертвоприношение находилось наверху иерархии, перед убийством животных, подношением растительных даров или обманок (подмена обещанного Юпитеру скота таким же количеством головок чеснока в Древнем Риме или китайская практика поднесения животных, вырезанных из бумаги). Со временем во многих культурах в ритуалах с людьми снижался уровень жестокости.
У тлинкитов Северной Америки бытовал жестокий обычай: при постройке дома в ямы, вырытые под опорные столбы, бросали тело человека. Позже жертвоприношение приняло символическую форму: раба заставляли влезать в каждую из вырытых ям, а потом отпускали на волю. Дальнейшим смягчением стала традиция класть под углы строящегося дома горсть зерна, клок шерсти или серебряную монету.
Британский религиовед Джеймс Джордж Фрейзер объяснял упрощение жертвоприношений тем, что из всесильного средства поддержания жизни они постепенно превращались в заурядную практику.
Исчезают духовное упование, вера, энергия благоговения, сакральность, которые вкладывались в ритуал, оставалась лишь материальная форма как последовательность действий. И тогда духовный акт жертвоприношения превращался в слепую традицию.
Читайте также
Публичные смерти объединяют сообщества
Французский философ Жорж Батай рассуждал об интеграционных функциях жертвоприношений. В прошлом жизнь человека намного больше зависела от того сообщества (будь то племя или город), внутри которого он обитает, — в первую очередь в связи с желанием «не умереть от голода» или «спастись от врагов». Соответственно, нужны были действующие механизмы, прочно объединяющие группы людей. Одним из них Батай называет жертвоприношения.
Батай в труде «Внутренний опыт» пишет, что перед лицом смерти люди еще сильнее чувствуют потребность в объединении. Чтобы ярче ощутить, что значит быть живым, племена и народы прибегали к жертвоприношениям — и человеческие в данном случае были намного эффективнее:
Жертвоприношения также могут быть ответом общества на исторические потрясения: войны, эпидемии, революции. Если речь идет о крупных исторических событиях, то, помимо рядовых жертвоприношений, можно столкнуться с символическими, когда убийство одного человека становится знаком больших перемен. В символических жертвоприношениях может максимально глубоко раскрыться исторический смысл того или иного общества: народ отвечает на вызов истории и сообщает, куда готов двигаться дальше.
Структура жертвоприношения и метафизика
Жертвоприношение — это ритуал, в котором каждый элемент должен строго соответствовать правилам. Не забавы ради, а в силу символизма: любая деталь помогает понять, как именно тот или иной народ общался с богами.
Британский антрополог Эдмунд Лич в труде «Культура и коммуникация» выделяет в физическом пространстве жертвоприношения три основные зоны:
Для понимания жертвоприношений важна также их событийная структура. В христианстве все события редуцируются до одного центрального — жертвоприношения Иисуса Христа. В архаических же культах ритуал часто был разбит на несколько частей.
Только рассмотрение группы жертвоприношений в сумме позволяет понять их смысл.
Чаще всего жертвенные акты делились на части во время праздников. Например, праздник Пасола на острове Сумба определяется тремя взаимосвязанными жертвоприношениями. Первое выполняет гадательную функцию и определяет начало следующих. Второе открывает праздник и отсылает к мифическому учредительному жертвоприношению морской богини. Завершает праздник битва, отождествляемая с жертвоприношением.
Может быть интересно
У качинов северной Бирмы обряд защиты созревающего риса включает в себя последовательность жертвоприношений. В первый день каждая деревенская семья делает жертвоприношение своему духу-предку, охраняющему дом. На второй день жертва приносится духам — предкам бывших вождей деревни и отдельно — духам — предкам нынешнего вождя. Утром третьего дня рядовое население почитает духа неба Моучоу (или Муше) и его дочь Бунгпой, деревенская верхушка обращается к духу Мадайн, а вечером глава деревни делает подношение верховному духу земли — Шадину.
Символические жертвоприношения от Сократа до холокоста
Жертва функционирует в роли катализатора, инициирующего исторический процесс. Кроме того, жертва — это способ засвидетельствования, «присвоения и приручения» события в истории, которое оттого становится памятным.
Если настоящие жертвоприношения со временем ушли из «цивилизованной» культуры, то символические лишь преобразились.
Философ Рональд Кордеро пишет о том, что в современных развитых обществах человеческое жертвоприношение практикуется повсеместно — в военных операциях, при принятии структурных решений в промышленности и сельском хозяйстве, при массовых вакцинациях населения.
В работе «Человеческие жертвоприношения сегодня» он указывает на гибель солдат во время военных действий, которую можно интерпретировать как их добровольное самопожертвование ради победы. Но там, где человеческие смерти нельзя выдать за самопожертвование, особенно смерти среди мирного населения во время военных действий, их замалчивают, выдают за результаты стечения случайных обстоятельств.
Руководители, принимающие решения, например, о применении в сельском хозяйстве пестицидов, которые увеличат урожайность, но повысят смертность среди сельскохозяйственных рабочих, не называют их принесением жертвы. Власть представляет свои действия не как жертвоприношения, а всего лишь как менеджмент. Политики стремятся избежать ритуализации, чтобы не брать на себя роль жрецов, которую они по факту исполняют. Власть не может не приносить жертвы, но при этом конструирует образ «чистой жизни» в ситуации, когда явное человеческое жертвоприношение табуировано.
Читайте также
Философы пытались спроецировать идею жертвоприношения и на более глобальные трагедии: например, на холокост как жертву во имя победы национал-социализма. Такие мыслители, как Агамбен, Нанси и Александер, опровергали подобную идею. При этом один из их аргументов заключался в том, что нацисты всячески избегали ритуальных действий и старались не относиться к убиваемым людям как к людям. Ицхак Дугин, бывший заключенный концлагеря, рассказывал:
«Немцы запрещали произносить слова «смерть» и «жертва», потому что это не тела, а просто деревянные чурбаны, ничего не значащие вещи, дерьмо, мусор. Стоило кому-нибудь сказать «смерть» или «жертва», как его избивали. Немцы внушали нам, что мы должны называть трупы Figuren, то есть «марионетками», «манекенами», или Shmattes, то есть «ветошью».
Философ Андрей Сериков утверждает, что в подобных действиях также можно увидеть ритуальный порядок — только здесь он заключается в изображении того, что ритуала на самом деле нет. Если бы нацисты действительно могли манипулировать жизнями заключенных как расходным материалом, им бы не приходилось запрещать какие-то слова. Здесь же налицо элемент ритуального осквернения, которое требуется для того, чтобы человека можно было пожертвовать, сделав вид, что это не жертва.
Жертвоприношение
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Human Sacrifice. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Как! Боги есть у вас, которые едят? | » |
— Из старой русской басни |
« | Мы зарежем, будешь жертвой, Был живой, а будешь мЕртвый. | » |
— Из спектакля о доколумбовой Америке |
В древности люди обходились с богами попросту: ты мне, я тебе. То есть, чтобы бог что-нибудь для людей сделал (или, наоборот, не делал), надо было ему/ей сначала что-нибудь дать. Или потом дать, после того, как сделал.
Формы жертвоприношений были разные: клали на алтарь, бросали в воду, зарывали в землю, сжигали, чтобы дым вознёсся к небесам … что подсказывало воображение.
В более современные времена предметы, принесённые в жертву, держали в храмах и считали принадлежащими богу, то есть — священными (отсюда латинское слово sacrificium, вошедшее почти во все европейские языки: «священное действие»). Кто тырил священные предметы, тому делали особенно сильный атата и айяйяй, потому что кража или уничтожение таковых могли накликать гнев бога на весь коллектив. Например, Агамемнон увёл в наложницы дочь жреца Хриса — и Аполлон за это напустил чуму на весь ахейский лагерь. Кража священных предметов (есть ещё русское слово «святотатство») во многих культурах считалась более серьёзным преступлением, чем убийство.
В общем, у каждого народа было своё понимание процесса, но в общем и целом жертвоприношения подразделялись на три части:
Иногда жертвоприношение бывало спонтанным. Например, Поликрат однажды ужаснулся своему богатству и удаче: боги обзавидуются и накажут. Он снял с себя самый любимый и дорогой перстень и бросил в море: нате, боги, не завидуйте. Но на следующий день его повар принёс ему перстень, вынутый из рыбы: боги взятку не приняли.
В иных случаях считалось правильным и уничтожить какую-нибудь драгоценную штуку. Например, в колодец Чичен-Итца бросали золотые и серебряные сосуды.
Но дальнейшая статья главным образом не об этом. А о том, когда больное воображение людей доходило до человеческих жертвоприношений.
В ряде культур (например, в античной Греции или Скандинавии) оно рассматривалось как вариант крайний и экстремальный, последнее средство: послать к богам гонца, чтоб не могли отвернуться и отказать. В других культурах оно было поставлено на поток — например, в центральном храме Теночтитлана конкистадоры с омерзением обнаружили больше ста тысяч черепов жертв, накопившихся за годы. Финикийцы тоже жгли. В буквальном смысле. Маленьких детишек (правда, среди историков существует весьма обоснованное мнение, что масштабы их жертвоприношений очень серьёзно преувеличены. Тот же тафет мог быть просто местом погребения любых детей, не обязательно принесённых в жертву). А кельты с этрусками наоборот считали, что богам и преступники покатят.
Иногда человеческие жертвоприношения делали с прикрученным фитильком — жертву не убивали, а просто пускали кровь (особенно этим отличились индейцы майя) или отрезали часть тела. Или же посвящали богу и отдавали в храм на вечное служение. Формой жертвоприношения была и храмовая проституция.
В современной масскультуре жертвоприношение практикуют персонажи отсталые и мрачные. Оно является непременным атрибутом голливудского язычества или голливудского сатанизма. Маньяк в фильме ужасов может предаваться зловещим ритуалам, или чернокнижник вызывать с помощью жертвы всякую нечисть.
Содержание
Примеры [ править ]
Примеры, связанные с кастом магии крови — в соответствующую статью
Как принести жертву богам
Ритуальные крики, ячменная крупа, позолоченные рога и другие важные детали одной церемонии жертвоприношения
Слово «жертвоприношение» обозначает разные древнегреческие обряды, совершаемые в разных обстоятельствах и с разными целями. Это и подношение богам фруктов, зерна и лепешек, и сжигание ладана, и убийство животных с последующим съедением оставшегося мяса, и сжигание животных целиком, и ритуальное возлияние вина, молока, меда, воды или масла, и пролитие жертвенной крови для скрепления клятвы.
Самый распространенный тип жертвоприношения у древних греков — заклание домашнего скота — назывался thysia («тисия»). Мясо частично сжигали: богам доставался дым, участникам церемонии — мясо.
У греков не было отдельного класса жрецов, поэтому жертвоприношение мог совершить кто угодно. Для разделывания мяса часто звали мясника. Жертвоприношение совершали не внутри храма, а рядом с ним, у алтаря на открытом воздухе. Часто устраивались камерные домашние жертвоприношения в кругу семьи. Если после ритуала планировался обед или ужин, ритуальный пир устраивали в специальных помещениях при святилище или дома. Иногда жертвенное мясо продавалось, но все же большинство костей домашних животных находят именно в святилищах. Получается, греки почти всегда ели мясо после ритуального заклания животного — то есть достаточно часто, если судить по сохранившимся календарям с указаниями, когда и каким богам приносить жертвы. Большое количество скота закалывали по случаю ежегодных городских праздников. Во время частных обрядов, как правило, обходились одним некрупным животным.
Правила церемонии не были сведены в жесткую систему: в разных полисах последовательность действий варьировалась. О разных типах, способах и процедурах жертвоприношения мы знаем из специальных ритуальных текстов, которые имели статус законов и высекались в камне для всеобщего обозрения. Среди других источников — античная литература, вазопись, рельефы, а с недавнего времени еще зооархеология (анализ остатков животных, принесенных в жертву). Эти свидетельства позволяют понять некоторые закономерности thysia и реконструировать особенности обряда.
1. Выберите жертву
Сначала нужно определить бюджет жертвоприношения. Самое дорогое животное — корова. Если грядет большой праздник (например, богини — покровительницы города), имеет смысл потратиться, например, на 50 коров. А вот поросята — дешевый вариант, который используется в ритуале очищения: кровью животного опрыскивают участников обряда, а само мясо не едят. Самое распространенное жертвенное животное — овца: идеальное соотношение цены и качества. Выбор животного зависит еще от того, кому предназначена жертва. Тут важно все — возраст животного, пол и цвет. Богам подойдут самцы, а богиням — самки. Животных черного цвета приносят в жертву подземным хтоническим богам. Прежде чем начать ритуал, сверьтесь со специальными календарями и другими ритуальными текстами: например, 12-го числа месяца анфестериона (приходится на наши февраль — март) богу вина Дионису нужно приносить в жертву темно-рыжего или черного козленка с непрорезавшимися зубами, а богине плодородия Деметре в месяце мунихионе (апрель — май) — беременную овцу. Богине ночного колдовства Гекате придется принести в жертву собаку, но это уже другой тип жертвоприношения: собачину греки не ели.
Важный совет: Не приносите в жертву людей, даже если вы прочитали об этом в древнегреческих мифах и литературе. Человеческих жертвоприношений в Греции не засвидетельствовано.
2. Найдите профессионального музыканта
Каждый этап ритуала должен сопровождаться музыкой. Хорошее исполнение радует богов и располагает их к обряду. Специальные обрядовые гимны называются просодии и пеаны. Первые следует петь, пока животное ведут к алтарю (музыка задает ритм процессии), вторые — уже у самого алтаря. Пение происходит под аккомпанемент дудки — авла. Пока играет авлет, процессия ждет благоприятных знамений, чтобы начать церемонию. Логика богов, впрочем, не всегда понятна. Так, Плутарх рассказывает историю про музыканта Исмения, который долго играл на флейте, а знамений все не было. Тогда нетерпеливый заказчик жертвоприношения отобрал флейту у профессионала и неумело заиграл сам, и только тогда жертвоприношение состоялось. На что Исмений ответил, что его музыка нравилась богам, вот они и не спешили с решением, но, услышав музыку дилетанта и решив от нее поскорее избавиться, они все-таки приняли жертву.
Важный совет: Авлету придется заплатить, но можно это сделать, поделившись с ним жертвенным мясом.
3. Помойтесь и нарядитесь
Праздничное настроение — это важно. Сходите в бани, наденьте нарядные белые одежды и украсьте голову венком. У алтаря можно разуться, чтобы подчеркнуть священный характер происходящего. Важно не только нарядиться самому, но и нарядить жертву, ведь для животного участие в обряде — большая честь. Позолотите рога корове, как это сделал старец Нестор в «Одиссее», чтобы порадовать богиню Афину (эту услугу можно заранее заказать у кузнеца). Если финансы не позволяют, просто повяжите банты и намотайте венки вокруг головы и живота жертвы.
Важный совет: В афинских законах говорится, что жертвоприношение Афине должно быть максимально прекрасным, поэтому, если вы посвящаете ей праздничную церемонию, смело требуйте на торжества и украшения побольше денег из городского бюджета.
4. Организуйте шествие
Важный совет: Если вы не знаете, где набрать участников процессии, позовите домочадцев, детей и рабов. Жена, невестки и дочери будут нужны для исполнения ритуального женского крика ololygmos во время заклания жертвы. До конца неясно, зачем нужен был крик — то ли чтобы заглушить рев животного, то ли чтобы отметить важность происходящего.
5. Не забывайте о деталях
Сфагейон — сосуд для сбора крови. Каносса, конец IV — начало III века до н. э.
Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина / Wikimedia Commons
Во время разделки самое главное — правильно отделить те части мяса, которые полагаются богам. Обычно это бедренные кости. Их нужно очистить от мяса, завернуть в жир и сверху прикрыть другими кусками небольшого размера. Лучшие куски мяса можно оставить себе: как показывает опыт Прометея, боги все равно ничего не заметят. Добавьте на алтарь хвост с крестцом, желчный пузырь и любые другие внутренние органы. Сожгите. Важно, чтобы дым шел в небо, к богам. Пролейте на алтарь немного вина — чтобы богам было чем запить мясо. Чтобы разделать и приготовить оставшееся мясо, лучше позвать мясника. Теперь приступайте к праздничному ужину. Не забудьте отдать лучшие куски самым почетным гостям.
Важный совет: Внимательно следите за знамениями. Например, за тем, как ведет себя в огне хвост животного или что происходит с внутренними органами. Правильное толкование позволит понять, понравилась ли богам церемония. Хорошие знаки, когда хвост в огне закручивается, а печень здоровая, с равными долями. Если обряд совершается перед битвой, о победе говорит сильный огонь, уничтожающий всю жертву целиком. Дурными знамениями являются скудное пламя, а также брызги от сжигания желчного пузыря и других внутренних жидкостей.