Олень прорубь рояль щавель шампунь что лишнее
Олимпиада по русскому языку 3 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Олимпиада по русскому языку
Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки:
Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр
Замени выражения одним глаголом:
Клевать носом – _________________ Зарубить на носу – ___________________
Чесать языком – _________________ Дать стрекоча – ____________________
Ломать голову – __________________
3. Запиши: а) 3 слова, в которых букв больше, чем звуков;
б) 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.
4. В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его:
А) Молоко, бревно, пальто, число, весло.
Б) Клевета, забота, весна, победа, истина.
В) Звук, жест, долг, глаз, рукав.
Г) Они, мы, сани, вы, ты.
Д) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.
5. Запиши пословицы, в которых встречается слово «семь»___________________
6. Запиши к выделенным прилагательным противоположные по смыслу слова:
Свежее утро – _______________ утро; свежая булка – ________________ булка;
Свежая рыба – ______________ рыба; свежая газета – ______________ газета;
Свежая блузка – ______________ блузка.
7. Однажды Незнайка составил 12 слов из слова «команда». Какие из них он включил в список неправильно? Подчеркни их.
8. Вставь подходящие по смыслу предлоги.
Покатился _____ огород,
Докатился _____ ворот,
Подкатился _____ ворота,
Добежал ______ поворота,
Там попал ______ колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все!
9. Запиши слова по группам: а) слова, родственные слову «нос», б) слова, родственные слову «носить: поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.
10. В каких из перечисленных ниже глаголах можно по-разному поставить ударение? Подчеркни их.
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.
Трудиться, засучив рукава, Проглотить язык.
Потерять голову, Работать спустя рукава.
Пропустить мимо ушей, Навострить уши.
13. Подчеркни пары слов, которые не являются словосочетаниями:
Утренний туман, сидел в овраге, кричал петух, вышел из школы,
написал ему, он слушал.
— на этой осе в октябре позолота ос_ _ а.
— а эта растёт на лугу и болотах ос_ _ а.
— у этой на лапках зелёные иглы _ ос _ а.
— эта по классу крадётся, как мышь _ о _ с _ _ _ _ а
15. Из данных слогов составь 4 двусложных слова: лу, рог, се, на, но, то, пи,
ле. Запиши эти слова__________________________________________
16. Расшифровать и записать 3 слова, которые обозначены числами, по их месту в алфавите:
1,13,22,1,3,10,20; 2,21,12,3,1,30; 4,18,1,14,16,20,1; 21,25, 6, 15, 10, 12
17. Запиши правильно предложение:
НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ПЯТЬ АРБУЗОВ.
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
18. Запиши, что означают фразеологизмы:
Витать в облаках,_________________________________________________
Плясать под чужую дудку,__________________________________________
19. Подбери слова, близкие по значению.
20. По какому признаку объединены слова: работать, трудиться, делать, выполнять, мастерить. Обведи 1 правильный ответ.
A – в этих словах одинаковое количество букв;
B – в этих словах одинаковое количество слогов;
C – эти слова близкие по смыслу;
D – эти слова имеют одинаковый состав;
E – нет общего принципа.
Ответы к олимпиаде по русскому языку в 3 классе.
1 Малыши, лужицы, подъезд. (3 балла)
2 Дремать, запомнить, болтать, убегать, думать. (5 баллов)
3 Возможные варианты: а) пальто, конь, тетрадь;
б) юла, рисую, ёжик. (6 баллов)
4 Лишние слова: а) пальто (нескл.) или молоко (3слога);
г) сани (существительное);
д) прорубь (ж.р.) (5 баллов)
5 Семь бед – один ответ.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, а один – отрежь.
Один с сошкой – семеро с ложкой.
У семи нянек дитя без глазу. (1 балл за каждую пословицу)
6 Теплое утро; черствая булка; тухлая (испорченная) рыба; вчерашняя (давнишняя) газета; несвежая (грязная) блузка. (5 баллов)
7 Лишние слова: карман, мандат, анаконда. (3 балла)
8 В, до, под, до, под. (5 баллов)
9 А) Носорог, носик, утконос, переносица, носатый.
Б) Поднос, носилки, носильщик, носитель, вынос. (по 0,5 балла за каждое правильное слово)
10 Вычитать, рассыпать, выкупать, вырезать, отрезать.(5 баллов)
Трудиться, засучив рукава, Проглотить язык.
Потерять голову, Работать спустя рукава.
Пропустить мимо ушей, Навострить уши.
12. Восстанови слова, поменяв буквы местами. Запиши эти слова.
Кожал – ложка 4 балла
13. Подчеркни пары слов, которые не являются словосочетаниями:
Утренний туман, сидел в овраге, кричал петух , вышел из школы,
— на этой осе в октябре позолота ос_ _ а. осина
— а эта растёт на лугу и болотах ос_ _ а. осока
— у этой на лапках зелёные иглы _ ос _ а. сосна
— с этою спит в колыбельке малыш _ ос _ а . соска
15.Из данных слогов составь 4 двусложных слова: лу, рог, се, на, но, то, пи, ле.
Запиши эти слова. луна, пирог, сено, лето 2 балла
16. Расшифровать и записать 3 слова, которые обозначены числами, по их месту в алфавите:
Алфавит букварь грамота ученик 4 балла
17. Запиши правильно предложение:
Н Е БОЙСЯ МОРОЗОВ, С ЕРЁЖА М ОРОЗОВ.
К ОЛЯ А РБУЗОВ КУПИЛ ПЯТЬ АРБУЗОВ.
Н АШ Ш АРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. 3 балла
Знать назубок – очень хорошо (отлично) знать 3 балла
20. По какому признаку объединены слова: работать, трудиться, делать, выполнять, мастерить Обведи правильный ответ.
A – в этих словах одинаковое количество букв;
B – в этих словах одинаковое количество слогов;
C – эти слова близкие по смыслу;
D – эти слова имеют одинаковый состав;
E – нет общего принципа.
Ответ: C – эти слова близкие по смыслу 1 балл
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-322456
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Олимпиада по русскому языку (3 класс)
Олимпиада по русскому языку для учеников 3 класса…
Олимпиада (осенняя сессия)
Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр
2. Замени выражения одним глаголом:
Клевать носом – _________________
Зарубить на носу – ___________________
Чесать языком – _________________
Дать стрекоча – ____________________
Ломать голову – __________________
а) 3 слова, в которых букв больше, чем звуков;
б) 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.
А) Молоко, бревно, пальто, число, весло.
Б) Клевета, забота, весна, победа, истина.
В) Звук, жест, долг, глаз, рукав.
Г) Они, мы, сани, вы, ты.
Д) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.
Свежее утро – _______________ утро;
Свежая булка – ________________ булка;
Свежая рыба – ______________ рыба;
Свежая газета – ______________ газета;
Свежая блузка – ______________ блузка.
Покатился _____ огород,
Докатился _____ ворот,
Подкатился _____ ворота,
Добежал ______ поворота,
Там попал ______ колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все!
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.
11. Замени высказывания одним сложным словом с соединительной гласной.
Человек, который любит трудиться — _____________________________
Ферма, на которой разводят птицу — ______________________________
Человек, который любит принимать гостей- _______________________
(автор: Дичко Е.А. г.Гулькевичи)
12. Вставь пропущенные буквы.
Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал…зал.
Кот под снегом пос…дел и мгновенно пос…дел.
Ответы:
1. Малыши, лужицы, подъезд. (3 балла)
2. Дремать, запомнить, болтать, убегать, думать. (5 баллов)
3. Возможные варианты: а) пальто, конь, тетрадь; б) юла, рисую, ёжик. (6 баллов)
4. Лишние слова: а) пальто (нескл.) или молоко (3слога); б) весна (2 слога); в) рукав (5 букв); г) сани (существительное); д) прорубь (ж.р.) (5 баллов)
5. Семь бед – один ответ.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, а один – отрежь.
Один с сошкой – семеро с ложкой.
У семи нянек дитя без глазу. (1 балл за каждую пословицу)
6. Теплое утро; черствая булка; тухлая (испорченная) рыба; вчерашняя (давнишняя) газета; несвежая (грязная) блузка. (5 баллов)
7. Лишние слова: карман, мандат, анаконда. (3 балла)
8. В, до, под, до, под. (5 баллов)
10. Вычитать, рассыпать, выкупать, вырезать, отрезать.(5 баллов)
11.Трудолюбивый, птицеферма, пароход, гостеприимный, обезболивающее(болеутоляющее.) (5 баллов)
12. Шарик рану зализал, с костью в будку залезал. Грязной тряпкой окна трут, бесполезный это труд. Кот под снегом посидел и мгновенно поседел. (3 балла)
Олимпиада (зимняя сессия)
1. Подберите русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
2. Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
2. Составьте слово, если в нём:
3. Расставьте ударение в словах:
Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свёкла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
4. Среди этих букв спрятались имена собственные и названия. Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их:
И – В – А – Н – О – В – О – Л – Г – А – Л – Я
5. Подчеркните существительные, у которых нет формы единственного числа:
Жалюзи, усы, очи, торты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы.
6.Подчеркните слова, в которых количество букв и звуков совпадает:
Маяк, объём, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
7. Какие слова можно отнести к разным частям речи:
Рой, мой, закрой, печь.
Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи являются.
8.Какие из данных слов являются сложными? Выпишите эти слова, выделите корень.
Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.
1. Мел в мелкое место на реке.
3. Тракториста в машину.
10. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
11. Перед вами предложение, придуманное замечательным лингвистом Л. В. Щербой. Укажите какой частью речи является каждое слово. Пофантазируйте, что значит эта фраза. (5 баллов)
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
12. Вставьте пропущенные знаки препинания так, чтобы стал понятен смысл стихотворения С. Бондаренко. (4 балла)
Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелках всё там варят с солью
В реке там рыба на бугре
Ключи к олимпиадным заданиям
1. 1) тише едешь, дальше будешь; 2) Язык до Киева доведет (2 балла, возможны варианты)
2. Приморский — При-мор-ск-ий (1 балл)
3. тОрты, слИвовый, звонИшь, алфавИт, свЁкла, стАтуя, цемЕнт, столЯр, жалюзИ. (за каждое правильное слово 1 балл)
4. Иван, Волга, Галя, Иваново (за каждое слово 1 балл)
6. Объём, окрестные, якорь. (3 балла)
7. Рой (рой-сущ. «рой пчел», рой-глагол «рой яму»), мой (местоимение и мой-глагол «мой пол»), печь (печь сущ. «русская печь», печь- глагол «печь блины») (4 балла за каждое слово, если составлены предложения с каждой частью речи)
8. Землекоп, теплоход. (2 балла)
9. 1-Мель, 2- полька, 3- трактор, 4-рыбак, 5- столовая (за каждое слово 1 балл)
10. Картина; паровоз (2 балла)
11. «глокая»- определение выражено прил, «куздра»-подлежащее выраж.сущ., «штеко»-обстоятельство выраж. наречием, «будланула»-сказуемое выражан. глаг., «бокра»-допол. выраж. сущ., «кудрячит»-сказ. выраж. глаг, «бокренка-«допол. выраж. сущ
12. 4 балла. (Возможные варианты расстановки знаков препинания)
Едят там вилками, компот
Там пьют из чашек, бутерброд
Из хлеба с сыром там, котлеты
Из мяса свежего, конфеты
С начинкой сладкой, суп с фасолью
В тарелках, всё там варят с солью,
В реке там рыба, на бугре
Этот запутанный текст “распутается” и станет вполне понятным, если в нем правильно расставить точки.Едят там вилками компоттам пьют из чашек бутерброд из хлеба с сыром там котлеты из мяса свежего конфеты с начинкой сладкой суп с фасолью в тарелках все там варят с солью в реке там рыба на бугре мычит корова на дворе собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. | Вот как выглядит этот текст в “распутанном” виде.Едят там вилками. Компоттам пьют из чашек. Бутерброд из хлеба с сыром там. Котлеты из мяса свежего. Конфеты с начинкой сладкой. Суп с фасолью в тарелках. Все там варят с солью. В реке там рыба. На бугре мычит корова. В конуре собака лает. На заборе поет синичка. В коридоре играют дети. На стене висит картина. На окне узоры инея. В печурке горят дрова. В руках девчурки нарядная там кукла. В клетке ручной щегол поет. Салфетки там на столе лежат. Коньки к зиме готовят там. Очки лежат для бабушки. Тетрадки всегда содержатся в порядке. |
Олимпиада (весенняя сессия)
Тестовые задания (А)
1. Укажите побудительное предложение.
А) В нашей стране любят спорт
Б) Спорт делает людей сильными
В) Он укрепляет здоровье
Г) Занимайтесь спортом, бегайте, прыгайте и будьте здоровы
2. Укажите группу слов, в составе которых есть приставка.
А) входят, поляночка, солнышко, списал
Б) продвигаются, надел, нашли, здоровье
В) переносишь, выход, накормит, подъехал
Г) пропуск, подписать, вышел, продукт
3. Укажите слово, в котором ь обозначает мягкость согласного.
А) веселье
Б) сучья
В) пальто
Г) листья
4. Изменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых родственных слов, называется…
А) окончанием
Б) приставкой
В) суффиксом
Г) корнем.
5. Прочитай предложение: На берёзе распустились клейкие листочки.
Каким членом предложения в нём является слово распустились?
А) второстепенным членом подлежащим
Б) подлежащим
В) сказуемым
6. Сколько предложений в тексте?
В лесу есть овраг там у лисы глубокая нора в норе пятеро лисят лиса несёт добычу своим деткам она тихо крадётся по земле.
А) 3
Б) 4
В) 5
7. Определи, в каком слове звуков больше, чем букв
А) веер
Б) дятел
В) орёл
8. Укажи слово с приставкой
А) стон
Б) смех
В) свет
Г) сход
9. Какие части слова, кроме корня, имеются в слове избушка
А) приставка и суффикс
Б) суффикс и окончание
В) приставка и окончание
Г) приставка, суффикс и окончание
10. В каком слове есть непроизносимый согласный [т]
А) радос…ный
Б) небес…ный
В) прекрас…ный
Открытые вопросы (В)
Вопрос 1
Выпишите из предложений слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите рядом проверочное слово.
Правый берег речки крут. Стрижи свили там гнёзда.
Вопрос 2
Запиши слова по группам:
А) слова, родственные слову «нос»
Б) слова, родственные слову «носить:
поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.
Вопрос 3
В каких из перечисленных ниже глаголах можно по-разному поставить ударение?
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.
Вопрос 4
В каждой группе слов найди «лишнее».
А) Молоко, бревно, пальто, число, весло
Б) Клевета, забота, весна, победа, истина
В) Звук, жест, долг, глаз, рукав
Г) Они, мы, сани, вы, ты
Д) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь
Вопрос 5
Выбери только однокоренные слова:
Лес, лесник, прелесть, лесной, лесничий, лесенка, перелесок, лесником, лесничество, слесарь, у лесника.
Творческие задания (С)
Задание 1
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) Однажды зимой они поехали в тайгу.
2) Звали их Чук и Гек.
3) Там далеко от дома, работал их папа.
4) В одном городе жили два мальчика.
Задание 2
Составьте как можно больше слов из букв слова «фломастер»
Задание 3
Запишите слова, которые можно поставить между двумя словосочетаниями. Каждое слово, употреблённое в одном смысле, имеет значение левого столбика, а в другом смысле – значение правого столбика.
Задание 4
Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно
К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л
Задание 5
Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Ответы на тесты (А)
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | Г | В | В | В | В |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | В | А | Г | Б | А |
Ответы на открытие вопросы (В)
Ответ на вопрос 1: стрижи — стриж
Ответ на вопрос 2:
А) Носорог, носик, утконос, переносица, носатый.
Б) Поднос, носилки, носильщик, носитель, вынос.
Ответ на вопрос 3: Вычитать, рассыпать, выкупать, вырезать, отрезать
Ответ на вопрос 4:
а) пальто (нескл.) или молоко (3 слога);
б) весна (2 слога);
в) рукав (5 букв);
г) сани (существительное);
д) прорубь (ж.р.)
Ответ на вопрос 5: Лес, лесник, лесной, лесничий, перелесок, лесничество
Ответы на творческие задания (С)
Пример ответа на творческое задание №1:
4, 2, 3, 1
Пример ответа на творческое задание №2
Мастер, тело, лето, фетр, слот
Пример ответа на творческое задание №3
Мина, киви, ручка, коса, рысь
Пример ответа на творческое задание №4
Любите наш могучий язык
Пример ответа на творческое задание №5
мышь, дочь, пень, пеньки и т. д.
В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его?
В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его.
Клевета, малина, победа, истина.
Это слово » МАЛИНА» Надеюсь помогла.
Подчеркни лишнее слово в каждой группе?
Подчеркни лишнее слово в каждой группе.
1) двусложные : дело, пекарь, класс, утро.
Подчеркни лишнее слово в каждой группе :однозначные слова : учитель, апрель, утро, звезда, друг, музыкант?
Подчеркни лишнее слово в каждой группе :
однозначные слова : учитель, апрель, утро, звезда, друг, музыкант.
Найди лишнее слово?
Найди лишнее слово.
Напиши краткое объяснение твоему выбору : Погода, клевета, весна, победа, дорога.
В каждой группе слов найди лишнее?
В каждой группе слов найди лишнее.
А)Молоко бревно пальто число весло.
Б)Клевета забота весна победа истина.
В)Звук жест долг глаз рукав.
Г)Они мы сани вы ты.
Д)Олень прорубь рояль щавель шампунь.
В каком ряду во всех словах есть звук (к)?
А)Композитор вдруг кисель.
Б)Кимоно кишечник прятки.
В)Друг очерк корешок.
Найти лишнее в группе слов : берёза, орех, осина, малина, ежевика?
Найти лишнее в группе слов : берёза, орех, осина, малина, ежевика.
Прочитай две группы слов?
Прочитай две группы слов.
Найди и подчеркни лишнее слово в каждой группе.
Соловей, чиж, бабочка.
В каждой группе слов найди и подчеркни лишнее слово?
В каждой группе слов найди и подчеркни лишнее слово.
А) молоко, бревно, пальто, число, весло.
Б) клевета, забота, весна, победа, истина.
В) олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.
Прочитай слова в группах в каждой группе найди лишнее слово докажи что не ошибаешься?
Прочитай слова в группах в каждой группе найди лишнее слово докажи что не ошибаешься.
В каждой группе подчеркни лишнее слово (обрати внимание на род)?
В каждой группе подчеркни лишнее слово (обрати внимание на род).
Найдите лишнее слово в каждой группе глагола?
Найдите лишнее слово в каждой группе глагола.
1) Ничего вокруг не видно, только вверху звезды переливаются – ни дать ни взять плывет пароход прямо по этому звездному морю 2)Ох, и дал я сегодня маху – не заметил дорожный знак, запрещающий проезд. 3)Ему до N как до звездынебесной далеко, он не до..