Одержимость что это по православию
Одержимость что это по православию
Что бывает с человеком, когда он одержим бесом?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :
Формы и степень этого тяжелого недуга бывают разные. Св. Диодох, епископ Фитики, пишет: «Есть два рода злых духов: тончайшие, воюющие на душу, и грубейшие, действующие на тело. Когда благодать не обитает в человеке, злые духи, подобно змеям, гнездятся в глубине сердца, не давая душе воззреть к возжеланию добра. Когда же благодать обитает в нем, тогда они, как некие тёмные облака, промелькают по частям тела, преобразуясь в греховные страсти и разнообразные призрачные мечтания, чтобы через воспоминания, развлечения мечтаниями отторгнуть ум от собеседования с благодатью». Св. Диодох говорит о такой степени, когда подчиненность злым духам не имеет заметных внешних проявлений. Такой вид зависимости характерен почти для всех людей, не имеющих духовной жизни или проводящих её крайне невнимательно. Заметным беснование становится тогда, когда демоны овладевают сознанием и волей человека, а через это и телом. И здесь степень и виды этого недуга бывают весьма различными. В Евангелии описывается страшное состояние одержимости, в котором находился гадаринский житель: он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни (Мк.5:2-6). Священный текст открывает нам и причину столь бедственного положения. В нем был легион злых духов. Римский легион насчитывал от 4000 до 6000 воинов. Этим словом, по-видимому, указано не число, а неисчислимое множеств, бесов, мучивших человека. Но даже один бес может причинять много мучений. Отец, пришедший к Иисусу, говорит о своем больном сыне: он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду (Мф.17:15).
Характер беснования и степень болезненности зависит и от демона, который вселился, ибо они имеют разную силу и не одинаковую свирепость: «иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела их, в коих вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы описаны в Евангелии (Мф.8:28), от страха которых никто не смел проходить тем путем» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 32).
Когда в человека вселяется бес, полностью нарушается его внутренняя жизнь. Постепенно помрачается разум. Только после исцеления к гадаринскому бесноватому вернулся здравый рассудок. Жители той страны, придя на место, где паслось их стадо свиней, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме (Лк.8:35).
Воля больного становится несвободной. «Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все растения и семена: так и человек, подпав под власть темной ночи — диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 2:4). Иногда последствием бывает слепота (Мф.12:22), глухота и немота: Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (Мк.9:25).
Одержимый бесом становится угрюмым. Душа лишается способности быть веселой и радостной. Иногда это напоминает приступы тоски и страха. О том, насколько это состояние мучительно, показывают два письма Л.Н.Толстого к жене Софье Андреевне: «Третьего дни в ночь я ночевал в Арзамасе, и со мной было что-то необыкновенное. Было два часа ночи, я устал страшно, хотел спать, и ничего не болело. Но вдруг на меня напали тоска, страх, ужас такие, какие никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии, но подобного мучительного чувства я не испытывал никогда и никому не дай Бог испытать. Я вскочил, велел закладывать… Вчера это чувство …возвратилось во время езды» (сентябрь 1869 г.). В другом письме Л.Толстой пишет: «С тех пор как я приехал сюда, каждый день в шесть часов вечера начинается тоска, как лихорадка, тоска физическая, ощущение которой я не могу лучше передать, как то, что душа с телом расстается» (от 18 июня 1871 г.).
Конечная цель демонов – разрушить внутреннюю духовную жизнь. Если она в человеке никогда не начиналась, то воспрепятствовать ей. По словам преподобного Нила Синайского: «У диавола этого виновника и вместе живописателя порока, та цель, чтобы каждого человека ввергнуть в тяжелую и безутешную печаль, сделать его далеким от веры, от надежды, от любви Божией».
Верующий не должен малодушествовать и склоняться к бесобоязни. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится (Пс.90:1). Демонам не дана власть вредить по произволу. Только живущий постоянно в грехе без покаяния, гордо отвергающих помощь Божию или зараженный лжеучениями, не имеет защиты. «Итак ясно, нечистые духи не могут иначе проникнуть в тех, телами коих хотят овладеть, если наперед не овладеют их умом и мыслями. Когда лишат их страха и памяти Божией или духовного размышления, то как на обезоруженных, лишенных помощи и охранения Божия, и потому легко побеждаемых, смело нападают, потом устрояют в них жилище, как в представленном им владении» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 24).
Одержимость, одержимый, бесноватый
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
II. ПРИЗНАКИ ОДЕРЖИМОСТИ
Признаками О. являются: выкрики, которые вырываются у человека помимо его воли ( Мф. 8:29 ; Мк. 1:24 ; Лк. 4:34 ; Деян. 19 и др.); сверхъестеств. проницательность (как, например, в случае, когда демоны признают в Иисусе Сына Божьего, Который пришел, чтобы изгнать их, Мк. 1:24.34 и др., или указывают на определенных людей как на рабов Бога Всевышнего, Деян. 16:17 ); кратковременное беспокойное поведение (выкрики, скрежетание зубами, припадки – Мк. 5:5 ; Мк. 9:18 ); необычайная, бросающаяся в глаза физич. сила ( Мк. 5:4 ; Деян. 19:16 ); резкое противодействие всякому божеств. влиянию ( Мк. 5:7 ; Лк. 4 и др.); крики, биение в падучей, судороги, которыми сопровождается выход беса из одержимого ( Мк. 1:26 ; Мк. 9:26 ; Лк. 4:35.41 ; Деян. 8:7 ); полное выздоровление одержимого после изгнания демонов ( Мк. 5:15 ; Мк. 9:27 ). Изгнанные из человека бесы пытаются вселиться в него обратно ( Мф. 12:44 ; Мк. 9:25 ).
III. ПРИЧИНЫ ОДЕРЖИМОСТИ
Причины О. могут быть самыми разными. Сознательное утаивание тяжелого греха, вошедшие в привычку сквернословие и богохульство, ложная клятва и др. могут дать повод бесу вселиться в человека. Но все же причины многих случаев О., описанных в НЗ, неясны. Чаще всего это – результат занятий оккультизмом (колдовство, посещение ясновидящих или спиритических собраний, ношение амулетов и т.д.), когда человек попадает во власть сатаны. Открытое выражение человеком своей приверженности дьяволу – призывы к его помощи, клятвен. обещание служить ему, вступление в союз с ним ( Ис. 28:15 ) – также может служить поводом, чтобы дьявол завладел душой человека.
IV. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ БЕСОВ
Можно добиться лишь искренним покаянием и отречением от сатаны, основ. на вере в победу, которую Иисус Христос одержал над дьяволом Своим крестом. Иисус пришел, чтобы разрушить дела дьявола ( 1Ин. 3:8 ). Он исцелял одержимых, изгоняя из них демонов ( Мф. 4:24 ; Мф. 8:16 ; Деян. 10 и др.). Властью изгонять злых духов Он наделил и Своих апостолов ( Мф. 10:1 ; Деян. 5:16 ; Деян. 8:7 ; Деян. 16:18 ; Деян. 19:12 ). Обетование о наделении подобной властью дано всем, уверовавшим в могущество Иисуса ( Мк. 16:17 ). Чем больше одержимый исполняется Духом Божьим, тем быстрее ослабевает власть дьявола над ним, и в конце концов врагу приходится, часто после упорной борьбы, выйти из человека ( Иак. 4:7 ).
Одержимость нечистыми духами, бесами, демонами: психическая болезнь?
Что говорит Библия про одержимость нечистыми духами и бесами — это психическое заболевание? Может ли христианин быть одержимым демонами? Как нам реагировать, если христиане говорят, что они одержимы?
Какие психические заболевания очень похожи на одержимость духами, или демонами? Например: Матфея 4:24, Луки 8:27, Луки 8:26-39. И что значило быть одержимым демоном во времена Христа?
И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. (От Матфея 4:24)
Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. (От Луки 8:27)
Одержимость нечистыми духами, бесами и демонами
Библия несколько раз говорит об одержимости демонами, духами, или бесами. Это полностью библейская вещь. Иисус точно верил в это. Он изгнал бесов из человека по имени Легион (Евангелие от Марка 5:1-20). Он изгнал демона из мальчика, когда это не смогли сделать Его ученики (Евангелие от Луки 9:37-45).
В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. (От Луки 9:37-45)
Есть много других примеров, где Библия говорит об одержимости. Некоторые говорят, что все это не реальные случаи одержимости демонами, но всего лишь символические рассказы. Другие говорят, что Иисус что-то другое имел в виду, говоря о демонах. Но это не работает. В Евангелиях Иисус говорит с демонами, и они отвечают Ему. Нет, эти демоны и бесы реальны и они реальное зло! Павел говорит о демонах, как о «делах тьмы» (Послание Ефесянам 5:11). Даниил описывает злых ангелов. Это не символические рассказы, это все реально. Они реальны.
Стал бы любящий Бог позволять демонам существовать и оказывать негативное влияние на людей, которых Он любит? Ответ точно – ДА. Я верю, что демоны, сатана, ангелы или другие существа решили восстать против Бога. Бог, по Своей любви, дает нам свободу выбора. И снова, применительно к Библии, ангелы тоже имеют своего рода свободу выбора. Сатана и демоны пытаются влиять на нас. Это библейская картина. И снова, применительно к Библии, один из путей, как они действуют – «одержимость», они «овладевают» людьми. Нам сложно понять, что же в точности это означает, но это точно плохая вещь для нас. Это не отрицает Божьей любви к нам, напротив — доказывает Его любовь к нам и показывает Его силу.
Существует ли сегодня одержимость демонами?
Так что же насчет одержимости демонами сегодня? Это сложный вопрос. На этот вопрос нет прямого ответа в Библии. Почему мы почти не видим случаев одержимости в Западном мире? Почему почти все случаи одержимости скорее в таких странах, как Африка и Индонезия? Это из-за того, что люди в этих странах более суеверные или из-за того, что демоны в этих странах действительно имеют большую свободу действий? Это сложный вопрос, на который я не готов отвечать.
Я, как и вы, скептически настроен к одержимости в наши дни. Тем не менее я верю, что это не очень мудро быть гипер-скептическим. Если мы полностью отвергнем возможность одержимости в наши дни, то как тогда мы сможем её объяснить во времена Иисуса Христа? Мы можем использовать такие отрывки, как Откровения 20:2, которые говорят о том, что сатана был схвачен. Возможно, что это ответ, почему мы так мало сталкиваемся с демонами сегодня. Но для того, чтобы назвать это доктриной, надо больше отрывков в доказательство этой идеи.
Как нам отвечать тем людям, которые заявляют, что они одержимы демонами, или бесами? Если быть честным, я не знаю. Я верю, что мы должны быть скептически настроенными. Это очень маловероятно, чтобы кто-то действительно был одержим бесом или демоном. Вероятнее, что человек действительно имеет какое-то психическое заболевание. Тем не менее вы должны быть осторожны, делая категорические выводы, поступая с заботой и терпением. Эту ситуацию надо хорошо исследовать. Если возможно, вдохновите этого человека пройти обследование, где он может получить профессиональную психологическую помощь. Не заявляйте, что они сумасшедшие или точно одержимы демоном.
Если вообще ничего не поможет, после длительного времени, возможно, что вам надо найти человека, который хорошо разбирается в одержимости, но я почти на 100% уверен, что вам не придется этого делать. Покажите вашему другу любовь, терпение, сильные духовные убеждения. Помогите ему быть учеником Христа. Призывайте его к покаянию в грехах (но не призывайте к покаянию в психологических симптомах, в которых они могут себя вообще не контролировать). Если это не поможет, ищите помощи у зрелого, духовного человека, которому вы и ваш друг доверяете, вместе думайте, как помочь в этой ситуации.
Одержимость нечистыми духами и бесами и психические болезни
Похожи ли симптомы одержимости демонами из Библии на симптомы психических заболеваний? Ответ – ДА. Шизофрения и другие заболевания, которые были внимательно изучены, действительно имеют симптомы, схожие с описанными в Библии случаями одержимости бесами или духами. Некоторые видят сходство в поведении мальчика в Евангелии от Луки 9:37-45 с симптомами эпилепсии. Возможно, что у мальчика была эпилепсия. Тем не менее Иисус Христос сказал, что у него демон. Иисус исцелил его. Я принимаю библейские доказательства, что у мальчика было не просто какое-то заболевание или расстройство. Мы должны быть осторожны в том, как мы сравниваем эти симптомы. Я бы очень скептически отнесся к тому, кто сделает выводы, что человек по имени Легион был всего лишь психически нездоров, чьи симптомы хорошо подходят к хорошо изученному заболеванию.
Одни комментаторы обратили внимание, что одержимость нечистыми духами, бесами, или демонами в Новом Завете имеют схожие симптомы с психическими заболеваниями. Некоторые даже говорили, что не существует никакой одержимости демонами, просто древние люди не разбирались во всех болезнях. Если это правда, тогда Иисус ошибался, когда общался с бесами и изгонял их.
Есть пара проблем с подобной критикой. Прежде всего, когда я смотрю на поступки Иисуса, я вынужден верить тому, что демоны существуют. Когда Иисус Христос воскрес из мертвых, когда Он воскресил Лазаря, дал зрение слепому, ходил по воде, накормил 5000 мужчин, вместе с их семьями и т.д. – Он несомненно доказал, кто Он такой. Если Иисус говорит, что человек в Гадаринской области одержим бесом, я верю Ему. Некоторые верят, что духовного и невидимого мира вообще не существует, следовательно, нет ни демонов, ни ангелов. Основываясь на авторитете Иисуса, я верю, что эти люди ошибаются. Просто заявлять, что демонов нет и нельзя быть ими одержимыми – не доказать ничего. Иисус, Сын Бога, Кто воскрес из мертвых – Он знает о демонах!
Другая причина, по которой я не согласен с теми, кто заявляет, что во времена Нового Завета не было одержимости демонами, заключается в том, что состояние одержимых людей просто не подходит под состояние психических больных. Демоны, оставившие человека в Гадаринской местности, вселились в стадо свиней, которое бросилось со скалы в Галилейское озеро. Не существует болезней с такими симптомами. Стоит признать, что есть один случай, описанный в Библии, который выглядит, как психическое заболевание. Это Матфея 17:14-18. В этой истории мальчик имел симптомы, которые ясно указывали на эпилепсию. Возможно, что у него была эпилепсия. Тем не менее Иисус Христос сказал, что это одержимость демонами. Когда Он изгнал демона, болезнь мальчика прошла. Я могу понять, почему многие говорят, что это эпилепсия, но не одержимость демоном. Я не могу доказать, что они ошибаются, но я предпочитаю верить Иисусу. Мальчик был одержим демоном.
Что значит быть одержимым нечистыми духами и бесами? Каково теологическое значение того факта, что Бог позволяет злым духовным существам владеть людьми? Библия не дает нам ответов на эти вопросы. Мы знаем, что «… мы боремся не против плоти и крови человеческой, а против правителей, против властей, против вселенских сил этого тёмного века и духовных сил зла в небесах». Плюс ко всему, от Иисуса мы знаем, что эти злые силы, духовные существа, которых мы называем демонами, могут иметь какую-то власть и контроль над людьми. Мальчик имел признаки психического заболевания. Человек в Гадаринской местности совершенно вышел из-под контроля. Возможно, все это происходит из-за того, что по какой-то причине эти люди позволили сатане участвовать в их жизни? Может, поэтому они стали одержимыми демонами? Иисус рассказал притчу о человеке, из которого вышел демон, но, найдя дом прибранным, пошел и позвал других поселиться в этом человеке.
«Нечистый дух, выйдя из человека, скитается в пустыне, ища покоя и не находя его. И тогда он говорит: «Вернусь в свой прежний дом, который покинул». И когда он возвращается к тому человеку, то находит дом пустым, выметенным и убранным. Тогда он идёт и приводит с собой семь других духов, ещё злее его самого. И они входят в того человека и живут там все вместе, и тому человеку становится ещё хуже, чем было прежде». (Евангелие от Луки 11:24-26)
Существует ли сегодня одержимость демонами? Люди в некоторых странах скажут вам четкое «ДА». Я слышал свидетельства от людей из разных стран об одержимости бесами. Я не могу это прокомментировать. Я просто не знаю, было ли это на самом деле. Но что я могу сказать, так это то, что подобная одержимость точно была во времена жизни Иисуса Христа – во времена, описанные в Новом Завете.
Признаки одержимости — отличия бесноватых
Узнайте все самое интересное и важное о признаках одержимости, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Одержимость бесами
Многие современные люди, в том числе православные, считают, что одержимости, беснования не существует. А странное, порой наводящее ужас, состояние одержимых людей оправдывают психическими расстройствами сознания. Существует ли беснование на самом деле и каковы признаки одержимости? Или это устаревшее название психических заболеваний?
Одержимость – это подчиненное состояние человека, которым управляют бесы. Бесноватый чаще всего не может подойти ко Причастию, слышать Евангелие, называть имена Бога, целовать святыни (иконы, мощи, крест). В остальное время одержимый бесами человек может ничем не отличаться от других людей. Такое внешнее спокойствие и обычное поведение бесноватых не является обязательным признаком беснования. Такие люди могут вести себя агрессивно постоянно.
В Евангелие упоминается об исцелении бесноватых. Одни были весьма свирепы и обладали небывалой физической силой. Одержимые нечистым духом могли разорвать цепи, которыми их сковывали (Мф.8:28). В другом случае Иисус Христос исцелил бесноватого отрока-лунатика, который только во времена новолуния бесновался, бросался в огонь и воду. Некоторые бесноватые вовсе не проявляют агрессии. В Евангелие от Луки в 13-й главе описан случай исцеления скорченной женщины, имевшей дух немощи. Одержимость в ней проявлялась только в виде телесной немощи.
Архиепископ Иннокентий (Борисов) допускает, что бесы могут овладеть телом человека и нервной системой. Но на душу воздействовать они все же не могут. Падшие силы как бы вклиниваются между телом и душой. Они управляют телом и нервной системой человека, “оболочкой души”.
Признаки одержимости
Внешние проявления одержимости могут значительно различаться. Это может быть буйное поведение. Человек кричит, бросается на стены, пол, бьется в припадках, богохульствует, матерится, издает ужасающие звуки нечеловеческим голосом. Или, напротив, малоприметные и к тому же искусно скрываемые.
Святитель Феофан Вышенский о бесах говорил: “не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина всякому злу, и отклоняя от всякого добра:так, что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего”.
Но тем не менее существуют признаки, по которым можно судить об одержимости (епископ Александр (Милеант) “У порога геенны огненной”):
– отвращение от святыни. Это главный признак беснования.Человек не может войти в храм, поцеловать икону. Или при виде священника или святой воды начинает кричать, издавать звуки животных: крякать, кукарекать, биться в конвульсиях. Бесноватый не выносит богослужения, молитв, меняется в лице при произнесении рядом с ним имени Божьего.
Паисий Святогорец описывал бесноватых: “Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, возбуждаются, их начинает трясти. Отсюда совершенно ясно видно, что в них бес. Если предлагаешь таким людям выпить немного святой воды или хочешь перекрестить их святыми мощами, то они противятся, потому что Благодать Божия стесняет бесов, находящихся у них внутри. А если люди страдают какой-то душевной болезнью, они совсем не противятся святыне. Бесноватые беспокоятся, их начинает трясти, даже если ты просто приближаешься к ним, имея на себе крест”;
– изменение голоса. При психических расстройствах практически никогда не меняется голос. В случае с одержимостью слова звучат пугающе и неестественно;
– ясновидение. Этот признак имеет место только тогда, когда бесы могут предугадывать, что случится в будущем. К большинству обманщиков и шарлатанам этот признак не относится;
– внезапное излечение. Врачам для излечения больного требуется какой-то промежуток времени. Признаки одержимости могут исчезнуть внезапно.
Разница между беснованием и психическими заболеваниями
Грань между одержимостью и психическими заболеваниями очень тонкая и отличить одно от другого бывает сложно. Эпилептиков в библейские времена считали бесноватыми и только с развитием медицины от этого утверждения отошли.
Врач-психиатр Дмитрий Авдеев выделяет три причины возникновения психических заболеваний:
“Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство…
Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение. Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы. Но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю об этом его родственникам. На отчитку вести его не надо”.
Но точно выделить признаки одержимости и отличить бесноватого от психически больного человека сложно. Иногда эти болезни сочетаются, то есть человек и одержим и болен психически. Видеть суть болезни могли святые, а также духовно опытные священники. Нам же, простым мирянам, “клеймить” людей, ставя им диагнозы, не следует.
Как человек становится одержимым
“Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф.12:43-45).
Бесноватые люди становятся таковыми по причине нарушения заповедей, данных Богом. Когда человек не желает жить с Господом, то своими грехами или неверием в Бога дает власть над собой сатане. Такие люди не участвуют в богослужениях, не причащаются, не молятся, не постятся. То есть они “освобождают место” в своей душе для демонических сил.
Паисий Святогорец рассказывал случай, в результате чего люди становятся бесноватыми:
“Как-то мне в каливу привезли одного бесноватого парня, который постоянно твердил Иисусову молитву. Отец несчастного был монахом, однако сбросил рясу, вернулся в мир и женился. И вот его несчастный ребенок родился бесноватым. Бог попустил это, чтобы этот ребенок получил от Него мзду для того, чтобы спасся его отец, а также для того, чтобы мы — иноки — имели перед глазами пример монахов, вернувшихся в мир и сейчас мучающихся. Во время нашей беседы бес стал мучать одержимого, и он очень громко закудахтал как курица. «Что с тобой?» — спросил я его. В это время я говорил следующее: «Во имя Иисуса Христа изыди нечистый душе из создания Божиего». — «Да я и сам хочу уйти, — закричал бес, — потому что этот человек очень мучает меня! Ведь он без остановки талдычит молитвы! Ах, как же я хочу уехать в Пакистан и хоть немножко передохнуть!”.
Как помочь бесноватому
В Евангелии Спаситель исцелил бесноватого отрока, который бросался в огонь и в воду. И Он дал ответ, как избавиться от беснования: “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф.17:21).
Праведный Иоанн Кронштадтский приводил такое толкование слов Иисуса Христа: “Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою”.
Некоторое время назад среди православных христиан особой популярностью стали пользоваться “отчитки”. Отчитка – это особый вид молитв, совершаемых над одержимыми бесами людьми для изгнания нечистых сил. В требнике этот молитвенный чин называется “Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых”. Такие молитвы действительно помогают избавиться от нечистых духов.
Особенности отчитки
На “отчитки” зачастую приходят люди и приводят своих близких, которые не являются бесноватыми. Например, “муж пьет”, “сын стал агрессивным”, “кто его знает, может на мне порча”, “дочь сглазили” – такие рассуждения не повод для особых заклинательных молитв. И это не признаки одержимости. Люди воспринимают “отчитку” как магический ритуал, а не молитвенное обращение к Богу в случаях одержимости. При этом забывают Евангельские слова Христа, что только молитвой и постом можно победить бесов.
“Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.
Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном” (иерей Валерий Духанин).
Борьба с бесами — опасное дело
Существуют опасности, связанные с отчиткой. В соответствии с 26 правилом Поместного Лаодикийского собора, ни один священник не может совершать это молитвенное правило без благословения архиерея. К сожалению, некоторые священнослужители и “старцы” считают, что они имеют право без благословения отчитывать бесноватых. К таким служителям Церкви и попадают люди с психическими заболеваниями. Реальные признаки одержимости у них отсутствую, им нужна не отчитка, а помощь врачей.
Изгонять бесов в Православии имеет право только духовно-опытные священники. Те, которые могут отличить беснование от психического расстройства, имеющие благословение правящего архиерея. В Евангелие от Матфея (17 глава) приводится пример, когда ученики Христа не смогли исцелить бесноватого. Спаситель указывает на развращенность общества: “о, род неверный и развращенный!”. Далеко не каждый человек, священник или монах, может совершать заклинательные молитвы.
Попытки изгнания бесов могут быть опасными для тех, кто в духовном плане не готов к этому.
“Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса” (Деяния святых апостолов, гл. 19, ст. 11-17).
Современным примером “злоупотребления” служит экзорцизм в католичестве. В Католической Церкви изгонять бесов могут духовные лица низшего сана, прошедшие специальное теоретическое обучение. Такая официальная практика у католиков “поставлена на поток”.