Общество что это такое 7 класс конспект урока
Конспект урока по обществознанию по теме»Как устроена общественная жизнь» (7 класс)
Обществознание. Л. Н. Боголюбов. 7 класс
Тема урока : «Как устроена общественная жизнь» (часть 1)
Разработка Н. П. Овдиенко, учителя обществознания
МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» г. Выборга Ленинградской области
Познакомить учащихся с задачами и структурой курса обществознание, обсудить основные понятия термины (общество, общественные группы, отношения в обществе), сформировать положительную установку на изучение предмета
Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей
Умение сознательно организовать свою познавательную деятельность;
Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций
Направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни. Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание»
Индивидуальная, парная, фронтальная.
Карточки с заданиями для работы по рубрике «Путешествие в прошлое»
Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся (наличие учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей),
Учитель отмечает отсутствующих.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Давайте посмотрим на учебник 7 класса.
Учитель: В чем сходство учебника с учебником 6 класса? (Те же рубрики)
Переход к изучению нового материала. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Давайте посмотрим, какие вопросы нам предлагает рубрика «Вспомним».
Учитель: Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
Ученики высказывают свои предположения, с помощью учителя определяют тему урока
Записать в тетрадь.
Как устроена общественная жизнь.
Учитель: Посмотрите на разделы параграфа и попробуйте составить план изучения этого параграфа.
2.Как устроено общество
Физкультминутка проводится по мере усталости
5. Изучение нового материала
Учитель: Начнем изучение нового материала с первого пункта:
Первый пункт плана.
Записать в тетрадь
Общество – это сложно устроенное объединение людей, взаимодействующих и сосуществующих для достижения общих целей и удовлетворения общественных потребностей.
Вторая часть плана.
Учитель: Переходим к изучению второй части параграфа. Как устроено общество?
Для этого вам необходимо вспомнить материал 6 класса. Какие виды групп вы помните? Что вам известно о больших и малых группах? Приведите примеры таких групп (одноклассники, воспитанники одного кружка, семья, граждане РФ, соседи)
Учитель: Как вы думаете, что нужно для функционирования общества. ( Ответы учащихся)
Учитель : На стр.10 найдите в тексте и выпишите, без чего не существует современное общество
Проверка выполненного задания:
Записать в тетрадь
6. Работа в парах по учебнику.
Учитель: С 3 разделом плана «Общественные отношения» мы познакомимся с вами на следующем уроке.
7. Подведение итогов урока. Учитель: И так, подведем итоги пройденной темы, что вы сегодня узнали нового для себя? (Ответы обучающихся)
Учитель: Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
Учитель проводит опрос по рубрике « Проверим себя»
Перечисли основные признаки общества.
Общество – это сложно устроенное объединение людей, взаимодействующих и сосуществующих для достижения общих целей и удовлетворения общественных потребностей.
Из каких элементов состоит общество?
3. В какие общности входишь ты, как член общества?
Учитель: Нарисуйте в тетради смайлик, который соответствует вашему настроению сегодня на уроке.
Учитель оценивание учащихся за работу на уроке
9. Домашнее задание
Подготовить устный ответ на вопросы 1 и 2 на стр. 15 рубрики «Проверим себя». Выучить определения в тетради.
Путешествие в прошлое
Ф. И., класс ____________________________________________________________________
Как называлось первое издание в Венеции? ________________________________________
Напишите название первой печатной газеты, сохранившейся до наших ней ____________________
Напишите название первой печатной газеты в России _____________________________________
Дата выпуска. Имя основателя _________________________________________________________
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1553181
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по теме Общество
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА Фроловой Елены Ивановоной
Способствовать формированию представления о понятии «общество»
Формировать представление составляющих частей общества;
Учить определять место человека в окружающем мире.
Знание о понятии «общество»
Знание о составляющих частей общества
Умение определять место человека в обществе
Развивать умение работать с разными источниками информации: учебник, энциклопедии;
Способствовать развитию расширения кругозора.
Способствовать развитию связной речи;
Развить умения взаимодействовать между учащимися и педагогом.
Развитие расширении кругозора.
Умение работать с разными источниками информации: учебник, энциклопедии
Развитие связанной речи;
Умение взаимодействовать между учащимися и педагогом.
Способствовать формированию чувства патриотизма,
Воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.
Самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.
Цель: дать представление об обществе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять место человека в окружающем мире; узнают, что такое общество, из каких частей оно состоит; научатся аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: карточки с заданиями; политическая карта мира; листы бумаги с контуром человека (для трех команд).
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальные задания.
(Учитель раздает учащимся карточки с утверждениями.)
1) Что относится к природе? Подчеркни правильный ответ.
• Тетрадь, здание школы, самолет, автомобиль, дорога, стадион – это все природа.
• Растения и животные, человек, моря и пароходы, фабрики и заводы – это все природа.
Подчеркни зеленым карандашом объекты живой природы, синим – объекты неживой природы, красным – объекты, сделанные руками человека.
2) Что свойственно объектам живой природы? Подчеркни правильный ответ.
• Дышат, разговаривают, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.
• Дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.
• Дышат, питаются, растут, дают потомство, умирают.
3) Приведите примеры объектов живой и неживой природы.
2. Фронтальный опрос.
— Назовите ступеньки познания, дайте их характеристику. ( Ответ. Восприятие – способность обнаруживать, принимать, различать, усваивать явления внешнего мира, формировать их образ. Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, знания. Мышление – способность сравнивать, классифицировать, делать выводы. Воображение – способность представить себе что-то мысленно.)
III. Самоопределение к деятельности.
Сегодня на уроке будем говорить об обществе.
IV. Работа по теме урока.
— Что такое общество?
Общество – это совокупность людей, объединенных общими условиями жизни. Человек живет среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он является и частью общества. Когда хотят сказать обо всех людях планеты Земля, то обычно говорят: человеческое общество или человечество.
Человечество – это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть общества – свою семью. Семья – важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей.
— Расскажите, кто живет в вашей семье. Назовите самого старшего (молодого) члена вашей семьи.
— Откройте учебник на с. 18-19. Прочитайте текст.
— Что такое общество?
— Что такое человечество?
— Что такое народ? Сколько разных народов насчитывают на Земле?
— Чем различаются представители народов на иллюстрации? ( Цветом кожи и разрезом глаз, обычаями, религией и т.д. )
В одной стране может быть много народов, например в одной только России их 160. Сложно определить численность того или иного народа. Правильнее говорить о численности населения страны. Например, численность населения Китая превысила 1 млрд, эта страна занимает первое место в мире по численности. Второе место занимает Индия. Россия на сегодняшний день* занимает в этом списке восьмое место.
— Сколько всего государств на Земле?
— Какие государства вы сможете показать на политической карте мира? Назовите столицы этих государств.
(Учащиеся работают с политической картой мира.)
— Найдите их в своем атласе.
— Прочитайте текст на с. 20. Найдите общие признаки, которые есть у каждого государства.
(Учитель записывает на доске.)
* Данные приведены по состоянию на 1 апреля 2012 г. – Прим. ред.
Государство: территория, границы, столица, государственный язык, Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, глава государства, законы, экономика, образование, наука, культура.
— Рассмотрите таблицу на с. 21. Работая в парах, найдите на политической карте каждое государство, определите, кто является главой этого государства.
(Учитель помогает детям найти указанные государства на карте мира.)
— Рассмотрите на с. 21 резиденции глав государств. Назовите их особенности.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Хватит, хватит! Прибежали,
VI. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
— Прочитайте и выполните задание.
— Какие слова вы подчеркнули красной линией? ( Совместное хозяйство, жить под одной крышей, забота друг о друге. )
— Какие слова вы подчеркнули зеленой линией? ( Национальный костюм, родной язык, национальные танцы. )
— Какие слова вы подчеркнули синей линией? ( Столица, государственные границы, государственный язык, территория. )
— Поднимите руку, кто все выполнил правильно.
— Используя политическую карту мира, приведите примеры народов и стран.
— Усложненное задание: напишите столицу, главу государства и материк, на котором находится эта страна.
(Учитель проверяет задание, оценивает его.)
— Разделитесь на три команды. Перед вами листок бумаги, на котором изображен контур человека. Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на Земле.
— Прочитайте, какие качества вы написали.
— Почему все команды назвали одинаковые качества характера? ( Это общечеловеческие качества, они присущи всем людям на Земле, независимо от национальности. )
Итак, если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди перестанут страдать, ненавидеть друг друга.
VIII. Подведение итогов урока.
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание было интересно выполнять?
— Прочитайте вывод в учебнике на с. 22.
1. Учебник: прочитать текст на с. 18-23, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 22.
2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 8).
3. Индивидуальное задание: № 4 (рабочая тетрадь, с. 8).
Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л.
История герба началась в те времена, когда наши предки много времени проводили в боях. Флаг помогал воинам определить, где свои войска, а где вражеские. Но флаг был только один – у знаменосца. В разгар боя воинов, закованных в доспехи, различить было трудно. Как определить: свой это или чужой?
Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия, плащи разных цветов, шлемы разной формы. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо был виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым сам себя сравнивал, на которое хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило о том, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.
Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и общегородским. Над воротами города вывешивали щит с изображением герба. Любой путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр как сова, или бесстрашен как волк, или хитер как лиса.
Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то сможете узнать много интересного. Чаще всего он по-прежнему имеет вид щита. На нем изображено то, чем город славится, гордится, дорожит.
Золотой двуглавый орел – эмблема, или символ, России. Он изображен на щите красного цвета. В правой лапе орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Его часто изображают на иконах.
В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку:
«В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на людей лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и скоро ни у кого не осталось ни овец, ни коров, ни коз. Змей велел каждый день приводить к нему человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».
Современный флаг и герб, несмотря на их древнее происхождение и долгую историю, были воссозданы недавно, около 10 лет назад. До этого наша страна Россия называлась Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР). Она была одной из республик огромного государства – Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Когда в России правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль гордо назвали «Орел». На борту разместили 22 пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее к Российскому государству. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый цвет – святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, цвет герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом.
И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир, чистоту; синий – небо, верность, правду; красный – огонь, отвагу.
Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, белого небесного цвета, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный.
План-конспект урока «Обществознание. 7 класс. Введение»
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «Обществознание. 7 класс. Введение»»
Тема: Введение в изучение курса
Цели и задачи: познакомить учащихся с основным содержанием курса «Обществознание» в 7 классе, понимать его специфику и особенности; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить учащихся со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к учебному предмету.
Планируемые результаты: предметные: научиться формулировать основные вопросы курса обществознания; метапредметные — 1) коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; 3) познавательные: давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала; осмысление важности изучения обществознания.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: общеметодологической направленности.
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
В старину города освещали с помощью уличных фонарей. В то время в одном городе жил маленький фонарщик — невзрачный старичок небольшого роста. Каждый вечер он ходил по переулкам и, чиркая спичкой по подошве, зажигал фонари. Семьи у него не было, он был человеком незаметным, люди, жившие рядом, не знали о нем ничего. Дети обзывали его карликом, а взрослые — лодырем. Выходил он на улицу только по вечерам — зажигал фонари, а после любовался ночным небом. И каждый раз, чиркая спичкой по подошве, маленький фонарщик немного уменьшался в росте.
Однажды к нему подошел другой фонарщик и спросил:
— Как ты можешь так жить? Ведь скоро ты совсем исчезнешь. Для людей ты не жалеешь жизни, а они взамен ничего не дают, только оскорбляют тебя. Это несправедливо.
Маленький фонарщик ответил:
— Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. Тогда человек ночью не сможет найти дорогу домой. Так до утра и будет блуждать. Разве это справедливо? А если на улице горит свет, то человек до дому дойдет и мне спокойней будет.
Так и продолжал маленький фонарщик, зажигая фонари, уменьшаться, пока совсем не исчез. Никто из жителей этого не заметил, только вот вечерами в городе стало темно.
— Как вы поняли ее смысл?
Каждый из нас вносит свой вклад в жизнь общества, даже если мы этого и не замечаем.
Тема урока: «Введение в изучение курса “Обществознание. 7 класс”».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)
1. Задачи и содержание курса «Обществознание» в 7 классе.
2. Знакомство со структурой учебника, справочным материалом.
III. Введение в новый материал
В этом году мы продолжаем знакомство с удивительным миром обществознания.
В прошлом году мы с вами исследовали загадочную сущность человека, обсуждали вопросы, затрагивающие его взаимоотношения с окружающими людьми, рассуждали о ценностях, которые составляют основы человеческого существования.
— Какие два понятия включает термин обществознание?
(Ученики выделяют слова общество и знание.)
— Какие стороны жизни общества вам интересны и какие люди?
IV. Работа по теме урока
1. Задачи и содержание курса «Обществознание» в 7 классе
Предлагаю вспомнить то, что мы изучали в прошлом году. Представьте, что мы обнаружили таинственную карту неизвестного государства с названием «Мир человека». (На экране появляется карта.) Эта страна состоит из областей «Потребности человека», «Межличностные отношения» и «Нравственные основы жизни».
Творческое задание. Разделитесь на три группы и совершите путешествие в каждую из этих областей. Поделитесь впечатлениями от путешествия. Свою работу оформите наглядно на листах ватмана, создав коллажи.
(Проверка выполнения задания.)
В 7 классе мы продолжим знакомиться с различными явлениями общественной жизни. Мы будем узнавать о нормах, определяющих поведение человека в обществе, решать проблемы экономического выбора и экологической морали.
Откройте оглавление учебника и познакомьтесь с его содержанием.
— Как называется первая глава?
— Какие вопросы в ней рассматриваются?
— Как называется вторая глава?
— Какие темы она включает?
— Как называется третья глава?
— Какие проблемы в ней рассматриваются?
— Какие вопросы вызвали у вас особый интерес? Почему?
В процессе изучения нового материала вы столкнетесь с разными ситуациями, которые нам предстоит разобрать. На наших уроках вы будете учиться верно определять модели поведения людей, изучите важные юридические, экономические и нравственные нормы и познакомитесь с законами, регулирующими наше поведение.
Проблемное задание. Разделитесь на три группы и ответьте на несколько вопросов.
Вопросы для первой группы
— Почему нам важно изучать право?
— Каковы, на ваш взгляд, основные права и обязанности человека?
— Может ли общество обойтись без законов и правил? К чему это приведет?
Вопросы для второй группы
— Какую роль играет экономика в нашей жизни?
— Почему люди трудятся?
— Можно ли прожить, не зная основных законов экономики?
Вопросы для третьей группы
— Как связаны между собой человек, природа и общество?
— Можно ли разорвать эту связь? К чему это приведет?
(Проверка выполнения задания.)
2. Знакомство со структурой учебника, справочным материалом
Давайте познакомимся со структурой учебника. Научившись ориентироваться в нем, вы быстрее усвоите новый материал.
Учебник «Обществознание» для 7 класса состоит из глав и параграфов. Каждый параграф разделен на несколько смысловых частей. В их заголовках отражены главные вопросы изучаемой темы.
Каждый параграф начинается с рубрики «Вспомним». В ней представлены вопросы, которые помогут вспомнить, что вы уже знаете по теме урока. А с помощью вопросов и заданий, приведенных в конце каждого параграфа, можно закрепить изученный материал, научиться выделять главное. Если вы не сможете ответить на вопросы, содержащиеся в рубрике «Проверим себя», то необходимо вновь обратиться к содержанию учебника. В конце каждой главы приведены итоговые вопросы, которые носят обобщающий характер.
Авторы советуют вам самостоятельно отвечать на вопросы и обращать внимание на связь представленных в учебнике тем с жизнью, с теми ситуациями, которые необходимо разрешить.
В рубрике «Обсудим вместе» собраны дискуссионные вопросы, которые позволят вам рассмотреть проблему с разных сторон, выслушать различные мнения. При этом следует помнить правила ведения спора, с которыми вы уже познакомились в 6 классе.
Рубрика «Жил на свете человек» познакомит вас с интересными людьми, повлиявшими на развитие общества. Нам предстоит понять, какой след оставляет человек в жизни, за что его ценят люди.
Обращение к истории дает полезные уроки и для настоящего, и для будущего. Важно уметь использовать опыт предшественников. В этом нам поможет рубрика «Путешествие в прошлое».
Учебник включает не только теоретические материалы, но и знания, необходимые в повседневной жизни. Рубрика «Учимся. » поможет понять, как следует поступить в той или иной практической ситуации.
Рубрика «В классе и дома» содержит познавательные задания разного уровня сложности. Их можно выполнить с помощью интернет-ресурсов (список представлен в конце учебника).
Задания практической направленности (анализ ситуаций, написание сочинения-рассуждения по актуальной проблеме, подготовка мини-проектов и презентаций) представлены в рубрике «Практикум». Они направлены на использование имеющихся знаний в разных видах деятельности и жизненных ситуациях.
Вопросы и задания повышенной сложности отмечены звездочкой. При выполнении некоторых заданий авторы рекомендуют пользоваться учебниками по истории, литературе, а также словарями, энциклопедиями, материалами Интернета.
В конце книги находится словарь, в котором собраны основные понятия и термины, изученные в течение учебного года.
Игра «Огонек общения». Учащиеся по очереди проговаривают то, что было самым интересным на уроке. Затем по кругу передают символическое сердечко и говорят:
— Сегодня меня порадовало.
— Сегодня меня огорчило.
VI. Подведение итогов урока
Закончить урок я хочу следующей притчей.
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь, и тот присоединился к спасательной операции. Затем они увидели третьего человека и предложили к ним присоединиться, но он, не обращая внимания на призывы, лишь ускорил шаги.
— Разве тебе безразлична судьба детей? — спросили его спасатели.
— Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я лучше добегу до поворота и узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить.
— Какие уроки из нее можно извлечь?
На наших занятиях мы попытаемся понять причины тех или иных явлений в жизни общества.
Прочитать на с. 5, 6 инструкцию «Как работать с учебником».