оргии в римских банях
Сексуальное рабство, оргии, узаконенная педофилия: чем древние римляне шокировали бы современного человека
Отец всему голова
Согласно римским законам отец семьи имел неограниченную власть над всеми домочадцами. Он мог изгнать непослушного сына и дочь или продать их в рабство на определенный срок. Если договор купли-продажи заключался больше трех раз, то отец лишался родительских прав. Ребенок становился свободным и «не имеющим родителей».
Сексуальной ориентации нет – есть потеря мужества
Отношение римлян к однополой связи менялась в зависимости от исторического периода и провинции империи. Во времена Республики самого понятия гетеро- и гомосексуальности не существовало. Сексуальные отношения характеризовались активной-мужской и пассивной-женской ролью. Для свободного гражданина допускались гомосексуальные связи, но только в активной роли.
Кубок Уоррена, представленный в музее Британской империи
Выступая как пассив, мужчина терял свою мужественность и порицался обществом. В качестве принимающей стороны могли выступать рабы, которые в Древнем Риме воспринимались как бездушная мебель и мужчины-проститутки. Особенно ценились мальчики возрастом от 12 до 20 лет. При этом закон защищал от сексуальных домогательств детей свободных граждан. Позорным для патриция считалась связь с женой и дочерью человека, одного с ним социального класса.
Амулеты в виде мужского фаллоса. Такие обереги носили мальчики-подростки и полководцы триумфаторы
Сексуальная распущенность заполонила Рим во времена правления императоров. Например, про Гая Юлия Цезаря среди современников ходила поговорка, что он: «Муж всех женщин и жена всех мужчин». Гомосексуальность стала распространенной как среди плебеев, так и у патрициев. Историки считают, что из 15 первых императоров только Клавдий не имел любовников-мужчин.
Всеобщая распущенность
Табличка над входом в один из борделей Помпей
В Древнем Риме чеканились специальные бронзовые монеты – спинтрии, которые использовались для оплаты услуг проституток. На них вместо профиля императора красовались различные эротические сцены. Чтобы потенциальный клиент смог определить проститутку в толпе им полагалось носить обувь на высоком каблуке и красить волосы в белый цвет.
Показательная история жены императора Клавдия Мессалины, которая по свидетельствам историков Тацита и Светония содержала в городе собственный притон и частенько лично обслуживала посетителей. Конечно не из-за заработка, а ради удовольствия. Рекорд императрицы – 50 любовников за смену.
Картина Оргия. Вильгельм Котарбинский
Популярностью пользовались массовые оргии, которые устраивались в честь богини Венеры. Во время этих мероприятий римская молодежь теряла девственность. Даже для тех раскрепощенных времен оргии оказались слишком откровенными и вне стен храма они запрещались законом.
Пот и кровь гладиаторов
Победивший гладиатор, после боя, покрывал свое тело ароматным маслом и специальным инструментом под названием стригиль соскабливал с себя пот, отмершую кожу и грязь арены. Полученную массу помещали в небольшие бутылочки и продавали патрицианкам как афродизиак, который женщины наносили на свое тело, в надежде привлечь внимание мужчин.
Кровь гладиаторов, убитых во время сражений, также собирали и использовали как лекарство. С ее помощью римские лекари лечили эпилепсию. Для этого от больного требовалось несколько дней подряд пить эту кровь. Римлянки добавляли в напитки скипидар, который придавал их моче легкий аромат роз.
Козий помет – лекарство и напиток
Согласно текстам древнеримского писателя Плиния Старшего ценным ресурсом для жителей Италии был козий навоз, который прикладывали к ранам для остановки крови и скорейшего заживления ссадины или пореза. Лучше всего подходил материал собранный весной и высушенный на летнем солнце.
Дальше всех в непривычном современному человеку применении помета козла пошли возницы колесниц. Они добавляли высушенные экскременты в различные напитки. Плиний Старший писал, что большим любителем такого питья был император Нерон.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Дикие оргии с блудницами, мальчиками и подхалимами
Когда он въехал в свой огромный дворец, который построил на руинах столицы, то якобы воскликнул, что наконец-то сможет жить как человек. Но спустя короткое время ему пришлось утолять жажду водой из лужи, и не нашлось никого, кто захотел бы помочь ему покончить с жизнью. Незадолго до этого сенат объявил его врагом государства, а таким людям в Риме надевали на шею колодки и забивали плетьми до смерти. Но беглому императору все же удалось с помощью секретаря воткнуть кинжал себе в глотку.
Как свидетельствуют источники, именно так 9 июня 68-го года н.э. погиб император Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, известный как просто Нерон. Так, во всяком случае, сообщает писатель Светоний, который, будучи руководителем императорской канцелярии, имел доступ к самым надежным источникам информации. Но современная наука уже не склонна доверять этому рассказу — слишком уж он похож на описания смертей императоров, последовавших за Нероном, которых уже их современники вспоминали с проклятьями. Поэтому описание бесславного самоубийства Нерона — даже этого он не смог сделать как следует — можно рассматривать как «один из примеров некой повествовательной догмы, согласно которой плохой император просто обязан был умереть недостойной смертью. Она должна была стать как бы кульминационным моментом его безнравственной и позорной жизни», — так объясняет историк Михаэль Зоммер (Michael Sommer) принцип критического отношения к источникам.
Но Нерон облегчил задачу своим судьям. В 17 лет с помощью интриг он взошел на трон, где в первые пять лет, являясь послушной марионеткой одного вполне компетентного триумвирата, проводил время на скачках и в ночных пьяных застольях. Однако позже, когда трех его менторов — матери Юлии Агриппины, префекта преторианцев Бурра и философа Сенеки — уже не было, и Нерон стал пользоваться всей полнотой абсолютной власти, он быстро противопоставил себя аристократии. Она же привыкла жить согласно введенному Августом принципату, который предписывал уважение к таким традиционным институтам, как сенат и магистраты.
Но самым важным было то, что Нерон не обладал качествами, легитимирующими римского императора: воинской доблестью, самодисциплиной, скромностью, уважением к богам. Вместо того, чтобы броситься на собственный меч, как подобает истинному римлянину в безвыходной ситуации, Нерон лишь жалко скулил: «Какой артист умирает». А артистам на императорском троне делать нечего — таково было мнение представителей его сословия. А именно они фиксировали происходящее в своих многочисленных произведениях.
Так, во многих описаниях правления императора Нерона явно прослеживается тенденция, заложенная его современником, адмиралом и натуралистом Плинием Старшим, который охарактеризовал императора как «врага рода человеческого». Даже 300 лет спустя Аврелий Виктор вторил ему: «Жизнь Нерона — это целый ряд таких мерзостей, что одно упоминание о существовании такого человека, тем более на троне, не может не вызывать стыда и отвращения». И как первое доказательство этого приводится выступление Нерона в качестве певца с цитрой в руках и лавровым венком на голове.
Нерон попал на трон по чистой случайности. В этом ему серьезно помогла мать Юлия Агриппина, сестра императора Калигулы. В первом браке она была женой сенатора Гнея Домиция Агенобарба. Нерон — их сын. После еще одного брака Юлия Агриппина сумела уговорить преемника Калигулы Клавдия, ее дядю, жениться на ней, после того как тот устроил убийство своей печально известной жены Мессалины. Таким образом, Нерон стал принцем, равным по рангу родному сыну Клавдия Британнику. Когда Клавдий решил поменять порядок престолонаследия, он умер, вкусив грибного блюда, якобы приготовленного ему Юлией Агриппиной. Вскоре и Британника постигла похожая участь.
Контекст
Как климат и эпидемии погубили Рим
В римской эротике отсутствует ощущение греха
Секса за деньги в древнем Риме было в избытке
Но все в одночасье изменилось, когда Нерон решил избавиться от своей властной матери. Светоний подробно описывает многочисленные покушения на жизнь этой осторожной дамы. В конце концов, ее убили у Мизена флотские солдаты. После того как Бурр в 62-м году умер, а Сенека удалился от дел, Нерон получил неограниченную власть.
Некоторые истории вполне могли служить цели опорочить императора, а некоторые основывались на фантазиях о том, что могло бы происходить за стенами дворца. Как знать, может быть, таковыми были и описания бесконечных оргий с блудницами, подхалимами и музыкантшами или пиршеств, стоивших целые состояния? Даже если такой уважаемый историк как Тацит после детального описания гомосексуального полового акта уверял, что «все было выставлено напоказ, даже то, что у женщины не видно ночью», то сомнения в достоверности таких свидетельств вполне оправданы.
Пока подобные истории лишь подогревают сексуальные фантазии, это еще допустимо. Но другое дело — катастрофа с десятками тысяч жертв. В июле 64-го года в Риме произошел пожар, бушевавший девять дней и превративший обширные части города в груды развалин. В том, что император действительно приказал поджечь город, чтобы получить место для своих архитектурных проектов, многие серьезно сомневаются. При возникновении пожара, по свидетельству Тацита, Нерон находился в Анциуме. Кроме того, он приказал открыть ворота своих парков, чтобы впустить оставшихся без крова людей, и снизил цены на зерно. Но в то же время родился слух, что он «восторгался красотой пламени» и декламировал при этом «Покорение Трои».
Также поиски виновных в пожаре вызвали не только одобрение. Нерон нашел их среди тех, кого «народ из-за их злодеяний называет христианами» и «наложил на них изощренные кары» (Тацит). Их отдавали на растерзание собакам, распинали на крестах или сжигали подобно ночным факелам.
Правда, Рим при Нероне отстроили даже лучше, чем он был прежде. Но средства на это он выжал из провинций, и инвестировал эти средства не только в реконструкцию города, но и, прежде всего, в строительство своего нового дворца, который он неспроста назвал «золотым домом». «Вестибюль был так велик, что в нем помещалась колоссальная статуя Нерона высотой 35 метров, а вся постройка была настолько протяженной, что ее парадный зал с рядами колонн протянулся на три с половиной километра», — пишет Светоний. Раздвижные потолки столовых были сделаны из пластин слоновой кости, через отверстия в них гостей осыпали цветами или сбрызгивали благовониями.
Лишения, вызванные гигантскими проектами Нерона, стали во все большей степени подрывать его популярность. Недовольство аристократии выразилось в заговоре, который, однако, был раскрыт. Поездка Нерона в Грецию в 66-м году была своего рода бегством от политической реальности. В Греции он выдавал себя из филэллина и побуждал публику в Олимпии и других городах восторгаться собой как певцом и вручать ему награды. В это же время в Иудеи и в Галлии бушевали восстания.
Легионы настаивали на том, чтобы Сервий Сульпиций Гальба, наместник Испании, взял власть в свои руки. Когда же от Нерона отвернулись и префекты преторианцев, до него дошло, что на кону стоит его жизнь. Слова, которые ему приписывают, выбраны удачно. «Каким артистом» он, оказывается, был. В этом состоял трагизм его жизни. Рим не хотел иметь на троне артистов.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Оргии в римских банях
Тонкие пальцы юной рабыни-египтянки слегка подрагивали, когда она вводила детородный орган своего хозяина Люция Криспа в бронзовую урну. Ей хотелось отвернуться, но она не решалась, боясь проявить неловкость и навлечь на себя наказание.
Крисп знал, что именно жене, ее богатству, красоте и уму он обязан своим возвышением в этом мире. Hо почему он должен быть ей вечно признательным? Состояние теперь принадлежит ему, а что касается ее чувств. Он считал, что в последнее время жена очень холодна к нему.
— Hу, Люций, рискую показаться несдержанным, но признаюсь: никогда не видел лучшего пиршества.
Сердце Криспа затрепетало, лицо вспыхнуло от удовольствия. Что может быть приятнее признания самого Туллия Кана, одного из могущественнейших и влиятельных ораторов в сенате, завсегдатая разнузданных городских оргий.
— Ха! Тебе понравился обед? Подожди, ты еще увидишь моих плясуний. Это чистокровные дочери варваров из испанской провинции.
— Hет ничего лучше кусочка варварской плоти,- пропыхтел он, подмигивая собеседникам.
Крисп хлопнул в ладони, и рабы внесли еще несколько огромных чанов альбского вина. Повсюду в зале вновь и вновь наполнялись кубки.
Большинство гостей уже были пьяны, но шум голосов сразу стих, когда в комнату вступили в танце две молодые испанки. Они были совершенно обнажены. Слава испанских танцовщиц гремела в Риме, но некоторые видели их впервые. Разумеется, Криспу пришлось постараться, чтобы заполучить этих двух, он заплатил за них невероятную цену. Девушки с длинными черными волосами, мечущимися по плечам, и маленькими эбеновыми кастаньетами чувственно изгибались в центре зала.
Груди стройных, скорее худощавых, танцовщиц казались огромными, лобки их были чисто выбриты.
Движением, способным свести с ума любого мужчину, они проводили рукой между своими восхитительными ногами, обещавшими невиданное наслаждение.
Когда девицы скрылись, провожаемые глазами до самого выхода, комната на мгновение погрузилась в тишину. Взгляды обратились к Криспу, и неожиданно зал взорвался дикими аплодисментами. Туллий Кан наклонился и прошептал:
— Дай мне на ночь хоть одну из твоих прелестниц, и я прославлю тебя как самого гостеприимного хозяина империи, а в придачу достанется моя поддержка в сенате.
Hекоторое время они сидели самодовольно пересмеиваясь, но тут Крисп ощутил горячие позывы в области паха.
— А какова она с мужчиной?
Трепеща всем телом, рабыня держала внушительный орган над сосудом. Горячая плоть билась в ее руке, казалось, все увеличиваясь. Крисп и говоривший с ним огромный свиноподобный человек обшаривали миниатюрную египтянку горящими, алчущими глазами.
Крисп разглядывал девушку: темные глаза, маленький, чуть приплюснутый нос, полные пунцовые губы и длинные волосы, раньше заплетавшиеся в аккуратные косички, а теперь свободно струившиеся по плечам, как у испанских танцовщиц.
Поняв, что Крисп норовит стянуть с нее столу, девушка попыталась сопротивляться. Hо она была целиком в его власти. Бессмысленно взывать к правосудию. Разум заставлял ее проявлять тупую покорность. Ведь совсем недавно раба, разбившего любимую вазу хозяина, и многих его близких в наказание забили до полусмерти. Все сидевшие вокруг ложа Криспа придвинулись ближе, увидев, что стола юной рабыни задрана над ее головой. Овальные крепкие ягодицы с ямочками, казалось, старались сжаться, спрятаться от наглого света, озарившего их. Заставив рабыню согнуться перед ним, прислушиваясь к одобрительному кудахтанью и хрипам Туллия, Крисп стащил столу через голову девушки и швырнул на мраморный пол.
Сексуальная жизнь Древнего Рима известна нам в основном по фильму “Калигула” и другим подобным произведениям. Но какой она была на самом деле? “Умный журнал” попробовал заглянуть в глубь веков и ответить на этот вопрос.
Искусство, которое сейчас считается “порнографическим”, в Древнем Риме было обычной составляющей художественных коллекций состоятельных людей.
Именно поэтому изображения, найденные на руинах древних Помпеи и Геркуланума, являются одним из главных источников информации о сексуальной жизни римлян (помимо, разумеется, литературных памятников).
Среди прочего, они свидетельствуют о большом разнообразии любовной техники. Так, например, едва ли не любимой сексуальной позицией в Древнем Риме была “женщина сверху”, изображения которой встречаются повсеместно. В отличие, кстати, от искусства Древней Греции, где они не обнаружены вовсе.
Эта позиция встречается в различных вариантах.
причём не только в исполнении женщин.
Боги и секс
Официальная римская религия поощряла сексуальность как важный аспект процветания общества. Кроме того, многие римляне прибегали к магическим ритуалам для улучшения своей половой жизни. Они включали в себя жертвоприношения таким богам, как Приап, символом которого был вечно эрегированный член огромных размеров (понятно, что именно у него просили жертвователи).
Нетрудно заметить, что именно на месте Луперкалий в христианской Европе появился столь популярный ныне День святого Валентина.
Древнейшая профессия
К слову, о проститутках. Это профессия в Древнем Риме была абсолютно легальна, публична и широко распространена. Для того, чтобы заниматься ей, нужно было просто зарегистрироваться у эдила (государственного чиновника).
Несмотря на легальный статус, почётного в занятии проституции было мало. Более того, однажды став проституткой, нельзя было перестать ей быть: даже прекратив оказывать сексуальные услуги, женщина до конца жизни оставалась в соответствующей социальной категории и терпела некоторое поражение в правах (например, ей нельзя было выступать в суде).
Как правило, жрицами любви становились рабыни или женщины, освобождённые из рабства, но случались и исключения. Так, после установления императором Августом уголовной ответственности за супружескую измену некоторые дамы из высшего общества, уличённые в этом преступлении, регистрировались проститутками. Только так они могли избежать наказания, ведь на представительниц профессии сексуальные ограничения не распространялись.
Гомо- и педо-
В римской культуре категориям “гомосексуальности” и “гетеросексуальности” не придавалось сколько-нибудь серьёзного значения, доказательством чему служит отсутствие самих этих терминов в латинском языке.
Сексуальное влечение мужчин к подросткам обоих полов считалось абсолютно нормальным, а половые контакты с ними могли привести к негативным последствиям только в том случае, если подросток был свободнорождённым римлянином. Поэтому взрослые мужчины вступали в открытую связь только с малолетними рабами или проституками, а педерастия в отношении представителей более высших классов носила скрытый характер.
Вообще, социальный статус в Древнем Риме играл определяющую роль, и свободный взрослый мужчина (в том числе женатый) имел достаточно возможностей заниматься сексом с теми, кто стоял ниже него, не вызывая моральное осуждение. Пол сексуального объекта в данном случае не был особенно важен. Правда, при гомосексуальных контактах допустимой считалась только активная роль. Это было частью общей установки римского социума: мужчина не должен был демонстрировать какую-либо слабость, включая пассивность.
Не такие уж развратные
Такой слабостью считалась и любая зависимость. Поэтому, несмотря на свободу сексуальных нравов, невиданную для христианской Европы, гиперсексуальность воспринималась как порок и подвергалась моральному порицанию. Кроме того, тогдашняя медицина признавала ее болезнью.
Вообще, мнение о Древнем Рима как оплоте разврата, похоже, сформировано его победившими идеологическими противниками. Как говорится в исследовании современных европейских учёных:
Когда любовь ни при чем: как решали половой вопрос римские легионеры
Римские солдаты дебоширят в квартале с увеселительными заведениями. Реконструкция Ангуса МакБрайта. © pinterest.com
В Древнем Риме война считалась делом сугубо мужским и в силу необходимости была связана с сексуальным воздержанием. Женщинам возбранялось ступать на территорию лагеря, ослушавшихся ожидало суровое наказание. Пока римляне воевали вблизи от дома или солдаты хотя бы на зиму возвращались домой к своим семьям, это не создавало особых проблем.
Но по мере того как кампании стали затягиваться на длительный срок и проходить на всё большем отдалении от дома, соблюдать запрет на контакты с женщинами становилось всё сложнее. Разумеется, военные нашли выход из положения.
Солдатские дети
Суть встававших перед солдатами проблем хорошо раскрывает рассказанная Титом Ливием история. В 171 году до н. э. в римский сенат явилось необычное посольство из Испании: «…более четырёх тысяч человек просили дать им город для жительства, объявив, что рождены они от римских воинов и испанских женщин, брак с которыми не был законен. Сенат постановил, чтобы они доложили Луцию Канулею свои имена и имена своих вольноотпущенников, если таковые имеются, и чтобы они вывели поселение в Картею, что возле Океана. А тем из картейцев, которые пожелают остаться дома, дозволить записаться в поселенцы с правом на земельный надел. Поселение постановлено числить латинским и именовать вольноотпущеннической колонией».
Ирод и вифлеемские младенцы. Мозаика V века. Базилика Санта Мария Маджоре в Риме. pinterest.com
Подсчитано, что между 205 и 175 годами до н. э. в Испании побывало около 70 000 римлян и 80 000 италийских союзников. С точки зрения римского права, незаконнорождённые дети не могли наследовать гражданский статус отца и, следовательно, не считались римлянами. Драматизм ситуации состоял в том, что испанцы, похоже, рассматривали этих потомков смешанных браков как римлян и потому также отказывали им в праве наследования гражданства и собственности в материнских общинах. Таким образом, они оказывались чужими для групп обоих своих родителей. Столкнувшись с необходимостью вынести решение по этому запутанному вопросу, сенат нашёл простой и эффективный выход, предоставив им права латинского гражданства и выведя их в колонию.
Название Картеи Colonia Libertinorum — «колония вольноотпущенников» — ставит вопрос о статусе испанских женщин и их детей от смешанных браков. Чаще всего считается, что это были рабыни, которых солдаты приобретали во время службы в провинции. Их дети, соответственно, становились вольноотпущенниками. При этом, правда, едва ли мог возникнуть описанный Ливием правовой казус. Согласно другой гипотезе, солдаты сходились со свободнорождёнными женщинами и заключали с ними брак по местному праву, который не считался браком с точки зрения римского закона. Чувствуя себя при этом свободными от каких-либо обязательств, солдаты при демобилизации просто оставляли своих жён и детей в провинции. Чтобы наделить их здесь гражданскими правами, Луций Канулей провёл 4000 человек через фиктивную продажу в рабство и последующий отпуск на волю. Таким образом, колония Картея и получила своё название.
Солдаты и женщины из провинций
Попытки вывести габинианцев из страны в 50 и 49 годах до н. э. завершились неудачей. Во время конфликта между Цезарем и населением Александрии, повлёкшим за собой настоящую войну, габинианцы приняли сторону александрийцев и на протяжении трёх месяцев осаждали царский дворец, в котором укрывались их соотечественники. Победа над ними была одержана не без трудностей.
Стела из Александрии с изображением солдата и его сына, первая половина III века н. э.
Чтобы отделить римлян от провинциалов и избежать повторения подобных эксцессов, Август в серии законов запретил римским солдатам вступать в официальный брак во время действительной военной службы. Солдатам нельзя было приобретать собственность в тех провинциях, где проходила их служба, а также проживать вне территории лагеря. Эти меры, с точки зрения их автора, должны были содействовать укреплению дисциплины в армии и поднятию морального духа солдат. Реальность, как это часто бывает, оказалась иной.
Солдатские браки
Анализ статистики по солдатским надписям и эпитафиям императорского времени свидетельствует, что те нередко обзаводились долговременными спутницами, которые рожали им детей. Считается, что между I и III веком порядка 1% солдат из Майнца, 3% солдат гарнизона Рима и 5,2% солдат из Карнунта в Паннонии имели семьи. Кажется, в относительно мирных провинциях эта статистика была ещё выше. Например, из 354 военных эпитафий солдат стоявшего в Нумидии III Августа легиона 206 (58%) надписей упоминают в числе наследников умершего его жену и детей. С точки зрения закона эти солдатские «жёны» оставались лишь сожительницами, а прижитые от них дети были незаконнорождёнными. Однако по выходе в отставку солдаты получали право узаконить сложившиеся отношения, и тогда государство признавало их детей. Власти до поры до времени смотрели на сам факт сожительства сквозь пальцы, настаивая лишь на невозможности легального признания соответствующих отношений на срок действительной службы. Считается, что окончательно ограничение на солдатские браки упразднил император Септимий Север (193—211).
Солдатская семья провожает в поход своего кормильца. Поскольку женщинам было запрещено ступать в пределы военного лагеря, семьи солдат должны были жить в примыкавшем к нему торгово-ремесленном поселении (канабе). Реконструкция Ангуса МакБрайта. pinterest. es
Анализ имён этих солдатских «жён» свидетельствует о том, что большинство из них являлись вольноотпущенницами (liberta), то есть бывшими рабынями, которых солдаты привезли с собой из дома, купили на месте или получили из военной добычи и которые впоследствии были освобождены. Важно отметить, что закон гарантировал патрону приоритетное право сожительствовать со своей вольноотпущенницей как с наложницей (concubina), избегая обвинения в прелюбодеянии. Более того, наложница из числа вольноотпущенниц патрона могла в этих отношениях пользоваться именем, но не правами замужних женщин (matronae nomen).
Некоторые, но не все римские юристы дозволяли брать наложниц из числа свободнорождённых женщин низкого происхождения, в том числе бывших актрис или проституток. Возможно также, что самопродажа в рабство с последующим отпуском на волю являлась просто юридической уловкой, позволявшей если не жене, то хотя бы вольноотпущеннице солдата претендовать на его наследство в случае смерти. Поскольку с точки зрения права эти браки были незаконными, право наследования через завещание признавалось только за гражданами.
Надгробие Секста Адгенния Макрина, трибуна VI Победоносного легиона, и его жены Лицинии, между 105 и 150 годами н. э. Музей археологии, Ним. pinterest.com
Проституция
Альтернативой долговременным отношениям по образцу брака для многих солдат становилось обращение к рынку продажной любви. Низкая стоимость сексуальных услуг в Римской империи — в среднем два асса, что эквивалентно цене 1-фунтовой буханки хлеба — и значительное превышение предложения над спросом делали такого рода отношения более экономичными и простыми по сравнению с покупкой рабыни или постоянным содержанием наложницы. Как с точки зрения закона, так и с точки зрения общественной морали посещение солдатами борделя не являлось чем-то предосудительным. С другой стороны, военные — особенно ветераны с накопленными за время службы сбережениями, но также и молодые солдаты, наследники родительского имущества — являлись весьма привлекательной целевой группой для предпринимателей на рынке сексуальных услуг. Кажется, большинству солдат не составляло особого труда отыскать среди обитательниц борделя спутницу, которая могла скрасить им тяготы военной службы в течение любого срока.
Мы располагаем относительно небольшим числом свидетельств современников об этой стороне военной жизни. Одним из немногих сохранившихся сведений является широко известный анекдот о том, как ревнитель старинной дисциплины Сципион Эмилиан в 133 году до н. э. изгнал из римского лагеря под стенами Нуманции почти 2000 проституток.
Римские солдаты дебоширят в квартале с увеселительными заведениями. Реконструкция Ангуса МакБрайта. pinterest.com
Римский закон определял проститутку как женщину, которая зарабатывает деньги, открыто продавая свое тело. Хотя проституция в Римской империи была легальной профессией для представителей обоих полов, однако считалась предосудительным занятием с точки зрения общественной морали, которое влекло за собой понижение социального статуса (infamia), а также поражение в правах. По этой причине его старались не афишировать в эпитафиях и личных историях.
ека до н. э. Музей Аларда Пирсона, Амстердам. Фото автора.
Бордели
Поскольку женщинам было запрещено посещать военный лагерь, сфера развлечений концентрировалась в примыкавшем к его стенам торгово-ремесленном посаде — так называемой канабе (canabae). Здесь жили ветераны или увечные солдаты, которым некуда было возвращаться после службы, оружейники, плотники и другие ремесленники, трудившиеся на нужды армии, многочисленные торговцы, предприниматели, сутенёры и преступники. Постройки на территории канабы — мастерские, склады, амбары, храмы, бани — в большинстве своём обслуживали потребности солдат. Со временем канабы так разрастались, что порой их площадь могла превзойти размеры лагеря.
Для организации общественной жизни здесь создавались органы самоуправления. Постепенно большинство этих поселений наделялись городскими правами. Чтобы беспрепятственно заниматься своей деятельностью, обитатели канабы должны были получить особую лицензию у магистрата поселения, а также уплатить соответствующий налог, который собирали солдаты.
Знаменитый помпейский бордель занимал угол дома на пересечении двух улиц. Внутрь вели две двери, между которыми находился сквозной коридор. pinterest.com
Специально приспособленными местами для занятия проституцией были публичные дома (lupanarii). О внешнем виде этих заведений можно составить представление по описанию в источниках или по лупанарию, раскопанному в Помпеях. В «Сатириконе» вход в бордель отделяла от улицы одна лишь занавеска, за которой расхаживали работницы в лёгких прозрачных одеждах или полностью обнажённые. А вот лупанарий в Помпеях представлял собой коридор с выходившими в него двумя рядами помещений, которые использовались для встреч с клиентами. Никакого приёмного зала, который можно было использовать для увеселительных пирушек, не было. Комнаты, отделявшиеся от коридора занавесками, были совсем маленькими, тёмными, грязными и предназначались, видимо, только для дела.
Внутренние помещения помпейского борделя. cambridge.org
В качестве борделя был идентифицирован дом в жилом блоке G5, раскопанный в «гражданской» части Дуры-Эвропоса на берегу Евфрата в Сирии. На соответствующее предназначение дома указали надписи-дипинто на стенах, которые преимущественно относятся к последним годам римской оккупации. Основным содержанием надписей являются списки женских имён. Некоторые из них явно ассоциируются с представительницами древнейшей профессии.
Отдельные мужские имена принадлежали солдатам, один из которых был обозначен как optio. Также среди надписей упоминалась должность stathmouhos, обозначавшая, вероятно армейского квартирьера. Издатели документов полагали, что само здание принадлежало армии, а бордель здесь был организован с санкции командования, которое таким образом проявляло заботу о солдатском досуге. Эта гипотеза находит подкрепление в нескольких ссылках на имевшую место поездку в или из Зевгмы, штаб-квартиры IV Скифского легиона, которая располагалась выше по течению Евфрата.
Карта расположения помпейских борделей. cambridge.org
Торговцы живым товаром
Женщин и мужчин для работы в армейских борделях поставляли сутенёры, которые часто перемещались от одного лагеря к другому вдоль границы. Флавий Филострат, биограф философа и чудотворца Аполлония Тианского, рассказывает о забавном недоразумении, которое случилось с его героем в Зевгме: «Когда они добрались до границы Двуречья, мытарь, надзиравший за мостом, привёл их в таможню и спросил, что у них с собой. „Со мною, — отвечал Аполлоний, — Рассудительность, Справедливость, Добродетель, Выдержка, Храбрость, Воздержность“, — и так он перечислил множество имён женского рода. Мытарь, радея о своей корысти, сказал: „Этих рабынь следует записать в таможенное объявление“. „Никак невозможно, — возразил Аполлоний, — ибо не рабынями они при мне, но госпожами“».
Очевидно, таможенный служащий принял Аполлония за торговца живым товаром.
Не так давно в египетском Крокодилополе были найдены документы эпохи Траяна (98—117) с перепиской между владельцем такого рода бизнеса и его агентами на местах, поставлявшими женщин в римские форты (президии) в глубине Восточной пустыни между Нилом и Красным морем. Гарнизонами этих фортов были небольшие отряды солдат, которые несли службу вахтовым методом, сменяясь по истечении какого-то срока. Содержание документов проливает свет на то, как был организован и функционировал этот бизнес. Вот пример такого письма на остраконе — крупном осколке керамической посуды, на которых часто велась повседневная переписка в римском Египте: «N приветствует Птолему. Я послал Проклу в президиум Максимианон за 60 драхм и квинтану. Пожалуйста, отошли её далее с погонщиком ослов, который даст тебе этот остракон. Я получил задаток 12 драхм, из которых заплатил 8 драхм. Получи от погонщика … драхм. Дай ей плащ. Я дам ей тунику. Не делай ничего более».
Письмо на обломке керамики. Музей Аларда Пирсона, Амстердам. Фото автора.
Имя отправителя не сохранилось. Птолема являлся его агентом в Крокодилополе, в обязанности которого входило связываться с военными и договариваться с ними о цене. Как следует из письма босса, Птолема должен был позаботиться о доставке женщин в конечный пункт назначения — в данном случае в президиум Максимианон. Как правило, контракт составлялся на месячный срок, а его обычная стоимость составляла 60 драхм без уплаты налога-квинтаны и 72 драхмы — с уплатой налога. По истечении этого срока женщина отправлялась в соседний форт, а на её место прибывала другая. И сама работа, и перемещение вдоль цепи фортов назывались словом kykleutikon — «цикл» или «круг».
Налоги
Пальмирский рельеф с изображением путешествующих женщин. Фото автора.
Помимо обычной подати содержатели армейских борделей платили также специальный налог-квинтану (quintana), о которой речь шла выше. Этот налог взимался с частных подрядчиков, имевших какие-либо дела с армией, а его сумма была фиксированной. В рассмотренном выше случае с документами из Крокодилополя квинтана составляла 12 драхм в месяц. В сравнении с другими известными цифрами проституционной подати из Египта, редко превышавшими четыре драхмы в год, сумма квинтаны выглядит внушительно и, вероятно, отражает высокую доходность, которую имел этот бизнес.