Образец поведения человека который общество предписывает обладателю какого либо статуса что это
§ 3. Социальные статусы, роли и мобильность
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Обществоведение. 10 класс |
Книга: | § 3. Социальные статусы, роли и мобильность |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Воскресенье, 26 Декабрь 2021, 00:11 |
Оглавление
Социальный статус. Социальные действия, совершаемые человеком, как правило, зависят от его социального статуса — положения в обществе, с которым связан определённый набор прав и обязанностей. Статус личности определяется через пол, возраст, семейное положение, национальность, профессию, должность, материальное положение, политическое влияние и т. д. Поэтому у каждого человека может быть множество социальных статусов. Совокупность всех социальных статусов личности составляет её статусный набор. В этом наборе выделяют следующие основные статусы: предписанный, приобретённый, смешанный, главный.
Предписанный (приписываемый) статус — это статус, полученный носителем «автоматически», в силу факторов, которые от него не зависят. Он определяется полом, расовой и национальной принадлежностью, возрастом, социальным происхождением и т. д. Приобретённый (достигаемый) статус человек получает благодаря своим умственным и физическим усилиям (профессиональные достижения, учёная степень, звание, должность и т. д.). Смешанные социальные статусы обладают признаками приписываемых и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека. Например, в результате экономического кризиса человек становится безработным.
Тот статус, который сам человек или окружающие его люди считают основным, называется главным статусом. Он определяет преимущественное положение человека в обществе, его образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. В современном обществе это, как правило, профессиональный статус. Когда речь идёт о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Кем он/она работает?».
Личный статус проявляется на уровне малой социальной группы, например семьи, школьного класса, круга близких друзей, родственников. В малой группе статус человека определяется личными качествами и чертами характера, авторитетом, которым он пользуется среди других людей.
Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии, профессии, возрастной или гендерной группы.
Социальные роли. Занимая то или иное положение в обществе, человек обладает определёнными правами и обязанностями, должен выполнять определённую совокупность действий.
Образец поведения, который общество признаёт целесообразным для обладателя данного статуса, называют социальной ролью. Содержательное различие между социальным статусом и социальной ролью заключается в том, что статусом обладают, а роль выполняют. Поскольку каждый человек обычно имеет широкий набор статусов, то ролей у него также много. Совокупность принадлежащих конкретному человеку ролей называется ролевым набором. В качестве основных в ролевом наборе личности выделяют следующие роли: семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические, ситуационные (пешеход, покупатель, пассажир). Благодаря своевременному освоению и успешному исполнению людьми своих социальных ролей возможно нормальное функционирование всего общества и самой личности.
Социальная роль рассматривается в двух основных аспектах: ожидания и исполнения.
Ролевое ожидание — это модель поведения для людей данного статуса, которую предполагают видеть окружающие. Ролевые ожидания взаимосвязаны с ролевыми требованиями, т. е. обязательными и необходимыми действиями, вытекающими из принятой личностью роли. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг — помогать в трудную минуту, диспетчер — отвечать на телефонные звонки и т. д.
Ролевое исполнение (поведение) — это фактическое поведение человека. Оно зависит от личностных качеств человека, его убеждений и установок, от степени усвоения им социальных норм. Если по каким-либо причинам человек не выполняет действий, предписываемых ему социальной ролью, то ожидания окружающих не оправдываются. В одних случаях это может вызвать недоумение и общественное порицание, в других — привести к формальным санкциям (например, увольнению с работы, лишению права на управление автомобилем и т. д.).
При выполнении социальных ролей могут возникнуть трудности, связанные с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли, несовместимыми требованиями разных ролей, значительными усилиями и временными затратами для выполнения ролевых предписаний.
Трудности могут привести к ролевому конфликту. Например, не каждый человек может одновременно справляться с выполнением профессиональных, домашних (ведение быта) и семейных обязанностей, успешно совмещать построение карьеры и заботу о семье.
Для того чтобы избежать проблем, необходимы специальные усилия по оптимальному комбинированию своих ролей. В процессе социализации человек обучается выполнению разных ролей и разрешению ролевых конфликтов.
Социальная мобильность. Одной из отличительных черт развития современного общества является возможность каждого индивида достичь успеха и подняться выше по ступеням социальной лестницы. В данном случае речь идёт о социальной мобильности — изменении индивидом или группой позиции, занимаемой в социальной структуре.
Учёный считал, что общество — это огромное социальное пространство, в котором люди перемещаются как реально, так и условно, во мнении окружающих и своём собственном. По направлениям социальных перемещений учёный выделил два основных типа мобильности: вертикальную и горизонтальную.
Вертикальная мобильность предполагает перемещение вверх либо вниз по ступеням социальной лестницы, которое приводит к повышению или понижению социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность может быть восходящей (социальный подъём) или нисходящей (социальное падение). Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное или вынужденное (например, понижение в должности чиновника или разорение бизнесмена).
Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне (например, переход на другое место работы в той же должности, переход в другую религиозную общину, перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус).
На вертикальную и горизонтальную мобильность влияют различные факторы — пол, возраст, уровни рождаемости и смертности в стране, плотность населения. Молодёжь обычно более мобильна, чем люди старшего возраста, а мужчины, как правило, в целом мобильнее женщин. Также существует закономерность, что у людей, находящихся на более высоких позициях социальной лестницы, как правило, меньше детей, чем у представителей более низких слоёв. Таким образом, даже если дети богатых и успешных людей идут по стопам своих родителей, в верхних слоях общества всё равно постоянно образуются свободные места, которые заполняют выходцы из более низких слоёв.
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности.
На основании приведённого изображения определите, какое понятие используется в качестве синонимичного для понятия «канал социальной мобильности».
Основными каналами социальной мобильности являются:
• армия;
• религиозные организации;
• школа (образование) и наука;
• политическая или общественная деятельность;
• искусство;
• средства массовой коммуникации;
• накопление богатств, владение собственностью;
• семья и брак.
Какие каналы лучше всего «работали» в прошлом, а какие оказываются наиболее значимыми в настоящее время?
Социологи выделяют индивидуальную и групповую мобильность. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека. Групповая мобильность предполагает, что перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Так случается в периоды кардинальных изменений в обществе — социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, государственных переворотов и т. д.
В современном обществе процессы социальной мобильности протекают очень активно. Происходят преобразования в экономике, постоянно совершенствуются технологии, исчезают старые и появляются новые профессии. Постоянно возрастает роль образования. Сегодня каждый человек должен быть готов учиться на протяжении всей жизни, осваивать новые занятия, постоянно повышать квалификацию, чтобы быть востребованным на рынке труда и в общественной жизни.
Проходя стадию социализации в таких условиях жизнедеятельности общества, лучше как можно раньше определиться со своей жизненной стратегией и сконцентрироваться на её реализации.
Жизненная стратегия — это основная линия жизни, избранная индивидом сознательно, исходя из его представлений о смысле жизни, ценностей и образа будущего, а также оценки своих ресурсов и потенциала. Это умение распределять своё время, энергию и ресурсы ради достижения поставленной цели. И даже в случае успеха постоянно корректировать избранный курс.
Как данная визуализация отражает жизненную стратегию её автора? Нарисуйте плакат с собственной жизненной стратегией.
По степени и формам активности относительно социальной среды можно выделить: приспособленчество, изоляционизм (автономизм), активизм (может быть направлен на развитие системы или её слом, радикальную перестройку). Одна жизненная стратегия может быть основной на протяжении всей жизни, но чаще бывает, что стратегия меняется.
Формирование жизненной стратегии личности происходит в юношеском возрасте. В современном обществе на формирование жизненных стратегий молодёжи влияют:
• смена установки от государственной опеки к приоритету личных усилий для достижения успеха;
• рационализация системы ценностей, снижение влияния идеологических целей и средств, далёких от собственных потребностей индивидов;
• переход к преимущественно рыночным отношениям, развитию частного предпринимательства;
• получение высшего образования, когда практически весь период социализации приходится на время обучения.
В целом, отличительным социальным качеством молодых людей является оптимизм и более гибкая реакция на социальные изменения, высокая информированность о процессах в науке, технике, социальной жизни, динамичное овладение современными технологиями и включение в мировое информационное пространство.
Современный мир изменчив, сложен и непредсказуем, быстро меняет социальные статусы и роли людей. Ускоряется темп жизни, велико желание человека быстро достичь успеха, подняться выше по ступеням социальной лестницы в соответствии с избранной жизненной стратегией, своим представлением о смысле жизни, приоритетными ценностями и образом будущего.
1. Конкретизируйте примерами все названные в тексте виды социальных статусов человека (на своём примере, на примере своих родителей).
2. Приведите примеры санкций (из литературы, истории), которые применялись к людям, действия которых не соответствовали ролевым требованиям и ожиданиям.
3. Приведите конкретные примеры, чтобы одновременно наблюдалась:
а) личная, горизонтальная мобильность;
б) групповая, горизонтальная мобильность;
в) личная, вертикальная мобильность;
г) групповая, вертикальная мобильность.
4. Среди жизненных стратегий можно найти такие, как: «выйти замуж за принца…», «выиграть в лотерею миллион…». Сформулируйте конструктивные жизненные стратегии, связанные с работой, самореализацией, созданием семьи, путешествиями и т. д.
Выполните мини-проект «Социальная мобильность по семейным фотографиям». По снимкам из семейного архива проследите, как осуществлялась горизонтальная и вертикальная мобильность ваших родственников.
Что такое социальный статус: понятие, примеры, виды
Приветствую Вас, друзья!
Человек, неосознанно, или с чужой подачи, всегда стремится быть авторитетом для других. Обладая уважением и «весом» в обществе, индивид может диктовать окружающим собственные правила игры, побуждать к совершению определённых действий и оказывать влияние. Иначе это можно назвать социальным статусом именно он определяет место человека в жизни. В это статье мы разберем: что такое социальный статус, примеры и виды социального статуса, по каким критериям он формируется.
Что такое социальный статус?
Социальный статус – это положение человека в иерархии социума, которое соответствует его возрасту, полу, происхождению, профессии и семейному положению. Этому феномену можно дать и другое объяснение. Статус является определённой позицией в структуре конкретной группы, или целого общества, которая связывает человека с другими, через призму прав и обязанностей.
Термин имеет пра индоевропейские корни и происходит от слова «sta», что означает стоять. Далее слово перешло в древне латинский язык и присоединив суффикс «re», превратилось в слово «stare». Однако, значение слова осталось неизменным. В более современной версии слово преобразовалось в «status», которое обозначает состояние, поза, положение.
Определение статуса является результатом сравнения социального положения человека с положением других индивидов. Человека можно охарактеризовать, перечислив несколько его статусов. Под социальным статусом здесь подразумевается не только возможность пользоваться особыми благами, но так же и выполнение обязательств и предписанных общественных норм. Общество наряду с созданием социальных статусов, обеспечивает существование социальных механизмов. Они служат в качестве распределителя индивидов по социальным позициям.
Примеры социального статуса
За свою жизнь люди становятся обладателями множества статусов. Некоторые из них являются основными, так, как непосредственно влияют на поведение человека. Это может быть статус, вызванный профессиональной деятельностью человека. Например, профессор – это всеми уважаемый человек, который является примером подражания для своих студентов, или коллег. Если говорить проще, то в сознании большинства, профессор обязан быть уравновешенным, сдержанным интеллектуалом, с выверенными манерами. Спонтанные поступки, громкие эмоции и прочие примеры экстравагантного поведения не вписываются в допустимые нормы поведения для профессора. Это наглядный пример того, как социальный статус накладывает на индивида обязательства соблюдения неписанных правил, которые, однако, имеют решающую роль в иерархической системе социума. Отсюда следует вывод, что основные статусы определяют жизнедеятельность человека в целом.
Помимо основного статуса, человек может стать обладателем неосновного, факультативного статуса, который будет влиять на детали его поведения, в условиях ограниченного времени. Например — сосед, чемпион области по боксу, муж. Права и обязанности для носителей подобных статусов в большинстве случаев никак не регистрируется. Когда представители основных статусов могут образовывать престижные социальные группы, или категории, носители неосновных статусов обычно не взаимодействуют друг с другом, и не согласовывают поведение.
Какие виды статусов бывают?
В кругу знакомых можно представить человека, перечислив некоторые его основные социальные статусы. Из самых ярких примеров можно вспомнить, как в советской киноленте «Кавказская пленница», дядей Джабраил описывал товарищу Саахову свою племянницу Ниночку – «студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она — просто красавица!». Существует очень широкий диапазон статусов, получаемые по совершенно разным причинам. В социологии различают три основные группы:
Критерии формирования социального статуса
Социальное положение человека определяется в совокупности с его внутренней системой ценностей, и путём сравнения его «достижений» со статусом окружающих. Об индивиде многое может сказать его материальное состояние (богат он, или бедствует), карьера, образ и стиль жизни, отношения с другими людьми, образование, политические убеждения, врождённые параметры (пол, национальная и расовая принадлежность, внешность, характер и др.). Основываясь на этих факторах, человеку можно присудить сразу несколько статусов.
Однако, то, как человека воспринимают окружающий, и как он воспринимает себя – это две разные вещи, которые, впрочем, могут перекликаться друг с другом. Например, человек, происходящий из аристократической, или богатой семьи, может считать неприемлемой поездку в общественном транспорте. Представители более низких социальных слоёв, буду считать это появлением снобизма, хотя конкретный человек изначально не вкладывал такого смысла в своё отношение. Человек способен воспринимать свой статус исходя из собственного стиля жизни, то есть аристократ не является заведомо плохим и грубым человеком, он просто привык к определённому укладу жизни. Круг общения и уровень образования так же сильно влияет на восприятие человеком собственного положения в социуме.
Высокий социальный статус в современном обществе обеспечивают пять основных критериев: доход, богатство, образование, власть и престиж. В принципе, эти критерии всегда играли важную роль в жизни человека, однако, раньше шестым пунктом можно было добавить происхождение. Сегодня, чтобы занять высокое положение в социальной иерархии, не обязательно быть представителем голубых кровей.
Социальные роли
Каждому социальному статусу обществом предписаны свои нормы и правила поведения. Многое может противоречить личным убеждениям человека, однако, он по многим причинам обязан подчиняться «навязанным правилам игры». Подобное можно сравнить с театром, где каждому человеку отводится своя роль. Таким образом, социальная роль — это совокупность действий, которые индивид обязан совершить в рамках собственного положения в обществе.
Для достижения определённого статуса, человеку необходимо придерживаться определённого типа поведения. С этой точки зрения, социальный статус можно рассматривать как желаемое место на пьедестале. Чтобы его достичь, индивиду необходимо выполнять конкретные действия, то есть соответствовать своей роли. Например, тренер футбольной команды – это статус, который предоставляет уважение и влияние в спортивном обществе. Его роль заключается в том, что он должен тренировать, обучать и руководить своими футболистами, чтобы привести их к победе. Социальная роль подразумевает весь спектр действия как для достижения конкретного общественного положения, так и для его поддержания в дальнейшем.
Заключение
Под влиянием множества факторов, современное общество стремительно трансформируется в нечто новое, что несомненно привлекает повышенное внимание социологов. Естественно никуда не исчезнет модель социальной иерархии, однако, может радикально поменяться привилегированность отдельных социальных категорий и групп.
Социальная роль – образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.
Роли подобны грамматическим функциям, это способ поведения, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций); сценарий поведения (написанный родителями, учителями, друзьями, товарищами по партии и т.п.). Бывают и случаи сопротивления навязываемой роли (сопротивление разумного избирателя политрекламе, подростковый бунт и т.п.). Но и в случае сопротивления, и в случае жертвования частью собственной свободы ради интересов группы (например, тишина в зале во время концерта, пресловутая ‘верность делу фирмы’ японских рабочих и служащих) мы видим проявление взаимодействия коммуникативной личности и среды, давления среды (в данном случае микросреды – группы). Роли проявляются в процессе коммуникации, в дискурсе как речедействии, ведь и сам термин роль заимствован из сферы драмы и означает «отрезок текста».
Индивид исполняет в жизни массу разнообразных ролей. На схеме из книги Димблби и Бертона показаны возможные общественные роли коммуниканта-мужчины, исполняемые им в том или ином месте, в то или иное время (семейные, социальные, производственные). Можно выделить и следующие виды ролей и соответствующие им типы поведения:
—возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик, здесь наблюдается культурно-историческая варьируемость границы между возрастами);
Плачет как ребенок, манипулирует, капризничает.
—половые (они ярко проявляются ‘»по контрасту» при нарушении обычных характеристик роли: плачущий мужчина: плачущий большевик, плачущий премьер; ведет себя как баба; сравните объятия и поцелуи у мужчин и женщин, но в то же время традиционный троекратный поцелуй у коммунистических лидеров).
С преувеличением или преуменьшением значимости разделения ролей по половому признаку, даже с борьбой против социокультурного разделения по полу, связаны такие общественные движения, как сексизм, феминизм, Рolitical Сorrectness – PC.
—классовые роли. Общепризнано, что существуют поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса, что выражается даже в вербальных предпочтениях: откушать (к-то блюда) – есть (мясо, рыбу) – жрать, хавать, лузгать (семечки). Различные социальные группы отличаются своим социальным поведением.
Человек выступает как многозначное слово. Внутри группы он может исполнять функциональные роли (лидер, организатор, исполнитель, примиритель, шутник, юморист) и дисфункциональные роли (шут, пересмешник, стукач, надсмотрщик, обвинитель, интриган, сплетник). А это ближе к грамматике и ее нарушениям.
— Нормы или правила грамматики внутригруппового общения включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. Сравните разные модели разговора: одновременный разговор за банкетным столом в дружеской компании и поочередный за семейным обедом.
Очень интересна работа В.И. Карасика «Язык и социальный статус».
Выражение социального статуса накладывает отпечаток на вербальную и невербальную коммуникацию (начальственный тон). Гендерные особенности коммуникации – у женщин чаще встречаются оценочные высказывания, междометия, эмоциональность речи. У мужчин – ненормативная лексика. Специалисты в области гендерной лингвистики указывают на то, что в женской лексики преобладают слова и выражения направленные на установление партнерских отношений, в мужской – лексика доминирования.
По мнению американского психолога Б.Такмана (B.W.Tuckman), коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:
-стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),
-стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),
-стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов),
-стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).
Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью, или – личностью и совокупной личность, если коллектив уже сложился и в него вливается новый член. Основа формирования группы – взаимная уступка, здесь формируется консенсуальная сфера интересов и поступков.
Коммуникация в группе может делиться на информативную (обмен информацией между членами группы) и конститутивную (направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы). Конститутивная коммуникация зачастую формальна: товарищ генерал, подобострастный взгляд, отдать честь. Основные функция такой коммуникации – фактическая и объединительная. Семиотический идеализм иногда принимает условности определенного периода в дискурсе за чистую монету: тещу мамой называл, предвыборные обещания депутатов, ‘наказы избирателей’ и т.п.
Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, в основном, межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.