Об оставлении заявления о признании должника банкротом без движения что значит
Об оставлении заявления о признании должника банкротом без движения что значит
Статья 44. Оставление без движения и возвращение заявления о признании должника банкротом
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 44
2. В определении, указанном в пункте 1 настоящей статьи, арбитражным судом указываются основания для оставления без движения заявления о признании должника банкротом и срок, в течение которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления без движения заявления о признании должника банкротом.
Копии определения об оставлении без движения заявления о признании должника банкротом направляются должнику и кредитору-заявителю не позднее следующего дня после дня вынесения такого определения.
3. В случае, если указанные в пункте 2 настоящей статьи обстоятельства будут устранены в срок, установленный определением арбитражного суда, заявление о признании должника банкротом считается поданным в день его поступления в арбитражный суд и принимается арбитражным судом к производству.
4. В случае, если указанные в пункте 2 настоящей статьи обстоятельства не будут устранены в срок, установленный определением арбитражного суда об оставлении без движения заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд выносит определение о возвращении заявления о признании должника банкротом и возвращает такое заявление с прилагаемыми к нему документами.
5. Копии определения о возвращении заявления о признании должника банкротом направляются должнику и кредитору-заявителю.
Статья 44. Оставление без движения и возвращение заявления о признании должника банкротом
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ статья 44 изложена в новой редакции
Статья 44. Оставление без движения и возвращение заявления о признании должника банкротом
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 44 настоящего Федерального закона
1. Если арбитражным судом при рассмотрении вопроса о принятии заявления о признании должника банкротом устанавливается, что оно подано с нарушением требований, предусмотренных статьями 37-41 настоящего Федерального закона, арбитражный суд выносит определение о его оставлении без движения.
2. В определении, указанном в пункте 1 настоящей статьи, арбитражным судом указываются основания для оставления без движения заявления о признании должника банкротом и срок, в течение которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления без движения заявления о признании должника банкротом.
Копии определения об оставлении без движения заявления о признании должника банкротом направляются должнику и кредитору-заявителю не позднее следующего дня после дня вынесения такого определения.
3. В случае, если указанные в пункте 2 настоящей статьи обстоятельства будут устранены в срок, установленный определением арбитражного суда, заявление о признании должника банкротом считается поданным в день его поступления в арбитражный суд и принимается арбитражным судом к производству.
4. В случае, если указанные в пункте 2 настоящей статьи обстоятельства не будут устранены в срок, установленный определением арбитражного суда об оставлении без движения заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд выносит определение о возвращении заявления о признании должника банкротом и возвращает такое заявление с прилагаемыми к нему документами.
5. Копии определения о возвращении заявления о признании должника банкротом направляются должнику и кредитору-заявителю.
Статья 44. Оставление без движения и возвращение заявления о признании должника банкротом
Статья 44. Оставление без движения и возвращение заявления о признании должника банкротом
2. В определении, указанном в пункте 1 настоящей статьи, арбитражным судом указываются основания для оставления без движения заявления о признании должника банкротом и срок, в течение которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления без движения заявления о признании должника банкротом.
Копии определения об оставлении без движения заявления о признании должника банкротом направляются должнику и кредитору-заявителю не позднее следующего дня после дня вынесения такого определения.
3. В случае, если указанные в пункте 2 настоящей статьи обстоятельства будут устранены в срок, установленный определением арбитражного суда, заявление о признании должника банкротом считается поданным в день его поступления в арбитражный суд и принимается арбитражным судом к производству.
4. В случае, если указанные в пункте 2 настоящей статьи обстоятельства не будут устранены в срок, установленный определением арбитражного суда об оставлении без движения заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд выносит определение о возвращении заявления о признании должника банкротом и возвращает такое заявление с прилагаемыми к нему документами.
5. Копии определения о возвращении заявления о признании должника банкротом направляются должнику и кредитору-заявителю.
Судебная практика и законодательство — 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Статья 44. Оставление без движения и возвращение заявления о признании должника банкротом
Арбитражный суд Магаданской области
О суде
Оставление заявления без движения при банкротстве
С большим вниманием и интересом судьями и помощниками Арбитражного суда Магаданской области не только прочитана и изучена, но и принята к руководству в практической деятельности замечательная статья заместителя председателя Арбитражного суда Республики Марий Эл А. Ф. Бакулина «Оставление искового заявления без движения (рекомендации к составлению судебного акта)»1.
Кроме того, применению нового процессуального института была посвящена дискуссия, развернутая на страницах журнала «Арбитражная практика» (2003, № 6). Однако остался незатронутым вопрос о применении названного института при подаче заявлений о признании несостоятельным (банкротом) должника в рамках Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В новом АПК РФ сохранен важный принцип рассмотрения дел о банкротстве. В частности, согласно ч. 1 ст. 223 дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства. Данный принцип закреплен в п. 1 ст. 32 Закона о банкротстве. Согласно названной норме дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 42 Закона о банкротстве судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и настоящим Федеральным законом. Согласие п. 1 ст. 41 Закона заявление уполномоченного органа должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора (ст. 39). В том случае, если в заявлении кредитора, уполномоченного органа не были указаны сведения, перечисленные в п. 2 ст. 39 Закона о банкротстве, арбитражный суд оставляет заявление без движения на основании ст. 128 АПК РФ.
Оставляя заявление без движения, суд указал, что оно подано с нарушением требований, установленных ст. 125, 126 АПК РФ и ст. 39, 41 Закона о банкротстве.
Согласно ст. 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника
Как следовало из заявления, основанием для возбуждения дела о банкротстве явилось принятие ИМНС России по Сусуманскому району Магаданской области постановления от 17.05.2002 № 5 о взыскании налога в сумме 7 542 334 руб., пени в сумме 3 768 795 руб., а всего 11 311 129 руб. за счет имущества должника.
В п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве предусмотрены признаки банкротства. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Для определения признаков банкротства должника принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций (ст. 4).
В заявлении кредитора вопреки требованиям п. 2 ст. 39 Закона не были указаны обязательство, из которого возникло требование должника перед уполномоченным органом, а также срок исполнения обязательства и основания возникновения задолженности по обязательным платежам.
Суд в определении отметил, что заявителем не приложены документы, подтверждающие обязательства должника перед территориальным органом ФСФО России, а также наличие и размер задолженности по обязательствам, хотя этого требует подп. 1 п. 1 ст. 40 Закона.
В силу ст. 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абз. 2 п. 3 ст. 6 настоящего Федерального закона.
Согласно данной норме требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено такое решение, а также сведения о задолженности по обязательным платежам по данным уполномоченного органа (ст. 41 Закона). При приеме заявления суд установил, что указанные документы уполномоченным органом не представлены.
Арбитражный суд на основании ст. 44 Закона о банкротстве вправе был возвратить заявление ТО ФСФО России в Магаданской области, поскольку оно не соответствовало требованиям ст. 39-41 Закона.
Учитывая, что на момент подачи заявления не было законных оснований для возбуждения процедуры банкротства, а также в целях устранения
недостатков поданного заявления и экономии процессуального времени, необходимого для возврата заявления кредитору, арбитражный суд оставил заявление о признании банкротом без движения на основании ст. 128 АПК РФ. Применяя аналогию закона, арбитражный суд предложил уполномоченному органу в установленный срок представить следующие документы:
— решение налогового органа об обращении взыскания задолженности на имущество должника;
— доказательства оснований возникновения задолженности по обязательным платежам, сведения об этой задолженности по данным уполномоченного органа без учета штрафов, пеней и иных финансовых санкций;
— запрос уполномоченного органа и справку о составе и характеристике имущества организации-должника до и после ареста имущества;
— заключение уполномоченного органа, что после реализации имущества, на которое обращается взыскание, организация-должник не сможет продолжать основную хозяйственную деятельность.
Оставляя заявление ТО ФСФО России в Магаданской области без движения, арбитражный суд предоставил возможность заявителю устранить недостатки поданного заявления. Поскольку госорган даже ранее установленного срока предоставил запрашиваемые документы, арбитражный суд принял заявление и назначил дату рассмотрения обоснованности требований уполномоченного органа в судебном заседании.
Следует отметить, что предоставленные ТО ФСФО России в Магаданской области справка ИМНС о размере задолженности по налогам, не уплаченным в более чем трехмесячный срок, решение налогового органа о взыскании денежных средств со счетов должника и его имущества, а также доказательства направления судебному приставу-исполнителю решения налогового органа о взыскании налогов за счет имущества должника позволили арбитражному суду оценить требования заявителя как обоснованные, ввести процедуру наблюдения, а затем конкурсного производства.
Арбитражный суд исходил из требований, изложенных в Положении о предъявлении требований по обязательствам перед Российской федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.04.2003 № 218. Названное Положение регулирует порядок подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом.
К уведомлению в силу п. 3, 4 Положения должны быть приложены:
— справка налогового или таможенного органа о размере задолженности по налогу (сбору), не уплаченному в более чем трехмесячный срок;
— заверенная копия решения налогового или таможенного органа о взыскании денежных средств со счетов должника;
— заверенная копия постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника;
— сведения о направлении судебному приставу-исполнителю постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника.
При приеме заявления арбитражный суд установил, что указанное уведомление с соответствующими приложениями, а также доказательства направления постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника судебному приставу-исполнителю заявителем не представлены.
Порядок производства по делам организаций, в отношении которых приняты решения об обращении взыскания на имущество в связи с реализацией ФСФО России полномочий, установленных Федеральным законом от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», регулируется Положением о производстве по делам организаций, в отношении которых приняты решения об обращении взыскания на имущество, утвержденным Распоряжением ФСФО России от 27.12.99 № 48-р (вред, от24.03.2000).
Согласно п. 3 указанного Положения основанием для открытия производства по делу организации-должника является поступившее в соответствии со ст. 60 ФЗ «Об исполнительном производстве» в территориальный орган уведомление судебного пристава-исполнителя о произведенном аресте имущества организации-должника.
Территориальный орган, получив уведомление судебного пристава-исполнителя о произведенном аресте имущества организации, проверяет наличие в уведомлении сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя, фиксирует дату получения территориальным органом уведомления и иных материалов.
Арбитражный суд установил, что в нарушение предусмотренных законодательством требований заявителем не представлено уведомление судебного пристава-исполнителя о произведенном аресте имущества ООО «Интралис».
Вышеназванное Положение предусматривает, что территориальный орган проводит оценку возможных последствий обращения взыскания на имущество организации-должника. Оценивается соотношение имущества и обязательств организации-должника, устойчивость ее хозяйственной деятельности (бизнеса).
ТО ФСФО России в Магаданской области не представил заключение, что после реализации имущества, на которое обращается взыскание, организация-должник не сможет продолжать основную хозяйственную деятельность.
Принятие данного решения осуществляется в отношении всех открытых счетов налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, с которых производится взыскание налога (сбора), пеней. В банки направляются решения только по тем счетам, на которые налоговый орган не выставляет инкассовые поручения. В случае выставления налоговым органом инкассовых поручений на несколько счетов налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента общая сумма инкассовых поручений должна соответствовать сумме задолженности.
Суд установил, что заявителем не представлены сведения о количестве зарегистрированных счетов должника, а также сведения о принятии решения налоговым органом о приостановлении операций по счетам должника в кредитных учреждениях.
В силу п. 11 Порядка инкассовое поручение направляется в банк в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом по требованию об уплате налога, одновременно с вынесением решения о взыскании налога, сбора, пеней за счет денежных средств названных лиц на счетах в банках. При приеме заявления суд установил, что заявителем не представлены доказательства направления в банк инкассовых поручений.
Доказательств отсутствия или недостаточности денежных средств на счетах должника заявителем не представлено, поэтому арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для обращения взыскания на имущество должника.
Арбитражный суд с учетом положений АПК РФ и Закона о банкротстве предложил уполномоченному органу устранить нарушения в установленный судом срок и оставил заявление ТО ФСФО России в Магаданской области без движения, предложив предоставить следующие документы:
— уведомление и справку налогового органа о размере задолженности по налогу (сбору), не уплаченному в более чем трехмесячный срок;
— доказательства направления постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника судебному приставу-исполнителю;
— уведомление судебного пристава-исполнителя о произведенном аресте имущества должника;
— доказательства оснований возникновения задолженности по обязательным платежам;
— документы, подтверждающие обязательства должника перед конкурсным кредитором;
— запрос уполномоченного органа и справку о составе и характеристике имущества организации-должника до и после ареста имущества;
— заключение уполномоченного органа, что после реализации имущества, на которое обращается взыскание, организация-должник не сможет продолжать основную хозяйственную деятельность;
— сведения о количестве зарегистрированных счетов должника, а также сведения о принятии решения налоговым органом о приостановлении операций по счетам должника в кредитных учреждениях;
— доказательства направления в банк инкассовых поручений;
— доказательства отсутствия или недостаточности денежных средств на счетах должника.
Указанные документы не были представлены ТО ФСФО России в Магаданской области в арбитражный суд. Уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой на определения арбитражного суда об оставлении его заявлений без движения (дела № А37-2695/03-1 от 22.12.2003, № А37-2727/03-36 от 22.12.2003), считая, что определения суда не соответствуют нормам материального и процессуального права.
Согласно ст. 272 АПК РФ определения арбитражного суда первой инстанции обжалуются в арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии со ст. 188 Кодекса. В силу требований ч. 1 ст. 188 определение арбитражного суда может быть обжаловано отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в случаях, если в соответствии с АПК РФ предусмотрено обжалование данного определения, а также если оно препятствует дальнейшему движению дела.
Положения ст. 128 АПК РФ не предусматривают возможности обжалования определения об оставлении заявления без движения. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 264 АПК РФ в случае, когда апелляционная жалоба подана на судебный акт, который в соответствии с АПК РФ не обжалуется в порядке апелляционного производства, она подлежит возврату.
Апелляционная инстанция Арбитражного суда Магаданской области пришла к выводу, что определения об оставлении без движения заявления о банкротстве препятствуют дальнейшему движению дела, в связи с чем отменила обжалуемые определения и передала дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Однако, на мой взгляд, определение об оставлении заявления без движения никак не может препятствовать дальнейшему движению дела, поскольку самого дела еще не существует.
Журнал «Арбитражная практика» 2004 г. №5
Источник/автор: Людмила Николаевна ЧИСТЯКОВА, судья Арбитражного суда Магаданской области
Оставить без движения или возвратить? Верховный Суд о злоупотреблениях при подаче заявления о банкротстве
18.07.2018 в определении № 308-ЭС18-3917 Верховный Суд Российской Федерации в очередной раз выступил с позицией, блокирующей недобросовестные действия сторон в рамках процедуры банкротства.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.08.2017 заявление общества «Концерн «РИАЛ» о признании себя несостоятельным (банкротом) оставлено без движения ввиду нарушения требований статьи 38 Закона о банкротстве, в числе прочего должник не исполнил обязанности по обязательному опубликованию сведений о намерении обратиться в суд с заявлением о признании себя несостоятельным банкротом.
Указанные нарушения должны были быть устранены в срок до 22.09.2017, однако устранены не были и срок для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления должника без движения, продлён до 20.10.2017.
При этом, уведомление общества «Концерн «РИАЛ» о его обращении в арбитражный суд с заявлением должника было опубликовано в Едином федеральном реестре 13.09.2017.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.10.2017, оставленное заявление «Концерн «РИАЛ» принято к производству, возбуждено производство по делу о банкротстве должника.
Определение первой инстанции оставлено без изменения судом апелляционной инстанции после подачи соответствующей жалобы ООО «Инком», чье заявление о признании должника банкротом поступило в суд после заявления должника и было принято, как заявление о вступлении в дело о банкротстве.
Общество «Иком» считало, что заявление должника о признании себя банкротом должно было быть возвращено заявителю в силу несвоевременного опубликования уведомления о намерении обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом.
Верховный Суд согласился с позицией кредитора и указал, что суд первой инстанции не имел права продлевать срок оставления заявления о признании себя банкротом без движения, так как публикация уведомления о намерении обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом была сделана должником значительно позже подачи заявления о признании себя банкротом.
Так как уведомление о намерении обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом было опубликовано должником лишь после оставления заявления без движения, то суд не имел права продлевать срок оставления заявления без движения, а обязан был вернуть должнику его заявление о признании себя банкротом.
Также Верховный Суд отметил, что в рассматриваемом случае, нарушив порядок подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), общество «Концерн «РИАЛ» лишило общество «Инком» как крупного кредитора должника, имеющего право требования к последнему на сумму 8,2 млрд. рублей, права на представление кандидатуры арбитражного управляющего.