О чем рассказывает цвет проект
О чем рассказывает цвет
Познавательный проект, объектом исследования которого является цвет.
Задачи проекта:
•повторить основы цветоведения; •познакомиться с символикой цвета; •рассмотреть влияние цвета на психику людей; •выявить области применения знаний о цвете в повседневной жизни;
Просмотр содержимого документа
«О чем рассказывает цвет»
О чём рассказывает цвет?
Автор проекта: Руслан Айдаров,
обучающаяся 7в класса
МОУ «СОШ № 64 им. Б. Ручьёва» г. Магнитогорска
Наставник проекта: Кусакина Ольга Владимировна,
учитель ИЗО и черчения
Предмет : изобразительное искусство
Тема проекта: О чём рассказывает цвет?
Тип проекта: познавательный
Проблема проекта: отсутствие знаний о значении и возможностях цвета и умений правильно сочетать цвета в дизайне интерьера, при выборе гардероба и решении других практических задач в жизни.
Объект исследования: цвет в жизни человека.
Предмет исследования: влияние цвета на жизнь человека.
Цель проекта: обратить внимание общественности к данной проблеме, помочь людям сделать правильный выбор, развивать художественный вкус.
Методы проекта: изучение, анализ, обобщение, синтез.
Результат: памятка-шпаргалка «Коротко о цвете»
Краткое описание замысла
«Гармония цвета порождает гармонию в душе и, в свою очередь, приводит к гармонии в жизни».
Приступая к работе над своим проектом, я искал ответ на вопрос: «О чём рассказывает цвет?» и понял, какие возможности открывает перед человеком грамотное использование цвета в повседневной жизни. Знания цветоведения помогают сделать жизнь человека эмоционально богаче, вносят в неё гармонию и настраивают на позитивный лад.
Для развития собственного художественного вкуса я решил разработать специальную памятку, где бы отображались самые важные, на мой взгляд, сведения о цвете.
Так появилась идея создать шпаргалку «Коротко о цвете».
Науки, изучающие цвет
использование цвета в рекламе
восприятие цвета и его
воздействие на психику
процесс восприятия цвета
Душевный мир и радуги убранство.
Та радуга и жизнь – одно и то же!»
Конструируя телескоп, Исаак Ньютон заметил, что солнечный луч проходя через призму, образует разноцветный пучок. Они называются цветами спектра.
Такой же спектр представляет собой радуга.
Исаак Ньютон заметил, что всего таких цветов семь:
красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
Многие учёные заметили открытие Ньютона, заинтересовались им и посредством экспериментов выяснили, что все цвета спектра могут быть созданы путём смешивания различных комбинаций красного, жёлтого и синего. Эти цвета стали называть первичными или основными цветами цветового круга.
В 1898 г. художник и преподаватель Альберт А.Мюнсель привёл в систему открытия Исаака Ньютона, составив таблицы цветов, которые не только позволяли различать цвета спектра, но и пользоваться ими при обдумывании картины, подборе цветовой гаммы и т.д. Сегодня система Мюнселя – одна из самых известных в мире. Она принята на вооружение Управлением мер и весов, ею пользуются художники и колористы всего мира.
«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения».
Комплиментарные ( контрастные) цвета расположенны в цветовом круге напротив друг друга. Они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают её. Эти сочетания максимально броски и навязчивы.
Полный цветовой круг включает хроматические и ахроматические цвета.
Этапы работы над проектом
1. Поиск, сбор, анализ и выборка необходимой информации по теме (статей, таблиц, схем, диаграмм, фотографий)
2. Проектирование дизайна памятки-шпаргалки «Коротко о цвете» (работа с изображениями, текстом, фотографиями; компоновка составляющих деталей памятки в программе Microsoft Word)
3. Работа над документацией проекта (создание презентации, портфолио) и подготовка к защите проекта.
Ход работы над проектом
Делая выбор между возможными вариантами, я основывался на актуальных направлениях темы, связанных с выбором цветовых сочетаний.
Что символизирует и как воздействует цвет на человека?
Как сочетать цвет в одежде?
Как влияет цвет продуктов
Как цвет ассоциируется
Что рассказывает цвет
о характере человека?
Как мировые бренды соблазняют покупателей цветом?
Как цвет помогает в учёбе?
Как используется цвет
Конечный творческий продукт
Результатом воплощения моего замысла стала понятная и удобная Памятка-шпаргалка «Коротко о цвете», которая может быть полезна любому обывателю.
Преимущества (особенности) проекта
Восприятие цвета очень индивидуально.
Лучше понять особенности цвета, использовать его как в живописи, так и в повседневной жизни помогает наука о цвете. Современные исследования позволяют использовать эти знания не только для эстетического удовлетворения (живописные полотна, цвет в оформлении помещений, выбор цветовой гаммы одежды), но и для улучшения своего физического состояния (психического и физиологического здоровья).
Во время работы над проектом я:
Работа над данным проектом помогла мне:
и художественный вкус;
Презентация «О чем рассказывает цвет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Информационно-исследовательский проект «О чем рассказывает цвет» Выполнила работу учащаяся 7.2 класса МКОУ «Школа № 10 г. Пласта» Бородина Ксения Руководитель: Волобоева М.Ф, учитель ИЗО Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 10 имени Героя Советского Союза М.П. Галкина г.Пласта» г. Пласт 2018 г.
Цели и задачи: Цели: выяснить значение каждого цвета, найти связь между выбором цвета и характером человека. Задачи: 1.собрать и изучить материал из разных источников о значении цвета; 2.определить, что в человеке влияет на выбор того или иного цвета; 3.рассказать об этом одноклассникам.
Список литературы Б. А. Базыма Цвет и психика, 2001. П. Роусон «Техника общения», 2005. Школа изобразительного искусства, Г. В. Лойко. В. М. Жабцев. –Мн. ООО «Харвест», 2004 Цвет в изобразительном искусстве, Миронова Л. Н. – 3-е изд. Мн Беларусь, 2005 http://mirrosta.ru/psichologiya-obscheniya/tsvet-odezhdi-vliyaet-na-vospriyatiya-vas-drugimi-liudmi.html http://kid-info.ru/kaleydoskop/o-chem-govorit-lyubimyj-cvet-rebyonka.html#ixzz2JTcRfis8 http://psyfactor.org/color.htm
Информационно-исследовательский проект «О чем рассказывает цвет» Выполнила работу учащаяся 7.2 класса МКОУ «Школа № 10 г. Пласта» Бородина Ксения Руководитель: Волобоева М.Ф, учитель ИЗО Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 10 имени Героя Советского Союза М.П. Галкина г.Пласта» г. Пласт 2018 г.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1502024
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по изобразительному искусству на тему «О чём рассказывает цвет» (7 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Увельская общеобразовательная школа № 2»
«О чём рассказывает цвет?»
Карпова Ирина Викторовна
2. Ассоциативное воздействие цвета ……………………………….……….7
4. Свойства, определяющие психофизическое воздействие цвета……….12
Цвет может успокоить и возбудить,
создать гармонию и вызвать потрясение.
От него можно ждать чудес,
но он может вызвать и катастрофу.
Изменение оттенка неба, земли и воды в зависимости от цвета освещения рис.1.
Рисунок 1. Зависимость цвета от падения солнечных лучей.
Что такое цвет? Какова его природа? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Вас никогда не интересовали эти вопросы?
Почему каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля…)? Каким образом цвет воздействует на наши эмоции и чувства? Необходимо ли учитывать это воздействие при выборе одежды, оформлении помещений или достаточно нашего отношения «нравится / не нравится»?
Цель: Раскрыть воздействие цвета на эмоциональное состояние человека.
Изучить основы цветоведения;
Рассмотреть влияние цвета на психику людей;
Выявить возможности применения цвета в одежде, интерьерах с учетом научных открытий.
Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта. Мы можем «превратить» их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив в соответствующие цвета.
Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, или о том, какой сезон показан на картине (осень, зима, лето, весна) рис. 2.
Рисунок 2. Цвет в разные сезоны года.
Цвет – свойство поверхности избирательно отражать световые лучи. Цвет поверхности имеет 3 важнейшие характеристики : цветовой тон, светлоту и насыщенность. Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы.
Цветовой тон – признак цвета, который имеют в виду, называя цвет красным, либо зеленым, либо синим и т. п.
Естественной шкалой цветовых тонов является спектр. Известно из физики, что в спектре (радуге) нет белых и серых цветов. Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла. Первым это явление о ткрыл английский физик И. Ньютон – ему удалось разложить белый цвет на цвета спектра.
Ахроматическими цветами называются лишь чисто белые, чисто серые и чисто черные цвета. Цвет, имеющий хотя бы малюсенький, еле уловимый красноватый, зеленоватый, синеватый или какой-либо иной оттенок, уже будет хроматическим рис.3.
Рисунок 3. Хроматические и ахроматические цвета.
Ассоциативное воздействие цвета
Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И. Гете, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.
И. Гете любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла зеленого, желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.
С давних пор люди придавали цвету особое значение.
Интересно отметить, что у разных народов одному и тому же цвету могли придавать разное символическое значение. Например, в Китае и некоторых странах Азии и Африки белый цвет является цветом траура. Славяне одевали умерших в белые одежды.
Восприятие цвета очень индивидуально.
3. Цвет и характер
Цвет воздействует на нас по-разному. Есть цвета, которых мы инстинктивно избегаем, они нас раздражают, вызывают чувство дискомфорта. А другие – радуют. Вот их-то мы и предпочитаем – видеть (глазу есть на чем остановиться) и носить – в одежде, украшениях, в цвете интерьера дома.
Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Для каждого возраста существует свое восприятие цвета. Дети любят яркие и чистые цвета. Новый, незнакомый цвет у младенца, например, вызывает любопытство, сразу привлечет его внимание. С возрастом выбираемые цвета как бы темнеют, загрязняются – покрываются «пылью». Голубой может поменяться – на серый или синий, желтый – на коричневый. Если дети обычно выбирают красный, желтый, голубой, то взрослые предпочитают «холодные» цвета спектра.
Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе. Это «цветовое предпочтение» формируется из сложившихся ассоциаций и зависит от национальных традиций, связей и пола. Наука утверждает, что цветовые предпочтения являются биологически врожденными особенностями конкретной личности. Каждый цвет обладает своей энергетикой, своим характером. И если цвета одежды, волос вступают в диссонанс с вашим стилем поведения и темперамента, то вы рискуете выглядеть нелепо – на подсознательном уровне окружающие «считывают» несоответствие. Дело в том, что люди неосознанно выбирают для себя такой цвет одежды, который бы максимально соответствовал их социальной роли.
В тесте Люшера, а его применяют психологи, для того, чтобы выявить характер человека, характер человека базируется на четырех цветах: синем, зеленом, красном, желтом – этих четырех цветов вполне достаточно. Как и темпераментов – все суть их комбинации. Определение психологического состояния человека производится по предпочтению им того или другого цвета – как правило, достаточно одного – того, который очень нравится. Если один из цветов доминирует над остальными, значит, в человеке преобладает что-то одно.
Опытному наблюдателю может представить дополнительную информацию о человеке также предпочитаемый им цвет автомобиля. В доказательство этому можно привести данные американского психолога Бертольда Шварца, который утверждает, что по цвету автомобиля можно судить о некоторых психологических особенностях его владельца. Так, собственники красных и желтых автомобилей — оптимисты, жизнелюбы и считают себя счастливыми. В зеленых ездят реалисты. Синие выбирают люди с уравновешенным характером. Обладатели белых автомобилей придерживаются консервативных взглядов, а в черных ездят деловые люди. Серые и серебристые по вкусу самолюбивым людям, а коричневые предпочитают почтенные супруги и отцы больших семейств.
Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.
белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает;
черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов). Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается;
серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого. Исследование около двух тысяч молодых мужчин в ситуации конкурсных экзаменов на замещение вакантных должностей показало, что серый цвет ставили на первое место 27% испытуемых вместо обычных 5% в нормальной ситуации;
красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Этот цвет также является символом эротизма. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение. Красный цвет наиболее предпочитаем подростками;
коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета, в качестве наиболее предпочитаемого, указывает также на определенное физическое истощение. В норме, наряду с черным, коричневый цвет отвергается наиболее часто;
желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый также трактуется как цвет озарения (ореол Христа или Будды);
синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Короче говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается;
зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.
О психологических особенностях состояния человека могут поведать и другие цвета. Так, оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство. Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение. Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической и половой зрелости.
Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью в быстрой разрядке напряжения. Причем, если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность характерно сочетание желтого с зеленым при отрицании черного и коричневого.
4. Свойства, определяющие психофизическое воздействие цвета.
Цвет может вызывать те или иные эмоции и физиологические процессы в организме человека, влиять на настроение и здоровье.
Наука делит все цвета на две группы:
• Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют все процессы в организме человека, провоцируют эмоции (красный, оранжевый). При длительном воздействии раздражают, утомляют, провоцируют нервозность.
• Пассивные цвета успокаивают, замедляют все процессы в организме человека, приводят в спокойное состояние (синий, фиолетовый). При длительном воздействии раздражают, вызывают депрессию рис. 5.
Наука о цвете возникла очень давно. Еще в IV веке до нашей эры в Древней Греции Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. На протяжении многих веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Но смело можно утверждать, что развитию цветового восприятия у людей помогала сама природа.
Я выяснила, что восприятие цвета очень индивидуально. Лучше понять особенности цвета, использовать его как в живописи, так и в повседневной жизни помогает наука о цвете. Современные исследования позволяют использовать эти знания не только для эстетического удовлетворения (живописные полотна, цвет в оформлении помещений, выбор цветовой гаммы одежды), но и для улучшения своего физического состояния (психического и физиологического здоровья). Исследуя реакцию на цвет, которая у всех индивидуальная, специалист определит, какой у вас темперамент.
Цвет может оказать влияние на подсознание человека, что необходимо учитывать при выборе цветовой гаммы жилых и рабочих помещений, чтобы она соответствовала функциональному предназначению комнаты.