О чем аниме призрак в доспехах
Призрак в доспехах: то ли люди, то ли куклы
До того, как на арену борьбы с киберпреступностью вышла «Майор» Мотоко и мир задумался о сложностях самопознания искусственного интеллекта, аниме находилось на обочине интересов серьёзных киноманов. Но после выхода первого полнометражного аниме-фильма, снятого по манге Масамунэ Сиро, лиловые очи главной героини сразили наповал даже тех, кто про аниме не желал слышать. Были сняты ещё два фильма, два сезона сериала, ещё один полнометражный аниме-фильм и в 2017 году – художественный голливудский ремейк. Все фильмы и сериал объединяет единый сюжет и единая философия, мрачноватая идеология, которая ставит перед зрителями множество вопросов, не давая очевидного ответа. «Призрак в доспехах» восхитил сестёр Вачовски и дал толчок их воображению, подарившему нам «Матрицу».
Что такое «призрак в доспехах»?
Мир «Призрака в доспехах» — это мир пост-апокалипсиса. Но, в отличие от всех фильмов, снятых на эту тематику, человек здесь не одичал и не вернулся к первобытно-общинному строю. Наоборот: войны (как это и показывает реальный опыт человеческой истории) привели к массе открытий и крупному технологическому прорыву, следствием которого стала возможность заменять тело механическими деталями, лишь внешне похожими на живые органы. При помощи мозгового имплантата можно подключаться к общей Сети и обмениваться любой информацией.
В результате память человека можно свободно стереть, как старый фильм с жёсткого диска, и переписать заново. Что же остаётся в человеке человеческого, если его разум – программа, записанная на флешке, а тело собрано из различных частей? Остаётся самое хрупкое и уязвимое – сознание, душа, личность. Это и есть «дух в оболочке», или, в русском переводе, «призрак в доспехах» — потому что тело киборга намного надёжнее и прочнее обычного тела.
Если люди мира будущего роботизируются, то роботы движутся стройными рядами навстречу человеку. Искусственным интеллектом обладают танки и стиральные машины. Из-за программных сбоев машины, наделённые интеллектом, в буквальном смысле сходят с ума, а некоторые начинают задумываться о вещах, не предусмотренных их изобретателями и хозяевами.
Кто такая Мотоко Кусанаги?
В «Майоре» Мотоко Кусанаги от человека остался только мозг, и то в специальной кибер-оболочке. Она не помнит своего настоящего имени, зато умеет убивать и решать самые невозможные задачи. Мотоко всё время находится в состоянии тяжёлой депрессии. У тех, кто сознательно «роботизировал» своё тело, остаются хотя бы человеческие воспоминания, а у Мотоко их нет. В результате героиня сомневается, что её сущность, личность, «призрак» в кибер-доспехах, остались человеческими.
Уйдя из армии, Мотоко попала в 9 отдел МВД. Она не может покинуть службу: её тело в буквальном смысле слова принадлежит государству. Она очень тяжело перенесла привыкание к кибер-существованию в детстве. И ещё – она очень красива и сексуальна. «Майор» занимает 13-е место в списке лучших аниме-персонажей согласно IGN.
Чем занимается 9 отдел?
В отделе никто не «просиживает штаны» — здесь собрались разные люди с разным прошлым: бывшие наёмники, члены якудзы, хакеры. На вооружении у 9 отдела — целый отряд роботов-татиком.
В нашем мире люди беспокоятся о безопасности домашних, рабочих компьютеров и счетов в банке; но людям из сериала приходится бояться куда за большее – за свою личность, за кибер-взлом своего сознания. Правительство беспокоится о том, что хакеры могут навредить общественной безопасности. Охраной кибер-порядка, поимкой хакеров и занимается 9 отдел.
Кто такой Смеющийся человек и что такое «синдром одиночки»?
Пытаясь разоблачить очередной заговор корпораций, скрывающих жизненно важное лекарство и неэффективность микромашин, в Сети выступил некий юный хакер, выбравший своим символом смеющийся смайлик. Он умудрился похитить президента компании, чтобы заставить его рассказать всё, а после исчез. Этот смайлик, «Смеющийся человек», остался у всех в памяти, как символ борьбы за правду, а политики, решив провернуть нужные им дела, инсценировали террористические акты от его имени.
Поэтому «Смеющийся человек» пошёл на контакт с «Майором» и даже спас её во время покушения, чтобы потом снова уйти в тень. Этот «одиночка», вдохновивший стольких людей, не был автором идеологии, которую проповедовал; он просто нашёл в сети чьё-то письмо и «погнал волну». Люди, подражавшие ему и восхищавшиеся им, на самом деле восхищались «копией без оригинала». Они выбрали в качестве примера для подражания нечто несуществующее, а созданный им образ продолжал в Сети самостоятельную жизнь, на которую юный хакер уже никак не мог повлиять. Это сложное философское понятие, имеющее корни в пост-модернизме, получило название «синдрома одиночки».
Кто такие татикомы?
Каждый эпизод сериала заканчивается забавными приключениями татиком – минитанков, полноправных членов 9-го Отдела. Татикомы – машины для убийства, но их голоса – намеренно детские. Они действительно в интеллектуальном смысле слова дети, пытающиеся постичь загадочных мир своих «хозяев»-людей.
«Майору» Мотоко такое живое любопытство и своеволие роботов кажется подозрительным, и над татикомами нависает угроза перепрограммирования. Но в этом прекрасная Мотоко ошибалась: «живые» танки оказались настоящими героями и погибли, спасая людей. Принеся эту добровольную и сознательную жертву, роботы проявили настоящие человеческие качества, которыми, к сожалению, не все люди могут похвастаться.
Большая политика больших технологий
Беженцы и нелегальные иммигранты, без крова, работы и документов, которые становятся источником криминала – это не герои новостей сегодняшних газет, и проблема, поднятая в «Призраке в доспехах» ещё 15 лет назад. Коррупция чиновников, продажность политиков, жадность крупных корпораций, диктующих цены и отнимающих жизни, интриги и заговоры кочуют из серии в серию, из фильма в фильм. Тёмные тона, глуховатые голоса, тягостные размышления Мотоко о смысле жизни и человеческой природе, великолепный саундтрек – это только фон для обсуждения серьёзных вопросов о сущности государственной власти, о том, как часто она отворачивается от тех, кого должна защищать.
Проблемы взаимоотношений роботов и людей меркнут перед политическими интригами, заговорами в правительстве, бездушной силой корпораций, манипуляцией общественным сознанием при помощи интернета и СМИ. Чтобы бороться с этими бедами, современному обществу очень не хватает «Майора» с её железным телом и железной волей.
Рецензия на аниме Призрак в доспехах: Синдром одиночки
Ghost in the Shell представляет собой разношёрстную аниме-франшизу: фильмы Осии, SAC и Arise. Автор оригинальной манги Масамунэ Сиро заявлял, что не существует «окончательного» варианта, и что каждую версию, несмотря на некоторые сходства, следует рассматривать как отдельное уникальное явление. Таким образом, каждая версия GitS, будь то фильмы Мамору Осии или данный сериал, предлагает свой особый взгляд на исходный материал франшизы, т.е. Stand Alone Complex – альтернативная вселенная по отношению как к фильмам Осии, так и к оригинальной манге. Однако, несмотря на репутацию оригинального фильма как классического и уверенности Сиро в отсутствии окончательного варианта, аниме-сериал Stand Alone Complex, вполне возможно, является наиболее аутентично реализованным видением Ghost in the Shell на сегодняшний день.
Чтобы не посрамить честь знаменитой франшизы, боссы Production I.G решили основательно подойти к вопросу создания сериала по мотивам знаменитой манги Масамунэ Сиро, выбив из инвесторов баснословный бюджет в 800 миллионов иен, что сделало Stand Alone Complex самым дорогим аниме-сериалом в истории телевидения на тот момент. Огромный бюджет позволил студии ни в чём себя не ограничивать, привлечь к работе лучшие таланты аниме-индустрии и выдать картинку невиданного ранее в телесериалах качества. Аниме срежиссировано и написано в традициях лучших западных сериалов, вроде творений канала HBO.
Кратко о сюжете. GitS: SAC рассказывает о делах Двеятого отдела Бюро общественной безопасности – спецподразделения, борющегося с кибертерроризмом. Отряду поручают самые деликатные и запутанные дела. Оперативники часто оказываются в центре международных скандалов и заговоров на высшем уровне, которые шаг за шагом распутывают из банальных с виду преступлений.
О заглавии
Что касается перевода заглавия франшизы, то лично мне близки соображения переводчика Advokata. Хотя для сериала данное понятие не сильно-то существенно, как для фильма Осии.
Думаю, для тех, кто смотрел сериал внимательно, сие вполне очевидно. В силу этих причин в рецензии я буду использовать следующий вариант перевода… «Дух в оболочке: Автономный комплекс», или просто GitS: SAC.
Персонажи
Хоть фильм Мамору Осии был новаторским для своего времени, его персонажам явно не хватало индивидуальности, чтобы зритель мог проникнуться ими. Для Осии было важно подчеркнуть механистичность в образах персонажей-киборгов: лицо кирпичом, неморгающие глаза, безэмоциональный отыгрыш сейю и минимальные флегматичные движения в кадре. Да и сам фильм не фокусировался на персонажах напрямую; они были лишь инструментами выражения идей. В GitS: SAC всё иначе.
Повествование
В повествовании сериала сквозную сюжетную линию «Stand Alone» (зелёная заставка) разбавляют простые эпизодические истории о работе Девятого отдела «Complex» (синяя заставка). Причём, отдельные истории либо лучше раскрывают персонажей, либо напрямую связаны с проблематикой сериала. Борис Иванов называет такую структуру сериала «спиральной». Сначала идёт вступление, некоторое количество серий с собственными сюжетами, в течение которых зритель привыкает к героям, миру, привыкает к «правилам игры», и только ближе ко второй половине медленно раскручивающийся «основной сюжет».
Кратко о заглавном сюжете. В первом сезоне рассказывается о деле «Смеющегося человека», «хактивиста», борющегося с коррупцией в правительстве. Он способен взламывать кибермозг каждого так же легко, как какой-нибудь смартфон, чтобы покрыть своё лицо логотипом в виде смайлика; куда бы «Смеющийся человек» ни пошёл, все видят только смайлик на его лице. Только те, у кого нет никаких аугментаций мозга – в основном бедняки – могут видеть его истинное лицо. Какой отличный антогонист! Он креативен в исполнении, морально сер в действиях и вовлечён во многие дела, показанные в сериале.
И прежде чем перейти к подробному анализу сквозного сюжета, рассмотрим эпизодические истории.
В 1-й серии наглядно показаны главные проблемы такого замечательного концепта манги Масамунэ Сиро как кибермозг. Ещё в «Джонни-Мнемонике» предсказаны страшные последствия того, когда мозг превращается в девайс. GitS: SAC в этом плане идёт дальше благодаря идее кибермозга. В отличии от концепта мозга-флешки в «Джонни-Мнемонике» концепция кибермозга представляется куда заманчивее, ибо значительно расширяет возможности человека. Но, как мы видим, риски также возрастают: кибермозг, (т.е. самого человека) можно взломать, похитить или даже подменить. А каковы последствия для истории, если подменённый – один из важных деятелей чего-нибудь (Че Гевара, например)? Вообще, это очень интересная идея для реализации. На одном только сюжете похищения и подмене кибермогов, торговли ими на чёрном рынке и пр. можно было сделать отличный сериал или, как минимум, многосерийную арку. Однако GitS: SAC в этом плане далеко не уходит, уделяя данной проблеме один эпизод. И не просто так. Обратим внимание на то, что существеннейшие проблемы заглавного концепта франшизы – взлом и похищение кибермозга – показаны в самом начале сериала. Данные проблемы, только уже на периферии, будут иметь место в последующих сериях: как сюжетной, так и эпизодических.
Первая серия, как и фильм Осии, начинается со сцены на крыше, где Мотоко общается с напарниками прямо перед операцией.
2-я серия продолжает идеи первой. Если кибермозг можно заменить, то, получается, его можно присоединить не только к антропоморфному телу, но и к любому другому, например, танку. Даная серия иллюстрирует идею постгуманистов о том, что антропоморфизм – всего лишь стереотип (подобие Бога), который надо превзойти; т.е. тело человека как инструмент должно иметь ту форму и те детали, которые лучше соответствуют его желаниям, потребностям, нуждам и среде обитания. Никаких угрожающих предупреждений, просто мысленный эксперимент для того, чтобы зритель подумал на эту тему.
Примечательно, что во время объяснения Тогусой мотивов преступника, его якобы ненависти к религиозным родителям, которые были против аугментаций, звучит песня «Beauty is Within Us» (имхо, лучшая в сериале), будто бы говорящая от лица героя этой истории:
О мама, что ты сделала,
С когда-то сыном дорогим тебе…
Зачем я был рождён?
О мама, я больной урод
Тебя виню за этот стыд,
За эту боль и муки.
Закрашены все зеркала.
Себя я ненавижу.
Скажешь: Красота внутри нас. Послушай мать:
Красота растёт внутри нас, словно цветок.
Красота внутри нас. Позволь ей быть.
Но она темна, ужасна. (пер. MedusaSubs)
Призрак в доспехах: Синдром одиночки
Эта статья создана ботом Требуется выполнить первичную проверку статьи и проставить плашки необходимых работ |
c 01 октября 2002 по 25 марта 2003
Ghost in the Shell: Stand Alone Complex 2nd GIG (яп.)
c 01 января 2004 по 08 января 2005
Stand Alone Complex — The Laughing Man (англ.)
S.A.C. 2nd GIG — Individual Eleven (англ.)
Stand Alone Complex — Tachikoma Specials (англ.)
В России оба сезона сериала лицензированы компанией MC Entertainment под названиями «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» и «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2-й ГИГ».
Содержание
Сюжет [ ]
За шесть лет до начала основных действий аниме неизвестным хакером был похищен президент крупной корпорации, производящей микромашины. Отличительной чертой хакера становится манера взламывать все видеоустройства (в том числе и кибермозги свидетелей) на «глаза» которым он попадается и с их помощью скрывать своё лицо под приметной эмблемой «Смеющегося человека» с цитатой из романа Сэлинджера « Над пропастью во ржи ». Через некоторое время после инцидента сразу несколько крупных корпораций подвергаются провокациям с использованием этого символа. «Смеющийся человек» быстро становится популярным в сети, хотя больше и не заявляет о себе.
«Девятый отдел» после расформирования создан заново. В Японии появляется группа «11», которая выступает за то, чтобы беженцам на острове Дэдзима в бухте Нагасаки были даны права. Их идеология основана на фиктивном эссе Патрика Сильвестра «11». Их лидер — Хидэо Кудзэ. «Девятый отдел» занимается обезвреживанием группы «11» и наведением порядка в Дедзиме. Главный противник «Девятого отдела» — Года Кадзундо — создатель фиктивного эссе «11» и советник премьер-министра Японии по военной разведке. Дело осложняется личными проблемами Мотоко Кусанаги: Кудзэ, её противник, оказывается тем самым мальчиком, который когда-то значил для неё очень много.
Персонажи [ ]
Смеющийся человек [ ]
Эмблема Смеющегося человека
Лицо смеющегося человека
Юный гениальный хакер, получивший в своё распоряжение информацию об неэффективности использования микромашин и сокрытия вакцины Мурая, эффективного лекарства против склероза кибермозга (отмирание клеток мозга, контактирующих с имплантами). Способен взламывать множество призраков одновременно, кроме того предпочитает бумагу как источник информации, цитирует классиков.
Пытаясь помочь больным и остановить корпорации, предлагающие бесполезные и дорогие способы лечения, в прошлом похищает президента компании Сэрано Геномикс, производящей микромашины, и пытается его принудить рассказать всем правду, однако тот отказывается, после чего Смеющийся человек пытается его заставить при помощи пистолета.
Не причастен к дальнейшим преступлениям, совершённым под его псевдонимом, предпочитая только взламывать призраки ответственных лиц и требовать от них добровольной огласки.
Загадочность его деяний для общественности и деятельность различных террористических организаций под его именем создали в обществе некий культ Смеющегося человека. Его значок был на футболках, кружках, кепках, в рекламе и т. д. Хотя массы так и не увидели его лица.
Дни Татиком [ ]
Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Tachikoma Specials 攻殻機動隊 STAND ALONE COMPLEX: Section9 Science File „タチコマな日々“ — бонусный мини-сериал созданный по технологии CGI, прилагающийся к DVD-версии Ghost in the Shell: Stand Alone Complex. Фактически каждая минутная серия является скетчем по мотивам соответствующей серии оригинального сериала. Основными и единственными героями этих юмористических зарисовок являются Татикомы — минитанки 9-го Отдела, оборудованные искусственным интеллектом. Всё действие этого мини-сериала происходит в белом пространстве, схожим с «конструктором» из « Матрицы ».
Разбор кинокартины 1995г. «Призрак в доспехах»
Разбор кинокартины 1995г. «Призрак в доспехах»
Авторское примечание: читать без знания разбираемого фильма настоятельно не рекомендуется. Внутри много спойлеров.
Прежде чем перейти непосредственно к теме статьи, а именно к попытке анализа аниме 1995-го года «Призрак в доспехах», предлагаю зайти издалека настолько, насколько это вообще возможно в контексте той среды, где существует объект. Нет, это не аниме, нет, это не мультипликация в принципе, и нет, это даже не киберпанк. «Призрак в доспехах» — это изначально кино. Соответственно, прежде чем разбирать картину на части, нужно понимать, что такое кино, и какими качествами оно должно обладать, чтобы быть хорошим.
Если коротко, кино — это закономерно связанный аудио-визуальный ряд. Из данного определения (которое не взято из интернета, между прочим, но с которым, думаю, трудно не согласиться) можно выявить три ключевых особенности. Первая особенность — кино имеет звук и картинку, что, по сути, составляет свой уникальный язык. При помощи аудио-визуала кино обращается к зрителю, оно с ним разговаривает. Вторая особенность — закономерность. Человек в принципе существо такое, что воспринимает информацию закономерностями, поэтому глупо было бы ожидать, что творческое направление, конечной целью которого является обращение к зрителю, к человеку, не должно быть закономерным. Последняя особенность заключается в связанности всего того, что есть в кино. Эту всю конструкцию для пущей наглядности можно рассмотреть на примере машины. Киноязык в данном случае выступит в роли разного рода шестерёнок и пружин, закономерностью будут механизмы, которые в отдельности друг от друга выполняют различные функции, а связанность всего этого в конечном итоге заставит машину работать и быть машиной.
Если транслировать все эти буквы на нынешний кинематограф, то получается вот такая картина. В кинофильме должна быть некая центральная идея — основная функция, которую она выполняет. Это может быть поучительная мораль или авторская мысль. Проще говоря, «о чём это кино?» Наличие центральной идеи определяет то, для чего создана «машина» и обеспечивает связанность киноленты. Соответственно, отдельно взятые «механизмы» внутри неё должны проектироваться с оглядкой на задачи, которые эта машины выполняет. Другими словами, всё то, что имеется в фильме, должно работать на центральную идею, иначе фильм просто не будет функционировать. У всего должен быть смысл, у каждой сцены, реплики диалога или построения композиции. А инструмент, при помощи которого можно передать этот смысл — киноязык. Он может быть как богатым, так и скудным. Одно от другого отличить, на самом деле, не так уж и сложно, нужно лишь понять, что делает режиссёр, чтобы передать тот самый смысл, как-то работающий на центральную идею фильма. Как режиссёр использует цвет, свет, как он «двигает» камеру и т.д. Тут даже размер кинематографических полос имеет значение.
Научиться понимать и обозначать «центральную идею» любого художественного произведения помогут либо детские мультфильмы, либо мультфильмы для всей семьи, например, студии Disney. Всё потому что они очень понятны и прозрачно излагают свои задумки.
Делаем вывод из всего вышесказанного: чем богаче киноязык, чем оригинальней и актуальней центральная идея, и чем шире она раскрывается — тем лучше. Конечно, каждый человек уникален, и одна и та же информация, пропущенная через него, может быть воспринята по-разному, но, как я думаю, это дело всё равно как-то коррелируется. И, о мой призрак, вступление и так затянулось, поэтому предлагаю перейти непосредственно к фильму.
Аниме 1995-го года «Призрак в доспехах» базируется на одноимённой манге 1989-го года. Правда, нынешнее название «Ghost in the Shell» никак не связано с его изначальным, что немного нивелирует тезис выше, но это отдельная история и вообще, на самом деле, абсолютно не играющая роли. Важно то, что по задумке автора, Масамунэ Сиро, история должна была быть названа в честь книги Артура Кэстлера «The Ghost in the Machine» 1967-го года, но издатель не разрешил. Поэтому первоначальное название произведения отдавало классическим «боевичком про спецназ». Вернёмся к сути разговора. Режиссёром аниме выступил Мамору Осии. В его распоряжении оказались деньги, что для 1995-го было редкостью, на самом деле, и до «Призрака в доспехах» в японской мультипликации большим бюджетом мог похвастаться только «Акира». Немаленькое финансирование позволило сделать анимацию плавной и более приближенной к западным аналогам, но при этом, уж не знаю, связано ли это с японским виденьем или нехваткой средств, не лишенной особенностей аниме — статичных планов и долгих пауз. Иными словами, анимация была одновременно и богата, и бедна. За звук был ответственен Кенжи Кавай. И, кстати, в недавней премьере «Укрась прощальное утро цветами обещания»(с чем советую познакомиться) вы также могли слышать его звучание. По моему мнению, композитор гениальный. Из интересных подробностей ещё отметим, что оригинальная история, написанная мангакой, кардинально отличалась от её киноадаптации. Там были совершенно иные характеры персонажей, а также комедийный тон. В истории Мамору Осии и Казунори Ито (сценарист аниме) шуток всего три-четыре, и те не преследуют цели рассмешить зрителя до чёртиков в животе, когда как в манге повествование было нарочито комедийным. А ещё «Призрак в доспехах» был первым аниме, где использовалась компьютерная графика, что довольно символично, ведь затрагивало оно тему технологий.
Так о чём этот фильм? Давайте разбираться. Чаще всего, чтобы выявить центральную идею того или иного фильма, нужно проследить за драматургической линией главного героя. Каким он предстаёт в начале картины, какое препятствие выпало на его долю, и как он поменялся после преодоления трудностей? С Мотоко Кусанаги, коим является главная героиня «Призрака в доспехах», это вполне работает, но данный персонаж не является единственным носителем всего смысла картины. Смысл тут может нести абсолютно любая его часть, и только на первый взгляд может показаться, что к центральной идеи та или иная шестерёнка никак не привязана. Это, скорее всего, будет заблуждением.
Начинается «Призрак в доспехах» с того, что Майор девятого отдела, Мотоко Кусанаги, через прослушивающее устройство, сидя на крыше небоскрёба, следит за неким совещанием. Что примечательно, первое, что слышит зритель в таком случае — шутку, убитую плохим дубляжом в плане перевода (не самим дубляжом, а именно переводом. Дубляж топовый). Поэтому всем настоятельно рекомендую субтитры Advokat’а. Вступительная сцена, помимо того, что отсылает зрителя к первому выпуску оригинальной манги, делает ещё несколько вещей, самые важные из которых две. Во-первых, она представляет некоторые действующие лица фильма. Девятый отдел в роли ударной группы, которой в принципе плевать, законно ли убийство зарубежного дипломата или нет; и Мотоко Кусанаги в роли ключевой персоны Девятого отдела, которая, ко всему прочему, абсолютно не стесняется своей наготы (что вообще-то важно). Во-вторых, сцена делает затравку для развития центрального сюжета, но при первом просмотре это будет не так заметно.
Та самая потерянная шутка.
Следующая сцена — вступительные титры, где зритель может увидеть заимствованные «Матрицей» бегающие зелёные строчки кода на чёрном фоне и, что намного важнее — не много не мало «происхождение» главной героини. Режиссёр показывает процесс сборки киборга: как сканируется органический мозг, как он помещается, уже будучи кибермозгом, внутрь кибертела, как героиня «сбрасывает змеиную чешую» и находится в позе эмбриона. Это всё похоже на «рождение» киборга. А потом, словно ото сна, Мотоко просыпается. Просыпается в тёмной, пустой комнате, которая абсолютно никак не отражает её индивидуальность, а Мамору Осии ставит кадр так, чтобы образ персонажа был заключён в рамки города. Только город и Мотоко. Эти пару минут хронометража, сколько шли сами вступительные титры, делают очень многое. Они представляют главного героя обезличенным существом, чей бэкграунд состоит лишь из процесса сборки кибертела. Мотоко абсолютно потеряна, загнана в рамки, и единственный, с кем она на одной волне — город. В этом вступлении настолько много визуальной информации, настолько ярко здесь демонстрируется киноязык картины, что уже на этом этапе можно сделать вывод о ставке режиссёра на визуальное повествование.
Казалось бы, здесь иллюстрируется обычное сканирование мозга. Однако в дальнейшем Мотоко будет сомневаться в его существовании, а потому этот кадр, на самом деле, более важен, чем может показаться изначально.
Первая половина фильма запускает основной сюжет и знакомит с рядом второстепенных персонажей: мусорщиком, чей кибермозг взломали, от чего тот потерял своё «я», прилежным полицейским Тогусой, недавно пополнившим ряды Девятого отдела, и главным антагонистом, Кукловодом, который достигает своих целей путём манипуляций «призраками» своих жертв. Ещё отмечу боевого товарища Мотоко, Бато, но его роль в фильме вспомогательная, и какой-то внятной драматургической линии он не имеет. Сейчас эта часть фильма не столь важна, хотя интересно поданной информации и здесь хватает, а проблематика Майора становится более очевидной.
Аниме разделено на две части, и после завершения первой, где делается вывод о значимости воспоминаний для человека, запускается трёхминутная интерлюдия, по сюжету которой главная героиня просто наблюдает за городом. Однако, как и в случае с вступительными титрами, на самом деле не всё так просто. Не зря выше написано о том, что героиня и город находятся на одной волне. Город в «Призраке в доспехах» — полноценное действующие лицо, которое, конечно же, не имеет строчек диалога, но которое и без этого может многое что сказать. Предлагаю разобраться в этом. Первое, что передаёт сцена — настроение. Сцена угнетает, в ней неуютно и одиноко. На фоне играет музыка Кенжи Кавая, которая, по сути, вызывает похожие чувства и закрепляет впечатление. Но почему? Город в «Призраке в доспехах», как и главная героиня, страдает от того, что не знает, кем является. Плоды цивилизации тут соседствуют с отголосками прошлого, а люди в нём просто не успевают за технологическим прогрессом. Основные режиссёрские инструменты в этой сцене — отражение и сопоставление. Смотрим внимательно. Недостроенное здание находит своё отражения в окне достроенного и функционирующего; самолёт в небе, что является метафорой на живую птицу, но «более развитую», отражается там же; загрязнённые водоёмы контрастируют на фоне общего состояния города, а цифровая реклама со старомодными вывесками и плакатами; и даже сама Мотоко находит взглядом женщину(а, может, и мужчину) с абсолютно таким же кибертелом. Ещё её внимание приковывается к какому-то бутику, где стоит множество манекенов, так похожих на людей, но ими не являющимися. Причём, манекены в кадре появляются дважды — одни одетые, причёсанные, окруженные людьми и выполняющую какую-то роль в своём существовании, а другие — сломанные, нагие и одинокие. Здесь пережитки прошлого сопоставляются с нынешним, настоящим, а общая атмосфера одиночества так и норовит, чтобы зритель сделал (имхо) неправильные выводы о пагубном влиянии технологий на человека, который попросту не успевает за прогрессом, а, значит, теряется. Однако, помимо всего того, что я перечислил и не перечислил, тут есть ещё одна важная деталь — город живёт. У него есть своя ритмика, есть своё «кровообращение» и своё «дыхание». Дождь, пробегающие люди, транспортная магистраль, покачивающая лодка — всё свидетельствует тому, что город этот жив. А, значит, несмотря на то, что у Мотоко проблемы с самоидентификацией, она тоже жива, и это ключевой фактор в понимании её персонажа.
Силуэт Мотоко, заключённый в рамки города.
Затем, после интерлюдии в середине, начинается вторая половина фильма, где детективная часть истории идёт дальше, проливается свет на Кукловода и ставятся все точки над «i». А мы продолжаем наблюдать за главной героиней, чтобы выявить центральную идею всей картины. Мотоко Кусанаги узнаёт о том, что в отдел попало самостоятельно собранное на заводе кибертело, в котором, ко всему прочему, имеется подобие «призрака». На тему, что есть «призрак», можно писать отдельную статью, поэтому предлагаю не вдаваться в подробности и считать, что кусок железа просто обрёл самосознание. Обстоятельства складываются так, что Майор заинтересовывается находкой, что, на самом деле, ещё мягко сказано. Её рвение погрузиться в сознание машины можно назвать даже фанатичным, а всё потому, что одиноко плутающий «дух» где-то среди транзисторов отражает её собственное «я». А так как с её «я» связана основная проблематика персонажа, то, как дальше выясняется, Кукловод становится очень важным для Мотоко.
Перетекаем к финальной сцене, которая ставит окончательно сформированный контекст всему произведению, нужный для его цельного понимания. Происходит схватка с танком-пауком за украденное кибертело Кукловода. Мотоко, ориентируясь на интуицию, находит неприятеля и вступает с ним в бой, не дожидаясь подкрепления, потому что ей всё ещё не терпится погрузиться в сознание машины. Бой проходит в заброшенной и затопленной части города, внутри музея. В процессе разрушается множество столбов, на которые опирается некогда великое, но ныне никому не нужное здание, расстреливаются фрески вымерших животных, древо жизни, осыпается стеклянный потолок. Думаю, сложить два и два читатель сможет и разбирать отдельно взятый символизм или метафору уже не нужно. Однако, несмотря на все усилия Майора, одержать победу над противником заведомо сильнее не удаётся. Но зато подкрепление в лице Бато успевает как раз вовремя. После сражения происходит диалог между Кукловодом и Мотоко, где первый, осознав себя как существо незавершённое, предлагает второй слияние, потому что он в виду гендерных особенностей не может жить, он не в состоянии развиваться. Кукловод предстаёт в аниме в качестве некоторой нежизнеспособной системы, которая, вроде существует, но которую может одолеть лишь один небольшой вирус, так как эта система не подразумевает разнообразия. Она уникальна сама по себе, но её внутренние механизмы одинаковы.
Вот отрывок из кульминационного диалога.
«— Но что будет со мной? К чему это слияние, если я не могу иметь детей. Вдруг я умру?
— Ты будешь давать жизнь нашим отпрыскам в сети, также как люди передают детям свои гены. А всё живое умирает. Я тоже стану смертен».
«— Но мне нужна гарантия, что я останусь собой.
— Зачем тебе это? Всё вокруг постоянно меняется. Желание остаться собой ограничивает твои возможности, очень ограничивает.
— Ты так и не ответил мне. Почему ты выбрал меня?
—Мы с тобой похожи больше, чем ты думаешь. Мы похожи по своей сути. Мы зеркальное отражение друг друга».
Похожи персонажи не только ментально, но и внешне. В версии картины 2.0 Кукловоду заменили голос на женский, чтобы ещё раз подчеркнуть схожесть, однако само переиздание оригинального произведения привнесло в него ряд значительных ошибок.
Реплика Мотоко после слияния:
«— Бато, слушай внимательно. Когда-то мои слова, чувства и мысли были, как у ребёнка. Повзрослев, я стала мыслить и чувствовать иначе… Я уже не та женщина, что звали Мотоко Кусанаги, но и не программа под названием «Кукловод»».
Мне нужно ещё о чём-то писать? По-моему, этот диалог хорошо подводит общую черту после увиденного. Драматургическая линия завершена, персонаж Мотоко прошёл путь изменения, в котором краеугольным камнем являлось само изменение. А центральную идею картины можно сформулировать примерно так: «Изменение — это часть нашей жизни, и не стоит его бояться». Но, опять же, любая формулировка полный смысл не передаст, потому что мысль сложная. Её можно изменять множество раз. Например, она не исключает, а даже дополняет центральную идею другого классического киберпанка от кинематографа «Бегущего по лезвию» — «жизнь определяется самим стремлением жить». И делает это с бесчисленным множеством иных стандартизированных и популярных идей в кино. Например, тема семьи является центром бесчисленного множества фильмов, а «Призрак в доспехах», даже не пытаясь её раскрыть, раскрывает, потому что семья как ничто иное демонстрирует жизнь через динамическую систему, где уникальные её части обеспечивают её жизнеспособность.
Мне очень нравится обложка недавно вышедшего комикса (не манги) «The Ghost in the Shell: Global Neural Network». Она хорошо иллюстрирует то, чего обычно ждёшь от любого произведения под тэгом «Призрак в доспехах».
И это ещё не всё, на самом деле. В разборе я не упомянул ещё много интересных вещей просто потому, что их число плавает где-то в сотых, или, может, даже в тысячных долях. Начиная от любовной линии Бато, Мотоко и Кукловода, которая вообще не очевидна, заканчивая отдельными образами, метафорами и символами. Но, думаю, это уже можно оставить для личного ознакомления каждого. Картина очень богата на смысловое наполнение, а потому при каждом последующем просмотре зритель может открывать для себя что-то новое. Кто-то увидит в её финале что-то похожее на финал «Космической Одиссеи» Кубрика, кто-то отметит реалистичную баллистику и щепетильное отношение к деталям, некоторые, может, откроют для себя изысканные режиссёрские ходы, коими «Призрак в доспехах» изобилует и т.д. Факт заключается в том, что всем критериям, описанным в начале данной статьи, картина Мамору Осии соответствует. Тут есть настолько оригинальная и универсальная центральная идея, что она может быть по-настоящему полезной в реальной жизни и не потеряет актуальности никогда. В фильме множество закономерностей, которые точно работают на эту идею, что делает его абсолютно законченными и цельным произведением. И даже если зритель не понял смысла или понял, но не так, можно быть уверенным, что некоторого рода эмоции «Призрак в доспехах» вызовет, ведь в нём сокрыто множество образов, которые по определению должны вызывать какие-то ассоциации. Однако каждый человек уникален (что мы уже выяснили), а потому, если ты увидел в трёхминутной интерлюдии жизнь, это не значит, что другой человек не заметит там её отсутствие. А где-же тогда истина? В вине, естественно, поэтому…
Надеюсь, разбор был если и не очень увлекательным, то хотя бы интересным и познавательным. Далее «Невинность».
- О чем пословица летом не припасешь зимой не принесешь
- что можно есть при болезни печени меню