Нейрогимнастика для детей 5 6 лет что это
Нейробика для детей – упражнения для развития мозга
Нейропсихологические упражнения – не новое слово в науке воспитания и образования детей. Но если раньше врач прописывал их исключительно малышам с нарушениями психофизиологического развития, то сегодня специалисты говорят о необходимости таких занятий всем детям. Нейробика (нейрогимнастика) развивает множество важных навыков: память, внимание, речь. Она снижает утомляемость ребенка, а его способность контролировать себя, напротив, становится выше.
Содержание:
Суть нейробики
Основной принцип нейробики заключается в одновременной синхронной работе рук, причем каждая из них выполняет свое собственное задание. Так развивается более межполушарное взаимодейтсвие, и это – отличная возможность тренировать мозг.
Заниматься нейрогимнастикой можно с четырех-пяти лет, но такая зарядка будет полезна и для взрослого человека, особенно после инсульта, травмы головы или как профилактическое средство против ухудшения памяти, внимания и когнитивных процессов и других негативных возрастных изменений.
Плюсы нейрогимнастики
Регулярные занятия нейробикой позволяют:
Кроме того, они улучшают настроение, избавляют от переживаний, тревог, страхов. Занимающийся учится лучше управлять своими эмоциями: контролирует приступы агрессии, борется с раздражительностью.
Популярные нейропсихологические упражнения для детей
Упражнения на развитие мозга нужно выполнять ежедневно в течение 10-15 минут, лучше утром – чтобы быть когнитивно активным в течение всего последующего дня. Есть несколько популярных нейрогимнастических упражнений.
«Глоток воды» – с этого упражнения нужно начинать каждое занятие. Это даже не упражнение – вы просто выпиваете стакан чистой воды комнатной температуры перед началом тренировки. Пить воду нужно также при усталости, невозможности сосредоточиться, перед важной контрольной.
«Гомолатеральные и перекрестные шаги» – в первом случае нужно медленно шагать на месте, высоко поднимая колено и приближая к нему локоть той же руки (правый – к правому колену, левый – к левому). Это упражнение активирует зоны мозга, которые ответственны за счет и логическое мышление. При перекрестных шагах к колену нужно тянуть противоположный локоть.
«Нарисуй знак бесконечности», или «Ленивая (лежащая) восьмерка» – в этом упражнении нужно медленно нарисовать в воздухе большим пальцем (рука согнута в локте, поднята на уровень глаз) знак бесконечности (лежащую горизонтально восьмерку). Взглядом при этом нужно следить за пальцем, а голова должна оставаться неподвижной. Более сложный вариант упражнения – рисовать фигуру сразу двумя большими пальцами (руки при этом сомкнуты в замок).
«Дышим животом», или «Диафрагменное дыхание» – для этого упражнения нужно выдохнуть короткими маленькими движениями весь воздух из легких. После этого делаем глубокий медленный вдох. Повторяем выдох, прогибая спину, и снова вдыхаем – в этот раз воздух проникнет в легкие максимально глубоко. Несмотря на сложность описания, упражнение дается детям очень легко. Оно насыщает полушария мозга кислородом, а еще улучшает аппетит и в целом происходит активизация работы системы пищеварения.
«Веселая обезьянка» – левой рукой нужно взяться за кончик носа, правая рука лежит на левом ухе. Отпускаем руки, хлопаем в ладоши и хватаемся левой рукой за правое ухо, а правой – за нос. Выполнять упражнение нужно как можно быстрее.
«Крабик» – еще одно веселое упражнение. Нужно ходить вперед-назад, а затем в стороны на четвереньках, но только опираться на пол нужно не руками и коленями, а руками и ступнями.
«Сова» – при этом упражнении левой рукой нужно крепко взяться за правое плечо. После этого следует повернуть голову, чтобы посмотреть через плечо назад, сначала через правое, затем через левое. Затем повторяют движения, взявшись правой рукой за левое плечо.
Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции речи у детей
Елена Петровна Бойко
Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции речи у детей
В настоящее время в логопедической практике увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с проблемами в адаптации, с трудностями в обучении.
Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Нейродинамическая гимнастика – это универсальная система,
построенная на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр.
Авторы направления «Целебных прикосновений»: Гордон Стокс, Дениел Уайтсайд и Кендис Калэуей.
В 1972 году они разработали новый подход – концепцию «Три в одном»,
который включил в себя работу с телом и эмоциями, достижения нейробиологии и их собственные оригинальные находки.
В 1991 году Кэрол Энн Хонц привезла в Россию курсы «Единого мозга».
Данное направление основано на коррекции функций исходя из концепции, основателя нейропсихологии, А. Р. Лурии о трех блоках мозга.
Работы американских психологов Пол и Гейл Деннисон. Главной задачей является активизировать природные механизмы работы мозга.
На основе программы нейропсихоккоррекции, известного нейропсихолога, профессора МГПУ Анны Владимировны Семенович «Метод замещающего онтогенеза».
Сензитивный период для развития межполушарных связей приходится на дошкольный период (так утверждают ученые Н. А. Берштейн, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, Ф Бильгоу, П. Денисон). Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейрогимнастики помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.
Как же работает наш мозг?Его можно условно разделить на 4 части: левая, правая, задняя и передняя. Левое полушарие отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие – левой, то есть когда мы действуем правой рукой – активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие, тоже самое касается и глаз и ног. (каждое полушарие «отвечает» за различного рода деятельность).
Задачи нейрогимнастики:
Развитие межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, комиссур (межполушарных связей).
Развитие речи, мышления, устранение дислексии и дисграфии.
Развитие мелкой моторики, способностей, памяти, внимания.
Нейродинамическая гимнастика для детей дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие.
Польза состоит в следующем:
• стимулирует память, мыслительную деятельность;
• помогает получить энергию, необходимую для обучения;
• улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
• благоприятно сказывается на процессе письма/чтения;
• повышает продуктивную работоспособность;
• формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно будет необходимо в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены;
В работе Т. П. Трясоруковой представлены комплексы нейродинамической гимнастики,состоящие из 2 блоков: мануальный и психомоторный.
Мануальный блок (ручной) – это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т. к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении этих упражнений образуется большее количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.
Психомоторный блок направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи, имеющей сложную организацию,где участвуют системы: зрение, движения и лимбическая система (поведение, эмоциональный тонус). Упражнения данного блока позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивость, развивать зрительно-моторную координацию, а также расширить связи и баланс между полушариями.
В слайдах 9,10,11 представлены комплексы упражнений вышеназванных блоков (их можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, профилактики дисграфии и дислексии).
Общие рекомендации по проведению нейродинамической гимнастики:
1. Гимнастику лучше проводить ежедневно по 10-20 минут в первой половине дня, возможно внесение изменений с учётом возраста, состояния здоровья и потребностей ребенка.
2. Не рекомендуется проводить работу с ребенком в период болезни и в течение 5-7 дней после, т. к. в этот период организм ребенка и его нервная система ослаблены.
3. Во время проведения гимнастикинеобходимо исключить все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, работающий телевизор, игрушки и т. д.
4. Перед выполнением упражнений мануального блока взрослый должен показать ребенку как выполнять упражнение, а затем закрепить объяснение показом движения в медленном темпе.
5. При выполнении заданий психомоторного блока предложите ребенку
7.И самое главное: совместная игра ребенка и взрослого.
нейродинамической гимнастики у детейс речевыми нарушениями:
увеличивается интенсивность развития речи;
исключается перестановка звуков;
речь ребенка становится чище и понятнее для окружающих;
развиваются нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
Нейрогимнастика в дошкольном возрасте.
Нейрогимнастика в дошкольном возрасте.
Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии:
— задержка речевого развития
— нарушение координации движений
— общее снижение иммунитета
Причина этих расстройств – нарушение в работе головного мозга, поэтому в период от 3до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных прессов и двигательной деятельности.
Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям.
— наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей ум-тело, т.е. оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет.
В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.
Во время выполнения упражнений должна царить доброжелательная атмосфера, заниматься нужно каждый день, не пропуская, но без принуждения. Продолжительность гимнастики – не более 5 минут.
6. «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки последовательно сменяют друг друга: а) сжатая в кулак ладонь; б) положение ладони ребром на плоскости стола; в) распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, потом двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз.
13. «Перекрёстные шаги». Ребёнку необходимо встать прямо, поднять согнутую в колени правую ногу таким образом, как будто он планирует выполнить широкий шаг. Согнутую в локте левую руку следует потянуть к правому колену. Такие движения требуется повторять в течении 1-2 минут, меняя руку и ногу.
15. «Ухо-нос». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение.
16. «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо руки лежат на коленях). Левой рукой как бы пилим пилой, правой в то же время «забиваем молотком гвозди».
18. «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую – на живот. Затем поглаживать по голове от макушки к лицу, а живот поглаживать круговыми движениями.
После этого одновременно сменить положения правой и левой рук.
Игра лучший способ здоровьесберегающей технологии.
Нейрогимнастические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60»
Нейрогимнастические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила воспитатель первой категории МБДОУ № 60
Нейрогимнастические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
В последнее время каждый педагог может отметить увеличение в группах детских дошкольных учреждений детей с задержкой речевого развития, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью.
Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения.
В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество детей с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейрогимнастических игр.
Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон базе образовательной кинезиологии.
Нейрогимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно молодой наукой.
Нейрогимнастические игры представляют собой комплекс упражнений, которые могут выполняться взрослыми и детьми всех возрастных групп.
Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.
Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.
При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.
Следует выполнять ряд несложных правил:
· Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
· Важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.
· Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.
· Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.
· Важно следить за правильностью выполнения упражнений.
· Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.
Регулярное выполнение нейрогимнастических игр приносит ребенку пользу:
— улучшает функции долгосрочной памяти;
— обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
— повышает физическую и умственную работоспособность;
-стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
— ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
Проблема заключается в том, что уровень развития связной речи старших дошкольников не всегда соответствует норме речевого развития. Не в полном объеме используются эффективные средства развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, в частности, нейрогимнастические игры.
Процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если в совместной деятельности будут использоваться нейрогимнастические игры.
Цель: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством нейрогимнастических игр.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи, внимания детей старшего дошкольного возраста посредством нейрогимнастических игр.
2.Выявить уровень развития связной речи, внимания, ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста.
3. Составление перспективного плана, подбор нейропсихологических игр, составление картотек.
В начале года с детьми была проведена диагностика.
Методика «Понимание предлогов (по картинке) Иншакова О.Б. и Колесникова А.М.».
Задание № 1 Цель: выявить понимание предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Оценка результатов:
Диагностика уровня сформированности пространственных представлений первое задание ориентировано на изучение понимания вербальных средств, обозначающих пространство, выражения в устной речи. Для диагностики необходим рисунок дерева и животных вокруг него. Оценивается правильное владение предлогами и понятиями выше, ниже, на, над, под, снизу, между.
3 балла – задание выполняется правильно, самостоятельно; 2 балла – ребенок путается в понимании предлогов, задание выполняется после стимулирующей помощи, допускаются ошибки; 1-0 баллов – задание не выполняется даже с помощью, ребенок не понимает предлоги.
Выводы об уровне ориентировке 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1-0 баллов – низкий
Методика «Ориентировка в схеме собственного тела»
Тест №2 Цель: выявить понимание ориентировки в схеме собственного тела. (С.Д. Забрамная, пробы Хеда и другие исследователи)
2. Покажи свою правую ногу.
3. Покажи свой левый глаз.
4. Покажи своё левое ухо.
5. Левой рукой дотронься до правой ноги.
6. Правой рукой дотронься до левого уха.
7. Правой рукой дотронься до левого плеча.
8. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону.
9. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка).
10. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка).
11. Скажи, какая-это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка).
12. Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?
Оценка результатов: 3 балла – задание выполняется правильно, самостоятельно; 2 балла – ребенок путается в схеме собственного тела, задание выполняется после стимулирующей помощи, допускаются ошибки; 1-0 баллов – задание не выполняется даже с помощью, ребенок не может ориентироваться в схеме собственного тела.
Выводы об уровне ориентировке в схеме собственного тела: 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1-0 баллов – низкий.
В ходе диагностики отметили, что детям трудно сосредоточить внимание, затруднялись сразу выполнять инструкцию.
Исходя из результатов диагностики, можно сделать вывод, что уровень развития речи, внимания, памяти и ориентировки в пространстве у 1 ребёнка-высокий, у 11-средний и у 5 детей-низкий уровень. В соответствии с этим был составлен перспективный план, направленный на развитие речи, внимания, памяти и ориентировки в пространстве у детей посредством нейрогимнастических игр.
Система использования нейрогимнастических игр при организации совместной образовательной деятельности.
Для успешной работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством нейрогимнастических игр будет строиться по следующему плану:
-составление перспективного плана;
-подбор нейрогимнастических игр, составление картотек;
— взаимодействие с родителями (консультация на тему «Нейрогимнастические игры для детей», примеры игр «Попробуй повтори»)
В своей работе мы используем нейрогимнастические игры, в индивидуальной и в групповой работе с детьми старшей группы. Начинаем знакомство с не сложных упражнений доступных для каждого ребенка, например, «Кулак-ладонь-ребро » разучивание начинаем в медленном темпе с ведущей руки, далее переносим на вторую руку. При успешном выполнении просим выполнить упражнение двумя руками одновременно. На втором этапе идёт усложнение дети выполняют движения проговаривая скороговорки, чистоговорки.
Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.
Автоматизируем звуки изолировано, выкладываем букву по контуру, проходя по звуковым дорожкам, автоматизируем звуки в слогах с одновременным показом поз руками. Согласовываем числительные с существительными, автоматизируем в словах и чистоговорках. Все речевые задания проводятся с выполнением заданной позы руками.
1. Неделя «Кулак – ребро – ладонь».
Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.
2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
1.«Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).
2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
3. «Цепочка». По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
1.«Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.
2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
3.«Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями.
4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
1.«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди».
2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
Это одновременное рисование обеими руками сразу, развивает межполушарное взаимодействие.
Это одновременное рисование обеими руками сразу, развивает межполушарное взаимодействие.
2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
3. Игра с передачей мяча.
Играют двое участников. Игроки передают друг другу мяч, выполняя словесную инструкцию. Одной рукой игрок передаёт мяч, другой –принимает. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.(например: игрок передающий мяч проговаривает твёрдый согласный звук «м», второй в ответ- мягкий согласный звук «м’» или первый игрок называет слово, второй-слово противоположное по значению).
4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
1. Упражнение «Класс – заяц»
Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
3. «Здравствуй пальчик»
Цель: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков, формирование межполушарных связей, концентрация внимания. Задание хорошо использовать для дифференциации смешиваемых звуков.
Условия игры: предлагаем ребенку соединять пальчики правой руки, произнося слоги с согласным «Ш», а левой руки, с согласным «С». Усложняется работа, когда педагог дает слоги в разнобой.
4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
1. Игры с мячом на ассоциации.
Цель : развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание, обогащаем словарь, автоматизируем звуки.
Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
Ребенок левой рукой показывает-«зайчика», правой-«кольцо» (большой палец соединяет с указательным).
После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
1.Игра с передачей мяча.
Играют двое участников. Игроки передают друг другу мяч, выполняя словесную инструкцию. Одной рукой игрок передаёт мяч, другой –принимает. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие. (усложнение-меняем положение рук при передаче мяча).
2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
Ведущий показывает ребенку три положения рук, последовательно сменяющих друг друга: соединяет все пальцы изображает «крышу домика», соединяет руки в замок при этом поднимает пальцы вверх-«иголки у ёжика», опускает пальцы-«замок». После показа упражнение дети выполняют вместе с ведущим.
4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
1. «Перекидывание мяча»
Условие игры: взрослый кидает мячик говорит звук и называет слово, а ребенок кидает мячик обратно и называет место звука в слове (где слышит звук: вначале, в конце, в середине).
2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)
Задание: одновременно сжимать в кулак распрямленную ладонь одной руки и разжимать кулак другой руки. (усложнение-ускорение, рассказывание скороговорки).
Цель: Развитие речи детей с помощью нейропсихологических игр.
-способствовать развитию речи, памяти и внимания;
— стимулировать развитие мелкой и более крупной моторики рук;
— повышать физическую и умственную работоспособность.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений позволило добиться положительных результатов:
– Улучшается память, внимание, речь, совершенствуются пространственные представления, развивается мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость.
– Дети включаются в деятельность более активно, лучше воспринимают информацию.
– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.
– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.
Таким образом использование нейрогимнастических игр педагогами дают возможность более качественно вести работу по развитию речи детей.
1.Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»
2. Гимнастика Мозга. Книга для педагогов и родителей. Деннисон П.И. и Деннисон Г.И. Москва. 2017 г.
3. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 2018.
4. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 2018.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.