Невоздержанием душевных и телесных чувств что это

СТРАСТИ ПО ХРИСТИАНСКОМУ УЧЕНИЮ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАСТЕЙ

Важнейшим последствием грехопадения явилось нарушение гармонии в человеческом существе. Зло, приобретенное через нарушение гармонии и есть страсти, а противоположность тому состоянию, какое в невинной природе человека, при сохранении гармонии, называлось бесстрастием (Пономарев. 1899, с.82-83).

Интересно этимологическое происхождение слова «страсть». Греческое слово страсть – «παθος» («патос») – происходит от глагола «πασχειν» – страдать и означает такое состояние человека, когда он находится под каким-либо внутренним или внешним противоестественным влиянием, когда он мучается от него и вследствие этого находится в ненормальном состоянии (там же, с.83). Отсюда, кстати и произошло широко используемое в настоящее время понятие «патология«.

По предельно лаконичному определению святителя Игнатия (Брянчанинова): «Грех, овладевший человеком, называется страстию» (Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с.477). Несмотря на широкую распространенность страстей и наличие их практически в каждом человеке, они являются внешними по отношению к человеческой природе: «Зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей» (Иоанн Лествичник. 2001, с.191). Поэтому совершенно неверно противоположное мнение некоторых западных авторов: «Страсть есть прирожденная принадлежность человека и не имеющий их человек должен быть причислен к ангелам, или к животным» (Шольц. 1888, с.231). Во-первых, выше страстей многочисленные христианские аскеты и подвижники (милостью Божьей и своими трудами). Более того, к такому, бесстрастному, состоянию должен стремиться и каждый христианин. Это есть закономерный путь к его усовершенствованию, очищению и, в конечном итоге, к обóжению. Во-вторых, в этом и состояла духовная глубина святоотеческого опыта, что он распознал бесстрастную природу души, несмотря на наличие и широкое распространение страстей. К тому же надо иметь в виду, что «Господь наш Иисус Христос не прежде восшел на крест, как уврачевал все страсти человеческие. » (Исаия авва. 1883, с.57).

Таким образом с христианской точки зрения страсти определяются вполне однозначно негативно, что полностью противоречит обыденному словоупотреблению, когда говорят, например, о «благородной страсти«. При этом под страстью обычно понимают сильное чувство, доминирующее над другими, что, конечно же, с христианской точки зрения совершенно неверно. Во-первых, страсть не является только чувством или эмоцией: выражаясь современным психологическим языком, в ней есть и когнитивная, и волевая составляющие. Более того, в страсти есть даже определенная психосоматическая часть, которая приводит к тому, что душевные страсти влияют негативно и на тело, а телесные страсти развращают душу. Во-вторых, что особенно важно с христианских позиций, в страстях эмоции получают неправильную, безнравственную направленность. Поэтому дело не только и не столько в силе эмоций, а в их направленности: если они влекут человека к вредному, аморальному, то это именно страсти и это однозначно от дьявола, но если человек стремится к Богу и делает это с сильными эмоциями, то это не страсть, а ревность к заповедям Божьим и радость от их исполнения (и много других разных положительных эмоций, поскольку христианство совершенно неверно представляют только как «религию страха» с преобладанием в ней негативных эмоций).

ТЕЛЕСНЫЕ И ДУШЕВНЫЕ СТРАСТИ

Какие бывают страсти? – По наиболее распространенному в святоотеческой традиции делению страсти подразделяются на телесные и душевные (Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.193).

Душевные страсти делятся на страсти раздражительной, вожделевательной и мыслительной сил души (Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.171) – то есть фактически страсти возможны в каждой силе души, по названию которых и именуются сами.

Похоже пишут и другие св. отцы: «Страсти разно именуются: разделяются же на телесные и душевные. Телесные подразделяются на скорбные и греховные; скорбные опять подразделяются на болезненные и наказательные. Душевные также разделяются на раздражительные, похотные и мысленные; мысленные подразделяются на вообразительные и рассудочные» (Григорий Синаит. 1900, с.193).

Основными телесными страстями являются чревоугодие и блуд. Авва Дорофей, согласуясь с мнением других св. отцов, различает два вида чревоугодия: лемаргию – гортонобесие (услаждение приятностью вкуса) и гастримаргию – чревобесие (многоядение) (Дорофей авва. 1895, с.638). Борьба с чревоугодием непроста и длительна, она должна включать в себя целый ряд телесных и душевных трудов: пост, воздержание, формирование мужества, воспоминание о грехах и память смертная (служащая уменьшению стремления ко всему земному и временному, а значит, и угождающему телу).

Блуд состоит в греховном использовании богоданных качеств человека, связанных с полом. При этом чаще всего выделяются два его вида: собственно блуд и прелюбодеяние. Последнее заключается в нарушении супружеской верности одним из супругов, что всегда оценивалось в христианстве крайне негативно и считалось очень большим грехом. Собственно блуд заключается в половой невоздержанности до женитьбы или замужества. Хотя прелюбодеяние и считается большим грехом, чем блуд, тем не менее негативные духовные последствия блуда огромны: он не только растлевает тело, но и губит душу – особенно у только вступающих в жизнь юношей и девушек. Борьба с блудом и блудными помыслами также очень трудна и длительна. Здесь необходимы и телесные труды, пост, воздержание и бдение, и познание своей немощи, и послушание с молитвой и покаянием.

Кроме того к частным телесным страстям можно отнести невоздержание, неряшливость, пьянство (а в современных условиях – наркоманию) и т. д., а к общетелесным – плотолюбие и телоуслужение.

Душевные страсти мы только перечислим. Их много и имя им, как и вызывающим их бесам, легион (Мк. 5, 9), самыми же основными среди них являются: сребролюбие, тщеславие, гнев, печаль, леность, гордость.

При разделении страстей на телесные и душевные надо иметь в виду: «Даже самые, по-видимому, телесные страсти при ближайшем рассмотрении суть, выражаясь языком науки, состояния психофизические» (Соколов. 1898, № 10, с.220). То есть, чревоугодие и блуд во всех их видах, будучи грехами, касающимися преимущественно тела, тем не менее, включают в себя и психологические факторы и требуют врачевания религиозно-психологического (там же).

Более подробно о борьбе со страстями мы скажем отдельно – в следующей главе. Это – целая наука со своими законами и особенностями, разнящимися в начале и в конце духовного пути: «С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних» (Иоанн Лествичник. 2001, с.123-124).

ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ

В конечном итоге, страстям подвержены все силы души, по делению которых и можно составить полную классификацию душевных страстей: «Всех пороков один источник и начало; а по качеству той части и (так сказать) члена, который в душе поврежден, получает различные названия страстей и повреждений» (Иоанн Кассиан. 1993, с.618). То есть, можно разделять страсти каждой из сил души: ума, воли, чувств (эмоций), слóва, памяти, воображения, внимания и т. д.

Кроме того действию страстей подвержен и человек целиком – через самолюбие, самомнение, самодовольство, самоуверенность и т. д. Недаром, св. отцы называли самолюбие матерью страстей: «Хочешь ли за раз избавиться от страстей? – Отрешись от матери страстей – самолюбия» (Фалассий авва. 1900, с.292). Различные страсти проявляются в отношении человека к другим людям (тщеславие, воровство, славолюбие, человекоугодие, человеконадеянность, лицемерие, ханжество, лживость, притворство, потакание, надменность, подозрительность, хитрость, клевета, осуждение, зависть и т. д.), миру (сребролюбие, миролюбие, «прилепление» к нему, натурализм) и Богу (гордость, бесчувствие). Обобщив и дополнив все сказанное, приведем таблицу общей классификации страстей.

ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ

(основные страсти выделены жирным)

ТЕЛЕСНЫЕ
СТРАСТИ
общиеплотолюбие, телоуслужение
частныечревоугодие: чревобесие, гортанобесие
блуд, прелюбодеяние
– невоздержание, неряшливость, пьянство
ДУШЕВНЫЕ
СТРАСТИ
умаересь (склонность к разномыслию), любоучительность, любопытство, противоречие, придумывание, спорливость
волиленость, своеволие, самоугодие, непослушание, малодушие, слабоволие, самонадеянность, властолюбие, упрямство, нетерпение, увлекаемость, азартность
чувств, эмоцийгневливость, уныние, печаль, неверие, раздражительность, ярость, нетерпеливость, вспыльчивость, отчаянье, жестокость, зависть, страх
слóвамногословие, празднословие, пустословие, сплетни, сквернословие, брань, клевета
памятизлопамятство, забывчивость, забвение грехов
воображенияфантазерство, мечтательность, мнительность, самообман
вниманиярассеянность, невнимательность
органов чувтвуслаждение органов чувств, похоть очей
общиедушелюбие, душеугодие
СТРАСТИ
ЧЕЛОВЕКА
ЦЕЛИКОМ
по отношению к себесамолюбие, самомнение, самодовольство, самоуверенность
к другим
людям
тщеславие, превозношение, осуждение, воровство, славолюбие, человекоугодие, человеконадеянность, лицемерие, ханжество, лживость, притворство, потакание, надменность, подозрительность, хитрость, клевета, зависть, скупость, мстительность
к мирусребролюбие, миролюбие, натурализм (поклонение природе)
к Богугордость (первое и последнее из всех зол), бесчувствие

Как мы видим, основные страсти неравномерно распределились по силам души – наибольшее их количество пришлось на чувства (эмоции), что и понятно, поскольку они являются наиболее подвижными и их гипертрофия приводит к гневливости, а неправильная направленность – к унынию и печали. Поэтому, мы бы дополнили исторически сложившиеся основные страсти таким образом, чтобы туда вошли по одной главной страсти по отношению к остальным силам души, а также страсти по отношению к душе и телу целиком (в таблице мы их выделили курсивом).

Васильев М. /Г./ Учение отцов Церкви о страсти // Богословский вестник. 1911, № 5, с. 244-251 (3-я пагин.); № 10, с. 410-424 (2-я пагин.); № 12, с. 804-822 (3-я пагин.). – Текст в формате pdf по номерам: № 5, № 10, № 12.

Зарин С. М. Значение страстей в духовной жизни, их сущность и главные моменты развития, по учению святых Отцов – аскетов // Христианское чтение. 1904, № 4, с. 483-515; № 5, с. 660-669. – Текст в формате pdf по номерам: № 4, № 5.

Зарин С. М. Протестантская оценка восточной аскетической схемы восьми главных пороков // Христианское чтение. 1904, № 10, с. 535-553; № 11, с. 703-719. – Текст в формате pdf: № 10.

Исаия авва. Духовно-нравственные слова в русском переводе. – М.: Синод. тип, 1883 (М.: Универс. тип., 1860; Серг. Посад, 1911).

Иоанн Кассиан. Писания. – Сергиев Посад, 1993.

Пономарев П. П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV в. – Казань: Типо-лит. Имп. Ун-та, 1899.

Соколов Л. Психологический элемент в аскетических творениях и его значение для пастырей церкви // Вологодские епархиальные ведомости. 1898, 1 мая, № 9, с.192-203; 15 мая, № 10, с.219-227; 1 июня, № 11, с.243-254; 15 июня, № 14, с.348-354; 1 авг., № 15, с.360-366; 15 авг., № 16, с.386-393; 1 сент., № 17, с.405-411; 1 окт., № 19, с.471-475; 15 окт., № 20, с.487-492; 1 нояб., № 21, с.531-534; 15 нояб., № 22, с.547-555; 1 дек., № 23, с.571-579.

Шольц Ф. Диэтетика духа. Пер. с нем. – Харьков, 1888.

Страница добавлена 10.05.2011.
Последнее обновление 01.01.2019.

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
адресом этой страницы

ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть картинку Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Картинка про Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это

Источник

В помощь кающимся

Согрешили: маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, замедлением в помыслах, от врага всеваемых, против Бога и Святой Церкви, кощунством, насмешками над святыней, священнослужителями, сомнением и вольным мнением, боязнью исповедовать свою веру и отречением от Бога, не ношением креста, обращением к другим религиозным учениям, суеверием, верой в приметы, гаданием, чтением гороскопов, обращением к целителям, колдунам, экстрасенсам, сами занимались целительством, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждой на самих себя и на людей более, чем на Бога, забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией.

Согрешили: непокорностью к действиям промысла Божия, упорным желанием, чтобы все было по-нашему, человекоугодием, пристрастной любовью к твари и вещам, сребролюбием. Не старались познавать волю Божию, не имели благоговения к Богу, страха пред Ним, надежды на Него, ревности о славе Его.

Согрешили: неблагодарностью к Господу Богу за все Его великие и непрестанные благодеяния, в изобилии изливаемые на каждого из нас и в целом на весь человеческий род, непамятованием о них, ропотом на Бога, малодушием, унынием, тоской, отчаянием, мыслями о самоубийстве, ожесточением своего сердца, неимением к Нему любви и неисполнением Его святой воли.

Согрешили: порабощением себя страстям: сладострастию, корыстолюбию, гордости, лености, самолюбию, тщеславию, честолюбию, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, тайноядению, объядению, пьянству, курению, наркомании, пристрастию к азартным и компьютерным играм, пристрастию к компьютеру и телевизору, зрелищам и увеселениям.

Согрешили: божбою, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, мыслях, сквернословием, матерной бранью, употреблением «черных» слов, то есть с именем дьявола.

Согрешили: непочитанием праздников церковных, работой в праздники, пропускали воскресные и праздничные службы, не ходили в храм Божий по лености и нерадению, в храме Божием стояли неблагоговейно; согрешили разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, суетными воспоминаниями, опозданием к службе, хождением по храму во время богослужения без нужды; выходили из храма до окончания службы, женщины в нечистоте прикасались к святыням.

Согрешили: нерадением к молитве, оставлением чтения Святого Евангелия,

и других Божественных книг, святоотеческих поучений, духовной литературы.

Согрешили: забвением грехов на исповеди, самооправданием в них и умалением их тяжести, сокрытием грехов, покаянием без сердечного сокрушения; не прилагали старания о должном приготовлении к причащению Святых Тайн Христовых, не примирившись со своими ближними приходили на исповедь и в таком греховном состоянии дерзали приступать к Причастию. Редко ходили в храм и причащались.

Согрешили: нарушением постов и нехранением постных дней — среды и пятницы, которые приравниваются к дням Великого поста, как дни воспоминания страданий Христовых. Согрешили невоздержанием в пище и питии, небрежным и неблагоговейным осенением себя крестным знамением.

Согрешили: непослушанием начальству и старшим, самонравием, самочинием, самооправданием, леностию к труду и недобросовестным исполнением порученных дел.

Согрешили: непочитанием родителей своих, ссорами с ними, оставлением молитвы за них, непочитанием старших себя по возрасту, дерзостью, своенравием и непокорством, грубостью, упрямством, детей не воспитывали в православной вере.

Согрешили: неимением христианской любви к ближним, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, превозношением, презрительным отношением, причинением вреда ближним, драками и ссорами, злословием и оскорблением, неуступчивостью, враждою, воздаянием злом за зло, непрощением обид, злопамятством, злорадством, ревностию, завистию, зложелательством, мстительностью, осуждением, оклеветанием, лихоимством. Согрешили убийством, делали аборты или участвовали в этом грехе, пользовались противозачаточными средствами абортивного действия.

Согрешили: немилосердием к бедным, не имели сострадания к больным и калекам; согрешили скупостью, жадностью, расточительностью, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием.

Согрешили: лукавством в отношении ближних, обманом, неискренностью в обращении с ними, подозрительностью, двоедушием, насмешками, остротами, ложью, обманом, воровством, нечестностью, лицемерным обращением с другими и лестью, человекоугодием.

Согрешили: забвением о будущей вечной жизни, непамятованием о своей смерти и страшном суде и неразумной, пристрастной привязанностью к земной жизни и ее удовольствиям, делам.

Согрешили: невоздержанием своего языка, пустословием, празднословием, смехотворством, рассказывали непристойные анекдоты, допускали скабрезные шутки, пели и слушали греховные, непотребные песни; согрешили разглашением грехов и слабостей ближнего, обижали людей, согрешили осуждением, пересудами, сплетнями, клеветой, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью.

Согрешили: невоздержанием своих душевных и телесных чувств, пристрастием, сладострастием, блудными помыслами, блудом мысленным, рассматриванием соблазнительных картин, рукоблудием и всякого рода самоуслаждением, нечистым сновидением и ночным осквернением (семяизвержением во сне), нескромным воззрением на лиц другого пола, вольным с ними обращением, блудом и прелюбодеянием, блудом противоестественным, различными плотскими грехами, излишним щегольством, кокетством, бесстыдством, флиртом, желанием нравиться и прельщать других.

Согрешили зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, и всеми нашими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами. Каемся и в прочих наших грехах, которые из-за беспамятства нашего мы не помянули.

Каемся перед Господом Богом во всех своих грехах, просим у Него прощения, искренне о них сожалеем и желаем всевозможно воздерживаться от грехов наших и исправляться.

Господи Боже наш, со слезами молим Тебя, Спаса нашего, помоги нам утвердиться в святом намерении жить по-христиански, а исповеданные нами грехи прости, яко Благ и Человеколюбец

Не перечисленные здесь грехи надо также сказать духовнику.

Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, называть на исповеди не нужно, ибо они уже прощены, но если мы их снова повторяем, то нужно в них снова каяться. Каяться нужно и в тех грехах, которые были забыты, но вспомнились теперь.

Говоря о грехах, не следует называть имена других лиц — соучастников греха. Они должны сами раскаяться за себя.

Согрешили зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, и всеми нашими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами. Каемся и в прочих наших грехах, которые из-за беспамятства нашего мы не помянули.

Каемся перед Господом Богом во всех своих грехах, просим у Него прощения, искренне о них сожалеем и желаем всевозможно воздерживаться от грехов наших и исправляться.

Господи Боже наш, со слезами молим Тебя, Спаса нашего, помоги нам утвердиться в святом намерении жить по-христиански, а исповеданные нами грехи прости, яко Благ и

Не перечисленные здесь грехи надо также сказать духовнику.

Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, называть на исповеди не нужно, ибо они уже прощены, но если мы их снова повторяем, то нужно в них снова каяться. Каяться нужно и в тех грехах, которые были забыты, но вспомнились теперь.

Говоря о грехах, не следует называть имена других лиц — соучастников греха. Они должны сами раскаяться за себя.

Источник

Невоздержанием душевных и телесных чувств что это

Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть картинку Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Картинка про Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть картинку Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Картинка про Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть картинку Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Картинка про Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть картинку Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Картинка про Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть картинку Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Картинка про Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть картинку Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Картинка про Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Смотреть картинку Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Картинка про Невоздержанием душевных и телесных чувств что это. Фото Невоздержанием душевных и телесных чувств что это

Какая разница между формальной и живой исповедью?

Снова здравствуйте отец Олег!
Я хотел бы исповедаться и у меня есть вопрос, нужно ли отвечать на все вопросы, которые даны в разделе «Исповедь»?

Ответ отца Олега Моленко:

Отвечать на все вопросы не надо, но лишь на те, которые касаются твоих конкретных грехов. Ненужные вопросы просто опускай.

В отношении исповеди есть нужда указать на большой недостаток, который есть у большинства исповедников.
Представлю его в форме письма к условному духовному чаду.

Допустим, что мое чадо духовное нашло вариант исповеди, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым, использовало его за основу своей исповеди и направило мне. (Надо отметить, что у святителя Игнатия исповедь представлена в общих словах).

Отец Олег: Мне этот тип исповеди не нравится. Это отменный образец формальной исповеди, в котором вроде бы перечислены все основные виды грехов, имеющие отношение к каждому из нас, но нет конкретности. По этой причине им легко прикрываться при проверке своей совести. Мол, это я делал, и к этому причастен, и это мне не чуждо. Но, в реальности нет ничего конкретного моего. Это схема или общий образец, которую ты должен оживить реальным наполнением, а не только чувством согласия своей сопричастности к названию указанных типов и видов грехов. В нем нет реального указания конкретных твоих грехов. В таком случае очень легко «каяться» в общих грехах и исповедовать их, в общем. Намного труднее сказать с покаянным чувством, что согрешил, например, не просто воровством, а именно взял у соседки Прасковьи Ивановны ведро в ее отсутствии, и присвоил себе.

Чадо: Все время чувствовал себя неловко, когда исповедовался из-за того, что казалось, делаю это не подобающим образом.

Отец: И продолжаешь это делать, меняя варианты.

Чадо: А тут у Святителя Игнатия Брянчанинова встретил образец Богоугодной Исповеди.

Отец: Захотел прикрыться авторитетом святителя и образцом его общей исповеди?

Чадо: Если не возражаете, батюшка Олег, возьму за правило использовать этот дивный образец человеческого смирения, для своего покаяния.

Отец: Я возражаю против механического использования чужих образцов чужого смирения. Надо его для себя приспособить, творчески оживить и наполнить реальным и конкретным содержанием от своей жизни и деятельности.

Чадо: Вернулся после исповедания грехов к началу письма. Знаю Ваше строгое отношение, батюшка Олег, к формальной исповеди. Поверьте, каждое написанное ниже слово нашло отклик в совести моей и вызывало желание покончить с тем, что я написал.

Отец: Верю что так, но нельзя оставить воровство в принципе или в общем. Можно оставить конкретное воровство семечек на рынке, булочек в местной булочной, огурцов у соседки в огороде и т.д.

Пройдусь комментарием с замечаниями по твоей «исповеди».

Чадо: Исповедаю аз многогрешный р.Б. Имярек

Отец: «Многорешный» говори только тогда, когда это чувство испытываешь на самом деле. Если не испытываешь, то пиши правду: понимаю, что многогрешный, но, увы, не чувствую сего от сердца.

Чадо: Исповедую Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеях во все дни живота моего,

Отец: Не надо писать исповедь на прекрасном церковно-славянском языке. Он хорош для церковных молитв. Исповедоваться лучше всего на привычном для тебя современном русском языке, со свойственным тебе строем, стилем и особенностями.

Не надо каждую исповедь повторять: во все дни живота моего. Это ложь и формализм. Ведь на самом деле в дальнейшем изложение этого не последует. Поэтому говори правду, что исповедуешь те грехи, которые заметил (именно заметил, ибо далеко не все грехи мы и замечаем то) за собой со дня последней исповеди, а также те, которые пришли на память от прежде соделанных и не исповеданных по забвению.

Чадо: яже помыслих даже до сего дне. Согрешил: пред Господом маловерием

Отец: Как? В чем оно конкретно проявилось или проявляется?

Чадо: и замедлением в помыслах, от врага, всеваемых против веры и св. Церкви;

Чадо: неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния,

Отец: Какой неблагодарностью? Неблагодарностью в молитвах своих; или в чувстве своем? Или забываешь благодарить? Или не всегда и не всякий раз благодаришь? Или благодаришь не искренно и не от сердца, а лишь повторяя чужие слова формально?

Отец: А мы призваны к непрестанному молению именем Божьим, а не только по нужде. У нас нужда призывать Его имя непрестанно. Другое дело, что призывал Его имя всуе, т.е. без должного внимания, без контроля, для связки слов, в суетных делах и попечениях, без должного памятования о Нем, без ощущения предстояния пред Ним, без должного благоговения, веры и любви.

Чадо: Согрешил: перед Госпожой Пресвятой Богородицей неблагодарностью за милость, скорую помощь в обстояниях и покров множества немощей.

Отец: Это как же и каким образом? Надо раскрыть конкретно.

Чадо: Согрешил: не имением к Господу любви, ниже страха, не исполнением св. воли Его и св. заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; стыдился креститься и исповедовать Господа.

Отец: Опять общая вода. Разъясни, что значит в твоем случае «не любишь Господа». Что значит «не боишься Его». Что значит «не исполняешь святую волю Его». Как это не исполнение у тебя происходит, в чем именно? Как ты это замечаешь и почему не исправляешь?

Видишь разницу между образцом живой конкретной исповеди и общим упоминанием, в общем!

Чадо: Согрешил: любви к ближнему не сохранил,

Отец: Какой любви? В чем конкретно не сохранил? В чем проявил нелюбовь? Перечисли конкретно все замеченные случаи и по ним определи страсть или страсти, уводящие тебя от любви и ее дел.

Чадо: не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных;

Отец: Чадо, от этого твоего употребления общих слов меня просто уже коробит! Ну, как же так лицемерно можно говорить?

Каких это алчущих людей ты не накормил? Укажи имена, адреса, конкретного ненакормления или прохождения мимо голодных. Без этого твое заявление не имеет силы. Это все равно, что потерпевший от вора человек придет в милицию писать заявление и укажет лишь, что его в принципе обокрали, но не укажет, что именно взяли, когда и при каких обстоятельствах. Будет ли кто расследовать просто «воровство» в принципе?

Отец: Какому закону? В чем именно? В каких пунктах Закона, и каким образом?

Чадо: и св. Отцов преданиям

Отец: Чадо, каким преданиям?

Чадо: от лености и небрежения не поучался.

Чадо: Согрешил: домашнего правила неисполнением,

Отец: Это как? Что, ты вообще не исполняешь правила (кстати, какого именно)? Или несколько раз оставлял? Если так, то сколько раз? И по какой причине не исполнял?

Чадо: оставлением утренних, вечерних и других молитв;

Отец: Конкретно, сколько раз, почему и каких других молитв? Если другие молитвы не входят в правило, то ты волен их оставлять по своему усмотрению.

Отец: Конкретно о чем речь? В чем проявлялась эта не достодолжная подготовка? Какая должна быть достодолжная?

Чадо: по лености и нерадению,

Отец: Как это, конкретно?

Чадо: невниманием к чтению, рассеянностью ума,

Отец: Каким невниманием? Как это проявлялось и почему? Что мешало вниманию? Какая страсть?

Чадо: забвением, что предстою пред Господом.

Отец: Неужели ты совсем не помнил пред Кем стоял и Кому молился? Или не было полного чувство осознания этого? И переживания ощущения Бога на молитве, что есть дар Божий.

Чадо: Согрешил: не почитанием праздников Божьих;

Отец: Как? Каких? Когда? каким образом? Что делал взамен почитания?

Чадо: своей воли и разума исполнением,

Отец: Каким образом, когда, при каких обстоятельствах, по каким причинам, что именно и т.д.

Отец: Как конкретно это у тебя проявлялось? В чем? Сколько раз?

Отец: В чем? Сколько раз? Причины?

Чадо: и самооправданием;

Отец: В чем конкретно? Каким образом? Сколько раз? Причины? Что намерен предпринять (это указывать в каждом случае)?

Чадо: не должным почитанием родителей,

Отец: О чем конкретно речь? Плюнул в лицо? Не дал денег при нужде? Не поздравил с праздником? Нагрубил при встрече? Не поблагодарил за конкретную помощь? Плохо говорил о них при жене? и т.д.

Чадо: не должным воспитанием детей в православной вере.

Отец: Как именно? Что есть не должное и как должно? Как намерен исправить не должное и на что?

Чадо: Согрешил: неверием,

Отец: Во что или Кому (кому)? В чем конкретно?

Отец: В чем конкретно?

Отец: В чем конкретно? Сколько раз?

Отец: В чем конкретно? Как? Как проявлялось? Что предпринимал или не предпринимал, хотя должен был?

Отец: Почему предался унынию? В какой мере? Как это проявлялось? Что предпринимал против уныния?

Отец: Это как? что конкретно?

Отец: Какими сплетнями? О ком? Как? Сколько раз?

Чадо : Согрешил: гордостью,

Отец: Как именно? Как это проявляется? Как замечаешь ее проявление у себя? В чем? Как противостоишь?

Отец: Что мнишь о себе? Почему? Что предпринимаешь против?

Отец: В чем конкретно?

Отец: В чем конкретно проявлялось оно у тебя?

Отец: В чем конкретно?

Отец: В чем проявлялась? К кому конкретно? Как проявлялась зависть?

Отец: Над кем и как?

Отец: В отношении кого или чего?

Отец: В отношении кого или чего? Как проявлялась? Сколько раз? Что предпринимал?

Чадо: Согрешил: укорением,

Отец: Кого, как, когда, в чем и при каких обстоятельствах?

Отец: В чем и как конкретно?

Отец: В чем конкретно?

Отец: С кем, в чем и как? Почему?

Отец: В чем? Как видишь греховность этого?

Чадо: нежеланием уступить и услужить ближнему;

Отец: Какому ближнему? В чем конкретно не желал уступить и в чем услужить?

Чадо: согрешил злорадством,

Отец: По какому поводу и в отношении кого?

Отец: Кого, как, чем, каким образом, почему? Просил ли прощения?

Отец: Над кем насмехался? и зачем?

Отец: Кому угождал, в чем конкретно?

Чадо: Согрешил: празднословием,

Отец: Когда замечал? В чем? Как проявлялось? Почему не остановил?

Отец: По какому случаю, поводу?

Чадо: слушанием и воспоминанием мирских песен,

Отец: Каких именно песен, и как видишь, что это греховно и почему?

Отец: В чем, в отношении кого? Как проявлял?

Чадо: потворством духу времени и мирским обычаям,

Отец: Как конкретно и каким именно обычаям?

Чадо: противным вере православной.

Отец: Понятно, что противным. В чем они противны?

Чадо: Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств;

Отец: Каких чувств? Как не воздерживал их? Как это проявлялось?

Чадо: услаждением и медлением в нечистых помыслах,

Отец: Почему? Как долго медлил?

Отец: К чему конкретно? Как проявлялось? Как заметил?

Отец: В чем именно? и как?

Чадо: нескромным воззрением на жен.

Отец: Это как? Каких жен? Где? А если скромно, то, что, можно смотреть?

Чадо: Согрешил: люблением удобств жизни сей,

Отец: Каких удобств и каким именно люблением? Как знаешь, что это греховно?

Чадо: пленением ума

Чадо: Окаменением сердца,

Чадо: не понуждением себя на всякое доброе дело.

Отец: Почему? На какие добрые дела?

Чадо: Согрешил: невниманием к внушениям совести своей,

Отец: Как это? Почему? Как глушил совесть?

Чадо: Леностью к чтению слова Божия

Отец: Как это проявлялось конкретно?

Чадо: нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы.

Отец: Как? Почему? Что препятствует?

Чадо: Согрешил любостяжанием,

Отец: Чего конкретно хотел стяжать или как проявлялось (например, в помыслах иметь то-то)?

Отец: Укажи конкретные проявления.

Чадо: неправедным приобретением,

Отец: Чего и каким образом? Как исправил?

Отец: Что именно украл, у кого, каким образом, при каких обстоятельствах? Что подвигнуло украсть? Вернул ли украденное? Если нет, то почему?

Отец: В чем и как это проявлялось?

Чадо: привязанностью к разного рода вещам

Отец: Каким именно вещам и какой привязанностью?

Отец: Каким людям и какой привязанностью?

Чадо: Согрешил: осуждением и ослушанием отца духовного

Отец: В чем конкретно осуждал и в чем конкретно ослушался? Почему?

Чадо: не исповеданием пред ним грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.

Чадо: Согрешил: холодностью и бесчувственностью на исповеди,

Отец: Причина этого?

Чадо: Умалением своих грехов,

Отец: Каким образом? Каких грехов? По какой причине?

Чадо: обвинением ближних, а не себя осуждением.

Отец: Кого, за что и как конкретно обвинял?

Чадо: Согрешил: против Животворящих и Св. Таин Христовых, приступая к Ним без должного приготовления,

Отец: Какого приготовления? В чем оно должно было проявляться и почему не делал этого?

Чадо: без сокрушения и страха Божия.

Отец: Почему? Просил ли этого?

Отец: Это истинно так.

Чадо: Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощью Божиею обещаюсь блюстись.

Отец: Как же можно блюстись от абстрактных грехов, рассказанных абстрактно по чужому и общему образцу, без конкретного приложения к себе?

Теперь, надеюсь, ты уяснил для себя разницу между формальной исповедью (т.е. общей, лукавой, не бьющей конкретно по страстям и грехам, замеченным за собою) и живой, конкретной и творчески усвоенной к себе. Такая исповедь, помимо покаянных чувств и ненависти к грехам по виду, позволяет отслеживать их в их конкретном проявлении, определять главенствующую на сегодня страсть и другие мучащие страсти. Она помогает правильно поставить задачу по борьбе со страстями и в преодолении конкретных греховных проявлений, навыков, помыслов или чувств, подобрать нужные средства против них и т.д. Видишь, как трудно правильно, полезно и Богоугодно исповедаться? И как легко обмануть себя механическим перечислением отдельных общих видов греха, с внутренним чувством сопричастности к каждому из них: как-то, в какой-то мере, каким-то образом и т.д. Одно дело сказать: «согрешаю вообще блудом», и совсем другое, например, так: «согрешил, отче на прошлой неделе блудной страстью: посмотрел 10 минут порнографического фильма и разжег себя; в автобусе заметил приятного вида молодую особу и впялился глазами в ее фигуру, стать, лицо и услаждался этим, при этом допускал помыслы о блудном с нею совокуплении, что прервал лишь ее уход на остановке. После этого не остановил себя, но искал новый объект для удовлетворения живущей внутри меня блудной страсти; увидел подходящую девушку, мысленно раздевал ее, думал о постыдном с ней совокуплении и услаждался этими помыслами и блудными чувствами. По приходу домой накинулся на жену по причине предварительного блудного саморазжигания, чтобы удовлетворить «законно» свою беззаконную блудную похоть. При этом о жене и ее чувствах не думал, а поступил как грубое животное. Ночью во сне имел блудные сновидения, в которых совокуплялся с различными лицами женского пола, согрешил при этом во сне истецением (семяизвержением) и осквернением. Сожалею о допущенном. Каюсь и прошу Бога помочь мне и умалить мучащую меня страсть и блудную похоть. Намерен предпринять против нее то-то и то-то. Прошу также совета у Вас и святых молитв.

И т.д. и т.п. по каждому греху и каждой страсти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *