Не следует законами достигать того что можно достигнуть улучшением нравов
Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов (Шарль Монтескье)
Известный философ-просветитель рассуждает в данном высказывании о роли морального и нравственного преображения в жизни человеческого общества. По мысли Монтескье, оно может принести лучшие плоды, чем ужесточение либо иное изменение законов.
Я полностью согласен с этим мудрым изречением Монтескье. Действительно, в том обществе, где есть твёрдые моральные устои; которое состоит из личностей образованных и высоконравственных, более значительную роль играют не законы, напечатанные на бумаге, а те неписаные правила, что сложились в сознании людей.
Обратимся к теоретической составляющей данного высказывания. Закон – это государственный нормативный правовой акт, который содержит общеобязательные правила для всех граждан. Право – это совокупность таких общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства. На протяжении всей истории человеческой цивилизации законы играют значительную роль в жизни общества, выполняя следующие функции: регулятивную (установление общественных отношений и моделей поведения всех их участников) и охранительную (защиту интересов граждан и государства, с установлением юридической ответственности к нарушителям). Нравы – это обычаи, имеющие нравственное значение для какого-либо общества или отдельной социальной группы. Они являются отражением моральных ценностей общества, его нравственного уровня. Различие между нравами и законами состоят в том, что законы определяют преимущественно действия гражданина государства, а нравы – действия личности; человека – полноправного члена общества. Законы составляются и устанавливается законодательными органами власти, а нравы и обычаи – жизненным опытом народа. Общественные нормы служат эталоном, образцом поведения, помогая сохранять порядок и стабильность в обществе. Улучшать нравы – это значит способствовать тому, чтобы человек руководствовался моральными нравами и принципами в поведении. Человек, который сознательно следует нравственным нормам, стремится к справедливым и честным поступкам во всех сферах своей жизни. В древности и средневековье практически все законы были негативным и запретительным; а по мере развития цивилизации они становятся всё более позитивными и директивными. Законы служат ограничительными мерами, чтобы участники правоотношений не выходили за рамки установленных порядков. Но если в обществе будут преобладать добрые нравы, то ограничительные меры законов в принципе не понадобятся.
Например, законы Петра I, обязывавший граждан брить бороду и укорачивать одежду, были порождением тирании, не находили понимания в обществе и проводились в жизнь строгими репрессивными мерами. Пётр I насильственно вводил в России европейские нравы и обычаи, встречая сопротивление народа. Лишь нерушимый авторитет самодержавия и страх наказания заставляли людей исполнять эти законы. Но царь-реформатор был нетерпелив и не желал ждать, пока более передовые традиции сами войдут в обиход, а народ освободится от пережитков прошлого.
В качестве примера из современной жизни, хотелось бы вспомнить законы, призванные способствовать распространению здорового образа жизни в обществе: ограничения на продажу алкоголя и сигарет, запреты на рекламу пива и на курение в общественных местах. Безусловно, они играют благотворную роль. Но ещё большую роль играют настроения в обществе, побуждающие людей посвящать свой досуг занятиям спортом, а не распитию спиртных напитков. Эти настроения формируются под влиянием пропаганды здорового образа жизни – когда все видят, какими успешными, красивыми, полными жизненных сил становятся те, кто его ведёт, и стремятся подражать им.
Подытожить свои рассуждения хотелось бы следующим выводом. Если бы изначально все люди воспитывались в обстановке высокой морали и духовности, то ограничительных и карающих мер закона и не требовалось бы: люди просто по своей воле всегда поступали бы хорошо. Но это утопия. Тем не менее, нужно, прежде всего, пропагандировать добрые нравы и здоровые отношения, а не устрашать людей строгими и репрессивными законами.
Монтескье Шарль Луи цитаты
Монтескье Шарль Луи цитаты. Французский философ, правовед, просветитель. Монтескье был известен своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной властей как средства обеспечения законности.
Родился в замке Лабред, имел титул барона де Лабред. Получил образование в колледже ораторианцев в Жюйи близ Парижа, затем начал изучать право в Бордоском университете и стал адвокатом в 1708 г.
Завоевав симпатии широких слоев читающей публики в 1721 г. живой сатирой на французское общество — «Персидскими письмами», в 1728 г. Монтескье был избран членом Французской Академии. В том же году отправился в путешествие по Австрии, Италии, небольшим германским княжествам вдоль Рейна, Голландии.
«Размышления о причинах величия и падения римлян» — небольшая, но очень важная для творчества Монтескье книга. «О духе законов» — труд всей жизни Монтескье, который попал в «Индекс запрещенных книг» в 1751 г. Философ выступал против абсолютизма, анализировал различные формы правления.
Похоронен в церкви Сен-Сюльпис.
* В избытке даже разум не всегда желателен, и люди почти всегда лучше приспосабливаются к середине, чем к крайностям.
* Во времена невежества люди не ведают сомнений, даже когда творят величайшее зло, а в эпоху просвещения они трепещут даже при совершении величайшего блага. Они чувствуют старое зло, видят средства к его исправлению, но вместе с тем видят и новое зло, проистекающее от этого исправления.
* Воспитание создает идеи в нас, содержит в себе такой канал, через который идей приходят в головы. Наше воспитание — мануфактура идей.
* Если характер в целом хорош, то не беда, если в нем сказываются и некоторые недостатки.
* Жестокость законов препятствует их соблюдению.
* Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим.
* Когда дикари Луизианы хотят сорвать плод с дерева, они срубают дерево под корень и срывают плод. Таково деспотическое правление.
* Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
* Любая величина, любая сила, любая власть относительны.
* Люди рождены добродетельными, и справедливость — качество, присущее им так же, как и самое существование.
* Мир разумных существ далеко еще не управляется с таким совершенством, как мир физический, так как, хотя у него и есть законы, по своей природе неизменные, он не следует им с тем постоянством, с которым физический мир следует своим законам.
* Надо жить в мире — таков первый естественный закон человека.
* Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
* Не следует законами достигать того, чего можно достигнуть улучшением нравов.
* Несправедливость, допущенная по отношению к одному — это угроза для всех.
* Праздность больше всех пороков ослабляет мужество.
* Самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости.
* Свобода есть право делать все, что дозволено законами.
* Свобода личности и свобода гражданина не всегда совпадают.
* Существуют истины, в которых недостаточно убедить кого-либо, но которые надо дать почувствовать; именно таковы истины морали.
* У женщины есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей.
>> Монтескье Шарль Луи цитаты…
Arzamas + Издательство Я ндекса. Просветительский проект: ▶ Смотреть Arzamas
Избранные мысли Монтескье
ИЗБРАННЫЕ МЫСЛИ МОНТЕСКЬЕ
[Перевод с французского Л. Н. Толстого]
Не могу объяснить себе, почему властители с такой легкостью воображают, что они — всё, и почему народы так легко верят, что они — ничто.
Любить чтение значит любить менять часы скуки, которые всякий испытывает, на часы большого наслаждения.
Несчастное положение людей! Едва ум достиг зрелости, тело уже начинает слабеть.
Человек, хорошо пишущий, никогда не пишет так, как пишут другие, но так, как он сам пишет: по этой же причине бывает и то, что человек, говорящий дурно, неправильно, говорит хорошо.
У сильных мира — удовольствия, у народа — радость.
Я раз сказал одному человеку: «Стыдитесь! У вас чувства, как у вельможи».
М. так слащав, что, глядя на него, мне всегда представляется шелковичный червь, тянущий свою нить.
Если гоняешься за умом, то чаще всего поймаешь глупость.
Как мало промежутка между временем, когда человек слишком молод и когда он уже слишком стар!
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Я люблю мужиков: они недостаточно учены, чтобы рассуждать превратно.
Следовало бы непрерывную праздность поместить среди мучений ада, а ее поместили в число блаженств рая.
Часто ораторы наверстывают длиною то, чего не хватает у них в глубину.
М. говаривал о великих умах, затерявшихся среди других людей: «Они подобны купцам, которые до самой своей смерти товара не развертывали».
Не следует законами достигать того, чего можно достигнуть улучшением нравов.
Властителям никогда не следует оправдываться: они всегда бывают слишком сильны, когда решают, и слишком слабы, когда рассуждают. Им надо поступать разумно, а рассуждать как можно меньше.
Я не раз замечал, что для успеха в свете надо быть мудрым, но вид иметь взбалмошный.
Если бы желать только быть счастливым, то этого скоро можно достигнуть. Но люди желают обыкновенно быть счастливее других, а это почти невозможно, потому что мы считаем других всегда более счастливыми, чем они на самом деле.
Обыкновенно боятся отступления в речи, а я думаю, что те, которые умело делают отступления, подобны длинноруким, — они больше могут захватывать.
В хорошем поступке есть всегда и доброта и сила для его совершения.
Народ порядочен в своих вкусах, но не в своих нравах.
История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся.
В книгах люди всегда лучше, чем в жизни: это оттого, что всякий автор, возвышая добродетель, хочет выставить себя лучше, чем он есть. Авторы как театральные герои.
Трудно себе представить, до какой низкой цены в наше время пала похвала.
Мы никогда не можем рассчитать своих расходов оттого, что всегда знаем, что мы что-то должны сделать, и никогда не знаем, что именно.
Я не люблю мелких почетных званий. Они, так сказать, определяют вам цену, тогда как без них никто не мог сказать, чего вы стоите.
Глупцам всегда всё удается потому, что, не будучи в состоянии понимать, когда их смелость становится безумием, они ни перед чем не останавливаются.
Различия между людьми совершенно ничтожны: у одних подагра, у других каменная болезнь; одни умирают, другие накануне смерти. В вечности у них одна и та же душа, отличаются же эти души друг от друга лишь в продолжение четверти часа, т. е. пока они соединены с телами.
Где бы я ни встречал зависть, я всегда с особенным удовольствием дразню ее, — я всегда хвалю перед завистником тех, которые затмевают его.
Героизм, не противоречащий доброй нравственности, мало трогает людей: только героизм, который разрушает нравственность, вызывает в людях и удивление и восторг.
— речь в пользу своего ума и против своего сердца.
Праздные люди всегда большие говоруны. Чем меньше думаешь, тем больше говоришь: таким образом, женщины говорят больше мужчин, — вследствие своей праздности им не приходится думать. Народ, где тон дают женщины, народ болтливый.
Есть пороки, которые происходят от недостатка самоуважения. Есть и такие, которые происходят от избытка его.
Наблюдения, это — история естественных наук. Системы естественных наук, это — их басни и легенды.
Не следует законами достигать того что можно достигнуть улучшением нравов
Автор считает, что никакие преобразования не способны улучшить жизнь людей, если они не будут стремиться к нравственному преображению, ибо законы не могут играть существенной роли в жизни большинства людей..
Таким образом, я пришла к убеждению и выводу, что здесь не звонкая фраза, не декларация, а подлинное явление действительности.
Охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй
Пожалуй, начать следует тоже с исторического экскурса. Прежде всего потому, что из него можно извлечь выводы и наблюдения, отличные от тех, что содержатся в упомянутой выше статье
Для того чтобы заметить, как косметика постепенно улучшает состояние вашей кожи, следует очищать,тонизировать и увлажнять кожу дважды в день
Вы наверняка уже наслышаны о качестве нашей продукции… Последние 2 года ушли на работу над улучшением ее качества. Мы прикладывали максимум усилий и времени для того, чтобы остатьс
Другая сторона смерти – это та область, которую человек в своем невежестве боится признать, потому что данные науки не могут заставить его в неё поверить. Следует ли это из того, ч
Из непрерывности этих функций следует, что с вероятностью 1 все m+n результатов наблюдений различны. В реальных статистических данных иногда встречаются совпадения
Актуальность работы заключается в том, что многие люди любят путешествовать. Там они посещают разные дворцы и замки, не зная их истории и того, что их можно связать с особенностями
Не следует законами достигать того что можно достигнуть улучшением нравов
Карина, сразу скажем, тема сложная, и эссе не очень получилось.
Критерий 1:
Автор считает, что если твои пожелания вписываются в рамки законодательства, соответственно ограничить тебя в них никто не может.
Сразу скажем, что и цитата, да и сама тема носит сложный философский характер. Поэтому, сразу вызывает сомнение подобное достаточно «детское» объяснение «…. твои пожелания вписываются в рамки законодательства… ограничить тебя в них никто не может».
Очень спорно, не учтенными тогда остаются нормы морали, этики, религии, здравового смысла, в конце, концов. Сразу на ум приходят абсурдные примеры, вроде как нет законов против самоубийц, клятвопреступников, обжор. Но, разве это имел ввиду великий Вольтер?
Далее, явно не верно сформулирована проблема, поднятая Вольтером в высказывании.
«Проблема поднятая автором, состоит в том что, поистине свободный человек тот, чьи потребности не выходят за рамки закона. То есть тебе не нужно переступать закон, чтобы сделать то, что угодно твоей душе».
Это не проблема, естественно. Проблема высказывания это ее основной теоретический аспект. Здесь — соотношения свободы и ответственности индивида перед законом.
В общем, у эксперта уже вызывает сомнения выполнение определяющего Критерия 1, от которого зависит вообще дальнейшая проверка эссе.
Рекомендовал бы здесь раскрывать смысл цитаты так:
«Автор считает, что свободный человек независим в своем поведении и его действия ограничивают только нормы права».
Далее дается определение трех ключевых понятий данной темы, с этим не поспоришь (закон, свобода и ответственность). Последующие два примера из литературы (сами по себе претендующие на 1 балл, так как они одноплановые), не несут содержательной составляющей применительно к теме, проблеме. Просто констатируется, что Базаров считал, что он свободен, но был несчастным при этом (роль закона. ), а жителей государств из романа «1984» ограничили в свободе. Как ограничили, не очень понятно. Здесь требуется хоть минимальная конкретика, особенно при таких расплывчатых формулировках.
Конечно, эссе портят также многочисленные лексические неточности, на грани грубых ошибок (… начался тоталитаризм). Тоталитаризм не может начаться (в отличие от террора, к примеру), этот политический режим может быть установлен государством.
В общем, склоняюсь к тому, чтобы выставить за данное эссе 0 баллов.
Если даже эксперты были бы благосклонны, они могли бы выставить 1-1-0 (не более).
В любом случае, можно только сказать спасибо за попытку написать эссе по столь сложной теме, ведь при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, конечно, лучше учиться на своих ошибках, чем на чужих!
Удачи Вам на при подготовке к ЕГЭ-2017, готовьтесь с нами на http://egewin.ru/!
Оцените, пожалуйста, желательно с указанием на ошибочки
«За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье.»
А. П. Чехов
Смысл данного высказывания известного русского писателя, прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова мне видится в том, что любой человек, будучи счастливым в какой-то промежуток времени, не должен забывать о важности уважения, доброты и помощи другим людям, которые, к сожалению, остались несчастны. Как ни печально, многие люди забывают об этом, так как в своей жизни достигли определённых высот, которые их вполне устраивают. Автор поднимает такие актуальные проблемы, как проблема социального неравенства, проблема нравственности, ценностных приоритетов, равнодушности и смысла человеческой жизни. Я полностью согласна с его мнением, так как считаю, что любому обществу, претендующему на развитие, необходим высокий уровень морального сознания людей, который как раз выражается в способности человека совершать добро, заботиться не только о личном, но и общественном благе.
Данное высказывание Антона Павловича взято из его рассказа «Крыжовник», который полностью отражает смысл самого изречения. В этом рассказе читатель узнает о человеке, который, казалось бы, добился своей цели, основой которой было удовлетворение его материальных потребностей (посадить крыжовник на собственном участке), что стало смыслом его жизни. В итоге в ходе всего этого герой, хоть и остался доволен собой, потерял достоинство. Своим рассказом автор говорит, что смысл жизни в том, чтобы делать добро, а иначе она утратит свою значимость.
К слову, в русской литературе существует множество доказательств того, как важно делать это добро. Так, например, во всем известном романе-эпопее «Война и мир» Толстого описывается эпизод, где одна из главных героинь романа, Наташа Ростова, будучи дочерью графа, занимающая высокое положение в обществе при переезде семьи из Москвы узнает, что раненые остаются там, так как для них нет подводов. После чего девушка «как буря» требует освободить подводы и принимается сама руководить процессом. Это и является примером настоящего доброго поступка, который показывает тот самый уровень духовности. Не зря именно Наташа стала воплощением нравственного идеала Л.Н. Толстого.
Говоря о важности нравственных ценностей, нельзя не вспомнить, что ещё в древности этому понятию отводили особую роль. К примеру, ещё в середине I тысячелетия до н.э. в «Махабхарате» встречается «Золотое правило» нравственности, которое не утратило своей значимости и в наши дни. Не с проста оно гласит:»Поступай по отношению к другим так, ка хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», подчеркивая всю важность доброжелательного отношения, помощи другим людям.