Нет талонов к врачу что делать
Как записаться на прием к врачу
1. К каким врачам я могу записаться?
Самостоятельно вы можете записаться на прием к врачам первичного звена, работающим в поликлинике, к которой вы прикреплены:
Чтобы записаться к другим профильным специалистам, на диагностическое исследование или лечебную процедуру, вам нужно сначала получить направление у врача первичного звена.
Если вы постоянно наблюдаетесь у профильного специалиста и прикреплены на динамическое наблюдение, то вы можете записаться к нему сами.
2. Как записаться на прием к врачу, отменить или перенести запись?
Вы можете записаться на прием к врачу, диагностическое исследование или процедуру:
Для записи вам понадобится номер полиса ОМС.
Предварительная запись ведется на две недели вперед. Возможность записаться на определенное время зависит от расписания и загруженности конкретного специалиста и от количества талонов, выделяемых поликлиникой для предварительной записи.
Чтобы не пропустить прием, подключите СМС-информирование в поликлинике — так вы будете получать напоминания и сообщения об изменении расписания врача.
Вы можете записать к врачу вашего родственника, друга или знакомого — для этого нужно будет указать его фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер и серию (при наличии) его полиса ОМС. Сделать это можно через любой канал записи.
Вы также можете записать к врачу нескольких детей так, чтобы их приняли в одно время. Для этого дети должны иметь московские полисы ОМС и быть прикреплены к одному участку.
Если вы не сможете прийти на прием в назначенное время, отмените или перенесите запись любым способом (независимо от того, как записались), тогда на это время сможет записаться другой пациент.
3. Как я могу попасть к врачу без предварительной записи?
Вы можете попасть к врачу без предварительной записи, если:
4. Что нужно делать после того, как я записался к врачу?
Не забудьте распечатать талон на прием с помощью инфомата в холле поликлиники. Для этого на главном экране выберите «Получить выписанный талон» и приложите к считывателю ваш полис ОМС или карту москвича, если ваш полис записан на нее.
Если у вас не получается воспользоваться инфоматом, за помощью можно обратиться к консультанту у инфомата либо на стойку информации.
5. Что делать, если я опоздал на прием?
Если вы опоздали на прием к участковому педиатру, терапевту или врачу общей практики (семейному врачу), вас направят на прием к дежурному врачу или запишут к этим специалистам на свободное время.
Если вы опоздали на прием к другому специалисту, при наличии свободного времени в расписании, вас примут в этот же день. Обратитесь к дежурному администратору или руководителю поликлиники, если в этот день в расписании нет свободного места или вы хотите перенести запись на другой день. Дежурный администратор поможет вам попасть на прием, если медицинская помощь нужна вам по неотложным показаниям.
6. Что делать, если я не смог записаться к врачу?
Проверьте, прикреплены ли вы к поликлинике, позвонив по круглосуточному телефону службы записи: +7 (495) 539-30-00. Вам нужно будет назвать номер полиса ОМС.
Убедитесь, что вы записываетесь к врачу первичного звена или к специалисту, к которому выдано направление.
Уточните, работает ли специалист, к которому вы хотите попасть на прием, в вашей поликлинике. Записаться самостоятельно к специалисту, работающему в медицинской организации, к которой вы не прикреплены, можно только после того, как вы получите соответствующее направление в своей поликлинике. Для этого вам не нужно открепляться от своей поликлиники.
7. Могу ли я поменять врача?
Да, вы можете поменять своего лечащего врача в поликлинике, стоматологической поликлинике, женской консультации с учетом согласия врача. Для этого нужно написать заявление в свободной форме на имя главного врача медицинской организации.
Когда не нужно платить за лечение и куда жаловаться, если требуют денег
В России есть понятие бесплатной медицины. Имеется в виду, что за некоторые услуги граждане ничего не должны платить из своего кошелька. Эти расходы на лечение оплачивает государство и страховые компании. Все это регулируется законами и программами, которые невозможно полностью изучить и понять обычному человеку. Поэтому иногда люди платят за то, что можно получить бесплатно, ждут дольше положенного или вообще не обращаются за помощью, хотя бюджет выделяет на это деньги.
Минздрав выпустил памятку, где собрал все важное, что людям нужно знать о лечении, деньгах и защите прав. Памятка хоть и меньше закона, но все равно большая и не очень понятная. И там не все, что желательно знать. Лет через десять они научатся говорить на человеческом, а пока что мы исполним обряд перевода.
Желтой плашки сегодня не будет
Прочитайте всю статью, чтобы быть в курсе своих прав. Как говорят, дьявол в деталях.
Какие виды медпомощи оказывают бесплатно
Россия гарантирует, что предоставит вам некоторые медицинские услуги бесплатно. На самом деле они не бесплатные, но за них платят не люди, а бюджет и фонд медицинского страхования.
Чтобы получить эти услуги, нужно иметь полис ОМС : он подтверждает, что вы застрахованы и государство выделяет деньги на ваше лечение. Иногда полис не нужен, а помощь все равно окажут всем и бесплатно.
По закону не нужно платить за такие виды помощи:
Никогда не нужно платить за экстренную помощь. Даже частная медицинская организация обязана оказать ее бесплатно и без полиса. Если есть угроза жизни, можно обратиться в любое медучреждение — платное или бесплатное, по месту прописки или в другом городе. За отказ спасти человека или если за такое требуют денег — уголовная ответственность.
Кому положены бесплатные лекарства
Кроме консультаций, лечения, диагностики, скринингов и операций в некоторых случаях положены бесплатные лекарства. Но лекарства выдают не вообще при любом обращении, а, например, только в стационаре, при вызове скорой или конкретных заболеваниях. Если обращаться за амбулаторным лечением, бесплатные лекарства положены при определенных диагнозах, некоторым категориям пациентов или их можно купить со скидкой 50%.
Сколько нужно ждать, пока вам помогут
По срочности медпомощь делится на три вида:
Для каждого вида — свои сроки ожидания. Максимальные сроки устанавливает не поликлиника и не конкретный врач, а закон. Если скорая при инфаркте едет три часа — это нарушение. А вот ждать, пока проведут томографию, можно и две недели — все по закону.
Сроки ожидания медпомощи
Сроки ожидания медпомощи
Когда нужно платить за лечение
Хотя медицина бесплатная, иногда за помощь и лечение нужно платить.
По желанию. Потому что за это не платит бюджет или хочется быстрее. Например, можно прийти в бесплатную поликлинику, попасть на прием к терапевту или эндокринологу за счет бюджета, а анализы сдать платно: чтобы в удобное время, а не в рабочий день.
Хочется лечиться платно. То есть ходить не к окулисту в свою поликлинику, а в продвинутый медцентр с лазерными технологиями. А зуб ребенку удалять не по талончику, а платно с анестезией, игрушками и под музыку.
Нужен сервис получше. Услуги за деньги могут быть не только медицинские. Например, после бесплатной операции или родов можно попросить платную палату.
Государство лечит не так. В законах есть порядок — как оказывать медицинскую помощь. При такой болезни лечат так, процедуры такие, материалы вот эти. Если пациент хочет получать медицинские услуги в другом порядке, ему могут предложить их платно. Например, талончик к эндокринологу нужно ждать две недели. Если заплатить, могут принять быстрее. Тут нет нарушения. Обход правил — за деньги.
Анонимное лечение. Чтобы государство оплатило прием, операцию или лекарства, нужно знать, кто за ними обратился. Больницы отчитываются по каждому человеку и его лечению. Если хочется сохранить личность в тайне от государства, можно заплатить. По ОМС получить анонимную помощь нельзя, но можно зашифровать персональные данные цифровым кодом.
Нет полиса или гражданства. Чтобы получать бесплатную помощь, нужно быть застрахованным. Полис могут выдать и без гражданства, но просто так прийти к терапевту в поликлинику проверять зрение нельзя. Без полиса бесплатно примут только в экстренных случаях. Полисы выдают даже безработным, детям и предпринимателям. За это не всегда приходится платить взносы, но сам документ нужно оформить.
Обращение в другую поликлинику или больницу. Каждый человек закреплен за каким-то медучреждением по прописке или по личному выбору. Выбирать можно не чаще раза в год. Но можно в любое время прийти в другую поликлинику или не к своему врачу — за деньги.
Что делать, если врачи навязывают платные услуги?
Предлагать платные услуги, материалы и обследования — это само по себе еще не нарушение. По закону можно предложить пациенту оплатить дорогой шовный материал, если с ним лучше заживает и его потом не нужно снимать. Бесплатно будут использовать российский, а за деньги — немецкий.
Но в таком случае пациенту должны дать весь расклад: он должен понимать, что бесплатно его все равно не оставят без швов и анестезии. Врач может предложить что-то получше, но не заставлять платить за сам факт лечения, если оно может быть бесплатным по закону. От предложения доплатить всегда можно отказаться.
Если врач именно навязывает услуги за деньги и намекает на плохое лечение или задержку обследований без доплаты, нужно жаловаться.
Куда жаловаться, если требуют денег?
Если в поликлинике или больнице с вас требуют денег за то, что должны делать бесплатно, пишите жалобы:
Если вы не захотели платить и вас из-за этого плохо лечили, не сделали нужные анализы или выписали раньше времени из больницы, жалуйтесь в Роспотребнадзор. Пациент государственной больницы — такой же потребитель услуг, как клиент парикмахерской, химчистки или языковой школы. Ваши права защищает закон. За плохое лечение с больницы можно потребовать компенсацию. Но сначала — написать претензию самой больнице, такой порядок.
Кто такие страховые представители и зачем они нужны?
Если у вас есть полис, вы застрахованы в конкретной страховой компании. Она получает за это деньги. А больницы и поликлиники получают деньги от нее.
Специально обученные люди должны следить, как лечат их клиентов, не нарушают ли их права и не требуют ли от них лишних денег. Если что-то непонятно по поводу лечения и платежей, можно позвонить в страховую и разобраться. Иногда представители страховых компаний сидят прямо в поликлиниках.
Вот какие проблемы поможет решить страховой представитель:
Телефон страховой компании указан на полисе. В любой непонятной ситуации звоните туда. Можно прямо из кабинета врача.
Запись к врачу на Госуслугах
Как мы записывались к врачу раньше? Бежали с самого утра, часам к 7, в поликлинику, где уже наблюдалась толпа народа. Стояли в очереди на заветный талончик несколько часов, а потом и вовсе могло отказаться, что запись к нужному врачу окончена. Благо, что все это в прошлом. Сейчас записаться к врачу можно через Госулуги или специальный портал К врачу.
Запись к врачу на Госуслугах доступна всем авторизованным на портале пользователям. Причем можно записать как себя, так и другого человека, например, своего ребенка. Параллельно работает портал К врачу, которым пользоваться даже проще. На Бробанк.ру рассмотрим оба варианта записи.
Как записаться к врачу через Госуслуги
Стандартный способ получения “бирочки” к врачу через регистратуру никуда не делся. Вы все также можете прийти в нужную поликлинику и получить талончик на запись. Но можно сделать все гораздо проще — записаться к врачу на Госуслугах, то есть не выходя из дома.
Со своего аккаунта вы можете записать на прием кого угодно. Например, своего пожилого родственника или ребенка — это удобно. Но обратите внимание, что электронные бирки также имеют свойства заканчиваться. Поэтому не факт, что вы сможете сразу записаться к нужному специалисту — здесь все так же, как и в обычной регистратуре.
Записываемся через Госуслуги к врачу:
Авторизоваться на портале и найти страницу требуемой услуги. Можете воспользоваться поиском, страница называется “Запись на прием к врачу”. Открываете, знакомитесь с информацией и нажимаете кнопку “Записаться”:
Указать регион и кто записывается на прием. Если сам авторизованный пользователь, его данные уже будут внесены (могут попросить только ввести номер полиса ОМС). Если записываете другого человека, следует ввести его данные и нажать “Далее”:
Откроется карта с поликлиниками. Здесь будут отражаться все доступные для записи медицинские учреждения в регионе проживания заявителя. Нужно увеличивать карту, выбрать нужную больницу:
Выбираете нужную вам больницу. По ней сразу появляется информация с указанием контактных данных. Нажимаете кнопку “Выбрать”:
Далее система попросит указать, какой именно врач вам нужен. Выйдет перечень специалистов, актуальных для данной поликлиники. После выбора специалиста выходит перечень самих врачей, находите нужного:
Откроется график работы врача с указанием дней и времени, на которые есть свободная запись:
Выбираете удобное время, появляется окошко подтверждения записи. Подтверждаете действие:
Вот и все, запись к врачу через Госуслуги выполнена. В обозначенное время вас или того, кого вы записали, будет ждать специалист.
В примере выше мы рассмотрели запись к простому терапевту, с которой обычно проблем не возникает. Но если речь идет о каком-то узком специалисте, записи может просто не быть. Например, если выбрать в этой же поликлинике врача-кардиолога, выходит информация, что свободной записи нет.
Бирочку нужно ловить или вставать в очередь на запись в поликлинике (если это возможно). В крайнем случае посетите терапевта: если узкий специалист вам действительно нужен, вам могут дать свободную бирку, которые всегда больница оставляет за собой на крайний случай.
Если ситуация серьезная, не стоит ждать записи и вылавливать ее. Обращайтесь в неотложку (позвоните в регистратуру) или вызывайте скорую по номеру 103.
Необходимо прикрепление к поликлинике
В процессе записи к врачу в личном кабинете на Госуслугах появится вопрос о прикреплении. Если прикрепления к нужной больнице нет, система укажет на необходимость проведения этой процедуры. Обычно прикрепление отсутствует, если человек переехал в другой район, город или даже регион.
Сейчас поликлиники объединяются, у прикрепленных пациентов появляется расширенный выбор врачей. Например, если речь об объединении трех больниц, прикрепленный гражданин может записаться к специалисту в любой из них — это удобно.
Запись через портал «К врачу»
Вы можете сделать запись на прием к врачу на Госуслугах или воспользоваться специализированным порталом К врачу. Последний вариант для многих даже более удобен.
Пользователь проходит регистрацию на портале К врачу и после может прикрепить к личному кабинету других пациентов, обычно речь идет о семье. Создается картотека, по каждому гражданину указываются поликлиники, к которым он прикреплен, участковые врачи, можно посмотреть все прошедшие и будущие записи, увидеть информацию о врачах и пр.
Запись к врачу через Госуслуги лучше заменить на регистрацию на портале К врачу. Это более удобный и информативный сервис. Для регистрации клиент вводит свои данные, полис ОМС, после проверки появляется аккаунт с указанием прикреплений и участкового врача.
Как записаться к врачу:
Регистрация и проверка проводится один раз, после можно прикреплять других граждан и полноценно пользоваться порталом. Для записи заходите в картотеку и выбираете того, кого будете записывать на прием:
После нажатия на кнопку “Записать к врачу” система откроет страницу со специалистами, к которым можно записаться по месту прикрепления. Если интересуют другие врачи и учреждения, например, в данном случае — стоматолог, убираем галочку из поля “Только специалисты прикрепления” и нужный врач станет активным:
Выбираете нужного специалиста. Например, если выбрать терапевта, сразу откроется перечень со всеми специалистами по месту прикрепления, участковый будет первым в списке.
Выбираете специалиста (по каждому врачу можно посмотреть информацию, оценки пациентов). Кликаете на имя, выходит лист записи. Свободные бирки обозначены зелено-голубым цветом, можете занимать любую и подтверждать запись.
Если специалист узкий, то свободной записи может и не быть. Многим приходится буквально вылавливать бирки к нужному врачу. Новые бирки выкладываются в определенное время (у каждого региона оно свое), можете узнать его и тоже пытаться поймать запись.
Если вы запишитесь не по месту прикрепления, вам могут позвонить (и еще хорошо, если позвонят) и сказать, что прием для вас будет невозможен. Направление в другую поликлинику может выдать только терапевт, при самостоятельной инициативе в приеме обычно отказывают.
Как отменить запись
Если бирочка оказалась вам не нужна, стоит проявить человечность и отказаться от нее — возможно, она очень нужна другому человеку. Если вы использовали для записи к врачу портал Госуслуг, зайдите в свой личный кабинет, найдите это талончик, откройте его и нажмите “Отменить”.
Если запись делалась на портале К врачу, нужно зайти в картотеку, выбрать пациента, откроется его карточка с перечнем текущих услуг. Находите там врача, открываете карту его записи, ваша бирка будет выделена. Кликаете на нее и отменяете запись.
Запись на прием к врачу через Госуслуги или портал К врачу облегчила жизнь и самим пациентам, и работникам регистратур. Так что, регистрируйтесь на сервисах и пользуйтесь ими. Благо, что они бесплатные.
Заставляют платить в поликлинике
Врач назначил мне УЗИ молочных желез, но талонов нет. Когда будут — неизвестно. Сказали, сделать можно только платно. Это вообще законно? Мне платить?
Позвонила в страховую — они обещали разобраться и перезвонить, но молчат уже неделю. У меня мало времени, чтобы ходить по инстанциям и добиваться справедливости, поэтому проще заплатить.
Как посоветуете себя вести в таких ситуациях?
Платить не нужно. В подобных ситуациях не спорьте с врачами и сотрудниками регистратуры, а сразу звоните в страховую компанию и пишите главврачу.
Как по закону
Платить придется, когда назначенное исследование не входит в программу госгарантий или когда вы не можете ждать указанный срок.
Вы не указали, в каком городе живете, но разберем на примере моего региона. По программе госгарантий Омской области ультразвуковое исследование должны делать бесплатно и максимум через 14 дней. УЗИ молочных желез не исключение.
Если у поликлиники нет нужного оборудования, специалиста или, как в вашем случае, талонов, она направляет вас в другую поликлинику, где могут сделать исследование в срок. Бывает, что талонов нет именно сегодня, а на днях будут, тогда вас поставят в лист ожидания и позвонят, когда талон появится.
Если не могут сделать исследование сами — направят в другую поликлинику
Что делать вам
Вам нужно сделать три вещи:
Врачи знают об этом, поэтому направление дают не всегда. Это тоже нарушение: формально это значит, что врач вас осмотрел и решил, что при таких жалобах УЗИ делать не требуется. Если на самом деле ультразвуковое исследование нужно, получается, что доктор некомпетентен. Тогда у вас появляется повод проверить его квалификацию и сделать экспертизу качества медицинской помощи. Ее делают независимые врачи-эксперты за счет страховой компании.
Поэтому на приеме сразу просите направление и требуйте объяснить, почему не дают. Спорить не обязательно, просто запомните ответ. Бывает, что врач дает записку без печатей, но с названием исследования и адресом, где его сделают за деньги. Сохраняйте хотя бы эту бумажку.
Страховая медицинская компания. Звонить в свою страховую компанию можно прямо на приеме у врача.
Часто страховая сама решает проблему: пациенту перезванивают и говорят, куда и когда подойти за талоном. Однако в вашем случае страховая не отреагировала.
Так тоже бывает, но консультацию страховщики дать обязаны, и этого будет достаточно. Главное — узнать у них, попадает ли исследование в территориальную программу, какой срок ожидания, и записать соответствующий раздел и пункт. Например, в территориальной программе Омской области про ультразвуковые исследования сказано в разделе 3, пункт 20.3.
Позвоните в страховую компанию еще раз. Это быстрее, чем вычитывать документ самостоятельно. Заодно напомните, что они проигнорировали первое обращение. Узнайте, входит ли исследование в программу госгарантий и какой максимальный срок ожидания.
Главврач. Теперь пишите главврачу. Форма заявления свободная. Опишите, что произошло, приложите копию направления, если его дали, или укажите, почему отказали. В конце потребуйте сделать вам УЗИ в течение установленного срока. Сошлитесь на соответствующий раздел и пункт программы госгарантий. Укажите также срок, который даете главврачу на ответ: он не может быть больше максимального срока ожидания из территориальной программы. Если на ультразвуковое исследование отводится 14 дней, главврач должен отреагировать раньше. С текстом вам тоже помогут в страховой.
Пример жалобы, когда не было талонов на УЗИDOCX, 13 КБ
Пример жалобы, когда не было талонов к гастроэнтерологуDOCX, 14 КБ
Жалобу в двух экземплярах отнесите в приемную и зарегистрируйте — себе заберете один экземпляр со штампиком секретаря. Все это можно сделать за один визит, как только вам отказали в бесплатной медицинской помощи. Я теперь всегда хожу в поликлинику с двумя чистыми листами А4.
В нашем регионе в каждой поликлинике на стендах указаны сотовые телефоны главврачей. Когда мне не давали талон, я сначала звонил им, но результата не получал: обычно они просто не берут трубку.
И что дальше?
Я два раза писал главврачам в разных поликлиниках. Оба раза вопрос решался одинаково: перезванивал заместитель и предлагал подойти за талоном. Откуда они вдруг появлялись, если их «ну вообще не бывает», я не уточнял.
Страховой представитель из моей СМК рассказала, что в большинстве случаев заявление главврачу полностью решает проблему. Исключения бывают, когда нарушения со стороны поликлиники нет.
Если все-таки главврач не поможет, у вас два варианта:
В вашей ситуации рано загадывать так далеко. Напомните страховой компании о себе, напишите главврачу, а дальше действуйте по результату.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Что закон говорит о врачах
Врачи дают клятву лечить и заботиться о пациентах, но иногда что-то идет не так.
У меня, моих друзей и даже у мамы есть много неприятных историй, связанных с посещением врачей. И это несмотря на то, что она сама медик.
Давайте разбираться, что про медицинские услуги говорит закон. Что могут пациенты и как обязаны себя вести врачи. Смотрим на юридическую и человеческую сторону вопроса.
Мне часто хамят врачи. Это нормально?
Самая распространенная претензия посетителей государственных больниц — некорректное обращение с пациентами. Это может быть безучастность врача или вызывающее поведение.
Каждый сам определяет, как к этому относиться, но все врачи клянутся заботиться о пациентах. Эта клятва включена в федеральный закон. Поэтому «внимательно и заботливо относиться к пациентам» не просто красивая фраза, а обязанность по закону. Врач — профессия, которая требует от медиков не только быть профессионалами, но и обладать моральной устойчивостью при оказании медицинской помощи.
Если уровень некорректности врача зашкалил, можно обратиться с жалобой к главному врачу больницы. На письменную жалобу вам должны ответить в течение 30 дней. В жалобе необходимо конкретно сформулировать свои пожелания. Например, чтобы врач принес личные извинения или чтобы ему сделали выговор. Если врач часто хамит, его могут уволить.
Еще можно пожаловаться в территориальный отдел Росздравнадзора. Он контролирует деятельность медучреждений в регионе. Это можно сделать лично или через интернет-приемную.
Можно обратиться напрямую в Министерство здравоохранения письменно или через сайт. В инструкции рассмотрения обращений граждан в Минздрав можно посмотреть перечень вопросов, которые он рассматривает.
Приказ Минздрава «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Минздраве РФ»
Это, например, возбуждение дела об административном правонарушении. Врач, как и любой другой человек, не имеет права переходить на личности и оскорблять пациентов. Наказание за это — штраф от одной до трех тысяч рублей.
А если врач считает, что я хамлю?
Врач обязан оказывать медицинскую помощь в любой ситуации. Их обязывает к этому клятва и уголовный кодекс. За неоказание помощи врач может не только заплатить штраф, но и получить до 4 лет лишения свободы. Это серьезная ответственность. Поэтому, если вам нужна медицинская помощь, а врач отказывается ее оказывать, потому что вы с ним грубо разговариваете, — это серьезное нарушение с его стороны.
Но если вы хамите, когда медицинская помощь вам не нужна, поведение мешает работе врачей и нарушает общественный порядок, то уже вас могут привлечь к административной ответственности за оскорбления. Медперсонал может вызвать полицию, чтобы вас вывели из поликлиники.
За оскорбление вам грозит административный штраф до 3 тысяч рублей и компенсация морального вреда. За нарушение общественного порядка — привлечение к уголовной ответственности за хулиганство.
Например, в судебной практике был случай, когда недовольная пациентка оскорбила терапевта на улице в присутствии прохожих. За это ей пришлось заплатить 1000 рублей штрафа и 1000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
Мне не нравится поликлиника по прописке. Почему я обязан туда ходить?
Не обязаны. Вы можете поменять поликлинику и прикрепиться к другой. Но сделать это можно не чаще одного раза в год, если только вы не сменили место жительства.
Чтобы прикрепиться к другой поликлинике, посмотрите номер телефона своей страховой — он указан на полисе — и уточните у них порядок, как это сделать.
Когда я получала дубликаты полисов для своих детей и меняла им поликлинику, мне удалось сделать это прямо в новой поликлинике. Для этого я подошла к представителю страховой компании и оформила у него нужные бумаги.
На сайте госуслуг можно узнать, к какой поликлинике вы прикреплены.
Мне не отдают мою медкарту. Это законно?
Не совсем. Вы не только вправе знать, что с вами, но и можете знакомиться с любыми документами, которые касаются вашего здоровья. Для этого нужно составить письменный запрос на имя главного врача.
В запросе должны быть ваши паспортные данные, место жительства и период оказания медицинской помощи. Еще нужно указать почтовый адрес для письменного ответа и номер телефона. Срок рассмотрения запроса — до 30 дней.
Вы можете получить заверенные копии медицинских документов или выписки из них. На практике с этим часто возникают сложности: в регистратуре вам могут отказать, потому что у них нет времени копировать документы. Я в этом случае договариваюсь сделать копии самостоятельно, которые после заверяю у заведующего.
Закон предусматривает ваше право направить запрос по электронной почте, а документы получить в электронном виде. Однако на практике это пока не работает.
Но без запроса врачи ведь никогда никому ничего не рассказывают, да?
Верно. Сведения о вашем здоровье конфиденциальны.
Врачебная тайна включает в себя факт обращения в больницу, все процедуры, состояние вашего здоровья и диагноз. Разглашать эти сведения можно только с вашего письменного согласия.
Есть и исключения, когда врачебная тайна может быть раскрыта без вашего согласия. Такое бывает крайне редко. Например, по запросу суда или при угрозе распространения инфекций.
За нарушение врачебной тайны врача могут не только уволить, но и привлечь к административной ответственности в виде штрафа до 5 тысяч рублей и к уголовной ответственности, вплоть до лишения свободы.
Что делать, если врач не хочет меня лечить, потому что перегружен?
Лечащего врача назначает руководитель больницы — главный врач или выбираете вы лично. Но врач вправе не согласиться наблюдать вас или отказаться от вас как пациента.
Для этого он просто может написать заявление на имя своего руководителя. Причины указывать не обязательно.
То есть ответ на вопрос — искать другого врача.
Что делать, если врач мне не нравится?
Вы можете отказаться от лечащего врача. Для этого нужно написать заявление с указанием причины на имя руководителя поликлиники или больницы.
Главврач обязан помочь вам в выборе другого лечащего врача — предоставить перечень специалистов, которые есть в его распоряжении. Здесь есть нюанс. Если вы отказались от одного врача и выбрали другого, попадете вы к нему, только если он не возражает.
По закону вы вправе по своему желанию выбрать врача. Это можно сделать один раз в год также с помощью заявления главврачу. Выбрать можно врача-терапевта, участкового врача-терапевта, врача-педиатра, участкового врача-педиатра, семейного врача или фельдшера.
Недавно в кабинет во время приема зашел другой врач пообщаться. Это нормально?
Нет, это ненормально, потому что существует врачебная тайна.
Никто не может заходить во время приема в кабинет. Там можете быть только вы, ваш представитель, врач и его ассистент при необходимости.
Факт посещения врача и того, что происходит на приеме, является тайной. Врач обязан соблюдать конфиденциальность и несет ответственность за утечку информации. Поэтому он обязан выгнать непрошеного гостя.
Даже если вам скажут, что сведения о вашем здоровье нужно передать другим врачам, вы должны дать на это письменное согласие. По закону интересы пациента при оказании медицинской помощи всегда в приоритете.
Я совершеннолетний, но хочу пойти в поликлинику с другом или мамой. Так можно?
Можно. Такое право вам дает закон.
Скорее всего, вам не откажут в просьбе присутствия рядом близкого человека, но юридический статус присутствующий автоматически не получит. Вы можете выписать близкому человеку нотариальную доверенность на представление ваших интересов в медицинской организации.
По такой доверенности представитель сможет узнать ваш диагноз, лечение, запросить медицинские документы, присутствовать на приеме и даже принимать за вас решение о медицинском вмешательстве, если по каким-то причинам вы не сможете это сделать. Объем того, что вы готовы доверить, вы определяете сами.
А вот при рождении ребенка у отца или другого члена семьи есть законное право находиться рядом с женщиной. Исключением может быть только хирургическое вмешательство в процесс родов, отсутствие в роддоме отдельных залов или инфекционные заболевания у отца или члена семьи. Дополнительно платить за присутствие на родах не надо.
Такое же право находиться рядом с ребенком есть у одного из родителей или другого члена семьи при лечении в стационаре. Возраст ребенка значения не имеет.
Обычно я не доволен лечением. Я могу лечиться по бабушкиным рецептам?
У вас может быть своя точка зрения на лечебный процесс. Но по закону народная медицина не входит в программу оказания гражданам медицинской помощи. А еще, если вы находитесь на лечении, вы обязаны соблюдать режим лечения.
На практике, если вы нашли свое лечение неправильным, отказываетесь его проходить и требуете чего-то другого, вам предложат подписать письменный отказ от медицинского вмешательства и отпустят. С этого момента ответственность за ваше здоровье на вас.
Но если вашей жизни угрожает опасность, спрашивать согласия никто не будет. В некоторых других случаях согласие на медицинское вмешательство тоже не требуется. Например, если есть инфекционные риски для окружающих.
Иногда бывают и врачебные ошибки. Например, в постановке диагноза или назначенном лечении. В 2017 году пациентке удалось доказать в суде первой инстанции, что врачи ошиблись при постановке диагноза, и взыскать с больницы деньги на расходы, компенсацию морального вреда в 200 тысяч рублей и штраф 103 тысячи рублей за невыполнение требований потребителя. Сейчас этим делом занимается кассационная инстанция.
Свекровь говорит, что я могу отказаться от всех прививок ребенку. Это правда?
Правда. Родители вправе самостоятельно решать, делать своему ребенку прививки или нет. Закон дважды уточнил это право, чтобы не возникало сомнений.
п. 1 ст. 5 ФЗ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
Моральный аспект повторных всплесков инфекционных болезней, которые человечество победило много десятилетий назад, оставим для комментариев. По факту закон разрешает вашему ребенку заболеть дифтеритом или полиомиелитом, если вы так хотите.
Где еще почитать, что я могу как пациент?
В статье 41 Конституции РФ закреплены наши права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
Главный закон о здоровье — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В нем прописаны права и обязанности людей, медицинских работников и организаций. Индивидуальные предприниматели, которые занимаются медицинской деятельностью, тоже подпадают под действие этого закона. А для граждан этот закон предусматривает наличие представителя, на которого также частично распространяются его статьи.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет наше право на отсутствие вредных условий жизни и работы и право на возмещение причиненного вреда. Закон говорит, что мы обязаны выполнять требования санитарного законодательства, заботиться о своем здоровье и учить этому детей.
Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», или закон о прививках, рассказывает о том, что и как должно делаться для профилактики инфекций, дает определения вакцине, календарю прививок и поствакцинальным осложнениям.
Запомнить
А вы никогда не задумывались о том, что в последнее время вся работа врачей (любых специальностей) в госучреждениях сводится к заполнению всяких бумажек, правильному (с точки зрения страховых компаний) оформлению истории болезни или амбулаторной карты и прочих бумажных дел. С введением в практику врача электронного документооборота ситуация кардинально не изменилась, а в некоторых местах стало еще хуже. Потому что все электронные записи врачи обязаны (вроде как по закону) дублировать и в истории болезни и в амбулаторной карте в письменном виде.
Получается что время на амбулаторный прием у врача или на осмотр и проведение манипуляции в стационаре резко уменьшается! Когда врачам лечить то людей!
Считаю что в этом одна из многих проблем современной медицины. А не в том что и кто кому обязан сделать и сказать!
А во многих спорных или конфликтных ситуациях медицинские работники остаются без юридической помощи. Не так уж много у нас всяких там организаций или правильных хороших профсоюзов, кто бы действительно грамотно отстаивал права медицинских работников. Руководство любого ЛПУ как правило заинтересовано в том чтобы наказать сотрудника (не особо разбираясь в причинах конфликта).
Денис, про штрафы и наказания врачей особо не офишируется-это не популярная тема. И потом, они уже итак наказаны низкими зарплатами. отношением правительства и граждан.
Денис, если погибнут дети, то, естественно, никому ничего не будет. А вот если врач неправильно оформит бумажки, тогда накажут по всей строгости. То же самое, если на него будет жалоба, затрагивающая лично врача, но не бросающая тень на медучреждение (например, нахамство).
Владимир, сейчас вот сделали так, что врачи забивают все в компьютер, а потом просто распечатывают готовое заключение и вклеивают в карту. И никакой двойной писанины и всегда легко прочитать, что напечатано. В отличии от непонятного подчерка врачей. )))
Спасибо за статью. Теперь с вас статья о правах врачей.
Вот вы говорите про врачебную тайну, что другие врачи не имеют права без согласия пациента присутствовать на приеме и там все покрыто тайной. Но ведь есть мед. карточка, в которой ВСЕ врачи обязаны фиксировать факт приема, жалобу, проведённые обследования и их результаты, диагноз и назначения. И никто ни одному врачу не может помешать полистать карточку назад и почитать когда, кем и что было проведено. Более того, такой экскурс в историю может помочь в постановке диагноза по текущей проблеме. Как в данном случае действует закон о врачебной тайне?
Alex, простите, конечно, какие болезни вы собираетесь скрывать от врача?
Именно такие люди потом и идут судится. Сначала умолчал у, допустим, лора, что есть заболевание печени, тот назначил антибиотики, которые при этом противопоказаны, пациент получил осложнение.
Alex, да, а кроме того, есть констллиумы, совместные обходы в стационаре, истроии болезни в архивн с доступом для студентов, аспирантов и тд
Алиса, если еще время есть до операции, подождите оперировать. Есть более щадящие и помогающие способы решения вашей проблемы. Свяжитесь со мной
Лена, у меня похожая ситуация.Может мне подскажите,что нибудь?Как с вами связаться?Лечусь,а толку маловато,да и диагноз точный не ставят,перечислили все и все на этом.
Из Кремля трындят, что медицина на уровне и прощает огромные долги другим странам, вместо социальных проектов. Пошли бы в Верхнесалдинскую ЦГБ, где всем насрать на людей, сидят надменные дилетанты с синдромом Бога, как и по всей стране. На любой недуг травят антибиотиками, едешь в соседний Тагил, там хамло попадается нередко. Да ладно бы лечили, 5 месяцев герпесную инфекцию не могли определить пока умирать не начал. За всю жизнь 3 раза обращался и 3 раза запускали так, что в обл.центре осложнения лечили потом. В Екатеринбурге любой врач скажет, что в Верхней Салде некопметентные врачи сидят. А сколько таких городов еще? Я уже молчу про оснащение и состояние зданий ЦГБ.
В законе очень плохо прописана обязанность врача давать отказы в письменном виде. Мне ещё ни единого разу не удалось заставить ни одного медика изложить в письменной форме то, что он сказал в устной. >.
По факту закон разрешает вашему ребенку заболеть дифтеритом или полиомиелитом, если вы так хотите.
Вспоминаю районные поликлиники лет 10-15 назад с ужасом. Толпы людей, все ругаются, кто за кем в очереди разобраться невозможно, к нужному врачу не записаться, некоторые врачи, да и пациенты тоже, хамят, мед. карты постоянно теряли. Старалась вообще в поликлинику из-за этого не обращаться. Один раз пришлось отправлять обращение в интернет-приемную Минздрава. По моему обращению со мной связался главврач поликлиники, и все проблемы мы благополучно решили. Сейчас всё сильно изменилось. Остались, конечно, кое-какие моменты, которые нужно исправить и оптимизировать. Пару лет назад увидела, как врач, выйдя из кабинета, начал обсуждать с пациенткой ее диагноз прямо в коридоре при других пациентах. Пациентка была явно смущена, но на вопросы врача отвечала. Я, конечно была в шоке. Да, по-прежнему у врачей остается много писанины. Не везде, к сожалению, оптимизирован процесс записи к врачам. Но в общем и целом, в последние годы лечение и обследование в районной поликлинике и больнице меня полностью устраивает, всю необходимую помощь я получила.
Мариночка ***, Это Вы в Москве в «Мониках» не были.
Тут люди просто умирают, а врачи в отпусках расслабляются, и ничего не делают!
Автор, ТЖ, напишите, пожалуйста, про права родителей при нахождении ребенка в стационаре (посещения, совместное пребывание и т.д.) Была хорошая тема на легендарном форуме РМС, но законодательство с тех пор поменялось ((
Без документов не хотят принимать по скорой, в трамвмпункте
Подскажите пожалуйста что делать если врачи скрывают что с ребенком новорожденным и не чего не говорят?
Михаил, в свое время мне тоже ничего не говорили про младенца моего. Сделала 2 шага. 1. Уговорила главврача когда было ее дежурство ночью рассказать и показать
Подскажите, что делать! Карта моего ребёнка всегда хранилась у меня. В ней много платных приемов. Я все туда подклеивала. 4 года назад пришли в другую поликлинику. В мае этого года при выписывании больничного карту забрали. Я ходила к главврачу и просила отдать мне карту на руки так как мы посещаем другие поликлиники платные. Он отказал, слегка поругались. Я решила попозже забрать карту из регистратуры, но как то руки не доходили. Спустя 4 месяца ребёнок заболел и мы обратились к педиатру. Карту в регистратуре не нашли, спустя полчаса поисков выяснилось, что карта у главврача. Её передали напрямую педиатру, но на приёме она мне её не отдала, как остальным. Сказала, что ей её дали под личную ответственность и она должна её вернуть главврачу. Она сама была удивлена. Я так поняла он обозлился на меня и решил вообще чтоб я к ней не прикасалась! Законно ли это? Как мне какому забрать? По закону при первом посещении мне должны были завести карту, но не завели, а пользуются моей. Я считаю если они и имеют право на карту, то только на информацию в ней за последние 4 года. Я права?
После операции на позвоночнике, пошли осложнения. Стала ходить по врачам, пытаясь найти причину. Говорю, что беспокоит озноб и тошнота. А врачи в истории или выписке пишут, боль в пояснице. Это подстраховка, в случаи неоказанной помощи?
Почему когда я обращаюсь к терапевту с недугом, я у него должна выпрашивать продиагностировать меня и направить к специалисту?! Но зачастую просто отсылают домой, делать зарядку.
В течении 6 месяцев постоянные боли в желудке.
На протяжении 4 месяцев жжение внешней стороны бёдра.
А в в перинатальном центре по части гинекологии, можно ли отказаться от допуска студентов-медиков для проведения каких-либо манипуляций? Т.е. настоять на том, чтобы только врач делал все манипуляции, а не студенты?
Находится на операции в стирильных плавках и топе (женщины), в ситуации, года операции не проводятся в области промежности и груди
Здравствуйте может ли врач меня не принять без записи регистратуре
У меня мать из за боли в ноге не может ходить. Но врач отказался приезжать, сказав «а зачем мне ехать на тебя посмотреть?» При этом не хотят ложить в больницу, для осмотра и процедур. Ссылаясь на то что страховые службы не дают разрешение ложить больных. Кое как добились того что бы сделали общие анализы, врач ничего не обнаружил и сказал что мать претворяется, и у нее ничего не болит. Дали направление на МРТ в соседний город, при этом как ее транспортировать непонятно, давать скорую не хотят. И что делать не понятно. При этом на МРТ как всегда очереди, и записали только через неделю, при том что матери все хуже и хуже.
Что делать больному, если врач боится делать ему операцию? Боится, что больной умрёт и врача посадят за это в тюрьму. Что делать больному?