что можно определить с помощью техники семейной скульптуры

Что можно определить с помощью техники семейной скульптуры

что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть фото что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть картинку что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Картинка про что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Фото что можно определить с помощью техники семейной скульптурыТЕХНИКА Вирджинии Сатир «Скульптура семьи».

МЕТАФОРА БЛИЗОСТИ
Техника «Скульптура семьи» представляет собой метафорическое отражение позиций членов семьи по отношению друг к другу, а также дистанции между ними и динамики их взаимоотношений.
Она весьма популярна среди российских психологов и сегодня используется в практике семейного консультирования в различных модификациях («хореография семьи», «работа с куклами» и др.).
Применяя эту технику (последователи Сатир нередко называют ее «расстановкой семьи»), необходимо физически поместить каждого из членов семьи на подобающее ему место в живой скульптуре, так чтобы другие могли его видеть.
Место каждого соответствует выполняемой им в семье роли. Пространство служит метафорой близости или отдаленности, символически отображая границы системы.
А еще «Скульптура семьи» очень похожа на психодраму. То же центральное понятие «роль», то же внимание к пространственно-временному конструкту.
И это не случайность, а благотворная преемственность: одним из психотерапевтических учителей Сатир был создатель психодрамы Якоб Морено.
После всех необходимых предварительных пояснений опишем саму психотехнику.
Для ее проведения вполне достаточно трех-четырех человек. Если на консультации присутствуют не все члены семьи, то для «замены» отсутствующих вполне можно использовать любые подручные средства (от мебели в вашем кабинете до игрушек).
«Расстановку» членов семьи может делать сам психолог, но более эффективен вариант, когда в активной позиции «скульптора» выступают сами члены семьи. Важно, чтобы каждый побывал в роли скульптора.
Если вы применяете технику в процессе семейной консультации, то место того члена семьи, который в данный момент является «скульптором», не должно оставаться пустым. Его на время занимает сам консультант.
Инструктируя скульптора, консультант предлагает ему создать свой вариант семейной скульптуры, обращаясь с членами семьи так, как будто они сделаны из глины или пластилина.
В процессе работы скульптор «выводит изнутри наружу» свой взгляд на семью, материализует свои представления о каждом из родственников и об отношениях с ним (близость или отдаленность по горизонтали и вертикали).
Для этого он ставит каждого в такую позицию, которая, по мнению создателя скульптуры, лучше всего характеризует роль этого человека в семье и типичную для него модель поведения.
Когда каждый создаст свою «реальную» семейную скульптуру, отражающую семейную ситуацию «здесь и сейчас», можно предложить создать скульптуру «своей идеальной семьи» (семьи, какой мы хотим, чтобы она была).
Как правило, консультант активно участвует в этом процессе: он может предлагать свои варианты «измененной семьи» и инструктировать участников по ходу дела, может задавать вопросы или комментировать происходящее (но не слишком жестко). И конечно, именно он организует обсуждение каждой из скульптур.

КРУГИ ПО ВОДЕ
Обсуждение — процесс групповой рефлексии — очень важный и ответственный этап при работе с техникой «Скульптура семьи».
Помните восточную мудрость: «Кидая камни в воду, внимательно смотри на круги, расходящиеся по воде. Иначе бросание камней превращается в бесполезное занятие». Это именно о рефлексии после завершения той или иной работы.
На этом этапе важно обсудить не только всю скульптуру в целом, но и ее отдельные части.
Вот примерные вопросы, которые может задать консультант при обсуждении.
Каждому из персонажей
— Как вы себя чувствуете на этом месте?
— Знали ли вы раньше, что «скульптор» воспринимает вас именно так, как он это изобразил?
Всей семье
— Удивила ли вас данная скульптура?
— Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в этой скульптуре?
— Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?
Последний вопрос можно задать не только всей семье, но и самому скульптору.
Кроме этого, можно попросить скульптора дать название своему творению. Или придумать фразы-послания, которые лучше всего характеризуют позицию и поведение каждого из членов семьи, и таким образом «озвучить» скульптуру.
При этом членам семьи предлагается демонстрировать свои эмоции, несколько преувеличивая их (например, не просто улыбаться, а «улыбаться до ушей» или преувеличенно хмуро смотреть друг на друга).
После того как каждый член семьи побывал скульптором, свое видение семьи может воплотить в «скульптуру» сам консультант.

КТО НА ПЬЕДЕСТАЛЕ?
Работая с техникой «Скульптура семьи», каждый раз поражаешься меткости возникающих под руками скульпторов картин.
Порой одного из членов семьи ставят спиной ко всем остальным: он недоступен для близких, «ничего не видит, ничего не слышит». Или, наоборот, кто-то из домочадцев предстает с умоляюще протянутыми руками, но на большом расстоянии.
Если в семье все подчинено интересам одного, он может оказаться на пьедестале, у подножия которого стоят все остальные и смотрят на него с раболепием в глазах и заломленными руками. Такая скульптура отражает ситуацию, когда у одного из родителей слишком жестокий характер или важная работа, заставляющая других подлаживать под него свое расписание, интересы.
Порой на пьедестал воздвигается ребенок — кумир и гордость семьи. Кто-то из участников может быть поставлен на колени, и родственники будут презрительно указывать на него пальцем.
Скульптура может быть не только статичной, но и динамичной. К примеру, если цель консультанта — показать матери, что она излишне потворствует своему капризному отпрыску, можно попросить ребенка взять маму за руку и беспрерывно дергать ее, прыгать, запутываться между ней и отцом или другими детьми, пока неудобство не заставит мать (или кого-то другого) остановить этот процесс.
Движение в скульптуре может перемещаться с одного человека на другого: так, ребенок, выполняющий в дисфункциональной семье роль посредника-спасителя, может постоянно перебегать от отца к маме, символизируя собой «телефонный шнур», — связь, не позволяющую этим взрослым окончательно распасться.
Известно, что важным компонентом семейного благополучия является четкость семейных границ. Скульптура дает возможность увидеть эти границы и их нарушение. Скажем, работая с семьей, границы которой размыты, вполне возможно ввести в композицию воображаемую фигуру бабушки (которая через маму или папу управляет семьей) или предмет, символизирующий работу, дачу или даже телевизор.
В скульптуре явно находит свое отражение то, насколько глубок контакт между участниками, все ли включены во взаимодействие. Так же легко можно отследить конгруэнтность или неконгруэнтность людей в отведенной им роли, выявить, на чем фокусирует свое внимание тот или иной член семьи, а что он упускает в своем восприятии ситуации.
Выраженный в символической форме взгляд каждого из клиентов позволяет всем остальным по-новому осознать семейную ситуацию и свою роль в ней, а значит — выйти на новый уровень осмысления и, возможно, принять решение о преобразовании семейной ситуации.

ЧЕГО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ?
Применяя технику «Скульптура семьи», можно выявить не только актуальное состояние семьи, но и образ желаемого будущего («Как бы вы хотели, чтобы это выглядело?», «Что нужно изменить в скульптуре, чтобы это вас больше удовлетворяло?»). Такой прием формирует у каждого представление о том, какой семья должна быть.
Иногда при построении «идеальной» скульптуры сразу всплывают ограничивающие убеждения одного или нескольких участников («Такого никогда уже не будет!», «Он не захочет подойти к нам ближе»).
Бывает и так, что портрет, отражающий желаемое состояние для всех членов семьи, у каждого скульптора получается очень похожим: например, все, символизируя общую гармонию и близость, стоят близко друг к другу и держатся за руки. Это позволяет нам отлично проиллюстрировать отделение намерений от поведения: как бы различны ни были позиции в актуальном состоянии, все они стремятся к одной общей позитивной цели — сблизиться, но стремятся различными поведенческими путями. Это объединяет семью, делает очевидной необходимость совместных усилий.
При использовании данной техники в групповой работе надо предложить клиенту подробно описать особенности своей семьи и ее основную проблему и выбрать «на роль себя» одного из членов группы.
Не забудьте одно важное обстоятельство: выбор участника на роль самого себя осуществляется в последнюю очередь, после того как выбраны исполнители ролей остальных членов семьи.
Важно, что технику «Скульптура семьи» можно применять на любом этапе консультативной работы с семьей.
Во-первых, вы можете использовать ее на этапе диагностики-отслеживания. В этом случае она поможет вам и вашему клиенту сделать первый шаг — понять, что на самом деле происходит в семье.
Во-вторых, она помогает «поиграть» новыми ролями и способами поведения, а значит — пригодится на этапе реконструкции семейных отношений.
В-третьих, эта техника весьма полезна на заключительном этапе работы с семьей: она помогает сравнить, какой была семейная система в начале работы и как она изменилась за время консультирования.

ГЛАВНЫЕ ШАГИ
Но какую бы модификацию описанной техники вы ни использовали, помните, что «Скульптура семьи» должна включать в себя три основных шага.
Шаг 1. Принятие игровых ролей
Скульптор лепит из участников группы определенных членов семьи, придает им те или иные позы, ставит на определенное расстояние друг от друга. Участники остаются в этих позах одну-две минуты. За это время они должны почувствовать, какие у них возникли ощущения, чувства и эмоции; что они видят, находясь в данной позиции; какие фигуры близки или далеки и т.п.
Шаг 2. Внесение изменений
Клиенту задается вопрос: «Что ты хочешь изменить, чтобы более комфортно себя здесь чувствовать?» Клиент меняет расстановку фигур скульптуры. На свое место в скульптуре он может встать сам, или попросить сделать это кого-нибудь из членов группы, или использовать психодраматическую технику зеркала, то есть сначала становится сам, а затем ставит на свое место другого участника и смотрит со стороны.
Когда найдена новая конфигурация скульптуры, все вновь замирают на две-три минуты, чтобы прочувствовать, что изменилось.
Шаг 3. Клиент размышляет, приемлемо ли для него новое решение
Если решение не совсем устраивает его, можно попробовать иные варианты.

НЕИЗБЕЖНОСТЬ БОЛИ
Завершая статью, выделим психотерапевтические возможности психотехники «Скульптура семьи»:
— она рельефно представляет и драматизирует ролевое поведение членов взаимодействия, фокусируют внимание на семейной системе и ее отдельных «фрагментах»;
— помогает усилить активность каждого из членов семьи, повысить спонтанность его поведения и одновременно уменьшить сопротивление;
— создает условия для получения обратной связи от каждого из членов семьи, в том числе и от тех, кто в домашних условиях не имеет права голоса;
— позволяет поместить в систему «здесь и сейчас» представление о семье в прошлом, настоящем и будущем и таким образом изменить восприятие семейной ситуации;
— создает условия для «культуросообразного» выражения «запрещенных» эмоций и чувств (гнев, страх, раздражение, обида, безнадежность, одиночество).
Вот, пожалуй, и все. Осталось лишь сказать, что в процессе лепки и «скульптор», и «глина» соприкоснутся с той душевной болью, о неизбежности и целительности которой предупреждала Вирджиния Сатир.
Вслушайтесь в ее слова: «Конечно, нельзя совершенно исключить боль из человеческой жизни. Есть два ее вида: одна — связанная с осознанием проблемы; вторая, которую мы испытываем, когда нас подавляют или обвиняют. И если первой боли избежать невозможно, то второй в нашей жизни может и не быть. Можно направить наши усилия на исправление того, что поддается изменению, и найти наилучшие способы существования с тем, что изменить невозможно».
Семейный консультант производит свою болезненную работу именно для этого.

ЛИТЕРАТУРА
Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям. / Под ред. Н.Г. Осуховой. — М.: Педагогика, 2002.
Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2001.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992

Наталия ОСУХОВА, кандидат педагогических наук

С что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть фото что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть картинку что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Картинка про что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Фото что можно определить с помощью техники семейной скульптурыВаш #Эгоресурс #психология #статьи #психотерапия #чувства #развитие #психологическая_помощь

Источник

Методики коррекции детско-родительских отношений и семейных отношений «Семейная фотография», «Семейная скульптура»

что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть фото что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть картинку что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Картинка про что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Фото что можно определить с помощью техники семейной скульптуры Онара Байрамова
Методики коррекции детско-родительских отношений и семейных отношений «Семейная фотография», «Семейная скульптура»

МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

1. «Семейная фотография». Эта техника используется для работы с любой семьей,

члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи,

ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.

На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее

настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы,

правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика используется для

диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.

Психолог просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных

фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье.

Число фотографий ограничено. По поводу отбора фотографий инструкция не дается. Если

обсуждаются взаимоотношения в многопоколенной семье, тогда количество фотографий

На следующей встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье.

Каждому члену семьи уделяется до 15 мин, во время которых он представляет выбранные

им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение

имеют они для него и какие чувства вызывают.

Существенным оказывается порядок представлений фотографий и то, как это

осуществляется.Особое внимание заслуживает очередность: какая фотография является

первой, какая — последней. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или

тревожности,а также поведение членов семьи во время всего действия: серьезны ли,

шутят ли, нервничают и т. д.

Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается,

насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности

во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных

родственников на снимке.

Психолог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об общем

настроении, атмосфере, царившей на снимке.Предлагаются примерно следующие воп-росы: «Кто эти люди на фотографиях; «Помните ли вы, что происходило во время

съемки?»; «Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в

этот день?»; «Кто делал этот снимок?»; «Что случилось после того, как фотограф щелкнул

объективом фотоаппарата?»; «Расскажите, пожалуйста, об этой комнате»; «Почему люди

одеты именно так, а не иначе?»

После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий,

других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во

время показа, что помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения.

Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч. Это упражнение

интересно, не вызывает тревожности и служит целям стимулирования воспоминаний,

вытесненного эмоционального опыта и эмоциональных переживаний. Во время

обсуждения психологом анализируются такие специфические области внутрисемейных

взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские

2. «Семейная скульптура» и «Семейная хореография». Эти методики относятся к

социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. Они представляют

психологу следующие возможности:

1. Уводят коррекционный процесс от интеллектуального и

эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи. Это

увеличивает активность каждого члена семьи, что, в свою очередь, повышает

спонтанность и уменьшает сопротивление клиента, в основе которого лежит ин-теллектуальная сфера.

2. Помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в

операциональную систему «здесь и сейчас». Клиент может помнить о прошлом, но

не в состоянии его изменить. Клиент может предвидеть будущее, но не в состоянии

жить в нем. Помещая все это в «здесь и сейчас» клиенты могут непосредственно

взаимодействовать с прошлым и с будущим, изменяя при этом свое поведение,

межличностное и в семье.

Методикисодержат в себе элементы личностной проекции и идентификации:

чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и таким

образом становятся доступными изучению и изменению.

4. Рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение. Члены

семьи могут наблюдать, что каждый из них делает, как его поведение

воспринимается другими, какие роли поддерживаются семьей, а какие —

5. Содержат элемент неожиданности для клиентов — не соответствуют

тому, как они представляют себе работу на коррекционном занятии, и поэтому

могут снять сопротивление клиентов, с которым так или иначе приходится стал-киваться.

6. Привлекают внимание и интерес клиента, представляя собой

своеобразную форму метакоммуникации. Новые сообщения формулируются,

выражаются и принимаются без каких бы то ни было предварительных

обсуждений. Например, когда семья занимается ваянием скульптуры и отца

помещают вне семейного круга, спиной к остальным членам семьи, здесь

возникает множество мощных посланий для мужа, жены, детей и всей семьи как

7. Фокусируют внимание на социальной системе и процессе

социального взаимодействия. Чувство изоляции и одиночества, возникающее у

идентифицированного клиента, у того, кто, по мнению семьи, «болен»,

подвергается вызову по мере того, как семья как бы смотрит на себя со стороны.

На основе социометрических методик можно наблюдать и изучать такие факторы,

как индивидуализация, навыки разрешения конфликтов, регуляция близости, от-даленности и т. д.

«Семейная скульптура»

Это метод определения места индивида во внутрисемейной системе

взаимоотношений, в сложившейся на данный момент ситуации или представляемой

идеально. Смысл данной методики заключается в том, что расположение людей и

объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в

данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе.

Каждый член семьи создает живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников

согласно собственному взгляду на дистанцию между ними. Таким образом, опыт каждого

воплощается в живой картине и проецируется на нее.

Главным достоинством этой методики является ее невербальный характер, который

позволяет преодолеть заинтеллектуализированность в обсуждении темы, снятию раз-нообразных защит, проекций и обвинений, зачастую существующих в семейной системе.

Построение скульптуры требует от каждого члена семьи обобщения своего личностного

опыта, осмысления его, а затем и интерпретации.

Для проведения методики необходимы члены семьи, легко передвигающиеся мебель

и предметы, которые используются в качестве замены отсутствующих членов семьи.

Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое

число членов расширенной семьи.

Перед началом выполнения задания психолог объясняет членам семьи, что данная

методика позволяет почувствовать, что значит быть членом семьи. И это бывает легче

показать, чем рассказать. Поэтому каждый член семьи должен по очереди показать свое

понимание внутрисемейных отношений, изображая их в виде живой скульптуры так,

чтобы позы и положение в пространстве отражали действия и чувства членов семьи по

отношению друг к другу.

Психолог предлагает члену семьи, который выступает в роли скульптора,

обращаться с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины. То есть он

должен поставить их в такую позицию, которая могла бы наиболее полно отразить его

отношение к данным членам семьи.

Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим

результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему свободно обращаться с

собой как с материалом, зная, что потом они поменяются местами. Каждый член семьи

должен изваять свою реальную семейную скульптуру, отражающую эмоциональную

ситуацию в семье в данный момент.

Во время построения скульптур психолог на бумаге фиксирует треугольники,

альянсы и конфликты, которые появляются и наглядно и символически изображаются

скульптором.

После того как каждый член семьи вылепил свою скульптуру, наступает следующая

фаза работы — обсуждение полученных результатов.

Существует много вариантов использования методики семейной скульптуры.

Некоторые специалисты просят скульпторов придумать для каждого члена семьи слово

или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Члены

семьи должны последовательно произнести эти фразы. В этом случае достигается не

только визуальный, но и слуховой эффект.

В дальнейшем обсуждается не только вся скульптура в целом, но и отдельные ее

части. Задаются вопросы как каждому члену семьи, так и всей семье в целом.Например:

скульптору: «Придумайте название вашему произведению»;

каждому члену семьи: «Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших

всей семье: «Удивила ли вас данная скульптура;

каждому члену семьи: «Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает

вас так, как он это изобразил?»;

всей семье: «Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно

так, как изображено в скульптуре?»;

> скульптору или семье: «Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?»

ВАРИАНТ МЕТОДИКИ «СЕМЕЙНАЯ СКУЛЬПТУРА»

Один из вариантов методики семейной скульптурызаключается в следующем: после

того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру, отражающую ситуацию в

семье в данный момент, его просят создать скульптуру идеальной семьи. Сам процесс

ваяния и его продукты (скульптуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в

семье и дают уникальную для семьи возможность выразить невербально то, какой они

видят идеальную семью.

Данная техника используется в работе с любой социальной группой, супружеской

парой,с субсистемами: родители—дети, братья—сестры, с полной семьей.

Методика используется как средство оценки семейной системы и как средство

интервенции в нее, а также как особый механизм общения с клиентами.

В ходе выполнения методики выявляются семейные ролевые образцы —

треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие

проблемы, как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Методика «семейная

скульптура» — хорошее средство наблюдения, особенно в семьях, привыкших

использовать вербальные манипуляции, или в тех, для которых невозможны

традиционные методы типа беседы и т. д.

Наиболее удачно роль скульпторов выполняют подростки, вследствие их

чувствительности к тому, что происходит в семье и из-за их естественного желания

манипулировать ближайшими родственниками. Хорошими скульпторами также являются

замкнутые дети. Они могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх,

враждебность или те чувства, которые они не должны были бы испытывать.

Метод «семейная скульптура» может быть использован и при индивидуальной

семейной работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель или другие

большие предметы, находящиеся в кабинете психолога. Хотя при таком подходе порой

ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, методика также помогает внести

позитивные изменения в семейную систему.

что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть фото что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть картинку что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Картинка про что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Фото что можно определить с помощью техники семейной скульптурыВзаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад» Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко.

что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть фото что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть картинку что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Картинка про что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Фото что можно определить с помощью техники семейной скульптурыФормирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть фото что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть картинку что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Картинка про что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Фото что можно определить с помощью техники семейной скульптурыФормирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников».У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть фото что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть картинку что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Картинка про что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Фото что можно определить с помощью техники семейной скульптурыПроект «Семейная память» Познавательный проект направлен на развитие знаний детей о Великой Отечественной войне; на расширение представлений о семьях детей, в которых.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть фото что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть картинку что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Картинка про что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Фото что можно определить с помощью техники семейной скульптурыРечевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет) В нашем ДОУ уже не первый год активно работает родительский клуб «Дружная семейка». В рамках работы Клуба мы ежемесячно проводит речевые.

что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть фото что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Смотреть картинку что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Картинка про что можно определить с помощью техники семейной скульптуры. Фото что можно определить с помощью техники семейной скульптурыУчастие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *