татарские суеверия и приметы

Суеверия татар и их достоверность

Суеверия татар и их достоверность

Листая старые календари татар или разговаривая со старшим поколением, вы можете узнать множество их поверий. Почему татары, будучи образованным народом, с великими богословами как Мурат Рамзи, Шигабутдин Марджани или Исмаил Гаспринский издавна верили в суеверия? Что повлияло на их мировоззрение настолько, что заставило усомниться в религиозных подтверждениях и придумать или перенять нововведения? Мы составили список самых распространенных примет, их происхождение и то, насколько они соответствуют нормам шариата.

1. Запрет на купание в бане после полуночи.

Мыться в бане с полуночи до первых криков петухов запрещено, считают татары. В исламе, действительно, есть хадисы по данному поводу. По преданию Заид ибни Аркама (р.а.) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В местах, где вы портите омовение, обитает много джиннов. Поэтому, когда кто-то из вас заходит в туалет пусть произнесет: «Я прибегаю к Аллаху от джиннов мужского и женского рода». (Абу Дауд, Тахарат:3, №6, 1/6; Ахмад ибн Хамбаль, Аль-Муснад, №19331, 32/80). Поэтому, данное поверье считается обоснованным.

2. Запрет на уборку дома после ухода гостя.

Данное суеверие связано с тем, что собираясь в путь, человеку свойственно воспроизводить некий хаос в доме. Отправляясь в путь, человек оставляет о себе память в этом беспорядке. Хозяева, каждый раз встречаясь с беспорядком, вспоминают о госте, который отправился в путь, и мысленно желают ему хорошо добраться до дома. После успешного приезда, гость сообщает, что добрался до дома, и хозяева могут начинать уборку. Поверье не связано с религией. Возможно, в татарах проявляются остатки религии (язычества) их предков-булгар – до принятия ислама тысячелетие тому назад.

Происхождение суеверия неизвестно. Острые зубчики вилки говорят об излишней «болтливости и завистливости» гостя. Мусульманам не присуще верить в такие выдумки.

4. Если скулит домашняя собака вскоре кто- либо из родственников должен умереть.

Сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Если услышите ночью собачий лай или ослиный рёв, обращайтесь к Аллаху за помощью от них, ибо, поистине, они видят то, чего не видите вы!»(Абу Давуд). О смерти человека ничего не говорится, однако, отнестись с настороженностью к вою животного стоит.

5. Если чешутся ладони – к деньгам.

Однажды на вопрос мусульманина о чесании ладони один имам ответил: « Если у Вас чешется левая рука, это значит, что ее необходимо почесать правой рукой. Если у Вас чешется правая рука, это значит, что ее необходимо почесать левой рукой. Больше это ничего не значит. А тот, кто придает этому какое-либо значение, совершает греховный поступок, поскольку все это является суеверием».

6. Если вам приснился кошмар, нужно выйти на улицу и рассказать его, чтобы ветер унес его.

Если человеку снится кошмар, то скорей всего это сон от шайтана. Таким образом, он пытается запугать человека, однако сильный верой мусульманин даже во сне будет понимать бессилие искусителя перед собой. «Если кто-нибудь из вас видит сон, который ему не нравится, то он – от шайтана, пусть не рассказывает о нем никому, и он не принесет вреда» (Бухари). Также Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Сон – в когтях птицы, пока человек не расскажет его». То есть сны человека станут материальными исходя от того, как он о них будет думать. Постоянные раздумья могут привести к свершению сна. Татары слегка видоизменили данное понятие, однако оно может считаться действительным.

7. Если голубь сел на подоконник вашего дома – жди смерти близких.

8. Если вы надели одежду наизнанку – к счастью.

Древние славянские поверья трактуют, что иногда вещь, надетая неверно, может помочь в трудной жизненной ситуации. Начало это поверье берет от сказочного героя- лешего. Леший может заманивать людей в лес, чтобы они долго плутали среди деревьев. Если надеть одежду навыворот, он не будет иметь власть над человеком и отпустит его домой. Так, становится ясно, что татары переняли данное суеверие у славян.

9. Чтобы ребенка не сглазили, татары наносят на лоб ребенка красное пятно. Или прикалывают булавку к одежде с глазом.

Сообщается от ‘Усмана (да будет доволен им Аллах), что увидев маленького ребенка с красивой внешностью, он сказал его родным: “Поставьте ему черное пятно на ямочку подбородка”. Однако само пятно не может отворотить сглаз, это делается для того, чтобы исказить красоту ребенка, чтобы на какое-то время он стал выглядеть некрасиво. Мусульмане знают, что восхищаясь чем-то нужно упомянуть Всевышнего за данную красоту, сказав «Альхамдулиллях».

10. Подстригая ногти ночью – укорачиваешь жизнь. Подстригая ногти вечером – уменьшаешь свое счастье. Ногти нужно подстригать в пятницу.

Джума, то есть пятница, считается священным днем у мусульман, поэтому в этот день верующие особо тщательно убираются в домах, наряжаются в лучшие наряды и душатся благовониями. Татары унаследовали привычку стричь ногти в этот день от той же причины, однако, подстригая ногти в другой день, вы не накличете беду. Ночью татары не стригут ногти, так как издавна привыкли заканчивать важные дела до вечера, а ночи посвящать молитвам или сну.

11. Нельзя выбрасывать отстриженные волосы – их нужно сжечь или закопать.

Закапывать свои волосы и ногти было обычной практикой сахабов (да будет доволен ими Аллах). Сподвижник Ваиль ибн Худжар передает от своего отца:

«Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) велел нам закапывать свои волосы и ногти» (Аль-Муджамуль Кабир, хадис 73).

Человек – почтенное создание Аллаха. К телу человека и его конечностям должно быть уважительное отношение. Так же, как мертвое тело, конечности человека должны быть закопаны в земле.

12. При громком смехе или зевая с неприкрытым ртом, можешь впустить к себе дьявола.

Мусульмане живут, опираясь на изречения Корана. Поэтому каждое поверье или установление следует проверять относительно Священной Книги. Издавна людям присущ интерес к магическому и эзотерическому, что подтверждает аят, ниспосланный в суре «Корова»: « И последовали они [неверные] за тем, что читали шайтаны, в царство Сулаймана. Сулайман не был неверным, но шайтаны были неверными и обучали людей колдовству и тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне, Харуту и Маруту. Но они оба не обучали никого, пока не говорили: “Мы — искушение, не становись же неверным!” И те научались от них, чем разлучать мужа от жены, — но они не вредили этим никому иначе, как с дозволения Аллаха. И обучались они тому, что им вредило и не приносило пользы, и они знали, что тому, кто приобретал это, не будет доли в Будущей жизни. Плохо то, что они покупали за свои души, — если бы они это знали! » Живя, подчиняясь приметам, человек теряет сильный иман, так как он начинает бояться еще чего- то помимо Аллаха. Это проделки джиннов и их искушения. Суеверия или вера в предсказания гороскопов запрещены в исламе, так как вера мусульманина с крепким иманом должна быть направлена лишь во Всевышнего.

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала

Источник

татарские суеверия и приметы. Смотреть фото татарские суеверия и приметы. Смотреть картинку татарские суеверия и приметы. Картинка про татарские суеверия и приметы. Фото татарские суеверия и приметыtatarkam

Тенгрианство-прошлое и будущее татар-тюрков

Языческие обряды и заговоры

Языческие обряды и заговоры

1. Когда явится холера, или скотский падеж, кругом деревни обходят с плугом. Мужчины и женщины здесь не участвуют, но только незамужние девушки, у коих в это время, голова бывает раскрыта; они одеваются в самую лучшую, праздничную одежду, распускают себе волосы, подпоясываются новыми платками я запрягаются вместо лошадей в плуг. Не знаю однако, сколько для этого нужно девиц. У всех в руках бывают кнутья. Участвуют здесь еще старухи. Одна старуха едет впереди верхом на помеле; волосы у нее также растрепаны. Другая старуха держит ручки плуга, гайкает, бьет девиц и правит ими, как лошадьми посредством вожжей. Третья старуха едет сзади также на помеле. В это время никого не пускают в деревню и осмелившегося въехать забьют до смерти; равным образом и из деревни не выпустят никого. Надеются, что холера убежит, и падеж скота прекратится от такого противного и страшного зрелища.

В начале лета, когда в первый раз нужно выгнать в поле скот, то для предохранения его от падежа, в день выгона делают татары в земле ворота и прогоняют через них весь скот; туда же и люди проходят. Это называется “прохождение сквозь землю”. Говорят: к прошедшему через землю скоту не прикоснется зараза. В этот день не оставляют старого огня и старой воды. Для точного исполнения обряда посылают нарочного с приказанием, чтобы по всем домам был затушен старый огонь и вылита была старая вода. Потом весь мир собирается на одно место, и потерши дуб о дуб, добывают таким образом огонь. Всякий берет от этого огня. Это называется изведение “нового огня”. Потом воду берут из водных вместилищ отдельно, смотря по нужде.

Когда случается скотский падеж, то запирают новым замком губы первой падшей скотины и зарывают ее в полевых воротах, веря, что мор непременно прекратится.

2. Чтоб оспа на ребенке была легче, делают следующее: дают белую утку или белого гуся в подаяние бедняку, а потом, когда дитя начинает выздоравливать от оспы, варят кашу, которая и называется чячяк-буткасы (“оспенная каша”): иначе, думают, оспа будет тяжела. Этот обряд, по-видимому, делается для умилостивления чячяк-анасы (“оспенной матери”) и чячяк-ияси (“оспенного хозяина”), кои заседают будто бы в больших оспинах.

6. Через страдающего лихорадкою татары проводят медведя, веря, что лихорадка, испугавшись зверя, убежит. Надевают еще на лихорадочного медвежью или волчью шкуру, кладут в пазуху, во время трясения, кожу змеи, и все это для прогнания лихорадки.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять:
от девяти да возвратится2,
в пыль и прах да отойдет!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь:
от семи да возвратится,
в ветр и вихрь да отойдет!

Раз, два, три, четыре, пять:
от пяти да возвратится,
на распутие пяти путей да отойдет!

Раз, два, три:
от трех да возвратится,
на распутие трех путей да отойдет!

Раз:
от раза да возвратится,
заговор наговор таков был,
что этого только ждала (то есть болезнь);
но не моею рукою,
но рукою Айша-Батман!

Сказав числительное, припекою, семенем или косточкою касаются раз вольного места, а проговорив колено заговору, плюют раз на сторону. Айша-Батман есть собственное имя и прозвание женщины, как я полагаю, “давившейся искусством производить заговоры.

12. Если татарченок упадет на землю, то на место падения его приходит кто-нибудь, или он сам возвращается, вколачивает гвоздь тут в землю и выливает чашку воды, чтобы не сделалось с ребенком какого-нибудь вреда. Другие, впрочем, удовлетворяются советом ребенку плюнуть на это место.

Источник

Вы здесь

Татарские приметы

На данной странице вы найдете татарские приметы, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

В момент почесывания правого уха татарин уверен в том, что приближается тепло, если у него зачесалось левое ухо, то надо ждать похолодания.

Каркающий ворон на крыше дома – предвестник смерти.

Когда мальчик очень грустный, то ему говорят: «Нельзя таким быть, а то потеряешь своих родителей».

Если кипящий самовар не «поет», а «завывает», то это предсказание смерти родителей в текущем году.

Во время священного месяца рамадан, на 15-й день, если на небе нет облаков, татары наблюдают за своей тенью: если отражение без головы, то возможно, что человек, не увидевший его, может умереть в ближайшее время.

Когда появившееся утром на небосклоне солнце выбрасывает три луча, один из которых прорезает небо вертикально, а еще два луча расходятся над горизонтом в разные стороны, то будет холодно.

Если горящая лучина в доме издает странный звук «бр-р-р-р», то люди ожидают метели. Вьюгу татарин также ждет, увидев, как чешется кошка. А валяющаяся на полу собака, предвещает в летнее время дождь, а зимой – метель.

Когда случайно получалось одеть одежду на изнанку, то человек был очень доволен этим и ожидал большой радости.

Если зачесалась ладонь, то это к прибыли.

Появившееся на ногте белое пятнышко предвещало покупку обновки.

Если кто-то чихнул, даже лошадь, то это являлось подтверждением того, что все сказанное другим человеком вскоре сбудется.

Каркающая пронзительно ворона приводит татарина к мысли, что скоро испортится погода.

Если выпал снег ранней весной, а домашний скот сильно беспокоится и мычит, потому что не вышел на пастбище, то вывод у татар один – снег растает в скором времени и скотину можно будет отправить на пастбище.

В том случае, когда при строительстве дома фундамент закладывает девушка, татарин знает, что такой дом в зимнее время обязательно будет теплым и уютным.

Источник

Татарские суеверия и приметы

ПОВЕРЬЯ И ПРИМЕТЫ КАЗАНСКИХ ТАТАР

03. Языческие обряды и заговоры

III. Языческие обряды и заговоры

1. Когда явится холера, или скотский падеж, кругом деревни обходят с плугом. Мужчины и женщины здесь не участвуют, но только незамужние девушки, у коих в это время, голова бывает раскрыта; они одеваются в самую лучшую, праздничную одежду, распускают себе волосы, подпоясываются новыми платками я запрягаются вместо лошадей в плуг. Не знаю однако, сколько для этого нужно девиц. У всех в руках бывают кнутья. Участвуют здесь еще старухи. Одна старуха едет впереди верхом на помеле; волосы у нее также растрепаны. Другая старуха держит ручки плуга, гайкает, бьет девиц и правит ими, как лошадьми посредством вожжей. Третья старуха едет сзади также на помеле. В это время никого не пускают в деревню и осмелившегося въехать забьют до смерти; равным образом и из деревни не выпустят никого. Надеются, что холера убежит, и падеж скота прекратится от такого противного и страшного зрелища.

В начале лета, когда в первый раз нужно выгнать в поле скот, то для предохранения его от падежа, в день выгона делают татары в земле ворота и прогоняют через них весь скот; туда же и люди проходят. Это называется “прохождение сквозь землю”. Говорят: к прошедшему через землю скоту не прикоснется зараза. В этот день не оставляют старого огня и старой воды. Для точного исполнения обряда посылают нарочного с приказанием, чтобы по всем домам был затушен старый огонь и вылита была старая вода. Потом весь мир собирается на одно место, и потерши дуб о дуб, добывают таким образом огонь. Всякий берет от этого огня. Это называется изведение “нового огня”. Потом воду берут из водных вместилищ отдельно, смотря по нужде.

Когда случается скотский падеж, то запирают новым замком губы первой падшей скотины и зарывают ее в полевых воротах, веря, что мор непременно прекратится.

2. Чтоб оспа на ребенке была легче, делают следующее: дают белую утку или белого гуся в подаяние бедняку, а потом, когда дитя начинает выздоравливать от оспы, варят кашу, которая и называется чячяк-буткасы (“оспенная каша”): иначе, думают, оспа будет тяжела. Этот обряд, по-видимому, делается для умилостивления чячяк-анасы (“оспенной матери”) и чячяк-ияси (“оспенного хозяина”), кои заседают будто бы в больших оспинах.

6. Через страдающего лихорадкою татары проводят медведя, веря, что лихорадка, испугавшись зверя, убежит. Надевают еще на лихорадочного медвежью или волчью шкуру, кладут в пазуху, во время трясения, кожу змеи, и все это для прогнания лихорадки.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять:
от девяти да возвратится2,
в пыль и прах да отойдет!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь:
от семи да возвратится,
в ветр и вихрь да отойдет!

Раз, два, три, четыре, пять:
от пяти да возвратится,
на распутие пяти путей да отойдет!

Раз, два, три:
от трех да возвратится,
на распутие трех путей да отойдет!

Раз:
от раза да возвратится,
заговор наговор таков был,
что этого только ждала (то есть болезнь);
но не моею рукою,
но рукою Айша-Батман!

Сказав числительное, припекою, семенем или косточкою касаются раз вольного места, а проговорив колено заговору, плюют раз на сторону. Айша-Батман есть собственное имя и прозвание женщины, как я полагаю, “давившейся искусством производить заговоры.

12. Если татарченок упадет на землю, то на место падения его приходит кто-нибудь, или он сам возвращается, вколачивает гвоздь тут в землю и выливает чашку воды, чтобы не сделалось с ребенком какого-нибудь вреда. Другие, впрочем, удовлетворяются советом ребенку плюнуть на это место.

2 То есть откуда пришла оная болезнь.

3 И кажется, можно по догадке и выводу из сказанного выше во 2-м, 4-м и 11-м пунктах прибавить еще: уток, белых гусей (домашних птиц), яблоки, яйца, кашу (свою пищу обыденную) и лошадей (домашний скот).

Источник

Татарские суеверия и приметы

ПОВЕРЬЯ И ПРИМЕТЫ КАЗАНСКИХ ТАТАР

III. Языческие обряды и заговоры

1. Когда явится холера, или скотский падеж, кругом деревни обходят с плугом. Мужчины и женщины здесь не участвуют, но только незамужние девушки, у коих в это время, голова бывает раскрыта; они одеваются в самую лучшую, праздничную одежду, распускают себе волосы, подпоясываются новыми платками я запрягаются вместо лошадей в плуг. Не знаю однако, сколько для этого нужно девиц. У всех в руках бывают кнутья. Участвуют здесь еще старухи. Одна старуха едет впереди верхом на помеле; волосы у нее также растрепаны. Другая старуха держит ручки плуга, гайкает, бьет девиц и правит ими, как лошадьми посредством вожжей. Третья старуха едет сзади также на помеле. В это время никого не пускают в деревню и осмелившегося въехать забьют до смерти; равным образом и из деревни не выпустят никого. Надеются, что холера убежит, и падеж скота прекратится от такого противного и страшного зрелища.

В начале лета, когда в первый раз нужно выгнать в поле скот, то для предохранения его от падежа, в день выгона делают татары в земле ворота и прогоняют через них весь скот; туда же и люди проходят. Это называется “прохождение сквозь землю”. Говорят: к прошедшему через землю скоту не прикоснется зараза. В этот день не оставляют старого огня и старой воды. Для точного исполнения обряда посылают нарочного с приказанием, чтобы по всем домам был затушен старый огонь и вылита была старая вода. Потом весь мир собирается на одно место, и потерши дуб о дуб, добывают таким образом огонь. Всякий берет от этого огня. Это называется изведение “нового огня”. Потом воду берут из водных вместилищ отдельно, смотря по нужде.

Когда случается скотский падеж, то запирают новым замком губы первой падшей скотины и зарывают ее в полевых воротах, веря, что мор непременно прекратится.

2. Чтоб оспа на ребенке была легче, делают следующее: дают белую утку или белого гуся в подаяние бедняку, а потом, когда дитя начинает выздоравливать от оспы, варят кашу, которая и называется чячяк-буткасы (“оспенная каша”): иначе, думают, оспа будет тяжела. Этот обряд, по-видимому, делается для умилостивления чячяк-анасы (“оспенной матери”) и чячяк-ияси (“оспенного хозяина”), кои заседают будто бы в больших оспинах.

6. Через страдающего лихорадкою татары проводят медведя, веря, что лихорадка, испугавшись зверя, убежит. Надевают еще на лихорадочного медвежью или волчью шкуру, кладут в пазуху, во время трясения, кожу змеи, и все это для прогнания лихорадки.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять:
от девяти да возвратится2,
в пыль и прах да отойдет!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь:
от семи да возвратится,
в ветр и вихрь да отойдет!

Раз, два, три, четыре, пять:
от пяти да возвратится,
на распутие пяти путей да отойдет!

Раз, два, три:
от трех да возвратится,
на распутие трех путей да отойдет!

Раз:
от раза да возвратится,
заговор наговор таков был,
что этого только ждала (то есть болезнь);
но не моею рукою,
но рукою Айша-Батман!

Похожая примета

По народным приметам, если с берёзок листья ещё не опали, то снега ещё долго ждать.

Примечали, если к 5 октября на клёнах и черёмухах уже совсем нет листьев, то вскоре и зима придёт.

Если на соснах шишек мало, то предстоящая зима будет мягкая и с большим количеством снега.

Если в воздухе паутинки летают, то тепло ещё задержится.

В этот октябрьский день очень часто дули сильные ветры, которые активно срывали с ветвей деревьев пожелтевшие листья.

Наши предки в этот осенний день осину почитали. Верили, что это дерево способно защитить от всего злого.

Для защиты своего дома от всего тёмного и дурного, принято было по углам дома и у входной двери помещать связанные веточки осины.

В народе верили, если на Листопадник на голову шишка случайно упадёт, то это верный знак того, что вскоре денег прибавится.

5 октября не стоит ловить или покупать рыбу, а также есть блюда из рыбы.

По народным поверьям, если нарушить данный запрет, то на себя можно большие беды навлечь.

Наши предки в этот октябрьский день даже не торговали рыбой.

Статья на сайте канала 5 октября 2021 в народном календаре

Любое копирование разрешено только с активной ссылкой на источник: на канал Бабка подсказала или на сайт Полезные странички

В день Листодёра нельзя долго спать, так как это может обернуться финансовыми проблемами.

Поэтому 5 октября необходимо встать пораньше и постараться переделать как можно больше дел.

Активность в делах, проявленная в этот день, обернётся удачей и материальным благополучием в будущем.

В день Листопадника нельзя менять старый веник на новый.

По народным поверьям, вместе со старым веником из дома уйдут счастье, удача и семейное благополучие.

Похожая примета

Чтобы предсказать будущее, используются наблюдения окружающим миром:

С помощью этих предметов или живых существ пробует узнать следующее:

Интерес татарина – крестьянина к своему будущему был ограничен мировоззрением, а желания были совершенно простыми и приземленными.

Похожая примета

***
Немногое хочет узнать татарин-селянин через приметы; но это потому, что и кругозор его не обширен, и желания его обыдены и ограниченны.

5. Если на кровле дома каркает ворона, то в этом доме, по поверью татар, кто-нибудь умрет.- Если мальчик подгорюнится, татары ему говорят: “Так не делай, а то твои родители умрут”.
— Когда воет собака, хозяин ее заключает из этого, что с ними будет какое-нибудь горе: отец или мать помрет, или падет скотина.
— Самовар “воет” к смерти родителей: они умрут, по вере татар, в тот год, когда выл самовар.
— В месяце шаабане в 15-ю ночь, если она бывает не облачна, татары смотрят на свою тень: если не видят головы, то заключают, что в том году не увидавшему своей головы придется помереть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *