странное что то дзен
Сколько я заработал на «Яндекс-дзене»
И почему бросил успешный канал
Я всегда хотел вести популярный блог.
В 2018 году я учился в одиннадцатом классе и искал подработку. По русскому и литературе у меня были пятерки, и я мечтал писать тексты.
Я узнал, что можно завести блог в «Яндекс-дзене» и писать туда статьи на любые темы. А «Дзен» будет размещать в них рекламные блоки и платить за это. Идея мне понравилась. К тому же я уже вел блоги в соцсетях, хоть их никто и не читал.
Мой первый канал в «Дзене» оказался неудачным. А вот со вторым, в 2019 году, повезло больше. Я раскрутил его и почти год получал деньги от «Дзена», а дополнительно зарабатывал на рекламных статьях.
Расскажу, что такое «Яндекс-дзен», как и сколько я там зарабатывал и почему в итоге бросил.
Как работает «Яндекс-дзен»
Я почитал в интернете, что такое «Дзен», кто там может стать автором и какие на «Дзене» требования к статьям. А потом разобрался в системе гонораров и показателях хорошего канала.
Что это такое. «Яндекс-дзен» — это сервис, который предлагает пользователям Яндекса разные статьи. Он анализирует их поисковые запросы и подбирает статьи на схожие темы. Например, если вы искали что-то про политику и про ЕГЭ, «Дзен» предложит почитать о выступлении президента и о том, как сдать математику без репетитора. Статьям можно ставить лайки, дизлайки и писать комментарии — так сервис поймет, что вам рекомендовать, а что нет.
Подборка статей называется лентой. В ней читатель видит только заголовки и обложки статей. Кликнув на них, он попадает на сайт, где эта статья опубликована, или в чей-то дзен-канал. Канал — это по сути блог: его может создать любой пользователь Яндекса.
Если канал нравится, на него можно подписаться — и новые статьи оттуда будут появляться в вашей ленте.
Как стать автором «Дзена». Любой пользователь Яндекса может завести сколько угодно каналов. Неважно, сколько вам лет, какое у вас образование и как вас зовут — канал можно вообще вести анонимно.
Первую статью можно опубликовать хоть через год, хоть сразу после того, как создадите канал. Кто-то пишет статьи по пять раз в день, а кто-то — раз в полгода. Темы авторы придумывают сами и ни с кем их не согласовывают. Редакторов, которые отругают за ошибки или заставят переписывать, на «Дзене» нет.
Требования к статьям. Перед тем как опубликовать статью, нужно прочитать требования к контенту. Качественными считаются оригинальные статьи с глубокой проработкой материала и экспертной подачей.
Нельзя дублировать чужие статьи, фото и видео из интернета, материться и публиковать откровенные материалы. Запрещено нарушать законы РФ: разжигать ненависть по национальному признаку, рекламировать азартные игры или сигареты.
Одно из самых частых нарушений — кликбейт. Это заголовок, который грубо манипулирует читателем и вынуждает кликнуть на статью. Но без кликбейта в «Дзене» сложно — об этом я расскажу дальше и приведу пример такого заголовка.
За нарушение правил «Дзен» может заблокировать статью и не показывать ее в лентах. А может сделать так и со всем каналом.
Нарушения фиксируют не люди, а электронные алгоритмы. Уведомления о выявленных нарушениях появляются в личном кабинете и приходят на почту. Но иногда алгоритмы ошибаются, тогда можно написать в поддержку «Дзена» — все перепроверят живые модераторы. Последнее слово всегда за ними.
Как зарабатывать на «Дзене»
Сначала автор пишет бесплатно, потом начинает получать гонорары. Это называется монетизацией. До монетизации канал называется новичком, а после — мастером.
Сейчас, чтобы канал вышел на монетизацию, статьи должны набрать 10 000 минут просмотров за неделю. До апреля 2020 года было другое условие: 7000 дочитываний за неделю. То есть 7000 человек должны были провести на странице от 40 секунд. Мой канал монетизировался на таких условиях, поэтому писать я буду о них.
Деньги начисляются каждый день в два часа ночи по московскому времени. Любую сумму можно вывести на «Яндекс-кошелек». Это официальный доход: «Дзен» работает с авторами по оферте, платит налоги и страховые взносы. Но можно перейти на режим для самозанятых и делать это самому.
«Карма» и бонусные показы. Качество канала определяет особая метрика — «Карма». Она учитывает оригинальность, качество, вовлеченность аудитории, развитие канала и влиятельность.
«Карму» начисляют и каналам-новичкам, и мастерам. Она измеряется по 100-балльной шкале. Если не опубликовать хотя бы 3 статьи за неделю, она обнулится. А за высокую «Карму» «Дзен» награждает бонусными показами. Это когда статью можно дополнительно показать в лентах.
Бонусные показы можно тратить сразу, а можно копить и использовать, когда канал просядет в просмотрах
Мои каналы
У меня было два канала на «Яндекс-дзене». Первый так и не монетизировался, а второй стал успешным.
Неудачный канал я завел в 2018 году, когда учился в одиннадцатом классе. Писал там обо всем, что мне нравилось: о философии, литературе, саморазвитии, финансах, музыке. Друг за другом у меня шли статьи про группу «Аквариум», про то, как высыпаться и как применять в жизни философию Марка Аврелия.
Успешный канал я завел через год — в 2019 году. Я уже поступил в университет, и у меня было много свободного времени. А устроиться на постоянную работу я не мог из-за занятий.
У моего друга был телеграм-канал о политике, экономике и образовании, но его никто не читал. Друг предложил мне создать блог на «Дзене» и дублировать там его статьи, а заодно писать свои. Так мы и сделали. В каждую статью добавляли ссылку на телеграм-канал друга — получалась бесплатная реклама.
Об этом канале я и буду дальше рассказывать.
Как я раскручивал канал
Писал часто и коротко. В телеграм-канале друга был большой запас статей, и я публиковал их по 1—2 раза в день. С первым каналом у меня такой возможности не было.
Статьи были короче, чем на моем первом канале, — в среднем 3000 символов с пробелами. Я понял, что это идеальный объем, чтобы читатель дочитал статью до конца и не устал.
Экспериментировал с заголовками. В личном кабинете я следил за индикатором CTR. Он показывал, как часто люди кликают на статью в ленте. Чтобы рассчитать CTR, алгоритм «Дзена» делил число кликнувших на число тех, кто просто видел статью в ленте. Мой CTR был 0,5%. То есть из 10 000 увидевших только 5 человек открывали статью.
Я стал искать причину низкого CTR. Читатели видели в ленте карточку с обложкой, заголовком, названием канала и коротким описанием — я понял, что их надо менять. В обложках я не разбирался и просто находил на бесплатных фотостоках близкие по теме картинки. Переименовывать канал я не хотел, а короткое описание вряд ли вообще кто-то читал. И я решил экспериментировать с заголовками.
Я прочитал в интернете статьи о цепляющем заголовке. И если после выпуска у статьи был низкий CTR, быстро менял заголовок на более привлекательный.
Например, заголовок «Минусы болонской системы образования» передавал суть, но не привлекал внимание. Я добавлял детали: «5 минусов болонской системы образования, о которых вы не знали». Такой заголовок обращался к читателю, и тот понимал: раз минусов всего пять, то статья короткая — можно и прочитать. CTR повышался.
Я продолжал эксперимент и менял заголовок на «5 неочевидных минусов болонской системы образования, которые сломают жизнь вашему ребенку». Теперь заголовок был адресован родителям, давил на их болевую точку, а слово неочевидных повышало любопытство. Статью открывали чаще, но «Дзен» мог посчитать заголовок кликбейтом. Я рисковал, но иначе было трудно привлечь к статье внимание.
Отвечал на комментарии. «Дзен» чаще показывал статью в лентах, если ее активно комментировали. Поэтому я отвечал на каждый комментарий и провоцировал обсуждение.
Большинство комментариев были негативные. Люди приходили выпустить эмоции и оскорбляли героев статей. Как-то я похвалил в статье ректора московского вуза, а в комментариях его обозвали агентом Госдепа, рептилоидом и кровопийцей, развалившим российское образование. Но сначала я был не против такого, ведь это приносило мне трафик.
Репостил статьи в соцсетях. Я публиковал ссылки на статьи в группе друга во «Вконтакте» и на личной странице. Чем больше было переходов, тем чаще алгоритм показывал статьи в лентах.
Как я получал деньги
После выхода на монетизацию я заполнил анкету и указал паспортные данные, адрес, СНИЛС и ИНН. Еще я загрузил фото первой страницы паспорта, страницы с пропиской и СНИЛС. Это понадобилось, чтобы Яндекс мог платить за меня все необходимые взносы.
В два часа ночи на канале обновлялся баланс. Он показывал деньги на балансе на момент позавчерашнего дня. Например, 2 мая был виден баланс на 30 апреля.
Вывести деньги я мог только на «Яндекс-кошелек». Мне это не нравилось — я хотел выводить их на карту Тинькофф-банка, но Яндекс брал за это комиссию: 15 Р + 3% от суммы перевода. Поэтому я оставлял деньги на «Яндекс-кошельке» и платил в магазинах виртуальной картой «Яндекс-денег». Мог еще заказать пластиковую карту и снимать с нее наличные, но не стал.
Как я участвовал в программе «Нирвана»
После монетизации канал стал резко расти. Статьи каждый день набирали по несколько тысяч дочитываний, и появлялись по 5—10 новых подписчиков. Когда их стало 500, я подключился к программе «Нирвана»: «Дзен» активнее продвигал статьи ее участников.
Участвовать могли только каналы с монетизацией. Нужно было набрать от 500 подписчиков, сделать хотя бы 3 публикации за последний месяц и подать заявку. Еще месяц модераторы «Дзена» проверяли, соответствуют ли статьи правилам и насколько они качественные.
На моем канале было много кликбейтных заголовков, и я не надеялся, что меня возьмут в «Нирвану». Но меня взяли, и канал стал развиваться еще быстрее. За 6 месяцев число подписчиков выросло с 500 до 3000, а статьи дочитывали уже десятки тысяч человек. Но доход вырос только до 350—400 Р в сутки, то есть канал приносил 10 500—12 000 Р в месяц.
за год заплатил мне Яндекс за статьи на «Дзене»
Как я размещал рекламу
Я решил писать за деньги рекламные статьи на своем канале. Так можно, если они соответствуют теме канала и полезны читателям. Еще перед публикацией нужно поставить галочку, что материал партнерский.
Я заметил, что рекламные посты «Дзен» продвигает плохо: на них редко кликают и плохо дочитывают. Поэтому перестал надеяться на этот вид заработка.
Почему я бросил свой канал
Когда каналу исполнился год, я решил больше им не заниматься. Вот главные причины.
от дохода канала я платил авторам
Но я все равно тратил на «Дзен» по 2—3 часа в день и понимал, что для моего дохода это нерациональная трата времени. К тому же я слишком много думал о статистике, комментариях и прогрессе канала, а это мешало учебе и жизни.
Плюс я постоянно боялся, что «Дзен» посчитает заголовок кликбейтом, найдет в статье оскорбления, спам и заблокирует канал.
Нечестная конкуренция. На «Дзене» каналы конкурируют с новостными сайтами и крупными медиа. У меня нет команды дизайнеров и копирайтеров, а значит, меньше шансов привлечь внимание.
Агрессивная аудитория. Я устал от ненависти и оскорблений в комментариях и стал бояться за свою психику. Подписчики канала не знали, как меня зовут, но я до сих пор боюсь, что они как-то найдут меня в соцсетях.
Что сейчас с моим каналом
Я передал канал своим авторам, но они продолжали платить мне 20% дохода — 2000—3000 Р в месяц. Канал развивался: когда я ушел, у него было 3000 подписчиков, а через 3 месяца стало 5000. Но пока я писал эту статью, канал все-таки заблокировали за кликбейт и спам. Теперь новые статьи не появляются в лентах, а в публикациях отключили рекламные блоки. Канал больше не приносит денег.
А я устроился на работу: веду на «Дзене» канал одной компании. На собеседовании я просто рассказал о своем опыте, и меня взяли. Теперь мне платят фиксированную зарплату, и я не забочусь о дочитываниях и кликах на рекламу. Я делаю стандартные, но хорошие статьи и не пишу про всякий треш. А хейтеры в комментариях плюются ядом не в мой адрес, а в адрес компании, на которую я работаю.
Пишу про сифилитиков, рублю бабло. Спустя год алгоритм Яндекс. Дзен, наконец, меня заметил
В этом отзыве, читатель, ты окунешься в увлекательный мир сифилитиков, неухоженных баб и мучительных сделок с совестью.
Вообще, стоило бы озаглавить отзыв «Майн кампф», как отражение моей борьбы с гадским алгоритмом Яндекс.Дзена. Жаль, название успели застолбить(
Отзывы в этой ветке делятся в основном на 2 категории: у кого поперло сразу и у кого не получилось выбраться из «песочницы». Я внесу некоторое разнообразие и расскажу, как продавила Дзен спустя год после регистрации.
Отзывов на Дзен в тот момент было немного, но алгоритм действий добрые люди подробно описали. Для монетизации нужно набрать 7 тысяч дочитываний за 7 дней. И лучше, если это будут первые семь дней, чтоб не кидать статьи впустую. Если вы не способны быстро выдавать кучу годного контента, хорошо бы на первое время сделать запас из 10-15 статей. Я так и сделала. Написала пару статеек про славянский эпос, наивненький пост про феминизм, о куклах.
Итак, дела мои были хуже некуда. У дзеносоратников, с которыми вместе заводили каналы та же петрушка. Хорошие статьи не заходили, провокационные чуть крутились, да и то не всегда. На поле дзеновского сражения я теряла товарищей словно бойцов. Каналы моих знакомых умирали, и только я по чистому безумию продолжала изредка что-то закидывать. Осенью сменился алгоритм, дзен вообще перестал меня крутить (ограничений на канале не было), и я перешла в режим: одна статья в 2-3 недели.
В марте этого года начала замечать, что вместо рубля в 3 дня, мне начало падать 5-6 рублей. Потом 10. В один день проснулась и не поверила глазам. Алгоритм нежданно эксгумировал какую-то старую статью, прилетел десяток новых подписчиков и чуток рублей. Потом со дна поднялась еще одна публикация. И еще. И еще. Канал ожил. Почему так произошло? А хрен его знает. Я не стала писать лучше, чаще или как-то там интереснее. Это просто случилось. Те статьи, которые пару месяцев назад алгоритм зарубил и не удостоил показами, теперь весело крутились в ленте, принося бабло и подписчиков. Поэтому совет: ежели у вас имеется заброшенный канал, можно попытаться его реанимировать. Чудеса случаются, пусть и приходится порой ждать очень долго.
Ну что ж. Давайте знакомиться. Вот нынешняя я (отзыв рожаю долго, так что сейчас у меня чуть больше статей и подписчиков).
Честно сказать, собираюсь в ближайшем будущем перепрофилировать канал и уходить чуть в сторону от исторической темы. Не знаю, как это скажется на канале. Вот и посмотрим)
Ныне популярные, легкие темки интеллект дзена одобряет и кидает нормально показов (по моим меркам, в топ я не лезу). Что-то для души по-прежнему никому не нужно. Воплощая в жизнь поговорку про съеденную рыбку и далее по списку, я перемежаю информационную ересь с чем-то светлым и добрым. Такой дуализм ставить моих подписчиков в тупик: наверное, тяжко после публикации о Чехове получать в ленту информационные сводки о сифилитиках. Так что от меня постоянно кто-то отписывается. Ну что ж. Это мой способ совместить потребность в самовыражении и обогащении одновременно.
Далее накидаю несколько мыслишек относительно скандальной площадки Дзена.
УНИКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ
Вот тут вообще веселуха. Постулатом Дзена является что-то типа: «Пиши чаще, пиши лучше, пости уникальный контент». Не знаю кто как, но я под «уникальным контентом» понимаю не только 100% уникальность при проверке на антиплагиат, но и уникальные идеи для статей, незаезженные мысли. Так вот забудьте, на Дзене это не так работает.
Завершал флешмоб цикл выпусков про неухоженных баб, которых продолжают трепать до сих пор. Только ленивая блогерша не пнула несчастных женщин по-больному, а весь этот шлак крутился как бешеный, принося дочитки и популярность, хотя по логике дзена такой контент должен был умереть в зачатке.
НО! Никакой уникальный контент дзену не нужен. Как и год назад, сейчас всё так же популярны истории про свекровь, неухоженные тетки, поднимающие ЧСВ авторов и комментаторов, историческая трешатина в стиле Левашова и Хиневича и прочее подобное.
ХЕЙТЕРЫ, ПОКЛОННИКИ
Вкупе с агрессивным мужичьем на моем канале ошиваются такие снисходительные дядечки, которые прямо не оскорбляют, но любят шуткануть про кухарок (отсылочка к словам Ленина) и показать свое интеллектуальное превосходство.
Еще попадаются чудики, с которыми я вообще не знаю, как разговаривать.
КАРМА
Когда удастся перешагнуть рубеж в 70, Дзен будет накидывать бонусные показы. Только за счет этих показов я имею возможность раскрутить приличные, не трешовые статьи, которые алгоритм дзена рубит сразу после родов.
ЗАЧЕМ ВООБЩЕ ВСЁ ЭТО?
КАК ВЫЙТИ НА МОНЕТУ
У меня 2 монетизированных канала (второй предпочту не открывать), так что кой-чего по теме сказать могу.
Для успешной монетизации нам потребуется 5 дней и 10-15 статей (можно выйти на монету и с 1 статьей за сутки, но это не мой опыт). Ваши статьи есть игральные карты, и тут важно понимать: когда сбросить мелочь, когда ходить в козырь.
Первые несколько дней алгоритм будет присматриваться к вашему творчеству и подбирать категорию, куда отнести публикуемый контент. Приручаем искусственный интеллект мелочевкой, пускаем спокойные, не провокационные статьи, мягко подталкиваем алгоритм в нужном направлении. На третий день настает ваш звездный час. Пора эксгумировать неухоженных женщин, вспоминать немытую Европу и перетряхивать сифилитиков. Можно пускать жареное, но помните, что кликбейт и откровенная жесть могут принести пессимизацию каналу. А потому сдерживаем порывы) Да поможет вам Бог)
МОИ УСПЕХИ
Ну что ж, давайте взглянем на то, ради чего и читаются отзывы на дзен. На начисления. Так как сей отзыв пишу давно, то и скрины мои не совсем свежи. Нынешние начисления соответствуют последнему скрину.
Если публиковать дичь и делать это ежедневно, то можно выйти на такие цифры (можно и на большие, канеш, но автор смог только так).
Что мне нравится, новый алгоритм довольно задорно крутит старые статьи, и даже если свежак почему-то не зашел, свои 200 рэ в день я всё равно получаю. Что не нравится, у приличных статей по прежнему нет шанса оказаться в ленте Дзена. Нормальный контент интересует лишь десяток-другой верных подписчиков, не более.
ИТОГ
Я не буду ставить Дзену низкую оценку. Да, у этой площадки полно недостатков. Да, у нее странная аудитория. Да, там полно негатива. Но этот треш вполне уравновешивается возможностью самовыражения, хоть каким-то баблишком, интересными знакомствами. А еще мне кажется, что в конечном итоге Дзен продавит тот, чьи мысли имеют не одну лишь коммерческую направленность. Если вы приходите в экстаз от написания текстов, если умеете делать крутые фотки, если шарите в какой-то не избитой теме и хотите поделиться знаниями не только денег ради, обязательно надо попробовать. Но возможно, ваша проба растянется на год))
Мои другие статьи на тему заработка: