стозвоном сосняка что это
Сергей Есенин — Поёт зима, аукает: Стих
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина
В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки».
Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты.
Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны».
В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне.
Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.
Сергей Есенин
Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает… (+ Анализ)
Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает…»
1 вариант
Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает…», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.
Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.
Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».
Я усталым таким ещё не был… (+ Анализ)
Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».
Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.
Анализ стихотворения «Поёт зима – аукает» Есенина
2 вариант
Одним из наиболее ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «поёт зима – аукает», в котором он в трогательной манере передал образ зимы.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поёт зима — аукает.
История создания – Стихотворение написано в 1910 году.
Тема стихотворения – Природа, красота и суровость зимней поры года.
Композиция – Построена на противопоставлении суровой зимы и долгожданной весны.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием парной и кольцевой рифмы.
Метафоры – «плывут в страну далёкую», «стозвон сосняка».
Эпитеты – «седые», «игривые», «бешеный».
Сравнения – «как детки сиротливые». «метелица ковром шелковым стелется».
Олицетворения – «мохнатый лес баюкает», «вьюга злится всё сильней».
Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.
Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, незрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.
Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.
Пускай ты выпита другим.. (+ Анализ 2 варианта)
Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своём произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.
Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стихотворения представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.
Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.
В произведении Есенина природа живёт, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.
Сюжет стихотворения ясен и прост. Композиция состоит из трёх условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса – воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться. Демонстрация могущества зимы уступает место сладким мечтам о скорой весне.
В своём произведении поэт прибегает к антитезе (противопоставлению), игре на контрастах. Зима предстает то заботливой матушкой, то суровой мачехой. Лютые морозы и снежные вихри олицетворяют собой безжалостность зимней поры, которой противопоставляется весна – солнечная, радостная предвестница счастливых перемен.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с использованием парной и кольцевой рифмы.
Отличительной чертой данного произведения является необычное построение строк. Каждая строфа выглядит как обычное четверостишие, но, по сути, является шестистишием, что приводит к особенному звучанию стиха, с перебивкой ритма.
Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения. Оно пропитано мыслями и чувствами лирического героя. Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в тёплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.
При описании неповторимой красоты и самобытности русской природы поэт мастерски использует различные средства художественной выразительности. Это и метафоры («стозвон сосняка»), и эпитеты («мохнатый», «седые», «игривые», «бешеный»), и олицетворения («мохнатый лес баюкает», «вьюга злится всё сильней»).
Пороша (Еду. Тихо. Слышны звоны) (+ Анализ)
Замерзших воробышек Есенин сравнивает с «детками сиротливыми», вызывая у читателя неподдельное чувство жалости к птичкам. Тем самым он подчёркивает, что всё живое бессильно перед могуществом и величием природы, наделенной властью щедро одаривать и беспощадно отнимать свои дары.
Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина
3 вариант
В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки».
Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты.
Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны».
В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне.
Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.
Стихотворение и анализ «Поет зима, аукает…»
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Как детки сиротливые,
Озябли пташки малые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Краткое содержание
Стихотворение «Поет зима, аукает…» считается одним из лучших в творчестве Сергея Есенина. В нем начинающему поэту удалось простыми словами так красочно и образно описать зимний день, что оно получилось похожим на детскую сказку.
В. Беднов. Воробушки. 1973
Образ зимы меняется на протяжении повествования. Вначале она напоминает ласковую мать, убаюкивающую мохнатый лес. Однако это впечатление обманчиво. Уже в следующих строках зима сбрасывает с себя эту личину и предстает во всей своей грозной красе. Свирепая вьюга и леденящая стужа помогают ей взять в плен всю природу. Над всей этой мрачной картиной нависают суровые облака.
На этом описание леса заканчивается, и действие перемещается в один из заснеженных дворов. Автор отмечает, что снежный покров напоминает красивый шелковый ковер, только уж «больно холодный». Особый трепет вызывает у поэта стайка замерзших и голодных птичек, которых он называет нежными. Они борются с неукротимой вьюгой за свое выживание, поэтому прижались как можно ближе друг к другу, сидя у самого окошка.
В самом конце стихотворения возникает образ красавицы весны. Но она приходит к птичкам пока еще только в их снах. Заснувшие воробышки радуются первым лучам ласкового солнца, которое Есенин описывает довольно лаконично. Но эта картина настолько контрастирует с разбушевавшейся непогодой, что этих нескольких слов достаточно, чтобы почувствовать весеннюю атмосферу.
Анализ
История создания
К моменту написания стихотворения Есенину было всего пятнадцать лет. Юноша с детских лет был влюблен в родную природу, и это очень хорошо отразилось в данном произведении. В его представлении природа обладает таким же волшебством, как те сказки и легенды, которые он слышал в раннем возрасте. Поэтому все образы его пейзажных стихотворений наделены человеческими чертами. Стихотворение «Поет зима, аукает…» было написано в 1910 году, а впервые опубликовано через четыре года, и называлось оно «Воробышки».
Персонажи и образы
В стихотворении нет выраженного лирического героя, но есть свидетель происходящего, который испытывает жалось к крохотным птичкам. Основные персонажи – леденящая метель и воробышки, которые пытаются выжить в жестокие морозы. Метель – это большая, безжалостная стихия. Ей неведомо сочувствие к маленьким существам, похожим на «деток сиротливых», которые пытаются сохранить последнее тепло, плотно прижавшись друг к другу. Эта трогательная картина говорит об их взаимной поддержке.
Промежуточным образом между птичками и бушующей метелью является сон. Зимняя стихия «баюкает» «мохнатый лес», а пташки «дремлют у окна». Природа покорно пережидает эту суровую пору и ждет счастливого пробуждения долгожданной весной.
Композиция
Композиция стихотворения последовательная, линейная. Текст включает в себя четыре строфы, в каждой из которых по шесть строчек. Каждая строфа своеобразно закольцована определенным событием.
В первых двух шестистишиях идет описание зимней природы, после этого действие перемещается во двор. Наблюдается переход от общего к частному. Читатель видит маленьких воробышков, ютящихся у окна деревенской избы.
Третья строфа содержит кульминацию. Вьюга достигает невиданной силы и злобно обрушивается на оконные ставни. Птички под ее натиском плотнее прижимаются друг к другу. В последней строфе напряжение ослабевает: под вой ветра птички погружаются в сон, в котором им грезится наступившая весна.
Литературное направление стихотворения – реализм. Своим звучанием оно похоже на народную песню. По жанру это лирическое пейзажное произведение, созвучное работам крестьянского поэта А. Кольцова.
Размер и средства художественной выразительности
В стихотворении использован четырехстопный ямб. Рифма чередующаяся – дактилическая и мужская (ААБВВБ), то есть параллельная рифма сочетается с перекрестной.
Произведение написано простым, понятным языком. В тексте преобладают прилагательные и глаголы – автор не только описывает явления, но и придает им движение, наполняет определенным действием. Стихотворение насыщено разнообразными выразительными средствами. Для усиления воздействия автор использует инверсию (обратный порядок слов): «с ревом бешеным», «пташки малые», «вихри снежные» и просторечие «но больно холодна!»
Эпитеты представлены выражениями: «воробышки игривые», «мохнатый лес», «ковром шелковым», «седые облака», «пташки нежные». Украшают текст олицетворения: «облака плывут … с тоской глубокою», «поет зима, аукает … лес баюкает», вьюга «злится все сильней», «стучит по ставням».
Очень выразительны в этом стихотворении метафоры: «ковром шелковым стелется», «стозвоном сосняка», «в улыбках солнца» и сравнение: «воробышки игривые, как детки сиротливые». Основано произведение на антитезе – злая вьюга противопоставлена озябшим и беззащитным птичкам.
Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») создают звуковые образы разбушевавшейся непогоды, способствуют созданию тревоги, возникновению мрачных мыслей о чем-то ужасном и неизбежном.
Проблематика и основная идея произведения
Основная идея стихотворения – желание выжить в суровых условиях жестокой зимы. Такое чувство присуще каждому живому существу, и Есенин наглядно демонстрирует это в своем произведении. Несмотря на то, что зима – прекрасное время года, обладающее неповторимой красотой, она бывает очень беспощадна к тем, кто остался без крова и пищи.
Если человек может позаботиться о себе, заготовив на холодный период еду и дрова, то маленьким птенчикам остается надеяться только на добрых людей. Они терпеливо сидят у окошка и мечтают о приходе весны. Стихотворение учит быть добрым, уметь проявлять сострадание и заботу о тех, кто остался один на один со своим тяжелым положением, кто голодает и лишен теплого угла, где можно согреть свое тело и душу.
Неолог. и окказ. Есенина. Часть I
II.9.17. Неологизмы и окказионализмы Есенина
II.9.17. 1 Сложносоставные неологизмы и окказионализмы Есенина
В Словарь неологизмов Сергей Толстой включил всего 5 сложностоставных новообразований Есенина: легкодумный, молитвословный, псалмопенье, стозвонный, шишкоперый (377). На самом деле подобных сновых слов в стихах поэта гораздо больше. Рассмотрим их, вместе с добавленными нами, как и в предыдущих разделах о неологизмах русских поэтов, в алфавитном порядке и постараемся отделить действительные неологизмы от окказионализмов.
БЕЛОНОГИЙ ТЕЛОК
[1070]
Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О БЕЛОНОГОМ телке.
«Корова» (1915)
Окказионализм-эпитет к слову телок (то же, что телёнок) (198) белоногий образован сложением основ прилагательного белый и существительного ноги по аналогии со словом босоногий (761).
На бугре БЕРЁЗА-СВЕЧКА
В лунных перьях серебра.
«Темна ноченька, не спится…» (1911)
Из поэмы «Инония» (1918) процитируем ещё раз следующее четверостишие:
И в провал, отененный бездною,
Чтобы мир весь слышал тот треск,
Я главу свою власозвЕздную
Просуну, как солнечный блеск.
В прилагательном власозвездная, использованном в качестве эпитета в синклесе «власозвездная глава» мы обращали внимание на составляющие его архаизмы: власы вместо волосы и звезды вместо звёзды. Нужно отметить, что это прилагательное является поэтизмом, который в обычной литературной речи употребляться не может. В связи с указанными особенностями это словообразование Есенина следует считать окказионализмом.
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске ВОЛООКОЙ,
Телеграфными столбами давясь.
[1071]
«Мир таинственный, мир мой древний…» (1921)
Прилагательное волоокий, использованное поэтом как эпитет к слову тоска, является устаревшим книжным поэтизмом (25, 198), в значении «имеющий большие выразительные глаза с поволокой (25, 184,198).
Есенин использовал это слово, образованное сложением слов вол и архаизма око, как эпитет к слову тоска, но, в то же время, применительно не к живому существу, не к красавице (198), а, наоборот, к неприглядному, ужасному городу, что являлось в таком выражении городской тоски авторской поэтической метафорой и окказионализмом Есенина (761).
У околицы
ГУЛЯЙ-ПОЛЕВОЙ
Собиралися
Буйны головы.
«Песнь о великом походе» (1924)
ЗЕЛЕНОКОСАЯ,
В юбчонке белой
Стоит берёза над прудом.
«Мой путь» (1925)
Выделенное слово нужно рассматривать не отдельно, а в словосочетании-синклесе «зеленокосая берёза», в котором оно только и имеет смысл, и ещё, может быть, может быть применено как эпитет в сочетании с другими зелёными деревьями. Поэтому его нужно рассматривать как окказиональную поэтическую метафору, но нельзя считать неологизмом. Может быть именно поэтому оно и не было включено в Словарь неологизмов Сергея Толстого (377).
Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
«Зелёная причёска…» (1918)
Где пляшет, сняв порты,
ЗЛАТОКОЛЕННЫЙ дождь.
«Октоих» (1917)
Мы уже отмечали в разделе о архаизмах, что новое словообразование златоколенный является авторским поэтизмом и окказионализмом Есенина, выражающем метафорический образ плящущего дождя, который, «сняв порты» (штаны), как бы демонстрирует свои золотые или яркие как золото, наверное при солнечном свете во время дождя, свои колени, которые поэт поэтическим взглядом увидел в струях такого дождя. Понятно, что и это новообразованное слово не нашло места в указанном Словаре неологизмов (377).
Скачет КРАСНОГРИВЫЙ жеребенок?
«Сорокоуст» (1920)
«Ехали мы из Тихорецкой в Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно и что же видим, за паровозом, что есть силы, скачет маленький жеребёнок, так скачет, что нам сразу стало ясно, что он вздумал почему-то обогнать его. Бежал он долго, но под конец стал уставать и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит многое. Конь стальной победил коня живого, и этот маленький жеребёнок был для меня наглядным, дорогим, вымирающим образом деревни и ликом Махно. Она и он в революции нашей страшно походит на этого жеребёнка тягательством живой силы с железной.
Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений…» (762).
Не обольщен я
Гимнами герою,
Не трепещу
КРОВОПРОВОДОМ жил.
«Капитан Земли» (1925)
Неологизм кровопровод не был включён в Словарь неологизмов, составленный Сергеем Толстым (377), но напрасно, так как это слово, синонимом которого явлется анатомический и физиологический термин «кровеносный сосуд», действительно заслуживает внимания как удачное новое слово, составная часть которого «провод» более точно выражает функцию проводника крови от сердца к другим органам и тканям организма, чем сосуд, указывающий только на соответствующую ёмкость, наполняемую кровью, но не на движение крови по нему.
[1074]
Молочный дым качает ветром сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши в руки жёлтый КРУТОСКЛОН
«Голубень» (1916)
Окказионализм крутосклон, составленный из выражения «крутой склон», образован по аналогии со словом небосклон (761).
ЛЕГКОДУМНЫЙ (ЛЕГКОДУМНЫХ ЖЕНЩИН)
Я всегда хотел, чтоб сердце меньше
Вилось в чувствах нежных и простых,
Что ж ищу в очах я этих женщин —
ЛЕГКОДУМНЫХ, лживых и пустых?
«Может, поздно, может, слишком рано…» (1925)
Прилагательное легкодумный, использованное поэтом как эпитет применительно к женщинам. Оно было включено в Словарь неологизмов, составленный Сергеем Толстым (377), на мой взгляд, не совсем оправдано, так как по определению Словаря Ефремовой (184) это прилагательное считается разговорным словом, т.е., как можно полагать, бывшее известным в народных говорах.
Литературным синонимом этого прилагательного является легкомысленный (184,216). В Словаре Даля есть похожее по смыслу слово легкоумный (119), синонимом которого указано прилагательное безрассудный.
Смысл, который поэт вкладывал в названное им слово тот же, поэтому его следует считать всё-таки окказионализмом, а не неологизмом, который должен отличаться новым значением, обогащающим русский язык.
[1075]
Там синь и полымя воздушной
И ЛЕГКОДЫМНЕЙ пелена.
Я буду ласковый послушник,
А ты – разгульная жена.
«Опять раскинулся узорно…» (1916)
Окказионализм легкодымный (761), использованный в сравнительной степени, образован от выражения «лёгкий дым», как эпитет к слову пелена.
Эта пелена в начале стихотворения ещё наззвана «затуманенною дымкой», а в конце превращается в глухой туман.
Мне нравится запах травы, холодом подожжённой,
И сентябрьского ЛИСТОЛЁТА протяжный свист.
«Пугачёв» (1922)
Неологизм листолёт образован по типу известного слова листопад.
И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
МОЛИТВОСЛОВНЫМ ковылем.
«Запели тесаные дроги…» (1916)
Прилагательное, молитвословный, использованное Есениным и включённое в Словарь неологизмов Сергеем Толстым (377), по существу несёт ту же смысловую нагрузку, что и причастие молитвословящий, введённое Клюевым в стихотворении «Я был прекрасен и крылат…» (1910, 1918), но в указанный Словарь неологизмов не попавшее (см. раздел о неологизмах и окказионализмах Клюева) :
Люблю я сосен перезвон,
МОЛИТВОСЛОВЯЩИЙ пустыне.
Обратим внимание, что и у Клюева, и у Есенина указанные относились к звону, у Клюева –сосен, а у Есенина – степного ковыля, и таким образом эти неологизмы не следует понимать буквально как что-то связанное с чтением молитв. На самом деле в указанных стихах это примеры поэтизмов-метафор.
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткёт ей саван НЕЖНОПЕННАЯ волна.
«Зашумели над затоном тростники…» (1914)
Эпитет-окказионализм нежнопенная от выражения «нежная пена» использован в синклесе «нежнопенная волна» (525,761).
Уведу тебя под склоны
В шелкопряные поля.
Ой ли гусли-самозвоны,
ПСАЛМОПЕНЬЯ ковыля.
«Темна ноченька, не спится…» (1911)
Существительное псалмопение является известным церковным словом (656) и Сергей Толстой напрасно включил его в Словарь неологизмов (285).
[1077]
Кроме того обратим внимание, что и в указанном примере из варианта стихотворения Есенина, как и в предыдущем с прилагательным молитвословный, это слово было отнесено поэтом к ковылю, что является поэтической метафорой.
Всё сильней и крепче,
Ветер СИНЬ-СТУДЁНЫЙ.
С нами храбрый Ворошилов.
Удалой Будённый.
«Песнь о великом походе» (1924)
Как мы отмечали ранее в разделе о разговорных словах Есенина, окказионализм синь-студёный является биликсемой Есенина, в котором поэт соединил дефисом существительное синь с прилагательным студёный и применил это новообразование в качестве эпитета к слову ветер.
До Египта раскорячу ноги,
Раскую с вас подковы мук.
В оба полюса СНЕЖНОРОГИЕ
Вопьюся клещами рук.
«Инония» (1918).
Выделенное слово является окказиональным и его нужно рассматривать в словосочетании-синклесе «снежнорогие полюса», в котором, как и в целом в указанном отрывке, оно приобретает смысл поэтической метафоры.
Колокольчик СРЕБРОЗВОННЫЙ,
Ты поёшь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
«Колокольчик среброзвонный. » (1917)
Архаичная составляющая выделенного слова «сребро-» вместо современной серебро не позволяет отнести указанное сложносоставное слово к неологизмам и его следует определить как окказионализм (761) и в то же время поэтизм Есенина.
СТОЗВОН и СТОЗВОННЫЙ
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
«Поёт зима-аукает…» (1910)
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих СТОЗВОННЫХ.
«Край любимый! Сердцу снятся…» (1914)
Существительное-оккказионализм стозвон (761) – то же, что многоголосье.
Прилагательное стозвонный, соответственно, означает многоголосый.
Это не неологизм, хотя именно так указал его Сергей Толстой (377). Он является окказионализм (761). так как по сути не может стать более значимым для русского словаря, чем указанные его синонимы, в значении «наполняющие звоном».
По тучам иду, как по ниве, я,
Свесясь головою вниз.
Слышу плеск голубого ливня
И светил ТОНКОКЛЮВЫХ свист.
«Инония». Часть 4. (1918)
[1079]
Прилагательное тонкоклювая указано в Словаре Даля в словосочетании «тонкоклювая птица» (119). Кроме эпитета к названиям соответствующих видов птиц с тонким клювом, это прилагательное в других словосочетаниях в русском языке не встречалось. У Есенина же оно использовано как эпитет к светилам, что является окказионализмом-метафорой.
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с богом
В белой ТУЧЕ-БОРОДЕ.
«Микола» (1913-1914)
Новообразованное Есениным сложносоставное слово туча-борода является авторской билексемой-неологизмом (403) и в то же время метафорой.
Серебристая дорога,
Ты зовёшь меня куда?
Свечкой ЧИСТОЧЕТВЕРГОВОЙ
Над тобой горит звезда.
«Серебристая дорога…» (1917 или 1918)
Прилагательное чисточетверговая яваляется неологизмом, образованным от выражения «Чистый четверг», отмечаемый христианами за три дня до Пасхи.
Свечка-звезда – не просто образ или метафора, но и подразумеваемая здесь билексема.
У голубого водопоя
На ШИШКОПЁРОЙ лебеде
Мы поклялись, что будем двое
И не расстанемся нигде.
«Весна на радость не похожа…» (1916)
Шишкопёр –дикий чеснок, который растёт в горах, на холмах и в болоте, но это не лебеда (763). Шишкопёрая лебеда- это придуманный Есениным окказионализм (525), не являющийся реалией или действительно существующим растением.
В связи с отмеченным можно утверждать, что слово шишкопёрый не является неологизмом и напрасно включено в соответствующий Словарь неологизмов Сергея Толстого (377).
[1080]
Примечание: Этот раздел из работы «О литературных нормах в русской поэзии». Автор будет признателен читателям, которые могут внести свои замечания и предложения к этому разделу (нумерация страниц и сносок продолжается).