стоицизм в чем суть
Стоицизм: философия, подобная морали
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Философское отношение к жизни – одна из вещей, что помогают человеку пережить наиболее сложные моменты в процессе становления личности, справиться с кризисными периодами, извлекать из жизненных перипетий ценнейший опыт.
И чаще всего под таковым отношением к себе, жизни и миру подразумевают учение стоиков. Что это за учение, когда появились стоики и почему эти принципы, сформировавшиеся еще в античности, не утратили своей актуальности в наши «продвинутые» времена?
Классический стоицизм: история возникновения
Мало кто знает, что популяризация стоицизма, возникшего еще в 300 году до нашей эры, тесно связана со знаменитым произведением архитектурного искусства – открытой беседкой под названием Στοὰ Ποικίλη, что означало:
Буквально и получилось «Расписной портик», больше известный в Афинах как просто Стоя. Основатель учения, Зенон Китийский, был слишком беден, чтобы построить школу для своих последователей, поэтому проводил лекции на каменных скамьях Стои, а его учеников стали потом называть стоиками.
Примечательно, что еще за сотню лет до появления философской школы «зенонизма» название «Стоа Пойкиле» использовалось для обозначения кружка аэдов и прогрессивных литераторов, собиравшихся в том же месте.
Сейчас среди современников популярна несколько ограниченная трактовка учения Зенона.
То есть, обычно мы пользуемся довольно упрощенным определением, что стоицизм – это особая духовная твердость, принципиальность и мужество, проявляемые человеком в тяжелых жизненных ситуациях.
Возможно, это обусловлено тем, что в качестве самостоятельной дисциплины сегодня стоицизма как такового практически нет. Однако за несколько веков существования краеугольные идеи стоиков серьезно повлияли на взгляды последователей Платона, а затем и вовсе слились с неоплатонизмом.
Периодизация и эволюция стоицизма
При этом сложно не заметить яркие проявления стоических принципов в рамках той или иной философской школы. Если же говорить о классическом течении без примесей, специалисты выделяют три основных периода в истории его развития:
Некоторые из экспертов отмечают, что на излете II века можно наблюдать исчезающе-малую четвертую стадию развития – эпоху психологизма, скомпонованного еврейским эллинистом Филоном Александрийским под влиянием учений пифагорейцев и платоников. В дальнейшем классический стоицизм существенно повлиял и на аскетствующих гностиков.
Все учение стоиков базируется на практически ориентированной философии, конечная цель которой – развитие «прикладного» человеческого разума, помогающего в процессе познания истины.
При этом подразумевается и другая цель – обретение мудрости, крайне необходимой в решении вопросов логико-онтологической проблематики. В этом, собственно, и заключается этический идеал стоицизма, к которому его последователи должны стремиться всеми силами.
Истинные стоики: философия и суть учения
На фоне этого может показаться, что стоики «исповедовали» самодостаточность разума. Но нет: в то время как другие философские школы считали умение мыслить высшей привилегией человека, зенонисты утверждали, что интеллект – всего лишь инструмент, который в процессе познания окружающей действительности формирует истину.
Однако добиться успеха в познании истины возможно только при достижении определенной тождественности между измышлениями наблюдателя и сущностью объекта. Для этого необходимо задействовать все три предиката идеологии стоицизма:
Вот, если кратко, суть стоицизма, а тех, кто верил в такие идеи и следовал подобным принципам, называли стоиками. Тем не менее Википедия приводит еще одно значение этого слова:
Стоик – это человек, который умеет контролировать свои эмоции и не поддаваться страстям, способен безмятежно принимать свою судьбу, мужественно переносить любые испытания, стойко противостоять невзгодам и соблазнам.
Впрочем, стоики тоже позволяют себе испытывать эмоции, но только тогда, когда речь идет о действительно значимых вещах. При этом необходимо было следовать принципам каждой из базовых дисциплин учения.
Чтобы сделать учение более понятным и доступным для простых людей, в разные периоды последователи использовали для определения стоицизма яркие и привычные образы. В частности, Диоген Лаэртский, ссылаясь на размышления Зенона, представлял своим слушателям три ключевых элемента учения примерно так:
Из такого подхода затем и проистекли принципы, которые, кстати, явно прослеживаются и в других учениях, появившихся или возрожденных в эпоху Ренессанса. Например:
Отсюда можно сделать вывод, что стоицизм – философия личностного достоинства, способности разума воспринимать мир таким, каков он есть.
А что касается ключевых характеристик стоиков, то это прежде всего:
Идеализированные образы героев, правителей и святых непременно наделяют чертами, присущими верным последователям учения Зенона.
Примечательно, что в последующие века характерное для этой философии теоретизирование ограничилось только этикой и затем трансформировалось в моралистику. В таком виде стоицизм на какое-то время обрел статус ведущей идеологии в Римской империи, где и начал интегрирующее сближение с христианской культурой.
Вместо заключения
Стоицизм, построенный на сдержанности и способности принимать обстоятельства, и сегодня остается актуальным. Умение освободиться от страстей и подчинить собственную жизнь аналитическому и критическому мышлению – важная черта человека, которого можно назвать стоиком.
И это действительно так: каждому из нас необходимо сдерживать порывы – как плотские, так и духовные, – чтобы не утратить контроль над жизнью. В суждениях важно оставаться непредвзятым, ведь общество без справедливого решения вопросов будет уничтожено.
Ну а смелость проявляется не только на поле брани: умение не отступать перед повседневной рутиной – это тоже отвага!
9 практик стоицизма, которые помогут преодолеть безумие современности
Но на этом история не заканчивается. Столетия спустя эта философия остается актуальной даже в современном обществе. Стоические практики помогут укротить хаос, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Подчеркиваем, это не мнение редакции, а мнение стоиков. Соглашаться с ними или нет – твое право.
1. Контроль над эмоциями
Людей мучают не вещи, а представления о них.
– Эпиктет –
Многое из того, что происходит в жизни, не находится под нашим контролем. Стоики признали эту неоспоримую истину и сосредоточились вместо нее на том, что они могут сделать.
А ведь у самого Эпиктета, как могло показаться на первый взгляд, не было никаких оснований полагать, что он мог контролировать хоть что-то. Рожденный рабом, искалеченный собственным хозяином, он прожил жизнь и скончался в нищете и неволе. Но не об этом думал стоик. Пускай скромные пожитки и тело находились не в его власти, зато мнение, желания и презрение по-прежнему оставались под его контролем. Вот и все, чем он владел. Мало? Не суди звоном монет, главное достояние всегда неосязаемо.
У нас много причин для разочарования. Малейшие неудобства провоцируют истеричку внутри каждого из нас. Даже плохой сигнал Wi-Fi вызывает прилив первобытной ярости. Но на самом деле ни одна из этих проблем не делает нас несчастными. Несчастье начинается тогда, когда мы даем волю эмоциям. Нельзя допускать, чтобы внешние события влияли на наше внутреннее состояние ума.
Нам неподвластно все, что находится дальше расстояния вытянутой руки. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Как только мы это усвоим, станет ясно, что мы имеем право быть счастливыми независимо от обстоятельств.
Применяем философию эпикурейцев в реальной жизни
2. Береги время
Все у нас чужое, лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает.
– Сенека –
Стоики понимали, что время является нашим самым большим достоянием. В отличие от любой из материальных ценностей, когда-либо потерянных, оно не может быть восстановлено. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы тратить его впустую как можно реже.
Те, кто растрачивает этот скудный ресурс на развлечения, рано или поздно осознают, что им нечем хвастаться, и ничего у них не осталось. С другой стороны, те, кто свободно отдают свое время другим, обнаруживают, что они не лучше тех, кто его тратит.
Большинство из нас позволяет людям и обязательствам слишком легко воровать драгоценные секунды. Мы принимаем обязательства, не задумываясь о том, что они значат и чего будут стоить. Календари и графики должны были помочь нам, но мы все равно стали рабами времени. Его у нас немного. Меньше, чем кажется.
3. Одобрение толпы
Я часто задавался вопросом: раз уж человек любит себя больше, чем всех остальных людей, то почему собственное мнение о себе он ценит меньше, чем мнение других?
– Марк Аврелий –
Большая часть того, что мы делаем, определяется необходимостью быть любимыми и принятыми. Коллектив все решает – эта доктрина родом не из советских, а куда более темных и дремучих времен. В прошлом, если твое мнение шло поперек линии партии и мнения племени, то тебя в лучшем случае изгоняли во фриланс бытия. Погибель в одиночестве в пустыне.
В некоторой степени это актуально до сих пор. Но сколько времени и усилий мы тратим, пытаясь получить одобрение других? Чего это нам стоит?
4. Будь в курсе, куда плывет твой корабль
Когда корабль не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет попутным.
– Сенека –
Современный капитализм постарался, чтобы наша жизнь отличалась от жизни предков. Будь то еда, путешествия или развлечения – нам все это гораздо проще, чем предкам. С одной стороны, это неоспоримый плюс, а с другой – это явно не пошло на пользу. Когда перед человеком представлено слишком много вариантов, его парализует нерешительность.
Это известно как парадокс выбора. Наши мозги не смогли идти в ногу с современными достижениями, и когда им открылся доступ к безграничной информации и свободе выбора, они не нашли ничего лучше, как переполниться и выйти из строя. Это одна из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. С таким количеством вариантов мы никогда не можем решиться на что-то нормальное: либо откладываем решение, либо осуществляем сразу несколько действий. В итоге так и остаемся на одном месте.
Стоики подчеркивали необходимость целенаправленных действий. Мы должны стараться не просто реагировать на обстоятельства, а идти к какой-то конкретной цели.
5. Отбрось эгоизм и тщеславие
Отбрось свое тщеславие, ибо человек не может выучить то, что, как он думает, уже знает.
– Эпиктет –
Одним из самых больших разочарований для старика Эпиктета стали его ученики, которые утверждали, что хотят учиться и получать новые знания, а на самом деле думали, что и так все знают. Неприятная ситуация для любого учителя: стараешься объяснить, а они утверждают, что и без тебя все знают. Хотя понятно, что их знания поверхностны, на уровне «Что-то слышал, описать смогу».
А ведь в основе таких утверждений лежат эгоизм и высокомерие. Никогда такое мышление не было столь опасным, как сегодня. Потому что та информация, которая лезет на нас изо всех щелей и проникает в мозг одним кликом мыши, не только недостаточна для решения проблем завтрашнего дня, но также может быть препятствием для адекватного мышления.
Нам повезло жить в эпоху, где практически каждая отрасль стоит на пороге больших перемен. Еще в древние времена Марк Аврелий заметил: «Вселенная – это трансформация; жизнь – это мнение». Вот почему самые блестящие умы сегодняшнего дня тратят большую часть времени на чтение и глубокое изучение отрасли. Они понимают, что всегда найдется мудрость, которую можно почерпнуть из прошлого или настоящего. Было бы разумно сделать то же самое. Всегда оставайся студентом, умнее будешь.
6. Консолидация мыслей во время их написания
Ни один человек не был мудрым случайно.
– Сенека –
Из многих вещей, которые мы можем делать ежедневно, смотреть внутрь – самая важная. Акт саморефлексии заставляет нас подвергать сомнению все неоднозначное и глубже рассматривать чужие представления о мире. Именно так рождались ответы на самые сложные вопросы.
Стоики хорошо это понимали. Самый могущественный человек в Римской империи, Марк Аврелий, нашел время, чтобы записать свои наблюдения и чувства о войне и мире. Мы знаем их под названием «Размышления», а многие и вовсе считают одним из величайших книжных произведений в истории человечества.
7. Твердая позиция
Бездействуя, люди учатся делать зло.
– Катон –
Катон был упрям и непоколебим в своих убеждениях, не признавал компромиссов. Он считал, что у серого не бывает оттенков: есть либо добродетель, либо порок, и они всегда одинаковы.
При всем уважении к философу нельзя отрицать, что многие подвиги стали возможными только на основе компромисса. Люди все чаще и чаще отказываются от принципов во имя терпимости или прибыли.
Гибкость гибкостью, но надо ведь иметь какую-то позицию. Катон разгневал как своих политических союзников, так и врагов своим отказом от компромиссов. Он потребовал, чтобы его друзья и семья приняли ту же позицию, не оставляя места для какой-либо гибкости.
Но соблюдение этого невозможного стандарта принесло ему непоколебимую власть. По умолчанию он стал моральным арбитром Рима. Может быть, сейчас твоя принципиальность заставит некоторых людей отвернуться, но зато она упрочит твою репутацию.
8. Представь худшее, что только может с тобой случиться
С мудрым человеком ничего не происходит против его воли.
– Сенека –
В последнее время много говорится о силе позитивного мышления. Нас учат, что оптимизм является ключом к долгой счастливой жизни. Но стоики не верят в эту чрезмерно оптимистическую чепуху. Потому что эта практика склоняет нас к пассивности. Вместо того, чтобы предпринимать какие-то действия, мы просто сидим и ждем, что ситуация улучшится. Вместо того, чтобы отрицать суровые реалии жизни, они решили принять ее.
Они регулярно проводили упражнение под названием «Рremeditatio malorum», что переводится как «преднамеренность зла». Цель игры – представить себе худшие события, которые только могли произойти. Для некоторых это была потеря репутации. Для других это было финансовое разложение и нищета. Но все боялись смерти и, спаси Аид, убийства. Что произойдет с близкими, если завтра все пойдет не так? Как справиться с этой ситуацией? Изменит ли это событие всю оставшуюся жизнь? Они задавали те же вопросы, что задают отчаявшиеся люди на приеме у гадалок. Только ответы искали сами.
Мы должны быть честными с самими собой. Грубыми, но честными. И никогда не бояться столкнуться с реальностью. Это лучший способ подготовиться к неудачам.
9. Помни, что ничто не вечно
Александр Великий и погонщик его мулов умерли и стали одно и то же: либо приняты в тот же осеменяющий разум, либо одинаково распались на атомы.
– Марк Аврелий –
В великой схеме вещей ничто из того, чего мы достигли, не имеет значения. Эта мысль отрезвляет и успокаивает. Оказывается, не обязательно добиваться славы – можно просто целыми днями пить «Маргариту» и радоваться жизни. А ведь мы все живем так, будто находимся в центре реальности. Каждый видит себя главным героем в собственной истории.
Но истина в том, что это восприятие существует только в наших умах. А миру и окружающим ты на хрен не нужен. Обычный мужичок-мудачок, с черт знает какими мыслями в голове. Все вокруг ходят с подобным мышлением, но каждый из нас в конечном счете ничтожен. Даже самые яркие умы, такие как Эдисон и Ньютон, разложатся на плесень и липовый мед. А Эдисон так и вовсе был мерзавцем по жизни, так что статус небожителя ему не светит.
Нам не нужно соответствовать иррациональным ожиданиям и внешнему давлению. Мы не должны изобретать совершенно бессмысленную чепуху вроде спиннера в надежде на создание богатого наследия и увековечения собственного имени в анналах истории. Это бессмысленно, ибо все обратится в прах, даже твое самолюбие не долго будет тешиться, ибо его продырявят черви.
Все, что имеет значение, – это жизнь в комфортных условиях. Это единственное мерило, позволяющее на смертном одре сказать вожделенно: «А жизнь-то я прожил хорошую».
Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать
Елена Щур
Сегодня философия стоицизма приобрела в глазах многих не самые радужные оттенки. Стоики воспринимаются как люди мрачные, суровые, которые, стиснув зубы, готовы терпеть все жизненные неурядицы, а не пытаться их преодолеть. Однако суть учения совсем не в этом. Стоицизм — это о том, как в тяжелых испытаниях увидеть возможности, как быть счастливым даже в самой беспросветной ситуации. Об этом статья Лари Уолласа, опубликованная в Aeon.
Мы нередко искажаем философию. Мы изменяем ее формы лишь на основании неясных очертаний, превращаем ее в мультфильм, словно карикатурист, специально преувеличивающий неправильные черты. Так буддизм в сознании многих превращается в доктрину пассивности и даже лени, а экзистенциализм становится синонимом апатии и бессмысленного отчаяния. Что-то подобное произошло и со стоицизмом. Он воспринимается (если вообще о нем вспоминают) как философия мрачной выносливости, терпения и продолжения, но не преодоления различных жизненных страданий и неприятностей.
Неудивительно, что эта философия утратила свою популярность. Неудивительно, что в западной культуре мудрец-стоик никогда не был так популярен, как мастер Дзен. Даже при том, что стоицизм намного более доступен, он не только не обладает экзотической мистикой восточных практик, но и считается философией, которая просто ломает человека, даже когда он решительно безразличен. В этом понимании не учитывается стремление к постоянному преодолению и невозмутимому спокойствию, которое пропагандируют стоики.
Кроме того, здесь не учитывается благодарность. Это тоже часть спокойствия, поскольку именно благодарность делает спокойствие возможным. Стоицизм в большей степени, чем какое-либо другое учение, является философией благодарности. Более того, благодарности столь сильной, что можно вынести все. Философы, тосковавшие по наивысшему психологическому освобождению, часто забывали о своей принадлежности к сообществу, куда входили в том числе и стоики. «Вы хотите жить “согласно с природой»?” — усмехается над стоиками Ницше в книге «По ту сторону добра и зла» (1886):
«О благородные стоики, какой обман слов! Вообразите себе существо, подобное природе, — безмерно расточительное, безмерно равнодушное, без намерений и оглядок, без жалости и справедливости, плодовитое и бесплодное, и неустойчивое в одно и то же время, представьте себе безразличие в форме власти, — как могли бы вы жить согласно с этим безразличием? Жить — разве это не значит как раз желать быть чем-то другим, нежели природа? Разве жизнь не состоит в желании оценивать, предпочитать, быть несправедливым, быть ограниченным, быть отличным от прочего? Если же предположить, что ваш императив «жить согласно с природой» означает в сущности то же самое, что «жить согласно с жизнью», то каким же образом вы не могли бы этого сделать? К чему создавать принцип из того, что сами вы являете собою и чем вы должны быть?»
Обвинения в адрес стоицизма именно такие — соблазнительные по своей четкости и энергии и, следовательно, эффективные, но при этом абсолютно некомпетентные. Вот почему испытываешь такое разочарование, когда видишь, как Ницше сходит с тропы благоразумия в следующих двух абзацах и обвиняет стоиков в попытке «предписать» их «мораль природе», в неспособности к иному взгляду (на природу) из-за «высокомерной надежды», что природу можно «тиранизировать» так же, как стоики тиранизируют самих себя. Затем он обвиняет всю философию в том, что она являет собой «тиранический инстинкт», «духовную волю к власти», к «сотворению мира» (все это является нескрываемой психологической проекцией, учитывая, что Ницше был одержим идеей психологического превосходства).
Равнодушие действительно дает власть. Если применять его в нужных ситуациях, если сознательно принять определенное отношение, то равнодушие не только делает такую жизнь возможной, но и помогает вести более свободный, открытый и необычный образ жизни. Радость и горе, как и другие эмоции никуда не уйдут, но вы сможете их умерить, и они будут меньше вас мучить.
Если за объяснениями, что есть стоицизм, не всегда можно обратиться к философам, то тогда к кому? Для начала можно посмотреть определение слова «стоик» в Urban Dictionary — краудсорсинговом онлайн-словаре английского сленга:
Cтоик — человек, который не заморачивается по поводу всякой ерунды, происходящей в этом мире, из-за которой парится большинство людей. Стоики испытывают эмоции, но только по отношению к действительно значимым вещам.
Пример: Компания подростков сидит на крыльце. Мимо проходит стоик.
Интересно, что автор использует в этом анекдоте именно слово «крыльцо» (porch), ведь слово «стоицизм» произошло от греческого слова «stoa» — а это как раз греческое название для сооружения, которое мы сегодня называем крыльцом (портиком — прим. ред.). Древние стоики собирались в таких галереях, проводили там время и говорили о просвещении и всяких других вещах. Греческий философ Зенон является основателем школы, а римский император Марк Аврелий — самым известным практиком, в то время как римский политик Сенека, пожалуй, был наиболее красноречивым и интересным представителем этого учения. Однако настоящим героем стоицизма большинство стоиков признают греческого философа Эпиктета.
Он был рабом, что как нельзя лучше подкрепляет его учение. Такой убедительностью другие стоики не могут похвастать, несмотря на все перенесенные ими жизненные трудности. Эпиктет беседовал со своими учениками, а они потом записали его слова. Сегодня это единственное, что сохранилось от учения Эпиктета. Его речи содержатся в двух коротких работах «Руководство» и «Беседы». Среди непосредственных учеников Эпиктета был Марк Аврелий (еще один философ-стоик, который не предполагал, что его будут когда-нибудь читать. Его сборник «К самому себе» написан исключительно для себя, что-то вроде личного руководства).
Среди «непрямых» учеников Эпиктета — целая плеяда великих людей, выдающихся во всех сферах и областях. Один из них — бывший адмирал ВМС США Джеймс Стокдейл. Во время войны во Вьетнаме он находился в заключении 7 лет, у него были переломаны кости, он голодал, сидел в одиночной камере и переносил другие всевозможные лишения и испытания. Его психологической опорой в ту пору было учение Эпиктета, с которым он познакомился после окончания колледжа, когда попал в ВМС. Параллельно он изучал философию в Стенфордском университете. Во Вьетнаме он всегда обращался к идеям стоицизма и не забывал о них даже в самые ужасные моменты. В особенности в такие моменты. Он понимал значение этих уроков и научился применять их на практике лучше, чем кто-либо другой.
Стокдейл много писал об Эпиктете, упоминал его в речах, мемуарах, сочинениях. Но если вам не хочется забивать голову (а ведь именно этого пытается избежать стоик), то лучшее из всего этого — его речь 1993 года в Королевском колледже Лондона, опубликованная под заголовком «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения» (1993). Подзаголовок здесь важен. Однажды Эпиктет сравнил лекторий философа с больницей, из которой ученик должен выйти с ощущением небольшой боли. «Если лекторий Эпиктета — это больница, — пишет Стокдейл, — то моя тюрьма была лабораторией. Лабораторией человеческого поведения. Я решил проверить постулаты Эпиктета на примере реальных жизненных трудностей, которые творились в моей лаборатории. Как вы видите, он победоносно выдержал это испытание».
Стокдейл отвергал ложный оптимизм, который проповедует христианство, потому что знал из собственных наблюдений, что ложная надежда сводит в тюрьме с ума. Сами стоики верили в богов, но тот, кто не приемлет религиозных верований, может воспринимать стоицизм так же, как буддизм, если не могут поверить в карму и реинкарнацию.
Если избавиться от всей лишней «шелухи», то все в конечном счете сводится к выбору. Выбор — это действительно все, что у нас есть, и об остальном не стоит даже и думать. «Кто из людей непобедим?» — однажды спросил Эпиктет, а затем сам ответил: «Тот, кого не волнует ничего, что находится за пределами его выбора». Всякое несчастье, которое лежит за пределами выбора, должно рассматриваться как возможность укрепить нашу решимость, а не служить оправданием для слабости. Это поистине один из величайших в мире жизненных принципов, это желание обратить неприятности в возможность. Именно это отчасти превозносил Сенека, когда описывал, что бы он сказал тому, чей дух никогда не смирялся и никогда не подвергался испытаниям: «Бедный ты, несчастный — оттого, что никогда не был несчастен. Ты прожил жизнь, не встретив противника; и никто никогда не узнает, на что ты был способен, даже ты сам». Мы делаем себе огромное одолжение, когда видим в неприятностях возможность сделать такое открытие, а в этом открытии найти и получить еще больше.
Еще один отличный жизненный стоический принцип отражен в книге Вильяма Ирвайна «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» (2009). Принцип получил название «негативная визуализация». По мнению стоиков, постоянно думая о худшем, что может произойти, мы вырабатываем иммунитет к опасностям, которые таит в себе чрезмерное позитивное мышление, убежденность в том, что реалистичный взгляд на мир приводит только к отчаянию. Только представляя себе плохое, мы по-настоящему можем оценить хорошее. Вы не испытаете благодарности, если будете все воспринимать как должное. Именно эта благодарность заставляет нас с удовольствием делать уступки, когда все в мире уже и так вышло из-под контроля. Как же могло возникнуть такое огромное недопонимание в такой в высшей степени понятной философии? Как мы могли забыть, что темный узкий проход на самом деле ведет к превосходству?
В этих принципах можно узнать стандартную когнитивно-поведенческую психотерапию (КПТ). И в самом деле, стоицизм определяли как своего рода прото-когнитивно-поведенческую терапию. Американский психолог Альберт Эллис, разработавший в 1955 году первую форму КПТ, известную как терапия, читал труды стоиков в юности и в свое время прописывал своим пациентам максиму Эпиктета: «Человека беспокоят не сами вещи, но собственное мнение об этих вещах». «Если коротко, то это по сути и есть когнитивная модель эмоций», — считает Дональд Робертсон — врач-психотерапевт, который в 2010 году написал книгу по психотерапии «Философия стоиков как рациональная и конитивная психотерапия».
Очевидно, что из-за этой простоты и доступности стоицизм никогда не поймут те, кто увлекается абстрактными и эзотерическими философиями. В романе «Мужчина в полный рост» (1988) Том Вулф наделяет стоическими взглядами полуграмотного заключенного, и это удается ему с удивительным правдоподобием. Монолог Конрада Хенсли может показаться высокопарным, но нельзя усомниться в скрывающихся за ним чувствах. Когда Конрада спросили, стоик ли он, он ответил: «Я только читаю об этом, но я бы хотел, чтобы кто-нибудь из таких людей был сегодня рядом, чтобы к нему можно было прийти, как приходили ученики к Эпиктету. Сегодня люди думают, что стоики — это такие люди, ну вы знаете, такие люди, которые, стиснув зубы, терпят боль и страдание. Но на самом деле они просто спокойные и уверенные перед лицом любых невзгод».
Это заставляет спросить, а какие были невзгоды? Мы уже упоминали, что Эпиктет был рабом, напротив его имени можно поставить галочку. Напротив Сенеки тоже, несмотря на мнение многих несогласных. Жизнь Сенеки, несмотря на периодическую возможность пользоваться всеми земными благами, была очень тяжела: он был болен туберкулезом, находился в изгнании под гнетом жестокого диктатора и убийцы. Сам Сенека говорил, что никто не приговаривал мудрецов к бедности. Только древнегреческий циник попытался бы отрицать это.
Кроме того, Сенека первым бы сказал, как однажды написал кому-то в одном из своих писем: «Я не настолько бесстыж, чтобы пытаться лечить своих товарищей, когда сам болен. Тем не менее, я обсуждаю с вами проблемы, которые касаются нас обоих, и я делюсь с вами своим лекарством, как если бы мы с вами лежали вместе в одной больнице». Марк Аврелий тоже был в этой «больнице». Наделенный властью императора и пользующийся всеми привилегиями этого положения, он также переносил все сопутствующие трудности и удары, и даже сверх того. Я бы не смог высказаться на этот счет лучше, чем Ирвайн в своей книге «Путеводитель по хорошей жизни». Поэтому не буду мудрить и приведу цитату:
«Он был болен, возможно, язвой. Его семейная жизнь была полна несчастий: его жена, видимо, была ему неверна, из 14 детей, которых она ему родила, выжили только шестеро. Кроме того, управление империей наносило свои удары. Во время его правления на границах было много восстаний, и Марк нередко лично отправлялся контролировать их подавление. Его собственные назначенцы, особенно Авидий Кассий, правитель Сирии, восстали против него. Его подчиненные вели себя нагло и презрительно по отношению к нему, и эту наглость он выносил с невозмутимым нравом. Горожане отпускали шутки в его адрес, и их не наказывали за это. Во время его правления на империю также обрушилась чума, голод, стихийные бедствия, в частности землетрясение в Смирне».
Всегда оставаясь стратегом, Марк применял надежную технику в борьбе со всеми трудностями, которые наполняли его жизнь. В начале каждого дня он говорил себе: «Я увижу надоедливых, неблагодарных, жестоких, вероломных, завистливых и закрытых людей». Он мог бы вести себя иначе и притворяться, что все прекрасно, особенно в те дни, когда это было действительно так, или, по крайней мере, казалось таковым. Но в этом случае, как бы он научился идти и по ветру, и против него, постоянно приспосабливаясь к неприятным поворотам судьбы? Что бы с ним сталось, когда поменялся бы ветер?