стивенсон о чем писал
Роберт Льюис Стивенсон (1850—1894)
К разочарованию своих родных, он не продолжил семейную традицию и не сделался строителем маяков, как его отец и дед. Но вряд ли впоследствии кто-нибудь сожалел об этом. Он стал автором любимого всеми романа «Остров сокровищ» (1883 г.), первым поэтом, писавшим специально для детей. Он прожил яркую, хоть и короткую жизнь, которая сама похожа на приключенческий роман.
Роберт Льюис Стивенсон родился в Эдинбурге, столице Шотландии. С детских лет его мучили болезни, он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками. Однако лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки, потому что умел фантазировать. Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки. Именно ей он посвятит первую в истории литературы книгу стихов, адресованных детям. Начинается эта книга словами: «Владея богатством всей земли, должны мы быть счастливы, как короли». Написана она была по-новому. Автор не учил читателей вести себя хорошо и слушаться маму, а изображал мир ребёнка прекрасным и загадочным.
Но начал Стивенсон с прозы. В пятнадцать лет он написал и издал очерк о восстании шотландцев против англичан «Пентландское восстание. Страница истории, 1666». Любовь к словам кружила ему голову, он готов был посвятить жизнь литературе, но пришлось уступить отцу и поступить в Эдинбургский университет на отделение права. Окончив университет, Стивенсон отдаётся любимому делу с новой страстью, пробует силы как в поэзии, так и в прозе, внимательно изучает произведения английских классиков.
Болезнь гонит его в тёплые края. Он путешествует с другом по югу Франции, где пишет серии очерков: «Путешествие внутрь страны» (1878 г.) и «Странствия с осликом по Севеннам» (1879 г.). Читатель сразу почувствовал в авторе умного и наблюдательного человека, который мог занимательно и с юмором рассказывать даже о пустяках.
Во Франции Стивенсон встретил американку Фанни Осборн, вдову, мать двоих детей. Не в силах забыть её в разлуке, он тайно покидает дом и едет к ней в далёкую Калифорнию, едва не погибнув по дороге. Поженившись, они живут бедно, но в лирических стихах, написанных Стивенсоном в то время, их скромное жилище преображается в прекрасный дворец, возникший из лесной зелени и морской голубизны, наполненный птичьим пением. Впоследствии это стихотворение вошло в сокровищницу английской поэзии как редкий пример выражения счастливой любви.
Умение быть счастливым при любых обстоятельствах Стивенсон сохранил на всю жизнь. Особенно оно пригодилось в борьбе с его злейшим врагом — туберкулёзом. В поисках подходящего для здоровья климата ему пришлось много путешествовать. Писатель лечился в зимнем санатории в штате Нью-Йорк, плавал на яхте по Тихому океану, но все эти годы не переставал работать. Когда врачи запретили ему двигаться, он диктовал произведения жене.
Творчество Стивенсона относят к неоромантизму, художественному течению, возникшему на рубеже XIX—XX вв. Высокие идеалы прошлого не потеряли своей притягательности, но трезвый взгляд и тонкая ирония говорят о приобретённой зрелости. В характере Норсмора — главного героя повести «Дом на дюнах» (1880 г.) — так резко противопоставлены демонизм и благородство, что повесть могла бы превратиться в пародию, если бы не спокойный и обстоятельный тон рассказчика, напоминающий интонации зачинателей английского романа XVIII в.
Принц Флоризель — персонаж двух циклов рассказов из сборника «Новые тысяча и одна ночь» (1882 г.): «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи». На первый взгляд это идеальный романтический герой. Детектив-любитель, он бескорыстно борется с преступниками, защищая невинных жертв и прекрасных дам. Флоризель избавляет общество от Алмаза Раджи как от источника зла и преступлений, но ему не справиться с неумолимым ходом истории: принц лишается трона и отечества и занимается тем, что «держит на Руперт-стрит сигарную лавочку, часто посещаемую и другими политическими эмигрантами». Благодаря Стивенсону рассказ превратился в весьма уважаемый жанр, хотя ранее критики не относились к нему всерьёз.
История создания лучшего романа Стивенсона широко известна.
Однажды вместе со своим пасынком Ллойдом он нарисовал карту острова, скрывающего сокровища капитана Флинта; завязалась игра, а уже из неё вырос литературный шедевр — «Остров сокровищ». Действие происходит в XVIII в. Повествование ведётся от лица отважного и сообразительного мальчика Джима, участника поиска сокровищ, за которыми герои отправляются на шхуне «Испаньола». Корабль оказывается в руках пиратов, руководимых одноногим Джоном Сильвером, но Джиму удаётся узнать об их заговоре. Множество опасных приключений приходится пережить путешественникам, соревнуясь с пиратами в охоте за удачей.
Опасаясь за свою репутацию серьёзного писателя, Стивенсон сначала печатал роман в журнале для подростков и под псевдонимом. Неожиданный успех рассеял сомнения, и уже на отдельном издании 1883 г. стояло настоящее имя писателя. Роман принёс автору мировую славу и сразу стал классикой приключенческого жанра.
Несмотря на то что и сегодня такие слова, как «пираты», «сокровища», «необитаемый остров», могут поразить воображение юного читателя, секрет успеха романа кроется всё-таки не только в захватывающем сюжете. С первых же строк романа мы открываем друга в лице мальчика Джима. Его попросили рассказать «всю историю, с самого начала до конца, не скрывая никаких подробностей», и он честно выполняет обещание, предлагая почти документальный отчёт. Этот тон простого последовательного повествования Стивенсон унаследовал от Даниеля Дефо, автора «Робинзона Крузо». Живой и бесхитростный рассказ мальчика заставляет читателя смотреть на события глазами Джима, сочувствовать ему и с неослабевающим вниманием следить за его приключениями. Стивенсон мастерски передаёт недоумение подростка, попадающего в сложный мир взрослых, где добро и зло так причудливо перемешаны, что требуется напряжённая работа ума и сердца, чтобы научиться отличать одно от другого.
Джим не выставляет себя героем, хотя ему не раз удаётся спасать положение. Действуя под влиянием импульса, он часто не находит объяснения своим поступкам и то стыдится, то гордится их неожиданными последствиями: нехорошо, что оставил лагерь, зато захватил корабль. Поступки взрослых не менее противоречивы, и разобраться в них Джиму ещё трудней. Удивление — вот чувство, сопровождающее его повествование.
Билли Боне, пьяница и горлопан, принёсший несчастье в дом Джима, вызывает сочувствие, когда оказывается бессильной жертвой мести пиратов. Сквайр Трелони ведёт себя как ребёнок, легкомысленно доверяя корабль шайке разбойников. А главная загадка для мальчика — Долговязый Джон Сильвер. Именно его обаянию поддаются и Трелони, и доктор Смоллет, и сам Джим. Злодей вовсе не прост, он отличается незаурядной смекалкой. Иногда мальчик откровенно любуется его ловкостью и мужеством, да и сам Сильвер относится к Джиму с теплотой, особенно когда им вместе приходится противостоять взбешённым бандитам.
Психологическое богатство персонажей усиливает остроту сюжета. Стивенсон не отпускает внимание читателя, всякий раз начиная новый эпизод не в начале, а в конце главы. В романе нет утомительных описаний природы, отвлечённых философских рассуждений и, главное, отсутствует назидательность, но это только помогает понять, какой нравственный урок мальчик вынес из перенесённых испытаний.
— Пиастры! Пиастры! Пиастры!».
В такой же манере и тоже от лица мальчика написаны два других приключенческих романа — «Похищенный» (1886 г.) и «Катриона» (1893 г.). Действие первого происходит на фоне реальных исторических событий XVIII в. Главный герой, Дэвид Бэлфур, переносит множество лишений из-за того, что его дядя, отъявленный мерзавец, хочет отобрать по праву принадлежащее племяннику имение. Дэвида похищают и отправляют в Америку; по дороге он при необычных обстоятельствах находит верного друга. Корабль, на котором они плывут, терпит крушение, но, преодолев множество опасностей, друзья спасаются, и Дэвид в конце концов добивается восстановления своих прав. В романе «Катриона» рассказывается, как Дэвид Бэлфур, рискуя собственной жизнью и свободой, пытается спасти от смерти невинно осуждённого человека, а также о любви героя к Катрионе, внучке Роб Роя, национального героя Шотландии.
Особое место в творчестве Стивенсона занимает фантастическая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886 г.). Доктор Джекил, добропорядочный господин, страдает от невыносимых противоречий своего характера. С помощью лабораторных опытов он создаёт двойника, воплощающего его дурные качества. Двойник начинает жить своей жизнью, совершает омерзительные поступки и не останавливается даже перед убийством. Впоследствии имена Джекил и Хайд стали нарицательными, они символизируют неразрывную связь противоречивых черт в природе человека.
Большую известность приобрели исторические романы Стивенсона — «Принц Отто» (1885 г.), «Чёрная стрела» (1888 г.), изданный посмертно «Сент-Ив» (1897 г.), где приключения становятся ещё занимательней благодаря причудливому переплетению экзотики прошлого с подлинными фактами и реальными личностями.
Последние свои годы Стивенсон провёл на острове Самоа в Тихом океане. Он подружился с самоанцами, вы учил их язык и даже посылал статьи об их жизни в лондонские газеты, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам маленького народа. Когда на Самоа назревала гражданская война, он ездил верхом от одного лагеря к другому, пытаясь склонить стороны к миру.
После смерти писателя шестьдесят самоанцев отнесли гроб с его телом на вершину горы. На могильном камне выбито стихотворение Стивенсона «Реквием»:
Под звёздным небом, на ветру
Место последнее изберу.
Радостно жил я, легко умру
И лечь в могилу готов.
На камне могильном напишете так:
«Здесь он хотел оставить знак,
С моря вернулся, пришёл моряк,
И охотник вернулся с холмов». (Перевод И. Ивановского.)
Роберт Льюис Стивенсон
Биография
Имя Роберта Льюиса Стивенсона с детства знакомо всем, кто не представляет жизни без книги. Невероятные и захватывающие приключения, которые поджидают героев его произведений на каждом шагу, не раз заставляли читателей часами просиживать за страницами «Острова сокровищ» и «Черной стрелы». И хотя именно эти произведения считаются самыми известными в библиографии писателя, список книг Стивенсона не ограничивается ими.
Детство и юность
Будущий писатель родился в Эдинбурге 13 ноября 1850 года. Отец мальчика владел необычной профессией — был инженером, проектировавшим маяки. С раннего детства мальчик много времени лежал в постели — серьезные диагнозы заставляли родителей беречь сына.

Возможно, постоянные ограничения и постельный режим и помогли воображению Роберта Льюиса Стивенсона развиться настолько, что тот начал придумывать воображаемые приключения и путешествия, которые не мог совершить в жизни. Кроме того, няня мальчика воспитывала в нем литературный вкус и чувство слова, читая стихотворения Роберта Бернса и рассказывая сказки перед сном.

Уже в 15 лет Роберт Льюис Стивенсон закончил первое серьезное произведение, получившее название «Пентландское восстание». Отец Роберта поддержал сына и издал эту книгу в 100 экземплярах за собственные деньги в 1866 году.
Примерно в то же время Стивенсон, несмотря на состояние здоровья, начал путешествовать по родной Шотландии и Европе и записывать впечатления и случаи из поездок. Позднее эти очерки вышли под обложкой книг «Дороги» и «Путешествие внутрь страны».

Став постарше, Роберт Льюис Стивенсон поступил в эдинбургскую академию, а затем и в Эдинбургский университет. Поначалу молодой человек пошел по стопам отца и начал изучать инженерное дело. Однако позднее перешел на факультет юриспруденции и в 1875 году стал дипломированным юристом.
Литература
Первым серьезным произведением Стивенсона, принесшим писателю известность, стал рассказ под названием «Ночлег Франсуа Вийона». А уже в 1878-м прозаик, находясь в очередной поездке во Франции, заканчивает цикл рассказов, вышедших как единое целое.

Этот сборник получил название «Клуб самоубийц» и позднее стал одним из самых известных произведений Стивенсона. «Клуб самоубийц», а также цикл рассказов «Алмаз раджи», были напечатаны во многих литературных журналах Европы. Постепенно имя Стивенсона становилось узнаваемым.

Постепенно разрозненные эпизоды начали складываться в полноценный роман, и Стивенсон сел за бумагу. Изначально писатель дал книге название «Корабельный повар», но позднее изменил его на «Остров сокровищ». В этом произведении, как признавался Стивенсон, отразились его впечатления от книг других авторов — Даниэля Дефо и Эдгара По. Первыми читателями готового романа стали пасынок писателя и отец, но вскоре о книге заговорили и другие любители приключенческой литературы.
Следующей из под пера писателя выходит «Черная стрела», в 1885 году появляется «Принц Отто» и культовая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Годом позднее Роберт Льюис Стивенсон закончил работу над очередным сборником рассказов, получившим название «И еще новые тысяча и одна ночь» (или «Динамитчик»).

Примечательно, что Стивенсон писал и стихи, однако относился к стихотворным экспериментам как к дилетантству и даже не пытался публиковать их. Но часть стихотворений писатель все же собрал под одной обложкой и решился издать. Так появился сборник поэзии Стивенсона, навеянный воспоминаниями о детских годах. На русском языке стихотворения вышли в 1920 году и получили переводное название «Детский цветник стихов». Позднее сборник несколько раз переиздавался и изменял первоначальное название.
К тому времени семья Стивенсона, благодаря «Острову сокровищ», жила безбедно. Но, к сожалению, здоровье автора больше и больше давало о себе знать. Медики посоветовали писателю сменить климат, и Роберт Льюис Стивенсон переехал из родной страны на острова Самоа. Местные жители, поначалу настороженно воспринявшие незнакомцев, вскоре стали постоянными гостями в гостеприимном доме этого добродушного человека.

Личная жизнь
Первой влюбленностью писателя стала дама по имени Кэт Драммонд, работавшая певицей в ночной таверне. Пылкий Стивенсон, будучи неопытным юношей, настолько увлекся этой женщиной, что собрался жениться. Однако отец писателя не позволил сыну взять в жены Кэт, которая, по мнению Стивенсона-старшего, не подходила для этой роли.

Позднее, во время путешествий по Франции, Роберт Льюис Стивенсон повстречал Фрэнсис Матильду Осборн. Фанни — так Стивенсон ласково называл возлюбленную — была замужем. Кроме того, у женщины было двое детей и она была старше Стивенсона на 10 лет. Казалось, это способно помешать влюбленным быть вместе.
Поначалу так и произошло — Стивенсон уехал из Франции один, без возлюбленной, оплакивая неудавшуюся личную жизнь. Но в 1880 году Фанни, наконец, удалось развестись с супругом и обвенчаться с писателем, ставшим в одночасье счастливым мужем и отцом. Общих детей у пары не было.
Смерть
Остров Самоа стал не только любимым местом писателя, но и последним пристанищем. 3 декабря 1894 года Роберта Льюиса Стивенсона не стало. Вечером мужчина по обыкновению спустился к ужину, но внезапно схватился за голову, сраженный ударом. Через несколько часов писателя уже не было в живых. Причиной смерти гения стал инсульт.

Там же, на острове, до сих пор сохранилась и могила писателя. Аборигены, по-настоящему опечаленные смертью своего героя и «вождя-сказителя», похоронили Роберта Льюиса Стивенсона на вершине горы под названием Веа, водрузив на могилу надгробие из бетона.
В 1957 году советский писатель Леонид Борисов написал биографию Роберта Льюиса Стивенсона, получившую название «Под флагом Катрионы».




Роберт Льюис Стивенсон — совсем не тот добропорядочный джентльмен, за которого себя выдаёт! В 1876 году этот человек принял «посвящение», соединившее его с миром морских разбойников. Он захватил власть на пиратском бриге капитана Файланта и несколько месяцев плавал в районе Антильских островов. Потом, узнав о существовании спрятанных сокровищ, прихватил заветную карту острова и бежал с судна. Но тут удача изменила пирату. Так и не найдя вожделенного клада, он добрался до цивилизованной земли и поселился там под именем Стивенсона. А о своих приключениях написал роман «Остров сокровищ».
Не потому ли ответ на вопрос «кем быть?» возник впоследствии сам собой — конечно, писателем. Но писатель, считали родители, профессия несерьёзная. Поддавшись на их уговоры, Стивенсон поступил на юридический факультет Эдинбургского университета и в 1875 году получил право заниматься юридической практикой. Надо сказать, что правом этим он так никогда и не воспользовался.
Впервые роман увидел свет в 1883 году. Реакция читателей оказалась более чем неожиданной — автора буквально завалили письмами с просьбой назвать точные координаты острова, ведь там осталась невывезенная часть сокровищ. Наивные современники так и не смогли поверить, что события романа — не личный опыт, а всего лишь плод воображения писателя.
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 8 т.: Пер. с англ. — М.: Терра — Кн. клуб: Литература, 2001.
Одинокий дом, стоящий на берегу Северного моря. Зыбучие пески. Штормовые ветры. Чайки, кружащие над отмелями с унылым плачем. Вполне подходящая обстановка для трагедии, которая начнётся сразу, как только появятся её участники. А они не заставят себя долго ждать. Разорившийся банкир с дочерью-красавицей, два влюблённых в неё джентльмена и итальянские карбонарии заполнят бурными страстями этот скудный и мрачный пейзаж.
Безбожный, коварный, отважный и обольстительный старший сын шотландского лорда Дэррисдира Джемс, владетель Баллантрэ, без особых угрызений совести занимается морским разбоем, не брезгует ремеслом шпиона, а, вернувшись домой, планомерно доводит до помешательства родного брата.
НОЧЛЕГ ФРАНСУА ВИЙОНА: Рассказ / Пер. с англ. И.Кашкина // Стивенсон Р.Л. Ночлег Франсуа Вийона; Клуб самоубийц; Остров сокровищ; Чёрная стрела; Странная история доктора Джекила и мистера Хайда; Владетель Баллантрэ; Сатанинская бутылка. — М.: АСТ: Пушкинская б-ка, 2003. — С. 6-78.
глаза три крестика, сделанных красными чернилами, — два в северной части острова и один в юго-западной. Возле этого последнего крестика теми же красными чернилами, чётким почерком… было написано:
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПРИНЦА ФЛОРИЗЕЛЯ / [Пер. с англ. Т.Литвиновой, Е.Лопыревой]. — СПб.: Кристалл, 2001. — 158 с. — (Старый стиль).
СТИВЕНСОН Р.Л. ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ: Пер. с англ. Т.Озерской // Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ; Чёрная стрела; Потерпевшие кораблекрушение. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 281-508.
Кроме «Детского сада стихов», в книгу вошли ещё два поэтических сборника Р.Л.Стивенсона «Поучительные эмблемы» (шутливые назидания с рисунками автора) и «Подлесок», а также баллады.
Стивенсон Р.Л. Моя первая книга «Остров сокровищ» / Пер. с англ. М.Кан // Стивенсон Р.Л. Избр. произв.: В 3 т.: Т. 1. — М.: Республика, 1992. — С. 161-169.
Кашкин И. Роберт Льюис Стивенсон // Кашкин И. Для читателя-современника. — М.: Сов. писатель, 1977. — С. 256-293.
Из содерж.: Белоусов Р. Курс на «Остров сокровищ»; Внуков Н. Остров сокровищ; Луканов И. Под вывеской «Подзорная Труба»; Кассис В. Клад.