Но́вая волна́ (англ. New Wave ) — музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок-музыки, возникшие в конце 1970-х — начале 1980-х гг. и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока.
Содержание
Происхождение и развитие
Сам термин появился в печати в 1977 году, — по аналогии с «новой волной» в кино, призванный, таким образом, определить новое направление рок-музыки (иногда и не рок-, например, Jean Michel Jarre, Enya, Enigma), начатое панк-роком, из которого быстро развились новые жанры: постпанк, синти-поп и т. д. до инди-рока и евро-попа. Для жанров «новой волны» характерны короткие песни энергичного ритма (наследство панк-рока и рок-н-ролла), зачастую аранжированные с обильным использованием синтезаторов (влияние Devo, The Police, Talking Heads, Duran Duran, Public Image Limited, Depeche Mode, The Cure, The Jam, Blondie, The Clash. Все они оказали определяющее влияние на танцевально-электронную музыку 1980-х гг., сформировав не только звучание десятилетия, но и его моду.
Новая волна в СССР
В СССР в 1980-х годах произошёл расцвет советского рок-движения, и множество рок-групп тогда играли музыку, если не являющейся «новой волной» в западном понимании этого термина, то по крайней мере очень насыщенную её элементами. Среди таких советских музыкальных коллективов были Кино, Центр, Телевизор, Алиса, а также композитор Юрий Чернавский.
После периода расцвета
К концу 1980-х гг. большинство групп «новой волны» конца 70-х гг. либо прекратили своё существование, либо разработали своё собственное звучание, порывающее с прежними приёмами. При этом появились новые коллективы, как правило, из Континентальной Европы, которые успешно стали использовать арсенал технологических и мелодических находок «новой волны» (особенно жанра синти-поп и hi energy): Camouflage, Mecano и др.
На рубеже столетий, одновременно с возрождением моды 80-х гг., «новая волна» обрела новую популярность, вернее, лишь один из жанров этого направления — электроклэш (группы Client, альбомы Мадонны).
Но́вая волна́ (англ. New Wave ) — музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок-музыки, возникшие в конце 1970-х — начале 1980-х гг. и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока.
Содержание
Происхождение и развитие
Сам термин появился в печати в 1977 году, — по аналогии с «новой волной» в кино, призванный, таким образом, определить новое направление рок-музыки (иногда и не рок-, например, Jean Michel Jarre, Enya, Enigma), начатое панк-роком, из которого быстро развились новые жанры: постпанк, синти-поп и т. д. до инди-рока и евро-попа. Для жанров «новой волны» характерны короткие песни энергичного ритма (наследство панк-рока и рок-н-ролла), зачастую аранжированные с обильным использованием синтезаторов (влияние Devo, The Police, Talking Heads, Duran Duran, Public Image Limited, Depeche Mode, The Cure, The Jam, Blondie, The Clash. Все они оказали определяющее влияние на танцевально-электронную музыку 1980-х гг., сформировав не только звучание десятилетия, но и его моду.
Новая волна в СССР
В СССР в 1980-х годах произошёл расцвет советского рок-движения, и множество рок-групп тогда играли музыку, если не являющейся «новой волной» в западном понимании этого термина, то по крайней мере очень насыщенную её элементами. Среди таких советских музыкальных коллективов были Кино, Центр, Телевизор, Алиса, а также композитор Юрий Чернавский.
После периода расцвета
К концу 1980-х гг. большинство групп «новой волны» конца 70-х гг. либо прекратили своё существование, либо разработали своё собственное звучание, порывающее с прежними приёмами. При этом появились новые коллективы, как правило, из Континентальной Европы, которые успешно стали использовать арсенал технологических и мелодических находок «новой волны» (особенно жанра синти-поп и hi energy): Camouflage, Mecano и др.
На рубеже столетий, одновременно с возрождением моды 80-х гг., «новая волна» обрела новую популярность, вернее, лишь один из жанров этого направления — электроклэш (группы Client, альбомы Мадонны).
Наиболее известные исполнители и группы «новой волны»
Полезное
Смотреть что такое «Нью-вейв» в других словарях:
нью-вейв — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови
Ноу-вейв — Истоки: панк рок, авангард, индастриал Место и время возникновения: 1970 е, Нью Йорк Годы расцвета: нет Поджанры … Википедия
Панк-рок — панк рок … Википедия
Русский рок — Направление: рок Истоки: барды, русская народная музыка, зарубежная рок музыка и рок н ролл Место и время возникновения: 1960 е, СССР Годы расцвета … Википедия
Notorious (альбом) — Notorious Студийный альбом Duran Duran Дата выпуска 18 ноября 1986 … Википедия
Rio (альбом) — Rio Студийный альбом Duran Duran … Википедия
Рок-музыкант — Запрос «Рок» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «Рокер» перенаправляется сюда. О мотоциклистах см. Байкеры. Рок музыка (англ. Rock music) обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» качать в данном случае… … Википедия
Рок-певец — Запрос «Рок» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «Рокер» перенаправляется сюда. О мотоциклистах см. Байкеры. Рок музыка (англ. Rock music) обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» качать в данном случае… … Википедия
Рок (музыка) — Запрос «Рок» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «Рокер» перенаправляется сюда. О мотоциклистах см. Байкеры. Рок музыка (англ. Rock music) обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» качать в данном случае… … Википедия
Ну и, пожалуй одними из первопроходцев стиля стали Blondie из США, которые писали электронную музыку, но добавляли в неё панковские ноты
Blondie: «Heart Of Glass» (1976)
Откуда взялось название new wave? Многие объясняют это названием изданной дискографии Who’s New Wave in Music, куда вошли композиции 130 коллективов играющих в стиле new wave
С временем в «новой волне» на первую роль активно выходили синтезаторы. Создавая синтез с гитарами, они рождали поджанры панка, индипопа, других направлений в музыке.
И, конечно же, надо отметить The Cure. Созданная в 1973 году группа, после экспериментов группа в 1979 записывает альбом Three Imaginary Boys. И тут же, по горячим следам в 1980-м году выпускает альбом Seventeen Seconds и после этого записывает до 1987 года по одному альбому в год, везде сохраняя свою мрачно-готическую стилистику.
Duran Duran, пожалуй, сделали стиль new wave номером один в своё время. Британская группа, стартовавшая в одно время с The Cure. Они сделали стиль «новой волны» изящным и результатом этого было множество музыкальных премий и наград.
В данный момент new wave находится почти в ретро, несмотря на усилия некоторых групп возродить его. Пожалуй, самым лучшим таким примером является шотландская группа Franz Ferdinand из Глазго.
Это было задание #25 марафона #92днялета
Подписывайтесь на мой канал «Культурная история» на Дзен
Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект
Музыкальное явление «новая волна» (new wave) — история
Музыке, пришедшей на смену панку, критики дали многообещающее название «новая волна». Её поклонники считают, что она оправдала это определение, став возрождением рок-культуры. Но приверженцы «прогрессивного» рока отказывают «волне» в новизне и полагают, что это и не рок вовсе.
Музыкалное явление «новая волна» (new wave) возникло во второй половине 70-х гг. и получило наибольшее развитие в Великобритании и США. Этот термин обозначает не конкретное музыкальное на правление, а скорее совокупность различных течений.
В «новой волне» можно условно выделить постпанк, экспериментальные течения (синт-поп, панк-джаз, «никакая волна»), ретротечения (нео-мод-рок, неорокабилли, пауэр-поп) и развлекательную музыку («новая романтика», электро- и техно-поп).
Однако часто однозначно определить принадлежность исполнителей к тому или иному течению невозможно. Музыканты могли играть в одном стиле, а затем перейти к другому; иногда разные стили сочетались в одном альбоме.
Музыканты «новой волны» отошли от традиционного для рок-музыки состава инструментов (гитара, бас-гита ра и ударные). Они начали использовать народные инструменты, главным образом африканские и латиноамери канские. Важнейшую роль в становлении «новой волны» сыграло применение синтезаторов и компьютеров.
Что касается общего мироощущения и тематики песен, то «новая волна» во многом похожа на панк. Её представителям присущи ирония, критический взгляд на современное общество и шоу-бизнес (несмотря на коммерческий успех большинства из них), внимание к социальным проблемам.
Среди первых исполнителей музыки «новой волны» была британская группа «Полис» (The Police — «Полиция»), образованная в 1977 г.
В этом коллективе в качестве певца, бас-гитариста и автора песен начинал музыкальную деятельность Гордон Самнер (Gordon Sumner, родился в 1951 г.), более известный как Стинг (Sling). До своего распада в 1984 г. группа выпустила пять альбомов и имела большой успех. Композиции «Полис» представляют собой смесь панка и других музыкальных направлений (рэггея, джаза), а также латиноамериканских ритмов. Творчество группы обычно относят к постпанку.
Горячая волна
В Великобритании постпанк объединил несколько течений. «Горячая волна» (hot wave; группы «Полис»; ранние «Ю-Ту», U2; «Смите», The Smiths, и др.) отличалась более позитивным содержанием текс тов; музыканты использовали традиционный набор рок-инструмен тов. Для «холодной волны» (cold wave) характерны мрачная лирика и монотонная музыка; представители этого течения применяли синтезаторы, сочетания их звучания с различными шумами и индустри альными звуками (группы «Кьюр», Cure; «Джой Аивижн», Joy Division; «Эко Энд Баннимен», Echo And The Bunnymen, илр.). С ростом популярности «новой волны» к постпанку причислили группы, игравшие обычный панк («Стрэнглерз», Stranglers; «Бумтаун Рэтс», The Boomtown Rats; «Клэш», «Претендерз», Pretenders, идр.).
Синт-поп
Другое течение «новой волны» — синт-поп (synth pop) изначально представлял собой не что иное, как панк, исполняемый на электронных инструментах. Это течение получило развитие в музыке ряда британских групп («Хьюман Лиг», The Human League; «Оу-Эм-Аи», OMD, аббревиатура от Orchestral Manoeuvres In The Dark; «Софт Селл», Soft Cell, идр.). Со временем в синт-попе усилились черты развлекательной музыки.
Электро-поп
В середине 80-х гг. он послужил основой для откровенно коммерческих электро-попа (electro-pop) и техно-попа, у истоков которых стояли такие группы, как «Алтравокс» (Ultravox) и «Депеш Мод» (Depeche Mode). Увлечение синтезаторами привело к появлению дуэтов, состоявших из вокалиста и инструменталиста («Язу», Yazoo; «Пет Шоп Бойз», Pet Shop Boys; «Уэм», Wham, идр.).
В «новой волне» представлены и преобразованные старые течения. Исполнители неомод-рока обратились к британской музыке и моде середины 60-х гт. Яркий пример такой музыки — творчество группы «джэм» (The Jam). Группа была образована в 1975 г. и распалась в 1983 г. «Лжэм» придали мол-року более жёсткое звучание и привнесли в тексты общественную тематику. К неомодам относят ещё несколько коллективов: «Пёпл Хартс» (Purple Hearts), «Ламб-реттас» (Lambrettas), «Мёртон Паркас» (Merton Parkas) и др.
Новая романтика
В начале 80-х гг. в Великобритании возникло течение «новая романтика» (new romantic). На музыку «новых романтиков» повлияли арт- и глэм-рок, диско и панк. Для неё характерны ритмичность и мелодичность, использование синтезаторов. Свои концерты «новые романтики» превратили в театрализованные представления.
Огромную роль в популяризации этого течения сыграло открытие в начале 80-х гг. музыкального телевизионного канала — Эм-ти-ви (MTV, сокращённое от music television — «музыкальное телевидение») и изобретение видеоклипов. Многие группы («Аюран Дюран»; «Шпандау Балет», Spandau Ballet; «Кал-чер Клаб» идр.) стали звёздами Эм-ти-ви. Течение приобрело коммерческий характер и к середине 80-х гг. исчезло с музыкальной сцены.
Американская «новая волна» зародилась в Нью-Йорке. В начале 70-х гг. многие из будущих её представителей группировались вокруг нью-йоркского клуба «Си-Би-Ажи-Би-3» (CBGB’S), который стал своеобразной колыбелью панка и «новой волны» в США.
Американский постпанк соединил в себе рок-н-ролл, кантри, бит, «гаражный рок» и диско. Его исполняли группы «Блонди», «Телевижн» (Television), «Токинг Хедз», «Карз» (Cars), «Би-Фифти Ту-3» (B-52’S) и др. Он представлял собой более мелодичную и танцевальную музыку, чем британский вариант, а тексты «Токинг Хедз» и «Телевижн» можно назвать настоящей поэзией.
Никакая волна
Америка дала «новой волне» и экспериментальные течения. Возникли они также в клубах Нью-Йорка. Во второй половине 70-х гг. на основе панка и авангарда сложилась «никакая волна» (no wave). Её представители отвергали все традиции рок-музыки, даже панк казался им безнадёжно устаревшим. Аля этого течения (группы «Ди-Эн-Эй», DNA; «Марз», Mars, идр.) харак терны короткие (до половины минуты), дисгармоничные композиции, лишённые мелодии, с неустойчивым ритмом и шумовыми эффектами. К началу 80-х гг. основные группы «никакой волны» распались. В экспериментальной «новой волне» возобладало стремление к усложнению музыки. Под влиянием фри-джаза и фанка появился панк-джаз (группы «Кон-торшнз», Contortions, Defunkt, и др.).
Пауэр-поп
Развлекательная музыка «новой волны» в США была представлена пауэр-попом (power-pop, от power — «сила»,«мощь» и «поп-музыка»). Ещё в первой половине 70-х гг. некоторые коллективы (например, «Разберриз», Raspberries) вернулись к музыке начала 60-х гг. и стали играть бит. Это течение развили группы «Нэк» (The Knack), «Вейпорз» (Vapors), «Рекордз» (The Records) идр. Они попытались воссоздать не только музыку, но и сценический образ музыкантов того времени. Пауэр-поп достаточно быстро приобрёл коммерческую направленность и к середине 80-х гг. сошёл на пет.
Таким образом, «новая волна» созлала целое поколение музыкантов с мощным творческим потенциалом. Многообразие музыкальных форм и образов «новой волны» продолжает оказывать воздействие на современную музыку — от коммерческих исполнителей из хит-пара дов глянцевых журналов и Эм-ти-ви до независимых групп «подпольной» сцены.
ТУ-ТОУН-БИТ
Освоению «новой волной» рэггея предшествовало появление британских групп, сочетавших панк со стилями карибской музыки — ска и рок-стеди. Эти коллективы («Спешелз», Specials; «Бит», Beat; «Селектер», Selecter, и др.) группировались вокруг независимой фирмы звукозаписи «Ту Тоун» (Two Tone — «двутоновая», «двухцветная»; название подчёркивало сотрудничество белых и чёрных музыкантов), созданной лидером «Спешелз» Джерри Дэммерзом (Jerry Dammers). Они пели о проблемах молодёжи, безработице, выступали против расизма, а их музыка получила название ту-тоун-бит. Наибольшей популярностью пользовалась лондонская группа «Мэднесс» (Madness — «Сумасшествие»). В своих композициях музыканты создали образ «маленького человека» — современного жителя Лондона. Концерты группы напоминали представления средневековых бродячих актёров.
Музыкальный стиль new wave: новая волна английской и американской культуры
New wave – жанр музыки, который получил популярность и распространенность в 80-х годах. Эксперты связывают музыкальное направление с панк-роком середины 70-х, но с течением времени музыка стала отдельным жанром и имела специфические черты. Появление стиля соотносится с блюзом и рок-н-роллом, а после с поп-музыкой и диско. Synthpop является поджанром новой волны. Общими характеристиками считается использование синтезаторов, электронных постановок.
New wave основополагающий жанр 80-х, став таковым после трансляции по MTV видеоклипа Video Killed the Radio Star от группы The Buggles. В начале 90-х музыкальное направление переродилось из-за ностальгии меломанов. Появление в современности связывается с рядом исполнителей, такими как Franz Ferdinand, Strokes и The Killers.
Происхождение термина New wave
Происхождение термина является вопросом споров критикой и меломанов. Точно неизвестно откуда пошло наименование. Некоторые отмечают, что причиной стало издание дискографии Who’s New Wave in Music, на которой отмечено 130 артистов со схожим звучанием. Имеется и другое мнение, что новая волна пришла из США, где жанр возник в качестве отдельного направления.
Творчество отличалось от современного понимания, но плотно вошло в обиход музыкальных терминов. Первое упоминание возникло с изречением Кэролайн Кун (Caroline Coon), которая решила отделить классический панк от более мягкого стиля. Для поддержания лояльности слушателей студии звукозаписи указывали на особенности новой волны от панк-рока. Группы Talking Heads и Ramones стали первыми, кто связали собственное творчество с new wave.
Появление и рост популярности new wave
Первым клубом, начавший поддерживать идеи new wave стал CBGB. Здесь всегда выступали уникальные группы, включая Talking Heads, DeVille или Blondie. Первое шоу в таком формате стало выступление Television, после которого началась классификация и разделение панка от новой волны.
Основные различия между новой волной в США и Великобритании
Основным отличием стало отношение музыкального стиля к другим направлениям. Для Великобритании характерно объединение золотой эпохи панка с new wave, тогда как в США старались обособить стилистику. Некоторые критики отмечают, что жанр является пост-панк разработкой, которая быстро набрала популярность. Иногда в Великобритании стилистику соотносят с появлением отдельных поджанров, к примеру, с synthpop. У ряда исполнителей тяжело находились различия, ярким представителями стали Duran Duran, Devo.
Связанные поджанры и стили
Музыка новой волны появилась благодаря сочетанию стилей и жанров прошлого. Сюда включается рок-н-ролл, блюз. Для пионеров использование ритмичных гитар и мелодичной лирики являлось обычным делом. Со временем стилистика дополнялась электронной музыкой, что породило новые стили и поджанры. Сильное влияние new wave сцены оказало на музыкальный стиль ска. Это прослеживается в творчестве Madness и The Specials. Многие популярные акты использовали наработки классического рока и применялись для достижения уникальности. Необычно смотрятся группы B-52, Devo и Blondie.
К ранним 80-м началось повальное движение рок композиций в сторону африканской культуры. Некоторые альбомы Adam and The ants или Talking Heads связывались с подобными изменениями. Еще одним жанром в котором проявил себя стал power pop. Впервые о нем услышали на концерте The Jam, где музыка плотно соотносилась с около панк-культурой. В стиле отлично проявили XTC, The Romantics и другие.
Отдельного разговора требует post-punk. Термин придумали специально для описания творчества Wire, The Cure, Joy Division и других. Группы первоначально относились к новой волне, но обладали более сложными и амбициозными темами лирики. Отдельные проекты впоследствии перешли на синтипоп.
Современность и стилистика новой волны
В течение 2000-х годов появилось несколько проектов, соотносившиеся с панком и новой волной. Среди них выделяется Franz Ferdinand, Interpol, Bravery, Rapture и прочие. Эксперты музыкального мира считали это возрождением культуры, а другие утверждали продолжение традиций прошлого. К концу 2000-х появляется поджанр, который именуется chillwave с артистами Toro Y Moi, Neon Indian.
В середине рассматриваемого периода появился новая рейв культура, куда входили элементы new wave. Критичное отношение и совмещение ряда жанров не позволяло определить естественную роль этого явления. В 2010 ностальгия по-старому звучанию взяло верх, что выразилось в форме synthwave. Звуковые эффекты, ретрофутуристика и визуальная эстетика быстро обрела узнаваемость и популярность.