стивен шварцман что нужно уроки в погоне за совершенством
15 книг миллиардеров, которые помогут создать прибыльный бизнес
Чтобы с нуля построить прибыльный бизнес, нужно обладать определенными навыками. Издание Business Insider составило список книг, из которых можно узнать, как создавались крупнейшие компании мира. Историями успеха и многолетним опытом в бизнесе в этих литературных трудах делятся Билл Гейтс, Дональд Трамп, Уоррен Баффет и другие миллиардеры. Forbes выбрал самые интересные книги из списка, большинство из которых переведено на русский язык.
Ричард Брэнсон: «Мои правила. Слушай, учись, смейся и будь лидером»
Ричард Брэнсон признается, что за свою жизнь не прочел ни одной книги о лидерстве, но сам написал их уже с десяток. Каждая основана на личном, почти 50-летнем бизнес-опыте основателя Virgin Group.
В книге «Мои правила. Слушай, учись, смейся и будь лидером» Брэнсон много рассуждает о том, как важно прислушиваться к мнениям со стороны и правильно выбирать сотрудников. Среди примеров есть не только истории успеха: Брэнсон, например, подробно рассказывает о том, как провалился с попыткой запустить Virgin Cola в 1990-х.
Говард Шульц: «Полный вперед! Как Говард Шульц вернул Starbucks душу»
Говард Шульц ушел с поста генерального директора Starbucks в 2000 году, но вернулся в топ-менеджеры в 2008-м — в момент, когда компания переживала тяжелый финансовый кризис. В своей книге Шульц делится секретами того, как ему удалось вернуть кофейного гиганта к жизни.
Чтобы достичь успеха, топ-менеджеру пришлось пойти на радикальный шаг — закрыть более 7000 точек Starbucks в США. Непопулярная мера была необходима, чтобы помочь сети расти, не пренебрегая основными ценностями, объясняет автор.
Книга идеальна для тех, кто хочет научиться не поддаваться панике и принимать стратегически верные решения в критической ситуации.
Стивен Шварцман: «Что нужно: уроки в погоне за совершенством»
В мемуарах б изнесмен вспоминает самые яркие сделки, делится принципами инвестирования, рассуждает о лидерстве, феномене предпринимательства и благотворительности, в которой сам активно участвует.
Марк Кьюбан: «Как побеждать в спорте под названием бизнес»
Владелец техасского баскетбольного клуба Dallas Mavericks, сети независимых кинотеатров Landmark Theatres, CEO сетей кабельного и спутникового телевидения HDNet и HDTV Марк Кьюбан составил книгу из лучших бизнес-идей, которые публиковал в личном блоге. По пути он откровенно делится байками о том, как в свои 20 устраивал бурные тусовки с друзьями, и описывает трансформацию из трудного подростка во владельца успешной компании, а потом и миллиардера из рейтинга Forbes. Главный секрет успеха по Кьюбану — настойчивость.
Уоррен Баффет: «Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями»
86-летний председатель совета директоров и генеральный директор холдинговой компании Berkshire Hathaway Уоррен Баффет — один из самых влиятельных и успешных инвесторов в истории. «Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями» представляет собой сборник выдержек из переписки бизнесмена с акционерами Berkshire Hathaway. В каждом из писем — ответ на важный бизнес-вопрос, с которым неизбежно сталкиваются предприниматели, строящие глобальный бизнес. У миллиардера есть собственная многосоставная философия, которую он доступным языком описывает в книге, часто прибегая к помощи личного опыта.
Билл Гейтс: «Бизнес со скоростью мысли»
Опираясь на примеры из истории Microsoft и General Motors, Гейтс отмечает, как компании могут использовать технологии, чтобы улучшить бизнес. Несмотря на то, что книга была впервые опубликована еще в 1999 году, многие из идей Гейтса до сих пор точны и актуальны.
Майкл Блумберг: «Блумберг о Bloomberg»
Автобиография Майкла Блумберга была опубликована в 1997 году, за пять лет до того, как он стал мэром Нью-Йорка. В книге миллиардер рассказывает о том, как он построил свою медиаимперию, и описывает ключевые моменты карьеры. В частности, рассказывает о том, как добился успеха в инвестбанке Salomon Brothers, а затем пережил болезненное увольнение и использовал часть выходного пособия для создания компании, которая теперь известна всему миру под «персональным» брендом Bloomberg LP.
Питер Тиль: «От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее»
В основу книги соучредителя PayPal и аналитической компании Palantir, знаменитого инвестора и убежденного либертарианца Питера Тиля легла противоречивая идея, которую сам автор формулирует как «конкуренция для проигравших». По его мнению, предприниматели должны стремиться к созданию монополий.
Тиль подчеркивает, что настоящему бизнесмену важно создать нечто новое и завоевать рынок, а не просто присоединяться к тому, что уже существует. Многие не соглашаются с философией Тиля, но он и не претендует на абсолютную истину, а всего лишь делится собственным опытом, который привел его к созданию миллиардного состояния.
Тед Тернер, Билл Берк: «Зовите меня Тед»
Тед Тернер руководил множеством предприятий, но известность ему принес первый круглосуточный кабельный новостной канал CNN.
В своей автобиографии бизнесмен описывает путь от отчисления из Брауновского университета до управления рекламной фирмой отца и раскрывает секреты того, как ему удалось превратить небольшую новостную станцию в медиаимперию.
Миллиардер не обходит стороной и личную историю, рассказывая об отношениях с отцом и актрисой Джейн Фонда. Благодаря этой откровенности читатель лучше понимает характер автора, соотнося его бизнес-успехи с личными особенностями.
Дональд Трамп: «Думай как чемпион. Откровения магната о жизни и бизнесе»
Сборник очерков действующего президента США о персональном и профессиональном успехе сочетает в себе примеры из личного опыта и вдохновляющие советы, применимые в разных сферах.
Без ложной скромности Трамп провозглашает себя «великим человеком» и призывает читателей «петь себе дифирамбы, если чувствуешь, что этого заслуживаешь».
Джордж Сорос: «Сорос о Соросе. Опережая перемены»
Джорджу Соросу есть чем поделиться: он пережил Холокост и, несмотря на дискриминацию по национальному признаку, стал одним из самых ярких инвесторов в мире. О своей карьере он пишет в автобиографической книге «Сорос о Соросе», которая «собрана» в формате двух подробных интервью.
В них Сорос делится историями из личного опыта, а также рассуждает об устройстве мировой финансовой системы и политике. Миллиардер честно говорит об успехах и неудачах на посту председателя правления Фонда Сороса и не стесняется высказывать принесшие ему глобальную узнаваемость спорные суждения.
Майкл Делл: «От Dell без посредников. Стратегии, которые совершили революцию в компьютерной индустрии»
Миллиардер Майкл Делл в свои 19 бросил колледж и основал компанию PC Limited, которая со временем превратилась в глобальную корпорацию Dell Computer. В 27 бизнесменстал самым молодым топ-менеджером из списка 500 крупнейших мировых компаний по версии Fortune. В книге Делл делится теорией, которая легла в основу его стиля управления — жесткого, но эффективного.
Опра Уинфри: «То, что я знаю наверняка»
Мало кто понимает, что такое страсть к любимому делу и самоотверженность, лучше, чем Опра Уинфри. Она родилась в малообеспеченной семье, но, несмотря на стереотипы и сопротивление общества, начала публичную карьеру, со временем став самой богатой телеведущей в мире и владелицей собственной медиаимперии.
«То, что я знаю наверняка» — сборник колонок в журнале «Опра». Уинфри учит читателей радоваться мелочам, быть благодарными и сильными, часто опираясь на примеры из своей жизни.
Ральф Лорен: «Ральф Лорен»
Модельер и предприниматель Ральф Лорен родился и вырос в Бронксе, в семье еврейских иммигрантов. Идея модного дома, который сегодня превратился в глобальную Polo Ralph Lauren Corporation, возникла у будущего предпринимателя в молодости, когда он посетил матч по конному поло. Его очаровал стиль «высшего общества», и он решил во что бы то ни стало вступить в ряды тех, за кем наблюдал снизу вверх.
Автобиографические мемуары миллиардера можно не только почитать, но и посмотреть — книга щедро иллюстрирована фотографиями.
Чарльз Шваб: «Новое руководство по достижению финансовой независимости: простые решения для занятых людей»
Основатель банковской и брокерской компании Charles Schwab Corporation Чарльз Шваб убежден в том, что любой человек может стать мудрым инвестором. По его мнению, для этого достаточно изучить основы финансовой грамоты и суметь применить их в стратегии инвестирования.
«Новое руководство по финансовой независимости» — это пересмотренное издание книги, опубликованной в 2007 году. В ней Шваб популярно рассказывает о том, что такое инвестиционный бизнес, учит читателей ставить правильные цели, контролировать результаты и планировать выход на пенсию. Советы применимы практически для всех, но особенно полезной книга будет начинающим инвесторам: Шваб разбивает сложные концепции на более простые части, что помогает быстрее разобраться в инвестиционных теориях.
Главный посыл в том, что когда дело доходит до инвестиций, худшее, что можно сделать, — это не делать ничего.
15 книг миллиардеров, которые помогут в бизнесе и карьере
Business Insider составил список мемуаров людей, которые стоит прочитать в наступившем году.
Чтобы с нуля построить прибыльный бизнес, нужно обладать определенными навыками. Издание Business Insider составило список книг, из которых можно узнать, как создавались крупнейшие компании мира.
Историями успеха и многолетним опытом в бизнесе в этих литературных трудах делятся Билл Гейтс, Дональд Трамп, Уоррен Баффет и другие миллиардеры. Forbes выбрал самые интересные книги из списка, большинство из которых переведено на русский язык.
Ричард Брэнсон признается, что за свою жизнь не прочел ни одной книги о лидерстве, но сам написал их уже с десяток. Каждая основана на личном, почти 50-летнем бизнес-опыте основателя Virgin Group.
В книге «Мои правила. Слушай, учись, смейся и будь лидером» Брэнсон много рассуждает о том, как важно прислушиваться к мнениям со стороны и правильно выбирать сотрудников. Среди примеров есть не только истории успеха: Брэнсон, например, подробно рассказывает о том, как провалился с попыткой запустить Virgin Cola в 1990-х.
Говард Шульц ушел с поста генерального директора Starbucks в 2000 году, но вернулся в топ-менеджеры в 2008-м — в момент, когда компания переживала тяжелый финансовый кризис. В своей книге Шульц делится секретами того, как ему удалось вернуть кофейного гиганта к жизни.
Чтобы достичь успеха, топ-менеджеру пришлось пойти на радикальный шаг — закрыть более 7000 точек Starbucks в США. Непопулярная мера была необходима, чтобы помочь сети расти, не пренебрегая основными ценностями, объясняет автор.
Книга идеальна для тех, кто хочет научиться не поддаваться панике и принимать стратегически верные решения в критической ситуации.
В мемуарах бизнесмен вспоминает самые яркие сделки, делится принципами инвестирования, рассуждает о лидерстве, феномене предпринимательства и благотворительности, в которой сам активно участвует.
Владелец техасского баскетбольного клуба Dallas Mavericks, сети независимых кинотеатров Landmark Theatres, CEO сетей кабельного и спутникового телевидения HDNet и HDTV Марк Кьюбан составил книгу из лучших бизнес-идей, которые публиковал в личном блоге.
По пути он откровенно делится байками о том, как в свои 20 устраивал бурные тусовки с друзьями, и описывает трансформацию из трудного подростка во владельца успешной компании, а потом и миллиардера из рейтинга Forbes. Главный секрет успеха по Кьюбану — настойчивость.
86-летний председатель совета директоров и генеральный директор холдинговой компании Berkshire Hathaway Уоррен Баффет — один из самых влиятельных и успешных инвесторов в истории. Книга представляет собой сборник выдержек из переписки бизнесмена с акционерами Berkshire Hathaway.
В каждом из писем — ответ на важный бизнес-вопрос, с которым неизбежно сталкиваются предприниматели, строящие глобальный бизнес. У миллиардера есть собственная многосоставная философия, которую он доступным языком описывает в книге, часто прибегая к помощи личного опыта.
Опираясь на примеры из истории Microsoft и General Motors, Гейтс отмечает, как компании могут использовать технологии, чтобы улучшить бизнес. Несмотря на то, что книга была впервые опубликована еще в 1999 году, многие из идей Гейтса до сих пор точны и актуальны.
Автобиография Майкла Блумберга была опубликована в 1997 году, за пять лет до того, как он стал мэром Нью-Йорка. В книге миллиардер рассказывает о том, как он построил свою медиаимперию, и описывает ключевые моменты карьеры.
В частности, рассказывает о том, как добился успеха в инвестбанке Salomon Brothers, а затем пережил болезненное увольнение и использовал часть выходного пособия для создания компании, которая теперь известна всему миру под «персональным» брендом Bloomberg LP.
В основу книги соучредителя PayPal и аналитической компании Palantir, знаменитого инвестора и убежденного либертарианца Питера Тиля легла противоречивая идея, которую сам автор формулирует как «конкуренция для проигравших». По его мнению, предприниматели должны стремиться к созданию монополий.
Тиль подчеркивает, что настоящему бизнесмену важно создать нечто новое и завоевать рынок, а не просто присоединяться к тому, что уже существует. Многие не соглашаются с философией Тиля, но он и не претендует на абсолютную истину, а всего лишь делится собственным опытом, который привел его к созданию миллиардного состояния.
Тед Тернер, Билл Берк, CNN. Состояние — 2,2 млрд: «Зовите меня Тед».
Тед Тернер руководил множеством предприятий, но известность ему принес первый круглосуточный кабельный новостной канал CNN. В своей автобиографии бизнесмен описывает путь от отчисления из Брауновского университета до управления рекламной фирмой отца и раскрывает секреты того, как ему удалось превратить небольшую новостную станцию в медиаимперию.
Миллиардер не обходит стороной и личную историю, рассказывая об отношениях с отцом и актрисой Джейн Фонда. Благодаря этой откровенности читатель лучше понимает характер автора, соотнося его бизнес-успехи с личными особенностями.
Сборник очерков действующего президента США о персональном и профессиональном успехе сочетает в себе примеры из личного опыта и вдохновляющие советы, применимые в разных сферах.
Без ложной скромности Трамп провозглашает себя «великим человеком» и призывает читателей «петь себе дифирамбы, если чувствуешь, что этого заслуживаешь».
Джорджу Соросу есть чем поделиться: он пережил Холокост и, несмотря на дискриминацию по национальному признаку, стал одним из самых ярких инвесторов в мире. О своей карьере он пишет в автобиографической книге «Сорос о Соросе», которая «собрана» в формате двух подробных интервью.
В них Сорос делится историями из личного опыта, а также рассуждает об устройстве мировой финансовой системы и политике. Миллиардер честно говорит об успехах и неудачах на посту председателя правления Фонда Сороса и не стесняется высказывать принесшие ему глобальную узнаваемость спорные суждения.
Миллиардер Майкл Делл в свои 19 бросил колледж и основал компанию PC Limited, которая со временем превратилась в глобальную корпорацию Dell Computer.
В 27 бизнесменстал самым молодым топ-менеджером из списка 500 крупнейших мировых компаний по версии Fortune. В книге Делл делится теорией, которая легла в основу его стиля управления — жесткого, но эффективного.
Мало кто понимает, что такое страсть к любимому делу и самоотверженность, лучше, чем Опра Уинфри. Она родилась в малообеспеченной семье, но, несмотря на стереотипы и сопротивление общества, начала публичную карьеру, со временем став самой богатой телеведущей в мире и владелицей собственной медиаимперии.
«То, что я знаю наверняка» — сборник колонок в журнале «Опра». Уинфри учит читателей радоваться мелочам, быть благодарными и сильными, часто опираясь на примеры из своей жизни.
Автобиографические мемуары миллиардера можно не только почитать, но и посмотреть — книга щедро иллюстрирована фотографиями.
Основатель банковской и брокерской компании Charles Schwab Corporation Чарльз Шваб убежден в том, что любой человек может стать мудрым инвестором. По его мнению, для этого достаточно изучить основы финансовой грамоты и суметь применить их в стратегии инвестирования.
«Новое руководство по финансовой независимости» — это пересмотренное издание книги, опубликованной в 2007 году. В ней Шваб популярно рассказывает о том, что такое инвестиционный бизнес, учит читателей ставить правильные цели, контролировать результаты и планировать выход на пенсию.
Главный посыл в том, что когда дело доходит до инвестиций, худшее, что можно сделать, — это не делать ничего.
Стивен шварцман что нужно уроки в погоне за совершенством
Джон Моррис, Дэвид Кэри
Король капитала: История невероятного взлета, падения и возрождения Стива Шварцмана и Blackstone
Издано при содействии «ИФД КапиталЪ»
Руководитель проекта А. Половникова
Корректор Е. Сметанникова
Дизайн обложки Ю. Буга
Иллюстрация на обложке Gabe Palmer / Alamy
Компьютерная верстка Д. Беляков
Переводчик И. Евстигнеева
Научный редактор М. Оверченко
© David Carey, John E. Morris, 2010
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2017
Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).
Посвящается нашим родителям – Роберту и Элизабет Моррис, Мириам Кэри Берри и памяти Леонарда Кэри
Предисловие к русскому изданию
Книга «Король капитала» представляет собой полнометражную хронику деятельности известной американской компании прямых инвестиций – Blackstone Group. Ее авторы, Дэвид Кэри, обозреватель The Deal, и Джон Моррис, редактор Dow Jones Investment Banker, написали историю успеха одной из самых крупных, а до выхода на публичный рынок еще и самых закрытых, частных инвестиционных компаний на Уолл-Стрит.
Читателям книга может быть интересна с двух точек зрения. Во-первых, авторы на примере Blackstone Group представили исчерпывающее пособие по рынку прямых инвестиций. Во-вторых, в книге идет речь о компании, которая не только смогла с момента своего создания в 1985 году пережить несколько экономические кризисов, но и почти всегда находила возможности для сохранения денег своих инвесторов.
А пока Blackstone Group продолжает разрабатывать новые инвестиционные решения и остается в лидерах международных инвестиционных компаний, я рекомендую всем прочитать книгу «Король капитала», чтобы самим разобраться, чего же было больше в успехе Blackstone: взвешенного аналитического подхода к объектам инвестирования, жадности – в хорошем смысле, ее основного владельца, а может быть, невероятного везения и удачи? Особенно в те моменты, когда компания успевала «впрыгнуть в последний вагон», как бывало не раз…
«Его вечеринка вызывает больше разговоров, чем его сделки», – гласил заголовок на первой полосе New York Times в конце января 2007 г. В статье речь шла о мероприятии, которое должно было стать светским событием года, если не века! К тому времени молва о нем нарастала уже в течение многих недель.
Стивену Шварцману, соучредителю крупнейшей в мире компании по управлению фондами прямых инвестиций Blackstone Group, исполнялось 60, и по этому поводу он собирался устроить празднество. Его шикарные званые вечера уже были хорошо известны в финансовых кругах Манхэттена. Однажды супружеская чета Шварцманов декорировала свои 24-комнатные двухуровневые апартаменты в фешенебельном доме на Парк-авеню под любимое Шварцманом местечко в Сен-Тропе на французской Ривьере, где находится их вилла. Но на свой день рождения он решил превзойти самого себя, арендовав выставочный центр Park Avenue Armory – кирпичное здание бывшей оружейной палаты, занимающее целый квартал в самом дорогом районе Нью-Йорка.
Вечером 13 февраля перед его парадным входом выстроилась очередь из лимузинов, откуда выходили знаменитости в смокингах и вечерних нарядах. Пробравшись сквозь плотный строй репортеров, они исчезали в похожем на ангар здании. Среди них были неувядающая телеведущая Барбара Уолтерс, строительный магнат Дональд Трамп с супругой Меланией, медиадива Тина Браун, архиепископ Нью-Йорка кардинал Эдвард Иган, глава компании Sony сэр Говард Стрингер и несколько сотен других знаменитостей, включая руководителей крупнейших в стране банков, а именно Джеймса Даймона из JPMorgan Chase, Стэнли О’Нила из Merrill Lynch, Ллойда Бланкфейна из Goldman Sachs и Джимми Кейна из Bear Stearns.
Как вскоре выяснилось, званый вечер был всего лишь разминкой перед куда более экстравагантным действом: первичным размещением акций (IPO) Blackstone. Было ли так задумано или просто совпало, но вызванная празднеством Шварцмана шумиха подогрела интерес к тому моменту, когда пять недель спустя, 22 марта, Blackstone объявила о своем намерении выйти на публичный рынок. Ни одна другая компания прямых инвестиций подобного размера и статуса до сих пор не решилась на подобный подвиг. Решение Blackstone официально подтвердило факт, уже ставший очевидным для финансового мира: прямые инвестиции[1] (private equity) – покупка компаний с целью последующей перепродажи через несколько лет с прибылью – переместились с периферии экономики в самую ее сердцевину. Воздействие Blackstone было настолько велико, а ее перспективы – настолько многообещающими, что вскоре даже правительство КНР изъявило желание приобрести 10 % компании.
Прямые инвестиции – покупка доли или всей компании специализированным фондом, обычно по договоренности с акционерами. Фонд помогает компании повысить эффективность бизнеса и через некоторое время, как правило через 5–7 лет, продает свой пакет (или всю компанию). Раньше фонды прямых инвестиций обычно входили в капитал непубличных компанний. Однако в 2000-е гг. они все чаще стали выкупать публичные компании и выводить их акции с биржи, проводя делистинг. – Прим. ред.
Никогда не теряй деньги. Уроки бизнеса Стивена Шварцмана — одного из самых мощных инноваторов глобальных финансов
Forbes публикует журнальный вариант двух глав из книги.
С расширением Blackstone мы наняли молодого банкира из отдела корпоративных финансов в Drexel Burnham Lambert. Он был сообразителен и амбициозен. Вскоре после прихода к нам, в 1989 году, у него уже была для нас сделка.
Edgcomb, располагавшиеся в Филадельфии, покупали необработанную сталь и изготавливали из нее детали для производителей машин, грузовиков и самолетов. Наш молодой партнер работал над несколькими сделками для Edgcomb, когда еще был в Drexel. Поэтому он знал эту компанию, а ее директора знали его. Теперь ее выставляли на продажу. И у нас была эксклюзивная возможность первыми, так сказать, осмотреть товар.
Такие эксклюзивные предложения привлекают внимание. А сделка казалась выгодной. Edgcomb приносили много денег. Их клиентская база росла, а компания, похоже, была готова к расширению. Они просили 330 млн. Это, согласно нашему анализу, казалось приемлемым. Я хотел согласиться.
Но ко мне в кабинет со зловещими прогнозами пришел другой новый партнер – Дэвид Стокман. Дэвид развивался под влиянием Уолл-стрит и Вашингтона, округ Колумбия, а также был директором офиса управления и бюджета США при президенте Рейгане. Он был с нами меньше года и уже обнаружил острый ум. Дэвид внимательно анализировал сделки и свободно высказывал свое мнение.
– Сделка с Edgcomb – это катастрофа, – сказал он. – Мы ни в коем случае не можем на нее согласиться.
– Другой партнер убежден, что она замечательная, – ответил я.
– Она не замечательная, – сказал он, – она ужасная. Компания ничего не стоит, и ею плохо управляют. Все их доходы поступают от повышения цены на сталь. Это одноразовые прибыли, а основной бизнес только создает иллюзию доходности. Они обанкротятся. Если мы предложим им выкуп, то подставим себя. Это потенциальная катастрофа.
Я позвал к себе в кабинет одновременно и защитника, и главного критика соглашения с Edgcomb. Я сидел и слушал их доводы как царь Соломон. И думал, что аргументы младшего – лучше. Он годами работал с Edgcomb. Имея информацию изнутри, он мог ответить на все вопросы. Стокман же анализировал соглашение как сторонний наблюдатель. У него были сильные аргументы, но не тот объем информации. Мы думали, что после успеха с Transtar – транспортным бизнесом, который купили у USX, – понимаем стальную отрасль. И почему-то считали, что теперь сможем предвидеть цикл товара. Поэтому я решил согласиться на сделку. Мы сделали предложение, собрали деньги у инвесторов и закрыли сделку.
Как по мановению волшебной палочки через несколько месяцев после завершения нашей сделки цены на сталь стали резко падать. Имеющиеся в Edgcomb материалы теперь стоили меньше, чем за них заплатили. И эта стоимость ежедневно снижалась. Доходов, которых мы ожидали и которые должны были покрыть выплаты по кредитам, взятым, чтобы купить компанию, мы так и не увидели. Мы не могли осуществить выплаты по кредитам. Edgcomb вылезали нам боком, как и предсказал Дэвид Стокман.
Мне позвонил главный инвестиционный директор Presidential Life. Они вложили деньги в наш фонд. Он хотел со мной встретиться. Я взял такси до поселка Наяк, что на Гудзоне. Там был его офис. Он попросил меня присесть и начал кричать. Я был абсолютно некомпетентным или просто дураком? Какой дурак вложит деньги во что-то настолько пустопорожнее? Как он мог хоть цент дать такой бездари, как я? Сидя и принимая свою кару, я знал, что он был прав. Мы теряли деньги, потому что наш анализ имел недостатки. Именно я принял окончательное решение. Большего стыда до того и после я не испытывал. Я был бездарностью. Я был некомпетентен. Я опозорился.
Я также не привык, чтобы на меня кричали. Мои родители никогда не повышали голос. Если мы что-то натворили, они говорили об этом, но никогда не кричали. Я чувствовал, как на глаза наворачиваются слезы, а лицо краснеет. Лишь усилием воли я заставил себя не плакать. Я сказал, что все понял и в дальнейшем буду работать лучше. По дороге к парковке я поклялся себе: «Со мной больше никогда такого не случится, никогда».
По дороге к парковке я поклялся себе: «Со мной больше никогда такого не случится, никогда»
По возвращении в офис я стал работать как заведенный. Даже если Blackstone и наши инвесторы потеряли деньги на Edgcomb, наши кредиторы – банки, в которых мы заняли часть денег на эту сделку, – не должны были потерять ни цента. Edgcomb – это лишь одна сделка в одном фонде. Мы заключим другие соглашения и сделаем так, чтобы в итоге инвесторы остались в выигрыше. Но наши кредиторы давали нам деньги на каждую отдельную сделку. Если не заплатим им хотя бы раз, это навредит нашей репутации. А я этого боялся. Банки будут давать нам меньше денег и на более жестких условиях. Это приведет к возникновению трудностей в нашем деле.
Поэтому мы рассмотрели наш процесс принятия решений. Ошибки – часто лучшие учителя в любой компании. Ты должен не прятать их, а открыто о них говорить. Анализировать то, что неправильно, чтобы ввести новые правила принятия решений. Ошибки могут быть отличным подарком, катализатором, который изменит курс любой организации и сделает ее успешной. Ошибка с Edgcomb доказала, что эти изменения должны начаться с меня и моего подхода к инвестированию и оценке потенциальных инвестиций.
Я попал в распространенную ловушку многих организаций. Когда люди должны защищать идеи, они обычно обращаются к большому боссу, сидящему за длинным столом. Если идея плохая, большой босс забраковывает ее. Какой бы ни была целесообразность этой идеи, человек выйдет из кабинета с опущенной головой. Через несколько недель такое повторится с новым предложением. И этот человек будет выходить из кабинета еще медленнее, чтобы продемонстрировать, что он думает о принятом решении. На третий раз человек будет скрежетать зубами. В четвертый раз у большого босса появится чувство вины. Однако, если четвертая идея вроде и неплоха, босс дает ей зеленый свет только для того, чтобы все были счастливы.
Мое желание подбодрить и поощрить нового партнера в сделке с Edgcomb сделало и меня, и фирму уязвимыми. Я попал в ловушку хорошей стратегии продаж. Позже узнал, что один из аналитиков в команде этого нового партнера был против такого соглашения. Он не видел будущего компании. Но партнер сказал ему держать сомнения при себе.
Я должен был быть осторожнее со своими эмоциями и внимательнее к фактам. Сделки – это не только математические расчеты. Надо учитывать много объективных критериев. Это стоило сделать тщательно, спокойно. А не с двумя людьми, которые пытались доказать свое видение, чтобы я между ними выбрал.
В финансах много людей с харизмой и флипчартами. Они так умело говорят и так быстро делают презентации, что ты за ними не успеваешь. Такие шоу надо останавливать. Принимать решения лучше с помощью системы, которая создана для защиты бизнеса и организации, а не с помощью определенных людей. Нам нужны были правила, чтобы деперсонализировать инвестиционный процесс. Он не должен основываться на способностях человека, его чувствах и слабостях. Мы должны были пересмотреть и укрепить его.
В финансах много людей с харизмой и флипчартами. Они так умело говорят, что ты за ними не успеваешь
Я всегда маниакально беспокоился о том, чтобы не потерять деньги. После неудачи с Edgcomb эта обеспокоенность вышла на новый уровень. Я начал воспринимать инвестиции как бесконечную игру в баскетбол. С мячом в руках для победы тебе надо снова и снова пасовать, пока не возникнет хорошая возможность забросить мяч в корзину. У других команд может лопнуть терпение – и они попытаются выполнить нескоординированные, малоуспешные трехочковые броски, как мы сделали с Edgcomb. Я решил, что отныне в Blackstone мы будем двигаться и пасовать, пока мяч не окажется в руках того, кто будет почти под корзиной и точно сможет его забросить. Мы будем помешаны на недостатках каждой сделки, пока не достигнем уверенности, что она удачная.
Мы решили привлечь к обсуждению возможных инвестиций всех старших партнеров. Мы больше не позволим одному человеку самостоятельно давать зеленый свет сделке. За время карьеры у меня было больше успехов, чем неудач. Однако сделка с Edgcomb продемонстрировала, что я далеко не всеведущ и не всесилен. У моих коллег есть десятки лет опыта. Работая вместе, споря и применяя нашу коллективную мудрость для оценки инвестиционных рисков, мы надеялись, что сможем объективно проанализировать наши сделки.
Итак, мы настояли на том, чтобы каждый, у кого есть предложения, подробно излагал все пункты и рассылал их всем в фирме по крайней мере за два дня до собрания. Так можно было внимательно обработать данные. Двухдневный срок – время, чтобы изучить информацию, учесть пробелы и сформулировать вопрос. На собрании не разрешалось добавлять новое к изложенному. За исключением чего-то существенного, что изменяет данные. Мы не хотели, чтобы в комнате появлялись дополнительные бумаги.
Старшие партнеры садились с одной стороны стола, а команда, представляющая сделку, – с противоположной. Вокруг были младшие члены наших команд, которые должны были наблюдать, учиться и делать замечания.
В таких дискуссиях мы придерживались двух фундаментальных правил. Первое: каждый должен высказать мнение, чтобы инвестиционное решение было принято коллективно. Второе: наше внимание должно быть направлено на потенциально слабые стороны инвестиций. Каждый должен найти проблемы, которые еще не отметили. Процесс высказывания конструктивной критики может быть сложным для того, кто представляет предложение. Впрочем, мы сделали все возможное, чтобы он не был направлен на конкретного человека. Правило «только критика» давало нам свободу критиковать предложения друг друга и не волноваться из-за того, что мы можем кого-то обидеть.
Преимущества потенциальной инвестиции также должны были указываться, но они не были в центре внимания первичных обсуждений. После процесса «группового вскрытия» сделки у того, кто управляет ею, будет список проблем, которые надо решить, и вопросов, на которые необходимо ответить. Что случится с компанией, которую они предлагают купить, если наступит рецессия? Ее доходы немного снизятся или стремительно упадут? Лучшие руководители компании останутся после выкупа? Мы достаточно хорошо подумали о реакции конкурентов? Или о влиянии на прибыль, если цены на продукт упадут, как после приобретения Edgcomb? Их финансовая модель учитывает все эти возможности?
Команда, которая предоставила предложение, соберется, найдет ответы на наши вопросы и сможет внести правки, найти способ справиться с недостатками или найти новые риски, возможности потерь, которые еще не были заметны до этого. А потом будет следующий раунд обсуждений. Мы надеялись, что к третьему раунду дискуссии уже не будет неприятных сюрпризов, которые кроются в соглашении.
Я также решил, что в случае любой потенциальной инвестиции никогда не буду говорить только с ведущим партнером. Если я хотел задать вопрос, то звал младшего по статусу в команде – того, кто работает с цифрами. Если бы я поступил так в соглашении с Edgcomb, то услышал бы мнение аналитика, который был против. Спустившись по иерархической лестнице, я смогу познакомиться с младшими сотрудниками фирмы и услышать другое мнение по сделке. На бумаге риск может быть неочевидным, но я услышу о нем от аналитиков, просто попросив: «Расскажи, что ты думаешь об этой сделке». И они скажут, нравится она им или вызывает беспокойство. Психология, наверное, одно из моих преимуществ как инвестора. Мне не нужно помнить каждую цифру анализа. Однако, если я послушаю и понаблюдаю за людьми, знающими детали, то по голосу и языку тела смогу определить их отношение к сделке.
Последнее изменение, которое мы реализовали, чтобы устранить личный фактор и уменьшить риск в процессе инвестиций, было связано с поощрением чувства коллективной ответственности. Каждый партнер в инвестиционном комитете должен был принять участие в оценке факторов риска предложенной инвестиции. Таким образом, команда, представляющая соглашение, не может представить свою презентацию только главному человеку за столом, «обработав» его для положительного решения. Каждый член будет нести ответственность за любое принятое решение. И так мы принимаем все решения.
С освоением Blackstone новых направлений бизнеса и выходом компании на новые рынки мы начали применять такой же принцип в отношении всех наших инвестиционных решений. Каждый высказывает свое мнение при обсуждении. Риск систематически делят на составные части. Благодаря этому его удается лучше понять. Наши обсуждения всесторонние и оживленные. Небольшая группа людей, где все хорошо друг друга знают, рассматривает каждую инвестицию, применяя те же жесткие стандарты. Такой общий подход к инвестированию стал основой работы Blackstone.