стихарь алтарника что это
Стихарь алтарника что это
Стихарь – это богослужебное облачение свободного кроя с широкими рукавами. Стихарь используется только во время богослужений внутри храма и в исключительных случаях (например — при крестных ходах, панихидах) вне его с разрешения и благословения священника или епископа. Стихарь является общим и самым древним одеянием, является образом хитона Иисуса Христа – одежды Его страданий — и присутствует в любом церковном облачении. Его прообразом был подир ветхозаветных священников. И если пономари или диаконы одевают непосредственно стихарь, то в облачении священника или епископа стихарь остается символически в виде подризника. Стихарь сверху до низу имеет форму прямую, ровную, долгую. Считается, что от этой формы и получило свое имя — «стих», который так же расположен прямо и вертикально, «прям и долог».
В современных элементах украшения стихаря так же нет случайностей. На спине нашивается Святой Крест — образ нашего спасения, который Спаситель нес на Голгофу на спине. Раньше крест нашивался за пределами кокетки, ближе к поясу, что применяется и сейчас. Делается это для стихарей иподиаконов, так как иподиакон всегда опоясан орарём крест накрест и крест внутри кокетки в этом случае не виден.
На кокетке, рукавах, по краям — нашиваются галуны (полосы цветной ткани). Они символизируют верви, которыми был связан Спаситель, ведомый на суд; кровавые следы от пыток, полученных Им перед Распятием; боковины стихаря не сшиваются, на них нашивается галун и пуговицы в воспоминание о прободенных ребрах Спасителя.
Cтихарь одевается непосредственно перед богослужениями и для этого берется благословение в начале каждой службы. Причем берет его и диакон, и чтец, и мирянин, которому священник благословляет помогать за богослужением. Для благословения стихарь должен быть сложен особым образом. Складывается он дважды пополам по росту, а рукава подворачиваются под сложение, чтобы получился квадрат, сверху которого оказывается крест на спине. Сложенный стихарь кладется на левую руку и совершаются два крестных знамения Горнему месту. После этого необходимо подойти к служащему священнику, положить правую руку поверх креста ладонью вверх и взять благословение со словами: Благослови Владыко (вы обращаетесь ко Христу) стихарь сей. По получении благословения повернутся к Горнему месту, сотворить третье крестное знамение, поцеловать крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачится в стихарь.
Алтарник или пономарь — это начальная ступень церковнослужителя, но очень ответственное послушание, которое должно выполнятся с благоговением и смирением. Это ни в коем случае не привилегия, а большая ответственность — алтарник во всем должен быть примером для остальных прихожан. Получая благословение на послушание алтарника мирянин еще до посвящения в священство получает доступ в Святой алтарь, возможность молится вместе со священством и помогать сделать службы краше. Пономарь происходит от др.-греч. парамонариос — «приставник», «привратник» — служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении. По традиции в алтарники принимаются лица мужского пола. Чтец — следующая ступень церковного служения. Посвящение в чтеца и певца производится уже за хиротессией (т.е. возложением рук) епископом с особыми молитвами. Обычно чтецы поставляются в иподиаконов — помощников за архиерейскими богослужениями. Кроме стихаря иподиаконы носят орари, опоясанные крест накрест вокруг груди.
Днём алтарника принято считать 19 сентября, в день чуда Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах), совершённого по молитвам Архиппа Херотопского.
Алтарник
Алта́рник (пономарь) – именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре во время богослужения. Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями.
В настоящее время в обязанности алтарника могут входить следующие:
На эту должность настоятелем выбираются мужчины-миряне, обладающие высокими нравственными качествами, исполненные благоговения. Служение алтарником обязательно проходят в качестве послушания все те, кто решил посвятить себя священству.
Алтарник как прообраз Ангела
Алтарник несет на себе три приходских служения: чтеца, пономаря и параекклесиарха. Как чтец – он участвует в богослужении, донося до церковного народа слова молитв и поучений (в том числе и тексты Священного Писания). Как пономарь – совершает положенные ему уставом священнодействия (входы со свечами и т.п.) и помогает (как бы сослужит) священнослужителям. Как параекклесиарх – алтарник следит за порядком в храме во время богослужения, приготовляет помещение храма и церковную утварь к службе и наводит порядок после, готовит вещество Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.).
Важность служения алтарника накладывает особую ответственность на людей, несущих это послушание. Во-первых, алтарник должен быть человеком высокой духовной жизни, т.к. без внутреннего молитвенного делания и без борьбы с собственными страстями невозможно нести службу (прислуживать) у Престола Божия. Особо алтарник должен воспитывать в себе добродетели смирения, рассудительности, внимательности, трудолюбия и ответственности (не только за себя, но и за своих собратьев). Во-вторых, алтарник должен быть церковно грамотен: знать устав богослужения, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви, и должен постоянно повышать свое христианское образование. В‑третьих, алтарник должен быть предельно строг в отношении к себе. Это касается не только внутренней жизни души, но и внешнего облика церковнослужителя. Алтарник должен вести себя в обращении с людьми кротко и степенно. Внешний вид его должен быть всегда опрятен (чистые волосы, не мятая одежда; однотонная рубашка, черные брюки и черные начищенные ботинки). Речь алтарника должна быть спокойной, вежливой и убедительной.
Часто в современной приходской жизни можно встретить пренебрежительное отношение к служению алтарника. Однако Предание Церкви свидетельствует нам о том, что алтарник, подобно прочим служителям Алтаря, являет собой и своим послушанием образ горнего мира – образ Царства Божия, прообразуя собою Ангелов, сослужит Христу Спасителю в деле спасения людей (местной церковной общины) от греха и смерти.
иеромонах Иероним (Зуб)
Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона
1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор.
3) Когда начинается каждение — открыть завесу царских врат. (Закрыть её после Великого входа). Перед началом литургии включить паникадило.
4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…” перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св‑к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.
5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: “Благослови владыко святый Апостол прочести” и выйти.
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.
9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
Пока св‑к кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св‑к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.
10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
12) При пении: “Тебе поем…” (после освящения св. Даров) после земного поклона подать священнику кадило для каждения Святых Даров.
13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу.
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.
15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
18) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
19) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
20) Зажечь свечу на жертвеннике.
21) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
22) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: “Всегда, ныне и присно…” перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать священнику чайник с теплой водой для замывки Чаши.
Порядок чтения Апостола
Иерей: Вонмем. Мир всем.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (.): прокимен целиком.
Хор: повторяет прокимен.
Чтец: Стих после прокимна.
Хор – прокимен целиком.
Чтец: Прокимен (1‑ю часть – до запятой).
Хор: 2‑ю часть прокимна.
(Если есть второй прокимен, то вместо этого чтец: Прокимен, глас (.): второй прокимен целиком. Хор: прокимен).
Иерей: Премудрость.
Чтец: ……….. *чтение.
(Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание — первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.))
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение заканчивается понижением тона и далее снова тон повышается)
Иерей: Мир ти, чтущему.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Премудрость.
Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.
Если одно чтение, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза),
Хор поет “Аллилуйя”— трижды на указанный глас.
Чтец: 1‑й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2‑й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Если два чтения, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1‑й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2‑й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Чтец: 1‑й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”
В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)
Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.
Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.
Как подавать священнику кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.
Определение апостольких зачал и чтение прокимнов, аллилуариев, тропарей, кондаков
Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1‑й — Слава.. – тропарь 2‑й – И ныне.
Кондак всегда читается один. На 3‑м часе первый, на 6‑м второй.
Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1‑й прокимен) – стих – прокимен глас… (2‑й прокимен).
Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.
В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.
Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.
Правила поведения алтарников
Перед входом в храм необходимо выключить мобильный телефон.
Войдя в святой алтарь, алтарник должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься с поклоном в сторону Горнего Места и подойти за благословением к старшему по чину священнослужителю.
В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.
Перед облачением в стихарь необходимо испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если в процессе службы необходимо будет снять стихарь, то на повторное облачение брать благословение уже не требуется).
В обязанности алтарника входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, алтарник должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.
Алтарник должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны святого престола.
Проходя через горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед тем, как подать кадило диакону, алтарник должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.
Нужно стараться как можно меньше ходить по алтарю. Разговоры и смех в алтаре недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся богослужения. Во время Евхаристического канона, херувимской песни и чтения Евангелия не должно быть посторонних действий и речи, кроме молитв.
Касаться престола и жертвенника, проходить перед престолом (между ним и царскими вратами), входить/выходить через Царские врата строго запрещено.
Продукты питания (а тем более, животного происхождения) в алтаре воспрещены.
В Богослужебных книгах пометок желательно не делать
При любых видах кровотечения алтарник обязан сразу же покинуть алтарь.
Как держать плат при причащении
Во время причастия мирян, алтарник может быть приглашён священником держать плат и отирать уста причастникам. Это послушание следует исполнять на пределе внимания и осторожности. Важно следить за тем, чтобы причастники:
Следует держать плат широко (полностью развёрнутым) и быть готовым к тому, что ребёнок или взрослый совершит резкое движение или даже кашлянёт.
Если младенец на руках у родителей, то они должны положить его головой к своей правой руке. Алтарнику следует придерживать ручки младенца.
Стихарь
Стихарь — это одежда служителей церкви, предназначенная для богослужений.
Описание
Стихарь напоминает длинную рубаху прямого кроя с широкими рукавами и разрезами по бокам, которые застегиваются на пуговицы. Стихари, как и остальные богослужебные облачения, шьют из парчовых тканей белого, красного, желтого, голубого, зеленого, фиолетового или черного цветов.
На рукавах, плечах и боках стихаря нашиты серебристые или золотые парчовые ленты — галуны.
История
В древности подобные рубахи носили в качестве нижней одежды и мужчины, и женщины. Шили их из белой ткани — тонкого льна или шерсти. При появлении христианства стихарь стали использовать как специальную одежду для богослужений, по примеру облачений ветхозаветных священнослужителей — хитона или подира.
Мистическое значение
В древности стихари ткали из светлой пряжи, их белый цвет знаменовал чистоту и непорочность души, служащей Господу.
Разрезы по бокам стихаря символизируют прободенные ребра Христа. Галун на рукавах означает те узы, которыми Господь Иисус Христос был связан, стоя на судилище перед Пилатом и первосвященником Каиафою.
Галун, нашитый на плечах стихаря, напоминает о ранах на теле Господа от ударов бичами.
Употребление
В стихари облачаются диаконы и иподиаконы. По благословению священника право ношения стихаря могут получить миряне, прислуживающие в церкви — пономари, чтецы, хористы.
Священники и архиереи также облачаются в одежду, похожую на стихарь, — подризник. Название одежды само говорит о том, что его носят под другими ризами — фелонью. Диаконы и пономари надевают стихарь поверх подрясника.
Стихари
Стихарь
Стихарь – одеяние священно- и церковнослужителей: диаконов, протодиаконов, пономарей. Представляет собой длинное одеяние, почти до пола, с рукавами и подолом. В православной традиции обрамляется галуном, спереди от шеи вниз идет небольшой разрез, сзади – вышитый крест.
Стихарь является первой богослужебной одеждой, в которую облачают клириков. В отличие от всех остальных облачений стихарь имеют право носить лица, не имеющие священного сана – пономари, чтецы, иподиаконы. Право ношения стихаря дается либо при хиротесии во чтеца, либо, как это принято в современной традиции Русской Православной Церкви, с благословения правящего архиерея.
Стихарь, пожалуй, самая древняя богослужебная одежда клириков: подобная священная одежда в Ветхозаветной Церкви именовалась хитоном. В древности стихарь был исключительно белого цвета, что символизировало духовную чистоту облачающегося в него. В современном употреблении бывает разных цветов: белым, желтым, красным, голубым, зеленым, фиолетовым, чёрным, как и иные облачения, под цвет празднуемого события. Желтый – практически самый употребляемый цвет. В белом служат на Господские праздник и, в голубом – на Богородичные; облачения красного цвета надевают в праздник Пасхи, черные – в Великий пост, зеленые – на Троицу, фиолетовые – на Воздвижение Креста Господня.
Стихарь присутствует во всех христианских Церквях, кроме протестантских.
Отличия стихаря от подризника :
Подризник, как можно заключить из названия, надевается под ризу, а стихарь – поверх всей одежды.
Стихарь шьется из более плотной ткани.
На нашем сайте представлены стихари разных цветов и сложности вышивки. Выбор материалов, из которых они изготовлены, также удивит вас разнообразием. Не сомневаемся, что стихари, приобретенные у нас, станут украшением богослужения в Вашем храме.
Видео-инструкция как снять мерки для пошива облачений:
Страничка Алтарника
Какие бывают алтарники?
Чтобы увеличить фотографию надо кликнуть по ней левой клавишей мыши, для возврата кликнуть крестик в правом верхнем углу снимка.
Тест Алтарника.
Для прохождения теста Алтарника нажмите кнопку.
Днём алтарника принято считать 19 сентября, в день чуда Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах), совершённого по молитвам Архиппа Херотопского.
О бязанности алтарника.
2. Пономарь должен следить за ходом Богослужения и во время благоговейно исполнять свои обязанности.
3. Прежде чем совершить то или иное движение в алтаре во время Богослужения, пономарь обязан продумать порядок своих действий, чтобы не делать лишних движений и тем самым не отвлекать предстоятеля (священник который ведёт богослужение) и сослужащих в алтаре.
5. До начала Богослужения пономари должны чётко распределить свои обязанности. Пономарь, готовящий кадило, следит за тем, чтобы оно было готово вовремя. Это нужно для того, чтобы не задерживать диакона (или священника) и не нарушать ход Богослужения.
7. Приготовить вино для Литургии (если вино только что открытое, то необходимо влить в него немного св. воды, если священник сам будет это делать значит нужно приготовить св. воду в ковшике).
8. Проверить все свечи используемые для Богослужения (чтобы у всех были обожжённые фитильки).
9. Кадило подаётся диакону или священнику всегда готовое. (Дьякону рука (поруч) не лобызается (не целуется)). Готовое кадило — это кадило с находящимся в нём горящим углём, на котором аккуратно лежит ладан (если уголь лежит давно, и верхняя сторона прогорела, достаточно будет перевернуть его на обратную сторону — он разгорится, как новый). Перед подачей готового кадила следует, в пономарке (место, где висит кадило) сдуть пепел с угля, дабы при каждении престола пепел не попадал на престол и на священные сосуды.
10. Необходимо следить за тем, чтобы в сосуде для ладана всегда находилась маленькая лжица.
11. Кадило подают и забирают у диакона на Горнем месте (левой рукой), предварительно перекрестившись и поклонившись на Горнее место, предстоятелю и диакону.
12. Открытие Царских врат (если священник благословляет пономарям): один пономарь подходит к Царским вратам с северной стороны, другой с южной и не спеша, одновременно отверзают. При архиерейском служении Царские врата отверзают не пономари.
13. Записки читать с усердием и благоговением после благословения священника. После прочтения записки складывают перевёрнутыми, дабы было понятно, что они прочитаны.
14. После Великого входа навести порядок на жертвеннике.
15. Содержать умывальные приборы в чистом и опрятном виде, полотенце своевременно менять, мыло в мыльнице должно быть сухим и чистым, а не раскисшим.
16. Старший пономарь следит за наличием запасов кадильного угля, ладана, лампадного масла и пр., что необходимо для богослужения. Заранее сообщает настоятелю о необходимости пополнения запасов.
17. Своевременно готовить и менять облачение священников, алтаря, покровцы, аналойники в алтаре и храме.
18. Своевременно менять или выкладывать праздничную икону в храме.
19. По завершении богослужения: погасить все лампады, кроме неугасимой (если она есть), отключить все электроприборы от сети, навести порядок в пономарке и подготовить уголь, подготовить нужные богослужебные книги к следующему богослужению. Убраться в алтаре, выбросить мусор, сделать три земных поклона (в будни и во время поста), или три поясных поклона (в воскресные, праздничные дни, от Пасхи до отдания), выключить освещение и благоговейно покинуть алтарь.
20. Перед большими праздниками обычно совершается «генеральная» уборка, к которой добавляется чистка семисвечника, подсвечников, кадила, паникадила, замена свечей подготовка облачения для алтаря и плюс простая уборка. А также чистка лампад с заменой масла и фитилей (если требуется замена).
С тихарь
С имволика стихаря
На рукавах, плечах и подоле стихаря нашиваются полосы цветной материи или парчи, которые символизируют узы, связывающие Спасителя, ведомого на суд, кровавые язвы, полученные Им во время пыток, и ярем или иго Христово, которое несут на себе служители церкви. На спине изображается крест, символизирующий Крест, который нес Спаситель на спине Своей на Голгофу. По бокам стихаря от подмышек до пояса и ниже выполнены разрезы, символизирующие прободенные ребра Спасителя. Белый цвет стихаря (подризника) подобен цвету небесных одежд людей и Ангелов Божиих, и цвету белых риз Господа в Преображении.
Б лагословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения. Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: «Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей», затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.
С кладываем стихарь.
И стория стихаря
В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.
П одрясник
П одрясник — нижнее облачение православного духовенства — длинная до пят одежда с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Используется не только при богослужении, но и вне его. Во время богослужения в храме и на официальных приёмах подрясник должен быть чёрного цвета, а на отдыхе, в домашних условиях и на хозяйственных послушаниях допускаются подрясники любых цветов.
Существует несколько разновидностей покроя подрясников (греческий, русский и др.): разрез может быть до низу или только до пояса, и справа и слева, воротник может застёгиваться внахлёст, а может только прихватываться крючками, может иметь дополнительные карманы на груди, может иметь карманы только с боков, а может и совсем без карманов быть и т. д. Чаще всего подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами, ушитое в талии, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую верхнюю полу. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе.
Благословение на ношение подрясника можно взять у настоятеля храма, НО служить в подряснике Вы сможете, только в своём храме и не на архиерейской службе.
Благословение у архиерея на ношение подрясника берётся, только в том случае если настоятель Вашего прихода благословляет подойти к архиерею с этой просьбой. После архиерейского благословения алтарник получает право ношения и служения в подряснике везде.
Всё выше сказанное происходит с ведома и по благословению духовника, а не самочинно.
Н есколько правил для алтарника.
Б лагоговейное отношение к святыне должно проявляться в каждой мелочи. Вследствие этого существуют несколько правил благоговейного поведения в алтаре:
К ак благословляться?
Б лагословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения. Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: «Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей», затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.
К раткая схема для алтарников за литургией, при отсутствии диакона.
1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения воздуха). Нарезать антидор.
4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем. « перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как священник направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.
5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти. [1]
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.
9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Когда священник ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения воздуха.
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
12) При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.
13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.
15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
19) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
20) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
21) Зажечь свечу на жертвеннике.
22) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
23) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.
[1] Порядок чтения Апостола.
Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (.).
Прокимен целиком. Хор: прокимен.
Стих. Хор – прокимен.
Прокимен (1 часть – до запятой). Хор: 2-ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого Прокимен, глас (.). Прокимен целиком. Хор: прокимен).
Чтец: ……….. *чтение.
Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)
Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.
Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.
Если одно чтение, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза),
Хор поет “Аллилуйя”— трижды на указанный глас.
Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Если два чтения, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”
В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)
* Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание — первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.)
Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.
Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются предстоятелю (священнику, который служит в настоящий момент).
Как подавать кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И
ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ
Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.
Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).
Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.
В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.
Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.
Остальные схемы внизу страницы в виде ссылок для скачивания или просмотра на яндекс диске.
Ц вет богослужебных одеяний символизирует праздники, события, дни памяти, в которые совершается богослужение.
П еречислим эти цвета:
— Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).
Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).
Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.
— Белый (Божественный цвет).
Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.
Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.
— Голубой (цвет Высшая чистоты и непорочности).
Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.
Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.
— Фиолетовый или тёмно-красный.
Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.
Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.
— Зелёный (цвет животворения и вечной жизни).
Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник «Вход Господень в Иерусалим», День Святой Троицы.
Зелёный цвет имеет мантия патриарха.
— Тёмно-синий, Фиолетовый, Тёмно-зелёный, Тёмно-красный, Чёрный.
Цвет поста и покаяния. Великий пост.
Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой.
Более подробно о священническом облачении можно на нашем сайте в разделе «Воскресная школа» на страничке «О церковном облачении».
Суточный круг Богослужений.
Более подробно об устройстве храма, алтаря и церковной утвари можно посмотреть на страничке:
Фильмы для алтарников
(для просмотра фильма нужно кликнуть левой кнопкой «мыши» по выбранной картинке фильма)
О Богослужении и символике священных одежд.
Литургия с пояснениями
Всенощное бдение с разъяснениями
Как правильно читать апостол?
Интонация чтения Апостола. Часть 1
Интонация чтения Апостола. Часть 2
Урок правильного церковного чтения
Как научиться петь. Упражнение на снятие зажатости: как научиться петь раскрепощенным голосом
Схема передвижения свещеносцев на малом входе
Чтение Апостола
Слёт алтарников.
Конкурс алтарников.
Конкурс алтарников в Саратове
Об одежде алтарника.
О разговорах в алтаре.
Обучение простым звонам.
О детях алтарниках. Для родителей алтарников.
Уголок нужных ссылок:
Ссылки для скачивания с Яндексдиска:
Последование пономарского служения (церковно-славянский язык). Книга.pdf https://yadi.sk/i/GMIFXNRLuRoX2
Богослужебные указания на 2019 год скачать или посмотреть в Word (docx) на яндексдиске https://yadi.sk/i/yixZ60qPqDnAIg
Практическое руководство для алтарников (русский язык) (реальное руководство со всеми пояснениями когда чего делать): http://ekalla. /altarnikov.pdf
Практическое руководство для Алтарников. Всенощное Бдение и Литургия на DOC PLAER https://docpla. liturgiya.html
Здесь Вы сможете также найти ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (В седмичный день) ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ; СЛУЖБА С ПОЛИЕЛЕЕМ (В седмичный день) (Октоих отменяется полностью) ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ; Всенощное бдение, краткая схема и многое другое.