стандарт baba что это
Что такое BABOK и зачем он нужен: практика бизнес-анализа
Продолжая разговор про практический бизнес-анализ, сегодня рассмотрим, что такое BABOK, как появился этот свод знаний и чем именно он полезен бизнес-аналитику, а также руководителю. Читайте в нашей статье краткий ликбез по Business Analysis Body of Knowledge: назначение, основное содержание и особенности сертификации.
Что такое BABOK и зачем он нужен бизнес-аналитику
BABOK – это акроним от Business Analysis Body of Knowledge, руководство к своду знаний по бизнес-анализу от Международного института IIBA (International Institute of Business Analysis) [1]. Примечательно, что само руководство позиционируется не как профессиональный стандарт бизнес-аналитика, а как набор общепринятых практик бизнес-анализа. Однако, с прикладной точки зрения этот документ можно рассматривать именно как профессиональный стандарт или фреймворк профессиональной деятельности бизнес-аналитика, который описывает входящие в нее области знаний, базовые компетенции, методы, техники, подходы и практики. Тем более, что, помимо этих основных понятий, как и любой предметный свод знаний, БАБОК пытается определить профильную специальность с помощью согласованной терминологии и решаемых на практике задач.
Первая версия BABOK была издана в 2005 году, а последняя (3.0) – в 2015 [2]. При том, что BABOK считается руководством, он НЕ является пошаговой методологией или учебником по отдельным техникам. Он включает ссылки на различные методы, инструменты, практики и подходы, но не детализирует их, предполагая у своего читателя наличие опыта работы со всеми этими средствами. Тем не менее, такое масштабное в целом, пусть и краткое описание в отдельности, описание большинства практических задач и способов их решения позволяет бизнес-аналитику структурировать и систематизировать уже имеющиеся компетенции, а также освоить несколько новых инструментов и по-другому взглянуть на знакомые вещи. Бонусом к этому идет почти 20%-ое повышение зарплаты, которое получают сертифицированные IIBA специалисты по BABOK, согласно ежегодному отчету IIBA. О процессе сертификации мы поговорим далее, а пока подчеркнем, что БАБОК предназначен для опытных профессионалов по бизнес-анализу и не подходит в качестве введения в специальность для новичков.
Кому еще пригодится БАБОК и каким образом
Итак, систематизация знаний и умений, описанных в данном руководстве, позволяет получить целостную картину о профессиональной деятельности бизнес-аналитика. Поэтому BABOK также полезен преподавателям и специалистам, которые разрабатывают курсы повышения квалификации и программы обучения по системному и бизнес-анализу в ВУЗах и специализированных учебных центрах [3]. Также стоит упомянуть косвенную пользу от BABOK, которую он приносит менеджерам и рекрутерам, выступая в качестве профессионального маркера, который отмечает состоявшегося бизнес-аналитика. Как мы уже отметили выше, IIBA проводит сертификацию по данному своду знаний через сдачу экзаменов в виде онлайн-тестирования на английском языке. Далее мы рассмотрим, какие профессиональные уровни бизнес-аналитика выделяет IIBA.
ECBA, CCBA, CBAP: 3 вида профессиональных сертификатов IIBA по BABOK
На сегодняшний день IIBA выделяет 3 уровня профессиональных компетенций бизнес-аналитика по руководству BABOK, в зависимости от практического опыта кандидатов [4]:
Сертификат ECBA действует бессрочно, CCBA и CBAP действительны 3 года, по истечении которых необходима ресертификация в виде повторной сдачи экзамена. Количество и качество экзаменационных вопросов также зависит от уровня сертификации. Например, тесты CCBA и CBAP содержат по 130 и 120 вопросов соответственно. Причем большая часть из них представлена в виде case-study, когда к одной бизнес-ситуации, описанной достаточно подробно, задается несколько вопросов. ECBA не включает таких кейсов и состоит всего из 50 вопросов. Время, отведенное на решение задач и цена экзамена также зависят от уровня. Более детально о процессе сертификации мы поговорим в отдельной статье, а сейчас рассмотрим краткое содержание BABOK.
Глава 1. Введение в BABOK 3 Guide (перевод)
Руководство BABOK (свод знаний BABOK) — это всемирно признанный стандарт по бизнес-анализу. BABOK описывает области знаний бизнес-анализа, задачи, базовые компетенции, методики и точки зрения на бизнес-анализ.
Цель книги “Свод знаний по бизнес-анализу”
Основная цель руководства BABOK — определить профессию бизнес-анализа и предоставить набор общепринятых практик, которые помогут специалистам-аналитикам договариваться между собой и понимать, какие навыки необходимы им для эффективного выполнения аналитической работы. Также книга поможет людям, которые нанимают бизнес-аналитиков и работают с ними понять, какие навыки и знания можно ожидать от специалистов.
Бизнес-анализ — это емкая профессия, в которой бизнес-аналитики могут выполнять
очень разноплановую работу в рамках компании. Аналитики могут использовать разные компетенции, знания, навыки, терминологию и подходы при выполнении задач бизнес-анализа. Руководство BABOK — это платформа, которая объединяет все точки зрения, описывающие задачи бизнес-анализа, которые позволяют должным образом проанализировать изменения или оценить их необходимость. Задачи могут варьироваться по содержанию, порядку или важности для конкретного аналитика или для различных инициатив.
Шесть областей знаний из руководства BABOK описывают практики бизнес-анализа, которые применяются в пределах проекта или в ходе развития компании и непрерывного ее совершенствования. На рисунке изображено, как все эти области знаний поддерживают внедрение бизнес-ценностей до, во время и после жизненного цикла проекта.
Рисунок «Бизнес-анализ вне проекта»:
Что такое бизнес-анализ?
Бизнес-анализ — это деятельность, которая позволяет внедрять изменения в компании путем определения потребностей и рекомендации решений, которые обеспечивают ценность для заинтересованных лиц.
Бизнес-анализ позволяет компании определить потребности и обосновать изменения, а также разработать и описать решения, которые могут принести пользу.
Бизнес-анализ проводится в разных инициативах в рамках компании.
Это могут быть стратегические, тактические, или оперативные инициативы.
Бизнес-анализ может осуществляется в пределах проекта или в ходе эволюции компании и ее непрерывного развития. Его применяют, чтобы понять текущее состояние, определить будущее состояние, а также определить действия, которые необходимы для перехода от текущего состояния к будущему.
Существуют разные точки зрения на бизнес-анализ. Руководство BABOK описывает некоторые из них: гибкие методологии, интеллектуальный анализ данных, информационные технологии, архитектура бизнеса и управление бизнес-процессами. Любую точку зрения можно рассматривать как призму, через которую бизнес-аналитик рассматривает свою рабочую деятельность, находясь при этом в определенном контексте. Руководство BABOK описывает точки зрения, которые могут использоваться в инициативе (одной или нескольких), но оно не содержит описания всех контекстов и дисциплин.
Кто такой бизнес-аналитик?
Бизнес-аналитик — это любое лицо, которое выполняет задачи бизнес-анализа, описанные в руководстве BABOK, независимо от своей должности или организационной роли. Бизнес-аналитик отвечает за обнаружение, обобщение и анализ информации из разных источников в рамках компании, в том числе: инструментов, процессов, документации, а также заинтересованных лиц.
Бизнес-аналитик отвечает за выявление реальных потребностей заинтересованных лиц (что часто включает в себя разбор и прояснения выражаемых пожеланий) для того, чтобы определить основные задачи и выявить мотивы.
Бизнес-аналитики принимают активное участие в том, чтобы спроектированное и реализованное решение соотносилось с потребностями заинтересованных лиц.
Обычно деятельность бизнес-аналитиков включает в себя:
Бизнес-аналитика также могут называть:
Структура книги
В основе книги лежат задачи бизнес-анализа, сгруппированные по областям знаний. Области знаний являются совокупностью логически (но не последовательно) связанных задач. Эти задачи описывают конкретные действия, которые позволяют достичь цели в связанной с ними области знания.
Главы по ключевым понятиям бизнес-анализа, базовым компетенциям, методам, и точкам зрения формируют основу книги, которая даст бизнес-аналитикам ориентир, чтобы они могли лучше выполнять свои задачи.
Основные понятия
Данная глава закладывает основы понимания центральных идей, необходимых для понимания руководства BABOK.
Глава состоит из разделов:
Области знаний
Области знаний представляют собой конкретную экспертизу по бизнес-анализу, которая охватывает несколько задач.
Существует шесть областей знаний:
● Планирование и контроль бизнес-анализа: описание задач, которые бизнес-аналитики выполняют, чтобы организовать работу и скоординировать усилия бизнес-аналитиков и заинтересованных лиц. Результаты выполнения этих задач используются в качестве ключевых входных данных и руководящих принципов (рекомендации) для всех прочих задач Руководства BABOK®.
● Обследование и взаимодействие: описывает задачи, которые бизнес-аналитики выполняют, чтобы подготовить и провести обследование деятельности и утвердить полученные результаты. В том числе описывается взаимодействие с заинтересованными лицами по всем направлениям деятельности после того, как собрана информация для анализа.
● Управление жизненным циклом требований: описывает задачи, которые бизнес аналитики выполняют для того, чтобы управлять и поддерживать требования и данные, необходимые для проектирования, на всех этапах жизненного цикла. Эти задачи описывают установление конструктивных взаимосвязей между требованиями и дизайном, а также позволяют оценивать, анализировать и приходить к единому мнению по предлагаемым изменениям в требованиях и дизайне.
● Стратегический анализ: описывает аналитическую работу по взаимодействию с заинтересованными лицами, которая должна осуществляться в целях выявления стратегических или тактических бизнес-потребностей, а также привести в соответствие результирующую стратегию с высокоуровневыми и низкоуровневыми стратегиями.
● Анализ требований и определение решений: описывает задачи, которые
бизнес-аналитики выполняют, чтобы
○ структурировать и организовать требования, обнаруженные во время обследования,
○ описать их,
○ построить модель,
○ спроектировать,
○ валидировать (проверить) и верифицировать (утвердить) информацию,
○ определить варианты решений, которые отвечают нуждам бизнеса, и
○ оценить потенциальную ценность, которую может дать каждый вариант решения.
Эта область знаний охватывает инкрементальные и итерационные деятельности: от первоначальной концепции и исследования потребностей до преобразования этих потребностей в частное рекомендуемое решение.
● Оценка решений: описывает задачи, которые бизнес-аналитики выполняют, чтобы оценить эффективность работы и ценность решений, предлагаемых компании-заказчику, а также рекомендовать устранение препятствий или ограничений, которые мешают использованию всех преимуществ решения.
Все области знаний включают в себя визуальное представление входных и выходных данных.
Следующая диаграмма показывает соотношение между этими областями знаний.
Рисунок «Связи между областями знаний»:
Задачи
Задача — это отдельная часть работы, которая может относиться к бизнес-анализу формально или фактически. Руководство BABOK определяет перечень аналитических задач. Термин “задача” универсален и применим в сфере бизнес-анализа независимо от типа инициативы.
Бизнес-аналитик может выполнять другую работу, возложенную на него в данной компании, но эти “дополнительные” задачи не считаются частью профессии бизнес-аналитика.
Задачи сгруппированы по областям знаний. Бизнес-аналитики выполняют задачи из всех областей знаний последовательно, итерационно или параллельно.
BABOK не описывает процесс выполнения задач или порядок, в котором они должны выполняться. Можно выполнять задачи в любом порядке, если есть все необходимые для них входные данные.
Аналитическая работа может начаться с любой задачи, хотя наиболее удачный вариант — это “проанализировать текущее состояние” и “оценить эффективность решения”.
Каждая задача в BABOK описана в следующем формате:
Цель
Раздел “Цель” содержит краткое описание причины для выполнения задач бизнес-
аналитиком, и ценность, которую принесет выполнение задачи.
Описание
Раздел “Описание” более подробно объясняет, в чем суть задачи: что и почему должно быть выполнено.
Входные данные
В разделе “входные данные” перечисляются входные данные для задачи. “Входные данные” — это информация, в результате потребления или преобразования которой формируются выходные данные. Входные данные представляют из себя информацию, которая необходима для начала задачи.
Они могут быть явно созданы за рамками бизнес-анализа или могут быть порождены (сгенерированы) задачами по бизнес-анализу. Входы, которые получены за пределами аналитических работ отмечают признаком “внешние” в списке входных данных.
Существует допущение, что наличие входных данных означает, что связанный с ним результат уже получен или процесс его получения подходит к концу. Входных данных должно быть достаточно только для начала следующих работ. В течение жизненного цикла инициативы может существовать любое количество экземпляров входных данных.
Этот раздел включает в себя визуальное представление входов и выходов, в другие задачи, использующие выходы, а также руководящие принципы и инструменты, перечисленные в задаче.
Элементы
Раздел “Элементы” описывает ключевые понятия, необходимые для понимания того, как выполнить задание. Он не является обязательным в рамках выполнения всех задач. Использование этого раздела может зависеть от подхода к бизнес-анализу.
Принципы и инструменты
Этот раздел содержит список ресурсов, необходимых для преобразования входных данных в выходные. В “принципах” содержатся инструкции и описания о том почему и как выполнить задачу. Инструмент — это то, что используется для реализации задачи.
Руководящие принципы и инструменты могут содержать в себе выходы от других задач.
Методы
В разделе “Методы” перечислены приемы, которые могут быть использованы для выполнения задач бизнес-анализа.
Заинтересованные лица
В разделе “заинтересованные лица” составлен общий перечень заинтересованных сторон, которые, скорее всего, будут участвовать в выполнении этой задачи или которые будут этой задачей затронуты. BABOK не утверждает, что эти роли должны быть указаны для любой инициативы.
Выходные данные
В этом разделе описываются результаты, полученные в результате выполнения задания.
Выходные данные создаются, преобразовываются или меняют свое состояние в результате успешного завершение задачи. Выходные данные может быть конечной ценностью или быть частью более крупной ценности.
Формат выходных данных зависит от типа осуществляемой инициативы, от стандартов, принятые в организации, и наилучшее решение, которое примет аналитик, чтобы соответствующим образом удовлетворить потребностей ключевых заинтересованным лицам.
Как и в случае с входными данными, конкретная задача может быть завершена без получения выходных данных. Не обязательно ждать получения выходных данных, чтобы начать работу над теми задачами, которые используют описываемые выходные данные.
Базовые компетенции
Базовых компетенции отражают знания, умения, навыки, особенности поведения, черты характера, и личностные качества, которые помогают успешно выполнять роль бизнес-аналитика. Эти основополагающие компетенции не являются уникальными для профессии бизнес-аналитика, однако успешное выполнение задач и применение методов часто зависит от знания одного или более базовых компетенций.
Базовых компетенции имеют следующую структуру:
Цель
Раздел “Цель” описывает, почему бизнес-аналитику выгодно наличие базовых компетенций.
Описание
Определением разделе описываются навыки и знания, вовлеченные в применение этой компетентности.
Измерение эффективности
Эффективность мер разделе описывается, как определить, является ли человек демонстрирует навыки в базовых компетенций.
Методы
Методы предоставляют дополнительную информацию о способах, которыми может быть выполнена задача.
Перечень методов, включенных в BABOK не является исчерпывающим. Есть несколько методов, которые могут быть применены вместо или в сочетании с другими
методами. Бизнес-аналитикам рекомендуется менять существующие техники или создавать новые, чтобы наилучшим образом разрешать ситуации, добиваться целей и выполнять задачи.
Раздел имеет следующую структуру:
Цели
Раздел описывает, для чего используется данный метод и обстоятельства, при которых метод, скорее всего, будет применим.
Описание
В этом разделе описывается, что представляет собой этот метод и как он используется.
Элементы
Раздел “Элементы” описывает ключевые понятия, которые необходимы для того, чтобы понять, как использовать метод.
Особенности использования
В разделе «особенности использования” описаны условия, при которых
прием может быть более или менее эффективными.
Точки зрения
Точки зрения используются в бизнес-анализе с целью обратить внимание на задачи и приемы, специфичные в рамках данной инициативы. В большинстве инициатив, вероятно, будут использованы одна или больше разных точек зрения.
В BABOK 3 включены следующие подходы:
Книга не берет на себя обязанность описать все практикующиеся точки зрения. В BABOK описываются только некоторые точки зрения на бизнес-анализ, наиболее распространенные на момент написания книги.
Точки зрения не являются взаимоисключающими: конкретная инициатива может использовать больше одной точки зрения.
Раздел “Точки зрения” имеют следующую структуру:
Границы изменений
Раздел “Границы изменений” описывается на какую часть компании влияет изменение с каждой точки зрения и как сильно оно влияет на цели и текущую деятельность компании. В разделе указывается тип решаемых задач, суть искомых решений, а также подход к реализации этих решений и к оценке их ценности.
Бизнес-анализ границ
В разделе описываются ключевые заинтересованные лица, включая профиль возможных типов спонсоров, цели заинтересованных лиц, и роль бизнес-аналитика в рамках инициативы. Также в этом разделе определяются вероятные результаты, которые можно было бы ожидать от работы бизнес-анализа с рассматриваемой точки зрения.
Методологии, методы и приемы
В состав данного раздела входит описание уникальных особенностей каждой точки зрения. В каждом случае описаны методики, приемы или методы, которые являются общими и специфическими для точки зрения. Методологии и подходы — это особые специфические способы проведения бизнес-анализа.
Методики, включенные в данный раздел, это методики, не включенные в главу “Методики” руководства BABOK, но особенно актуальные в рамках рассматриваемой точки зрения.
В разделе “Архитектура бизнеса” вместо методик или подходов перечислены эталонные модели. В разделе “управление бизнес-процессом” вместо подходов перечислены инструменты и точки зрения на управление процессами.
Базовые компетенции
В разделе базовых компетенций описаны компетенции, которые наиболее распространены в рамках рассматриваемой точки зрения.
Воздействие на области знаний
Воздействие на знания районах разделе описывается областей знаний применяются или изменены. Он также объясняет, каким образом конкретная деятельность сопоставлена с точкой зрения к решению задач.
База знаний
Начнем с определения, бизнес-модель — компактное, упрощенное представление о бизнесе, источнике его доходах и создании выгоды для пользователей.
Самый простой пример: магазин, так называемая “торговая модель”. Вы покупаете товары у оптовика и продаете с наценкой в розницу. Чем сложнее ваш проект, например, у вашего магазина теперь есть кафетерий и пекарня, тем важнее анализ источников прибыли и их оптимизации с целью повышения дохода.
Стартап без бизнес-модели хорошо иллюстрирует анекдот.
“Мужчина продает на рынке вареные яйца, сосед спрашивает:
— почем берешь сырые?
— странно, а прибыль какая?
— прибыль еще не считал, но оборот бешеный!
Зачем нужны бизнес-модели?
Задача любого бизнеса — приносить прибыль, и ваш стартап не исключение. Вы должны понимать, какая монетизация идеи будет лучше на старте, а какая после первой тысячи пользователей поможет эффективно развивать проект.
Например, вначале ваш интернет-магазин будет жить за счет разницы между закупкой и продажей. После 10000 ежедневных покупок вы сможете дополнительно заработать, предложив производителям рекламу на главной странице или выделив товары производителя в отдельную группу.
— для оценки и анализа эффективности бизнеса компании в сравнении с другими аналогичными компаниями;
— для оценки потенциала и инвестиционной привлекательности бизнеса компании в будущем;
— для оптимизации бизнеса и удержания ценности, которую компания создает для клиентов.
Что такое бизнес модель?
Если коротко, бизнес-модель – это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли.
Существует десятки классификаций бизнес-моделей. Мы с вами познакомимся с категоризацией профессора Университета штата Северная Каролина Майкла Раппа и обсудим наиболее применимые для технологичных компаний.
Вряд ли вы планируете стартап, на первом этапе которого нужно построить тракторный завод и начать дистрибуцию в страны Африки, так что часть информации мы оставим за скобками. Полное описание бизнес моделей доступно по ссылке и тут
Давайте разберем на примере: идея стартапа заключается в помощи школьникам подготовиться к олимпиадам по физике. За подписку сервис открывает доступ к базе из 150 обучающих видео. Это монетизация по подписке.
Спустя время вы обнаруживаете низкий интерес к услуге, т.к. не всем нужен весь набор видео. Некоторым учениками достаточно пары тем для уверенности.
Таким образом, знание бизнес-моделей поможет избежать банкротства и в нужный момент адаптировать проект к запросу рынка.
Ив Пинье, в своей знаменитой книге «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора» говорил:
“Бизнес-модель — это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества”
Когда нужно использовать бизнес модели?
Какие бывают бизнес модели?
Профессор Майкл Рапп выделил 9 основных концепций:
Ознакомимся с концепциями и их подвидами более детально.
1. Брокерская
Используется как в компаниях, оказывающих услуги для других компаний, так и для обычных пользователей Интересный подвид, когда пользователи общаются напрямую с другими, например Avito.
Брокерский бизнес соединяет покупателей и продавцов и проводит между ними транзакции, за что взимает определенную сумму денег (фиксированная ставка или процент от сделки). Если вы понимаете как работает Aliexpress, то бизнес модель вам понятна.
У брокеров есть несколько подвидов, то есть площадок для выполнения заказов. В России наиболее известен Profi.ru, где вы можете найти репетитора по математике или тренера в фитнес-зал.
Заказ выполняется в соответствии с критериями (например, цена и срок услуги) и по запросу клиента.
Аукционный брокер
Бизнес, проводящий аукционы для продавцов, других компаний или обычных пользователей. Собирает издержки за размещение товаров и комиссионные, величина которых определяется суммой транзакции.
Платежный брокер
Виртуальный рынок
Интернет-площадка для онлайн-продавцов, собирающая плату за первоначальное размещение, ежемесячные членские платежи или транзакции. Также может предлагать сопутствующие рыночные услуги. Самые известные в мире Amazon.
2. Рекламная модель
Расширение традиционной концепции СМИ — бизнес представляет потребителям контент и сервисы, транслирует рекламу заказчиков.
Рекламная модель работает наиболее эффективно либо при правильном выборе ниши, либо при больших объемах потребителя контента. Очевидно, что реклама в 3 часа утра сработает хуже, чем во время финала чемпионата мира по футболу.
Информационный портал
Площадка с большим объемом трафика, предоставляющая контент и дополнительные сервисы. Существуют персонализированные и нишевые порталы — первые представляют пользователям возможность самому выбрать, что именно им интересно, а вторые ориентированы на определенную аудиторию.
В России это всем известные Pikabu или американский Reddit.
Доска объявлений
Список позиций покупки/продажи. Бизнес либо взимает оплату за размещение в списке, либо работает по подписной модели.
auto.ru или irr.ru помогут понять, как это устроено.
Ресурсы с обязательной регистрацией (User Registration)
Проекты с бесплатным контентом, требующие от посетителей создания аккаунта и предоставления определенных демографических данных — это позволяет отслеживать поведение пользователей и создавать портреты потребительских сегментов, используемых для проведения таргетированных рекламных кампаний.
Поисковая и Контекстная реклама
Продажа рекламных позиций и баннеров в выдаче поисковых систем. Поиск от Google или Яндекса.
Объявления перед основным контентом
Анимированное объявление, отображаемое при переходе на сайт (перед основным контентом). Это реклама на Youtube перед обзором любимой игры.
3. Инфоброкерство
Пользовательские данные представляют высокую ценность для компаний, а информация о продуктах ценна для потребителей — инфопосредники занимаются продажей ценной информации покупателям и компаниям.
4. Продавец
Оптовые и розничные онлайн-торговцы товарами и услугами.
Виртуальный продавец
Цифровой продавец
5. Производитель
В рамках этой модели производитель самостоятельно выполняет продажи своего товара в сети, сокращая таким образом каналы дистрибуции и траты. Магазин игр PSN Store от компании Sony, наверное, знаком всем.
Возможность использования товаром может быть не постоянным, т.е. клиент может и не купить его, а взять в аренду на определенное время. Например, вы можете взять фильм на неделю в некоторых интернет-кинотеатрах.
6. Партнерский маркетинг
Это более развитый вариант рекламных услуг.
Вы можете приобретать или продавать лидов у дружественных ресурсов.
Обмениваться баннерами, договариваться об оплате за клик, переход, выполнение определенного действия.
Вы также можете разделить прибыль от сделки.
7. Модель сообщества
Пользователи интернета собираются для коммуникации или по общим интересам на специализированных веб-площадках. Прибыль последних может обеспечиваться множеством источников монетизации: например, собственной рекламной платформой, подписной моделью, представлением дополнительных привилегий и т. д. Если вы зарегистрированы в социальной сети ВКонтакте, то все понимаете как это работает.
Есть множество подвидов работы с сообществом, например, доступ к эксклюзивному контенту за пожертвования, как в Patreon, или возможность общаться со звездой напрямую.
8. Подписная модель
Пользователь оформляет подписку на определенный сервис. Это может быть контент (Youtube), возможность общаться с специалистами высокого уровня (linkedin), или доступ к чтению развернутых аналитических материалов (RBK).
9. По потреблению
Противопоставление модели подписки, где клиенту также предоставляется определенный сервис. Но форма оплаты опирается на потребленном трафике, полученной информации или другом количественном показателе.
Итог
Знание и понимание концепции бизнес-моделей поможет вам не только быстро адаптироваться к изменениям рынка, но и определять точки роста вашего стартапа. Вы сосредоточитесь на четырех основных элементах бизнеса: клиентах, предложении, инфраструктуре и финансовой устойчивости. Это поможет достигнуть успеха и не дать проекту потонуть на старте.
Рекомендуем книгу Оливера Гассмана “Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов” и бестселлер Ива Пинье, «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора» для более глубокого погружения в тему.