сроки написания романа что делать
История создания романа «Что делать» Чернышевский
Роман “Что делать?” – произведение, написанное Николаем Гавриловичем Чернышевским. Работа над произведением началась в декабре 1862 года. В то время Чернышевский находился в Петропавловской крепости. Писателя обвиняли в разжигании революционного настроя среди крестьян. Поводом для взятия Чернышевского под стражу послужила его прокламация “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”.
Находясь в одиночной камере, Чернышевский начинает работу над романом. Написание произведения закончилось в апреле 1863 года. С января 1863 года Николай Гаврилович начинает передавать готовые части рукописи, чтобы с ними ознакомилась следственная комиссия. Так как комиссия оценивала главы по отдельности, суть романа так и осталась неясна, никакого политического подтекста цензура не обнаружила.
Роман пропустили в печать, и в том же 1863 году он был опубликован в журнале “Современник”. Однако вскорости ошибка цензоров была замечена. Любовная линия была всего лишь ширмой, за которой скрывался глубокий политический подтекст. Все номера “Современника” были изъяты, однако роман переписывали от руки, и он стал популярным среди читателей. Официально роман был допущен до печати лишь в 1905 году.
Считается, что прототипом Веры Павловны была Мария Александровна Бокова, одна из первых русских женщин-врачей. Она вступила в фиктивный брак со студентом П. И. Боковым, а после развелась с ним и заключила брак со своим университетским профессором, знаменитым физиологом И. М. Сеченовым.
История создания романа «Что делать?»: написание и публикация
Произведение «Что делать?» Н. Чернышевского было написано в 1862-1863 годах. Автор писал его, будучи заключенным в Петропавловской крепости города Санкт-Петербурга.
Роман был напечатан в 1863 году. Публикация состоялась в журнале «Современник». После этого произведение сразу оказалось в числе запрещенных, который был снят лишь в 1905 году.
Николай Чернышевский начал писать роман не в самый лучший период его жизни – в одиночной камере Петропавловской крепости. Он отбывал срок за разжигание революционных настроений среди крестьян.
Прямо из-за решетки, начиная с января 1863 года, роман частями передается следственной комиссии. Последняя часть передана на рассмотрение следственным органам 6 апреля того же года.
Каждую такую передачу Чернышевский сопровождал пояснительными записками. Об их количестве точных сведений нет. Но последняя записка передана 4 апреля 1863 года. В ней была сказано, в числе прочего, что роман будет иметь продолжение. Поскольку этого не случилось, возможно, эта была попытка ввести следственную комиссию в заблуждение.
То ли от того, что роман передавался частями, то ли по каким-то другим причинам, уполномоченные органы ничего в нем не нашли. Ни политического, ни тем более революционного подтекста.
Цензоры журнала «Современник», в котором роман был впервые напечатан, тоже не увидели в нем ничего запрещенного. Обычное произведение о любовной интриге. Что же тут такого? И разрешили его опубликовать.
Получается, что роман прошел двойную цензуру (следственных органов и должностных лиц «Современника») и никто ничего не заметил. А политический подтекст был. И не просто политический, а революционный.
После того, как дали добро на печать, Николай Некрасов отправился в типографию Вульфа вместе с рукописью и потерял ее. Найти роман удалось только с помощью объявления в газете.
Скандал разразился после публикации «Современника», где содержался полный текст произведения Чернышевского. В результате все номера журнала быль изъяты, а цензор Бекетов, ответственный за выход роман, снят с должности.
Есть мнение, что роман напечатали по указке «сверху». Это точно уже не выяснить. Но подобный вариант допустим, потому что всегда есть люди, недовольные государственным строем.
Роман начинается достаточно авантюрно и мелодраматично. Далее развивается любовная интрига. Ощущение такое, что Чернышевский пытался сбить с толку цензоров и всех проверяющих. Новые социально-экономические идеи в произведении есть. Как и намеки на предстоящую революцию.
Произведение Чернышевского опубликовали в Женеве в 1867 году. Сделано это было эмигрантами из России. Публикация была на русском языке. Но потом роман был переведен на многие языки.
Несмотря на разразившийся скандал, в народе роман понравился и даже переписывался от руки. А напечатали произведение впервые в России, тогда же, когда был снят запрет на его публикацию, в 1905 году.
К роману Чернышевского можно относиться как угодно. Но произведение стало продуктом своего времени. Оно содержало новые идеи и революционный подтекст. Именно поэтому его так полюбили в народе. И, возможно, поэтому запрет на публикацию романа был со временем снят.
Что делать? (роман)
декабрь 1862 — апрель 1863
1867 (Женева), 1906 (Россия)
«Что делать?» — роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского, написанный в декабре 1862 — апреле 1863 гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Роман был написан отчасти в ответ на роман Ивана Тургенева «Отцы и дети».
Содержание
История создания и публикации
Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3—5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.
В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки.
Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.
Сюжет
Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец, открывает швейную мастерскую «нового типа» — это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.
Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы — взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Постепенно между Верой и Дмитрием возникает настоящее чувство, основанное на доверии и привязанности. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга своего мужа, врача Александра Кирсанова, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем. Эта любовь взаимна. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться.
Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он — агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» — тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.
Один из самых значимых героев романа — революционер Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»). Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль. В чём она заключается, Чернышевский подробно разъясняет в XXXI части 3 главы («Беседа с проницательным читателем и изгнание его»):
Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей: Веру Павловну, Лопухова, Кирсанова. (…) Не покажи я фигуру Рахметова, большинство читателей сбилось бы с толку насчет главных действующих лиц моего рассказа. Я держу пари, что до последних отделов этой главы Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй, даже лицами идеализированными, пожалуй, даже лицами невозможными в действительности по слишком высокому благородству. Нет, друзья мои, злые, дурные, жалкие друзья мои, это не так вам представлялось: не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. (…) На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видитеХудожественное своеобразие
Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа — любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию. помогите срочно, роман Чернышевского «Что делать»ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА «ЧТО ДЕЛАТЬ?». Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (таково полное название произведения Чернышевского) вызвал неоднозначную реакцию читателей. Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?». Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь: «Молодые люди толпою пошли за Лопуховым и Кирсановым, молодые девушки заразились примером Веры Павловны… Меньшинство нашли себе идеал… в Рахметове». Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором. В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С. Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др. О прототипах. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов. В образе Рахметова замечены черты Бахметьева, саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на издание журнала и революционную работу. (В романе есть эпизод, когда Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его сочинений). В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову. Роман «Что делать?» Чернышевский посвятил своей жене Ольге Сократовне. В своих воспоминаниях она записала: «Верочка (Вера Павловна) – я, Лопухов взят с Бокова». В образе Веры Павловны запечатлены черты характера Ольги Сократовны Чернышевской и Марии Обручевой. III. Лекция учителя (краткое изложение). ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА Проблемы романа: появление «новых людей»; люди «старого мира» и их социально-нравственные пороки; любовь и эмансипация, любовь и семья, любовь и революция (Д. Н. Мурин). О композиции романа. Роман Чернышевского построен так, что жизнь, действительность, предстает в нем в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Прошлое – старый мир, существующий, но уже изживающий себя; настоящее – это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений. Будущее – это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»). Роман Чернышевского — Что делать?Роман «Что делать?» — произведение, написанное философом и литературным критиком Н.Г. Чернышевским в 1862-1863гг. Был создан во время заключения автора в Петропавловской крепости как ответ Тургеневу. Опубликован в журнале «Современник», но вскоре запрещён цензурой. Несмотря на запрет, быстро разошёлся в рукописных копиях. Отдельной книгой впервые выпущен в Женеве. Издан на многих иностранных языках. Положил началу жанра «антинигилистического» романа. За внешним фасадом любовной истории автор поднял глубокие социальные, экономические и философские вопросы. Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889) История созданияРоман был написан Чернышевским в Петропавловской крепости в 1862-1863 гг. Изначально история была задумана в противовес Тургеневским «Отцам и детям». Чтобы обойти цензуру, произведение было подано как любовный роман. Когда раскрылась истинная суть, он был уже напечатан в журнале «Современник» и распространялся в рукописных копиях. Запрет на издание сняли в 1905 году и вскоре выпустили несколько экземпляров книги. Сюжетная линияНа первый план в романе выходит история Веры Розальской. Пытаясь избежать брака, который навязывает ей корыстная мать, девушка заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым. В дом мнимых супругов часто захаживает друг семьи, Александр Кирсанов. Вера и Александр влюбляются друг в друга. Чтобы дать свободу фиктивной жене, Лопухов инсценирует самоубийство и уезжает из России. Через некоторое время он возвращается под новым именем. В доме фабриканта Полозова он знакомится с его дочерью Екатериной. Они проникаются взаимными чувствами и женятся. Через некоторое время Лопухов объявляется Кирсановым, они начинают дружить семьями. Отдельное место занимает «новый человек» – Рахметов. Этот персонаж – один из важнейших в произведении. Он олицетворяет собой настоящего героя-революционера. Смысл романаОсновной смысл произведения – воспевание людей нового типа: активных и деятельных, готовых решать назревшие общественные проблемы. Чернышевский дал пример для подражания в образе Рахметова. По мнению автора, жить нужно так, как жил герой. Он призывал помогать простому народу не только на словах, но и на деле, а также участвовать в глобальных процессах улучшения жизни общества. Через позицию Рахметова автор выразил собственное мировоззрение и идеалы. Жанр произведенияПо своему жанру роман относится к философско-публицистическим. В нём автор выразил свои политические взгляды. Беллетристический сюжет прикрывает острые философские вопросы и мысли о справедливом общественном строе. В книге сочетаются утопия и социальный реализм. Объективная реальность того времени смешана с предполагаемым будущим. Основные раскрытые темыВ романе освещено несколько тем: Любовь. В описанном треугольнике одна из сторон сознательно выбывает из игры, чтобы сделать счастливыми своих друзей. Сила характера и обуздание страстей. Герой отказался от общения с женщинами, алкоголя и всяких развлечений. Эгоизм и отзывчивость. Мать главной героини думала только о своей выгоде. В то же время посторонний человек пожертвовал ради спокойствия Веры своей карьерой и счастьем. Просвещение. Описанные в романе «новые люди» умны и образованы. Все свои силы они вкладывают в борьбу с невежеством. Необходимость радикальных перемен в общественном строе – отражена в снах Веры Павловны и мировоззрении Рахметова. ПроблематикаВ произведении Чернышевский затронул наиболее злободневные проблемы своего времени: Неравенство полов и незавидное положение женщин в царской России. Чтобы выжить, они соглашаются на унизительные браки по расчёту или сомнительные виды заработка. Проблема нравственного выбора. Герои любовного треугольника постоянно сталкиваются с ней в своих взаимоотношениях. В конце концов все они выдерживают испытание и выходят с честью из сложившейся ситуации. Кризис самодержавного правления. С течением времени нарастала потребность в революции. Монархия же, напротив, ослабевала и сдавала позиции. Нищета – именно она толкает Марью Алексеевну, мать Веры, на низкие поступки. Социальное неравенство. Мать Веры готова пожертвовать честью дочери, лишь бы получить в зятья «высокородного» офицера. Характеристики главных героевПоступки и поведение Вера Павловна Розальская Не желая подчиняться воле деспотичной матери покидает дом. Организует собственную швейную мастерскую (прототип коммуны). Ответственная и самостоятельная. В романе олицетворяет женскую эмансипацию. Дружит с фиктивным мужем Веры и влюблён в неё. После «самоубийства» Лопухова соединяется с любимой. Умный и серьёзный человек. Глубоко порядочен и готов к самопожертвованию. Мнимый муж Веры. Бескорыстно помог ей уйти из дома. Видя взаимные чувства Веры и Кирсанова, инсценирует самоубийство, чтобы не мешать их счастью. Отличается благородством и чистотой помыслов. Великодушен и готов прийти на помощь. Решил посвятить себя служению людям. Ради этого отказался от всех земных благ и расстался с любимой. Герой своего времени. Настоящий революционер. Фигура яркая и неоднозначная. Марья Алексеевна Розальская Мать Веры. Живёт за счёт ростовщичества. Людей делит на дураков и плутов. Жестокая и властная. Распоряжается людьми по своему усмотрению и не считается ни с кем. Оценка романа современникамиПосле выхода книги мнения читателей разделились. Одни с восторгом приняли её, другие не нашли в ней художественной ценности. В целом роман оказал значительное влияние на философскую мысль своего времени. По словам Н. И. Лескова, роман обсуждали громко и открыто, и никто не остался равнодушным. Высокую оценку произведению дали известный анархист Кропоткин и вождь революционного движения Ульянов-Ленин. Для молодых и активных людей книга стала своего рода программой и руководством к действию. Актуальность для современного читателяТематика, раскрытая в романе и отношения главных героев интересны и современным читателям. Описанные в книге «новые люди» сами создают своё счастье. Основа их поступков – разумный эгоизм. По мнению Чернышевского, настоящего счастья можно добиться не за счёт чужих бед, а разумно совмещая личные и общественные интересы.
|