сроки написания романа что делать
История создания романа «Что делать» Чернышевский
Роман “Что делать?” – произведение, написанное Николаем Гавриловичем Чернышевским. Работа над произведением началась в декабре 1862 года. В то время Чернышевский находился в Петропавловской крепости. Писателя обвиняли в разжигании революционного настроя среди крестьян. Поводом для взятия Чернышевского под стражу послужила его прокламация “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”.
Находясь в одиночной камере, Чернышевский начинает работу над романом. Написание произведения закончилось в апреле 1863 года. С января 1863 года Николай Гаврилович начинает передавать готовые части рукописи, чтобы с ними ознакомилась следственная комиссия. Так как комиссия оценивала главы по отдельности, суть романа так и осталась неясна, никакого политического подтекста цензура не обнаружила.
Роман пропустили в печать, и в том же 1863 году он был опубликован в журнале “Современник”. Однако вскорости ошибка цензоров была замечена. Любовная линия была всего лишь ширмой, за которой скрывался глубокий политический подтекст. Все номера “Современника” были изъяты, однако роман переписывали от руки, и он стал популярным среди читателей. Официально роман был допущен до печати лишь в 1905 году.
Считается, что прототипом Веры Павловны была Мария Александровна Бокова, одна из первых русских женщин-врачей. Она вступила в фиктивный брак со студентом П. И. Боковым, а после развелась с ним и заключила брак со своим университетским профессором, знаменитым физиологом И. М. Сеченовым.
История создания романа «Что делать?»: написание и публикация
Произведение «Что делать?» Н. Чернышевского было написано в 1862-1863 годах. Автор писал его, будучи заключенным в Петропавловской крепости города Санкт-Петербурга.
Роман был напечатан в 1863 году. Публикация состоялась в журнале «Современник». После этого произведение сразу оказалось в числе запрещенных, который был снят лишь в 1905 году.
Николай Чернышевский начал писать роман не в самый лучший период его жизни – в одиночной камере Петропавловской крепости. Он отбывал срок за разжигание революционных настроений среди крестьян.
Прямо из-за решетки, начиная с января 1863 года, роман частями передается следственной комиссии. Последняя часть передана на рассмотрение следственным органам 6 апреля того же года.
Каждую такую передачу Чернышевский сопровождал пояснительными записками. Об их количестве точных сведений нет. Но последняя записка передана 4 апреля 1863 года. В ней была сказано, в числе прочего, что роман будет иметь продолжение. Поскольку этого не случилось, возможно, эта была попытка ввести следственную комиссию в заблуждение.
То ли от того, что роман передавался частями, то ли по каким-то другим причинам, уполномоченные органы ничего в нем не нашли. Ни политического, ни тем более революционного подтекста.
Цензоры журнала «Современник», в котором роман был впервые напечатан, тоже не увидели в нем ничего запрещенного. Обычное произведение о любовной интриге. Что же тут такого? И разрешили его опубликовать.
Получается, что роман прошел двойную цензуру (следственных органов и должностных лиц «Современника») и никто ничего не заметил. А политический подтекст был. И не просто политический, а революционный.
После того, как дали добро на печать, Николай Некрасов отправился в типографию Вульфа вместе с рукописью и потерял ее. Найти роман удалось только с помощью объявления в газете.
Скандал разразился после публикации «Современника», где содержался полный текст произведения Чернышевского. В результате все номера журнала быль изъяты, а цензор Бекетов, ответственный за выход роман, снят с должности.
Есть мнение, что роман напечатали по указке «сверху». Это точно уже не выяснить. Но подобный вариант допустим, потому что всегда есть люди, недовольные государственным строем.
Роман начинается достаточно авантюрно и мелодраматично. Далее развивается любовная интрига. Ощущение такое, что Чернышевский пытался сбить с толку цензоров и всех проверяющих. Новые социально-экономические идеи в произведении есть. Как и намеки на предстоящую революцию.
Произведение Чернышевского опубликовали в Женеве в 1867 году. Сделано это было эмигрантами из России. Публикация была на русском языке. Но потом роман был переведен на многие языки.
Несмотря на разразившийся скандал, в народе роман понравился и даже переписывался от руки. А напечатали произведение впервые в России, тогда же, когда был снят запрет на его публикацию, в 1905 году.
К роману Чернышевского можно относиться как угодно. Но произведение стало продуктом своего времени. Оно содержало новые идеи и революционный подтекст. Именно поэтому его так полюбили в народе. И, возможно, поэтому запрет на публикацию романа был со временем снят.
Что делать? (роман)
декабрь 1862 — апрель 1863
1867 (Женева), 1906 (Россия)
«Что делать?» — роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского, написанный в декабре 1862 — апреле 1863 гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Роман был написан отчасти в ответ на роман Ивана Тургенева «Отцы и дети».
Содержание
История создания и публикации
Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3—5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.
В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки.
Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.
Сюжет
Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец, открывает швейную мастерскую «нового типа» — это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.
Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы — взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Постепенно между Верой и Дмитрием возникает настоящее чувство, основанное на доверии и привязанности. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга своего мужа, врача Александра Кирсанова, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем. Эта любовь взаимна. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться.
Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он — агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» — тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.
Один из самых значимых героев романа — революционер Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»). Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль. В чём она заключается, Чернышевский подробно разъясняет в XXXI части 3 главы («Беседа с проницательным читателем и изгнание его»):


