справочник нси что это
Справочник нси что это
В 21 веке мы вступили в такой период развития, когда представить жизнь без электронно-вычислительных машин и программного обеспечения к ним совершенно невозможно, которые помогают нам в повседневной жизни, увеличивают производительность отдельно взятого специалиста, ускоряют течение времени.
В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня.
В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня. Любое юридическое действо сопровождается соответствующей документацией. Поэтому в государственном документообороте таких документов еще больше, ведь эта сфера достаточно масштабная.
Хорошим примером для понимания НСИ являются специальные справочные информационные базы, представляющие собой перечень нормативных правовых законодательных актов, указов и законов. Такой работой должен заниматься специальный отдел.
В состав НСИ обычно входят следующие информационно-аналитические компоненты:
Все эти данные в целом представляют собой мощный инструмент, способный решать многосложные и многоуровневые задачи.
Особенности и достоинства НСИ
Совокупность нормативно-справочной информации – это довольно мощный инструмент для хранения и качественной систематизации информации, входящей в ее компоненты.
Важным достоинством системы НСИ является возможность создания отчетов любой сложности, что способствует удовлетворению любых, даже самых сложных требований пользователя.
В заключение можно добавить, что системы НСИ – это мощный инструмент работы, которые просто необходимы в любых трудовых процессах каждого предприятия, а также в процессах работы федеральных и муниципальных органах самоуправления.
h4 >Определение нормативно-справочной информации (НСИ)
Нормативно-справочная информация предприятия представляет собой структурированную определенным образом условно-постоянную информацию, предназначенную в целях формирования и описания бизнес объектов и бизнес-процессов компании.
Чаще всего, нормативно-справочная корпоративная информация состоит из справочников, нормативных документов, словарей, классификаторов и других разновидностей понятий, призванных сформировать объединенное корпоративное пространство информации.
Основу НСИ организации составляют три основные группы:
Системы, использующиеся для поддержки справочной информации, в настоящее время, пользуются высоким спросом у заказчиков и проектных интеграторов. Российские крупные компании стараются не столько приобрести такие системы, сколько принять активное участие в разработке своих программных решений данного вопроса. Быть может, приобретение подобной системы покажется Вам довольно дорогой, но поверьте, что она того стоит.
НСИ в организациях и фирмах
Компании, которые первоначально обратили внимание на высокую значимость систем по поддержке нормативно-справочной информации и вложившие свои средства в их разработку, уже сегодня получают неплохую прибыль.
Существует несколько основных причин, по которым руководители крупных компаний стараются пользоваться системами нормативно-справочной информации в своих организациях:
НСИ в 1С. Что это?
Наш бурный век, когда развитие идет семимильными шагами, на предприятиях остро стоит вопрос о создании информационных систем. Таких, которые могли бы затрагивать различные направления деятельности:
Можно создать ряд систем, которые будут независимы друг от друга и отвечать за каждое из направлений. Однако, в различные моменты деятельности у собственников предприятия возникает потребность увидеть всё происходящее целиком. Соответственно, если на предприятии применяются различные системы, то не представляется возможным сопоставить и сравнить данные. Потому что в каждой системе они могут быть поименованы различными способами, что вызовет дублирование, противоречивость или некорректность данных при интеграции.
Основная причина возможных несоответствий — отсутствие единообразного подхода при создании мастер-данных. То есть таких данных, которые неизменны и представляют собой основу структурных элементов всей компании.
Соответственно, на предприятиях необходимо создавать такую нормативно-справочную систему, которая могла бы грамотно и своевременно идентифицировать источник данных, оперировать сведениями корректно и логично.
Содержание:
1. НСИ: преимущества и результаты
Говоря простыми словами, нормативно-справочная информация (НСИ) представляет собой ведение и поддержку разнообразных справочников, обеспечивающих ввод данных в том информационном пространстве, в котором ведется работа. При этом данные такой системы являются условно-постоянными.
Для того чтобы эффективно управлять любым предприятием, требуется создание общего информационного пространства. Это необходимо, чтобы любое перемещение информации между различными участками было единообразным и опиралось на единую базу. Соответственно, требуется грамотная интеграция всех существующих систем. Для этого необходимо централизованное управление нормативно-справочной информацией.
Соответственно, происходит централизация ответственности за качество самой НСИ.
В результате внедрения централизованной системы управления НСИ собственники компании получают:
Всё это в целом упрощает задачу подготовки любой отчётности, как бухгалтерской, так и управленческой. В том числе позволяет оптимизировать материальные затраты, повысить качество принимаемых управленцами решений, и в целом дает возможность улучшения качества консолидации учётных данных.
2. Справочники в 1С
В 1С в разделе НСИ содержатся справочники, которые необходимы для работы на большинстве предприятий. При этом эти справочники можно редактировать, а также добавлять другую информацию, необходимую для корректной работы по определенному виду деятельности компании.
Все эти справочники номинально можно разделить на основные и прочие.
К основным относятся такие справочники, которые необходимы при оформлении документации по хозяйственной деятельности. А к прочим можно отнести те, которые облегчают поиск или ввод необходимых сведений.
Соответственно, в зависимости от вида деятельности, к основным справочником могут относиться информация о структуре самого предприятия и номенклатуре. А к прочим можно отнести различные классификаторы, в том числе содержащие в себе информацию общероссийских классификаторов. Так, например, сюда относятся справочники, содержащие в себе сведения о банках, адресный классификатор, классификатор стран и видов контактных данных.
Если говорить об основных справочниках, то, например, для торгового предприятия это могут быть:
Для производства информационная структура будет более сложной, рассмотрим её позже.
В фирме, оказывающей услуги, структура может быть более простой и зависит также от количества видов оказываемых услуг. Допустим, это может быть информация о самой организации, контрагентах и услугах.
При этом, в одних решениях НСИ вынесена в отдельный одноименный раздел меню, в других же представлена Справочниками, включенными в разделы «Настройка», «Компания» или выделенные отдельным пунктом меню «Справочники».
3. Об НСИ простым языком
И так, в любой информационной системе есть объекты и их свойства. С объектами происходят некие события. Наличие в названии слова «справочная» показывает то, что каждый объект имеет определенные свойства, по которым можно его идентифицировать.
«Нормативная» указывает на то, что все строится по определенным нормам и правилам. Это ярко видно на таком документе, как Спецификация. В нем отражены объекты, их свойства и количество. По аналогии с кулинарным рецептом. Если хочешь, чтобы получилось именно то блюдо, необходимо использовать определенные ингредиенты, в нужном количестве при конкретных способах приготовления.
Так, например, сущности представлены в 1С: ERP.
Выделен отдельный раздел в меню «НСИ и администрирование», в котором, в числе прочих, представлено 2 блока:
В последнем представлена нормативно-справочная информация для отдельных направлений: кадры, казначейство, зарплата, налоги и т.п.
При этом отдельно НСИ представлена и в некоторых разделах. Например, выделено в меню «Производство», «Закупки», и «Продажи». Что вполне логично.
Важно понимать архитектуру данных, которые создают логику системы. Любое нарушение при создании новых данных в НСИ приведет к проблемам. В системе имеется огромное количество различных предустановленных реквизитов. Вся корпоративная информационная система базируется на архитектуре и полагается на эти данные. Есть мастер-данные, с ними происходят некоторые события, в результате чего происходит запись в той или иной форме в базу данных. На основании той или иной формы, тем или иным способом строятся различные отчёты.
4. Что такое номенклатура
Во всех НСИ, связанных с выполнением работ, оказанием услуг, производством и торговлей присутствует справочник «Номенклатура». Если открыть данный справочник, то справа будут представлены виды номенклатуры, а слева сами объекты.
Так, например, в 1С: Управление нашей фирмой выделены виды:
А внутри каждого вида представлены объекты, включенные в группу.
В 1С: ERP будут представлены другие виды и свойства. Они зависят от видов деятельности компании. При этом система позволяет сделать отбор отдельно по видам или свойствам.
То есть, виды номенклатуры — это некие разрезы, которые несут в себе определенные характеристики. И объединяют их по каким-либо признакам. Признаков может быть много, в частности, по отношению к производственным процессам.
5. Справочники в 1С: ERP
Основной справочник – это сведения об Организации.
Они включают в себя основную информацию:
А также иную информацию: кассы предприятия, лицензии, лицевые счета сотрудников и пр.
Вся введенная информация впоследствии выводится в соответствующих документах.
Настройка производится в разделе «Настройка НСИ и разделов». В нем необходимо поставить соответствующую галочку, если в системе ведется учет нескольких организаций. Здесь же можно настроить график работы, используемую валюту, отметить обособленные подразделения в отдельном банке. А также выбрать раздельные операции закупок и продаж для управленческого и регламентного учета.
В Справочнике «Структура предприятия» отражены отделы фирмы, склады, службы в разрезах направлений.
Справочники «Кассы ККМ» и «Кассы предприятия» содержат данные о:
Справочник «Физические лица» по аналогии со справочником «Организации» содержит полную информацию о любых физлицах так или иначе взаимосвязанных с компанией. Это могут быть:
Справочник позволяет группировать массивы по различным категориям. При этом есть возможность внести сведения:
Справочник «Склады и хранение» содержит подробные сведения о местах хранения товаров и продукции производства. Группировка происходит по направлениям. Представлена информация о:
6. Виды и состав номенклатуры
Справочник «Номенклатура» хранит в себе информацию о продукции, материалах и полуфабрикатах, покупных товарах и оказываемых услугах.
Есть возможность настроить классификаторы номенклатуры:
Например, для производственных предприятий в группе комплектующих будут такие виды номенклатуры:
Раскрывая любой вид номенклатуры, можно увидеть основные сведения о нем. И при необходимости скорректировать.
При создании нового вида следует указать группу доступа.
7. Что входит в понятие номенклатуры?
Раскрыв конкретный объект, предстает табличная форма. На вкладке «Карточка» отображаются все реквизиты:
На вкладке «Реквизиты» можно ввести (скорректировать) указанные выше данные.
Единицы измерения могут быть разными для отражения как единиц хранения или единиц для отчетов. Здесь же указываются группы регламентированного и финансового учета, проставляется НДС и т.п.
При выделении материала (объекта), имеющего определенные отличительные особенности, эти свойства можно увидеть здесь же, непосредственно под видами.
Соответственно, можно выбрать материалы по определенным свойствам.
В этом же окне можно в строке поиска ввести необходимый объект и перемещая курсов по видам номенклатуры значительно быстрее найти искомый элемент. Это удобно при больших количествах наименований.
Также представлена возможность поиска по штрих-коду и фильтрация по товарам другого качества и номенклатуре с аналогичными свойствами.
Рассмотрев материалы и комплектующие, следует изучить готовую продукцию.
8. Спецификация как рецепт изготовления изделия
Выше приводилось сравнение спецификации и рецепта какого-либо блюда. Предлагаем рассмотреть на простом примере.
Допустим, предприятие занимается изготовлением парников. Данный процесс включает в себя изготовление необходимых деталей и их сборку. В спецификацию заносятся этапы работы, расходные материалы и их количество, требуемое для изготовления парника, а также трудозатраты.
Для того, чтобы посмотреть любую спецификацию, следует перейти в раздел меню «Производство» и в категории «Нормативно-справочная информация» выбрать «Ресурсные спецификации». В открывшемся списке кликнуть по нужному документу.
Форма «Спецификация» имеет несколько закладок. На основной указывается наименование и тип изделия, номенклатура, количество, единицы измерения, характеристики и процент брака.
На вкладке «Материалы и работы» указываются материалы, необходимые для изготовления. В рассматриваемом примере:
Для каждого наименования указывается количество, единицы измерения, на каком этапе работ используется, способ получения материала и статья калькуляции.
Так, например, для этапа «Установка дверей» требуется способ получения материала произвести по спецификации «Каркас двери для парника». При этом отдельных характеристик для каждого из материалов не предусмотрено.
По спецификации «Каркас двери для парника» также выделены этапы работы и материалы для изготовления, включая трудозатраты.
На следующей вкладке ресурсной спецификации «Трудозатраты» представлена информация о количестве часов различных видов работ для изготовления парника:
Указаны статьи калькуляции и на каких этапах какой вид работ используется.
На следующей закладке представлен процесс производства, включающий очередность этапов и подразделения, в которых выполняется работа. Дополнительно указывается распределение затрат на изделия и ответственное лицо.
9. Дерево спецификаций и их сравнение
Просмотреть основные моменты спецификации можно через «Дерево спецификаций».
Здесь, поэтапно раскрывая информацию можно увидеть все данные спецификации в одном окне.
Спецификация может быть основной. Тогда она будет подставляться по умолчанию при организации работ. Такие документы выделяются шрифтом в общем списке.
В списке спецификаций нажатием клавиши «Сравнить спецификации» можно перейти к форме сравнения. Для этого через кнопку «Добавить» следует выбрать необходимые спецификации и нажать «Сформировать отчет».
В появившейся таблице сразу будут видны сходства и отличия при изготовлении выбранной продукции.
Кнопка «Показать только отличия» оставит необходимые элементы.
Итак, база данных строится на отдельных объектах, обладающих определенными свойствами. Эти объекты объединены по определенным направлениям в табличные формы и списки. Они хранятся в 1С и используются при заполнении документов и оформлении определенных процессов. Существуют списки сотрудников, клиентов, поставщиков товаров или т.д.
В каждой позиции может храниться различная дополнительная информация. В справочниках может быть иерархия, то есть данные могут объединяться в группы и подгруппы. Определенное совмещение этих данных, их взаимосвязи могут быть собраны в определенные нормативы. Все это составляет нормативно-справочную информацию, которая позволяет создать единообразную систему учета на предприятии.
Системы НСИ: мировой опыт и тенденции развития
Службы и системы поддержки нормативно-справочной информации (НСИ), еще совсем недавно рассматривавшиеся как вспомогательные подсистемы, все чаще привлекают внимание проектных интеграторов и заказчиков, эксплуатирующих крупные КИС. Интерес этот не случаен. Российские компании уже не просто задумываются о перспективах внедрения у себя таких систем или строят долгосрочные планы, но в полную силу ведут собственные разработки либо ищут подходящего поставщика готового решения. Более того, предприятия-первопроходцы, первыми обратившие внимание на необходимость создания систем поддержки НСИ, уже получают дивиденды от затраченных на внедрение инвестиций.
Несмотря на то что тема организации систем НСИ обсуждается довольно давно, все-таки стоит еще раз напомнить, что же скрывается под этим понятием, а также под его синонимами – “основные данные” или “мастер-данные”, пришедшими к нам от западной Master Data.
Термину НСИ чаще всего дают такое определение: “Условно-постоянная часть всей корпоративной (учрежденческой) информации, не претерпевающая существенных изменений в процессе повседневной деятельности организации. В состав НСИ входят словари, справочники и классификаторы, элементы которых (например, термины, единицы измерения, коды, наименования материалов, контрагентов и т. п.) используются при формировании текущих документов?.
Что же заставляет компании внедрять у себя в том или ином виде системы поддержки НСИ? Предпосылки бывают разными, но можно выделить задачи, общие для любой крупной организации:
Помимо решения вышеперечисленных задач внедрение системы поддержки НСИ может принести следующие преимущества.
Востребованность НСИ-решений
Рассматривая востребованность тех или иных НСИ-решений, можно выделить две наиболее актуальные на сегодняшний день области их применения:
Первая область, имеющая особое значение в производственном секторе экономики, достаточно развита и стандартизована различными международными и общероссийскими классификаторами. Существуют также дополнительные классификаторы, предлагаемые сторонними поставщиками на коммерческой основе, значительно дополняющими и расширяющими описательную часть вышеупомянутых классификаторов. Далее мы более подробно остановимся на второй области – каталогизации и интеграции данных о клиентах, наиболее характерной для сферы финансов и сетей розничной торговли.
Интеграция данных о клиентах
За рубежом подобные системы даже относят к отдельной категории – CDI (Customer Data Integration). Они наиболее востребованы в банковской, страховой, торговой и других сферах бизнеса, имеющих большую клиентскую базу, и поставляются не только как часть общей системы НСИ, но и в виде отдельного продукта.
Задача интеграции данных о клиентах обычно предъявляет дополнительные требования к системе НСИ, например к ее производительности и масштабируемости. Это обуславливается большим объемом хранимой и обрабатываемой информации.
Среди других качеств, которыми должна обладать система НСИ для решения данной задачи, нужно в первую очередь отметить ее интеграционные возможности, так как при консолидации информации о клиентах, извлекаемой из различных корпоративных приложений, встает проблема подключения к каждому их них. Здесь следует рассматривать как собственные встроенные функции системы, так и возможности коммерческих интеграционных платформ, предлагаемых крупными поставщиками – Microsoft, IBM, BEA, Tibco и др. Не в последнюю очередь успеху подобных проектов способствует наличие собственной квалифицированной интеграционной службы. В противном случае имеет смысл воспользоваться услугами опытного системного интегратора.
Зарубежный опыт организации систем поддержки НСИ
Несмотря на относительно молодой возраст рынка НСИ-решений, на нем уже появилось большое количество игроков, предлагающих свои продукты. Достаточно упомянуть вышедшие в данный сегмент компании SAP, Oracle и IBM, чтобы понять его потенциальный объем и перспективность. В этой нише нашли свое место также DWL, Siebel, Siperian и многие другие известные поставщики ПО.
Что же предлагает каждый из перечисленных игроков? Какие архитектурные решения использованы при создании того или иного продукта?
Сравнивая различные варианты реализации систем поддержки нормативно-справочной информации, можно разделить их по способу хранения данных:
Но перед тем как обсуждать каждый из этих вариантов подробно, посмотрим для сравнения, как обычно организована работа со справочной информацией в отсутствие специальной системы поддержки НСИ.
Если специализированной системы НСИ на предприятии нет, хранение справочных данных осуществляется хаотичным образом в одной или нескольких уже использующихся там системах (как правило, в ERP- или CRM-системе). Если для небольших компаний это экономически целесообразно, то для средних и крупных организаций, где эксплуатируется большое количество разнородных ИС, опирающихся по сути на одну и ту же базовую информацию, такой подход чреват ошибками и дополнительными затратами, связанными с повторным вводом данных. А бессистемная настройка взаимодействия приложений неоправданно усложняет интеграционные схемы (см. рис. 1). Впоследствии внести изменения в них будет очень сложно, а подчас даже невозможно.
Рис. 1. В отсутствие системы поддержки НСИ обмен справочной информацией
между приложениями носит хаотический характер
Централизованное хранение информации
Справочная информация в случае ее централизованного хранения извлекается из различных систем, гармонизируется, дополняется, уточняется и записывается в эталонное хранилище. Возможно также централизованное ведение НСИ непосредственно в основном хранилище (см. рис. 2). При изменении, удалении или добавлении информации обновленные данные отправляются подписчикам, т. е. системам, использующим эту информацию в своей деятельности, например генерирующим корпоративную отчетность.
Рис. 2. Архитектура централизованного хранения НСИ
Данная архитектура получила наибольшее распространение в силу своей простоты и высокой скорости доступа к информации. К продуктам, реализующим принцип централизованного хранилища, можно отнести следующие системы:
Децентрализованное хранение (виртуальное хранилище)
В случае децентрализованного хранения справочной информации создается виртуальная БД, при обращении к которой данные запрашиваются из тех систем, где они непосредственно хранятся (см. рис. 3). Информация об одном клиенте может собираться из фрагментов, хранящихся в разнородных базах данных, а для системы, получающей эту информацию, все будет выглядеть так, как будто она имеет дело с одной записью, хранящейся в центральной БД.
Рис. 3. Архитектура виртуального хранилища НСИ
Ярким представителем, реализующим виртуальное хранилище данных, является решение компании MetaMatrix, состоящее из двух продуктов – MetaBase и MetaMatrix Server.
Смешанные хранилища данных
На рынке систем НСИ находят свое место и смешанные решения, реализующие одновременно принципы централизованного и децентрализованного хранения. Такой подход используется в следующих продуктах:
Реальная практика
Сказать, какой из вышеописанных подходов организации систем поддержки НСИ лучше, в данном случае сложно. В каждом из них есть свои плюсы и минусы. Тем не менее можно отметить, что в настоящее время подавляющее число внедренных систем такого рода представляют собой централизованные хранилища информации, и это не случайно. В рамках единого хранилища удобнее решать задачу нормализации данных. Им проще управлять. С помощью такого хранилища легче решать вопросы разделения ответственности за информацию между различными департаментами предприятия.
Рассматривая эволюционное развитие систем НСИ, можно отметить их движение в ногу с общемировыми тенденциями развития ПО. Многие вендоры задумываются о переводе своих продуктов в архитектуру SOA, а некоторые из них, например DWL и Siebel, уже реализовали принципы SOA.
В России первой к пониманию необходимости поддержки НСИ как самостоятельного элемента системы корпоративного управления подошла нефтегазовая отрасль. В качестве примера можно привести нефтяную компанию “Лукойл”, внедрившую у себя разработанную IBS Корпоративную систему словарей и справочников, и ТНК-ВР, где аналогичный проект был реализован фирмой “Интертех”.
В силу специфики условий, в которых развертываются системы поддержки НСИ, разработка решения, сразу отвечающего всем реалиям информационной структуры компаний, возможна далеко не всегда. Очень важным фактором успеха при внедрении системы НСИ является именно готовность информационной инфраструктуры компании – например, достаточная пропускная способность и надежность каналов связи, быстродействие и отказоустойчивость самих интегрируемых в общее информационное пространство ИС. По мере накопления опыта поставщики НСИ-решений предлагают все более качественные продукты, готовые к поддержке сложной распределенной ИТ-инфраструктуры, и заказчику уже не приходится тратить громадные ресурсы и, делая ошибки, разрабатывать систему управления НСИ собственными силами, благо решений на рынке сегодня предостаточно.
Автор: Ярослав Помазков
эксперт департамента интеграционных решений компании IBS
PC Week/RE – (522)12`2006