способность к обучению 1 степень что означает

Нормативная правовая база при ЧМТ. Медико-социальная экспертиза

Нормативная правовая база и основные понятия

В течение последних 10 лет изменилась нормативная правовая база, которая служит основанием для по­строения системы социальной защиты населения РФ.

Если экспертиза временной нетрудоспособнос­ти является первой составляющей медицинской экспертизы, то в соответствии с «Основами зако­нодательства РФ об охране здоровья граждан» ме­дико-социальная экспертиза является второй со­ставляющей медицинской экспертизы и «устанав­ливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан; определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан».

Порядок проведения МСЭ определяется следую­щими нормативными правовыми актами: Постанов­лением Правительства РФ от 13.08.96 № 965 «О по­рядке признания граждан инвалидами» и «Пример­ным положением об учреждениях государственной службы МСЭ», а также Постановлением Министер­ства труда и социального развития РФ и Минздрава РФ от 29.01.97 №1/30 «Об утверждении классифи­кации и временных критериев, используемых при осуществлении меди ко-социальной экспертизы».

С перечисленными документами должны быть хорошо знакомы не только врачи бюро МСЭ, но и врачи ЛПУ, так как именно они оказывают паци­ентам медицинскую помощь и одновременно вы­нуждены решать вопрос о необходимости их соци­альной защиты.

Критерии направления больных на медико-социальную экспертизу

В настоящее время в значительной степени изме­нились подходы к определению больным той или иной группы инвалидности. До вступления в силу названных документов при решении воп­роса об установлении группы инвалидности врачи «ВТЭК» руководствовались одним критерием — «возможностью выполнения больным работы по своей основной профессии».

В настоящее время следует подходить к оценке состояния трудоспособности больного дифферен­цированно. Для работающих по-прежнему основ­ным критерием является возможность продолже­ния своей профессиональной деятельности. Для неработающих, особенно пенсионного возраста, в основу экспертного решения будут положены прин­ципиально новые критерии — критерии ограниче­ния жизнедеятельности.

Ограничение жизнедеятельности — это откло­нение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, обще­ние, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

Классификация нарушений функций организма по степени выраженности

Прежде чем оценивать степени ограничения жиз­недеятельности, необходимо уточнить, какие фун­кции организма нарушены и в какой степени.

Решение этого вопроса проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социаль­ного развития РФ и МЗ РФ от 29.01.97 № 1/30 «Об утверждении классификации и временных крите­риев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы», в котором предусмотре­ны 4 степени выраженности нарушений функций организма. При этом учитываются нарушения сле­дующих основных функций человека:

— нарушения психических функций (воспри­ятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмо­ций, воли);

— нарушения сенсорных функций (зрения, слу­ха, обоняния, осязания);

— нарушения стато-динамической функции;

— нарушения функций кровообращения, ды­хания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Нарушение здоровья, проявляющееся расстрой­ством функции важнейших жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной системы, органа зрения, системы кровообращения и т.д.) приводит к ограничению жизнедеятельности раз­ной степени выраженности, к социальной недо­статочности больного и нуждаемости его в соци­альной защите.

Классификация ограничения жизнедеятельности по степени выраженности

В соответствии с изложенным в предыдущем подразделе Постановления Министерства труда РФ и Министерства здравоохранения РФ в экспер­тной практике пользуются классификацией ограни­чения жизнедеятельности по степени выраженности:

1 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень — неспособность к самообслужива­нию и полная зависимость от других лиц.

2. Ограничение способности к самостоятельному пе­ редвижению:

1 степень — способность к самостоятельному пе­редвижению при более длительной затрате време­ни, подробности выполнения и сокращении рассто­яний;

2 степень — способность к самостоятельному пе­редвижению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.

3. Ограничение способности к обучению

1 степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специ­ального режима учебного процесса и (или) с ис­пользованием вспомогательных средств, с помо­щью других лиц (кроме обучающего персонала);

2 степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специаль­ным программам в домашних условиях;

3 степень — неспособность к обучению.

1 степень — способность к выполнению трудо­вой деятельности при условии снижения квалифи­кации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;

2 степень — способность к выполнению трудо­вой деятельности в специально созданных услови­ях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего мес­та, с помощью других лиц;

3 степень — неспособность к выполнению тру­довой деятельности.

5. Ограничение способности к ориентации:

1 степень — способность к ориентации с ис­пользованием вспомогательных средств;

2 степень — способность к ориентации, требу­ющая помощи других лиц;

3 степень — неспособность к ориентации (дезо­риентация).

6. Ограничение способности к общению:

1 степень — способность к общению, характе­ризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информа­ции;

2 степень — способность к общению с исполь­зованием вспомогательных средств и (или) помо­щью других лиц;

3 степень — неспособность к общению.

1 степень — частичное снижение способности контролировать свое поведение;

2 степень — способность частично или полнос­тью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;

3 степень — неспособность контролировать свое поведение.

Критерии определения групп инвалидности

С учетом выявленных функциональных нарушений, ограничений жизнедеятельности разработаны и используются в практике следующие критерии оп­ределения групп инвалидности.

Первая группа инвалидности определяется лицам, у которых возникла социальная недостаточность, тре­бующая социальной зашиты или вследствие нару­шения здоровья со стойкими, значительно выражен­ными расстройствами функций организма, обуслов­ленными последствиями ЧМТ и приводящие к рез­ко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

— способность к самообслуживанию 3 степени (неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц);

— способность к передвижению 3 степени (не­способность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц);

— способность к ориентации 3 степени (неспо­собность к ориентации — дезориентация);

— способность к общению 3 степени (неспо­собность к общению);

— неспособность контролировать свое поведе­ние 3 степени (неспособность контролировать свое поведение).

Вторая группа инвалидности определяется ли­цам, у которых возникла социальная недостаточ­ность, требующая социальной защиты или помо­щи вследствие нарушения функции здоровья, обус­ловленная ЧМТ и приводящая к выраженному ог­раничению одной из следующих категорий жизне­деятельности либо их сочетанию:

— способность к самообслуживанию второй сте­пени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с по­мощью других лиц);

— способность к передвижению второй степе­ни (способность к самостоятельному передвиже­нию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц);

— способность к трудовой деятельности третьей, второй степени (неспособность к трудовой деятельности, способность к выполнению трудовой дея­тельности в специально созданных условиях с ис­пользованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц);

— способность к обучению третьей, второй сте­пени (неспособность к обучению, способность к обучению только в специальных учебных заведе­ниях или по специальным программам в домаш­них условиях);

— способность к ориентации второй степени (способность к ориентации, требующая помощи других лиц);

— способность к общению второй степени (спо­собность к общению с использованием вспомога­тельных средств и (или) с помощью других лиц.

Ограничение способности к обучению 2 и 3 степени может быть основанием для установле­ния второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других ка­тегорий жизнедеятельности, за исключением уча­щихся, у которых ограничение только способно­сти к обучению 2—3 степени может обусловить необходимость установления второй группы ин­валидности.

Третья группа инвалидности определяется ли­цам, у которых возникла социальная недостаточ­ность, требующая социальной защиты или помо­щи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительным или умеренно выраженным рас­стройством функции организма, обусловленным последствиями ЧМТ, приводящим к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из сле­дующих категорий или их сочетанию:

— способность к самообслуживанию первой сте­пени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств);

— способность к передвижению первой сте­пени (способность к самостоятельному передви­жению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстоя­ний);

— способность к обучению первой степени (способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспо­могательных средств, с помощью других лиц (кро­ме обучающего персонала));

— способность к трудовой деятельности первой степени (способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятель­ности, невозможности выполнения работы по своей профессии);

— способность к ориентации первой степени (способность к ориентации при условии использо­вания вспомогательных средств);

— способность к общению первой степени (спо­собность к общению, характеризующаяся сниже­нием скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации).

Ограничение способности к общению 1 степе­ни и способности к обучению 1 степени может быть основанием для установления третьей группы ин­валидности преимущественно при сочетании с ограничением одной или нескольких других катего­рий жизнедеятельности.

Для более свободного оперирования понятиями ограничения жизнедеятельности и использования их при определении групп инвалидности предлагаем пользоваться таблицей, разработанной методичес­ким отделом главного бюро МСЭ г.Москвы.

А.Н. Коновалов, Л.Б. Лихтерман, А.А. Потапов

Источник

Как определяют группу инвалидности

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

способность к обучению 1 степень что означает. Смотреть фото способность к обучению 1 степень что означает. Смотреть картинку способность к обучению 1 степень что означает. Картинка про способность к обучению 1 степень что означает. Фото способность к обучению 1 степень что означает

I. Общие положения

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

II. Классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности

3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень – незначительные нарушения;
2 степень – умеренные нарушения;
3 степень – выраженные нарушения;
4 степень – значительно выраженные нарушения.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень – способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень – способность к общению со снижением темпа и объёма получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

2 степень – способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1 степень – периодически возникающее ограничение способности контролировать своё поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень – неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень – способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень – способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень – неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень – неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

IV. Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности

8. Способность к трудовой деятельности включает в себя:

9. Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

10. Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

11. Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

12. Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.

V. Критерии установления групп инвалидности

13. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

14. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

15. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

16. Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Источник

Каталог статей

Критерии оценки ограничений жизнедятельности в учреждениях МСЭ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(для работников учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации)

Кардинальные политические и социально-экономические преобразования, произошедшие в последнее десятилетие в России, обусловили принципиальные изменения социальной политики государства по отношению к инвалидам, способствовали формированию новых подходов к решению проблем инвалидности и социальной защиты инвалидов.
Основные положения государственной политики по отношению к инвалидам получили отражение в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в РФ» (№ 181 от 24.11.1995 г.), в котором содержатся новые трактовки понятий «инвалидность» и «инвалид», новые позиции определения инвалидности.
Реализация данного Закона потребовала разработки современной концепции инвалидности, создание новой методической базы по ее определению и оценке, трансформации службы врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу.
В 1997 году были изданы разработанные сотрудниками ЦИЭТИНа «Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Миндзрава РФ № 1/30 от 29.01.1997 г., а также методические рекомендации по их применению для работников учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации (Москва. 1997 г. ЦБНТИ. Вып.16).
В период 1997-2000 г.г. новые подходы к определению инвалидности были повсеместно внедрены в практику работы учреждений МСЭ. Их практическое применение показало значительные преимущества современных позиций медико-социальной экспертизы для улучшения социальной защиты инвалидов.
Вместе с тем принципиальное отличие критериев медико-социальной экспертизы от критериев врачебно-трудовой экспертизы, стереотип прежнего мышления, некоторое несовершенство новых методических подходов вызвало определенные трудности в практической работе бюро МСЭ.
В 1999-2000г. сотрудниками ЦИЭТИНа был изучен первоначальный опыт применения «Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы» в практике работы 72 бюро МСЭ общего и специализированного профилей разных субъектов РФ и всех клинических отделений ЦИЭТИНа, где были проанализированы данные экспертно-реабилитационной диагностики 654 обследованных лиц.
Замечания и предложения, высказанные специалистами служб МСЭ и сотрудниками ЦИЭТИНа, а также представителями общественных организаций инвалидов, врачами лечебно-профилактических учреждений, учеными научно-исследовательских институтов и др. были тщательно проанализированы и с учетом их внесены необходимые коррективы и дополнения в основные понятия, классификации, критерии и методику оценки ограничений жизнедеятельности при осуществлении медико-социальной экспертизы, которые и представлены в настоящих методических рекомендациях.

Для реализации способности к самообслуживанию требуется интегрированная деятельность практических всех органов и систем организма, нарушения которых при различных заболеваниях, повреждениях и дефектах могут привести к ограничению возможности самообслуживания.
Параметрами при оценке ограничений способности к самообслуживанию могут являться:
оценка нуждаемости во вспомогательных средствах, возможности коррекции способности к самообслуживанию с помощью вспомогательных средств и адаптации жилища;
оценка нуждаемости в посторонней помощи при удовлетворении физиологических и бытовых потребностей;
оценка временных интервалов, через которые возникает подобная нуждаемость: периодическая нуждаемость (1-2 раза в неделю), длительные интервалы ( 1 раз в сутки), короткие ( несколько раз в сутки), постоянная нуждаемость.

4.2. Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.

Способность к самостоятельному передвижению включает:
— самостоятельное перемещение в пространстве: ходьба по ровной местности в среднем темпе (4-5 км. в час. на расстояние, соответствующие средним физиологическим возможностям);
— преодоление препятствий: подъем и спуск по лестнице, ходьба по наклонной плоскости (с углом наклона не более 30 град.),
— сохранение равновесия тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела; возможность стоять, сидеть, вставать, садиться, ложиться, сохранять принятую позу и изменять положение тела (повороты, наклоны туловища вперед, в стороны),
— выполнение сложных видов передвижения и перемещения: опускание на колени и подъем с коленей, перемещение на коленях, ползание, увеличение темпа передвижения (бег).
— пользование общественным и личным транспортом (вход, выход, перемещение внутри транспортного средства).
Способность к самостоятельному передвижению осуществляется благодаря интегрированной деятельности многих органов и систем организма: костно-мышечно-суставной, нервной, кардио-респираторной, органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, психической сферы и др.
При оценке способности к передвижению следует анализировать следующие параметры:
— расстояние, на которое может передвигаться человек;
темп ходьбы ( в норме 80-100 шагов в минуту);
коэффициент ритмичности ходьбы (в норме 0,94-1,0);
длительность двойного шага ( в норме 1-1,3 сек)
скорость передвижения ( в норме 4-5 км в час);
нуждаемость и возможность использования вспомогательных средств.
Ограничение способности к самостоятельному передвижению по степени выраженности:

Характеристики образовательной деятельности включают:
содержание обучения (получение образования определенного уровня и по определеной профессии);
средства обучения (включая специальные технические средства для обучения, оборудование учебного места и др.);
процесс обучения, в том числе формы обучения ( очная, заочная, заочно-очная, на дому и др.), методы обучения (групповое, индивидуальное, интерактивное, открытое и др.);
условия обучения ( по тяжести, напряженности и вредности);
сроки обучения.

При оценке степени ограничения способности к обучению следует анализировать следующие параметры:
образование, наличие профессиональной подготовки;
объем обучения по общим или специальным государственным образовательным стандартам;
возможность обучения в учебном учреждении общего типа или в коррекционно-образовательном учреждении;
сроки обучения (нормативные-ненормативные);
необходимость применения специальных технологий и (или) вспомогательных средств обучения.
необходимость помощи других лиц (кроме обучающего персонала);
уровень познавательной (мыслительной) деятельности человека в соответствии с возрастной нормой;
отношение к обучению, мотивация к учебной деятельности;
возможность вербального и (или) невербального контакта с другими людьми;
состояние систем коммуникации, ориентации, особенно сенсорных, двигательных функций организма и др.;
состояние зрительно-моторной координации для овладения техникой письма, графическими навыками, манипулятивными операциями.
Ограничение способности к обучению по степени выраженности

4.4. Способность к трудовой деятельности – состояние организма человека, при котором совокупность физических и духовных способностей позволяет осуществить определенного объема и качества производственную (профессиональную) деятельность.
Способность к трудовой деятельности включает:
— Способность человека по своим физическим, психофизиологическим и психологическим возможностям соответствовать требованиям, предъявляемым к нему производственной (профессиональной) деятельностью (по сложности труда, условиям производственной среды, физической тяжести и нервно-эмоциональной напряженности).
— Способность к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде производственного (профессионального) труда.
— Способность человека осуществлять производственную (профессиональную) деятельность в обычных производственных условиях и на обычном рабочем месте.
— Способность человека к социально-трудовым взаимоотношениям с другими людьми в трудовом коллективе.

Ограничение способности к трудовой деятельности по степени выраженности
I степень – способность к выполнению профессиональной деятельности в обычных производственных условиях при снижении квалификации или уменьшении объема производственной деятельности; невозможность выполнения работы по основной профессии.
II степень – способность к выполнению трудовой деятельности
в обычных производственных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) на специальном рабочем месте, и (или) с помощью других лиц;
в специально созданных условиях.

III степень – неспособность или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

4.5. Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве
Способность к ориентации осуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.
Способность к ориентации включает:
— Способность к определению времени по окружающим признакам (время суток, время года и др.).
— Способность к определению место нахождения по атрибутам пространственных ориентиров, запахов, звуков и др.
— Способность правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам.
— Способность к осознанию собственной личности, мысленного образа, схемы тела и его частей, дифференциации «правого и левого» и др.
— Способность к восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию (вербальную, невербальную, зрительную, слуховую, вкусовую, полученную путем обоняния и осязания), пониманию связи между предметами и людьми.
При оценке ограничения способности ориентации следует анализировать следующие параметры:
состояние системы ориентации (зрения, слуха, осязания, обоняния)
состояние систем коммуникации (речи, письма, чтения)
способность к восприятию, анализу и адекватному реагированию на получаемую информацию
способность к осознанию, выделению собственной личности и внешних по отношению к ней временных, пространственных условий, средовых ситуаций.

Ограничение способности к ориентации по степени выраженности:

I степень- способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств.
Сохраняется возможность определяться в месте, времени и пространстве при помощи вспомогательных технических средств ( в основном улучшающих сенсорное восприятие или компенсирующих его нарушения)
II степень – способность к ориентации, требующая помощи других лиц.
Сохраняется возможность осознания собственной личности, своего положения и определения в месте, времени и пространстве только при помощи других лиц вследствие снижения способности осознания себя и внешнего мира, понимания и адекватного определения себя и окружающей ситуации.
III степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и необходимость постоянного надзора.
Состояние, при котором полностью утрачена способность к ориентации в месте, времени, пространстве и собственной личности вследствие отсутствия возможности осознания и оценки себя и окружающей обстановки.

4.6. Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

— способность к обмену информацией (восприятию, переработке, хранению, воспроизведению и передаче информации).
— способность к выработке совместной стратегии взаимодействия, включающей разработку, проведение и контроль за выполнением планируемого, с возможной при необходимости корректировкой.

— возможность контактов с расширяющимся кругом лиц: с членами семьи, близкими родственниками, друзьями, соседями, коллегами, с новыми людьми и др.

4.7. Способность контролировать свое поведение –способность к осознанию и адекватному поведению с учетом морально-этических и социально-правовых норм.
Поведение – присущее человеку взаимодействие с окружающей средой, опосредованное его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. При нарушении контроля за своим поведением нарушается способность человека в своих действиях, поступках соответствовать правовым, нравственным, эстетическим правилам и нормам, официально установленным или сложившимся в данном обществе.
Способность контролировать свое поведение включает:
Способность осознания самого себя, своего места во времени и пространстве, своего социального положения, состояния здоровья, психических и личностных качеств и свойств.
Способность к оценке собственных поступков, действий, намерений и мотивов другого человека с пониманием их смысла и значений.
Способность к восприятию, узнаванию и адекватному реагированию на поступающую информацию.
Способность к правильной идентификации людей и предметов.

— Способность правильно вести себя в соответствии с морально-этическими и социально-правовыми нормами, соблюдать установленный общественный порядок, личную чистоплотность, порядок во внешнем виде др.
— Способность к правильной оценке ситуации, адекватности разработки и выбора планов, достижения цели, межличностным взаимоотношениям, выполнению ролевых функций.
— Возможность менять свое поведение при изменении условий или неэффективности поведения (пластичность, критичность и изменчивость).
— Способность осознания личной безопасности (понимания внешней опасности, распознавания объектов, могущих принести вред и др.)
— Полноценность использования орудий, знаковых систем в управлении собственным поведением.
При оценке степени ограничений способности контролировать свое поведение следует анализировать следующие параметры:
наличие и характер личностных изменений
степень сохранности осознания своего поведения
способность к самокоррекции, или возможность коррекции с помощью других лиц, терапевтической коррекции;
направленность нарушения способности контролировать свое поведение в одной или нескольких сферах жизни (производственной, общественной, семейной, бытовой);
длительность и стойкость нарушения контроля за своим поведением;
стадия компенсации дефекта поведения (компенсация, субкомпенсация, декомпенсация);
состояние сенсорных функций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *