способность к обучению 1 степень что означает
Нормативная правовая база при ЧМТ. Медико-социальная экспертиза
Нормативная правовая база и основные понятия
В течение последних 10 лет изменилась нормативная правовая база, которая служит основанием для построения системы социальной защиты населения РФ.
Если экспертиза временной нетрудоспособности является первой составляющей медицинской экспертизы, то в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» медико-социальная экспертиза является второй составляющей медицинской экспертизы и «устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан; определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан».
Порядок проведения МСЭ определяется следующими нормативными правовыми актами: Постановлением Правительства РФ от 13.08.96 № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» и «Примерным положением об учреждениях государственной службы МСЭ», а также Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Минздрава РФ от 29.01.97 №1/30 «Об утверждении классификации и временных критериев, используемых при осуществлении меди ко-социальной экспертизы».
С перечисленными документами должны быть хорошо знакомы не только врачи бюро МСЭ, но и врачи ЛПУ, так как именно они оказывают пациентам медицинскую помощь и одновременно вынуждены решать вопрос о необходимости их социальной защиты.
Критерии направления больных на медико-социальную экспертизу
В настоящее время в значительной степени изменились подходы к определению больным той или иной группы инвалидности. До вступления в силу названных документов при решении вопроса об установлении группы инвалидности врачи «ВТЭК» руководствовались одним критерием — «возможностью выполнения больным работы по своей основной профессии».
В настоящее время следует подходить к оценке состояния трудоспособности больного дифференцированно. Для работающих по-прежнему основным критерием является возможность продолжения своей профессиональной деятельности. Для неработающих, особенно пенсионного возраста, в основу экспертного решения будут положены принципиально новые критерии — критерии ограничения жизнедеятельности.
Ограничение жизнедеятельности — это отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.
Классификация нарушений функций организма по степени выраженности
Прежде чем оценивать степени ограничения жизнедеятельности, необходимо уточнить, какие функции организма нарушены и в какой степени.
Решение этого вопроса проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и МЗ РФ от 29.01.97 № 1/30 «Об утверждении классификации и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы», в котором предусмотрены 4 степени выраженности нарушений функций организма. При этом учитываются нарушения следующих основных функций человека:
— нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);
— нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);
— нарушения стато-динамической функции;
— нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
Нарушение здоровья, проявляющееся расстройством функции важнейших жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной системы, органа зрения, системы кровообращения и т.д.) приводит к ограничению жизнедеятельности разной степени выраженности, к социальной недостаточности больного и нуждаемости его в социальной защите.
Классификация ограничения жизнедеятельности по степени выраженности
В соответствии с изложенным в предыдущем подразделе Постановления Министерства труда РФ и Министерства здравоохранения РФ в экспертной практике пользуются классификацией ограничения жизнедеятельности по степени выраженности:
1 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
2 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.
2. Ограничение способности к самостоятельному пе редвижению:
1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, подробности выполнения и сокращении расстояний;
2 степень — способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.
3. Ограничение способности к обучению
1 степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
2 степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;
3 степень — неспособность к обучению.
1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
3 степень — неспособность к выполнению трудовой деятельности.
5. Ограничение способности к ориентации:
1 степень — способность к ориентации с использованием вспомогательных средств;
2 степень — способность к ориентации, требующая помощи других лиц;
3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация).
6. Ограничение способности к общению:
1 степень — способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;
2 степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
3 степень — неспособность к общению.
1 степень — частичное снижение способности контролировать свое поведение;
2 степень — способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;
3 степень — неспособность контролировать свое поведение.
Критерии определения групп инвалидности
С учетом выявленных функциональных нарушений, ограничений жизнедеятельности разработаны и используются в практике следующие критерии определения групп инвалидности.
Первая группа инвалидности определяется лицам, у которых возникла социальная недостаточность, требующая социальной зашиты или вследствие нарушения здоровья со стойкими, значительно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными последствиями ЧМТ и приводящие к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:
— способность к самообслуживанию 3 степени (неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц);
— способность к передвижению 3 степени (неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц);
— способность к ориентации 3 степени (неспособность к ориентации — дезориентация);
— способность к общению 3 степени (неспособность к общению);
— неспособность контролировать свое поведение 3 степени (неспособность контролировать свое поведение).
Вторая группа инвалидности определяется лицам, у которых возникла социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения функции здоровья, обусловленная ЧМТ и приводящая к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:
— способность к самообслуживанию второй степени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц);
— способность к передвижению второй степени (способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц);
— способность к трудовой деятельности третьей, второй степени (неспособность к трудовой деятельности, способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц);
— способность к обучению третьей, второй степени (неспособность к обучению, способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях);
— способность к ориентации второй степени (способность к ориентации, требующая помощи других лиц);
— способность к общению второй степени (способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц.
Ограничение способности к обучению 2 и 3 степени может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности, за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению 2—3 степени может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности.
Третья группа инвалидности определяется лицам, у которых возникла социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительным или умеренно выраженным расстройством функции организма, обусловленным последствиями ЧМТ, приводящим к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий или их сочетанию:
— способность к самообслуживанию первой степени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств);
— способность к передвижению первой степени (способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояний);
— способность к обучению первой степени (способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала));
— способность к трудовой деятельности первой степени (способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии);
— способность к ориентации первой степени (способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств);
— способность к общению первой степени (способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации).
Ограничение способности к общению 1 степени и способности к обучению 1 степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.
Для более свободного оперирования понятиями ограничения жизнедеятельности и использования их при определении групп инвалидности предлагаем пользоваться таблицей, разработанной методическим отделом главного бюро МСЭ г.Москвы.
А.Н. Коновалов, Л.Б. Лихтерман, А.А. Потапов
Как определяют группу инвалидности
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
I. Общие положения
1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).
II. Классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности
3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:
4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:
1 степень – незначительные нарушения;
2 степень – умеренные нарушения;
3 степень – выраженные нарушения;
4 степень – значительно выраженные нарушения.
III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий
5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:
а) способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:
1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:
1 степень – способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
2 степень – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
г) способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:
1 степень – способность к общению со снижением темпа и объёма получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;
2 степень – способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
д) способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
1 степень – периодически возникающее ограничение способности контролировать своё поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень – неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
е) способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):
1 степень – способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
2 степень – способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
3 степень – неспособность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень – неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.
7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
IV. Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности
8. Способность к трудовой деятельности включает в себя:
9. Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
10. Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:
11. Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.
12. Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.
V. Критерии установления групп инвалидности
13. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
14. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
15. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:
16. Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.
Каталог статей
Критерии оценки ограничений жизнедятельности в учреждениях МСЭ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(для работников учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации)
Кардинальные политические и социально-экономические преобразования, произошедшие в последнее десятилетие в России, обусловили принципиальные изменения социальной политики государства по отношению к инвалидам, способствовали формированию новых подходов к решению проблем инвалидности и социальной защиты инвалидов.
Основные положения государственной политики по отношению к инвалидам получили отражение в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в РФ» (№ 181 от 24.11.1995 г.), в котором содержатся новые трактовки понятий «инвалидность» и «инвалид», новые позиции определения инвалидности.
Реализация данного Закона потребовала разработки современной концепции инвалидности, создание новой методической базы по ее определению и оценке, трансформации службы врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу.
В 1997 году были изданы разработанные сотрудниками ЦИЭТИНа «Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Миндзрава РФ № 1/30 от 29.01.1997 г., а также методические рекомендации по их применению для работников учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации (Москва. 1997 г. ЦБНТИ. Вып.16).
В период 1997-2000 г.г. новые подходы к определению инвалидности были повсеместно внедрены в практику работы учреждений МСЭ. Их практическое применение показало значительные преимущества современных позиций медико-социальной экспертизы для улучшения социальной защиты инвалидов.
Вместе с тем принципиальное отличие критериев медико-социальной экспертизы от критериев врачебно-трудовой экспертизы, стереотип прежнего мышления, некоторое несовершенство новых методических подходов вызвало определенные трудности в практической работе бюро МСЭ.
В 1999-2000г. сотрудниками ЦИЭТИНа был изучен первоначальный опыт применения «Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы» в практике работы 72 бюро МСЭ общего и специализированного профилей разных субъектов РФ и всех клинических отделений ЦИЭТИНа, где были проанализированы данные экспертно-реабилитационной диагностики 654 обследованных лиц.
Замечания и предложения, высказанные специалистами служб МСЭ и сотрудниками ЦИЭТИНа, а также представителями общественных организаций инвалидов, врачами лечебно-профилактических учреждений, учеными научно-исследовательских институтов и др. были тщательно проанализированы и с учетом их внесены необходимые коррективы и дополнения в основные понятия, классификации, критерии и методику оценки ограничений жизнедеятельности при осуществлении медико-социальной экспертизы, которые и представлены в настоящих методических рекомендациях.
Для реализации способности к самообслуживанию требуется интегрированная деятельность практических всех органов и систем организма, нарушения которых при различных заболеваниях, повреждениях и дефектах могут привести к ограничению возможности самообслуживания.
Параметрами при оценке ограничений способности к самообслуживанию могут являться:
оценка нуждаемости во вспомогательных средствах, возможности коррекции способности к самообслуживанию с помощью вспомогательных средств и адаптации жилища;
оценка нуждаемости в посторонней помощи при удовлетворении физиологических и бытовых потребностей;
оценка временных интервалов, через которые возникает подобная нуждаемость: периодическая нуждаемость (1-2 раза в неделю), длительные интервалы ( 1 раз в сутки), короткие ( несколько раз в сутки), постоянная нуждаемость.
4.2. Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.
Способность к самостоятельному передвижению включает:
— самостоятельное перемещение в пространстве: ходьба по ровной местности в среднем темпе (4-5 км. в час. на расстояние, соответствующие средним физиологическим возможностям);
— преодоление препятствий: подъем и спуск по лестнице, ходьба по наклонной плоскости (с углом наклона не более 30 град.),
— сохранение равновесия тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела; возможность стоять, сидеть, вставать, садиться, ложиться, сохранять принятую позу и изменять положение тела (повороты, наклоны туловища вперед, в стороны),
— выполнение сложных видов передвижения и перемещения: опускание на колени и подъем с коленей, перемещение на коленях, ползание, увеличение темпа передвижения (бег).
— пользование общественным и личным транспортом (вход, выход, перемещение внутри транспортного средства).
Способность к самостоятельному передвижению осуществляется благодаря интегрированной деятельности многих органов и систем организма: костно-мышечно-суставной, нервной, кардио-респираторной, органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, психической сферы и др.
При оценке способности к передвижению следует анализировать следующие параметры:
— расстояние, на которое может передвигаться человек;
темп ходьбы ( в норме 80-100 шагов в минуту);
коэффициент ритмичности ходьбы (в норме 0,94-1,0);
длительность двойного шага ( в норме 1-1,3 сек)
скорость передвижения ( в норме 4-5 км в час);
нуждаемость и возможность использования вспомогательных средств.
Ограничение способности к самостоятельному передвижению по степени выраженности:
Характеристики образовательной деятельности включают:
содержание обучения (получение образования определенного уровня и по определеной профессии);
средства обучения (включая специальные технические средства для обучения, оборудование учебного места и др.);
процесс обучения, в том числе формы обучения ( очная, заочная, заочно-очная, на дому и др.), методы обучения (групповое, индивидуальное, интерактивное, открытое и др.);
условия обучения ( по тяжести, напряженности и вредности);
сроки обучения.
При оценке степени ограничения способности к обучению следует анализировать следующие параметры:
образование, наличие профессиональной подготовки;
объем обучения по общим или специальным государственным образовательным стандартам;
возможность обучения в учебном учреждении общего типа или в коррекционно-образовательном учреждении;
сроки обучения (нормативные-ненормативные);
необходимость применения специальных технологий и (или) вспомогательных средств обучения.
необходимость помощи других лиц (кроме обучающего персонала);
уровень познавательной (мыслительной) деятельности человека в соответствии с возрастной нормой;
отношение к обучению, мотивация к учебной деятельности;
возможность вербального и (или) невербального контакта с другими людьми;
состояние систем коммуникации, ориентации, особенно сенсорных, двигательных функций организма и др.;
состояние зрительно-моторной координации для овладения техникой письма, графическими навыками, манипулятивными операциями.
Ограничение способности к обучению по степени выраженности
4.4. Способность к трудовой деятельности – состояние организма человека, при котором совокупность физических и духовных способностей позволяет осуществить определенного объема и качества производственную (профессиональную) деятельность.
Способность к трудовой деятельности включает:
— Способность человека по своим физическим, психофизиологическим и психологическим возможностям соответствовать требованиям, предъявляемым к нему производственной (профессиональной) деятельностью (по сложности труда, условиям производственной среды, физической тяжести и нервно-эмоциональной напряженности).
— Способность к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде производственного (профессионального) труда.
— Способность человека осуществлять производственную (профессиональную) деятельность в обычных производственных условиях и на обычном рабочем месте.
— Способность человека к социально-трудовым взаимоотношениям с другими людьми в трудовом коллективе.
Ограничение способности к трудовой деятельности по степени выраженности
I степень – способность к выполнению профессиональной деятельности в обычных производственных условиях при снижении квалификации или уменьшении объема производственной деятельности; невозможность выполнения работы по основной профессии.
II степень – способность к выполнению трудовой деятельности
в обычных производственных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) на специальном рабочем месте, и (или) с помощью других лиц;
в специально созданных условиях.
III степень – неспособность или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.
4.5. Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве
Способность к ориентации осуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.
Способность к ориентации включает:
— Способность к определению времени по окружающим признакам (время суток, время года и др.).
— Способность к определению место нахождения по атрибутам пространственных ориентиров, запахов, звуков и др.
— Способность правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам.
— Способность к осознанию собственной личности, мысленного образа, схемы тела и его частей, дифференциации «правого и левого» и др.
— Способность к восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию (вербальную, невербальную, зрительную, слуховую, вкусовую, полученную путем обоняния и осязания), пониманию связи между предметами и людьми.
При оценке ограничения способности ориентации следует анализировать следующие параметры:
состояние системы ориентации (зрения, слуха, осязания, обоняния)
состояние систем коммуникации (речи, письма, чтения)
способность к восприятию, анализу и адекватному реагированию на получаемую информацию
способность к осознанию, выделению собственной личности и внешних по отношению к ней временных, пространственных условий, средовых ситуаций.
Ограничение способности к ориентации по степени выраженности:
I степень- способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств.
Сохраняется возможность определяться в месте, времени и пространстве при помощи вспомогательных технических средств ( в основном улучшающих сенсорное восприятие или компенсирующих его нарушения)
II степень – способность к ориентации, требующая помощи других лиц.
Сохраняется возможность осознания собственной личности, своего положения и определения в месте, времени и пространстве только при помощи других лиц вследствие снижения способности осознания себя и внешнего мира, понимания и адекватного определения себя и окружающей ситуации.
III степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и необходимость постоянного надзора.
Состояние, при котором полностью утрачена способность к ориентации в месте, времени, пространстве и собственной личности вследствие отсутствия возможности осознания и оценки себя и окружающей обстановки.
4.6. Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
— способность к обмену информацией (восприятию, переработке, хранению, воспроизведению и передаче информации).
— способность к выработке совместной стратегии взаимодействия, включающей разработку, проведение и контроль за выполнением планируемого, с возможной при необходимости корректировкой.
— возможность контактов с расширяющимся кругом лиц: с членами семьи, близкими родственниками, друзьями, соседями, коллегами, с новыми людьми и др.
4.7. Способность контролировать свое поведение –способность к осознанию и адекватному поведению с учетом морально-этических и социально-правовых норм.
Поведение – присущее человеку взаимодействие с окружающей средой, опосредованное его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. При нарушении контроля за своим поведением нарушается способность человека в своих действиях, поступках соответствовать правовым, нравственным, эстетическим правилам и нормам, официально установленным или сложившимся в данном обществе.
Способность контролировать свое поведение включает:
Способность осознания самого себя, своего места во времени и пространстве, своего социального положения, состояния здоровья, психических и личностных качеств и свойств.
Способность к оценке собственных поступков, действий, намерений и мотивов другого человека с пониманием их смысла и значений.
Способность к восприятию, узнаванию и адекватному реагированию на поступающую информацию.
Способность к правильной идентификации людей и предметов.
— Способность правильно вести себя в соответствии с морально-этическими и социально-правовыми нормами, соблюдать установленный общественный порядок, личную чистоплотность, порядок во внешнем виде др.
— Способность к правильной оценке ситуации, адекватности разработки и выбора планов, достижения цели, межличностным взаимоотношениям, выполнению ролевых функций.
— Возможность менять свое поведение при изменении условий или неэффективности поведения (пластичность, критичность и изменчивость).
— Способность осознания личной безопасности (понимания внешней опасности, распознавания объектов, могущих принести вред и др.)
— Полноценность использования орудий, знаковых систем в управлении собственным поведением.
При оценке степени ограничений способности контролировать свое поведение следует анализировать следующие параметры:
наличие и характер личностных изменений
степень сохранности осознания своего поведения
способность к самокоррекции, или возможность коррекции с помощью других лиц, терапевтической коррекции;
направленность нарушения способности контролировать свое поведение в одной или нескольких сферах жизни (производственной, общественной, семейной, бытовой);
длительность и стойкость нарушения контроля за своим поведением;
стадия компенсации дефекта поведения (компенсация, субкомпенсация, декомпенсация);
состояние сенсорных функций.
