спикерские навыки что это
Спикер, продюсер, организатор мероприятий, технический помощник — кто ты будешь такой… в инфобизнесе?
Удивительно, но всего несколько лет назад мы и понятия не имели, кто такие эти спикеры и продюсеры от инфобизнеса. Технических помощников — и вовсе не существовало. Вообще людей, разбирающихся в технических аспектах, было крайне мало. Организаторы мероприятий были — но в офлайне. И поскольку всё ещё только начинается — налицо много путаниц в понятиях — кто есть кто. И кто что и кому должен…
Однако время не стоит на месте. Инфобизнес развивается стремительно. И каждая профессия из нашего перечня — это уже полноценная структурная единица — со своими полномочиями, обязанностями и, конечно, финансовой составляющей.
Итак, давайте разбираться — кто есть кто в этой великолепной четвёрке. Каковы его обязанности, что он может делегировать и на какие финансовые результаты рассчитывать.
Ключевая фигура — спикер
Спикером быть круто! Особенно, если тебе дано интересно подавать материал, и ты обладаешь харизмой — интернет-публика будет носить тебя на руках.
Какими минимальными навыками должен обладать спикер, чтобы работать онлайн и быть востребованным?
Конечно, необходимо быть красноречивым. Для удачного старта интернет-проекта спикеру необходимо стать публичной популярной фигурой. Особенно приветствуется умение быть тем самым «лакомым кусочком» — и собрать вокруг себя обожающую публику. Лояльную — как теперь модно говорить. Для этого необходимо популяризировать собственную деятельность на всех доступных площадках: на собственном сайте, аккаунтах в соцсетях. И не просто иметь это всё для галочки, а стать лидером мнений и активно общаться со своей аудиторией.
Если говорить о технических аспектах — то тут навыки спикера могут варьироваться от полного «чайника» — за которого все техвопросы делает и решает продюсер. До технического гения, который в состоянии и рассылку зарядить и рекламу в Яндекс Директе освоить. Абсолютно необходимыми навыками для спикера я бы назвала умение ориентироваться в вебинарных комнатах и в аккаунтах в соцсетях. К счастью, годы тренировок для этого не нужны. Если спикер работает без организатора, продюсера и техпомощника — то естественно, что прибылью от проекта он не делится ни с кем.
Успешная работа самостоятельного спикера теоретически возможна.
Однако объём работы, необходимой для поддержания интернет-проекта на плаву, столь велик, что в одиночку с ним может совладать только очень целеустремлённый, организованный и технически грамотный человек. Причём в сутках у этого человека — 24 плодотворных рабочих часа. Поэтому большинство самостоятельных спикеров мечтает делегировать — как минимум — технические обязанности инфобизнеса: рассылку, изготовление лендингов, монтаж видео, модерацию вебинаров. А как максимум — всё, кроме публичных выступлений и общения со своей аудиторией — грамотным помощникам или партнёрам по бизнесу: организаторам онлайн-мероприятий, продюсерам и техническим помощникам.
Организатор онлайн-мероприятий — тактик
Это человек, владеющий техническими навыками. Он занимается лично или собирает команду, которая:
При этом стратегия развития интернет-проекта тяжёлым грузом лежит на плечах спикера. Спикер, как говорится, рулит. А организатор занимается тактическими вопросами. Чаще всего, у организатора есть собственная база подписчиков, которой он активно предлагает интернет-проект спикера. На старте спикер и организатор по-партнёрски обговаривают все нюансы сотрудничества. В том числе, и финансовые. Распределение прибыли — за вычетом необходимых расходов — по заранее обговорённому проценту. В зависимости от вложенных усилий каждого.
Продюсер — стратег
И вот сразу вопрос на засыпку: чем продюсер отличается от организатора мероприятий? А, может, это одно и то же? Ведь и продюсер и организатор — оба подготавливают процесс выступления спикера. Оба занимаются техническими вопросам: рассылкой, приёмом платежей от клиентов, написанием писем в рассылку, изготовлением лендингов, саппортом, подготовкой вебинарных комнат для спикеров и многим-многим другим. Причём все вопросы они могут выполнять как самостоятельно — так и частично перепоручать членам своей команды: вебдизайнерам, копирайтерам, контентщикам, модераторам и т.д.
А вот в чём коренное отличие?
Отличие состоит в степени влияния на спикера. У продюсера степень влияния на развитие совместного со спикером интернет-проекта — несомненно выше. Например, он может принимать участие в разработке тренинга — давать рекомендации, советы. Продюсер — это стратег. Ему необходимо ориентироваться в море информации. Он изучает рынок, анализирует подобные интернет-проекты. Занимается построением бренда спикера. Ставит долгосрочные задачи перед членами команды. Активно продвигает интернет-проект и даёт рекламу. Хороший продюсер — это человек, который снимает с плеч спикера огромное количество задач. Он становится капитаном проекта. При этом нормально, если продюсер «платит зарплату» спикеру. Ведь кошелёк проекта — в его руках.
Технический помощник — грамотный исполнитель
Техпомощник — профессия интересная и творческая. Техпом воплощает задумки спикеров, организаторов и продюсеров в жизнь. Несёт ответственность за качество подачи материала. Ему приходится иметь дело с лендингами, статьями, письмами, рассылками, видео. Он владеет техническими навыками и знает множество сервисов — сервисов рассылок и для изготовления лендингов, сервисов для монтажа видео и фоторедакторов. Он ориентируется в вебинарных комнатах и сервисах для приёма платежей. Умеет обращаться с сайтом, знает соцсети. При этом техпомощник является чистейшей воды исполнителем. Спикер или продюсер должны дать техпомощнику чёткие инструкции для воплощения в жизнь собственных задумок.
Техпомощник получает фиксированную заработную плату, которую оговаривают на старте сотрудничества. Чаще всего речь идёт о почасовой стоимости оплаты труда техпома. Это могут быть и фиксированные тарифы за изготовление лендинга, за написание статьи или письма. Финансовое преимущество техпомощника в том, что он-то свою зарплату получит всегда. Ведь его зарплата — это те самые необходимые расходы, благодаря которым интернет-проект движется вперёд.
Новые творческие профессии дают широчайшие возможности женщинам для поиска себя в удалённой работе.
Если вы привыкли руководить и вам необходимо много ответственности — ваша стезя — продюсерство. Можно шагнуть в него одномоментно. А можно — двигаться в сторону продюсерства постепенно. Шаг за шагом осваивая ступени мастерства техпомощника, а затем организатора онлайн-мероприятий.
Творческим натурам идеально подойдёт профессия технического помощника — где есть возможность реализовать собственную одарённость — пусть и в рамках чужого проекта. Потренироваться, присмотреться, начать собирать собственную базу подписчиков — и махнуть в организаторы. А там подучиться — и в продюсеры!
Как стать хорошим спикером
Евгений Бутман о том, как стать хорошим спикером.
Я работаю в частном бизнесе 30 лет. Много лет я был СЕО, управляющим акционером, руководителем группы компаний. Собственно, именно так я привык презентовать себя — как бизнесмена и специалиста по управлению. Разнообразные дополнительные умения я рассматривал как сопутствующие навыки, неотделимые от основной профессии управляющего. Например, бизнес-аналитика, специалиста по переговорам, специалиста по продажам, ментора и, конечно, спикера.
Но три года назад я сменил профессию и начал работать независимым директором, создал компанию FutureCorp, где мы с партнером помогаем бизнесменам создавать совет директоров. Мне пришлось за это время пообщаться со множеством предпринимателей и топ-менеджеров, выступить на большом количестве конференций и семинаров. Меня часто приглашают в качестве спикера выступать перед руководством и менеджментом крупнейших компаний. Я стал понимать, что эти «сопутствующие навыки» — самостоятельные умения, создающие дополнительную стоимость и для компании, и для руководителя. И этими навыками в совокупности мало кто владеет.
И, среди прочего, мне захотелось многих из моих собеседников научить говорить и выступать. Постоянно размышляя об этом, я начал шаг за шагом обобщать свой опыт. Эта статья — о том, как стать настоящим спикером, Спикером с большой буквы.
Зачем бизнесмену выступать публично?
Личная история
Мой путь как спикера начался с детства, когда нам с братом маленькими отец рассказывал на ночь истории. Когда я подрос, я сам стал рассказчиком — мы ездили с классом на экскурсии, в театр, дорога занимала 40—50 минут в одну сторону, и я рассказывал своим одноклассникам по дороге сорокаминутные куски из прочитанных мною книжек из «библиотеки приключений» и других остросюжетных детских книг. Читал я много, быстро, мои истории не повторялись. Став еще старше, я начал рассказывать истории, которые придумывал сам.
То, что я много читал, отложило значительный отпечаток на мою речь. Оглядываясь назад, выделю две категории книг, повлиявшие на мое умение выражать свои мысли. Первая группа — это интересные и хорошо рассказанные истории. Вторая — книги, для которых важна стилистика и лексика повествования, используемые слова и обороты.
Но просто читать недостаточно. Также мало слышать и видеть, как рассказывают другие. Надо все время рассказывать. Самый легкий и часто используемый жанр — анекдоты. Публичный рассказ анекдота — это, по сути, эстрадный скетч: краткий сюжет, каждое слово имеет значение, равно как интонация и эмоциональная наполненность. Но главное, что и делает это прекрасным упражнением, — быстрая и честная реакция аудитории. Все дружно рассмеялись — значит вы донесли все части смысла, не потеряв. Рассмеялись, но не все, не сразу — вы на правильном пути, работайте над собой. Никто не засмеялся — неудача, анализируйте причины, пробуйте еще.
Еще один жанр — путевые заметки. Отпуск, поездка, любое личное приключение. Он тоже развлекательный, но намного сложнее, это уже полноценная словесная презентация. Задача рассказчика — сделать историю интересной. Здесь также реакция слушателей быстрая и честная: дослушали, не перебили, есть заинтересованные уточняющие вопросы, — ура, вы справились. На этапе путевых заметок виден потенциал спикера, потому что проявляются многие атрибуты хорошей презентации: содержательность, стиль, качество речи, умение выразить мысли и умение установить контакт со слушателями.
Есть и другие жанры — жанр бытового разговора, жанр поручения, жанр разговора с пожилыми родителями, с детьми, с обслуживающим персоналом и т.д. Важно — анализировать и контролировать свою речь.
Если вы набили руку в таких историях (стали мистером/мисс/миссис «хорошо подвешенный Язык»), то обрели и уверенность, и определенный автоматизм.
Мне, помимо прочего, помогали любопытство и страсть к копированию. Я обращал внимание на то, как разговаривали эффективные в коммуникациях люди и копировал их приемы. Иногда на короткий срок перенимал чужую манеру говорить вплоть до мимики. Что-то мне подходило, что-то нет. Был период, когда я копировал интонации, жестикуляцию и риторические приемы Стива Джобса, все выступления которого видел вживую, на ежегодных конференциях Apple.
Итак, мы с вами стали хорошими рассказчиками. Мы умеем придумывать и рассказывать истории. Но, как говорят математики, это необходимо, но недостаточно.
Как стать хорошим бизнес-спикером
Настоящее мастерство спикера можно сравнить с навыками, необходимыми для победы в спортивном многоборье. Вы можете выиграть соревнования по многоборью, не будучи чемпионом в каждом из видов. Но вы должны быть достаточно сильны в каждом из видов, уметь распределить силы и, конечно, быть настроенными на результат.
Итак, многоборье. В него входят дисциплины: ваши умения, ваша личность и ваша глубина.
Очень часто компанию оценивают не только по финансовым показателям, но и по тому, «сколько стоит» ее руководство и акционеры. Помните — «по одежке встречают, по уму провожают».
Если вы хотите получить высокую оценку вашего бизнеса, ваши достижения — лишь повод для старта серьезного разговора. Ваши умения — уже причина для того, чтобы этот разговор произошел и дошел до завершения. А значительность вашей личности и глубина вашего ума — причина для успешного завершения этого разговора.
В ваших выступлениях, в рассказе о вашем бизнесе эти три «дисциплины» преобразуются в технику выступления, атмосферу и содержательность.
Техника
Множество статей, книг, видеокурсов рассказывают про навыки, приемы публичных выступлений, о всевозможных словечках, оборотах, приемах. Я скажу о том лишь, что сам считаю важным.
Для меня хорошей школой в 30 лет стала работа в должности ассистента продавца. Компания, в которой я работал, давала рекламу на телевидении, и на наш отдел продаж ежедневно обрушивался бесконечный шквал звонков. Это длилось месяцами, день за днем. Моя работа поначалу была связана с ответами на эти звонки. За несколько недель я научился искусству устной «слепой» презентации (то есть без визуального контакта с аудиторией): говорить сжато, ценя каждое слово, отжав всю воду. Убирать все слова-паразиты, все «эканье» в паузах. Делать свою презентацию максимально понятной слушателю, отслеживая его реакцию в реальном времени. В меру шутить, иронизировать, делать разговор легким для собеседника. Говорить простыми словами и короткими фразами. Использовать яркие образы и примеры, создавая положительный эмоциональный фон. Использовать готовые речевые конструкции, в то же время избегая затертых банальных слов и оборотов. Удерживать внимание. Быть уважительным и добиваться уважения с другой стороны.
Личность
Начав ассистентом продавца, я через некоторое время вырос до руководителя всех продаж, а потом и до директора, отвечающего за все продажи, закупки и маркетинг.
Через пять лет я создал свою дистрибуторскую компанию, и мне пришлось ее активно продвигать. Начались пресс-конференции, где я часто выступал вместе со своими европейскими и американскими поставщиками, легко и непринужденно общавшимися с прессой. Я смотрел, запоминал, учился.
А еще через полтора года я подписал контракт с Apple, и мне открылся огромный и дивный мир. Я смотрел и пересматривал все выступления Стива Джобса, учась, как влиять на аудиторию и взаимодействовать с ней максимально скупыми и сдержанными приемами, выверенными до миллиметра.
Давайте рассмотрим важнейшие качества личности, за которые особенно ценят хороших спикеров. Некоторые я не буду даже комментировать, они и так понятны.
Не могу выделить момент, когда из начинающего спикера я стал опытным, зрелым и очень востребованным. Но я помню, как лет 6 назад первый раз выступал в программе обучения взрослых предпринимателей (средний возраст 33 года). Вечер, все устали. Я прихожу в аудиторию, кто-то беседует, кто-то пьет кофе, повернувшись ко мне спиной, кто-то сидит в телефоне, кто-то говорит по телефону, кто-то дремлет. Меньше половины аудитории смотрят на меня, но довольно равнодушно — мол, еще один пришел нас поучить. Я начинаю говорить, и через 2 минуты все сидят и слушают, через 5 минут полная тишина, и, внимание, через 10 минут я понимаю, это «моя» аудитория, я ее веду и управляю ею.
Содержание
Содержание и содержательность выступления отражают глубину спикера (или ее отсутствие).
При помощи каких средств вы можете эту глубину подчеркнуть и оттенить?
У меня была история, когда моя компания все еще представляла Apple в России, но уже готовилось открытие представительства. Бренд стремительно набирал популярность, у пользователей возникало много вопросов, и еще больше претензий. Сам Apple отмалчивался, и пользователи все хорошее относили на счет Apple, все плохое — на счет моей компании, и темп обличений нарастал. Я организовал публичную сессию «100 вопросов Евгению Бутману об Apple» и пригласил всех критиков и вообще всех заинтересованных. Пришла масса народу, зал был набит до отказа, атмосфера была наэлектризована. Я выступил с вступительной презентацией, а потом примерно два часа отвечал на вопросы. Мне удалось полностью изменить атмосферу и перевести весьма острую дискуссию, включающую личные выпады, в заинтересованный и доброжелательный обмен мнениями не только о любимом всеми нами бренде, но и о рынке, технологиях, маркетинге, бизнесе.
Закончить эту статью я хотел бы весьма простой мыслью: важно не просто выступать, а делать это качественно. Когда вы на сцене, аудитория оценивает не просто качество ваших персональных коммуникаций — это оценка всего вашего бизнеса, вашей ценности и ваших перспектив.
Меня часто приглашают выступать и перед небольшими группами профессионалов, и перед руководством и менеджментом крупнейших компаний. Я привык чувствовать себя спокойно и уверенно. Но — я всегда готовлюсь, даже если выступать всего 10 минут, и всегда после выступления подвергаю анализу ключевые моменты состоявшейся сессии.
Работая над собой и над качеством своих публичных выступлений, вы повышаете ценность того, чем занимаетесь.
Об авторе
Евгений Бутман — независимый директор, возглавляет советы директоров ряда коммерческих организаций, предприниматель с большим опытом строительства различных бизнесов, партнер Future Corp. Основатель Группы компаний Ideas4retail (Hamleys, Imaginarium, Cook House и др).Создатель сети re:Store. Участвовал в создании ряда отраслевых ассоциаций. Создал концепцию эмоционального ритейла. Автор книги «Ритейл от первого лица. Как я строил бизнес Apple в России».
Спикер HUBSpeakers.
Как стать хорошим спикером: говорите так, чтобы Вас слушали и слышали
Почему современному человеку необходимо уметь выступать на публике? Многие считают это мастерство приятным, но совершенно не обязательным бонусом. Между тем, стоит задуматься. Огромное количество людей обладают невероятным объемом ценной для других информации.
Многие люди досконально знают свою тему, но когда нужно объяснить что-то по ней, они теряются и отправляют людей к другому человеку. Другой человек обязательно воспользуется этим моментом. Так и возникают другие бренды, чужой инфобизнес…
Пока один человек боится выступать публично, другие становятся популярными и много зарабатывают. Как же изменить ситуацию?
Об этом рассказал педагог по технике речи, актерскому мастерству и публичным выступлениям Михаил Мискун на конференции BusinesShot-3.0.
Как стать хорошим спикером: основные правила
В последнее время немало владельцев бизнеса столкнулись с тем, что партнеры требуют презентации первых лиц компании. Особенно, если речь идет о западных деловых партнерах. Им могут быть не интересны представители HR или PR отделов — они хотят видеть и слышать первое лицо компании. Поэтому если Вы сталкивались с боязнью публичных выступлений, придется поработать над собой.
Спикером, утверждают эксперты, может стать каждый. Хорошим спикером, конечно же. Ведь все мы ежедневно коммуницируем теми или иными способами. А спикер просто умеет донести определенную информацию и конкретный месседж до конкретной аудитории.
Спикеров можно поделить на несколько типов:
1.Спикер-лектор.
Все мы учились в школах и университетах и видели подобных спикеров. Они монотонно читали с бумажки, и на их пары никто не хотел ходить. Они могут обладать огромным количеством полезной информации, но преподнести ее интересно не умеет. Их вряд ли можно считать удачным примером донесения мысли до аудитории, не правда ли? Поэтому просто нужно стараться не впадать в «лекторство».
2. Спикер-тренер.
Спикер, который обучает, проводит тренинги и всяческие развивающие и обучающие мероприятия. Обычно у таких людей развиты педагогические способности. Если Вы занимаетесь, к примеру, инфобизнесом, Вам следует стать спикером-тренером, чтобы суметь полноценно «прокачать» навыки своих клиентов.
3. Спикер-продажник.
Здесь все понятно практически без объяснений. Есть люди, которые могут продать даже в Африке бананы, как говорят в народе. Кому-то продающая жилка дана самой природой, а кто-то всю жизнь развивает этот навык. Если у Вас традиционная модель бизнеса, то это пример для подражания.
Золотое правило для каждого спикера: его должно быть видно, слышно и понятно.
Каждое из этих правил тоже можно объяснить подробно:
2. Слышимость.
Можно сделать яркую презентацию, красиво одеться, но если не уметь интонировать голосом, то выступление легко превращается в провал.
Хорошо поставленный голос поможет полностью овладеть вниманием аудитории.
Необязательно иметь громкий голос, но работать над ним нужно. Потому что голос как самый непредсказуемый инструмент спикера имеет свойство срываться, уставать — особенно если говорить на мероприятии приходится не один час.
Регулярные тренировки и работа над голосом — залог того, что связки не подведут Вас в самый неподходящий момент.
Существует множество методик и систем, чтобы «закалить» свой голос, сделать его более пластичным и даже немного изменить тембр.
Грамотность речи — тоже очень немаловажный момент.
3. Понятность.
— Артикуляция.
— Внятное и корректное произношение.
— Правильная расстановка пауз.
— Не слишком высокая скорость речи, чтобы слова не глотались.
— Простые и понятные речевые конструкции, чтобы смысл сказанного был доступен всем (не стоит изъясняться лексикой а-ля Достоевский и сложными профессиональными терминами).
Что еще имеет значение для успешного спикера
2. Страх забыть текст.
Чтобы один из самых больших страхов всех спикеров не воплотился в жизнь, нужно тщательно готовиться.
Прописывать нужно не просто текст выступления, а даже шутки, истории из жизни и все прочее, чем можно разбавить и дополнить свою речь, если почувствует ступор.
Тогда в любой момент, когда из головы выпадет последовательность речи, можно выиграть для себя время. К примеру, тренер может дать задание аудитории. На крайний случай, можно чуть раньше уйти на кофе-брейк.
3. Независимость от мнения окружающих.
Если Вы вышли на сцену, о Вас в любом случае будут говорить. И вне зависимости от того, что именно скажут, это все равно будет пиар для Вас. То есть это плюс даже независимо от успеха самого выступления.
Обязательные пункты в подготовке к выступлению:
2. Презентация продукта
Сказать в двух словах о новом продукте можно только клиенту, с которым Вы давно уже на ты. Всем остальным нужно понятно, динамично и «вкусно» рассказывать об их выгодах от вашей услуги или продукта. И этот рассказ должен, как говорится, просто отскакивать от зубов.
3. Форма подачи (лайтовая и агрессивная)
Более мягкую или наоборот напористую форму подачи нужно выбирать в зависимости от Вашего темперамента и аудитории, на которую рассчитано выступление. Если легче дается определенная форма подачи, лучше не принуждать себя к другой — рискуете звучать неестественно.
Как Вы уже поняли, любой человек может быть спикером. Ведь любого профессионала делает таковым исключительно практика — много практики!
Выступив один раз перед родными, спикером Вы не станете. А вот поработав хотя бы несколько раз со сложными аудиториями, Вы автоматически научитесь удерживать внимание людей.
Пять важных навыков устной коммуникации для пиарщика
Пиар – это коммуникации. Это понятно даже студенту первого курса. Но вот какими именно коммуникативными навыками сегодня должен обладать пиарщик, который хочет добиться максимальных успехов в своей работе и считает себя профессионалом? Своей точкой зрения по этому вопросу с Pressfeed поделился главный редактор журнала «Пресс-служба» Тимур Асланов.
Как мы знаем, коммуникации бывают устные и письменные. И там, и там требуется много специфических умений для достижения правильного результата. В рамках данной статьи я бы хотел поговорить исключительно про устные коммуникации и посмотреть, что же нужно обязательно знать и уметь пиарщику в этой сфере.
Устные коммуникации я бы разделил на два вида – коммуникации один на один и одновременная коммуникация с группой людей (публичные выступления). Инструменты для работы там похожие, но есть нюансы.
Коммуникация один на один
Зачем? Пообщаться с журналистом так, чтобы он проникся к вам симпатией, заинтересовался вашей историей, взглянул на конфликтную ситуацию вашими глазами. В разговоре с шефом суметь обосновать важность и эффективность предлагаемого вами способа провести PR-кампанию. Рассказать блогеру, почему он должен принять участие в вашем флэшмобе или воскресной посадке деревьев в парке перед детским интернатом. Убедить общественного деятеля высказаться в поддержку действий вашего шефа и т. д.
Все это требует умения общаться и доносить свои мысли. Умения говорить уверенно, связно и убедительно, а не путать собеседника в многословии и эмоциях. Умения вызывать доверие, симпатию и уважение в процессе беседы.
Навыки публичных выступлений
Пиарщик должен быть умелым оратором. То есть не просто складно говорить, но уметь это делать на публике: на маленькую, среднюю и большую аудиторию. Не пугаясь, не потея, не мямля и не дрожа. Уверенно, убедительно, вдохновляюще. Выступить перед группой журналистов и презентовать им новый проект. Озвучить какие-то важные сообщения от компании для целевой группы общественных активистов. Сказать важные и нужные слова перед разъяренной толпой во время кризисной ситуации. Не спасовать. Не бухнуться на колени, ожидая, что тебя пожалеют и отстанут, а четко и по делу донести важную информацию, ответить на упреки, претензии и вопросы, убедить, уговорить, переключить внимание на что-то другое.
Ну и к тому же хороший пиарщик должен готовить своего руководителя к таким выступлениям. Не умея делать это сам, он не сможет этому научить.
Так какими же навыками надо овладеть, чтобы делать эту работу успешно?
1. Невербалика
Жесты и мимика – важнейшая часть коммуникационного процесса. По ним часто очень легко определить, правду говорит человек или нет и какие эмоции он при этом испытывает. И для эффективного общения мы должны уметь контролировать свою невербалику и считывать чужую. Как человек сидит, как наклонен его корпус, что делают руки. Вы считываете, но и вас считывают. Хотите успешно коммуницировать – следите за собой.
Сидите в слабой позе? Значит не уверены в себе или в том, что рассказываете. Не смотрите в глаза или часто отводите взгляд – значит врете. Причем жесты здесь часто гораздо важнее мимики. Читать по выражению лица умеют немногие. А вот по жестам и позам гораздо легче понять метасообщения. И контролировать позы многие не умеют. Сделать покерфэйс еще получается, но при этом перестать скрещивать руки и ноги или следить за положением плеч многим людям уже сложнее.
Почитайте про невербалику. Пройдите тренинг или посмотрите видео в интернете, чтобы освоить хотя бы минимальные правила и принципы. И это позволит вам и лучше понимать собеседника, и лучше влиять на него.
2. Активное слушание
Мы живем в эпоху тотального дефицита внимания. На каждого из нас ежедневно обрушивается огромный поток информации, и мозг подсознательно себя защищает. А значит фильтрует все, что в него проникает извне. Это ведет к тому, что никто никого не слушает и не слышит. Мы общаемся не для того, чтобы услышать другого человека, а для того, чтобы рассказать ему что-то свое.
Люди встречаются, люди говорят друг с другом, но это не двустороннее общение – это два независимых монолога. И когда вдруг вы начинаете действительно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы, проявлять эмпатию, отражать чувства вашего собеседника, выражать понимание и поддержку – это производит на людей неизгладимое впечатление. И в их глазах вы становитесь очень приятным человеком и суперкоммуникатором. Да и вам – вы удивитесь – это позволит начать понимать людей лучше и быстрее с ними договариваться.
Поможет наладить работу со СМИ без своего пиарщика или агентства
Увеличит число упоминаний о вашей компании
Обойдется в 2-3 раза дешевле
Это называется активное слушание – очень эффективная психологическая техника, которая приносит потрясающие результаты. Суть ее в том, чтобы действительно слушать собеседника, а не просто ждать, пока он закончит говорить. И не просто слушать, но активно вникать в то, что он говорит, уточнять, обсуждать с ним сказанное и самое главное – психологически поддерживать контакт во время беседы и проявлять эмпатию. Собеседник видит, что вам не все равно, что вы реально не отключаетесь от разговора, и раскрывается еще больше. А приемов там всего семь или восемь. Освоить их несложно. Изучите и применяйте в беседах один на один и во время публичных выступлений.
Смотрите также:
6 уроков кризисной коммуникации от Марии Шараповой
3. Умение говорить понятно и убедительно
Многословие – беда коммуникации. Вам хочется рассказать собеседнику или аудитории все, что вы знаете по теме, чтобы убедить его и перетащить на вашу сторону. И это вас губит. Стремление слишком много всего донести. Стремление все досконально разъяснить. Он тонет в вашем словопотоке. Вы перегружаете слушателя, и он в какой-то момент отключается и начинает думать о своем. Мы уже говорили о том, что внимание на сегодняшний день – большой дефицит. Экономьте время слушающего. Экономьте слова. Говорите коротко и по сути. Лучше еще раз повторить в конце ключевые мысли, чем пытаться наговорить какие-то дополнительные доводы. У вас и у слушающих разная глубина знаний по теме и разное восприятие темы и речи – вы внутри, а он снаружи. Говорите коротко, структурированно. С повторами и выводами. Чем меньше вы скажете – тем лучше вас услышат.
4. Умение производить впечатление
Харизму не купишь, но можно научиться располагать к себе публику во время выступления. Самое важное – зрительный контакт. Его необходимо поддерживать постоянно. Смотрите в глаза людям в зале. Переходите от одного к другому, потом к третьему, потом возвращайтесь. Каждый должен думать, что вы говорите именно с ним. Не с соседом, не сам с собой и не со своими ботинками. И при беседе один на один это тем более важно. Смотрите людям в глаза ясным открытым взглядом. И не забывайте улыбаться. Если, конечно, это не антикризисный спич. От улыбки реально становится всем светлей – советский мультик не врал. Люди любят позитивных ораторов. Людям нравится заряжаться от улыбки и хорошего настроения того, кто с ними говорит. С юмором надо быть очень аккуратным – легко попасть впросак. А вот улыбка и позитив – всегда в плюс.
Не забывайте делать паузы во время речи. Они привлекают внимание к тому, что вы говорите. Не забывайте менять тембр голоса. Менять темп речи. Любая монотонность усыпляет. Даже если вы рассказываете что-то очень интересное, удерживать внимание все равно очень непросто. Особенно если выступаете после обеда.
В вашей речи, поведении, манере говорить и в картинке на сцене постоянно должно что-то меняться, чтобы люди оставались включенными. Задавайте аудитории вопросы. И риторические, и требующие ответа. Это тоже будит засыпающий мозг. И, конечно, никакого чтения по бумажке!
5. Дикция и манера говорить
Для того, чтобы вас слушали, вас должны понимать. Для этого речь ваша должна быть отчетливой и достаточно громкой. Есть люди, которые от природной скромности или страха публичных выступлений говорят очень тихо. Аудитория быстро теряет интерес к таким ораторам или собеседникам. Публика начинает думать о своем, уходит в мобильные телефоны и т. д. Если вы говорите громко, но у вас каша во рту, это тоже приведет к потере внимания. Часто люди, не имеющие опыта выступлений, говорят нечленораздельно, проглатывая окончания или даже целые слова. И порой очень тяжело ухватить нить разговора. Первые минуты еще кто-то будет пытаться это сделать, а потом просто махнут рукой.
Дикцию надо тренировать и оттачивать. Разминать речевой аппарат перед каждым выступлением. Следить за своей артикуляцией и помнить о том, что каждое слово должно быть произнесено максимально четко и понятно. Иначе нет смысла выступать. Да и вне сцены это играет важную роль. У меня есть один коллега, который говорит по телефону настолько невнятно и тихо, что я понимаю только каждое пятое слово. И если мне не очень интересна тема беседы, я просто поддакиваю, не вникая. Потому что вникать невозможно.
Также очень сильно раздражают слушателей и собеседников многочисленные слова паразиты и манера подкреплять свою речь большим количеством дополнительных звуков типа «ээээ» или «мммм», что происходит также от неуверенности оратора или от его неумелости.
Все эти проблемы не всегда видны самому говорящему. Он не слышит своих слов-паразитов, не замечает проглатывания окончаний и не считает, что у него во рту каша. Если это ваш шеф – запишите его на видео. Если это вы сами – попросите кого-то записать или хотя бы просто рассказать о том, как выглядит со стороны ваша манера говорить. Вас ждет много сюрпризов.
В общем, процесс устной коммуникации очень непрост. И требует серьезного внимания и владения различными навыками. Хотите взобраться на вершину PR-олимпа – оттачивайте и совершенствуйте эти навыки.
В том числе это можно сделать на международной практической конференции «Эффективная пресс-служба-2018», которая пройдет в Москве 19-20 апреля. Более 25 спикеров. Более 200 участников – руководители и сотрудники пресс-служб и PR-подразделений со всей России и СНГ. Два тематических потока докладов: связи с общественностью в государственных структурах и связи с общественностью в бизнесе. Нетворкинг и интересная развлекательная программа.