спектакль шутники сатирикон о чем
«И смех, и слёзы»: Рецензия на спектакль «Шутники» в московском театре «Сатирикон»
Рассказываем о фишках постановки
Театр «Сатирикон» обратился к проблемам «маленьких людей» через пьесу А. Островского «Шутники»
О чём спектакль
Деньги решают всё
У бедного чиновника Павла Оброшенова (Константин Райкин) две взрослые дочери на выданье. Младшая, 17-летняя Ниночка, увлечена Сашей, милым юношей из скромной семьи. Но его финансовое положение не позволяет ему даже помышлять о создании семьи. Ради счастья Нины её старшая сестра Анна соглашается на любые жертвы.
Впечатления
И смех, и слёзы
Не самая известная пьеса Островского «Шутники», наверное, не может похвастаться мудрёным содержанием или непредсказуемыми сюжетными поворотами. Но режиссёру удаётся сделать из неё невероятно обаятельную историю про трогательного и жалкого отца (Райкин для этой роли явно позаимствовал пластику Чарли Чаплина), готового ради своих дочек выступать в роли шута перед богатыми соседями.
Минимализм в декорациях с лихвой возмещается за счёт доброго юмора, гэгов и забавных вычурных костюмов.
Фишка
Все пьесы в одной
Между действиями «Шутников» в постановку вклиниваются неожиданные «гости» – персонажи из хрестоматийных произведений Островского: «Снегурочки», «Грозы», «Бесприданницы».
В сюжет они не вмешиваются, зато добавляют немного абсурда, зачитывая самые известные диалоги своих персонажей в пародийном ключе. Что именно этим хотел сказать режиссёр – каждый зритель должен решить сам для себя. Мне лично этот ход показался странноватым, но местами это было уморительно смешно.
Дела шутейные. Спектакль «Шутники» театра «Сатирикон»
Премьера спектакля «Шутники» по пьесе А.Н. Островского представлена в Российском государственном театре «Сатирикон» им. Аркадия Райкина
Пьеса «Шутники», по которой режиссер Евгений Марчелли поставил спектакль в театре «Сатирикон», не столь популярна, как другие произведения А.Н. Островского. Между тем великий драматург ее очень ценил, упоминая в числе тех, «которые должны быть непременно в репертуаре всякого русского театра». В конце ХIХ — начале XX века пьеса неоднократно ставилась в России, интерес к ней в отечественных театрах возродился и в последние годы. Главную роль в спектакле «Сатирикона» сыграл Константин Райкин.
Старый серый дом, похожий на заброшенный бетонный бункер. Из засыпанных камнями подвальных окон пробивается тусклый свет. Вокруг — мрак: черный металлический гофрированный задник, сверху нависают такие же жутковатые падуги, справа — черная доска со следами сорванных объявлений. Усугубляет унылую картину одинокое деревце, ютящееся среди бетонных балок. Таково изобразительное решение художника-постановщика Дмитрия Разумова.
Появляется странный человек в широченных черных штанах на помочах и белой майке. Нервно размахивает руками, что-то раздраженно бормочет, комментируя объявление о необходимости выключения мобильных телефонов. Голос в динамиках умолкает. Забавный непоседливый маленький человек оказывается трогательным, беспомощным, суетливым горемыкой-подьячим Павлом Прохоровичем Оброшеновым. Он ведет невеселый разговор с дочерью Анной Павловной о своей тяжкой доле, о необходимости угождать богатым, от которых он вынужден «побираться крохами», сносить унижения и изображать из себя шута: «Тот тебе рыло сажей мажет, другой плясать заставляет, третий в пуху всего вываляет». Но Оброшенов оправдывает эти унижения тем, что всегда исправно приносил домой денежки, стало быть, и детей было чем покормить. Теперь, когда пришла худая череда и концы с концами еле сводятся, он даже вынужден сдавать внаём комнату в собственном доме. А тут вдруг младшая дочь замуж собралась! Вдобавок ее благоверный — юный балбес — растратил казенные деньги. Одна надежда на соседа-благодетеля — богатого купца Филимона Протасьича Хрюкова, которого можно ради блага семьи повеселить-потешить своими «ужимками и прыжками». А тот, видя «прогнувшегося» униженного человека, хамеет. И даже доходит до того, что предлагает сожительство его старшей дочери. Та гонит зарвавшегося богатея вон, вслед за ней точно так же поступает и отец. Но купец вдруг одумывается и делает девушке предложение руки и сердца. Все довольны, можно и свадьбу играть.
Казалось бы, незамысловатая на первый взгляд история. Но Евгений Марчелли на протяжении двух с лишним часов действия буквально не дает зрителям продохнуть, обрушивая на них шквал страстей и вовлекая в лихорадочную круговерть событий. Описывать их я не буду, поскольку завзятые театралы без сомнения читали пьесу и знают все ее перипетии. Другие, надеюсь, прочтут. А для третьих пусть станет неожиданностью спектакль, который непременно захватит их не только сюжетными коллизиями, но и стремительным ритмом действия, «взрывоопасной» атмосферой, выверенными мизансценами, скрупулезно разобранными ролями и мощным градусом эмоций.
Непредсказуемая фантазия режиссера не могла не преподнести зрителям сюрприз. Мимолетный эпизод пьесы с шарманщиком и поющей девицей он превращает в уникальный, почти волшебный дивертисмент. На площади городка появляется веселая компания разухабистых уличных музыкантов, аккомпанирующих трем красавицам, одетым в алые сарафаны и азартно распевающим душещипательные городские романсы. А над ними на помосте ярмарочного балагана под эту музыку в медленном хороводе кружатся как будто перенесенные из музея восковых фигур набеленные, наряженные в роскошные костюмы (поклон замечательному художнику по костюмам Марии Даниловой) и похожие на манекенов персонажи. Которые вдруг «оживают» и начинают говорить — подчеркнуто громко, а порой и нарочито манерно. И ты вдруг узнаешь в них любимых героев пьес А.Н. Островского — Катерину с Борисом, Ларису Огудалову с Паратовым и Карандышевым, Несчастливцева с Гурмыжской и Булановым и даже дивную Снегурочку с величественным Берендеем. Все происходящее кажется каким-то странным сказочным сном: вертится карусель, играет гармонь, разряженные отвязные парни поют какие-то скабрезные частушки. Народ в зале хохочет. А у тебя сжимается сердце. Ты понимаешь, что несчастные героини Островского появились здесь недаром: судя по всему, недалек тот час, когда и дочери Павла Прохоровича Оброшенова пополнят их печальную компанию…
Ярко и сочно играют своих персонажей превосходные артисты «Сатирикона» — опытные и совсем молодые. Смешон, немного нелеп, наивен, но добр юный жених Саша (Илья Рогов), плывущий как щепочка по волнам злодейки-судьбы. Забавна, подвижна и чуточку угловата Ульяна Лисицина в роли Верочки — взрослого, немного капризного ребенка, начинающего, однако, что-то понимать в жизни. Тонко, сдержанно и умно играет старшую дочь Оброшенова прелестная Алёна Разживина. Её Анна, взвалившая все заботы по дому на свои хрупкие плечи, не по годам мудра, несуетна и основательна. Она, судя по всему, уже махнула рукой и на свою красоту, и на личную жизнь. Хотя в ней все еще живо свойственное любой женщине желание нравиться мужчинам, пусть даже таким мерзавцам, как Хрюков. Благодаря забавной придумке художника по костюмам, с Анной в мановение ока происходит метаморфоза. Лишь чуточку видоизменив свой внешний вид и превратив унылый черный пиджак в эффектное платье с открытым плечом, милая скромная девушка преображается и становится яркой, привлекательной, обворожительной женщиной! Замечательно играет Алёна Разживина сцену конфликта с Хрюковым, когда вдруг в покладистой, тихой девушке обнаруживается мощный темперамент и жесткий характер!
Размашисто и хлёстко играет Хрюкова Денис Суханов. Его молодой, экспрессивный и внешне неотразимый Филимон Протасьич — архетип скорпиона-бизнесмена всех времен, которому люди, не обладающие приличным капиталом или властью, представляются лишь отщепенцами и «нищебродами», копошащимися у его ног и норовящими выпросить у него денег. В каждом его жесте, в каждой реплике сквозит презрение и брезгливость к этим «тварям, дрожащим», не достойным его милостивого внимания. Он бравирует своим хамством и способен унизить собеседника даже в самом малом, например, во время обычного пересчета денег. (Замечу, что «денежная» сцена придумана режиссером и сыграна Сухановым и Разживиной с большим юмором и иронией).
Константин Райкин в роли Оброшенова с первых минут спектакля ошеломляет чаплинской пронзительностью своего героя, у которого, говоря словами великого поэта, «из-под кожи сочится душа». Надо видеть, какой нежностью светятся его глаза, когда он общается с дочерями и пытается устроить их жизни. Или каким трогательным и смешным он становится, обретая вдруг невесть откуда свалившееся на него шальное богатство. И тут же готов разрыдаться, обнаруживая обман. Или по-отечески утешает несчастного и глуповатого паренька — нашкодившего по пьяной лавочке и не находящего себе места от стыда жениха младшей дочери. Или яростно негодует, узнав о низости богатея Хрюкова, посмевшего сделать его дочери постыдное предложение.
Оброшенов в трактовке Е. Марчелли и К. Райкина — не совсем типичный для Островского персонаж, здесь явно не обошлось без влияния Гоголя, Достоевского, Чаплина (недаром в превосходно придуманной программке спектакля фигурирует фото грустноватого Чарли в котелке). Оброшенов стоит наособицу и в череде грандиозных ролей, сыгранных Райкиным прежде. Хотя, при этом, кажется, что он вобрал в себя черты некоторых любимых зрителями персонажей великого артиста: печального Фарятьева и трогательного Бутона, Джорджа из «Там же, тогда же» и героя «Контрабаса», Скороходова и несчастного шекспировского Лира, etc. Более того, Райкин в «Шутниках» странной и страшной пластикой и звуками, воспроизводимыми Оброшеновым в сцене паясничания перед Хрюковым, передает «привет» даже своему Грегору Замзе — герою уникального спектакля Валерия Фокина «Превращение» по повести Ф. Кафки.
Финал спектакля поразителен. Всё вокруг приходит в лихорадочное движение: надеваются парадные сюртуки, цилиндры, подвенечные платья. В доме Оброшенова появляются вожделенные гипсовые скульптуры, кресла, зеленый ковер-газон и даже рембрандтова «Даная».
Верочка. Что это с нами все шутят?
Анна Павловна. А вот, Верочка, будем жить богато да весело, а главное, не будем ни в ком нуждаться, так перестанут над нами шутить.
Оброшенов. Перестанут, милые мои, родные мои, перестанут!
Не перестанут. Несмотря на внешне благополучное разрешение конфликта и некое подобие happy-end’а, ты ни на секунду не веришь в чудесное превращение Хрюкова из волка в агнца. Не верит в это и Павел Прохорович Оброшенов. В черном сюртуке с белым бантом и в цилиндре он замирает на авансцене. По обе стороны от него — дочери в белоснежных свадебных нарядах и их женихи. Но губы его дрожат, глаза полны слёз. И ты вспоминаешь веселую ярмарку и кружащихся в хороводе героинь Островского.
Спектакль «Шутники» — отзывы
Описание
Продолжительность: 2 часа
COVID-FREE. Внимание! Посещение мероприятия возможно только при предъявлении на входе действующего цифрового сертификата (QR-кода), оформленного в соответствии с указом Мэра Москвы от 8 июня 2020 г №68-УМ (в том числе при наличии отрицательного ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за 24 часа до начала мероприятия) и документа, удостоверяющего личность.
Премьера в театре «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
Спектакль – парадокс по малоизвестной пьесе, в которую, тем не менее, уместился весь мир Островского. Главного персонажа – чиновника Оброшенова – играет Константин Райкин. Но в наш сюжет вошли титульные герои ещё четырёх русских знаковых пьес: «Грозы», «Бесприданницы», «Леса» и «Снегурочки». Комедия поменяла объем и вышла в бескрайний космос театра Островского. Здесь всё игра и шутники абсолютно все, в том числе и высшие силы, давшие человеку такое сложное и любопытное явление как жизнь, – комментирует Евгений Марчелли. Небогатый чиновник выдаёт дочь замуж. Денежные унижения ему легче вынести под маской шута.
Дело идет к свадьбе, но на сцене возникают разные модели любви: от счастливой до продажной, от безответной до трагической. История про любовь и деньги в красочном эпическом спектакле, имя которому – Островский.
Видео
Организатор: Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
«Шутники» «Сатирикон»
Константин Райкин продолжает оставаться одним из главных артистов страны, без ложной лести и преувеличений. «Талант его не стерся», говоря словами Бродского, хотя кое-кто в этом и сомневается. Отзывы о премьерных «Шутниках», редко ставящихся «картинах московской жизни» Александра Островского, уверяют: мол, это очередной бенефис Константина Аркадьевича, великого и ужасного. Мол, сатириконовского худрука (он играет отставного обнищавшего чиновника Оброшенова, желающего выдать замуж двух дочерей) в спектакле Евгения Марчелли больше, чем нужно. И, дескать, работая на штампах, Райкин агрессивно подавляет остальных в этой истории про любовь и деньги, унижение и соблазнение.
Может, и так. А можно и поспорить. Во-первых, выкинув из бесхитростных «Шутников» ряд третьестепенных персонажей, режиссер включил туда яркие сцены из четырех самых популярных пьес Островского, и в них Райкин не участвует. Во-вторых, в одной из главных ролей — купца Хрюкова — занят Денис Суханов, по словам Райкина, «редкостно одаренный, с рядом уникальных актерских качеств». И Хрюков здесь вовсе не старик, как выписал его драматург, а мужчина в самом расцвете сил. Чем не конкурент за внимание зрителей? В-третьих, актерский ансамбль, где немало новых лиц, работает энергично, задорно и слаженно. Но, посмотрев на Райкина, танцующего под Майкла Джексона, или на Райкина – Чарли Чаплина, вы признаете его первенство.
Автор: Влад Васюхин
Упоминающиеся спектакли
ШУТНИКИ
Адрес: 129594, Москва, улица Шереметьевская, дом 8
Спектакль «Шутники» в театре «Сатирикон»
Константин Райкин: «Человек сам по себе – это самое низкое звание для нас».
В театре «Сатирикон» премьера: спектакль по малоизвестной пьесе Александра Островского «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли, в главной роли – Константин Райкин.
«Крови» в эту благополучную историю Марчелли добавлять не стал, но развернул пьесу так, что действие разворачивается по законам психологического триллера.
Найдет ли молодой чиновник, сватающийся к дочери главного героя, деньги, которые позволят ему закрыть недостачу? Решится ли вторая дочь принять неприличное предложение богатого соседа, чтобы спасти и сестру, и ее жениха, и обеспечить себе безбедную жизнь? И как поступит в этой сложной ситуации отец семейства?
Как и положено в остросюжетном спектакле, режиссер путает карты и выпускает на сцену с ответами на эти вопросы героев других пьес Островского. Словно фигурки в музыкальной шкатулке, двигаются по кругу Лариса Огудалова, Паратов и Карандышев, уже с пистолетом; Гурмыжская и Несчастливцев, тоскующая Катерина и погибающая из-за любви Снегурочка. Как напоминание о том, что до финала еще далеко и всякое может случиться.
Персонажи «Шутников» тоже не дают зрителю расслабиться: у каждого свое подполье, свой секрет: Верочка (Ульяна Лисицина), о которой говорят как о сущем ангеле, оказывается крепкой девицей, не собирающейся выпускать жениха из рук; Анна (Алена Разживина) из смиренной барышни «в летах» в нужный момент превращается в женщину-вамп; жених Верочки, молодой чиновник Александр Петрович (Илья Рогов) из-за денег готов шантажировать будущего тестя. А богатый купец Хрюков (Денис Суханов), грубый и расчетливый, внезапно оборачивается пылким влюбленным. Если у Островского он женится назло выросшим детям, чтобы показать, кто в доме хозяин, то здесь, в спектакле, причина другая: режиссер все-таки добавил в пьесу страсти, которой ему здесь так не хватало.
Сцену с золотым дождем и выросшим под его струями оазисом, исчезнувшим, словно мираж в пустыне, невозможно смотреть без смеха – как злоключения бродяги Чарли в «Золотой лихорадке». Константин Райкин – Оброшенов не случайно с начала до конца спектакля ходит в огромных клоунских ботинках. Но есть в «Шутниках» момент, когда он не смешон, а почти страшен – когда кричит богачу Хрюкову: «Молчи! Задушу! Молчи! Ты думал, что я шут! Ну да, я шут и есть, только за дочерей убью, всякого убью!» И только тут начинаешь понимать, почему на нем чаплиновские ботинки, но майка Мэкки-ножа из «Трехгрошовой оперы». Но уходит он после этого скандала, что называется, на дрожащих ногах.