спектакль променад что это
Променад-спектакль. Что это, и почему это так популярно?
Oct 6, 2017 · 4 min read
Пятница, 7:30 вечера. Люди спешат после работы в бар, а я — на кладбище. Не подумайте, я не адреналиновый маньяк, желающий прогуляться в темноте между надгробий. Я приехала на Remote Moscow — аудиоспектакль, в котором действия разворачиваются на улицах города, актёрами становятся сами участники, а голос в наушниках говорит, что делать.
«Спектакль-путешествие», «променад-спектакль» или «иммерсивный спектакль» сейчас приобретает большую популярность. Как говорят организаторы Remote Moscow, променад-спектакль соединяет в себе элементы спектакля, экскурсии, компьютерной игры и квеста. Этакий фьюжн в сфере развлечений. Попытаемся разобраться, что же это на самом деле.
Группа из 5 0 человек собирается на улице Сущевский вал. Все получают наушники и оборудование и ждут начала представления. Действие начинается на кладбище. Хотя до полуночи еще далеко, город уже погрузился во тьму, и перспектива встретить кого-то из дальних родственников не воодушевляет.
Вдалеке залаяла собака, добавляя больший драматический эффект. Механический голос в наушниках, похожий на Siri, предлагает поразмышлять на тему жизни и смерти, благо, место выбрано подходящее. Участники стоят у чужих могил, привыкая к формату и отпугивая от себя жуткие мысли.
Процессия направляется дальше по маршруту. Мы перестаем контролировать свои действия и идем на автопилоте, подчиняясь указаниям “внутреннего” голоса. Мы не знаем, где окажемся в следующую секунду.
Голос в наушниках велит остановиться. Мы замираем у стены как на выпускном фото. Перед нами — “сцена”, и люди на ней — актёры. Мы смотрим на них, они смотрят на нас. Кто-то фотографирует, кто-то пристально следит взглядом, кто-то вовсе проходит мимо. Но все мы — участники одного процесса. Декорации — стены зданий, свет — луч фонаря, а режиссер — сама жизнь. Прохожие переходят из одной «кулисы» в другую, и каждый играет свою роль.
Чтобы заполнить паузы между переходами, голос включает энергичную музыку. Можно танцевать, подстраивать шаги в ритм или просто игнорировать. Каждый выбирает свою траекторию движения, свой темп, свою походку.
Действие продолжается в метро. По мере погружения в подземный мир голос дает задания, веселящие и вводящие в заблуждение не только нас, но и других пассажиров. Едут поезда, спешат прохожие, мы заполняем вагон и едем. Будничная ситуация. Только теперь метро — не средство передвижения, а самостоятельная площадка. На эскалаторе, ведущем в город, приходится снова делать выбор — пойти пешком или терпеливо стоять. Голос предлагает каждому найти свое решение — быть здоровым и молодым или ждать приближения конца.
Мы вышли на бульваре. Бульвар, как и другие улицы города, живет в собственном ритме. Мы ломаем этот привычный ритм. Мы меняем скорость и направление движения. Идем спиной вперед, оглядываясь в прошлое. Разворачиваемся и бежим в будущее. Каждый выбирает свою модель поведения — ускориться и стать первым или дойти до финиша пешком без спешки и суеты.
Remote меняет представление о традиционном жанре. В Remote ты одновременно и терпеливо наблюдающий зритель, и актер, выполняющий задания режиссера.
Проходя по знакомым улицам и незнакомым переулкам, начинаешь по-другому воспринимать все происходящее: рассматриваешь здания, прохожих людей, думаешь, куда они идут, зачем идут, рассматриваешь, как они выглядят, во что одеты. Ты изучаешь город, изучаешь жителей, изучаешь себя.
Подобное приключение перезагружает, заставляет подмечать детали, неторопливо созерцать все вокруг. Ты забываешь о проблемах, ведь полтора часа тобой руководит другая сила, и ты безропотно ей подчиняешься. Это погружение в другую реальность, которую открываешь для себя за 90 минут.
Феномен успеха подобного жанра можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, это свежо. «Щелкунчика» Чайковского можно смотреть много раз, но вряд ли можно обнаружить что-то оригинальное. Чехова, Достоевского и Шекспира продолжают ставить на больших сценах, но зритель знает наизусть эти произведения еще со школьной скамьи. Искушённый развлечениями житель мегаполиса ищет новых эмоций. Возникает спрос на новые постановки и новые жанры. Отсюда желание многих режиссеров ставить классические пьесы на современный лад, чему несказанно рады критики.
Во-вторых, это новый формат. Не нужно ждать наступления антракта, чтобы отправиться в буфет за бутербродами, нет трёх звонков и кулис, нет угрюмых билетеров и кашляющих соседей. Хотя многие спектакли-променады базируются внутри театров, но они выходят за пределы сцены. Действие происходит в неожиданном месте — там, куда сам зритель никогда не придет специально.
В-третьих, вовлеченность. У зрителя есть возможность самому участвовать в действии. Следить за развитием сюжета изнутри и даже менять его. Именно этим можно объяснить популярность квестов или видеоигр в жанре «интерактивное кино» типа Life is Strange или Heavy Rain.
Наконец, меркантильная причина. Такой проект — отличное коммерческое решение для тех, кто хочет заработать. Чтобы создать представление подобного формата не нужно поступать в ГИТИС, учиться на режиссёра, арендовать помещение, искать персонал, выстраивать декорации. Десяток наушников, запись голоса, одобрение руководства смежных площадок, красивый сайт для раскрутки — и все, дело в шляпе.
Я не призываю бросать оперы и балеты и традиционные постановки классических произведений. Классика на то и есть классика, что она актуально даже спустя сотни лет. Но без современного искусства и новых форм творчества не будет развития, не будет прогресса, не будет актуальности. Мы должны пробовать что-то новое, идти на риск, миксовать стили и жанры и не бояться экспериментировать. Ведь только в экспериментах рождаются открытия.
Променад-театр: спектакли без границ
Театр без сцены и зала, без правил и официоза.
Зритель здесь – будто вовсе и не зритель, а полноценный участник происходящего, со своей ролью, историей и особым предназначением. Наблюдать за представлением из любой точки помещения, быть в самом центре событий – теперь и это стало доступным. Абсолютная свобода передвижения для каждого. Променад, одним словом.
Истоки
«Променад» в переводе с французского означает «прогулка по городу». Гулять в таком театре можно сколько угодно. Театральное пространство ничем не ограничено и находится в полном распоряжении поклонников набирающего популярность тренда. Актёры перебегают из одного места в другое, совершают неожиданные действия, вводят в заблуждение. А тебе, чтобы не потеряться во всём этом, нужно действовать.
Родина променад-театра – старый добрый Лондон. А первые, кто дал представление в столь необыкновенном стиле, – труппа Punchdrunk, существующая с 2000 года. Каждый раз, отыгрывая ту или иную постановку, они хотят, чтобы зритель пережил что-то новое. Испытал сильные эмоции, погрузился в спектакль с головой и не остался безучастным.
«Единственное, чего я не приемлю — это катиться по известной и предсказуемой дорожке, просто потому что так просто. В творчестве – чем больше борьбы, тем больше шанс себя удивить», – говорит Феликс Барретт, создатель Punchdrunk. Самые известные проекты труппы – «Утопленник» («The Drowned Man») и «Sleep No More».
Есть ещё примеры интересных и захватывающих интерактивных театров – немецкий Rimini Protocol и итальянский Teatro de los Sentidos. В их представлениях также нет места равнодушию и безразличию. Кто-то будет искать отца среди прохожих, кто-то – рыться в куче непонятных вещей, а кто-то – писать послания на доске.
А у нас site-specific-театр. А у вас?
Побывать на таких спектаклях можно не только за границей. В России этот тренд уже удачно прижился. Только вот наши режиссёры привыкли говорить не променад-театр, а «site-specific-театр». Но суть одна и та же.
В московских театрах охотно показывают некоторые популярные постановки. В Театре Наций – проект «Шекспир. Лабиринт», в Александринском – «Призраки театра», в Центре им. Мейерхольда – «Норманск».
А «Сталкер» в «Гоголь-центре» – прямо-таки апогей променад-искусства. Это – своего рода квест. Зрители должны вместе с главным героем-геймером пройти через множество испытаний на пути к Золотому кругу. При этом каждому выдаётся специальная химзащита, обязательная к применению. Думаю, мало кто откажется от участия в подобном;)
Комедию в интерактивном театре не любят, так как это несерьёзный жанр. Режиссёры променад-театра хотят, чтобы зритель познал некую тайну бытия, открыл в себе те личностные стороны, о которых прежде и не подозревал. Для таких целей больше подходят драма и трагедия. А вот классика это или современное произведение – роли не играет.
Хождение по кругу: что такое спектакль-променад и зачем связывать уши с ногами
Национальный музей провел на площади Ленина спектакль-променад. Попасть на него смогли далеко не все желающие. А вот корреспонденту «Республики» это удалось трижды. Рассказываем о новых культурных форматах, которые особенно хороши в эпоху пандемии.
Медиум указывает на урны со львами. Фото: «Республика» / Михаил Никитин.
В этом году Ночь искусств прошла преимущественно в онлайн-формате, ведь в период пандемии о массовых мероприятиях не может быть и речи. Некоторые музеи всё же нашли подходящие варианты и для офлайн-событий. Национальный музей организовал спектакль-променад «Площадь необъятных перспектив». Без актеров, вне помещения и на дистанции друг от друга – всё, как требует нынешняя ситуация.
Национальный музей Карелии опубликовал анонс мероприятия в социальных сетях за несколько дней до официального показа. Уже тогда стало очевидно, что участвовать в одном из немногих офлайн-мероприятий захочет не один десяток человек, поэтому в Ночь искусств решили провести сразу три сеанса. Стать зрителем мог кто угодно, но количество мест было ограничено – это три группы по 12 человек. Желающих оказалось много: регистрация закрылась всего через три часа после старта.
Разработка маршрута
Впервые спектакль в таком формате прошел в Петрозаводске в 2017 году в рамках фестиваля «15х17». Тогда карельский режиссер и драматург Ольга Ковлакова представила работу под названием «Время, вперед?».
В этот раз в роли драматурга выступила Алина Журина из Калининграда. У нее за плечами большой опыт в сфере спектаклей-променадов, в том числе сотрудничество с немецкой театральной компанией Rimini Protokoll, которую называют ведущей в этой сфере. Алина приезжала в Петрозаводск на несколько дней: внимательно и подробно изучала всю площадь, познакомилась с экспозицией Национального музея, посвященной ее истории, и создала текст. За его воплощение в жизнь взялся карельский режиссер Леонид Прокофьев.
О том, как проходила дальнейшая работа, рассказала куратор проекта Мила Бузова: «Почти месяц мы разрабатывали этот спектакль, а последние две недели ежедневно и по многу часов находились на маршруте. У нас одна аудиодорожка для всех, поэтому возникали некоторые технические сложности. Нужно было сделать так, чтобы текст и место, где находятся зрители, совпадали секунда в секунду. Наш режиссер, Леонид, следил за тем, чтобы уши и ноги зрителя были «связаны» между собой».
Маршрут спектакля-променада «Площадь необъятных перспектив». Дизайнер: Даниил Наконечный
Леонид Прокофьев рассказал, что при подготовке променада прошел маршрут более сорока раз: «Уже сложно подсчитать, так как не всегда с самого начала репетировал. То с середины, то с конца, то вообще просто проходил, чтобы насытиться чем-то, хотя уже всё было готово», – поделился режиссер.
Мне тоже не хватило одного променада. В первый раз я попал на спектакль как журналист и участвовал в закрытом предпоказе за день до премьеры. Его проводили для сотрудников Национального музея и представителей Фонда развития творческих индустрий и культурного туризма. Мне так понравился формат, что я участвовал в променаде и на следующий день во время премьеры и даже слушал аудиозапись отдельно по дороге домой.
Прогулка с перспективами
Над темной и просторной площадью свободно гулял ветер, недаром организаторы просили одеться потеплее. В назначенный час Мила попросила собравшихся у входа людей зайти в интернет и открыть аудиодорожку. В помощь каждому зрителю она выдала программку, на которой было подробно изображено всё, за что должен зацепиться взгляд на площади.
Мы начали движение по площади в сторону Вечного огня. Зрителей вел специально обученный человек – медиум. Его роль выполняла координатор проекта Полина Башарова. Она задавала ритм и следила за тем, чтобы группа двигалась в нужном темпе. В руках Полины был фонарик. Он выполнял две цели: первая – осветить дорогу, которая порой проходила по темным закоулкам, а вторая – обратить внимание зрителей на определенные предметы и места.
Зрители спектакля-променада. Фото: «Республика» / Эдуард Тур.
Мы шли по кругу: от входа в музей, вдоль Вечного огня, мимо бывшего ресторана «Петровский» и вновь ко входу. У «Петровского» мы свернули в темные дворы и пошли по внешнему кругу площади.
Задача променада – сделать так, чтобы зрители по-новому открыли знакомые уголки своего города, взглянули на них с непривычных ракурсов.
В наушниках звучит несколько голосов: один делится переживаниями, связанными как с площадью Ленина, другой говорит об осыпавшейся штукатурке. Фонарик заново открывает давно знакомую площадь: брусчатку, стены и урны со львами. В этот момент я, кажется, начал понимать, зачем все это.
По пути нашу группу замечали случайные прохожие: пара подростков с интересом следила за нами несколько минут, пока мы молча стояли на месте и смотрели в одну точку.
Так мы прошли два с половиной круга, пока не остановились во дворах на улице Энгельса. Весь спектакль продлился около получаса.
Несмотря на то, что стартовали все зрители в одно время, завершился променад у них по-разному. Когда последний слушатель снял наушники, организаторы приступили к сбору отзывов.
«Мы настолько в нашей суетной жизни спешим и не замечаем многих вещей… Я себя стала ловить на этом. Жизнь такая быстротечная! Некоторые говорят: посмотри – деревья красивые, осень, листья желтые, а ты ходишь и не замечаешь всего этого. Сейчас, пройдя по кольцу, по которому мы ходили много раз за свою жизнь, я обратила внимание на те же обшарпанные стены, скульптуры львов, памятник Ленину. Очень благодарна организаторам», – сказала одна из участниц променада Оксана.
Денис, один из организаторов, тоже прошел с нами по маршруту и, на мой взгляд, довольно точно описал цель променада: «Хорошая медитативная вещь, которая необычна по телесным и ментальным ощущениям, даже не столько важно каждое слово или выражение, сколько возможность перехода в некоторое иное состояние. Это место, откуда пошел город. Если Онегзавод, где проходил первый променад, – это сердце города, то Круглая площадь – это его мозг, здесь всегда находились органы власти».
Ходить в театре: что такое спектакль-променад и как актеры смешиваются со зрителями
По всему миру активно развивается так называемый иммерсивный театр, в котором нет четкого разделения на актеров и зрителей. На днях в Киеве прошел допремьерный показа спектакля-променада «Время» от компании U!Zahvati. Журналист Александр Михедов сходил в этот театр без стен и написал для Platfor.ma о том, воспринимается ли искусство в движении и как спектакль можно прочувствовать по всему городу.
Под вкрадчиво-бесполезные просьбы перевести телефон в беззвучный режим (рано или поздно чей-то рингтон непременно разорвет тишину) в театральном зале гаснет свет. С экранов смартфонов зрительский взгляд устремляется на сцену, где актерам предстоит пару часов разыгрывать отрепетированное действо. Первый акт — антракт — второй акт. Давка в буфете, очередь в гардеробную, впечатления от спектакля, которые публика спешит озвучить сразу после аплодисментов, свежий воздух улицы. Типичная история похода в традиционный театр. Сегодня все будет иначе.
Что это такое
«Иммерсивный», «интерактивный», «спектакль-променад» — этот формат называют по-разному. Он использует иммерсивность, то есть погружение в действо, ломает шаблон «актер на сцене — зритель в зале». Здесь ты — не посторонний наблюдатель, а активный участник происходящего. Полина Бараниченко, автор и режиссер «Времени», поясняет, что как таковых требований к формату нет.
— Я трактую термин иммерсивности как проникновение и контакт. Нужна ли для этого сцена или помещение — это уже тема для дискуссий с коллегами, — говорит она. — Если противопоставлять иммерссивности классический театр, то он даже при разрушенной четвертой стене делит зал и сцену. А принцип иммерсивности — убрать их и рождать что-то, исходя из данных условий.
Во «Времени» голос в наушниках погружает тебя в происходящее и делает ведомым: задает направление, просит выполнять несложные действия. Все происходит спонтанно и непредсказуемо: ты не знаешь, что ждет за поворотом и как себя поведут актеры.
— Я очень рада, когда зрители их не замечают и потом гадают, был то актер или прохожий. Это еще один из принципов иммерсивности, — рассказывает Полина.
В целом спектакль-променад — это не театрализованный квест. У зрителя нет какой-либо задачи, поэтому он находится в расслабленном состоянии. Интерактивность спектакля ненавязчива и не требует сверхусилий.
— Она лишь усиливает эмоциональный аспект происходящего, —поясняет Полина.
История
Появление иммерсивного театра — закономерный процесс, одно из следствий тренда дополненной реальности. Предельно реалистичными становятся кино, книги, игры. Меняется и театр. С базарных площадей и улиц он уже уходил в закрытое помещение, а теперь снова ищет новые пространства.
Своим рождением формат обязан британской театральной компании PunchDrunk, создавшей шоу Sleep No More. В стенах пятиэтажного отеля «Маккитрик» участники спектакля разыгрывают шекспировский «Макбет». От актеров зрителей отличают венецианские маски — их запрещено снимать до конца шоу.
5 спектаклей-променадов, которые нужно посмотреть этим летом
Этим летом спектакли-променады буквально обрели второе дыхание. Одно за другим нам предлагают совершить путешествие по парку «Зарядье», побродить по Киевскому вокзалу, посетить загородный отель под Чеховым или уехать на два дня в неизвестность. И пусть последний месяц лета пока дает лишь усомниться в возможности провести теплый вечер на свежем воздухе, однако мы советуем вам не отчаиваться и присмотреться к нашей подборке, тем более что все спектакли мы проверили на себе.
Спектакль-экспедиция «Сквозь/Скольжение по возможностям»
Фото: Шамиль Хасянзанов
Начнем мы с самого экстремального театрального путешествия этого сезона! Режиссер и комиссар ЦТИ “Трансформатор” Всеволод Лисовский поставил спектакль об усталости от времени и пространства. Премьера и заодно пресс-показ первой части “Сквозь” состоялась в октябре прошлого года. В сопровождении 4 актрис, режиссера и нескольких администраторов вы отправляетесь в двухдневное путешествие, где сами станете частью исследования. За этот период вы пройдете не один десяток километров, смените несколько локаций, посетите центр современного искусства и, возможно, попадете на дневной спектакль местного театра. Вы не будете заранее знать, куда едете и когда будет следующая остановка, поэтому свои любимые парадные туфли лучше оставить дома. В конце этой экспедиции внутрь собственного “я” физически вы точно устанете, но взамен получите новое ощущение времени. И оно того стоит!
Зачем ехать: потому что аналогов такому пока нет. Но уже объявили, что в августе спектакль закрывают.
Важно знать: не беспокойтесь из-за бытовых условий: завтраками и ужинами вас накормят, ночлегом обеспечат.
«Версия Чайки»
Фото: Алексей Фокин
Если в прошлом сезоне все ходили на разные версии чеховских “Трех сестер”, то в этом самым востребованным его произведением стала “Чайка”! Свою “Версию” поставила и молодой талантливый режиссер Елена Ненашева. Это ее спектакль о любви Posle взволновал половину театральной Москвы пару лет назад. Она уже тогда показала, что умеет работать с нестандартными пространствами, пригласив зрителей в жилую квартиру старинного дома. В этот раз антураж оказался еще интереснее – зрителей отвезли в загородный отель «Чехов #API». Расположен он в получасе езды от музея-заповедника Антона Павловича Чехова в Мелихове. И одно из важных качеств проекта – связь с местом. Там вам предстоит окунуться в мир Аркадиной, Тригодина, Заречной и Треплева. Вы будете следовать по заданному маршруту и наблюдать за хитросплетениями судеб и невероятным закатом. За вечер вы можете проследить только за одной сюжетной линией. К сожалению, спектакль последний раз покажут 17 августа. Торопитесь!
Зачем ехать: спектакль проходит в красивом ландшафтном отеле, в котором вы можете остаться на ночь, если заранее приобретете билет с такой услугой.
Важно знать: говорят, на территории водится уж, но при просмотре он замечен не был.
Invisible Moscow
Фото Invisible Moscow
Если вы видите группу людей с белыми наушниками, торопливо проходящими между торговыми рядами ГУМа, то это, скорее всего, участники нового исторического синема-променада. За час с небольшим вы проследите за личной историей героини Саши, следуя за ней по пятам. Вы сможете погрузиться в московский ритм улиц и понять, что значит, когда мысли “топчутся на месте”, и попытаетесь обрести самого себя. При этом вы параллельно совершите путешествие от ГУМа до кинотеатра «Иллюзион», пройдя насквозь парк «Зарядье», обойдете общежития института МГЛУ, чтобы увидеть старый сквер с причудливыми жителями и яблоневым садом, заглянете в арт-квартал Хохловка и секретный дворик, у которого тоже есть своя тайна. Но даже если по москвоведению в школе у вас была пятерка, то вам покажут привычные улочки и достопримечательности под новым углом.
Зачем идти: если вы ищите новых впечатлений или хотите познакомиться с городом поближе.
Важно знать: если пойдет дождь, то выдают дождевики.
«Точное время»
Фото Москва глазами инженера
Образовательный проект «Москва глазами инженера» давно знаком нам своими архитектурными экскурсиями по городу, но теперь нам предлагают спектакль в формате sound-travel по Киевскому вокзалу. Режиссёр Галина Зельцман вместе с драматургом Екатериной Бондаренко приглашают вас стать свидетелями строительства Киевского вокзала, послушать революционную оперу на закрытой галерее и подняться на часовую башню в сопровождении двух актеров. Вас попросят совершать определенные действия, используя свисток или театральный бинокль, и не забывать следить за временем. Это не совсем спектакль в привычном для нас понимании. Но в таком игровом формате, казалось бы, обычная экскурсия проходит намного интереснее.
Зачем идти: вы поднимитесь на знаменитую часовую башню и в другие помещения, куда обычно доступ запрещён.
Важно знать: из-за технических особенностей на спектакль нельзя опаздывать.
Remote Moscow
Фото Remote Moscow
Если вы до сих пор не были на Remote Moscow, то обязательно должны исправить эту оплошность до конца лета. Спектакль идёт уже пятый год, и этот сезон, по слухам, станет для него последним. Аудиоспектакль знаменитой немецкой команды Rimini Protokoll в Москву привёз импресарио Фёдор Елютин. Каждому из 50-ти участников выдают наушники, после чего вы начинаете путешествие по городским улицам, метрополитену и даже кладбищу.
Зачем идти: на все, что придумывает команда Rimini Protokoll, нужно обязательно попасть.
Важно знать: если пойдет дождь, то дождевиками вас обеспечат. А в конце с вами делают памятное фото.