спбпу что за университет
Университет
В 2010 году он получил статус национального исследовательского университета, что явилось признанием его роли и возможностей как в области подготовки кадров, так и в мультидисциплинарных научных исследованиях и разработках. В рейтинге технических университетов России Политех неизменно занимает ведущие позиции.
Обучение в СПбПУ осуществляется по образовательным программам: среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре).
В подготовке студентов участвуют 25 академиков и членов-корреспондентов РАН, свыше 500 профессоров, докторов наук.
В научно-образовательном сообществе страны и мира Политехнический университет играет заметную роль. Более 5000 иностранных граждан обучаются по основным образовательным программам высшего образования. СПбПУ является партнером многих ведущих университетов и научных центров зарубежных стран – комплексное сотрудничество поддерживается с более чем 350 университетами из 64 стран; свыше 70 компаний и организаций из 28 стран мира работают с Политехническим университетом на основе прямых контрактных отношений. После открытия в апреле 2016 года представительства Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в Пудунском новом районе города Шанхай (КНР) университет стал первым и пока единственным из российских вузов, имеющим представительство в Китае.
Ежегодно в стенах Политехнического проходят более 30 научных международных симпозиумов и конференций, участниками которых часто являются выдающиеся ученые России и мира, Нобелевские лауреаты, лауреаты премии «Глобальная Энергия».
Кампус университета расположен на северо-западе города; он включает 42 учебных корпуса, 18 общежитий, Дом Ученых и спортивный комплекс. Центральная часть кампуса Политеха расположена в прекрасном парке, который уже более 100 лет для политехников является источником вдохновения и предметом искренней любви.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Данные о приеме в СПбПУ 2021/2022
Бюджетных мест
(бакалавриат/специалитет)
Средний балл на бюджет
Платных мест
(бакалавриат/специалитет)
Средняя стоимость обучения (очно)
Самые доступные специальности
Дополнительные баллы к ЕГЭ
СПбПУ в цифрах
Подробнее о вузе
Политехнический университет стремится с максимальной ответственностью реализовывать государственную политику в сфере высшего образования. Одно из направлений этой политики – создание новой экономики: экономики знаний, лидерства и инноваций. И ключевым звеном здесь становятся высококвалифицированные инженерные кадры, владеющие передовыми мировыми технологиями, способные решать новые комплексные показать еще
Политехнический университет стремится с максимальной ответственностью реализовывать государственную политику в сфере высшего образования. Одно из направлений этой политики – создание новой экономики: экономики знаний, лидерства и инноваций. И ключевым звеном здесь становятся высококвалифицированные инженерные кадры, владеющие передовыми мировыми технологиями, способные решать новые комплексные задачи промышленности и готовые вывести российскую экономику на новый уровень развития.
Технологические потребности инновационной экономики знаний требуют инженерно- технических кадров нового поколения, которые владеют широким спектром ключевых компетенций. Понимая это, Политехнический университет ставит перед собой задачу подготовки специалистов, обладающих системным и глобальным мышлением; обладающих как специализированными, так и меж-, мульти-, транснациональными знаниями, умениями и навыками; готовыми к постоянному обучению и самосовершенствованию.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – крупнейший технический вуз страны с исторически сложившимися сильнейшими научными школами, имеющий неоспоримые результаты и достижения в научной, образовательной и инновационной деятельности. Основываясь на ключевых мировых тенденциях развития сферы исследований, разработок, технологий и образования, к 2020 году стремится войти в сотню лучших университетов мира, встав в один ряд с лидерами мирового образования. Именно эту задачу ставит масштабная государственная Программа «5-100-2020».
Стратегической целью СПбПУ является модернизация и развитие вуза как глобально конкурентоспособного научно-образовательного центра, интегрирующего мультидисциплинарные научные исследования и технологии мирового уровня и входящего в число ведущих мировых университетов.
Политехнический университет видит свою миссию как в обеспечении собственной конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг, так и в том, чтобы стать надежным партнером государства в наращивании экономической мощи и международного влияния России: быть глобально конкурентоспособным научно-образовательным центром и войти в число ведущих мировых университетов, обеспечить опережающую подготовку кадров нового поколения и технологическую модернизацию системообразующих отраслей промышленности на основе применения мультидисциплинарных знаний и передовых надотраслевых технологий.
Создание вуза
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО, более известный в России и за ее пределами как Политехнический институт, был основан в начале 1899 г. Возникнув на гребне хозяйственных и культурных успехов России на рубеже XIX-XX вв., он сам становится вскоре одним из факторов дальнейшего успешного развития страны. Полвека спустя институт получит оценку не только как знаменитое высшее учебное заведение, но и как „крупное достижение русской культуры» начала XX в.
Промышленный подъем, наметившийся в России со второй половины 90-х гг. XIX в. и сопровождавшийся бурным строительством новых предприятий, стабилизация финансов, рост иностранных инвестиций приводят к изменению отношения общества к высшему образованию, к осознанию необходимости его реформирования путем создания сети политехнических вузов. В постановке и обсуждении этого вопроса значительная роль принадлежала Русскому Техническому обществу (РТО).
Конкретизируя эту идею, имевшую многочисленных сторонников в высших эшелонах власти империи, министр финансов С. Ю. Витте отмечал, что в России необходимо создать высшие учебные заведения „в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов, т. е. такую организацию, которая наиболее способна была развивать молодых людей, давать им общечеловеческие знания».
Свое теоретическое обоснование эта мысль получила в программе торгово-промышленного развития России, подготовленной Департаментом торговли и промышленности Министерства финансов, где сознательному воспроизводству хозяйственно-управленческих и научно-технических кадров была отведена значительная роль, а последующее открытие сети политехнических институтов по всей России должно было продемонстрировать практическое воплощение в жизнь новой государственной научно-технической политики.
Ближайшими единомышленниками С. Ю. Витте в деле организации СПбПИ были товарищ министра финансов В. И. Ковалевский и выдающийся ученый-химик Д. И. Менделеев, ставшие также фактическими основателями Санкт-Петербургского политехнического института. Все трое впоследствии были избраны почетными членами института, а их портреты были установлены в зале Совета.
К осуществлению идеи нового учебного заведения были привлечены и другие выдающиеся русские ученые. Один из крупнейших представителей русской технической мысли Н. П. Петров возглавил комиссию по подготовке программ и учебных планов. К участию в работе этой комиссии были приглашены экономист А. С. Посников, металлург Д. К. Чернов, электротехник А. С. Попов, корабел-математик А. Н. Крылов, директора Киевского и Варшавского политехнических институтов В. Л. Кирпичев и А. Е. Лагорио и др.
В январе 1900 г. директором института был назначен князь А. Г. Гагарин. Одновременно он становится во главе Особой строительной комиссии, сменив на этом посту своего предшественника инженера Э. К. Циглер-фон-Шафгаузена. Весной этого же года А. Г. Гагарин и архитектор Э. Ф. Виррих были направлены в зарубежную командировку для обстоятельного изучения оснащения и функционирования ведущих технических высших школ Европы, в результате которой были осмотрены 36 учебных заведений в Англии, Бельгии, Франции, Германии, Австрии, Венгрии и Швейцарии, учтено то положительное, что имелось в организации этих вузов: методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин, количество и объем предметов, которые должны читаться студентам различных отделений и специальностей, учебные планы. Таким образом, в основу проекта лег новейший мировой опыт, обобщенный А.Г. Гагариным и Э.Ф. Виррихом.
Образование
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) — многофункциональное и многопрофильное государственное высшее учебное заведение. Традиции, сложившиеся за более чем вековую историю: интеграция научного и образовательного процессов, фундаментальная подготовка практико-ориентированных инженеров, высокий уровень требований к студентам и преподавателям, а также новаторские идеи и непрерывное совершенствование образовательной деятельности позволяют СПбПУ занимать лидирующие позиции среди технических вузов России. Признанием его роли и возможностей как в области подготовки кадров, так и в мультидисциплинарных научных исследованиях и разработках является получение в 2010 году статуса Национального исследовательского университета. В рейтинге технических университетов России Политехнический неизменно занимает ведущие позиции.
В 2013 году СПбПУ вошел в число 15 вузов России, ставших победителями конкурсного отбора (Программы 5-100-2020) на право получения субсидии Минобрнауки России в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
СПбПУ входит в состав Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» (приказ Минобрнауки России от 22.12.2014, № 1605), в состав Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по открытому образованию (протокол заседания совета Минобрануки России по открытому образованию от 24.12.2014, ДЛ-58/05пр).
В университете создана система непрерывной подготовки профессиональной элиты в области техники и технологий — от школьной скамьи до послевузовского образования и повышения квалификации специалистов предприятий и организаций высокотехнологичных секторов экономики.
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет ( СПбГПУ ) | ||||||||||||||
Оригинальное название |
---|
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810224000 объект № 7810224000 |
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (ФГБОУ ВПО «СПбГПУ», полное название — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», неофициальное название — Политех) — высшее учебное заведение Санкт-Петербурга. Входит в группу национальных исследовательских университетов России.
Университет включает в себя 20 базовых факультетов, 6 факультетов и курсов дополнительного образования, филиалы в городах Чебоксары, Сосновый Бор, Череповец. Обеспечивает выпуск инженеров, экономистов, менеджеров по 101 специальности, бакалавров и магистров по 34 направлениям науки и техники, аспирантов по 90 научным специальностям. На 1 января 2007 года в университете по очной форме обучения обучались 18050 человек, всего — более 28000 человек. Профессорско-преподавательский состав включает в себя более 20 академиков и членов-корреспондентов РАН, свыше 500 профессоров, докторов наук.
На базе факультетов СПбГПУ были образованы СПбГУЭФ, СПбГМТУ и СПбВИТУ.
По имени университета названы близлежащая Политехническая улица и станция метро «Политехническая».
Содержание
История
Основание 1899—1914
Основан 19 февраля 1899 года в соответствии с поручением премьер-министра Российской империи С. Ю. Витте как Санкт-Петербургский политехнический институт имени Петра Великого. Ближайшими единомышленниками Витте в деле организации СПбПИ были товарищ министра финансов В. И. Ковалевский и выдающийся учёный-химик Д. И. Менделеев, ставшие также фактическими основателями Санкт-Петербургского политехнического института. Все трое впоследствии были избраны почётными членами института, а их портреты были установлены в зале Совета.
Архитектор Э. Ф. Виррих создал институтский городок, состоящий из учебных, жилых и хозяйственных зданий, образующих внутренние дворы и проезды. В 1902 году начались занятия на экономическом, электромеханическом, кораблестроительном и металлургическом отделениях, представлявших тогда наиболее перспективные для России отрасли техники.
В 1905 году, после расстрела демонстрации на Дворцовой площади 9 января, занятия в институте были приостановлены и возобновились только осенью 1906 года. После начала занятий институт активно развивался. Уже в 1907 году открылись новые отделения: инженерно-строительное, механическое и химическое. В декабре того же года состоялись первые защиты выпускных работ.
В 1909 году при кораблестроительном отделении были созданы курсы воздухоплавания для студентов технических отделений и офицеров, ставшие первой в России авиационной школой. В 1911 на кораблестроительном отделении открылась и первая в России высшая автомобильная школа. К 1914 году на отделениях Политехнического института обучалось более 6000 человек.
1914—1941
С началом первой мировой войны многие студенты и преподаватели ушли на фронт. В одном из зданий института был развернут госпиталь. К 1917 году в институте оставалось не более 3000 студентов. На базе института работали курсы по подготовке лётчиков и мотористов, а также судовых радиотелеграфистов. Лаборатории и кафедры института участвовали в разработке вооружений для действующей армии.
В 1918 году работа института была практически приостановлена. После Октябрьской революции многие преподаватели покинули Санкт-Петербург и Россию. В период гражданской войны институт практически не финансировался, не имел топлива. К 1919 году в институте осталось не более 500 студентов. Тем не менее, жизнь в институте не замирала. В марте 1919 г. был организован первый в мировой истории физико-механический факультет для подготовки инженеров-физиков-исследователей, не имевший аналогов в мире. Вскоре было принято решение об учреждении химического факультета. В декабре 1919, в связи с мобилизацией студентов, институт практически опустел, хотя научная работа продолжалась.
В 1921 году физико-технический отдел был преобразован в институт, а в 1923 году получил собственное здание напротив парка института. Несмотря на такое отделение, студенты физических факультетов практиковались в лабораториях ФТИ, а большинство его сотрудников являлись преподавателями Политеха.
По окончании гражданской войны деятельность института начала восстанавливаться. В 1922 количество студентов достигло 2000. А осенью в институте появился ещё один факультет — индустриального земледелия, организованный вместо закрытых сельскохозяйственных институтов.
К концу 20-х годов численность студентов достигла 8000 человек. В 1929 году появляются два новых факультета: водного хозяйства и авиастроительный.
В 1930 году решением Комиссии Совнаркома СССР по реформе высшего и среднего образования на базе Политеха были образованы узкопрофильные институты, которые были переданы в ведение соответствующих министерств. На базе ЛПИ были образованы: Гидротехнический институт, Институт инженеров промышленного строительства (сейчас Николаевский Военный инженерно-технический университет), Кораблестроительный, Авиационный, Электротехнический, Химико-технологический, Металлургический, Машиностроительный, Индустриального сельского хозяйства, Физико-механический, Ленинградский финансово-экономический и Всесоюзный котлотурбинный институты. Формально Политехнический институт прекратил существование 30 июня 1930. Учебный процесс был нарушен, так как лаборатории и мастерские принадлежали разным институтам, а те в свою очередь принадлежали разным ведомствам.
Уже летом 1933 года Комиссия по высшей школе вынуждена была устранять хозяйственные споры между отдельными отраслевыми институтами, а в апреле 1934 г. они были объединены на правах факультетов в составе вновь созданного Ленинградского индустриального института (ЛИИ). К началу 1935 года ЛИИ являлся крупнейшим в стране техническим вузом, в котором обучались свыше 10 тысяч студентов и аспирантов, работали 940 профессоров и преподавателей, 2600 рабочих и служащих.
1941—1991
В годы Великой отечественной войны на фронт ушли более 3500 студентов и сотрудников Политеха. В феврале 1942 года производилась эвакуация Политеха. Сперва в Пятигорск, а затем в Ташкент. В 1943 году в Ташкенте была начата научная и учебная работы.
Восстановление института было начато сразу же после снятия блокады в 1944 году. С октября 1946 года Политехнический институт перешёл в подчинение Минвузу СССР, который предоставил институту право работать по собственным учебным планам и программам. Число студентов в ЛПИ приблизилось к трём тысячам.
В 1948 году первый в СССР отряд студентов в количестве 340 человек выехал на строительство Алакусской ГЭС.
Начиная с 1950 года, большое внимание уделялось подготовке специалистов для всесоюзных строек. На инженерно-строительном факультете началась подготовка инженеров-гидростроителей, а при Металлическом заводе было организовано вечернее отделение ЛПИ для подготовки инженеров-турбостроителей.
В 1953 году ЛПИ был одним из ВУЗов-доноров, отдавшим 224 своих студентов выпускных курсов в армию в составе «сталинского Спецнабора-1953» для завершения образования в Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского, много сделавших для обороны страны и освоения космоса (в их числе Шмарцев Ю. В., Любомудров А. А., Долгов А. М.). [1] [неавторитетный источник? 902 дня]
К 1960 году в ЛПИ были созданы лаборатории энергетических систем, автоматики, телемеханики, металлургии, турбиностроения и компрессоростроения. Одновременно с этим, в институте была введена система «непрерывной производственной практики». Первокурсники, не имеющие производственного опыта, попеременно учились и работали на заводе им. К. Маркса, Металлическом заводе, ПО «Светлана», заводе «Красный Октябрь», в Главленинградстрое.
В 1961 году, в соответствии с новым положением о высших учебных заведениях, была восстановлена выборность ректоров и деканов.
Начиная с 1960 года идёт активное строительство новых зданий института. К 1962 году были построены спорткомплекс, высоковольтный корпус (ТВН), два новых учебных корпуса, здание поликлиники, профилактория, архива и общежития на проспекте Непокоренных.
В 1962 году созданы заочный факультет и факультет усовершенствования дипломированных инженеров, в 1968 — повышения квалификации руководящих работников, год спустя, в 1969 году, подготовительное отделение для рабочей и сельской молодёжи. В это же время факультет (вечерний) был разделен на два: электротехнический и инженерно-технический.
Строительство новых зданий было продолжено в конце 70-х — начале 80-х годов. Были построены два общежития по Гражданскому проспекту и проспекту Непокоренных, новый учебный корпус, корпус для подготовительного факультета на Полюстровском, а также здание Института международных образовательных программ на Гражданском проспекте.
Создаются новые конструкторские бюро: ОКБ «Импульс» и особое конструкторское бюро технической кибернетики (ныне — ЦНИИ РТК).
С 1982 года в ЛПИ начинается целевая подготовка специалистов в сотрудничестве с крупными предприятиями, заинтересованными в притоке молодых специалистов: ОКБ «Импульс», ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, НПО «Ленинец», Ленполиграфмаш, ПО «Спутник», ПО им. К. Маркса и др. В 1987 году при ЛПИ были созданы Инженерный центр и Межотраслевой институт повышения квалификации (МИПК) по новым направлениям развития техники и технологии.
В 1989 году в Политехнический институт на 11 факультетов были приняты 2100 первокурсников, а общее количество поданных абитуриентами заявлений превысило 5000. Самое большое количество абитуриентов были приняты на Факультет технической кибернетики (310 человек), а самый большой конкурс был на факультете экономики и управления (590 заявлений на 120 мест).
В сентябре 1989 года Совет ЛПИ принял решение о переименовании Политехнического института в Государственный технический университет. Совет Министров РСФСР утвердил новое название 3 апреля 1990 года.
Настоящее время
В 1994 году в результате объединения ряда структур, относящихся к издательско-полиграфической деятельности, в Санкт-Петербургском политехническом университете (тогда – Техническом университете) был организован Издательско-полиграфический центр. Двумя годами позже Учёный совет университета принял решение о преобразовании Центра в Издательство Политехнического университета. Так, впервые в истории Санкт-Петербургского политехнического университета было организовано издательство, обладающее мощной полиграфической базой и работающее на основе государственных лицензий на издательскую и полиграфическую деятельность.
Названия
Структура
Университет включает в себя 20 базовых факультетов, 6 факультетов и курсов дополнительного образования, вечернее отделение, 3 филиала, научный комплекс, профилакторий и базы отдыха. Кампус университета расположен на северо-востоке города; он включает 15 учебных и 15 научно-производственных корпусов, 13 общежитий, 10 жилых зданий, Дом Ученых и спортивный комплекс.
В 1996—2001 годах существовал Институт интеллектуальных систем и технологий СПбГПУ, образованный на базе отраслевого факультета.
Базовые факультеты
Базовые факультеты СПбГПУ неофициально делятся на 3 группы:
Два факультета — Факультет управления и информационных технологий (ФУИТ) и Институт международных образовательных программ (ИМОП) — ведут подготовку как по гуманитарным, так и по техническим специальностям.
Факультеты переподготовки специалистов и дополнительного образования
Вечернее отделение
В вечерней форме обучения можно получить образование по большинству направлений и специальностей университета. Вечернее отделение делится на две секции:
Филиалы
Руководители
Ректоры и директора
Президенты
Выпускники
Главное здание
Комплекс зданий Санкт-Петербургского Политехнического института возводился под руководством Особой строительной комиссии, созданной 23 февраля 1899 года. Для строительства был выбран удалённый участок Петербурга, близ деревни Сосновка.
Проектирование и строительство велось архитектурной мастерской под руководством Э. Ф. Вирриха. Проект включал в себя комплекс зданий, образующих автономный университетский городок похожих на те, что существовали в Кембридже и Оксфорде. В состав комплекса вошли главное здание, химический павильон, два общежития и механический корпус. При проектировании главного здания Виррих использовал проект высшей технической школы Берлина. Центральная часть и общий план здания почти полностью повторяют берлинское сооружение.
Торжественная закладка зданий была осуществлена 18 июня 1900 года. Строительство велось с 1900 до 1905 года. Строительство главного здание было закончено в 1902 году.
Здание построено в стиле неоклассицизма, характерного для петербургской архитектуры конца XIX века. Монументальное здание белого цвета, с Н-образной конфигурацией. Внутренняя планировка, при которой все лекционные аудитории выходят на юго-запад, позволяет максимально использовать естественное освещение.
Фундаментальная библиотека СПбГПУ
Фундаментальная библиотека университета начала свою работу одновременно с его открытием в 1902 году. По состоянию на 2004 год в фонде хранения библиотеки было размещено более 2 700 тысяч единиц хранения.
Состав фондов библиотеки определяется изучающимися дисциплинами, но кроме традиционных для технического вуза собраний литературы по естественным, точным и прикладным техническим наукам, в ней широко представлены разделы гуманитарных наук: истории, права, экономики, финансов и др. В фонды библиотеки входят также передаваемые ей в дар личные собрания учёных института. В разное время в библиотеку влились коллекции книг С. Ю. Витте, профессоров института П. Б. Струве, Ю. С. Гамбарова, А. П. Фан-дер-Флита, Б. Э. Нольде, К. П. Боклевского и др. Первые сто книг были пожертвованы В. И. Ковалевским — государственным деятелем и непосредственным исполнителем проекта организации института.
Фундаментальная библиотека СПбГПУ первая из библиотек России получила в 1995 году полноценное высокоскоростное Интернет-подключение и создала свой Web-сервер. В ней разработаны электронный каталог и полнотекстовая база данных, которые доступны с рабочих мест библиотекарей, читальных залов, кафедр и служб университета, а также для пользователей Интернет. Сотрудники и студенты университета имеют возможность получать информацию из международных баз данных.
См. также
СПбГПУ в рейтингах
Название рейтинга | Год | Место |
---|---|---|
«4 International Colleges & Universities», рейтинг вузов России | 2012 | 15 |
«Webometrics», рейтинг вузов России | 2012 | 14 |
«Webometrics», рейтинг вузов мира | 2012 | 1317 |
Примечания
Ссылки
Военно-морской (Морской корпус Петра Великого) •
Военно-морской инженерный •
Военно-морской институт радиоэлектроники •
Военный институт внутренних войск МВД •
Военный институт физической культуры • Высшая административная школа • Высшая школа народных искусств •
Высшее военное училище радиоэлектроники • Живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академия художеств) • † Машиностроения • Психологии и социальной работы
Юридический институт Академии Генеральной прокуратуры (головной вуз) • Академии правосудия (головной вуз) • Высшей школы экономики (головной вуз) • Правовой академии Министерства юстиции (головной вуз) • Таможенной академии
Духовная •
Русская христианская гуманитарная • Туризма и предпринимательства • Юридическая
Института бизнеса и политики • Международного института экономики и права (головной вуз) • Современной гуманитарной академии (головной вуз)
- Оксид титана что это
- Овз вариант 1 что это