спаси христос что означает
Спаси Христос
Смотреть что такое «Спаси Христос» в других словарях:
СВАДЬБА — торжественный обряд, совершаемый при заключении брака. Есть множество описаний свадеб XIX н. XX в. из разных районов России, и позднее зафиксированы воспоминания старых людей о их молодости, о рассказах старших на эту тему. Изучение этих… … Русская история
Спасибо — Спасибо Вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность. Слово образовалось из словосочетания «спаси Бог». Большинство старообрядцев не употребляют слово «спасибо», считая что отрезают от слова «Бог» букву «г», в качестве… … Википедия
НЕКРАСОВЦЫ — Казаки ушедшие в сентябре 1708 г. с атаманом Игнатом Некрасовым за турецкую границу на Кубань; это же прозвище сохранилось за их потомками до наших дней. На турецкую территорию вместе с Некрасовым перешло около 8.000 душ обоего пола, участники… … Казачий словарь-справочник
спаситель — СПАСИТЕЛЬ1, я, м (С прописное). То же, что Мессия. В распадающемся обществе Спаситель может появиться в самых различных одеждах, меняя в зависимости от ситуации и стратегию, и тактику (А.Тойнби). СПАСИТЕЛЬ2, я, м (С прописное). Бог Сын Иисус… … Толковый словарь русских существительных
Спаситель — м. Иисус Христос, спасший по христианскому вероучению человечество, искупив его грехи. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Спаситель — м. Иисус Христос, спасший по христианскому вероучению человечество, искупив его грехи. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ИСКУШЕНИЕ — побуждение к нарушению религ., нравственного закона; соблазн. Производное от старослав. глагола (испытать, оценить, попробовать, узнать, соблазнить ЭССЯ. Вып. 9. С. 39 40), к рый восходит к праслав. kusiti, имевшему нейтральное в религ. отношении … Православная энциклопедия
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… … Православная энциклопедия
Распятие Христово — У этого термина существуют и другие значения, см. Распятие (значения). «Р … Википедия
Распятие Иисуса Христа — «Распятие с предстоящими» (икона новгородской школы) Распятие Христово это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову. Содержание 1 … Википедия
Почему староверы никогда не говорят слово «спасибо»
Сегодня большинство россиян, выражая признательность за оказанную услугу, подарок, съеденный обед и пр., говорят «Спасибо!», не вдумываясь глубоко в этимологию этого слова. Немало также тех, кто, желая сформулировать те же чувства одним словом, произносят «Благодарю!». Удивительно, но правильность употребления этих двух тождественных (на взгляд обычного человека) выражений вызывает споры и поныне. Стоит, видимо, разобраться, кто же прав в этом затянувшемся уже на века препирательстве.
Когда появилось слово «спасибо»
Некоторые пишущие на эту тему авторы, желая принизить значимость слова «спасибо», относят популярность его массового употребления к началу 20 века. Это – явное (вольное или невольное) заблуждение, ведь в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, созданию которого он посвятил 53 года, уже анализируется этимология этого слова. Даль пишет, что это – наречие, сокращенное от «спаси Бог».
Активно употреблялось слово «спасибо» и в русской литературе 19-го века. Читаем у А. С. Грибоедова: « Спасибо, научил двоюродный ваш брат» («Горе от ума», 1818–1824гг.) и у Л. Н. Толстого: «Спасибо ещё к стогам прибились, а то все бы чисто позамёрзли — холод был» («Метель», 1856 г.).
А в «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера (и поныне наиболее объемный труд по этой тематике) отмечается, что именно праславянское «съпаси богъ» было предшественником выражения «спасибо».
О слове «благодарю»
И все же, возможно, более древнее происхождение имеет выражение «благодарю». Во всяком случае, в первом переводе на русский Библии (1818 г.) употребляется именно это слово. Например, «Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин. 11:41). Или «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» (Лк. 18:11). Слово же «спасибо» в тексте первой переведенной на русский Библии не употребляется ни разу. Специалисты относят его появление, по крайней мере, к концу 16 века.
Кто не приемлет слово «спасибо»
Судя по всему, негативное восприятие слова «спасибо» стало результатом церковной реформы, начатой патриархом Никоном в 50-ых годах 17-го века. Во всяком случае, именно в старообрядческой среде и до сих пор не принято в качестве благодарности употреблять слово «спасибо».
По мнению староверов, в нем из-за сокращения буквы «Г» упоминание Господа становится «усеченным». Некоторые старообрядцы считают, что в слове «спасибо» скрывается имя языческого бога – «спаси Бай», в другом варианте именем идола является Аба. Некоторым же претит это выражение, поскольку часто всуе упоминается имя Божье.
Старообрядцы (поповцы, кержаки, гусляки и др.) предпочитают вместо «спасибо» говорить «Спаси (тебя) Христос» или же «Благодарю». Придерживались (да и сейчас тоже) такого обращения и многие казаки. Чтобы в этом убедиться, стоит внимательнее прочитать Шолоховский «Тихий Дон».
Возможно, со временем разногласия по поводу значения и употребления выражения «спасибо» утихнут.
Православная Жизнь
Об одной из профессиональных привычек православных – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.
– Андрей, в обиходе православных можно заметить несколько шаблонных, так сказать, профессиональных фраз. Одна из самых распространенных: «Спаси, Господи!» Это выражение употребляется ежедневно и многократно: фразой благодарят, начиная с серьезных вещей и заканчивая бытовыми мелочными моментами: передал соль, чай, сахар, закончил разговор – «Спаси, Господи». Получается, что большинство людей произносит имя Божье неосознанно, не вдумчиво, а по православной привычке. Не является ли это нарушением третьей заповеди, которая гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».
– В самой фразе «спаси, Господи», в принципе, нет ничего кощунственного. И даже наоборот: говоря подобные слова тому, кто, например, сделал для нас что-то хорошее, полезное, мы тем самым желаем ему того, к чему стремятся все христиане – то есть спасения. Стоит отметить, что слово «спасибо» является несколько упрощенной формой (от «Спаси тебя Бог» или «Спаси Бог») все того же пожелания «спаси, Господи». Эти слова выражают единственно правильную реакцию, которую должен проявить православный христианин, пожелав своему ближнему высшего духовного счастья. И нет ничего плохого в том, если мы будем желать тем людям, которые проявили к нам свое внимание, спасения даже за какую-нибудь мелочь, например, за чашку чая. Сам Спаситель говорил Своим ученикам: все, что вы делаете ближним – все это вы делаете Мне Самому, и потому никогда не потеряет своей награды тот, кто во имя Бога хотя бы напоит ближнего своего чашкой холодной воды (см.: Мф. 25: 40 и Мф. 10: 42).
Но в то же время, как любая молитва (а пожелание ближнему спасения – это уже и есть молитва, ведь спасения мы можем просить только у Бога), указанное словосочетание должно быть произносимо при определенном душевном расположении, осознанно и никогда не должно говориться в шутку или с некими подколами и издевками.
– Насколько часто можно произносить это выражение и в каких случаях?
– Как уже было сказано выше, выражение «спаси, Господи» – это прежде всего молитва, наша просьба, обращенная ко Творцу спасти и помиловать того или иного человека, который чем-то нам помог или же, наоборот, совершил по отношению к нам какой-нибудь плохой поступок. В силу этого никакая реабилитация приведенного выражения попросту не нужна, ведь молитва или пожелание добра ближнему в оправдании не нуждается.
Относительно же того, как часто можно употреблять данное выражение, стоит сказать следующее: важно не столько количество, сколько качество. Лучше реже прибегать к упоминанию имени Божия, но при этом делать это осмысленно, с благоговением, нежели ежеминутно, но при этом не отдавая себе отчет в том, чего просим и у Кого.
– А что можно отнести к бытовому кощунству?
– Любое неблагоговейное отношение к святыне – дома или же в храме – кощунство. Само слово «святыня» происходит от еврейского слова «кадош», которое означает нечто особое, отделенное от общего употребления. Таким образом, слово «святыня» уже предполагает должное отношение к тому или иному святому предмету. А потому неправильное отношение (например, к имени Божиему, святой воде, просфорам, освященному маслу и т. п.) ведет за собой духовное огрубение и косность ко всему святому вообще. В таком случае лучше не хранить священные вещи дома вообще, чем держать их у себя, но относиться к ним как к вещам обыденным.
Беседовала Наталья Горошкова
Почему Иисуса Христа называют спасителем — от чего Он спасает?
В этой статье мы разберем, почему Иисуса называют спасителем, а также узнаем, от чего спасает Христос. У многих читателей может возникнуть вполне разумный вопрос — зачем от чего-то спасаться, если никакой угрозы на горизонте не видно? И действительно, большинство людей не осознает своей духовной потребности в Боге, а следовательно и своей нужды в изменениях и спасении. Об этом хорошо сказано в Евангелии от Матфея:
«Войди в узкую дверь, которая открывает дорогу на небо. Я говорю тебе это, ибо широки ворота и широка дорога, ведущие к погибели, и множество людей следует по этому пути. Но узки ворота, и тяжела дорога, ведущая к жизни, немногие находят её». (От Матфея 7:13,14)
Независимо от того, к какому типу людей вы себя относите, прочтите эту небольшую статью дальше. Вы не только узнаете, почему Иисус является спасителем, но, возможно, это в будущем изменит всю вашу жизнь.
Почему Иисуса называют спасителем?
Давайте для начала разберемся, почему Иисуса называют Христос и что означает Его имя.
«Иисус» звучит на еврейском как «Иешуа». Иешуа, или «Яшуа» — это краткая форма от «Иехошуа», что означает «Яхве (Иегова) — спасение». Христос же с греческого означает «Помазанник». На греческом оно звучит как «Машиах» — Мессия. Таким образом, Иисус Христос означает «Спаситель», «Помазанник», «Мессия». Это имя несет в себе глубокий смысл.
Далее мы посмотрим, что говорится в Библии о спасении и какова в этом роль Иисуса Христа.
Иисус Христос пришел спасти этот мир
Если очень сильно упростить, то можно сказать, что вся Библия дана человеку для того, чтобы найти Бога, обрести веру в Него, чтобы затем благодаря своей вере восстановить отношения с Богом и обрести спасение. Все книги Ветхого и Нового Завета связаны невидимой нитью этого важнейшего послания. А единственным посредником в этой миссии как раз и является Иисус Христос. Вот, что об этом сказано в Библии:
Ибо Бог так возлюбил этот мир, что пожертвовал Своим единственным Сыном ради того, чтобы каждый, кто уверует в Него, не погиб, а обрёл вечную жизнь. Не для того послал Бог Своего Сына в мир, чтобы осудить его, а для того, чтобы спасти мир через Него. Тот, кто уверует в Сына, не будет осуждён. Но тот, кто не верит, уже осуждён, ибо не уверовал в единственного Сына Божьего. (От Иоанна 3:16-18)
Ибо Сын Человеческий пришел, чтобы спасти всё потерянное. (От Матфея 18:11)
Сын Человеческий пришёл искать и спасти погибающих». (От Луки 19:10)
Когда Бог посылает на землю Своего единственного Сына, называя Его Иисусом Христом, Он вкладывает в это очень большой смысл. Именно Иисус Христос — это единственный путь к Богу и Спаситель. Именно в этом и была миссия Иисуса Христа — стать Спасителем, Помазанником и Мессией.
Так от чего же пришел спасти всех людей Иисус Христос? Ниже вы найдете несколько библейских отрывков, которые дают ответ на этот вопрос.
Иисус — совершенный первосвященник, спасающий нас от наших грехов
Иисус же будет жить вечно, и священничество Его вечно. Поэтому Он и может спасти тех, кто придёт к Богу через Него, ибо будет жить вечно и всегда будет ходатайствовать за них. И потому Иисус именно такой Первосвященник, какой нам нужен. Он — святой, безгрешный и невинный, Он не поддаётся влиянию грешников и вознесён над небесами. Ему нет нужды каждодневно приносить жертвы, подобно другим первосвященникам, сперва за свои грехи, а потом за человеческие. Он принёс Себя в жертву раз и навсегда. (К Евреям 7:24-27)
И родит она сына, и назовёшь ты Его Иисусом, ибо Он спасёт Свой народ от грехов». (От Матфея 1:21)
Иисуса называют спасителем из-за того, что Он спасает людей от греха. Вот, что пишет по этой теме известный христианский автор и учитель Гордон Фергюсон:
«Наша проблема в понимании ужаса греха заключается в том, что мы позволили сатане cделать то, что у него получается лучше всего, — обманывать нас, думая, что мы, в принципе, хорошие люди. Возможно, многие из нас действительно хорошие по сравнению с нашими ближними (которые наверняка плохие). Но по сравнению с безгрешным Иисусом мы совсем не хорошие. Мы заслуживаем смерти и ада; по милости Божьей мы можем избежать последнего, если мы действительно живем так, как нас призывает Иисус.
Когда я делаю учение по первым трем главам Послания к Римлянам, я даю ему название «Лучший из нас ужасен!» В главе 1 показаны ужасные грехи язычников; в главе 2 приведены лицемерные грехи евреев; глава 3 подводит итог проблеме всего человечества такими словами: «Как написано: «Нет праведного ни одного»» (Римлянам 3:10). «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23). Исайя описал это еще более шокирующими словами, когда сказал в 64:6 «Вся праведность наша – как запачканная одежда».
Вы в шоке? Я да. Прощение такого количества грехов, которое мы все совершили, — это концепция, которую наши смертные умы просто не могут понять. Тогда как Бог может простить их так свободно, как об этом говорит Библия? Бог должен был стать человеком — другого ответа нет. Божество Христа нельзя игнорировать. Это вопрос спасения».
Грехи каждого из нас и их последствия — вот то, от чего мы никогда не сможем избавиться сами. И дело даже не в том, что у каждого греха есть свои земные последствия (хотя и они ужасны и являются единственной причиной всего творимого на земле зла). Дело в том, что у каждого совершенного нами греха есть вечные последствия. Грехи — это единственное, что отделяет нас от Бога и от возможности быть с Ним в вечности. Наша жизнь не заканчивается на земле, а то как мы прожили эту жизнь, отразится на нашей вечности.
Мы все ошибаемся, и мы все грешны. Но Иисус может спасти нас от наших грехов и последствий наших грехов. Иисус — совершенный первосвященник, который взял на Себя грехи всего мира, дав каждому из нас шанс на прощение и избавление от грехов.
Иисус спасает от Божьего гнева
Были вы мертвы духовно из-за своих уклонений и прегрешений, в которых пребывали вы ранее, следуя путями мирскими и повинуясь властителю, господствующему в воздухе, духу, действующему сейчас в тех, кто не послушен Богу. Мы также жили среди них одно время, потакая потребностям своей греховной натуры и следуя своим греховным желаниям и мыслям. Как и все остальные в мире, мы обречены были испытать на себе гнев Божий. (К Ефесянам 2:1-3)
…и ожидать пришествия Сына Его с небес, Сына, Которого воскресил Он из мёртвых, то есть Иисуса, Который спасает нас от надвигающегося гнева Божьего. (1-е Фессалоникийцам 1:10)
Согласно этим отрывкам из Библии Иисус спасает людей от Божьего гнева. Может показаться странным, что Иисус, единственный Сын Божий, спасает нас от Самого же Бога. Зачем любящий Бог гневается на людей, если Он хочет, чтобы все люди были спасены? Но вот этот отрывок из послания к Римлянам хорошо объясняет настоящую причину Божьего гнева на людей:
Гнев Божий открывается с небес на всё злое и неправедное, что совершают люди, попирающие истину своею неправедностью. (К Римлянам 1:18)
Бог гневается не на людей, а на поступки, которые совершают люди. И вновь мы видим, что всему причиной наши грехи — именно они, наши неправедные и злые поступки, попирающие истину, вызывают Божий гнев. Иисуса называют спасителем из-за того, что Он спасает нас от Божьего гнева, заплатив за наши грехи на кресте Своей кровью и жизнью.
Иисус спасает от смерти
Иисус Христос — единственный путь к спасению
Мы узнали, почему Иисуса называют спасителем. Мы поняли, что Иисус спасает людей от грехов и их последствий в вечности, от Божьего гнева, а также от смерти. Но может есть какой-то другой путь избежать всех этих вещей? Может можно просто вести высокоморальный образ жизни или стать приверженцем какой-то другой религии, где тоже обещается вечная жизнь в раю? Вот, что об этом говорится в Библии:
Иисус сказал: «Я — ваш путь, истина и жизнь. Никто не придёт к Отцу, кроме как через Меня. (От Иоанна 14:6)
Иисус — «Камень, отвергнутый строителями и ставший краеугольным». Только в Нём одном спасение, ибо нет другого имени под небесами, данного людям, через которое мы можем спастись». (Деяния 4:11,12)
Хорошо, Библия говорит, что Иисус является единственным путем к Богу и спасению. Но почему мы должны верить этому? Мы можем верить этому из-за Богодухновенности самой Библии (доказательствам того, что она является посланием Бога людям, а не трудом рук человеческих), а также из-за доказательств воскресения и доказательств Божественности Иисуса Христа. Зная это, мы можем доверять всему, что написано в Библии, а следовательно и тому, что Иисус является единственным путем к Богу и единственным путем к спасению.
Если вы хотите изучить тему спасения более подробно, то рекомендуем вам ознакомиться со статьей, в которой мы опубликовали список всех цитат из Нового Завета о спасении. В этом списке вы найдете более 130 библейских отрывков, которые помогут вам за короткое время получить достаточно полную картину о спасении.
Мы также хотим предложить вам узнать не только о спасении, но и о том, как стать учеником Христа, чтобы получить спасение. Напишите нам через раздел контакты, мы ответим вам в самое ближайшее время.
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.
Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru
КАК ПРИВЕТСТВОВАТЬ ДРУГ ДРУГА. Православный этикет
Входя в дом, надо сказать:«Мир вашему дому!» — на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За всё принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!» — на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».
Как приветствовать друг друга. В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях. За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!» — слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щёку и целуя друг у друга правую руку. Впрочем, священники могут приветствовать друг друга и так: «Благослови». Прп.Серафим Саровский обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни — до Вознесения Господня (т.е. на протяжении сорока дней): «Христос воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину воскресе!».
В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!».
При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щёку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече троекратно целоваться в щё-ки — женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.
Из монастырей пришёл в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям… Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» — причём не только священника. И если батюшка отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»
Уходящих из дома на учёбу детей можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела Хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
Как обращаться друг к другу. Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм, пренебрежение к человеку. Дискуссии 1970-х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения — «товарищ», «сударь» и «сударыня» или «гражданин» и «гражданка», — вряд ли сделали нас доброжелательнее друг к другу. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе. Конечно, примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем безкультурье. Ещё хуже вызывающе-пренебрежительное «эй ты!» или «эй!».
Но согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «госпожа» и «господин» — оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа. Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение носит более официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимается при обращении в быту, о чём можно искренне пожалеть.
Обращаться «гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица» — к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться: «матушка» — кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери. Сколько тепла и любви в нём: «матушка!» Вспомните строки Николая Рубцова: «Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды…» Жён священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принято и к игумении монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».
К юноше, мужчине можно обратиться: «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту — «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет фамильярное «папаша». Будем помнить, что «отец» — великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». И священника мы можем называть «отец». Монахи нередко называют друг друга «отче».