соцработник для пожилого человека что должен делать бесплатно
Должностная инструкция социального работника
Понять, какие функции будет выполнять социальный работник, ему поможет должностная инструкция. В государственных учреждениях этот документ является обязательным, и сотрудник должен быть с ним ознакомлен под роспись. О функциях должностной инструкции социального работника и принципах ее составления расскажем в публикации.
Образец должностной инструкции социального работника
1. Общие положения
2. Должностные обязанности
Соцработник выполняет следующие должностные функции:
3. Права
Соцработник имеет право:
4. Ответственность
Сотрудник, принятый на должность соцработника, несет такую ответственность:
Общая информация
Служба соцзащиты населения относится к государственным учреждениям, поэтому должностная инструкция должна использоваться обязательно, при этом нельзя допускать переименования должности. Для разработки инструкции необходимо использовать профстандарт «Социальный работник», который был утвержден приказом Минтруда от 18 ноября 2013 г. №677н.
Важно! Существует также должность специалиста по социальной работе. Она отличается от должности социального работника. Первый работает со всеми группами населения, а второй — только с одинокими пожилыми людьми и инвалидами. Специалист по социальной работе стоит выше в структуре учреждения, для выполнения его должностных обязанностей необходима более высокая квалификация. Не нужно путать эти должности.
Документ составляют по структуре, сложившейся за годы практики его использования. Бумага должна содержать основные разделы и дополнительные, которые работодатель может включать в текст по своему желанию или такой необходимости. К основным относят: «Общие положения», «Должностные обязанности», «Права работника», «Ответственность». Второстепенные разделы — это такие, как: «Условия работы», «Оценка работы», «Взаимосвязи в организации».
Базовые разделы должностной инструкции
Рассмотрим, что необходимо указывать в основных разделах документа.
Общие положения
В этом разделе отмечают, какие требования предъявляются к социальному работнику: образование, стаж, какими знаниями и навыками он должен обладать. Также указывают, какими нормами будет руководствоваться сотрудник при выполнении своей работы.
Соцработник должен обладать определенными чертами характера: коммуникабельностью, стрессоустойчивостью, честностью, отзывчивостью, ведь он работает с пожилыми людьми и инвалидами, имеет дело с их деньгами. Также сотрудник должен обладать крепким здоровьем и физической выносливостью. Это тоже можно отметить в данном разделе.
Должностные обязанности
Здесь перечисляют должностные функции социального работника. Их надо указать в полном объеме и как можно конкретнее. У работника не должно остаться вопросов о своих обязанностях после прочтения должностной инструкции.
Указанные обязанности не должны противоречить знаниям и навыкам, обозначенным в первом разделе документа.
Права
Для выполнения своих задач работник наделен определенным набором прав. Для указанной должности это будут стандартные права на получение необходимой документации и информации, на вынесение предложений руководству по улучшению работы отдела, на гарантии от государства, на помощь руководства и других работников в выполнении своей работы. Также у соцработника есть особые права, например, привлекать медицинских специалистов для оказания помощи инвалидам и престарелым гражданам, живущим на прикрепленной к нему территории.
Ответственность
Здесь указывают виды ответственности, которые могут быть применены к работникам. Для соцработника этот пункт будет содержать лишь типы проступков и виды ответственности за них. Каждое конкретное преступление будет разбираться индивидуально, поэтому не имеет смысла перечислять здесь все возможные проступки работников.
Как оформить документ
Окончательно оформленная должностная инструкция должна выглядеть следующим образом:
Для социальных работников разных разрядов документы не будут сильно отличаться. Изменяются лишь квалификационные требования. Если работнику повышают разряд, то он подписывает новую инструкцию.
Близкие люди: как соцработники помогают пожилым москвичам
У социальных работников горячая пора. К их постоянным обязанностям — ухаживать за пожилыми москвичами, которым сложно обслуживать себя в быту, — прибавились новые. Из-за ухудшения эпидемиологической обстановки невакцинированным людям старше 60 лет и москвичам с хроническими заболеваниями до 25 февраля 2022 года рекомендуется оставаться дома.
Те, кому нужна помощь, могут обратиться на горячую линию комплекса социального развития по номеру: +7 495 870-45-09 ежедневно с 08:00 до 21:00 и заказать доставку продуктов, лекарств, кормов для животных, товаров первой необходимости, а соцработники придут на помощь. О том, как проходит их служба, что приходится делать сверх прописанного в заявке, из-за чего у них самих часто болит сердце, — в материале mos.ru.
Разгадать кроссворд и закрыть форточку
Татьяна Федяева, сотрудник филиала «Красносельский» территориального центра социального обслуживания (ТЦСО) «Мещанский», по образованию программист. В социальную сферу пришла, когда сидела в декрете с малышом.
«Меня в тот момент особенно стал волновать вопрос: как живут люди, у которых нет рядом родных и близких? И как раз позвонила подруга и предложила попробовать свои силы в социальной работе. Первое время я очень переживала, потом научилась контролировать свои эмоции», — вспоминает Татьяна.
Некоторым подопечным девушка привозит лекарства и за город. Если вдруг бабушка переехала на самоизоляцию на дачу, где нет аптек, приходится доставлять таблетки туда. «Как-то семь часов в один конец ехала», — говорит Татьяна. Другим она помогает убираться в квартире и готовит для них еду. В основном это слабовидящие или полностью незрячие люди, у многих серьезные ограничения по здоровью.
«Одна моя подопечная — совершенно слепая бабулечка. Одинокая. Миниатюрная, хрупкая, до сих пор хорошенькая. Я как-то приготовила ей обед и говорю: “Садитесь кушать, моя красавица”. А она мне: “Да какая ж я теперь красавица… Вот в юности, бывало, за мной все мальчишки бегали…”. А я едва слезы сдерживаю», — рассказывает Татьяна.
По словам собеседницы, сейчас, когда по заявке горячей линии нужно просто привезти продукты или медикаменты, она все равно не может отказать пожилым людям во внеплановых просьбах. Так, однажды Татьяна доставила лекарства бабушке, а та пожаловалась, что никак не может разгадать кроссворд, и ей нужна помощь. В другой раз женщина в возрасте попросила поменять перегоревшую лампочку. «Конечно, это не моя обязанность, но как отказать? Был и такой случай: привезла лекарства бабушке 98 лет. Потом она звонит мне в четыре часа утра и плачет: не может закрыть форточку. Пришлось ехать», — делится Татьяна.
Девушка признается, что самое тяжелое в работе, — расставаться с подопечными, когда они покидают этот мир. В такой ситуации важно не обвинять себя в случившемся. «Летом, пока я была в отпуске, не стало двоих моих подопечных. Возникло ощущение, что не дождались меня…», — рассказывает собеседница mos.ru.
Тем не менее несмотря на то, что работа иногда бывает психологически непростой, Татьяна не планирует менять сферу деятельности.
«Когда только приступила к своим обязанностям, думала, что меня на год максимум хватит. Так прошло 10 лет. И сейчас я уверена, что пройдет еще столько же», — улыбается она.
Купить градусник и найти племянницу
Сотруднице филиала «Люблино» ТЦСО «Марьино» Ирине Якуниной всегда было жалко стариков. Еще в школе она задумывалась о том, как помочь пожилым людям, которые оказались одинокими. Потом ее папа заболел, и она ухаживала за ним. Так она втянулась в социальную работу.
Ирина помогает москвичам старшего поколения с 2004 года. Сейчас у нее 13 подопечных, не считая тех, кто обращается на горячую линию.
«Каждый день составляю себе расписание, хотя все равно возникают внештатные ситуации. На днях, например, я приехала к своей подопечной бабушке, привезла ей молоко и хлеб. Еще должна была перестелить постель и помочь помыться. Но выяснилось, что она разбила градусник. Пришлось ехать за новым», — рассказывает Ирина.
На такой работе довольно сложно придерживаться норм и регламентов. Даже если Ирине предстоит просто доставить лекарства, она переживает: вдруг подопечный перепутает дозировку или забудет принять таблетку? Звонит ему, узнает, все ли он понял, как себя чувствует.
Иногда происходят экстремальные случаи. Однажды Ирина привезла продукты пожилой женщине, позвонила в дверь, но ей никто не открыл. Не ответила женщина и на телефонные звонки. Девушка вызвала полицию и МЧС. Сотрудники служб предупредили: если ломать дверь — под ответственность Ирины.
«Я взяла на себя ответственность. Взломали дверь. Оказалось, бабушка несколько дней не встает, у нее высокая температура. Отвезли в больницу, там поставили диагноз: воспаление почек. Поскольку бабушка жила одна, квартиру могли опечатать, а там кот… Я довольно сложным путем отыскала ее единственную родственницу — внучатую племянницу, она приехала, и квартиру не стали опечатывать. Бабушка жива, вернулась домой», — говорит собеседница mos.ru.
Морально тяжело бывает, когда бабушка или дедушка заявляют, что больше не хотят жить. Тогда задача Ирины — подобрать правильные слова, чтобы успокоить их.
«Зато когда все удается (например, достать редкое лекарство) и мне говорят: “Да, я погорячилась, просто хандра одолела, жизнь прекрасна”, как же я радуюсь! После такого самой хочется жить и дальше помогать людям», — делится Ирина Якунина.
Подарить цветы и помочь с деньгами
Ирина Рябова работает в филиале «Лосиноостровский» ТЦСО «Ярославский»: курирует доставку лекарств пожилым людям и периодически сама развозит медикаменты, в том числе пациентам больниц. Ее с юности тянуло помогать людям.
«Сначала я работала консультантом в банке. В мои обязанности входило общение с населением, прежде всего, с пенсионерами. Рассказывала им, как оплатить коммунальные услуги, перевести пенсию на карту. Потом стала соцработником. Мне нравится доставлять людям радость», — говорит Ирина.
Обычно она оставляет лекарства у двери, особенно если у подопечного коронавирус. «А в ответ из-за двери часто протягивают коробочку конфет. Так трогательно», — улыбается девушка.
Однажды среди тех, кто обратился за помощью, оказалась школьная учительница музыки Ирины. Причем это произошло в день рождения учительницы. Ирина, помимо лекарств, привезла подопечной букет цветов.
Наша собеседница всегда на вахте. Даже когда рабочий день закончился. Недавно из окна своего автомобиля она увидела возле отделения банка растерянную бабушку. Не смогла проехать мимо, остановилась.
«Бабушка сообщила, что это отделение уже который день закрыто, а у нее закончились деньги. И она ежедневно приходит и стоит у запертых дверей. Я тут же посмотрела, где ближайший банкомат, подвезла туда бабушку и подождала, пока она получит деньги. Радости не было предела! В такие минуты самой становится легко, понимаешь, что все не зря», — говорит Ирина Рябова.
Как действовать, если вам нужен социальный работник
Содержание
Куда обратиться для получения услуг социального работника
Чтобы получить помощь социального работника, нужно направить заявление в Центр социального обслуживания своего района. Это можно сделать лично, попросить помочь кого-то из родственников или вызвать представителя Центра на дом для оформления всех бумаг. Если у вас остаются вопросы, вы можете проконсультироваться с представителем Центра о том, как получить социальную помощь.
Важно! Если к вам пришли люди, по собственной инициативе предлагающие какие-то услуги, подающиеся под видом «помощи социального работника», это мошенники! Настоящие социальные работники не ходят по квартирам и не навязывают себя. Перед тем как подавать заявление, убедитесь, что вы нашли верный телефон и адрес, действительно собираетесь обратиться в Центр социального обслуживания. К сожалению, пожилые люди, инвалиды зачастую оказываются самыми беззащитными перед действиями злоумышленников. Поэтому очень важно контролировать, что предлагаемая помощь будет настоящей и не причинит подопечному вреда, физического или материального. Адресная социальная помощь оказывается профессионалом после того, как заключен официальный договор.
Какие документы нужно предоставить
Вместе с заявлением потребуется предъявить следующие документы:
Если с документами все в порядке и Центр выносит положительное решение относительно вашего случая, между вами и Центром социального обслуживания заключается договор, в соответствии с которым нуждающемуся человеку будет оказываться социальная помощь.
Важно! В договоре должны быть прописаны все обязанности социального работника и условия оказания услуг: то есть что делает социальный работник и с какой периодичностью. С самого начала работы заводится специальный журнал, в него записывается все, что было сделано в рамках договора. Оказание услуг заверяется подписью социального работника и гражданина, который получает социальную помощь. Руководство Центра социального обслуживания ежемесячно проверяет этот журнал, он – документ, по которому можно судить, насколько хорошо выполняется работа. Если случится конфликт, то в первую очередь будут смотреть этот документ.
Тарифы на услуги социального помощника
Социальная помощь населению оказывается бесплатно в тех случаях, когда человек действительно имеет право и основания для их получения. Чтобы исключить ошибки и случаи подлога, все документы гражданина тщательно проверяются перед тем, как с ним будет заключен договор на оказание социальных услуг на дому.
Как часто должен приходить социальный помощник
Социальный работник приходит с той периодичностью, которая требуется в конкретной ситуации. Это могут быть ежедневное посещение или визиты каждые 2–3 дня. То, насколько часто социальный работник будет посещать своего подопечного, прописывается в договоре. Если ситуация со временем меняется, можно изменить и график визитов.
Что делать, если не устраивает работник социальной службы
Если гражданина не устраивает то, как социальный работник помогает ему, необходимо в первую очередь обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой проверить качество работы. Здесь пригодится журнал, о котором мы говорили выше. Именно в него в первую очередь заглянет проверяющий. Так как все действия заверяются подписями работника и гражданина, чаще всего журнал помогает понять реальную картину и оценить, насколько хорошо выполняется работа.
Какую помощь может оказывать социальный работник, читайте в нашей статье.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов I и II группы
Социальным работником отделения социальной помощи на дому предоставляются услуги нетрудоспособным гражданам (инвалидам I или II группы; неработающим гражданам в возрасте 60 лет и старше, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, имеющим право на государственную пенсию).
Перечень социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218.
Документы, необходимые для оказания услуг:
Работниками территориального центра в течение 3-х рабочих дней со дня обращения проводится обследование материально-бытового положения гражданина с составлением акта обследования и запрашиваются в государственных органах и иных организациях:
Граждане при подаче заявления об оказании социальных услуг вправе сами предоставить все необходимые документы.
Условия предоставления социальных услуг:
Бесплатное социальное обслуживание: одиноким пожилым гражданам (супружеским парам), инвалидам I и II групп, не имеющим трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать. Размер пенсии перечисленных категорий не должен превышать 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату обращения.
Социальное обслуживание на условиях частичной оплаты (60%): одиноким пожилым гражданам (супружеским парам), инвалидам I и II групп, не имеющим трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать. Размер пенсии перечисленных категорий не превышает 200 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату обращения.
Полная оплата социальных услуг (100%): одиноким и одиноко проживающим, пожилым гражданам (супружеским парам), инвалидам I и II групп, гражданам, имеющим трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать. Размер пенсии перечисленных категорий превышает 200 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату обращения.
При оказании социальных услуг в форме социального обслуживания на дому нетрудоспособной семье размер полной оплаты составляет 80 % тарифа на социальные услуги для каждого члена семьи.
Фиксированный Минским городским исполнительным комитетом тариф предоставления социальных услуг составляет 66 коп. за час работы.
Усредненная длительность одного визита социального работника составляет 1 час 50 минут стоимостью 1 руб. 21 коп.
Отказ в оказании социальных услуг либо прекращение их оказания возможно в случае:
Основанием для отказа также является:
Перечень услуг определяется потребностью получателя социальных услуг в соответствии с имеющимся у него ограничением жизнедеятельности (способности осуществлять самообслуживание), функциональный класс которого определен в медицинской справке.
Контактный телефон отделения социальной помощи на дому: 8017 355 62 09, 8017 3506156, 8044 7789689
Адрес: г.Минск, ул. Красная, 3, каб. 4
Надомное социальное обслуживание: как его оформить
15 октября 2021 года
Москвич Валерий Петрович овдовел в 70 лет. Детей и родственников у него нет. С возрастом у него ухудшилось здоровье настолько, что стало тяжело самому ходить в магазин за продуктами, готовить еду, убираться в квартире. Тогда он задумался, кто же может помочь?
На этот вопрос ответила социальный инспектор Управления социальной защиты населения по Северо-Восточному административному округу Яна Чилингарова.
«Если у пенсионера или человека с инвалидностью нет близких людей, ему тяжело ходить или выполнять какие-либо другие действия, то на выручку ему может прийти социальный работник», — объяснила специалист.
Какие нужны документы
Если же у пожилого человека есть родственники, тогда им нужно дополнительно предоставить документы, подтверждающие обстоятельства, из-за которых они не могут позаботиться о своих пожилых родителях.
«Бывает и так, что человек не может самостоятельно прийти и написать заявление. Тогда ему нужно позвонить в территориальный центр социального обслуживания, работники которого помогут ему передать заявку», — объяснила социальный инспектор.
Рассмотрение заявления
Из офисов «Мои Документы» информация попадает в окружное управление социальной защиты населения. Там специалисты запрашивают дополнительную информацию о человеке в других ведомствах и направляют социального инспектора для проведения функциональной диагностики. Это нужно для того, чтобы установить, с какими житейскими заботами ему с возрастом или по состоянию здоровья стало тяжело справляться самому.
Решение о том, будет ли назначено надомное социальное обслуживание, специалисты управления принимают, рассмотрев все собранные сведения.
Положительный или отрицательный ответ человек получит в офисе госуслуг «Мои Документы» в течение десяти дней после подачи заявления. При одобрении ему также выдадут индивидуальную программу, по которой его будет обслуживать соцработник, и направление в учреждение, входящее в реестр поставщиков социальных услуг Москвы.
Причины отказа
Человеку могут отказать в оформлении надомного соцобслуживания. Большую роль играют результаты проведенной функциональной диагностики, которая может показать, например, что он способен обходиться без посторонней помощи. Отказ также может прийти, если у него есть родственники, которые не обосновали причины, не позволяющие им заботиться о близком.
Индивидуальная программа
В индивидуальной программе указывается какие услуги, когда, сколько раз и за какой период они будут предоставляться.
Валерий Петрович написал заявление в ближайшем офисе государственных услуг «Мои Документы». По предварительной договоренности к нему домой пришел социальный инспектор, чтобы провести функциональную диагностику. Через несколько дней пенсионеру выдали положительное решение вместе с индивидуальной программой предоставления социальной услуги и направлением в территориальный центр социального обслуживания. После этого к нему стал приходить социальный работник.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы