социальный проект что это такое простыми словами
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём
Как происходит социальное проектирование?
Социальное проектирование — это создание ценности. Автору проекта будет необходимо принимать решения, исходя из тех ценностей, которые он разделяет и хочет отстоять в обществе — это этап формулировки проблемы. Наличие проблемы определяет постановку цели проекта. Цель, в свою очередь, достигается с помощью решения конкретных задач и подзадач. Поставленные проектом задачи могут быть решены с помощью проведения мероприятий. Организация мероприятий зависит от двух параметров — ресурсов и бюджета.
Самый главный ресурс любого проекта — это команда. Результаты проекта напрямую зависят от вовлеченности и вклада каждого из участников. Другие ресурсы также могут быть материальными, информационными, интеллектуальными. Бюджет проекта могут составлять как личные средства инициаторов, так и привлеченные средства, например, пожертвования.
Сумма всех результатов каждого проведенного мероприятия является результатом всего проекта. Результат социального проекта может быть оценён исходя из того, насколько, например, улучшилась социальная среда, где живет какая-то социальная группа. Кратко сущность социального проектирования может быть выражена в следующем виде: есть общественно значимая проблема и есть наше видение того, как эту проблему исправить.
Благотворительность может тоже быть социальным проектом, если это не разовое пожертвование, а проведение систематических мероприятий по распределению средств и благ в пользу нуждающихся.
Социализация подростков
Социальная активность школьников обусловлена их возрастными особенностями и потребностью в общении. Задача организации социальной деятельности подростков является одной из основных задач школы. Часто сугубо формальный подход к организации такой деятельности может привести к тому, что подростки уходят в сомнительные дворовые полукриминальные компании или становятся адептами специфических субкультур. По сути такой процесс тоже является проектированием, только не социальным, а асоциальным.
Социализацию подростков определяют три основных фактора:
Экспектации — система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Нередко экспектации представляют собой разновидность социальных норм и соответствующих санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействия в группе. В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регуляторов поведения в группе, экспектации носят неформальный характер и не всегда осознаются.
Изменение поведения, что выражается в поиске, испытании и апробации новых форм взаимодействия подростка с социальным окружением. Такие формы обусловлены внешней (динамической) и внутренней (психической) активностью школьников. Одним из частных показателей их возрастного и психического развития является изменение речевого поведения, что проявляется главным образом в освоении новой лексики и фразеологии. Разумеется, изменения в поведении подростков могут быть как позитивными, так и негативными.
Склонность к конформизму. Она проявляется в податливости любого человека (не только подростка) реальному или воображаемому давлению группы. Это приводит к формированию такого свойства личности, как конформность, проявление которой вызывает изменение поведения, восприятия и установки в соответствии с первоначально не разделяющейся им позицией большинства. Обычно различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Именно конформизм нередко является причиной того, что подростки «осваивают» вредные привычки, приобщаются к асоциальному поведению и т. п. И подверженность конформизму, и попытки преодолеть его обычно сопутствуют так называемому «переходному возрасту», соответствующему периоду пубертата.
Организация социальной деятельности для подростков
Строго говоря, социальные проекты не являются учебными, а представляют собой спланированную и организованную общественную практику. Включаясь в общественную практику, школьники учатся жить в социуме и взаимодействовать с другими людьми — детьми и взрослыми. Социальные проекты всё-таки можно рассматривать в одном ряду с учебными, поскольку обучение, воспитание и социальные практики в своей совокупности составляют единый образовательный процесс.
Социальные проекты должны быть органично включены в широкий поток учебно-познавательной и социальной деятельности школьников. Целенаправленную социальную деятельность следует выстраивать с прицелом на то, что основным социальным ожиданием подростков является успешность, признание со стороны родителей и сверстников. Подростки, сумевшие завоевать авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения, более значимые для школьников, чем образцы родителей, учителей и других взрослых.
Социальное проектирование — особый вид деятельности подростков, по сути, являющийся ведущей деятельностью детей в возрасте 11–15 лет, в ходе которой и благодаря которой происходит их наиболее интенсивное развитие — физическое, интеллектуальное, психическое, эмоциональное. Именно социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи возраста: формировать свою Я-концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием принято понимать деятельность.
Конструктивная социальная деятельность школьников — это целенаправленный процесс постижения ими реального мира и взаимодействия с этим миром. Такой процесс преследует двойную цель: он позволяет школьникам на практике находить оптимальные и эффективные средства решения как своих собственных, так и общественных проблем.
Социальные проекты: как они появляются, и кто дает им силу для развития?
В нашем офисе состоялась интересная беседа, которая приоткрыла мне глаза на слово «социальный». При обсуждении проектов, над которыми мы работаем, фокус внимания сместился на новый закон о социальном предпринимательстве. И тут мы выяснили, что формулировка закона не отражает сути наших проектов.
А различие очень простое, слово «социальный» может употребляться в двух разных контекстах.
Иногда эти определения совпадают, как, например, в случае создания культурного центра для детей и взрослых. Но чаще всего они различаются.
Закон определяет социального предпринимателя как человека, больше соответствующего первому значению этого слова. Но когда говорят, что проект социальный, могут говорить как о первом, так и о втором значении.
Если с социально незащищенными группами все более-менее понятно (различные фонды, бизнесы и проекты в этой сфере несложно найти), то со второй группой социальных проектов возникает путаница. Хотя именно эта группа чаще всего показывается при запросе «социальный проект». В данном случае критерием будет социально полезный продукт и целенаправленные социальные изменения, тот самый social impact. Преимущественно об этом явлении и пойдет дальше речь.
Как появляются социальные проекты?
Цель обычного предпринимателя сформулировать очень просто: «прибыль». Предприниматель берет на себя общие риски и при успешности своей деятельности получает в итоге личную выгоду – прибыль.
Цель социального предпринимательства и в целом социальных проектов сформулировать сложнее. Так как предприниматель (а чаще это даже группа людей) все еще берет на себя общие риски, но итог успешной деятельности не личная прибыль, а некая общая выгода для достаточно широкой группы людей.
Например, ровно так образуются различные семейные школы, когда группа родителей берут на себя ответственность и риски по обеспечению образования своих детей, а выгоду получают как родители, взявшие на себя ответственность, так и родители, обучающие детей в этой школе.
В чем же мотивация людей брать общие риски и при этом получать выгоды наравне со всеми остальными? Ровно в том, что social impact отличается personal impact, его нет вне социальной общности. Кроме того, общность создает взаимоподдержку, прямо или косвенно снижая издержки, а значит, минимизируя риски.
Через социальные проекты люди решают свои социальные задачи, как в трудных жизненных ситуациях, так и в более прозаичных обстоятельствах: например, в понимании родительства, поиске детского сада или беби-клуба.
Социальные проекты решают социальные задачи человека, поэтому:
– либо сообщество является целевой аудиторией социального проекта;
– либо сообщество образуется в результате деятельности социального проекта.
Это не противоречащие друг другу утверждения. Сообщество – это идентичность людей со схожими интересами, а значит, и проблемами. Тем самым между социальными проектами и близким к ним сообществом образуется симбиоз.
Социальным проектам нужна поддержка и актуализация их деятельности. Сообщество дает эту поддержку. Также члены сообщества является потребителями услуг социальных проектов или непосредственными участниками социальных проектов. То есть сообщество – это питающая среда социальных проектов.
Разные люди – разные сообщества
Особенно важную роль социальные проекты играют в локальных сообществах.
Локальное сообщество – целостная культура местного сообщества, сформировавшаяся как результат жизнедеятельности в определенных природных условиях. В.Н. Калуцков, «Ландшафт в культурной географии».
Природные условия сменились на искусственную и информационную среду, урбанистическую. Хотя ландшафт поменялся с естественного на искусственный, социально-биологическая основа формирования сообществ не изменилась.
Величина группы, основополагающие отношения в группе – все это мы унаследовали с палеолита, и все это не очень хорошо приспособлено под выживание в урбанистической, информационной среде.
Тем самым у локальных сообществ – жителей территорий, членов одной производственной группы или членов виртуальной локации – остается необходимость собираться вместе и решать общие вопросы.
Что же происходит с территориальной группой, особенно с жителями спальных районов? Они изолируются друг от друга, и здесь важная задача – наладить коммуникацию между жителями. По сути, вытащить их коммуникацию из рабочей и виртуальной среды, иначе возрастает изоляция и территориальные локальные сообщества перестанут справляться с проблемами общего пользования территорией, на которой живут.
В этом ключевую роль будут играть социальные проекты, одинаково хорошо представленные как в реальной (офлайн), так и в виртуальной среде:
Примеров такого рода симбиоза социальных проектов и сообществ множество:
Как можно помочь социальным проектам и локальным сообществам? Например, строительством культурных центров, созданием локальных виртуальных групп, а также переносом производственных групп в районе (организация коворкингов, особенно для мам с детьми) и комфортной средой вокруг локальных детско-родительских сообществ.
Путеводитель для НКО: социальное проектирование
Четырнадцатая глава сборника, составленного вместе с фондом «Искусство, наука и спорт» в помощь руководителям и сотрудникам некоммерческих организаций.
Фрагмент главы XIV «Социальное проектирование». Автор: Алексей Кузьмин, генеральный директор компании «Процесс консалтинг».
Что такое социальный проект?
«Временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата». Так определяет проект Project Management Institute – одна из ведущих некоммерческих организаций, которая занимается сертификацией специалистов, занятых в сфере управления проектами, и пропагандирует единые глобальные стандарты проектного менеджмента.
«Уникальность» в этом случае означает не абсолютную новизну, а создание чего-то нового в определенном контексте.
Социальный проект – это особая форма организации деятельности, которая ориентирована на достижение заранее определенного, уникального, социально значимого результата (цели проекта) определенным способом, с использованием известного заранее ограниченного количества ресурсов, в оговоренные заранее сроки.
Полезные ссылки
Руководство к своду знаний по управлению проектами (5-е издание), Project Management Journal.
Глоссарий по социокультурному проектированию. Методическое пособие, Клуб менеджеров-практиков в сфере культуры.
Каковы стадии жизненного цикла проекта?
В наиболее общем виде в жизненном цикле проекта выделяют четыре последовательные стадии: инициирование, планирование, реализация и завершение.
На стадии инициирования проводят анализ потребностей, выявляют проблемы и сравнивают возможные варианты решения. Эту фазу завершает принятие решения о дальнейшей разработке (планировании) проекта.
На стадии планирования формируется общая логика проекта: определяют последовательность шагов, объем необходимых ресурсов, оценивают возможные риски. Завершение фазы – принятие решения о реализации проекта.
На стадии реализации проводятся все запланированные мероприятия.
На стадии завершения подводят итоги проекта, происходит переход к рутинному использованию его результатов.
Проектирование охватывает стадии инициирования и планирования.
Как определить цель социального проекта?
Цель социального проекта – это образ его конечного результата, представление авторов проекта о том, что должно измениться к лучшему в жизни определенной группы людей. Соответственно, чтобы сформулировать цель проекта, необходимо четко определить:
Чаще всего социальные проекты направлены на решение социальных проблем. Поэтому, чтобы сформулировать цель проекта, нужно изучить проблемную ситуацию, понять причины ее возникновения и спланировать, как эти причины устранить.
Иногда описание проблемной ситуации представляется в виде так называемого «дерева проблем», где «корни» — это причины проблемы, а «верхушка» – ее последствия.
При определении цели проекта можно также отталкиваться от потребности целевой группы. Проект может быть направлен на удовлетворение этой потребности. Соответственно, в этом случае нужен анализ потребностей.
Когда вы формулируете цель, очень важно помнить, что это – образ результата, и исполнитель берет на себя ответственность за достижение этого результата. Поэтому не следует ставить слишком глобальные цели, которые априори проблематично достигнуть за счет отдельного проекта.
Слишком глобальной целью может быть, например, «восстановление традиционной культуры». Формирование культуры – процесс длительный и сложный, и в случае успеха проекта это будет лишь вклад в восстановление традиционной культуры. Целью проекта может быть, например, изучение и воссоздание утраченных технологий народных мастеров.
Цель проекта следует описывать в терминах результата.
Такие формулировки, как «содействие процессу выздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья» или «создание условий для обучения детей с ОВЗ в массовой школе», отражают общую направленность проектов, а не ожидаемые результаты.
Цели таких проектов могут быть сформулированы так:
В нашей стране широко распространена практика формулирования целей социальных проектов по схеме: «достижение результата посредством выполнения определенных действий». Например, «улучшение экологической ситуации посредством очистки территории». Здесь важно иметь в виду, что такая формулировка включает не только цель проекта, но и указывает, как она будет достигнута, и, по существу, служит кратким описанием замысла проекта.
Главное, помнить: нет цели – нет проекта!
Полезные ссылки
Готин С.В. Строим дерево проблем, «ВикиЧтение», раздел «Бизнес, экономика, финансы».
Полное содержимое статьи о социальном проектировании можно скачать здесь: pdf, epub (zip-архив).
Сборник «Путеводитель для НКО: что нужно знать, чтобы деятельность некоммерческой организации была успешной» дает возможность изучить все основные стороны деятельности некоммерческой организации. Сборник будет интересен как опытным руководителям, так и тем, кто только начинает свой путь. Вы узнаете о фандрайзинге и юридических аспектах деятельности НКО, об информационных технологиях, о том, как выстроить стратегию коммуникаций и работать с волонтерами. В каждой главе кратко раскрывается содержание темы и приводятся дополнительные источники, чтобы изучить ее глубже.
Авторы сборника — эксперты с многолетним опытом, известные в некоммерческом секторе. Следуя их советам, вы шаг за шагом сможете выстроить работу своей организации, достигнуть экономической устойчивости и находить лучшие решения задач, возникающих каждый день.
«Путеводитель для НКО» создан по программе НКО-СОКРАТ — НКО для социального и культурного развития территорий.
Программа реализуется по инициативе Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» совместно с Агентством социальной информации при поддержке правительства Белгородской и администрации Курской областей.
Социально значимый проект – что это такое?
Материал обновлен в сентябре 2021 года. Как понять, что ваш проект важен и нужен сообществу? Решает ли он проблемы людей, помогает ли в трудных жизненных вопросах? Что такое социально значимый проект, и как понять, проект, который вы реализуете, социальный или псевдосоциальный?
Социальный проект – это процесс, который направлен на изменения или решения устаревших или неработающих форм жизни общества. Как правило, такой проект имеет временные рамки создания и работы. Имеет положительное влияние на жизнь отдельного человека, группы людей или сообщества в целом.
На кого рассчитан социально значимый проект? Подобная инициатива может видеть своей целевой аудиторией как отдельные личности, так и целые организации, трудовые коллективы.
Это могут быть социальные институты, но чаще отдельные группы людей, такие, как люди с ограничениями, страдающие различными заболеваниями, пенсионеры, меньшинства, школьники или студенты. Социальный проект может быть рассчитан на сообщества по интересам или активные движения и инициативы.
Социально значимый проект – один из способов развития гражданского общества. Он подразумевает участие общества в разработке и принятии решений. Проекты направлены на изменения или преодоление социальных решений представителей власти или частных лиц, которые затрудняют жизнь или доступ к услугам определенным участникам сообщества.
Социальные проекты – частное явление нашего времени, это результат несовершенства общества или государственной системы. Активисты видят проблему и хотят ее решить.
При этом социально значимый проект может иметь различные формы. Цифровые проекты создаются в форме приложений, веб-сервисов, инструментов и даже медийных проектов. Обычная форма подразумевает благотворительные и просветительские акции, сбор пожертвований, мероприятия.
Критерии успешного социально значимого проекта
Типы социально значимых проектов
Социальные проекты могут охватывать все сферы нашей жизни. Буквально все, мы не совершенны, и каждую область нашей жизни можно если не изменить полностью, то улучшить. Мы не рискнем дать единый список того, где социальные проекты могут применяться. Но есть целый ряд тем, в которых такие проекты реализуются чаще всего.
Формы финансирования социальных проектов
Социальные псевдопроекты
Среди социально значимых проектов часто встречаются такие, которые используют социальную тему, но либо не решают заявленную проблему, либо откровенно используют ее для решения других организационных или мошеннических задач. Они прикрываются формой, но не имеют социального содержания. По определению, которое дает Википедия, «псевдопроекты» имеют следующую классификацию.
Помните, что социальные проекты должны оценивать социальный эффект, который они оказывают. О том, как это можно сделать – в нашем материале.
Что такое социальный проект?
Что такое социальный проект?
Под социальным проектированием понимается деятельность:
Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.
Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях:
Цель социального проектирования:
Основные задачи социального проектирования:
Признаки проекта
Установленные сроки начала и завершения
Измеряемый продукт или результат
Типология проектов
В разных сферах нашей жизни люди создают проекты, которые помогают им в их деятельности. В соответствии с типом деятельности создается типология проектов:
Управление проектом
Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.
Управление включает три основных вида деятельности:
Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.
Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.
Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)
Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.
Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.
Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:
Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).
Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.
Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.
Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.
2. Структура социального проектирования
Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.
Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.
Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.
3. Технология разработки социального проекта
План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.
ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.
ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.
ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
ШАГ №5. Составление детального плана работы.
ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
ШАГ №9. Составления бюджета проекта.
ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.
Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.
ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.
ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта
4. Основные требования к проекту
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
— этапы и конкретные сроки их реализации;
— четкие и измеряемые задачи;
— конкретные и измеряемые результаты;
— планы и графики выполнения работ;
— конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
Ожидаемые результаты.
1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.
3. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе.
4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.
5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
5. Типичные ошибки социального проектирования
— отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;
— переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;
-провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;
— отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
6. Роль педагога в социальном проектировании
Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку.
Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.
Электронные адреса :
http :// deptno. lipetsk. ru / eduportal / files / socproekt _ rukovod. doc
Литература:
• Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. – М., 1996.
• Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. – Минск, 1986.
• Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. – М., 1984.
• Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: МАРО, 1996.
• Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.
• Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. – М., 1975.
• Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Отв.ред. Т.М.Дридзе. – М.,1994.
• Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н.Иванова. – М-Белгород, 1995.
• Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.