социальный педагог и психолог в чем разница
Презентация «Педагог-психолог и социальный педагог: рядом или вместе?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: рядом или вместе? «Мы не можем изменить вчера, но мы можем изменить завтра»
«Справочная книга социального педагога» Р.В. Овчаровой: «В социально-педагогическую технологию работы с подростками в школе входит, помимо организационной деятельности, проведение диагностических процедур (для изучения личности подростка предлагается опросник Кэттелла, Шмишека и т.п.), проведение тренинга (например, личностного роста (!) или жизненных умений), консультативно-методическая работа и пр.» Проблемы, характерные отдельно для социальных педагогов и отдельно для психологов, практически отсутствуют. В основном трудности связаны с недостаточной квалификацией, недостаточным уровнем профессиональных знаний, неопределенностью своего места в образовательном пространстве школы. Основное отличие социальных педагогов и психологов — это умение психологов устанавливать отношения, формировать коммуникативный контакт, в то время как у социальных педагогов отмечается неумение слушать и склонность к поучениям.
Сегодня существует два подхода к работе: Наиболее часто встречающийся: каждый специалист выполняет работу по собственному плану и обращается за поддержкой к другим специалистам только в случае субъективной необходимости. И другой подход: деятельность осуществляется на проектной основе, когда определяется конечная цель, формулируются задачи, определяются этапы реализации, разделяются зоны ответственности.
Общие задачи для специалистов: Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся и психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе. Повышение стрессоустойчивости и расширения ресурсов личности. Выработка жизненно важных умений. Устранение или уменьшение проявления дезадаптивного поведения. Расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности. Повышение уровня социальной адаптации. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального); Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Основное взаимодействие социального педагога и психолога идёт по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся наркопрофилактика просвещение работа с «трудными» детьми Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.
Основные направления работы: Социальный педагог Проверка посещаемости занятий учащимися. Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением. Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с «трудными» учащимися. Профилактические беседы с трудными» учащимися и их родителями. Участие, в проверках планов воспитательной работы с «трудными» учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д. Взаимодействие с органами. Развитие индивидуальных способностей учащихся. Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.
Психолог Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам. Диагностика индивидуальных способностей учащихся. Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, малого педсовета и т.д., участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса. Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с «трудными» учащимися. Помощь педагогам в составлении планов по самообразованию.
Организация совместной деятельности Целеполагание Постановка общих целей, формирование общих мотиваций. Написание перспективного плана работы СПС школы с целью оказания всесторонней помощи детям, испытывающим трудности в социализации. Структурирование Разделение единого процесса на некоторые отдельные части, четкое распределение функций социального педагога и педагога-психолога. Психолог проводит психологическую диагностику Социальный педагог исследует социальную ситуацию развития.
Объединение деятельности Определение точек соприкосновения. Координирование и выполнение деятельности Согласование действий социального педагога и педагога-психолога. Рефлексия Оценка эффективности проведенной работы. Анализ результативности выбранных форм и методов работы.
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ: Поддержка со стороны администрации школы. Высокий профессиональный уровень специалистов Желание и умение специалистов действовать совместно Обеспечение надлежащей материальной базы Совместные формы работы социального педагога и педагога-психолога приносят положительные результаты, способствуют оптимизации процесса функционирования школы, созданию необходимых условий для успешной социализации учащихся. Разработанные социальным педагогом и педагогом-психологом совместные программы способствуют решению задач, возникающих в ходе общения и деятельности на основе содействия, соучастия, взаимопомощи.
Сфера деятельности социального педагога — социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Какой социум мы имеем? нужда и бедность, алкоголизм и наркомания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение. В современной России существует социальное дно (целые слои населения: инвалиды, матери-одиночки, беженцы, безработные, многодетные) Семья в целом в настоящее время испытывает кризис, а ведь ценностные нормы и правила, любовь, забота, сочувствие, ответственность взращиваются именно в семье. Работа с проблемной семьей — приоритетное направление в деятельности социального педагога. Эффективность психолого-педагогической поддержки зависит от грамотно построенной работы с семьей «группы риска».
\ Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба ребенка. Важно, чтобы были охвачены все основные направления социально-педагогической работы, независимо от ставок специалистов. Но, в связи с тем что круг и объем обязанностей широк, для более результативной работы целесообразно иметь в учреждении несколько социальных педагогов и распределять их обязанности по профилю деятельности: охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая деятельность, педагогическое просвещение и работа с родителями, опека и попечительство и т.д. Либо разделение обязанностей может идти по классам, группам, параллелям в зависимости от количества учащихся, это — так называемая кураторская система.
РАЗНЫЕ ПОЗИЦИИ Принципиальное отличие профессиональной деятельности социального педагога от работы психолога заключается в активной позиции первого по отношению к ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Психолог помогает ребенку или семье, как правило, тогда, когда к нему обратились. Навязывать помощь, вторгаться во внутренний мир без приглашения он не может, да в психологической работе это и неэффективно. Социальный педагог не только имеет право, но и обязан вмешиваться в ситуацию. Это делается в случаях, когда подвергаются опасности жизнь и здоровье ребенка. Например, при жестоком обращении с применением физического и психического насилия в семье или при безразличном отношении к ребенку, когда ему нечего есть и т.д. Указанное отличие в деятельности психолога и социального педагога наглядно демонстрирует, что совмещать эти должности одному человеку нецелесообразно, они требуют разных деловых и личностных качеств.
АЛГОРИТМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ Несмотря на то, что профессиональные позиции социального педагога и психолога по отношению к ребенку различны, эти специалисты имеют единую цель — помочь оказавшемуся в сложной ситуации. Алгоритм работы с детьми «группы риска»: 1. Выделение детей «группы риска». (его можно проводить методом «просвечивания», или социального анкетирования). Происходит это при интервьюировании учителей, воспитателей, родителей. Такую работу может провести социальный педагог. 2. Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, ведя наблюдение на уроках, переменах, обследуя домашние условия.
3. Психолог проводит углубленную индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального развития. 4. Психолог и социальный педагог вместе ведут картотеку, занося в индивидуальную карту ребенка «группы риска» различные сведения социально-психологического характера. 5. На основании полученных сведений строится коррекционно-развивающая работа. Взрослому надо постараться убедить ребенка, что он сам справится со своими трудностями.
Советы психолога Если Вы никак не можете добиться успеха в своем деле, подумайте, может, причина в каком-нибудь из этих признаков: 1. У Вас нет чётко поставленной цели: это сокращает путь к успеху. 2. Нет общего замысла: важно понимать, зачем Вы ставите перед собой именно эту цель. 3. Отсутствует план действий: если не знаешь, какие шаги предпринимать, цели не достигнешь никогда. 4. Вы не учитесь на своих ошибках: не пугайтесь их, а проанализируйте. 5. Вы устали: это провоцирует неудачи. 6. Вы боитесь успеха, потому что не знаете, что будете делать после него.
Спасибо за внимание! Презентация составлена педагогом-психологом, социальным педагогом МКОУ СОШ №15 Запорожец Ириной Александровной 2018 г.
Чем отличается социальный педагог от психолога?
Социальный педагог и психолог – это не одно и то же. Есть разница. Чем отличается социальный педагог от психолога? Узнаем!
В большинстве школ (да и в головах многих людей) понятия социального педагога и психолога слились в одну специальность.
Более того, часто обе должности совмещает один конкретный человек, которого по привычке зовут «Школьный психолог». И, тем не менее, отличаются социальный педагог и психолог как небо и земля, это абсолютно разные профессии, по сути даже не смежные.
Отличия социального педагога от психолога
Сравнивать профессии почти так же некорректно, как, например, профессию дирижера и инструктора по йоге. Однако раз путаница имеет место, мы все же сравним и попробуем разделить их.
Чем занимается социальный педагог?
Функций, возложенных на него, огромное количество. Все они заключаются в слове «социальный». Если говорить проще, социальный педагог помогает ребенку адаптироваться в обществе, контролирует сам процесс адаптации либо, если проблемы между ребенком и социумом себя уже проявили, ликвидировать их.
То есть речь идет о вполне реальных жизненных условиях и обстоятельствах, в которых растет школьник, вплоть до теплой обуви.
Чем занимается психолог?
Он тоже занимается проблемами (в том числе и социальными) ребенка, но разница в том, что психолог работает с душой, психикой ребенка, с его переживаниями, а не с его, например, жилищными условиями. Трудный возраст, асоциальные поступки, первое чувство – всё это к специалисту с профессией психолога.
Таким образом, чем отличается педагог от социального психолога становится совершенно очевидно. Но профессии взаимосвязаны. Несмотря на абсолютно разные функции и методы. От психолога социальный педагог часто узнает, что в семье ребенка не всё гладко. И наоборот – школьник из неблагополучной семьи направляется к психологу.
Обе миссии один человек выполнять не может (хотя, по факту, часто так и случается), слишком разная методология и принципы работы.
Чем еще отличается социальный педагог от психолога?
Чтобы лучше понять, чем отличаются социальный педагог и психолог, необходимо разобрать их деятельность пошагово.
Социальный педагог работает по нескольким направлениям, и все они нацелены на то, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта как бытового, так и в отношении общения с людьми (не только сверстниками).
В отличие от социального педагога, психолог выявляет, и, скажем так, «разгребает» последствия тех жизненных ситуаций, с которыми ребенку пришлось столкнуться, помогая ему понять и принять себя самого.
Резюмируя, стоит отметить, что отличия социального педагога от психолога кардинальные. По сути, эти специалисты занимаются совершенно разными вещами. Работа психолога возможна без привлечения социального педагога, наоборот – не получится. Но обе направлены на одну и ту же цель: комфортное существование личности ребенка.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ и
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:
рядом или вместе?
Деловая игра
Регулярно работая на курсах повышения квалификации с социальными педагогами и педагогами-психологами, мы обратили внимание, что вопросы профессиональной деятельности, волнующие этих специалистов, практически идентичны. Это работа с «трудными» подростками, с «кризисными» семьями, с детьми, находящимися в социально опасном положении, работа, связанная с профильным обучением и пр.
Анализ учебников по социальной педагогике, занятия с социальными педагогами убедили нас в том, что формы работы и тех и других специалистов во многом подобны. Вот выдержка из книги по основам социально-педагогической работы: «Социально-педагогическую работу в первом приближении можно представить схемой: получение необходимого фактического материала — социально-педагогический диагноз — коррекционно-терапевтические и другие помогающие воздействия» (из книги А.С. Никончука «Введение в методические основы социально-педагогической работы»).
В «Справочной книге социального педагога» Р.В. Овчарова приводит пример социально-педагогической технологии работы с подростками в школе, в которую входит, помимо организационной деятельности, проведение диагностических процедур (для изучения личности подростка предлагается опросник Кэттелла, Шмишека и т.п.), проведение тренинга (например, личностного роста (!) или жизненных умений), консультативно-методическая работа и пр., и пр. Правда, коллеги-психологи, знакомо до боли?! И для нас скорее речь не о том, что социальные педагоги используют психологические технологии, а о том, что с конкретным школьником могут работать разные специалисты, занимаясь примерно одним и тем же.
И кстати, в этой ситуации не работает закон перехода количества в качество (например, если школьник два раза выполнит тест Шмишека, его характеристика не станет более полной, а отношение к подобной деятельности взрослых у него вряд ли будет серьезным).
С целью осознать необходимость координации деятельности между социальными педагогами и педагогами-психологами по основным направлениям воспитательной работы в учреждении образования, выработать подходы к разделению зон ответственности, мы провели деловую игру. В ней участвовали двадцать шесть социальных педагогов и педагогов-психологов разных типов учреждений образования республики (общеобразовательные школы, школы-интернаты, социально-педагогические центры).
Продолжительность игры: 3 часа.
Оборудование: доска, мел, бэйджи, тарифно-квалификационные характеристики социальных педагогов и педагогов-психологов, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.
Разминка 1
Цель: актуализация представлений о состоянии сотрудничества социальных педагогов и педагогов-психологов в конкретном учреждении образования.
Участникам было предложено представиться и оценить по 10-балльной шкале степень сотрудничества психолога и социального педагога в том учреждении образования, в котором они работают.
Комментарии. Чаще всего участники оценивали степень сотрудничества на 4–5 баллов, были единичные оценки 2, 3, 6, 7 баллов. Лишь в одном случае социальный педагог и педагог-психолог оценили свою совместную деятельность на 9 баллов. При обсуждении участники обратили внимание на следующее: чем больше стаж совместной работы специалистов, тем выше степень координации.
Разминка 2
Цель: содействие осознанию социальными педагогами и психологами общих проблем и общих профессиональных «радостей» в работе.
Участникам по кругу было предложено вначале сказать, что в работе им меньше всего нравится, а затем (следующий круг) — что привлекает больше всего, доставляет профессиональное удовлетворение.
Комментарии. Первый круг прошел без единой паузы, на одном дыхании. Участники, перебивая друг друга говорили о большом количестве бумаг, которые им приходится заполнять, о выполнении работы, не соответствующей их функциональным обязанностям (замена болеющих учителей-предметников, выполнение диспетчерских функций по поручению администрации. ), об отсутствии четко прописанного функционала, отсутствии компьютера, о большом количестве различных направлений в работе, о частых авралах. Второй круг прошел менее оживленно, участники с трудом находили какие-то аспекты в своей работе, которые их привлекают. Называлась возможность профессионального роста, некоторая свобода в выборе форм деятельности, возможность постоянного общения с детьми, участники вспоминали конкретные успешные дела.
В ходе обсуждения было отмечено, что проблемы, характерные отдельно для социальных педагогов и отдельно для психологов, практически отсутствуют. В основном трудности связаны с недостаточной квалификацией, недостаточным уровнем профессиональных знаний, неопределенностью своего места в образовательном пространстве школы.
ХОД ИГРЫ
С алгоритмом этой игры авторы познакомились в ходе круглого стола, проведенного С.В. Алехиной на Второй Всероссийской неделе школьной психологии в Туапсе в октябре 2005 года.
Цель игры: осознание специфических ожиданий основных участников учебно-воспитательного процесса от социальных педагогов и психологов, а также выделение областей сопряженного функционала.
Из числа присутствующих выбираются исполнители следующих ролей:
заместитель директора школы по воспитательной работе;
Инструкция. Вам по очереди будут представлять свою работу социальные педагоги и педагоги-психологи. Ваша задача: проанализировав содержание их обращения к вам, определить, в чем состоит специфика работы того или иного специалиста, а также соответствуют ли ваши ожидания (не забывайте, что вы играете роль!) тем предложениям работы, помощи и т.д., которые будут вам адресованы.
Из числа участников выбираются по три социальных педагога и педагога-психолога.
Инструкция. Ваша задача — представить себя, предложить свою помощь как специалиста, принимая во внимание, с кем вы будете разговаривать (с директором, родителем и пр.).
В помещении расставляются два круга стульев: внутренний и внешний. Во внутреннем рассаживаются Директор, Подросток и т.д (название роли написано на бейджиках). Во внешнем круге лицом к ним рассаживаются социальные педагоги и психологи (у них также имеются бейджики).
В течение полутора-двух минут социальные педагоги и психологи рассказывают о своей работе. По истечении времени они пересаживаются по часовой стрелке к следующему участнику.
После завершения работы внутреннему кругу предлагается по очереди высказаться о соответствии предложений специалистов ожиданиям участников. При этом ведущий обращает внимание на то, что в игре не важны персоналии (кто конкретно что сказал). Ведущий на доске обобщает, чего каждый участник игры ждет от психолога и социального педагога.
В результате участники получают наглядный перечень ожиданий и информацию о наиболее типичных ошибках специалистов при установлении помогающих отношений.
Комментарии. В ходе обсуждения участники получили неожиданные в некоторых случаях результаты.
Основное отличие социальных педагогов и психологов, на которое обратили внимание участники, — это умение психологов устанавливать отношения, формировать коммуникативный контакт, в то время как у социальных педагогов отмечалось неумение слушать и склонность к поучениям. Интересные результаты получились относительно ожиданий. Так, подросток ожидает от специалистов установления партнерских отношений с ним (не принимает нотаций и навязчивого отношения), уважения к себе, предложения конкретных дел, не верит угрозам и обещаниям. При этом для него неважно, от кого исходят предложения — от социального педагога или от психолога. Ожидания у него одинаковые.
Классный руководитель ожидает и от того и от другого специалиста разделения ответственности за воспитательную работу, а педагог-предметник — помощи только тогда, когда у него возникает необходимость. Он не нуждается в помощи по организации индивидуальной работы с учащимися, не интересуется данными психодиагностики. Интересные результаты получились при анализе ожиданий заместителя директора по воспитательной работе. В отличие от других, завуч дифференцирует профессиональные обязанности психологов и социальных педагогов. При этом социальный педагог в представлении завуча — первый помощник в работе с «трудными» подростками, с родителями, а психолог — помощник в работе с учащимися. Как сказала одна из участниц игры — социальный педагог: «После того как я выполнила весь комплекс социально-педагогической работы, а у ребенка ничего не меняется, тогда я уже обращаюсь к психологу, чтобы он нашел причину и закончил работу».
Группа пришла к выводу, что сегодня существует два подхода к работе. Наиболее часто встречающийся: каждый специалист выполняет работу по собственному плану и обращается за поддержкой к другим специалистам только в случае субъективной необходимости. И другой подход: деятельность осуществляется на проектной основе, когда определяется конечная цель, формулируются задачи, определяются этапы реализации, разделяются зоны ответственности.
В ходе предыдущей работы члены группы уточнили ожидания по отношению к ним основных субъектов учебно-воспитательного процесса.
Разговор о сопряженном функционале было решено продолжить, опираясь на содержание нормативных документов. Основными нормативными документами являются постановления Минтруда, в которых утверждены тарифно-квалификационные характеристики педагогов-психологов и социальных педагогов. Они представляют собой несколько страниц сплошного текста.
Задание. Участникам деловой игры было предложено в микрогруппах:
1) выделить из содержания тарифно-квалификационных характеристик субъектов учебно-воспитательного процесса, на которых должна быть направлена профессиональная деятельность социального педагога и педагога-психолога;
2) выделить из содержания нормативных документов специфические направления работы.
В результате анализа тарифно-квалификационных характеристик социального педагога были выделены такие субъектные категории: «дети, молодежь, семьи, родители», «дети и молодежь, которые испытывают трудности социализации», «семьи социального риска», «дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития».
В характеристике педагога-психолога указаны следующие категории: «лица, нуждающиеся в психологической помощи», «ученики, родители, учителя», «лица, находящиеся в зоне психологического риска», «семья», «группы и коллективы».
№ п/п | Участники учебно-воспитательного процесса | |
---|---|---|
Социальный педагог | Педагог-психолог | |
1 | Дети, молодежь, педагоги, семьи, родители | Ученики, родители, учителя, семья |
2 | Дети и молодежь, которые испытывают | Лица, нуждающиеся в психологической трудности в социализации помощи, лица, находящиеся в зоне психологического риска |
3 | Семьи социального риска | Семья |
4 | Дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития | Лица, нуждающиеся в психологической помощи |
5 | Группы и коллективы |
Комментарии. После совместной работы по составлению таблицы некоторое время пришлось потратить на сопоставление определений категорий. Работа проходила не без маленьких конфликтов. Первые две строки не вызвали сопротивления участников: это действительно общие группы, и понятно, что многие направления работы будут пересекаться. А дальше — для социальных педагогов и психологов оказалось неожиданным, что в текстах характеристик для социальных педагогов встречается категория «дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития». Социальные педагоги категорически не принимали возможность организации работы с такими детьми, в то время как педагоги-психологи исподтишка торжествовали.
При соотнесении направлений работы и видов деятельности получилась следующая таблица:
Участники УВП | Социальный педагог | Педагог-психолог |
---|---|---|
Дети, молодежь, педагоги, семьи, родители | Защищает права и интересы Профилактика и предупреждение правонарушений, преступлений Консультационная помощь Организация видов социально-значимой деятельности Помощь в профессиональном самоопределении Пропаганда здорового образа жизни, общечеловеческих ценностей | Профилактическая работа Просветительская работа Консультационная работа Развитие способностей Измерения, подготовка заключений и рекомендаций Психодиагностика Профориентационные исследования, профконсультации Забота о психическом здоровье, участие в создании развивающей, психологически комфортной среды |
Дети и молодежь, которые испытывают трудности в социализации, находятся в экстремальной ситуации | Организация учета, социально-педагогическая помощь и поддержка | Психокоррекционная работа Психологическая помощь |
Семьи социального риска | Помощь | |
Семья | Социально-педагогическая помощь родителям | Помощь семье в воспитании детей, создании благоприятного микроклимата |
Дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития | Обеспечение социально-педагогической помощи и поддержки | Психокоррекционная работа Психологическая помощь |
Группы и коллективы | Участие в создании благоприятного психологического климата |
Комментарии. Обсуждение результатов временами принимало бурный характер, психологи и социальные педагоги долго выясняли зоны ответственности относительно кризисной семьи, обсуждали незаполненные поля таблицы.
Участники семинара отметили, что полученные результаты дают возможность координировать деятельность психологов и социальных педагогов, при этом специфика каждого конкретного учреждения образования вносит свои коррективы. Но самым большим достижением явилась совместная деятельность в парах «социальный педагог — педагог-психолог», опыт которой был получен в ходе деловой игры.
Участники договорились продолжить работу. Следующим этапом станет освоение технологии проектной деятельности и составление на ее основе программ по областям сопряженного функционала.