социальные нормы первобытного общества называют мононормами потому что
Социальные нормы первобытного общества. Концепция «мононорм».
Социальные нормы первобытного общества были направлены на обеспечение выживания гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Одним из важных факторов такого существования было закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной территории. В социальных нормах закреплялась также выполнявшая функции экологического регулятора тотемная система. Социальные нормы регулировали брачно-семейные отношения. В первобытном обществе была велика роль табу – запретов, освещенных религиозным авторитетом.
Нормы первобытного общества использовали три основных способа регулирования: запреты, дозволения, позитивное обязывание.
Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Формула табу: нельзя потому, что нельзя никогда.
Запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, убийство, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство и т. п. Сила табу основана на авторитете, мистическом характере такого запрета.
Дозволения (разрешения) определяли поведение человека, фиксировали модель правомерного поведения, например, указывали на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды.
Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в социально значимых процессах: приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения (например, лодок).
Основой организации первобытного общества была община: род, племя, их объединения.
Социальные нормы первобытного общества и, соответственно, присваивающей экономики находили свое выражение в мифологии, традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, в иных формах.
Для присваивающих обществ было характерно добровольное выполнение правил поведения. Однако имели место и санкции, в том числе очень ощутимые: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь и др.
Правила (нормы) поведения в доклассовом догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они имеют характер мононорм, т. е. единых, еще нерасчлененных специфических норм первобытного общества. В этих нормах были соединены в единое целое морально-нравственные и религиозно-нравственные предписания, элементы юридического регулирования. Человечество в условиях мононорм видится благополучным, так как любое предписание было одновременно правомерным, богоугодным и приличным. Соответственно, противоправное было сразу и греховным, и неприличным (аморальным). Такое единение всех видов социальных норм не свойственно современному позитивному праву. Образно можно представить процесс происхождения права как распадение мононорм на три самостоятельных регулятора, включая мораль и религию.
Происхождение права.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права.
2.1 Теологическая или божественная теория
Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум, явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.
В теологической теории, особенно со времен Фомы Аквинского (ХП-ХШ вв.) утверждается о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права. Теологическая теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом.
2.2 Патриархальная теория
Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель.
2.3 Договорная теория
Договорная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII—XVIII вв. в трудах Ж.Ж. Руссо.
Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
2.4 Психологическая теория
Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Её наиболее существенные идеи были сформулированы в ХХ в. в трудах Л.И.Петражицкого.
Психологическая теория происхождения государства и права обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права.
Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Задача данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.)
2.7 Материалистическая (классовая) теория
Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.
Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.
Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.
Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.
2.8 Историческая теория
Основателями исторической теории считают немецких учёных Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухту. Историческая теория возникла в первой половине XIX в. в Германии, как противовес теории естественного права, из которой вытекали демократические и революционные идеи, призывы к коренному изменению существующего со средних веков политико-юридического строя и принятию законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека». В отличие от теологической и естественно-правовой теории, историческая школа права обращается к реальным процессам возникновения права.
Учёные утверждали, что действующее в государстве право совсем не сводится к совокупности законов. Право (и частное и публичное) возникает спонтанно, не создаётся законодателем, а развивается подобно языку народа, его манерам и физическим характеристикам людей. Так же, как и язык, право вырастает из национального духа, народного сознания.
данная теория имеет несколько достоинств:
— содержание права и его значение зависит от этнокультурных особенностей различных народов: обычаи, традиции, религиозные взгляды, специфика развития философии, искусства, науки, морали оказывают влияние на процессы правооброзования.
2.9 Теория солидаризма
Теория солидаризма основывается на следующих постулатах:
Общество складывается из связей, объединяющих людей на основе их взаимоподдержки (солидарности). Причем, принадлежащие к соответствующим классам, к социальным группам, они реализуют свою миссию, свой долг по отношению друг к другу. Все это осуществляется путем сотрудничества классов, социальных групп на основе общественного разделения труда.
2.10 Социологическая теория права
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Ее основными разработчиками являются Е. Эрлих, Г. Канторович, Р. Паунд, Ф.
Достоинствами этой теории является то, что такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление. Обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой. Эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Данная теория имеет и слабые стороны. Прежде всего, это то, что если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной. В силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.
2.11 Примирительная теория
Примирительной теории права очень популярна на Западе. Её поддерживают английский учёный Г.Берман и шведский учёный Э.Аннерс. Согласно этой теории право начинало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Внутри рода обязанность миротворческой и судебной власти исполнял наиболее уважаемый представитель рода. Каждый отдельный индивид рода ещё не представлял собой субъекта. Ведь род обеспечивал ему безопасность и защиту. Сила рода, таким образом, была силой каждого его члена и поэтому в интересах любого индивида было не противопоставлять себя роду.
Между родовыми группами случались конфликты, и их улаживание было в интересах племени. Племя являлось прежде всего единицей военной. Его сила в то далёкое время определялась прежде числом, не умением. Вот почему было крайне не выгодно терять людей в результате внутренних конфликтов.
Именно из договоров о примирение заключаемых первоначально с помощью народного собрания, затем совета старейшин, возникло, как считают приверженцы этой теории, примирительное право. Со временем договор примирения в силу повторения ситуации однородного характера постепенно перерос в правила, правовые нормы, в соответствии с которыми всё больше увеличивалась сумма штрафа за нанесение телесных повреждений и т.д.
Поначалу не проводилось разницы между видами проступков.
Постепенно правила примирения стали дифференцироваться. На основе разрешения целого ряда ситуаций самого различного характера возникла целая система правовых норм. Из поколения в поколение она продолжала совершенствоваться в традиционной для тех времён форме, а затем начала оформляться в форме законодательства, т.е. в форме провозглашения их от имени государства с правом применения санкций со стороны государственных органов.
2.12 Нормативистская теория права
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Наиболее яркими представителями этой теории являются Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.
Сторонники этой идеи выдвигали идеи о том, что исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы.
Несомненными достоинствами этой теории в том, что в ней верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как : нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы.
Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов. Признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Социальные нормы первобытного общества: понятие, особенности и виды. Концепция мононормы
Методы теории государства и права.
Методы теории государства и права— это приемы, способы, подходы, которые используются для познания своего предмета и получения научных результатов.
Среди методов выделяют общенаучные и частные.
Общенаучные методы:
1)Анализ— условное разделение сложного государственно-правового явления на составные части;
2)Синтез— условное объединение составных частей государственно-правового явления;
3)Аналогия— познание государственно-правового явления путем сравнения, сходства явлений и процессов;
4)Моделирование— исследование государственно-правового явления на основе изучения реально существующих моделей, т.е. исследование предмета познания на использовании каких-либо моделей;
5)Сравнение— исследование государственно-правового явления на основе суждений о сходстве или различии отдельных составляющих частей, объектов, процессов, явлений;
6)Абстрагирование— процесс познания, основанный на ответвлении от несущественных сторон и свойств предмета познания, с целью выделения их существенных, закономерных признаков;
Частные методы:
Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
Теория государства и права, точнее место этой науки в системе гуманитарно-юридических наук, выглядит примерно следующим образом:
4)Первобытное общество: общая характеристика, институты власти.
Социальные нормы первобытного общества: понятие, особенности и виды. Концепция мононормы.
Причины возникновения социальных норм: экономические; психологические; политические; биологические; демографические; другие.
Виды социальных норм:
– обычаи – исторически сложившееся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;
– религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;
– нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле;
– мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и бытие;
— табу – запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, влекущее за собой какую-либо кару.
Мононормы– единые специфические нормы. Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому что они совпадали по содержанию.
Признаки первобытных обычаев: это социальные нормы; обеспечиваются мерами общественного воздействия; сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку; консервативны по своей природе.
Отличие норм права от социальных норм первобытного общества:
– источником возникновения социальных норм являлся род, племя, а норм права – государство;
– социальные нормы обеспечивались общественным убеждением всего рода племени, а нормы права – принудительной силой государства;
– социальные нормы консервативны, а нормы права – динамичны;
– социальные нормы находились в сознании людей, а нормы права закрепляются в специальных правовых актах.
Мононормы как социальные регуляторы
Возникновение и развитие социальных норм в первобытном обществе
Первые правила человеческого поведения возникают с появлением первых социальных организаций — рода и племени в первобытном обществе. В этот период поступки людей регулировались на уровне биологического отбора, например, право на потомство имели только здоровые и сильнейшие представители племени.
По мере развития орудий труда биологическое равновесие между родом и отдельной личностью разрушалось, что требовало новых, надбиологических, социальных регуляторов отношений. Важно, что эти новые правила поведения стали касаться уже всех членов рода, а не только биологически сильнейших или слабейших.
Такие нормы поведения, как правило, выражались в запретах (табу), были выгодны для всего коллектива, поскольку помогали дисциплинировать членов общества с целью выживания всего сообщества с максимальным комфортом.
В процессе жизнедеятельности общества вырабатывались определенные правила, регулирующие отношения в социальной группе. Эти правила, ежедневно и многократно повторяясь, приводили к положительным результатам. Поэтому в дальнейшем они были приняты всеми членами общества, стали общими правилами поведения, то есть обычаями. Такие обычаи были подкреплены религиозно-мифологическим коллективным сознанием.
В дальнейшем люди стали понимать, какие из этих обычаев являются наиболее правильными и справедливыми с точки зрения всех ее членов, что хорошо, а что плохо для рода. Тем самым, стали выделяться зачатки моральных норм.
Таким образом, постепенно на протяжении продолжительного времени был сформирован феномен социальной нормы, условиями формирования которой стали биологические, производственные, экономические, религиозно-обрядовые и другие предпосылки.
Понятие, признаки, цель и функции мононорм в первобытном обществе
Такие сформировавшиеся в процессе исторического развития социальные нормы, регулирующие поведение людей в первобытном обществе, получили название «мононорм». Этот термин ввел в оборот русский историк — этнограф А.И. Першиц.
Мононормы – это первые социальные регуляторы поведения людей в первобытных обществах, которые включали в себя зачаточные элементы религии, морали и права в едином, неразделенном составе.
Мононормы находятся в органической связи с экономикой и идеологией первобытного общества, в котором человек по-прежнему является частью природы.
Основные признаки мононорм:
Цель мононорм – обеспечить гармоничное существование и воспроизводство конкретных сообществ в естественной среде обитания.
Основные функции мононорм:
Способы регулирования и содержание мононорм
Хотя, как указывалось выше, мононормы имели синкретический, нераздельный характер, однако, уже в первобытных обществах обозначилась их внутренняя структура в виде запретов, дозволений, позитивных обязываний.
Поведение первобытных людей регулировалось по определенной формуле: «нельзя-можно-должно»:
Содержание мононорм:
1. Мононормами разрешалось — «можно»:
2. Монормами запрещалось — «нельзя»:
3. Мононормами было дозволено — «должно»: позитивное обязательство было направлено на:
Формы выражения мононорм
Первые социальные нормы нашли свое выражение в мифологии, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и других формах. В связи с чем эти общества часто называются традиционными обществами.
Мифы — это представления людей о происхождении всего сущего на земле (людях, явлениях природы, богах и т.д).
Обычай — традиционно установленная процедура поведения, основанная на привычке и относящаяся к коллективным формам действий.
Традиция — все, что унаследовано от предшественников. Это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды и т.д. рассматриваются как традиция.
Ритуал — набор стилизованных и тщательно подготовленных жестов, слов действий, которые выражают некоторые религиозные представления или бытовые традиции. Ритуал имеет символическое значение. Он призван инсценировать какое-либо событие (например, проведение ритуала для вызова дождя).
Обряды сопровождают важные моменты жизни человека от рождения до смерти.
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на любое действие, слово, предмет. Он регламентировал важнейшие стороны жизни человека: обеспечивал соблюдение брачных норм, защищал от связанных с ним опасностей, в частности, существовал запрет прикосновения к трупу.
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.
Социальные нормы (мононормы) в первобытном обществе
Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, включались в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.
Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы по большому счету выражали главный интерес людей того общества – выжить. Этот интерес собирал силы в обществе для того, чтобы противостоять стихии, различным опасностям.
Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.
Для мононорм характерным было то, что они закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта т.н. нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.
Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.
Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:
1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе социальной нормы первобытного общества.
2) реализовались в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени), ритуалов, обрядов, мифов. В мифах закреплялись способы создания средств производства, знания о местах стоянок, о правилах брачно-семейных отношений и т.п. В сравнении с табу миф представляет более сложный нормативный регулятор. В мифе выделялось несколько составляющих – познавательно-идеологический, нормативно-регулятивный, обрядовый, воспитательный. Мифы были примитивной формой общественного сознания, средством мышления первобытного человека и познания окружающего мира. В мифах сохранялись знания человека об окружающей среде, о своем месте в природе и обществе. Главным элементом мифа считается нормативно-регулятивный, т.е. те правила поведения, которые закреплялись мифом и в которых аккумулировался тысячелетний практический опыт человечества. Содержа в себе набор положительных и отрицательных примеров, миф показывал правила поведения в отношениях с природой и людьми. Миф, как правило, сопровождался соответствующими обрядами, ритуалами, которые способствовали закреплению мифа в сознании первобытного человека;
3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода). Соблюдение норм, содержащихся в мононормах, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр.;
5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;
6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;
7) выражали интересов всех членов рода и племени.