социально коммуникативное развитие дошкольников старшая группа что входит
Перспективное планирование «Социально — коммуникативное развитие» в старшей группе
татьяна величко
Перспективное планирование «Социально — коммуникативное развитие» в старшей группе
Перспективное планирование «Социально – коммуникативное развитие» в старшей группе
(представление о мире людей и рукотворных материалах; безопасное поведение в быту, социуме, природе,
Месяц Тема. Цель Формы и методы работы Совместная деятельность Литература
Сентябрь «Мой детский сад»
ребенок в детском саду
Сентябрь «Родной город» «История возникновения родного города» ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель: закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названия, древними постройками, именем основателя. Воспитывать интерес к истории родного города. Беседы, рассматривание иллюстраций. Альбомов.
Чтение художественной литературы. Просмотр презентаций.Целевая прогулка по близлежащим улицам: правила перехода через улицу. Рассматривание иллюстраций о природе России. Беседа о названиях улиц родного города. В. Н. Волчкова,
Познавательное развитие в старшей группе стр. 107-112
Октябрь «Тайна моего Я» (я девочка, я – мальчик»
Ребенок в детском саду
Цель: подвести детей к пониманию значимости своего «Я». Формировать половую принадлежность. Воспитывать полоролевые отношения. Воспитывать такие качества личности как смелость, мужественность, нежность, женственность, внимательность. Д/игра «Мальчик или девочка»
п/игра «Цветы и пчелки»
Д/игра «Защитники девочек» Беседа «С кем бы я хотел дружить»;
Игра – состязание «Кто сильнее»;
Октябрь Родная страна. «Москва – столица нашего Отечества» ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель: уточнить знания детей о родном городе. Дать знания о том, что такое столица, что такое герб, объяснить символику московского герба. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины. Беседы, рассматривание иллюстраций. Альбомов.
Чтение художественной литературы.
Изучение карты, глобуса.
Закрепление геральдики.Беседа: «Страна, в которой мы живем»;
Познавательное развитие в старшей группе стр. 118
Цель: закрепить знания детей о самих себе, о своей семье, воспитывать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать своих близких добрыми делами. Закрепить знания о том, что обозначают их имена, имена их родителей, объяснив понятия «имя», «отчество», «фамилия». Составление рассказов по картинкам из серии «Моя семья», «Традиции и любимые занятия моей семьи».
Д/игра «Что значит имя твое»Рассматривание картин: Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», А. Коняшин «Пироги с калиной», Т. Сорокина «Семья». Рисование «Платок для любимой бабушки».
Ноябрь «Мой дом» ребенок в семье
Цель: дать представления о русской избе, русской бане, их внутреннем убранстве. Сравнить современное жилище и древнее. Закрепить понятие «квартира», учить составлять план – схему квартиры. «Путешествие в старину» рассмотреть макет русской избы, назвать старинные предметы мебели, утвари и их назначение. Объяснить значение слов «горница», «коромысло», «крынка», «ухват», «люлька», «полати», Загадки о посуде.
Ю. Ладонщиков «Не скучаю»
Ж. Галиев «Купили телефон»,
Ю. Мориц «Домик с трубой»,
Ноябрь ОБЖ «Сохрани свое здоровье сам»
Безопасность на улице, в природе
Цель: учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу. Заучивание «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу»
Пословицы: «Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение».
«Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно». С / ролевая игра «Поликлиника»;Беседа: «Витамины укрепляют организм»; Чтение К. Чуковского «Мойдодыр» В. Н. Волчкова,
Познавательное развитие в старшей группе стр. 64
ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель:закрепить знания детей о Ставропольском крае: главный город, другие города, растительный и животный мир. Рассказать об образовании города Георгиевска.Познакомит с символикой края: герб, флаг.Путешествие по городу Ставрополю: отметить достопримечательности, используя иллюстрации.
Знакомство с гербом и флагом Ставрополя, города Георгиевска. Определить, что они символизируют.
Рассказ воспитателя об образовании города Георгиевска, сопровождаемый иллюстрациями. Рассмотреть портрет губернатора Ставропольского края.
Декабрь Труд взрослых. «Как выращивают хлеб?»
ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель: закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт, труд людей, о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу. Экскурсия в хлебный отдел магазина;
Пословицы: «Хлеб – всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».
Чтение стихотворений. Сказки «Колосок». Беседа о труде взрослых в городе и селе. Д/игра «Кто что делает?». Беседа о труде сотрудников детского сада. Экскурсии на кухню, в кабинет медсестры, в прачечную. В. Н. Волчкова,
Познавательное развитие в старшей группе стр. 64
Январь «Кто построил новый дом?»
ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель: дать представления о строительных профессиях, воспитывать уважение к человеку труда; пополнить знания о конструкциях домов; продолжать знакомить с различными строительными материалами. Рассматривание иллюстраций разных видов жилища;
Люди, каких профессий строят дома?;
Чтение стихотворений «Каменщик», «Маляр», «Плотник»
Беседы о профессиях; Д\игры «Профессии», «Кому, что нужно для работы?»;
Чтение художественной литературы.
Познавательное развитие в старшей группе стр. 30
Январь «Волшебные слова»
жизнь ребенка среди взрослых и сверстников
Цель: воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним; формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее; формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности. Разбор ситуаций из сказки Буратино.
В. А. Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо?».
Психогимнастика «Два друга» В. Осеева «Волшебное слово»;
В. А. Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо?» В. Н. Волчкова,
Познавательное развитие в старшей группе стр. 132
Февраль «Что такое рукотворный мир?»
ребенок познает мир техники
Цель: закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира; учить детей группировать предметы по способу использования (правильно определять функции предмета (и понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека Письмо от Незнайки;
Детская игра: «Собери рюкзак»
Карточки с изображением разных предметов;
Песня «Мы едем, едем, едем….» Д/игра: «Лото. Подбери предмет»;
Чтение отрывка из книги Т. Д. Нуждиной «Мир вещей» В. Н. Волчкова,
Познавательное развитие в старшей группе стр. 84
Февраль Труд взрослых «День защитника Отечества. Знакомство со службой пограничника»
ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель: закрепить знания детей о российской армии надежной защитнице нашей родины. Познакомить их со службой пограничников. Воспитывать уважение к российским воинам. Рассматривание иллюстраций ряда войск;
Чтение художественной литературы. Чтение былин в пересказе В. Карнауховой «Русские богатыри»; беседа о Дне Защитников Отечества. Заучивание стихов к празднику 23 февраля В. Н. Волчкова,
Познавательное развитие в старшей группе стр. 132
Март «Культура общения» У тебя в гостях подруга, друг.
жизнь ребенка среди взрослых и сверстников
Март ОБЖ «Службы «01», «02», «03», «112» всегда на страже»
Безопасность на улице, в природе
Цель: познакомить со службами спасения «01», «02», «03»; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности. Рассматривание иллюстраций, обсуждение ситуаций рассказывание по картинкам.
Игра – эстафета «Чья команда быстрее соберет чемодан к выезду». Д/игра: «Кому, что нужно для работы»;
«Разложи по порядку»;
Чтение стихотворения С. Маршака «01», «Пожар» В. Н. Волчкова,
Познавательное развитие в старшей группе стр. 132
«Моя планета»
ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Рассматривание звездного неба: нахождение созвездий (макет);
Рисование «Земля – наш дом»;
Праздник «День Земли»;
Апрель «Мы – изобретатели»
ребенок познает мир техники
Цель: познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя Циолковского (первого космического корабля); это человек обладающий такими качествами, как наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность; развивать конструкторско – технические умения. Просмотр презентаций. Пословица «Жизнь дана на добрые дела»
Игра «Собери вертолет», «Самолет», и т. д.
Последовательность естественных спутников земли. Рассматривание иллюстраций о космосе, чтение литературных произведений. Загадывание загадок. Просмотрит презентаций. В. Н. Волчкова,
Познавательное развитие в старшей группе стр. 100
Май «Правила на всю жизнь»
жизнь ребенка среди взрослых и сверстников
Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное – правило не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признавать в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять;формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стойкость перед искушениями, критическое отношение к своему «Я» Психогимнастика «Выйди к свету»;
Отрывок из сказки О. Уайльда «Мальчик – звезда»;
Угощения. Игра «этикет и ситуации общения»;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций. В. Н. Волчкова,
Познавательное развитие в старшей группе стр. 150
Май ОБЖ. «Безопасность на дороге»
Безопасность на улице, в природе
Цель: закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения; закрепить знания сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков; воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому. Загадки;
Макет дороги, пешеходной дорожки;
Дорисовывают рисунок – схему;
Игра –инсценировка. Беседа о правилах дорожного движения. Рассказ об изобретении светофора.
С /ролевая игра: «Мы шоферы»;
Д /игра: «Сложи знак» В. Н. Волчкова,
Познавательное развитие в старшей группе стр. 182
«Путешествие в Страну эмоций». Конспект НОД для детей старшей группы по ОО «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Путешествие в Страну эмоций». Цель: Раскрыть многообразие эмоционального мира. Задачи: 1. Познакомить с эмоциями: радость, злость,.
Конспект НОД в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «На улицах города» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Алёнушка» города Слободского Кировской.
Конспект занятия в средней группе «Дружная семейка» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС Тема: Дружная семейка Программное содержание: 1. Формировать правильное представление у детей о семье и о членах семьи, о том, что в семье.
НОД во второй младшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Повар в детском саду» «Социально-коммуникативное развитие» «Повар в детском саду» МДОБУ «Чернореченский ДСКВ» Возраст детей: 3-4 года Выполнила : Давтян Г. А.
Песочная терапия. Социально-коммуникативное развитие Песочная терапия Социально-коммуникативное развитие Всё больше родителей и воспитателей сталкиваются с проблемами в поведении ребёнка, его.
Планирование непосредственно-образовательной деятельности в области «Социально-коммуникативное развитие» Тема НОД: «Бабушка-Забавушка» Группа- вторая младшая гр. Цель: развитие представлений детей о собственном образе мальчика (девочки) Интеграция:.
Проект в области социально-коммуникативное развитие в подготовительной группе «Кулинарное путешествие» Актуальность темы: в современном ритме жизни большинство русских традиций теряют свою смысловую часть. Все ждут Масленицу с блинами и чучелком,.
Проект в области социально — коммуникативное развитие в подготовительной группе «Кулинарное путешествие» Актуальность темы: в современном ритме жизни большинство русских традиций теряют свою смысловую часть. Все ждут Масленицу с блинами и чучелком,.
Реферат «Социально-коммуникативное развитие дошкольников 6–7 лет» 1. Понятие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное.
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении
Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развитиядетей включает в себя:
• организацию предметно-пространственной среды;
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»реализуется в 4-ех направлениях:
Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности детей (слайд)
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.
Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. (слайд)
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• Воспитывать уважение к труду;
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Расширять представления о городах России;
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (слайд)
Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данная работа проводится через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».
Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»
Следующим направлением социально-коммуникативного
развития является (слайд)
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
4. Взаимодействие с семьей. (слайд)
Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:
-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
-дни открытых дверей для родителей;
-консультации для родителей;
-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.
Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.