социально гуманитарная деятельность что это
Социально-гуманитарная направленность
События | Организации | Методики | Программы
Цель реализации программ cоциально-гуманитарной направленности:
освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности.
Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на:
— расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук;
— развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире;
— развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.); «современной грамотности» (базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях (финансовая, правовая, информационная и др.)); развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.);
— развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»).
Социально-гуманитарная направленность включает следующие группы программ дополнительного образования:
— гражданско-правовые (знакомство с правовыми нормами отношений в государстве, правилами дорожного движения, основами безопасности жизнедеятельности; создание и реализация гражданско-патриотических проектов; имитационное и практическое решение правовых задач);
— социокультурные (расширение знаний по философии, филологии, истории, искусствоведение, лингвистика, литературоведение, социология, журналистика, этнокультура, обществознание, педагогика, основы психологии личности и группы; лидерские и организаторские практики; практики социального творчества и активности; освоение медиа-информационных технологий; развитие гибких навыков и современной грамотности; волонтерская активность; профессиональная ориентация (формирование первичных профессиональных установок, профессиональных планов в специальностях «человек-человек»; программы детских педагогических отрядов));
— управленческие (основы менеджмента; основы предпринимательской деятельности; практикумы управленческой деятельности; основы руководства совместной деятельностью людей; имитационное и практическое решение управленческих задач, включая детское самоуправление и командную работу);
— экономические (знакомство с нормами экономических отношений, включая экономику ведения домашних хозяйств; основы финансовой грамотности; создание и реализация социально-экономических проектов; имитационное и практическое решение экономических задач).
Социально-гуманитарная направленность
Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-гуманитарного направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению. Социально-гуманитарная направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, и др.), игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка.
Данные актуальны на 2021-2022 учебный год
Наименование программы
(активная ссылка на Навигатор дополнительного образования)
Возраст обучающихся
педагога
(активная ссылка на личную страничку педагога)
Объединение «Академия лидерства» (сетевая)
Социально-гуманитарное познание: особенности, характерные черты, задачи
Возвести границы около гуманитарного самопознания не просто, хотя по правде необходимо возвести всего две главные границы. Одна отвечает за разделение гуманитарных наук от естественных. Вторая граница выстраивается при отделении гуманитарного направления от творческого, для начала от словесного. Несмотря на это, определение границ между данными направления и является составляющей частью при развитии гуманитарного искусства, которое в свою очередь входит в научное знание и характеризуется собственной предметной средой. Для точного определения понятия о социально-гуманитарном изучении нужно остановиться на одном из объектов исследований. Исследовать варианты, которые используются при изучении личности, культуры сообществ и средств отбора, разъяснения, классификация истин в гуманитарном учении.
Принципы социально-гуманитарного самопознания
Человеческая деятельность, при которой можно определить объекты и субъекты называется познанием. Если взять разум за умение определять цели, что способствуют настойчивости и находить методы их решения, тогда познание определяется как цель, знание которой относится к определенному объекту.
Стоит заменить, что в соответствии данной логике самопознание делится на две типа:
Определенность метода и предмета необходимо определять каждый раз, ведь это помогает точнее рационально говорить о типах познания и действующих науках.
При рассмотрении принципов социально-гуманитаного познания стоит учитывать специфичность обозначения пределов, которыми отделяют типы самопознаний между собою (от естественного учения, по достоинству). При практическом соединении двух этих типов можно реально увидеть картину, где они взаимно дополняют друг друга, образуя единое научное учение. В разное время бытия наук могут возникнуть схожие обстоятельства:
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Две формы современной версии научной рациональности неклассическая форма и постнеклассическая соединяются с качествами социально-гуманитарного изучения, как отдельные и определяющие типы общечеловеческих и общественных научных направлений. Такие качества показывают научную рациональность, как единое целое. Для начала, данное заключение описывает развитие социального и гуманитарного учения, кроме этого подготовка и разъяснение личного мнения. Второе, выше описанное связывают с признанием значений данных приемов и принципов в различных науках, в тоже время эти науки противопоставляются социально-гуманитарному постижению. И так заключение, это объединяют с потребностью несения ответственности ученых за результаты их научной работы.
Несение ответственности возможно при выполнении некоторых условий, в том числе при постижении личного общественного и ответственного внедрения работа обязана сопровождаться положительной научной деятельностью. Кроме этого, должно присутствовать критическая точка зрения на свою личность, как объекта социально-гуманитарного самопознания.
Характерные особенности социально-гуманитарного изучения
Вот некоторые из записей итальянского философа: «Во тьме ночной, которая покрывает самые удаленные уголки Древности, проявляется вечное и незаходящее свечение Истины, которое не может быть подвергнуто какому-либо сомнению, ведь лучший Мир Гражданственности был создан человеком. Из-за этого нужные основания обязательно должны быть определены в преобразованиях нашего личного сознания. Всех, кто об этом станет думать, удивит то что все ученые, которые со всей серьезностью подходили к изучению Науки о Мире Природы, что был создан Богом, по этому ему одному даровано прозрение. Они избегали рассуждений про Мир Наций (Мир Гражданственности), что создал человек и учение об этом, что доступно человечеству.
Подводя итог вышесказанного, можно заключить, что естественное обучение, как и остальные относятся к объектам природы или культурным явлениям. Таким образом, это описывает совместную работу ученых, которые идут к поставленным целям, и объясняет собой предмет «науку о культуре». Настоятельно просим обратить внимание, то в определении человеческой работы, как предмета социально-гуманитарного изучения оба мнения имеют важное значения.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Беря в учет все вышеописанные обстоятельства, не стоит забывать о том, что человек представляет собой сознательное существо, деятельность которого логично направлена на завоевание определенных целей и ориентируется на общечеловеческое значение. Г. Зиммель (1858-1918) немецкий ученый и социолог уверял: «единство, может быть реализовано только собственными силами, ведь это происходит сознательно». В данном изречении он описывал общество, как один из объектов своего изучения. В результате чего можно сказать, что главной целью каждого ученого является поиск факторов, которые могут влиять на реальность, так он в индивидуальном порядке становятся главными процессами в социализации.
Ведя в дальнейшем рассуждения на тему элементов определения, стоит принимать формы и результаты человеческого труда не как за отдельные формы, а по логике, связывать их с определенным видом деятельности. Довольно точно такое искаженное представление об объектах анализа можно увидеть в работе М. К. Мамаршашвили (1930-1990) под названием «Превращенные формы».
М. К. Мамардашвили придерживался такого мнения: «Такой является определенная ценность активов согласно ценности в структуре буржуазной экономики, которая открывает «талант» к саморазвитию. Это характерно для иррационально превращения формы, то есть объекту передаются качества общественных связей, при чем качества выступают не в связи с человеческим трудом, по-другому говоря натуралистически».
Цели социально-гуманитарного познания
Характерной чертой социально-гуманитарного самопознания можно назвать безотносительно очевидный субъект изучения. Такую характерную черту можно объяснить так:
Таким образом, при использовании первого метода объект зависит от средств и условий при наблюдении. Второй метод присутствует борьба за приобретение знаний об объекте исследования.
Стоит так же напомнить, что в современных науках по естествознанию, имеет место риск схожей интерпретации элементов исследования, учитывая свидетельства о зависимости наблюдения от ресурсов и запасов. При социально-гуманитарном изучении необходимо обязательно допускать подобную позицию объекта, так как это заложено в определенности данного вида освоения.
Больше всего данному явлению уделил время М. М. Бахтин (1895-1975), а писал он об этом следующее: «Точные науки относятся к монологической форме умений: при помощи интеллекта можно рассмотреть вещь и высказать мнение о ней. Есть только один субъект, то есть познание является созерцанием, а говорение – высказыванием. Противопоставить ему возможно лишь бесгласый предмет. Предметом может называться и восприниматься любой элемент познания, в том числе и живое создание. Однако субъект нельзя воспринять и познать как вещь, так как он не может стать бесгласым, так он может быть лишь диалогическим».
Подведя итоги, можно сказать следующее: мало понимать относительно между зависимостью объектов и субъектов. Нет необходимости увеличивать субъект, и соответственно делить две его составляющие на действующую часть и познающую. Для начала, потому что связь объектов и субъектов необходимо воспринимать как обоюдную и неизбежную. Во-вторых, стоит принять тот факт, что человек, который действует как объект, не может уже восприниматься в виде субъекта.
Задача, которая ставиться перед социально-гуманитарным познанием – прохождение границ объективизации.
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
Урок : Обществознание – 10 класс
Тема: Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
Образовательные: Расширить и углубить знания о деятельности в социально-гуманитарной сфере. Рассказать об общественных потребностях и мире профессий. Познакомить учащихся с профессиональными требованиями и конкуренцией на рынке труда, с особенностями профессий социально-гуманитарной направленности. Познакомить учащихся с профессией политолога и социолога.
Развивающие: Развивать умения анализировать материал, работать с тестом, обобщать, работать в группе, умение преподносить материал.
Воспитательные: Воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Тип урока: Изучение нового материала.
Учебник: Обществознание: профильный уровень для 10 кл. общеобразовательных учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебни кова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 20 07. 416 с.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
1. Мотивация к изучению нового материала.
2. Общественные потребности и мир профессий.
3. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.
4. Мотивы выбора профессии.
5. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.
6. Профессия политолог.
7. Профессия социолог.
3. Работа по плану урока.
1. Мотивация. Немногим более полутора лет отделяют вас от окончания школы. Многие из вас уже примерно представляют, в каком вузе, лицее, колледже они продолжат образование, кто-то еще колеблется, а у кого-то выбор был сделан давно и часть пути уже пройдена. Но и им полезно еще раз поразмышлять над тем, какие профессиональные возможности открывает профильная социально-гуманитарная подготовка, какие проблемы могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности.
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И МИР ПРОФЕССИЙ
— За тысячелетия существования цивилизации круг профессий безмерно расширился.
— По подсчетам социологов, в настоящее время в нашей стране насчитывается более 20 тыс. профессий. И сегодня их численность продолжает увеличиваться. Наряду с появлением новых профессий часть традиционных, а иногда и появившихся сравнительно недавно занятий отмирает.
прокуроры, занимающиеся расследованием экономических преступлений
судья по делам несовершеннолетних
В условиях рыночной экономики существует рынок груда. Высока стоимость дефицитных профессий, т. е. таких, в которых потребность уже возникла, а людей, владеющих ими, чрезвычайно мало, а также сложных профессий, где найти мастеров своего дела достаточно трудно. Вместе с тем немало профессий, в которых труд оплачивается не слишком высоко, но общество в них нуждается. На эти профессии всегда есть спрос, а это очень важно, так как трудоустройство практически гарантировано. В нашей стране среди гуманитарных профессий такими востребованными, но не достаточно высокооплачиваемыми являются профессии учителей, библиотекарей, воспитателей детских садов и ряд других.
— Понятие «должность» ýже, чем понятие «профессия» и даже «специальность».
Должность — это трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и т. д. Например: профессия — учитель, специальность — история и обществоведение, должность — директор школы. Впрочем, в данном случае должность может быть и «учитель основной и старшей школы».
Вывод: Сегодня социологи говорят о новом явлении в российской жизни — «избыточном образовании». Суть его в том, что, с одной стороны, в общей численности безработных увеличивается количество людей с высшим образованием, а с другой — растет число выпускников вузов, работающих не только не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования. Так, сегодня количество менеджеров, юристов превышает потребность общества более чем в два раза, экономистов больше, чем нужно, на одну треть. В этом же списке актеры, режиссеры, эстрадные певцы и т. д.
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
1. В современном мире образование является одной из важнейших социальных ценностей. Оно открывает доступ к другим общественным благам: социальному статусу, материальному благополучию, социальной устойчивости.
2. Сегодня в нашей стране по окончании учебного заведения молодые люди не получают гарантированного трудоустройства, как это было еще два десятилетия назад.
3. Молодой специалист должен трудоустраиваться самостоятельно. О том, что далеко не все выпускники оказываются успешными на рынке труда, свидетельствует статистика: 40% от общего числа безработных составляют люди в возрасте до 30 лет.
4. Что нужно чтобы успешно соперничать на рынке труда, — это качество образования.
Конечно, диплом МГУ, МГИМО и еще двух-трех десятков престижных учебных заведений является хорошей рекомендацией, но он не дает полной гарантии трудоустройства.
5. Требуется владение практическими навыками, для ряда профессий — коммуникативными умениями и многим другим, что ценится сегодня работодателями. Трудоустройству на постоянной основе часто предшествует испытательный срок, в ходе которого и выясняется наличие или отсутствие этих качеств у будущего специалиста.
6. Еще одним условием, способствующим успешному трудоустройству, является наличие хотя бы небольшого стажа работы. Он свидетельствует, что человек уже обрел, пусть начальные, практические навыки, дополняющие теоретическую подготовку. Поэтому желательно начать работать еще во время учебы. Это тяжело, зато приобретается трудовой стаж. А если студент трудится по избранной специальности, то появляются и начала профессионализма. Можно освоить умения, которые невозможно приобрести без практики, быстро обнаружить пробелы в получаемых знаниях, что придает учебе более осмысленный характер.
4. МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
2. Нужно обладать определенными склонностями и способностями к избранной профессиональной деятельности.( чаще всего мотивом их выбора является престижность или знаковость профессии)
3. В наши дни престиж профессии формируется под воздействием средств массовой информации, а также произведений современной литературы, кино.
4. Значимым мотивом в выборе профессии также является привлекательность содержания образования, того круга учебных дисциплин, которые предстоит изучать в вузе.
Безусловно, увлеченность процессом учения очень важный фактор, который значительно повышает качество приобретаемых знаний и умений. Однако, как показывают данные исследований, такие выпускники далеко не всегда представляют, где их знания впоследствии пригодятся, где они будут востребованы. В дальнейшем это может породить проблемы в трудоустройстве, вызвать разочарование в избранной профессии.
5. Выбирая профессию, необходимо по возможности более четко представлять, чем придется заниматься, возможный круг обязанностей, плюсы, минусы, возможные сложности. Это позволяет сделать профессиограмма, которая является описанием профессии и дает информацию как о ее особенностях, так и об особенностях профессиональной деятельности
Вывод: Задумайтесь еще раз, все ли вы учли при определении будущей профессиональной деятельности, соотнесите ее с общественными потребностями и собственными возможностями. Еще есть время все взвесить, внести необходимые изменения.
5. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1. Перед вами обширный список: это библиотекарь и журналист, социолог и редактор, учитель гуманитарных дисциплин в средней школе и преподаватель гуманитарных дисциплин в вузах, философ, прокурор, искусствовед, театровед, учитель начальной школы, воспитатель детского сада, адвокат, следователь, лингвист, политолог, литературовед, психолог, экскурсовод, архивариус, переводчик, археолог, ученый-исследователь в различных отраслях гуманитарного знания, имиджмейкер и многие другие.
2. Социально-гуманитарные знания — это знания о человеке и общественных отношениях, о том, что окружает человека, что так или иначе оказывает прямое или опосредованное влияние на развитие как человека, так и общества.
3. В основе профессиональной деятельности лежит взаимодействие с людьми. Или, как говорят ученые, социально-гуманитарные профессии связаны с деятельностью в системе «человек — человек».
— знания о том, как выстроить диалог,
— как расположить к себе собеседника или аудиторию,
-как вызвать на откровенность замкнутого и, не задев самолюбия, не обидев, остановить излишне разговорчивого,
— как направить беседу в нужное русло
2. приобретение соответствующих личностных качеств
— уважение к чужому мнению,
— признание права другого человека на свою точку зрения, на свою позицию и ошибку,
3. эмпатия, т. е. умение поставить себя на место другого
4. несут в себе элементы творчества, предполагают способность к импровизации
5. это постоянная учеба, которая не заканчивается никогда
6. требует хороших знаний из смежных областей
6. ПРОФЕССИЯ ПОЛИТОЛОГ
В последние годы одной из популярных стала профессия политолога. Вы уже знаете, что политология как наука имеет два направления: теоретическое и прикладное.
«Ученый таков, что он не печалится в бедности и не гордится тем, что обладает славой и богатством. Правители мира не могут его стеснить, старшие в мире не могут его обременить, начальники по службе не могут его опечалить. Вот почему его зовут ученым человеком. Нынче же люди зовут друг друга учеными без всякого на то основания».
Конфуций (ок. 551—479 гг. до н. э., китайский философ и педагог)
— исследуют природу власти и ее назначение в обществе;
— границы властных ресурсов;
— что может и должна власть, а где должны кончаться ее полномочия, чтобы общество могло развиваться динамично, быть продуктивным.
1. история политических учений, воззрений на политику, историю эволюции власти.
2. теория политических партий
3. теория политического лидерства,
4. проблемы формирования политических элит и их функций в обществе
5. типы и природа лидерства.
1. роль и место политических институтов и политических систем.
2. изучаются различные политические процессы.
— Что такое политическая реклама, большинство из вас хорошо представляет по лозунгам, огромным фотопанно, роликам на телевидении.
— Политический маркетинг — это разработка и проведение в жизнь различных политических акций, которые в определенной степени способствуют продвижению политических идей, делают их привлекательными для избирателей.
— Политический консалтинг включает в первую очередь оказание консультационных услуг, предусматривающее, в частности, такие виды деятельности, как опросы общественного мнения, осуществление связи с общественностью. Он используется при разработке стратегии деятельности политической партии, целей и способов использования средств массовой информации, услуг
Что еще может ждать человека, избравшего профессию политолога? Продаваемый политологами продукт — это интеллектуальные услуги, в которых нуждаются те, кто стремится во власть или уже входит во властные структуры. Рынок этот достаточно узкий, и на сегодняшний день он переполнен. Таким образом, каждому, кто вступает на это поприще, следует иметь в виду, что ему придется побороться за место под солнцем. Как правило, политологи, еще не завоевавшие авторитета, выполняют малопривлекательную и тяжелую работу. Это они бегают по различным редакциям, пробиваются на встречи с избирателями политиков-конкурентов (причем сделать это бывает порой довольно трудно), ночами обрабатывают получаемую информацию, отвечают на телефонные звонки и т. д. Но их не приглашают выступать на телевидении, принимать участие в политических дискуссиях, их имена не упоминаются в прессе, к ним не обращаются за советом.
Нужно помнить и о том, что многие политологи работают под определенный социально-политический заказ. Не они выбирают ту или иную политическую элиту, которой будут оказывать услуги, а, наоборот, политическая элита покупает услуги политологов. Что здесь плохого? Дело в том, что в этих случаях специалисту данной отрасли знания приходится подчас поступаться собственными политическими предпочтениями, создавать имидж политику, которого он не уважает, проталкивать политические идеи, которые он не разделяет.
7. ПРОФЕССИЯ СОЦИОЛОГ
1. Для того чтобы принятые решения, касающиеся жизни многих людей, были оптимальными, необходима помощь социологов.
2. Для большинства людей социолог — это тот, кто останавливает их на улице или звонит по телефону и просит ответить на вопросы какой-то анкеты. Однако это только малая и видимая часть работы социолога.
3. Социолог — это в первую очередь специалист, который собирает и обрабатывает многообразную информацию о различных сторонах общественной жизни. Его исследования дают представления как об обществе в целом, так и об отдельных его субъектах, например фирмах, общественных организациях, социальных группах.
4. В центре внимания социологов и ответы на одни из важнейших вопросов: что из себя представляет человек в конкретном обществе, каковы наиболее распространенные формы его поведения, каковы его приоритеты в политике, экономике, этике, как, в каких формах осуществляется взаимодействие людей из разных социальных слоев?
Опрос общественного мнения — это одна из важнейших и очень сложных составляющих социологических исследований. Его провести не так просто. Чтобы исследование было репрезентативным, т. е. достоверным, необходимо определить, сколько и каких людей нужно опросить. Понятно, что в деревне Алтайского края и в подмосковном поселке городского типа люди живут в разных социально-экономических условиях и различаются по культуре, точно так же отличаются друг от друга по этим и многим другим параметрам жители Москвы и, например, Торжка Тверской области. Восьмидесятилетний человек, окончивший 7 классов в 30-х гг. XX в., по вкусам, взглядам на жизнь, своим социальным запросам будет отличаться от тридцатилетнего агронома с высшим образованием. Значит, надо определить, сколько и каких людей нужно опросить, в каких регионах, в каких населенных пунктах. На языке социологов это называется «выборка», причем ее нельзя сделать один раз, она делается под каждое социологическое исследование, в зависимости от его целей.
Столь же сложным является и составление анкет, поэтому к их разработке привлекаются специалисты. Их главная задача — сделать так, чтобы ответы на вопросы анкеты давали нужную и важную информацию. Полученные сведения обрабатываются с помощью специальных методик, анализируются, и на основе сделанных выводов составляются рекомендации.
5. Где нужны социологи? В наше время трудно найти какую-либо сферу общественной деятельности, которая бы не нуждалась в социологических исследованиях. Это и туристический бизнес, и сфера коммунального хозяйства, и промышленность, и образование, и сфера культуры, и книгоиздательство, и, как говорилось ранее, политика и т. д.
6. Для того чтобы провести социологическое исследование, помимо уже названного, нужно обладать обаянием, коммуникабельностью, уметь проявить заинтересованность, уметь не только слушать, но и слышать человека.
занимающаяся исследованием проблем социальных групп, классов, слоев, проблемами межличностных и межгрупповых взаимодействий, природой различных социальных конфликтов и т. д. Как и в политологии, социологические исследования требуют обращения к книгам, журналам, газетам, документам, электронным СМИ. И точно так же, как взаимодействуют между собой теоретическая и прикладная политология, не могут обойтись друг без друга теоретическая и прикладная социология.
Разумеется, как и в каждой иной деятельности, в профессии социолога есть и свои сложности и проблемы. Наверное, не следует идти в эту область человеческой деятельности, по крайней мере в прикладную социологию, тем, кто не склонен к тщательному, кропотливому анализу, у кого, что называется, от цифр рябит в глазах. Но сложности не только в этом. Сегодня определились социологические центры, пользующиеся авторитетом. Он поддерживается как высоким уровнем профессионализма, так и бескомпромиссностью, поскольку руководители этих центров не допускают фальсификации результатов исследования. Попасть на работу в такие центры довольно сложно. Именно поэтому для молодого специалиста трудоустройство является проблемой, и он может найти работу в таком социологическом центре, который за плату подтасовывает данные. Так вольно или невольно можно оказаться причастным к массовому обману людей.
Многие хозяйственные предприятия обзаводятся собственными социологическими службами, и, кроме того, есть центры, обслуживающие предприятия, которые не имеют своих социологов. А так как, в отличие от политиков, производственная сфера всегда заинтересована в объективном исследовании, то в этом случае вряд ли придется идти на обман.
Завершая разговор о работе социолога, следует сказать, что сегодня в России это относительно новая профессия. В СССР социология не получила широкого развития. В настоящее время социология — это бурно развивающаяся наука, сегодня эта профессия востребована и работу можно найти, правда не всегда хорошо оплачиваемую.
4. Закрепление изученного материала.
1. Назовите профессии, появившиеся совсем недавно, но просуществовавшие очень недолго. Проанализируйте причины, приведшие к их ранней «смерти».
2. Опираясь на знания обществоведческого курса и знания истории, раскройте причины актуализации проблемы выбора профессии в XX в.
3. Охарактеризуйте общественные блага, которые дает образование. Докажите, что эти блага имеют значимость для каждого человека.
4. Чем вы можете объяснить, что профессия преподавателя имеет очень низкий рейтинг в профессиональных предпочтениях выпускников?
5. Домашнее задание. Проработать параграф 5-6. Письменно выполнить задания:
1. Как, по-вашему мнению, в чем причины конкурентной борьбы на рынке профессионального образования? Какое влияние эта конкуренция оказывает на качество образовательных услуг? Используя знания обществоведческого курса и опираясь на свой жизненный опыт, сформулируйте критерии, которые следует учитывать абитуриенту при выборе учебного заведения.
2. Опираясь на знания литературы, приведите примеры литературных героев, причиной драмы которых стала их невостребованность.
3. Работая в разных сферах профессиональной деятельности, специалист обогащает свои знания и совершенствует свою профессиональную деятельность. Докажите правильность этого утверждения.