социально аксиологический профиль что это
Социально аксиологический профиль что это
Направление подготовки «Философия»
Характеристика направления «Философия»
С 2011 года факультет философии и психологии осуществляет подготовку студентов по направлению «Философия» (бакалавриат). Философия – как отрасль науки и как учебная дисциплина – традиционно ориентирована на гуманизацию общественной жизни. Ее роль значительно повышается в связи с непростой экономической и социокультурной ситуацией, связанной с недавно пережитым страной мировым финансовым и экономическим кризисом, что сопровождается размытостью ценностей, снижением авторитета науки, культурного уровня и состояния здоровья населения, в том числе и молодежи. Подготовка студентов по направлению «Философия» нацелена на формирование широкой культурной и теоретической базы будущего специалиста, гуманистической системы ценностей и развитие творческого мышления. Все это является необходимым условием для становления личности современного философа-профессионала.
Организация учебного процесса направления «Философия»
Приоритетом в образовательной деятельности факультета философии и психологии в целом и его философских кафедр как выпускающих по данному направлению высшего профессионального образования, в частности, является высокое качество подготовки специалистов на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики. Залогом этого служит тот богатый опыт по реализации специальности «Философия», который накоплен факультетом и его философскими кафедрами.
Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100 «Философия» (бакалавриат). Настоящий ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 534 от 19 мая 2010 года.
Форма обучения – очная (нормативный срок обучения – 4 года). Выпускники получают квалификацию «бакалавр».
В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. При этом, согласно требованиям ФГОС ВПО, лекционные занятия составляют 38% от всех аудиторных занятий, 20% аудиторных занятий (семинарских, практических) проводятся в интерактивных формах. В целях интенсификации процесса обучения, повышения его качества, активизации познавательной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями широко используются активные методы обучения, аудиовизуальные и мультимедийные средства.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и итоговой государственной аттестации (студенты сдают государственный междисциплинарный экзамен по философии и защищают выпускную квалификационную работу).
Выпускники-философы имеют возможность продолжать обучение на факультете в магистратуре по направлению 030100 «Философия», а затем повышать свою квалификацию, обучаясь в аспирантуре по философским специальностям на факультете (09.00.01 – онтология и теория познания, 09.00.05 – этика, 09.00.11 – социальная философия), а также в аспирантурах по философским специальностям других вузов и научных учреждений страны (Института философии РАН, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета и др.).
В прошедшие годы система управления качеством образовательного процесса, реализуемого на факультете по специальности «Философия», получила международное признание. Так, в 2006 году факультет философии и психологии успешно прошел международную сертификацию созданной системы менеджмента качества и получил Международный сертификат организации National Quality Assurance Limited (NQA, Великобритания) на соответствие системы менеджмента качества требованиям Международного стандарта ISO 9001 : 2000. В 2009 году система была ресертифицирована, в 2010 году факультет успешно прошел надзорный аудит, проведенный Сибирским сертификационным центром – представителем NQA в России. Подтверждено соответствие действующей на факультете системы менеджмента качества требованиям Международного стандарта ISO 9001 : 2008.
Характеристика профилей направления «Философия»
Философские кафедры факультета как выпускающие кафедры реализуют профили подготовки будущих философов: профиль «Теоретико-методологический», профиль «Социально-аксиологический», профиль «Философско-мировоззренческое регулирование в социальных практиках».
По профилю «Теоретико-методологический» изучаются такие дисциплины, как «Онтология и теория познания», «Логика», «Философия и методология науки», «История зарубежной философии», «История русской философии», «Философские вопросы естествознания», «Философские проблемы политической науки» и др.
По профилю «Социально-аксиологический» изучаются такие дисциплины, как «Социальная философия», «История зарубежной философии», «История русской философии», «Философия антропология», «Этика», «Эстетика», «Иррационализм в контексте европейской культуры», «Философия религии» и др.
Профиль «Философско-мировоззренческое регулирование в социальных практиках» (с 2021 года) ориентирует будущих философов преимущественно на понимание и объяснение механизмов протекания социальных практик широкого спектра, а также мировоззренческое их регулирование, исходя из знания базовых традиционных / современных философских положений и умения критически им пользоваться. По данному профилю изучаются такие дисциплины, как «История зарубежной философии», «История русской философии», «Философская антропология», «Этика», «Эстетика», «Философия религии», «Онтология и теория познания», «Логика», «Философия и методология науки», «Концепции современного естествознания», «Наука как феномен культуры», «Философия гуманитарных наук», «Современные проблемы социального познания», «Социальная философия», «Философия информационного общества», «Концепт идеологии в истории социально-философской мысли», «Основы философии политики», «Философия экономики и социальное регулирование», «Иррационализм в контексте европейской культуры», «Медиафилософия», «Философия диалога», и др.
Помимо этого, независимо от профиля, все студенты направления «Философия» проходят солидную психолого-педагогическую подготовку и получают право, согласно ФГОС ВПО данного направления, осуществлять педагогическую деятельность, то есть работать учителями обществознания в общеобразовательных школах, преподавателями обществознания и философских дисциплин в колледжах и средних специальных учебных заведениях.
Практики направления «Философия»
Важным компонентом образования будущего философа является его практическая подготовка. В соответствии с ФГОС ВО направления «Философия» предусмотрено проведение научно-исследовательской и педагогической практики. При реализации научно-исследовательской практики закрепляется и расширяется профессиональный опыт проведения научно-философского исследования, сбор обучающимися необходимого для данной работы теоретического материала, совершенствование профессиональных умений его анализа и систематизации.
На 4 курсе бакалаврам-философам предстоит пройти педагогическую практику продолжительностью 4 недели. В ходе педагогической практики студенты осваивают методику преподавания обществознания и других философских дисциплин на разных уровнях системы образования (общеобразовательные школы, колледжи, средние специальные учебные заведения) и воспитательной работы с обучаемыми, приобретают опыт общения и взаимодействия с учениками, их родителями, студентами, педагогами. Прохождение педагогической практики завершает изучение студентами цикла психолого-педагогических дисциплин и дает им право преподавать философские дисциплины, в том числе обществознание, в общеобразовательных школах, колледжах, средних специальных учебных заведениях.
У факультета философии и психологии сложились устойчивые и продуктивные контакты с рядом образовательных организаций, являющихся базами для проведения педагогической практики студентов-философов: гимназии, лицеи, общеобразовательные школы г. Воронежа, музыкальный колледж им. Ростроповичей, Музыкально-педагогический колледж, Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж и др.
Ведущими в организации и осуществлении образовательного процесса по направлению «Философия» в ВГУ являются кафедра онтологии и теории познания (профиль Теоретико-методологический) и кафедра истории философии и культуры (профиль Социально-аксиологический) факультета философии и психологии.
В сентябре 1998 года были организованы и вошли в состав факультета кафедра истории философии и кафедра систематической философии (последняя на базе общеуниверситетской кафедры философии). В 2006 году кафедра систематической философии была переименована в кафедру онтологии и теории познания.
В настоящее время заведующим кафедрой онтологии и теории познания является доктор философских наук, профессор Кравец А.С., заведующим кафедрой истории философии и культуры является кандидат философских наук, доцент Кукарников Д.Г.
Численность профессорско-преподавательского состава кафедры онтологии и теории познания составляет 16 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 14, в том числе докторов философских наук, профессоров – 5, кандидатов философских наук, доцентов – 10, преподавателей – 1 человек. Остепененность преподавателей кафедры онтологии и теории познания составляет 87,5%, в том числе докторов наук, профессоров – 31,2%.
Численность профессорско-преподавательского состава кафедры истории философии и культуры составляет 8 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 7, в том числе докторов философских наук, профессоров – 3, кандидатов философских наук, доцентов – 4, преподавателей – 1 человек. Остепененность преподавателей кафедры истории философии составляет 87,5%, в том числе докторов наук, профессоров – 37,5%.
В реализации основной образовательной программы направления «Философия» участвует 18 кафедр ВГУ. Всего с этих кафедр образовательный процесс по данному направлению осуществляют 44 человека, из них доля преподавателей с учеными степенями и званиями составляет 35 человек (79,5%), в том числе докторов наук, профессоров – 10 человек (22,7%).
Таким образом, высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава позволяет качественно осуществлять образовательный процесс по направлению «Философия».
Материальная база направления «Философия»
На факультете философии и психологии создана учебно-методическая и материальная база для эффективной организации обучения студентов по направлению «Философия». В настоящее время в образовательном процессе используются 14 аудиторий, в том числе кабинет иностранного языка, два кабинета информационных технологий, оснащенные современным учебно-научным оборудованием, мультимедийной, аудио- и видеотехникой, компьютерами, подсоединенными к сети Интернет и имеющими систему электронной почты. Уровень оснащенности факультета этим оборудованием и степень его новизны достаточны для качественного ведения образовательной деятельности по направлению «Философия».
В ходе реализации основной образовательной программы направления «Философия» непосредственно используются 33 компьютера из 43 имеющихся на факультете.
Квалификационные характеристики выпускников-философов
Согласно ФГОС ВПО направления «Философия», область профессиональной деятельности бакалавров-философов включает: общеобразовательные учреждения, учреждения среднего профессионального образования; академические научно-исследовательские организации, связанные с решением философских проблем; редакции средств массовой информации, музеи и библиотеки; органы государственной власти, муниципального управления, общественные организации и коммерческие структуры. Объектами профессиональной деятельности бакалавров философии являются: различные формы бытия, процессы развития природы, общества и сознания, различные сферы социокультурного пространства (наука, искусство, религия), мировая философская мысль в ее истории, теория и практика общественной коммуникации, процессы познавательной и творческой деятельности, философские аспекты формирования и развития личности.
В соответствии с полученными знаниями, умениями, навыками и компетенциями выпускник-философ участвует в решении комплексных задач в сферах образования, государственного и социального управления и осуществляет следующие основные виды профессиональной деятельности:
Философ должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
1) в научно-исследовательской деятельности – сбор, анализ, классификация и систематизация научной информации по теме исследования, подготовка информационных сообщений, докладов и тезисов, подготовка научных обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографических указателей по тематике проводимых исследований, участие в работе семинаров, научно-практических конференций, симпозиумов;
2) в педагогической деятельности – педагогическая и учебно-методическая деятельность в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования;
3) в организационно-управленческой деятельности – применение полученных знаний и навыков для организации и планирования своей профессиональной деятельности, а также работы различных коллективов, использование полученных знаний для выработки жизненной стратегии и решения организационных задач.
Трудоустройство выпускников направления «Философия»
На факультете организована и плодотворно ведется работа с выпускниками. Выпускающие кафедры по направлению «Философия» (онтологии и теории познания, истории философии) поддерживают регулярные контакты со своими выпускниками, благодаря чему имеются и ежегодно обновляются базы данных о трудоустройстве выпускников-философов.
Занятость выпускников-философов приближается к 90,0%. Они работают в органах государственной власти и социального управления, в общественных организациях, коммерческих структурах, научных и образовательных учреждениях.
Факультет получает положительные отзывы на выпускников-философов от работодателей. Это свидетельствует о высоком качестве подготовки специалистов в области философии факультетом философии и психологии ВГУ.
АКСИОЛОГИЯ — что это такое. Учение о ценностях
Аксиология – это теория ценности, как особенная наука в философии появилась в России в конце 19 века. Человечество всегда волновала система ценностей, ее место в отношениях между людьми. В каждой социальной группе были свои понятия о добре, зле и истине, это отразилось в трудах многих ученых.
Что такое аксиология?
Что изучает аксиология? Ответ на этот вопрос философы формулируют так:
Главной темой своей философской позиции ценности сделал Сократ, определив, что ценность, которую удалось реализовать – это благо и польза. Ученые Средневековья называли такие категории, как полнота бытия, добро и красота. В современной трактовке аксиология, как ветвь философии, проявляется, когда понимание бытности делится на реальность и ценность, в качестве шанса реализовать себя, продемонстрировать способности своего разума.
Что такое аксиология в философии?
Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей. Много лет философы разных эпох доказывали свою точку зрения, ведь в каждом веке существовали свои главные ценности. Единых для всех нет, разные люди называют не схожие категории того, что они считают ценным для себя. Ученые отмечают такие проявления:
И только в начале 20 века ученые попытались понять, как же видит мир каждый человек, в какой степени данное понимание отвечает внутренним и цивилизованным образцам. Философы-аксиологи ориентируются на формулу идеала, но при общих категориях, ведь у каждого человека – свои представления, даже у мужчин и женщин они отличаются. Поэтому речь идет об объединении философских единиц измерения.
Что такое аксиология культуры?
В современной трактовке аксиология, как учение о ценностях, занимает особое место в культуре, которая сама является сборником ценностей. По аксиологическим меркам, культура – это:
Аксиологическая цель – сохранить важную роль ценностей. Ценность – это значимость объектов мира для людей, и определяется не по свойствам, а по роли для разных социальных групп. Красоту, добро, честность каждый трактует по-своему, исходя из общих категорий, но нет в мире явлений, одинаково значимых для всех. Есть значимости личные, характерные для пола или возраста, то, что ценно для одного народа может быть абсолютно не существенно для другого.
Функции аксиологии
Аксиологический метод используется во многих науках, потому что система ценностей является основным стержнем любой идеологии. Она определяет рамки поведения человека, этические нормы, развитие вкуса и ощущение прекрасного. Аксиологический подход предоставляет возможность:
Исследователи выделяют три функции такой науки, как аксиология:
Аксиологический подход в психологии
Аксиологический подход в психологии часто используется для переоценки ценностей людей, которые оказались в тяжелой ситуации. Нередко на первом месте такие личности ставят ошибочные стереотипы, и чтобы человек правильно осознал личностные и общественные ценности, психологи опираются на аксиологический метод:
Аксиологический подход в педагогике
Аксиологический подход в воспитании формирует индивидуальность, которая бережет национальное наследие, выстраивает линию своего поведения, с учетом моральных норм и идеалов. Чтобы воспитать настоящего гражданина, который понимает и умеет ценить свое наследие, педагоги:
Аксиологический подход к культуре
Аксиология культуры выделяет четыре высшие ценности, сформулированные учеными разных времен, и которые постоянно проявляются в духовной жизни:
Ценность воплощает подход к конфигурациям людского существования, стягивает духовное к разуму и воле человека. Поэтому аксиологическая функция – определять ценность, как осознанное бытие для каждой личности. Существует три уровня культуры в реализации ценностей:
Аксиология: что это простыми словами, краткий обзор, идеи
Что такое аксиология?
Аксиология — это одна из дисциплин философии, предметом изучения которой являются ценности. Согласно аксиологии, именно ценности образуют фундамент нашего бытия, они представляют собой главную движущую и мотивирующую силу в жизни человека. К задачам аксиологии относится изучение структуры, характеристик и иерархического построения системы ценностей, а также познание ее природы и научной специфики.
Основным вопросом аксиологии является вопрос о соотношении оценки и ценности, одна из основных этических, эстетических и познавательных проблем современности. Даже признав такие ценности как истина и красота, человек не станет отождествлять их с благами, а оценки — с ценностями, эти понятия просто не совпадут в человеческом сознании, но ценности способны дать смысл любому действию человека.
Первым использовать термин «аксиология» в самом начале 20 века стал философ из Франции П. Лапи. В дальнейшем аксиология была признана самостоятельной философской дисциплиной, основной задачей которой стало определение роли разума в общей структуре бытия.
Что изучает аксиология?
Описываемая дисциплина изучает:
Основополагающие признаки и характеристики ценностей в различные эпохи менялись и дополнялись. Так, Сократ определял реализованную ценность в качестве блага, называя ее полезной, а средневековые мыслители дополнили данное понятие такими категориями как красота, доброта и полнота бытия. В наши дни философы выделяют аксиологию в отдельную философскую ветвь, делящую сферу понимания бытия на ценность и реальность.
Таким образом, первым мыслителем, задавшимся вопросом о ценностях в философском понимании этого слова стал Сократ. Данный вопрос занял место центрального в его философии, ценность Сократ считал благом, причисляя ее к абсолютным идеям, придающим вещам истинность
Причины зарождения
Процесс появления аксиологии делится на несколько периодов. Попытки понять и конкретизировать систему ценностей прослеживаются еще в Античности, но тогда понятие ценности не являлось предметом, выделяемым мыслителями в отдельную категорию. Становление аксиологии в качестве самостоятельной ветви философии относится ко второй половине 19 столетия, данный процесс связывают с рядом следующих обстоятельств:
Следовательно, появление аксиологии и ее дальнейшее становление в качестве самостоятельной дисциплины в философии было связано со специфическими условиями, в которых находилась во второй половине 19 столетия европейская интеллектуальная жизнь. Именно тогда исчерпали себя импульсы, заданные в эпоху Просвещения, а ученые четко осознали момент перелома эпох, за которым неизбежно следуют и перемены в векторе развития научной и философской мысли. Подобные тенденции вылились в единое стремление о подведении итогов развития классической философии и переходом к новому этапу ее развития, связанному с большим плюрализмом мнений, а также значительным числом новых учений и философских школ.
Обращение к системе ценностей на тот момент стало, с одной стороны, своеобразным отображением кризисных явлений в просвещенческом рационализме с попыткой преодолеть их, с другой стороны оно явилось свидетельством перехода философии к новой стадии в ее развитии. Помимо этого, обнаружились принципиальные различия во всевозможных системах познания, которые, при этом, могли активно взаимно дополнять друг друга. Дальнейшее развитие аксиологии поспособствовало выявлению и осознанию неоднородности научных знаний, что создало условия для их последующего упорядочения и систематизации.
Периоды развития
Исторически развитие аксиологии делится на три основных периода:
«Ценность» как основа аксиологии
К основополагающей в аксиологии категории относят «ценность». Естественно, данное понятие имеет множество трактовок, а потому оно может по-разному восприниматься каждым отдельным индивидом, поскольку в смысл указанного термина уже включен оценочный момент (ведь определяя что-либо для себя как ценное, мы делаем его значимым в собственных глазах). Однако, то, что является ценностью для одного человека, может вызывать полное безразличие у окружающих, что закономерно вскрывает проблему объективности либо субъективности при определении характера ценности.
Подобно истинности, ценность нельзя отнести к свойствам, она лишь связывает мысль и окружающую нас реальность. А человек, определяя свою собственную систему ценностей, основывается сугубо на индивидуальном жизненном опыте, личных интересах и потребностях. Ценность имеет положительное для индивида значение, ее роль для себя он определяет не на основе ее свойств, а на основе вовлеченности конкретной вещи в его жизнь.
Ценностный мир отличается огромным динамизмом, при этом он сильно зависим от мира людей, поскольку природу в принципе отличает ценностная нейтральность. Изменяется и восприятие ценностей, к примеру, в античное время к категории высших ценностей относили гармонию и полноту жизни, в Средневековье система ценностей стала носить уже ярко выраженный религиозный характер, а в Эпоху Возрождения высшей ценностью признавался гуманизм. На современном этапе развития человечества ценности могут рассматриваться как важные и приносящие пользу вещи и предметы, также ценностями признаются идеалы, принципы и нормы, имеющие большое значение, как для отдельных людей, так и для больших групп населения.
При всем их разнообразии и множественности, ценности классифицируют по следующим признакам:
Таким образом, иерархическая структура ценностного мира соответствует структуре духовного мира личности. Именно формирование собственной системы ценностей является главным фактором при становлении индивида в качестве самостоятельной личности. Помимо этого, наличие у человека системы ценностей является признаком усвоения им принятых в обществе норм и правил, при одновременном наличии у него собственных норм, основанных на личном опыте.
Социально-аксиологическая функция
1.2. Социально-аксиологическая функция.
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.
Коснемся лишь одного момента — общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политический режим — следствие.
Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора).
Содержание отдельных философских систем, как бы ни казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны, постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь. В результате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии.
Неоднозначность связи свойственна не только отдельным частям философского знания, но и отношению философии к другим общественным наукам, например, политэкономии и политологии. Известно, например, что марксизм как политэкономия был принят не только В. И. Лениным, но многими другими политическими деятелями, в числе которых был и Г. В. Плеханов; политические же выводы из марксизма у Ленина и Плеханова, т. е. политологические построения, были различными. Если теперь взять философию, то с политэкономией К. Маркса оказались связанными и диалектический материализм, и эмпириомонизм, и неокантианство.
Из сказанного вытекает, что нет одной лишь дороги от философии к политике. Философская система, базирующаяся на материализме и диалектике, столь же мало несет ответственность за тот или иной политический режим, сколь и философия Ф. Ницше или М. Хайдеггера — за установление фашистского режима в Германии в 30-х годах нашего столетия.
Общественный идеал, как отмечал П. И. Новгородцев, имеет свои корни в живой человеческой личности. Этот идеал устанавливается философией в связи с основной нравственной нормой, каковою является понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании. «В силу безусловного своего значения личность представляет ту последнюю нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала. Никогда не должна быть она рассматриваема как средство к общественной гармонии; напротив, сама эта гармония является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена лишь в той мере, в какой способствует этой цели». Если исходить из конкретного рассмотрения личности во всей полноте ее нравственных определений, то в ней тогда обнаружится и стремление к общему и сверхиндивидуальному. Тогда открывается возможность и установить связь отдельных лиц между собой, и вывести основания общественного идеала. Общество — это не нивелировка личностей, но именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач, а восполнение своих сил в стремлении к идеалу. Жизнь ее колеблется между двумя полюсами, — стремлением к индивидуальному самоутверждению и тяготением к безусловному и сверхиндивидуальному.
Рассмотрение взглядов П.И. Новгородцева на проблему общественного идеала позволяет нам достаточно четко уяснить себе то значение, какое имеет философия для индивида и общества в своем социально-аксиологическом аспекте.
1.3. Культурно-воспитательная функция.
Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.
Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.
Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.
Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твердости убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции. Наоборот. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое, основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.
Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.