социальная психология личности что это
Лекция №1. Социальная психология личности
Цель: Дать общее представление о предмете и объекте социальной психологии, познакомить со структурой. Показать социальную обусловленность развития и становления личности. Добиться усвоения понятий «социализация» и пути ее осуществления, «потребности», «мотивы». Показать важность таких составляющих личности, как интересы, мировоззрение, цели и ценности в регуляции поведения человека.
Добиться знания студентами роли социальных норм и социального контроля в регуляции поведения человека.
План:
1. Предмет и объект социальной психологии. Структура социальной психологии.
2. Социальная психология личности.
1. Потребности практики обусловили необходимость поиска наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях деятельности, в том числе в медицине.
Социальная психология –это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.
Основными категориями социальной психологии являются:
Предметом исследования в социальной психологии являются различного рода контакты между людьми. Они могут быть непосредственными («лицом к лицу») и опосредованными. Например, путем использования средств массовой коммуникации: радио, телевидения, кино, Интернета. Такими различными путями осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, а также общества в целом. Иногда контакты случайны и сравнительно непродолжительны, в других же случаях, напротив, носят систематический характер, например, на работе.
Объектом социальной психологии выступают как небольшие по численности группы, так и крупные общности людей: нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий. Они могут различаться по степени организованности. Например, огромная толпа на площади, собравшаяся по поводу массового праздника и крупное воинское подразделение. Контакты возникают не только между отдельными индивидами, но и целыми группами. Межгрупповые отношения могут варьироваться от взаимопонимания и сотрудничества до острой конфронтации.
Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить ее следующие разделы:
— социальная психология личности.
— социальная психология общения и межличностного взаимодействия,
— социальная психология групп.
Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой человека: вопросы социализации, социально-психологических качеств личности, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.
Социальная психология общения рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), их механизмы, типы взаимодействия людей – от кооперации до конфликта. Тесно связаны с этими проблемами и вопросы социального познания, такие как понимание и оценка людьми друг друга.
Социальная психология групп изучает групповые явления и процессы, структуру и динамику малых групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.
2. Если рассматривать личность как явление социально-экономическое, это те функции, которые выполняет человек, будучи членом общества, те роли, которые он играет в жизни.
Личность – это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека и конкретных социальных условиях.
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации, природе человека заложены возможности его будущего психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности. Благодаря освоению социального опыта, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Может ли человеческий детеныш автоматически стать человеком, как это происходит с любым детенышем животного?
Формирование личности – социализация – заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, а также принятых в обществе норм и ценностей, овладении личностью эталонными образцами и нормами поведения данной социальной среды. В широком смысле слова – это овладение личностью культурой общества, формирование у нее социально-адаптированного поведения, способности быть субъектом социальных отношений и социального действия. Иными словами, социализация – это умение жить среди людей и выполнять определенные роли.
Для развития собственно человеческих качеств и черт недостаточно только родиться представителем человеческого рода. Необходимы особые условия формирования человеческой личности – воспитание, обучение, труд и другие формы взаимоотношений и взаимодействий с внешним миром. К специальным институтам, одной из функций которых является социализация личности, относятся семья, детский сад, школа, профессиональные учебный заведения, молодежные организации.
Таким образом, в процессе социализации человек вооружается знаниями основ наук, соответствующими умениями и навыками, получает умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Однако социализация не исчерпывается обучением и воспитанием. Она базируется на психической активности самой личности, включении ее в практическую социальную деятельность. Социализация заключается в усвоении общественных ролей, и чем шире «ролевой репертуар» личности, тем больше улучшаются способности человека к адаптации, формируется умение по-разному вести себя в различных социальных ситуациях. Например, отдавать распоряжения в роли начальника и исполнять их в роли подчиненного, просить о помощи и оказывать ее. При узком «ролевом репертуаре» адаптационные возможности личности невысоки. Усвоив ограниченное количество социальных ролей, человек испытывает трудности в каждой новой ситуации.
Основным фактором социального формирования личности является направленность. Это система доминирующих, социально обусловленных отношений личности к окружающим, к коллективу, к обществу. В них проявляются такие черты характера, как коллективизм, общительность, чувство собственного достоинства, профессиональная гордость и самокритичность, выражается отношение к самому себе.
Направленность имеет многоуровневую структуру, в основе которой лежит потребность – необходимость, являющаяся источником активности человека, внутреннее состояние нужды в чем-либо. Выделяют следующие виды потребностей:
— первичные (биологические, материальные) – лежат в основе жизнедеятельности, их удовлетворение обеспечивает существование человека. Например, потребность в воде, сне, пище, сексуальные потребности.
— вторичные (социальные) – выражают общественную природу человека. Например, потребность в общении, труде, признании.
— История, однако, знает множество примеров удовлетворения духовных потребностей, независимо от степени удовлетворения биологических.
Маслоу полагал, что люди мотивированы (т.е. стремятся) к поиску личных целей и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал человека, как существо, которое почти всегда чего-то желает. Если одна потребность удовлетворена, тут же появляется другая и контролирует внимание и усилия человека.
В основании пирамиды находятся физиологические потребности (органические): голод, жажда, половое влечение и другие.
На следующей ступени располагаются такие базовые потребности как потребности в безопасности. Это стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач.
Следующая ступень представляет собой потребность в принадлежности и любви. Она включает в себя стремление принадлежать к общности; находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.
Следующая потребность – потребность в уважении. Это стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, авторитету.
На следующей ступени располагаются познавательные потребности. Они включают в себя стремление много знать, уметь, понимать.
Следующая ступень представлена эстетическими потребностями. Это стремление к гармонии, порядку, красоте.
На высшей ступени пирамиды расположены потребности в самоактуализации. Они предполагают стремление к реализации своих способностей, к развитию своей личности.
На основе потребностей возникают интересы. Это стремление человека выделять и активно познавать специфические предметы и явления окружающей действительности. Интерес заставляет его действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности.
Наличие интересов является важнейшим условием духовного и физического развития человека, побуждает его расширять кругозор, приобретать знания. Интересы облегчают его деятельность, помогают добиваться высоких результатов. Если человек чем-то интересуется, он готов преодолеть большие трудности, чтобы заниматься любимым делом. Вместе с тем, человеку свойственен какой-то приоритетный интерес, которому он серьезно посвящает свою жизнь. Эти приоритетные интересы определяют мировоззрение – систему взглядов человека на мир, общество и самого себя. Это важнейшее качество личности, определяющееся направленностью личности, в свою очередь само определяет ее направленность. Мировоззрение не является врожденным, а формируется в процессе жизнедеятельности и общения, под влиянием обучения, самообразования, социальной среды.
Очень важно, чтобы интересы человека отличались действенностью, которая включает в себя три основных параметра: осознанность, организованность и интенсивность деятельности. Достижение цели возможно лишь тогда, когда человек способен сознательно планировать свою деятельность, самостоятельно контролировать ее и активно действовать, доводя начатое до конца.
Возникшие потребности направляют личность на активный поиск путей их удовлетворения, становятся побуждающей основой его деятельности. Так формируются мотивы. Мотив – это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности. А.Н. Леонтьев называл мотив «опредмеченная потребность». Другое определение гласит: мотив – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.
Мотивация – это внутренне побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением актуальной потребности. Она представляет собой совокупность мотивов активной деятельности. Чем сильнее мотивация, тем выше результативность деятельности (есть оптимальный уровень соответствия). Наряду с внешней мотивацией (мотив хорошего студента) есть внутренняя. Так, успешному обучению способствует внутренняя познавательная мотивация.
— осознанными, когда человек понимает, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. Характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями,
— неосознанными, если человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к данной деятельности. Характеризуются установками и влечениями.
Основным мотивом, движущей силой личности является стремление к самореализации и самовыражению. Эффективное социально-психологическое взаимодействие человека невозможно без учета особенностей его мотивации. Поведение человека – это вершина айсберга, «подводную « часть которой образует доминирующая система мотивов, потребностей, интересов, система отношений к окружающим и к себе. Альтруистические мотивы проявляются в стремлении помогать людям на бескорыстной основе. В их основе лежит способность безвозмездно жертвовать чем-либо ради других и чувство ответственности. Эта важная психологическая предпосылка успешности профессиональной деятельности медработника, обуславливающая потребность служить людям, облегчать страдания больным.
Понятие личности в социальной психологии
Сущность понятия личности
Социальная психология личности исследует личность, в том числе вопросе ее формирования и социализации, групповое положение и систему общения, межличностных отношений.
Понятие «личность» способно раскрывать социально-психологическую суть индивида, которая формируется в ходе усвоения человеком общественных форм поведения и сознания, исторического опыта общества (личностью человек может стать под воздействием жизни в обществе, в том числе в результате обучения, воспитания, общения, взаимодействия).
Социологией личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы, в качестве социального типа (продукт общественных отношений). Психология учитывает, что одновременно с этим личность является не только объектом отношений в обществе, не только испытывая социальное воздействие, но и преломляя, преобразуя их. Это обусловлено тем, что личность постепенно начинает выступать в качестве системы внутренних условий, посредством которых происходит преломление внешнего воздействия общества. Подобные внутренние условия можно представить в виде совокупности объединенных наследственных биологических свойств и социально обусловленных качеств, сформированных под воздействием предыдущих социальных воздействий. В процессе формирования личности внутренние условия характеризуются большей глубиной, при этом одинаковое внешнее воздействие способно оказывать на различных индивидов различное влияние. Так, личность представляет собой не только объект и продукт отношений в обществе, активный субъект деятельности, самосознания и общения.
Психология начала использовать понятие «субъект» с введение его С. Л. Рубинштейном. В деятельности можно выделить внутренние и внешние условия, внешние условия включают социальные и природные воздействия, а внутренние условия представлены самим субъектом. Внешние условия способны действовать лишь посредством внутренних. При этом субъект, отражая внутренние условия, осуществляет действия с помощью внешних, чем изменяет себя. Таким образом, субъект активен, являясь сам продуктом собственного действия, что способствует изменению внешнего воздействия.
Типы субъектов и особенности личности
Индивид живет в 3 сферах мира:, включая природу, общество и культуру. По этой причине выделяют 3 типа субъектов:
В широком понимании понятие «личность» состоит во всех трех типах субъектов.
Есть и более узкое понимание личности, которая представляет собой совокупность отношений в обществе. Здесь необходимо подчеркнуть, что личность является социальным понятием, выражающим все, что есть в человеке над природой (историческое). Личность нельзя считать врожденной, она проявляется в ходе социального и культурного развития, формируясь в совместной деятельности и общении. При этом она испытывает на себе воздействие общества и культуры.
Тем не менее, личность в теории нельзя рассматривать в качестве слепка той культуры и того общества, к которому индивиды принадлежат. Здесь социальные факторы накладываются на индивидуально-психологические и биологические особенности человека. Как отмечал А. Г. Асмолов, личность включает 2 субстанции: социально-типическая и индивидуально-уникальная, в которой уникальность может быть достигнута через собственную активность, свои мысли, поступки, личную ответственность.
Личность представляет собой не только целеустремленную, но и самоорганизующуюся систему, объектом внимания и деятельности которой является не только внешний мир, но и она сама. Это находит проявление в определенном чувстве «Я», включающем в себя представления о себе и самооценку, программу совершенствования, привычную реакцию на свои качества, способностях наблюдать и анализировать свое поведение. Быть личностью означает активность в жизненной позиции. О ней говорят: на том стою и не могу по-другому. Быть личностью – значит выбирать, при этом выбор возникает в силу внутренней необходимости с оцениванием последствий принятых решений и способностью отвечать перед собой и обществом. Быть личностью – значит постоянное построение самого себя и других, владение системой средств и приемов, посредством которых можно владеть своим поведением, подчиняя его своей власти. Личность обладает свободой выбора и несет ее бремя.
В узком понимании личность – это субъект решения проблем, выбор, который помогает самостоятельно и ответственно решать проблемы.
Личность находит проявление при столкновении человека с конфликтами или проблемами. Человека нельзя считать личностью, если он не может сам решить свои жизненные проблемы, неся ответственность за свои решения и поступки.
Личность можно представить в виде активно осваивающего и целенаправленно преобразующего природу, общество и себя человека, который обладает уникальным динамичным соотношением между пространственно-временными ориентациями, потребностно-волевыми переживаниями, содержательными направленностями, уровнями освоения и формами реализации деятельности, обеспечивающей свободу самоопределения в поступках и степень ответственности за последствия.
Степень свободы личности, или свободы выбора, воли, можно определить возможностью человека выбирать тот или иной вариант поведения, часто вопреки социальным обстоятельствам или своим влечениям. По мнению М. Шелера, человек – это единственное существо, способное в любое время сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям. Он не свободен от социальных влияний, но именно от человека зависит, сдастся он или сможет противостоять обстоятельствам социума. В этом понимании свобода представляет собой тот момент, когда человек самостоятельно должен принимать решение, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф. М. Достоевский). По определению В. Франкла свобода личности часто переходит в произвол, если ее не переживать с позиции ответственности.
Социально-психологическое понимание личности
Возникновение социально-психологических явлений происходит через взаимодействие социальной среды, группы и личности.
Социальная среда включает все то, что окружает людей в их социальной жизни. Она представляет собой конкретное проявление, своеобразие отношений в обществе на определенной стадии их развития.
Социальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций (оэфа). Также ее зависимость обусловлена классовой и национальной принадлежностью, внутриклассовыми различиями соответствующих слоев, бытовыми и профессиональными отличиями (разделение на «городскую среду», «деревенскую среду», «среду производства», «артистическую среду» и др.).
Итак, общественно-экономическая формация в конкретности (историческая, демографическая, географическая и национальная) определяет данную социальную среду, которая порождает определенный образ жизни и вслед за этим образ поведения и мыслей. По этой причине, принципиальный путь личности состоит в следующей цепочке:, общественно-экономическая формация → социальная среда → образ жизни → личность.
В соответствии с биологическим аспектом расовые различия, включая внешность, цвета кожи, волос, по генетике обусловлены. Но расовые психологические различия характеризуются не только биологическими причинами, а разными культурно-этническими нормами и условиями жизни. Не происходит генетическая передача национальных психологических особенностей, но осуществляется их формирование при воспитании и инкультурации ребенка в соответствующей социальной культурной среде. Например, ребенок, родившийся в России, но воспитанный в Америке, будет обладать американским национальным характером, выполняя культурные и социальные нормы общества в США. Сравнивая расы, средние различия групп намного меньше, чем диапазон личных различий в каждой группе.
В соответствии с позицией Г. М. Андреевой, социальная психология личности — это отрасль, определяющая личность. Это определение дает общая психология, выясняя, в каких определенных группах личность, с одной стороны, способна усваивать социальные влияния (с помощью какой системы ее деятельности), а с другой стороны, как, в каких определенных группах происходит реализация ее социальной сущности (с помощью какой совместной деятельности).
Специфика социально-психологического подхода состоит в выявлении, каким образом происходило формирование социально-психологических черт, по какой причине в одних условиях формирования личности происходит их проявление в полной мере, а в других возникают определенные социально-типические черты, вне зависимости от принадлежности личности к соответствующей социальной группе. Для этого внимание акцентируется на микро среде формирования личности. В первую очередь, важно определить, с помощью каких групп общество влияет на личность, то есть, каким образом происходит социализация личности. С другой стороны, социальная психология рассматривает итоги взаимодействия личности и группы, что представляет собой проблему социальной установки.
Так, К. К. Платонов указывал на то, что осуществляя социально-психологический анализ личности, важно точно разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». Исследователь дал определение личности: «Личность — это человек в качестве субъекта активной деятельности. Он преобразует мир, а следовательно, является носителем сознания и самосознания».
По мнению Е. В. Шороховой, основой социально-психологического понимания личности являются характеристики социального типа личности в качестве специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, системы ролей и др. Она определяла предмет социальной психологии посредством перечисления объектов социально-психологического исследования, в число которых включены:
Социальная психология личности
Необходимость жить и взаимодействовать с другими людьми ведет к тому, что психическое состояние человека во многом зависит от социального слоя, в котором он живет и работает. Любые проявления эмоций или чувств одного человека влияют на социальную группу, с которой он взаимодействует. В психологии есть специальный подраздел, направление, которое занимается изучением всех психических проявлений человека в социуме, как это влияет на социальную группу в целом, – социальная психология.
В цивилизованном мире все построено на взаимодействии и адаптивности. Постоянно находясь, живя или работая в одной определенной группе людей, человек естественным образом влияет на общий психологический фон этой ячейки общества. Но при этом, сам социум оказывает немалое влияние на эмоциональное состояние человека. Другими словами, происходит взаимодействие общества и человека как личности на психическом уровне.
Социальная психология является неким связующим звеном между психологией и социологией. Психология в большей степени изучает влияние различных факторов на внутренний мир личности. Социология занимается анализом процессов в социуме и вне личности, то есть рассматривает поведение в социуме. А в социальной психологии объектами изучения являются мнения и отношения как внутреннего, так и внеличностного плана.
Отступление вглубь истории
До начала ХХ века социальная психология как таковая не существовала. Существовала социальная философия, которая стремилась объяснить закономерность поведения человека в обществе, раскрыть всю природу конфликтов в социальной среде, определить очаги влияния.
Согласно Г. Тарду (1843-1904), развитие общества зависит от взаимного влияния личностей внутри него через подражание. Например, одеваться в том же стиле, что и знаменитости, вести себя также. Подражание помогает определить ценности, обычаи и нормы поведения в конкретном социуме, частью которого является человек. Благодаря изысканиям Г. Тарда, понятие наследственности приобрело новую трактовку. Помимо естественной, появилось определение и социальной наследственности.
А вот французский социолог и психолог Г. Лебон (1841 — 1931), изучая эмоциональную составляющую всех социальных процессов, ввел новое понятие психического заражения. Другими словами, человек на подсознательном уровне, через эмоциональное восприятие, перенимает основную линию поведения у социальной группы, с которой он взаимодействует – живет, работает или общается.
Еще одним основоположником социальной психологии считается Э. Дюркгейм (1858-1917), основатель социальной школы во Франции. Он объяснил принцип поведения человека как последствия коллективного сознания.
Дальнейшие исследования дополняли и разъясняли, уточняли и выделяли главные моменты в общих понятиях социальной психологии. Но основная мысль осталась неизменной – все изменения в обществе, социуме, имеют огромное влияние на развитие личности. А личность, как составляющая социума, взаимодействуя с другими через эмоции, мысли или поступки, влияет на развитие социального слоя.
Основные понятия в социальной психологии
Социальная психология изучает все аспекты влияния на поведение и психическое состояние человека социальной группы, с которой его объединяют реальные отношения и общая цель: семья, школа, рабочий коллектив, длинная очередь за чем-нибудь. Все это группы людей, которые на эмоциональном уровне влияют на поведение друг друга.
Поток пешеход на улице нельзя назвать социальной группой, ибо они никак не взаимодействуют. Это человеческая масса. Собрание людей, у которых есть общая цель, называется уже толпой. Например, долгое ожидание транспорта на автобусной остановке некой группой лиц подразумевает некое общение – на самые различные темы. Но основная цель у всех одна – дождаться автобуса.
Для того чтобы назвать несколько человек группой, следует правильно определить цель, которая их всех объединяет. Для примера можно взять ту же очередь в магазине. Покупатель стремиться купить товар, а продавец продать. Или университет: студент ходит на лекции, чтобы по их окончании получить соответствующий документ, а преподавательский состав стремиться выдать сей документ студенту. И именно эта трактовка является правильной.
Ошибочно считать, что студент приходит на занятия для получения знаний. Нет, именно посещение занятий и выполнение заданий приближает его к конечной цели – получению диплома. То же касается и преподавателей. Своими лекциями, заданиями, зачетами и экзаменами преподавательский состав приближает момент вручения диплома студенту.
Группы также делятся на два вида:
Если в основе власти руководителя лежит некий документ, то есть она навязана группе людей, то власть лидера является результатом добровольного решения группы, поэтому она абсолютна.
Предметом социальной психологии является изучение поведения при взаимодействии личности и социума. Психическое и эмоциональное состояние человека во многом зависит от социума, его окружающего. Два человека будут вести себя спокойно и уравновешенно, мирно беседовать, созерцать или заниматься общим делом. Это межличностные отношения и взаимодействие здесь происходит с минимальным ущербом, но максимальной пользой.
Как только группа людей увеличивается, эмоциональное взаимодействие приобретает более сложную структуру. В группе из трех человек, каждый будет пытаться подстроиться под общее настроение, подспудно и неосознанно выискивая лидера, поведению которого он будет подражать. Неосознанное копирование поведения происходит в основном из-за страха быть отвергнутыми и непонятыми. А для человека как личности и объекта социума большего страха, чем одиночество, нет.
По количеству участников, группы делятся на малые – от 3 до 10 человек, средние от 10 до 25 участников, и большие — свыше 25 участников. Помимо этого, группы подразделяются на закрытые и открытые. Открытый тип группы предполагает смену участников взаимодействия. Например – рабочий коллектив. Работники увольняются, приходят новые, сменяется руководство и так далее.
Закрытый тип группы намного специфичнее. В такой группе люди объединяются для какой-то определенной цели, а по ее достижении группа распадается и перестает существовать. Взять тех же студентов. Посещая лекции, они объединены общим стремлением получить диплом, состав группы не меняется или меняется, но в незначительной степени. А по окончании учебы и получении дипломов, студенты расходятся, и группа как таковая перестает существовать.
Основные задачи исследований
Социальная психология затрагивает основные аспекты общественной жизни и является ее неотъемлемой частью. Чтобы понять суть взаимодействия и влияния социума и личности, следует изучать и анализировать все феномены и проблемы, которые возникают при взаимодействии.
В задачи социальной психологии входит определение, исследование и анализ главных проблем, которые возникают в конкретном социуме. Расизм, феминизм или межрасовые или межкультурные проблемы – изучение этих феноменов и является основной задачей социальной психологии.
Социальная психология личности изучает основные проблемы, которые возникают при вхождении личности в определенный социум. Как поведение одной личности влияет на социальную группу и как от этого меняется структура группы. В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности, то есть человек подстраивается под нормы поведения и ценности того социума, частью которого она становится.
Чтобы наладить отношения с людьми, которые входят в ту же социальную группу, необходимо понять, проанализировать и подстроить свое поведение под общепринятый шаблон. Чаще всего это происходит на подсознательном уровне. Человек начинает копировать общие поведенческие черты, даже не задумываясь об этом.
Намного сложнее адаптация происходит, если у человека и социума есть несовпадения в определении ценностей или присутствует несогласованность во мнении или взглядах на некоторые вещи.
Для адаптации очень важен социально-психологический климат. Если социальная группа существует в мире и согласии, то вхождение нового человека пройдет гладко и без лишних проблем. В обратном случае, любые напряжения во взаимоотношениях внутри группы негативно отразятся на способностях личности и ее взаимодействии с группой.
Отрасли социальной психологии
Любая социальная деятельность подразумевает разные стили общения. В зависимости от эмоциональной составляющей отношений внутри социума, меняется не только характер и содержательная часть общения, но и влияние на саму личность, и деятельность социальной группы. Для примера, общение с друзьями происходит на доверительном уровне, а вот с начальством общение строится исключительно на решение деловых и производственных вопросов и не всегда сопровождается доверием или эмоциональной зависимостью.
Чтобы охватить весь спектр проблем, социальная психология разделена на отрасли, которые исследуют определенные проблемы и феномены конкретной социальной среды:
— социальная психология труда. Изучает проблемы социально-психологического плана внутри коллектива, их влияние на трудовую деятельность, совместимость личностей внутри группы, особенности общения и влияние психологического климата коллектива на работоспособность личности.
— социальная психология управления. Изучает проблемы, связанные с управлением деятельностью социальной группы. Также рассматривает социальную роль и позиции личности в системе управления отношений, совместимость группы и эффективность управления ею, причины конфликтов и подобное.
— экономическая психология. Изучает проблемы, связанные с хозяйственной жизнью общества. Основными предметами изучения являются проблемы и факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности, воздействие рекламы на потребителя и так далее.
— политическая психология. В основе этой отрасли лежит изучение всех психологических компонентов, влияющих на общественно-политическую жизнь социума, как это влияет на сознание и поведение всех участников политического процесса, и формирование интересов в общественно-политическом плане.
— психология этноса. Главным предметом изучения являются особенностиопределенной национальной группы. Проблемы в отношениях на международном и межнациональном уровне, влияние стереотипов и национальных ценностей на общение, природа возникновения конфликтных ситуаций между народами и этническими группами.
Помимо этих отраслей, социальная психология занимается исследованиями взаимодействия личности и социума в научной, культурной, образовательной среде. Занимается проблемами религии и права, семьи и других социальных взаимоотношений.
Основные методы исследования
Чтобы понять природу взаимоотношений и взаимовлияния личности и социума, необходимо проанализировать саму природу социальных и психологических явлений, а также их закономерность. Методы социальной психологии заключаются в следующем:
— систематизация феноменов и проблем социума, а также поиска концепций
— исследования и диагностика, которые включат в себя наблюдение, опрос, эксперимент и моделирование ситуаций, а также тестирование
— обработка и интерпретация, чтобы выявить отклонения и дать им объяснение
— коррекция и терапия, для улучшения характеристик, навыков и умений, как группы, так и отдельной личности
— мотивация и управление, то есть побуждение личности или группы к действиям для достижения конкретной цели
— обучение и развитие, дабы группа или личность могли реализовать весь свой потенциал и повысить компетентность
— конструирование и творчество, для развития способностей и возможностей социальной группы.