состояние ребенка удовлетворительное что значит
Клиника с Нуля
С 9:00 до 21:00, 365 дней в году
без перерыва и выходных
Что такое «шкала Апгар» и для чего она нужна?
Каждая мамочка в роддоме сталкивается с тем, что после родов в карточке ребёнка появляются две цифры с интересным названием «оценка по шкале Апагар». Что значит эта оценка и что вообще это за шкала такая? Сегодня обо всём расскажем.
Почему именно Апгар?
Шкала Апгар – это международный, принятый во всём мире способ быстрой оценки состояния новорождённого малыша. Автором этой шкалы является врач-анестезиолог, которая долгое время работала в акушерстве, Вирджиния Апгар. Именно она на 27-м конгрессе анестезиологов в 1952 году предложила данный метод. Через 11 лет венгерский педиатр Йозеф Буттерфилд придумал мнемоническое правило, привязав к каждой букве фамилии Apgar один из критериев оценки состояния новорожденного.
Шкала Апгар состоит из двух цифр или баллов, которые выставляет врач-неонатолог при осмотре новорождённого. Первая оценка определяется через минуту после рождения, вторая – через 5 минут.
Шкала Апгар – критерии оценки
A – цвет кожных покровов малыша
P – пульс, качество и количество сердечных сокращений
G – выражение лица, мимика ребёнка
A – двигательная активность, мышечный тонус, подвижность малыша
R – рефлексы и дыхание ребёнка
Баллы выставляют двойные, на 1 и 5 минуте жизни ребёнка, например, 8/10, 5/8 и так далее.
Критерии для оценки шкалы Апгар
Исходя из суммы баллов состояние ребёнка подразделяют:
Главная задача данной шкалы заключается в оценке состояния малыша сразу после рождения, чтобы решить, нужна ли ему медицинская помощь.
Как правило, цифры данной шкалы не говорят о физическом и умственном развитии малыша, не прогнозируют отставание, а лишь говорят о его состоянии на момент рождения и через 5 минут после. Не стоит отчаиваться и паниковать, если цифры немного не такие, как хотелось бы. Важно, чтобы в этот момент рядом были квалифицированные врачи, которые окажут всю требуемую медицинскую помощь. Берегите себя и своих детей и будьте здоровы!
Состояние ребенка удовлетворительное что значит
Объективно оценить тяжесть состояния новорожденного ребёнка очень сложно. Это связано с анатомо-физиологическими особенностями детей разного гестационного возраста, наличием транзиторных состояний и различными компенсаторными возможностями в зависимости от пренатального развития. И всегда значимую долю субъективизма в оценку состояния вносят специализация, стаж и опыт врача, проводящего осмотр новорожденного человека.
По общепринятой терминологии состояние больного может быть удовлетворительным, средней степени тяжести, тяжелым и критическим. По классике общей практики состояние больного определяют, как удовлетворительное, если «функции жизненно важных органов относительно компенсированы. Это, как правило, отмечается при легких формах течения болезни». Сразу же возникает вопрос: может ли общее состояние больного новорожденного ребенка, даже если болезнь протекает в легкой форме, быть удовлетворительным?
Об общем состоянии средней тяжести говорят в случае, «если заболевание приводит к декомпенсации функций жизненно важных органов, однако не представляет непосредственной опасности для жизни больного». Видели ли вы новорожденного ребенка с декомпенсацией хотя бы одной витальной функции, чтобы это не представляло опасности для его жизни?
Общее состояние больного определяют, как тяжелое в случае, если развившаяся в результате заболевания декомпенсация функций жизненно важных органов представляет непосредственную опасность для жизни больного либо может привести к инвалидности. Думаю, что любой неонатолог по этому определению оценил бы состояние новорожденного как критическое, которое «…характеризуется резким нарушением основных жизненно важных функций организма. Без срочных и интенсивных лечебных мероприятий больной может погибнуть в течение ближайших часов или минут».
Выходит, так, что неонатологи склонны преувеличивать степень тяжести своих пациентов? Да, потому что мы знаем насколько быстро может меняться состояние ребенка и какую порой фатальную роль играет недооценка тяжести состояния.
Попытки объективизировать, создать количественную оценку тяжести состояния больных предпринимаются уже более полувека. Шкалы оценки тяжести, используемые в неонатологии:
Нужно отметить, что данные шкалы отличаются высокой валидностью, но лишь в отношении краткосрочного прогноза летальности, пока ребенок находится в ОРИТН. Одним из важных недостатков этих шкал является неспособность дифференцировать влияние интенсивной терапии на тяжесть болезни. И ни одна из предложенных шкал оценки тяжести состояния не отвечает на вопрос: какова же тяжесть состояния конкретного ребенка на момент осмотра.
Исключение составляет шкала NTISS — Neonatal Therapeutic Intervention Scoring System (Gray J.E., Ricahardson D.K., et al., 1992), которая оценивает тяжесть состояния больного по количеству и сложности методов исследования и лечения, необходимых для пациента. Использование данной щкалы диктует строгое выполнение клинических протоколов и стандартов, что не всегда возможно в связи с разным уровнем оказания медицинской помощи.
Тем не менее, разработанные неонатологические шкалы оценки тяжести могут и должны использоваться, как эффективный инструмент сравнительной оценки риска неблагоприятного исхода, а также с целью выявления потенциально хорошей практики, т.к. «… летальность более точно определяется не массой тела и гестационным возрастом, что часто используется для оценки работы различных ОРИТН, а тяжестью состояния больного, определяемого с помощью стандартизированных шкал». Кроме того, объективизация тяжести состояния больных позволяет правильно определять маршрутизацию больных, расставлять приоритеты в кадровой политике, материально – техническом оснащении медицинских организаций.
Практически описание осмотра пациента должно начинаться с оценки общего состояния. Можно ли данную оценку сделать объективной? Возвращаясь к академическому определению, тяжесть состояния пациента определяется степенью функциональной недостаточности систем жизнеобеспечения, т.е. тяжестью течения болезни. Для объективной оценки тяжести состояния используются клинические классификации нозологических форм и ранговые шкалы количественной оценки функциональной недостаточности той или иной системы организма.
Условно принято выделять пять систем жизнеобеспечения.
Об оценке состояния детей с хирургической патологией очень хорошо сказал H. Selye (1950 г.) «… критические состояния прооперированных больных определяются самой операцией в не меньшей степени, чем недостаточностью любой функциональной системы. К тому же последствия такой мощной агрессии, как хирургическое вмешательство, всегда сказываются на всем организме».
Еще есть особенные нозологии перинатального периода, которые могут обуславливать тяжесть состояния новорожденных детей. Например, асфиксия новорожденного. С 1952 года педиатры и неонатологи всего мира пользуются шкалой Вирджинии Апгар при оценке состояния новорожденного ребенка в первые минуты жизни. Именно эта шкала лежит в основе скрининга тяжести асфиксии.
Тяжесть состояния новорожденного ребенка может быть обусловлена течением гемолитической болезни, при этом основными критериями, согласно клинических рекомендаций РОН и РАСПМ (2017 г.), являются клинико-лабораторные данные.
Понятно, что в случае развития болезни страдает весь организм, а не какая-то отдельно взятая система, но всегда даже при полиорганной недостаточности можно выделить ведущий патологический синдром, который и будет определять тяжесть состояния больного ребенка.
Итак, попробуем дать определения тяжести состояния новорожденного ребенка.
Состояние может быть удовлетворительным, когда нет нарушений функции жизненно важных органов. Это транзиторные состояния периода новорожденности, недоношенность, дети с задержкой массы и роста, дети с малыми аномалиями развития (без нарушения функции органа).
О состоянии средней степени тяжести мы говорим в случае, когда функциональная недостаточность скомпрометированных систем жизнеобеспечения компенсируется самим организмом по механизмам ауторегуляции.
К критериям тяжелого состояния относятся:
Эффективность интенсивной терапии отличает тяжелое состояние от критического, которое характеризуется протезированием двух и более витальных функций организма и прогрессивным ухудшением состояния, несмотря на проводимое лечение. Таким образом, на сегодняшний день проблема создания интегральных шкал оценки тяжести общего состояния новорожденных детей не теряет своей актуальности. Практически, основным критерием тяжести состояния больного является степень клинической выраженности ведущего патологического синдрома. Важно понимать, что степень тяжести состояния — величина непостоянная и должна оцениваться в динамике.
Шкала АПГАР: оценка новорожденных в баллах
Шкала Апгар – это самая первая проверка состояния здоровья новорожденного сразу после его рождения. Оценка по шкале АПГАР позволяет определить самочувствие ребенка при рождении и через несколько минут после него.
В 1950 году американский акушер Виржиния Апгар предложила оценивать только что родившегося ребёнка не только по первому крику, но и ещё по четырём показателям: частоте сердцебиений, частоте дыхания, окраске кожи, мышечному тонусу.
Что оценивают по шкале АПГАР
А (Аppearance в переводе «внешний вид»). Окраска кожи. Критерий определяет цвет кожи ребенка. Цвет кожи здорового новорожденного в первые минуты жизни может иметь цианоз (синюшную окраску кожи), акроцианоз (посинение рук и ног), дистальный цианоз (кистей и стоп), периоральный цианоз (посинение вокруг рта). В течение 24 часов после родов посинение кистей и стоп может расцениваться как обычное явление, так как происходит перестройка кровообращения после рождения. Редко, когда ребенок рождается целиком розово-красного цвета.
П (Рuls Heart Rate) – пульс. Измеряется частота сердечных сокращений (сердцебиение). У новорожденных сердце работает чаще, чем у взрослых, поэтому пульс у новорожденного должен быть больше 100, в идеале от 120 до 140 ударов в минуту.
А (Activity Muscle Tone) – активность движений. Тонус мышц ребёнка. У здорового доношенного новорожденного голова слегка приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей лежат под четырьмя остальными, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах. В положении ребенка на боку голова иногда слегка запрокинута. Здоровый ребенок должен реагировать на раздражающие факторы, например, при раздражении подошвы, у малыша происходит выраженное разгибание большого пальца и веерообразное расхождение остальных. Нормальный доношенный новорожденный (если его уложить животом на ладонь) способен удерживать голову и туловище на одном уровне в течение 3—5 секунд. Эта проба позволяет одновременно оценить тонус мышц шеи, туловища и конечностей. В первые минуты жизни возможно некоторое снижение мышечного тонуса.
Р (Respiration) — дыхательные движения. Ребенок рождается с безусловными рефлексами, самый главный из которых – это вдох. В норме новорожденный делает первый вдох в течение 30 секунд после родов, а устойчивое самостоятельное дыхание устанавливается в течение 90 секунд. Врач подсчитывает число дыханий в течение минуты. В норме новорожденный делает от 40 до 50 вдохов-выдохов в минуту.
Шкала АПГАР (таблица)
Оценка по шкале Апгар через 1 минуту говорит об исходном состоянии ребенка и выбора объема первой помощи новорожденному. При низких показателях указывает на тех детей, которым требуется больше внимания. А оценка через 5 минут находится в прямой связи с неврологическим статусом ребенка и говорит об эффективности реанимационных и лечебных мероприятий.
Поэтому оценки по шкале Апгар всегда две, например 8/8 баллов.
Признаки | Оценка | ||
---|---|---|---|
0 | 1 | 2 | |
Цвет кожных покровов | Синюшнее тело, бледные конечности | Розовое тело, синюшная окраска конечностей | Розовый |
Частота сердечных сокращений | Отсутствует | Меньше 100 в минуту | Больше 100 в минуту |
Рефлекторные реакции (ответ на раздражение) | Нет реакции | Гримасы | Плач, чихание, кашель |
Мышечный тонус | Отсутствует | Сгибание конечностей | Активные движения |
Дыхание | Отсутствует | Слабое | Хорошее, громкий крик |
Результаты оценки по шкале АПГАР
Врач субъективно выставляет баллы по шкале в конце 1 и 5 мин жизни. Каждый критерий может набрать максимум 2 балла. Полученные цифры складывают и максимальное количество баллов — 10, однако только небольшой процент рожденных детей получает наивысший бал.
Средняя оценка состояния детей после естественных родов составляет 8/9 баллов, а после кесарева сечения — 7/8 балла.
Сумма 8 баллов и более через 1 минуту после рождения свидетельствует об отсутствии асфиксии (кислородного голодания) новорожденного.
Оценка 7 баллов и выше по шкале АПГАР указывает на хороший прогноз как в отношении жизнеспособности новорожденного, так и его нервно-психического развития.
Если оценка по шкале АПГАР через 5 минут не достигла 7 баллов, то ее проводят и фиксируют каждые следующие 5 минут до того момента, когда она достигнет 7 баллов и более.
Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар ниже 7 баллов (после пяти минут) является противопоказанием к раннему прикладыванию к груди.
Недоношенные новорожденные дети с массой тела более 2000 г при оценке по шкале Апгар 7 баллов и выше могут быть приложены к груди матери в первые сутки жизни.
Баллы по шкале Апгар ниже 7 получают новорожденные, рожденные от беременных женщин, имеющие анемию, патологию щитовидной железы (гипотериоз), болезни мочевыделительной системы, артериальную гипертензию (повышенное артериальное давление), ожирение и болезни нервной системы. Следовательно, у таких женщин чаще рождаются дети с асфиксией разной степени тяжести, чем у здоровых беременных.
Во всех случаях первая и вторая оценка по шкале Апгар вписывается в соответствующие графы истории развития новорожденного.
Новорожденный и баллы по шкале Апгар: самые главные цифры
Юлия Рогозина врач-педиатр
В 1952 году американский врач-анестезиолог Вирджиния Апгар на конгрессе анестезиологов официально представила систему оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни. С тех пор состояние здоровья новорожденного оценивается по пяти показателям: дыханию, сердцебиению, мышечному тонусу, рефлексам и цвету кожных покровов.
Подсчет баллов по Шкале Апгар
Новорожденного младенца осматривают и присваивают 0, 1 или 2 балла по каждому из признаков. Оценка в 2 балла в родильном зале считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл — выражен слабо, 0 баллов — признак отсутствует. При самом лучшем стечении обстоятельств общий счет баллов равен 10. Подсчет баллов проводят дважды: на первой и пятой минуте жизни. Поэтому оценки по Апгар всегда две, например, 8/9 баллов. Очень редко младенцы набирают 10 баллов в первую минуту жизни.
Состояние детей, которые набирают результат от 7 до 10 баллов, считается хорошим или превосходным, и им обычно требуется лишь обычный уход. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут оказаться нужны лишь некоторые реанимационные процедуры. Немедленная реанимация для спасения жизни необходима тем, чей результат ниже 4.
Показатели для оценки состояния новорожденного
Теперь остановимся подробнее на тех самых признаках, по которым происходит оценка младенца на и а при плохих показателях — и на минуте жизни.
Работа сердца. У новорожденного сердечко бьется очень часто, совершая до ударов в минуту. Поэтому частота сердцебиений свыше 100 в минуту оценивается в 2 балла. Если же малыш испытывал нехватку кислорода во внутриутробном периоде или во время родов, то наряду с изменением других показателей у него происходит замедление сердцебиения. Соответственно, пульс менее 100 ударов в минуту оценивается в 1 балл, отсутствие пульсовой волны — 0 баллов.
Частота дыхания. Малыш может совершать до дыхательных движений в минуту, то есть делает вдох-выдох практически каждую секунду. Кроме того, кроха громко сообщает миру о своем появлении. Это оценивается по максимуму — в 2 балла. Если голос новорожденного больше напоминает стон, а не победный клич, если его дыхание медленное, затрудненное и нерегулярное, то ребенок получит 1 балл. Отсутствие дыхательных движений и крика — 0 баллов.
Мышечный тонус. В норме у всех новорожденных повышен тонус мышц-сгибателей. Именно поэтому они находятся в определенной позе: голова приведена к груди, кисти сжаты в кулачки, руки согнуты в локтевых, а ноги — в коленных и тазобедренных суставах, в положении на боку голова слегка запрокинута. При этом движения малыша избыточны, нескоординированны, хаотичны. Он может дрыгать ножками и размахивать ручками совершенно не в лад — тем не менее, как раз такое поведение заслуживает высшего балла. Если конечности ребенка лишь слегка согнуты, а движения — вялые и редкие, за это ставится 1 балл. Отсутствие активных движений и слабый мышечный тонус — 0 баллов.
Рефлексы. Важнейшие безусловные рефлексы начинают функционировать у детей непосредственно после рождения. Первый крик и первый вдох являются рефлекторными. Сосательный и глотательные рефлексы позволяют крохе насыщаться материнским молоком. Больше всего родителей поражают рефлексы ходьбы и ползанья: младенца кладут на животик, подталкивают под пяточки, и только что родившийся малыш преодолевает расстояние в несколько десятков сантиметров; а поставленный (с поддержкой под мышки) на ровную поверхность, он словно выполняет команду «шире шаг!». Если все эти врожденные рефлексы проявляются в полной мере, маленький человечек определенно заслуживает 2 очередных балла. Если рефлексы проявляются неуверенно даже после побуждения, больше 1 он не получит. А их полное отсутствие вообще не приносит баллов.
Цвет кожных покровов. Цвет кожных покровов у новорожденного варьируется от бледно- до ярко-розового, что оценивается в 2 балла. У младенцев с другим цветом кожи (например, мулатов) обследуются белки глаз, цвет слизистых оболочек рта, губы, ладони и нижние поверхности стоп. Дети, появившиеся на свет путем кесарева сечения, чаще всего не испытывают затруднений при прохождении родовых путей, поэтому цвет их кожи обычно лучше и они набирают 2 балла по этому признаку. Если у малыша имеется синюшность ручек и ножек, то ставится 1 балл. При равномерно бледном или синюшном цвете кожных покровов ставится 0 баллов.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | |
Пульс | Отсутствует | Менее 100 уд./мин | Более 100 уд./мин |
Дыхание | Отсутствует | Медленное, нерегулярное | Хорошее, крик |
Мышечный тонус | Слабый | Сгибает ручки и ножки | Активно двигается |
Рефлексы | Отсутствует | Слабо выражены | Вызываются |
Цвет кожи | Синюшный, бледный | Нормальный, но синюшные ручки и ножки | Нормальный по всему телу |
Объективная субъективность
В принципе, данная оценка, несмотря на то, что выставляется она по довольно объективным показателям, является весьма субъективной для прогноза будущего состояния организма ребенка. Однозначно сказать, что малыш, которому поставили 10 баллов по шкале Апгар, здоровее того, кто получил всего 7 баллов, нельзя. Это означает только то, что в первом случае новорожденный нормально дышит, у него розовые кожные покровы и слизистые, он достаточно громко кричит, у него хорошо выражены рефлексы. А во втором случае один или два признака выражены менее ярко: например, младенец мог закричать не слишком громко или иметь признаки цианоза (синюшности кожи).
Результаты, полученные малышом при рождении по шкале Апгар, выглядят примерно следующим образом:
Низкая оценка по данной шкале может быть связана как с одномоментной ситуацией при рождении (острой гипоксией или асфиксией), так и с хроническим состоянием младенца (хронической гипоксией), а также его общей физиологической незрелостью (например, в случае недоношенности).
Наиболее частой причиной низкой оценки по шкале Апгар становится именно гипоксия — патологическое состояние, связанное с кислородной недостаточностью ребенка во время беременности и в родах. Реже при низкой оценке по шкале Апгар у ребенка выявляются признаки физиологической незрелости: вялость, пассивность, сниженный мышечный тонус, подозрительное спокойствие малыша, который не реагирует на грязный подгузник, подолгу спит и редко требует есть.
При низкой оценке по шкале Апгар на минуте жизни малыша крайне важна положительная динамика — прибавка 2 и более баллов к минуте жизни. В этом случае с большой долей вероятности можно говорить о благоприятном прогнозе. Ребенок с низкой оценкой требует особого внимания врачей не только в родильном доме: возможно, ему потребуется определенное лечение и последующее медицинское наблюдение у участкового педиатра.
Оценка по шкале Апгар — и низкая и высокая — это не диагноз, не приговор и не печать брака или знак качества на ребенке. Это — сигнал для акушера и неонатолога об объеме проводимых мероприятий в родовом зале и необходимости реанимации. После этого проводятся дополнительные обследования: клинические анализы крови, мочи, исследование на внутриутробные инфекции, УЗИ-диагностика, нейросонография — и разрабатывается план последующего медицинского наблюдения, лечения и реабилитации.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
ШКАЛА АПГАР
Что такое шкала Апгар, как проводится оценка по шкале Апгар?
Метод Апгар – это способ объективного определения состояния новорожденного в течение первых минут жизни (1 и 5 минута жизни). Метод оценки новорожденного по шкале в баллах или в таблице предложила в 1952 году Вирджиния Апгар (V. Apgar, В. Апгар). Вирджиния Апгар работала врачом анестезиологом в акушерстве, являлась профессором, директором Национального фонда врожденных пороков, проживала в США. Шкала Апгар очень часто используется в акушестве и неонатологии.
Как определяются баллы по шкале Апгар?
Частота сердечных сокращений по шкале Апгар
Первый признак при использовании метода Апгар – это определение частоты сердечных сокращений. Если частота сердечных сокращений у новорожденного малыша отсутствует, ставится 0 баллов. Если частота сердечных сокращений менее 100 ударов в минуту, ставится 1 балл. Если частота сердечных сокращений у ребенка более 100 ударов в минуту, то врач неонатолог ставит 2 балла.
Глубина дыхания | Шкала Апгар
Второй признак при оценке по шкале Апгар – это глубина дыхания. Если глубина дыхания у ребенка отсутствует (ребенок не дышит), ставится 0 баллов. Если дыхание нерегулярное, крик слабый, то ставится 1 балл. Если дыхание хорошее, крик громкий, то врач неонатолог ставит 2 балла.
Мышечный тонус | Шкала Апгар
Третий признак по шкале Апгар или индексу Апгар – это мышечный тонус. Если мышечный тонус у новорожденного ребенка вялый, то ставится 0 баллов. Если при определении мышечного тонуса определяется слабая степень сгибания, то ставится 1 балл. Если движения активные, то врачи неонатолог, акушер ставят 2 балла.
Состояние рефлексов | Шкала Апгар
Четвертый признак по шкале Апгар – это определение состояния рефлексов, реакция на катетеризацию носа, оценка пяточного рефлекса. Если рефлекторная возбудимость у новорожденного ребенка отсутствует, то врач неонатолог ставит 0 баллов. Если рефлексы слабо выражены, определяется гримаса, то ставится 1 балл. Если реакция хорошо выражена, слышен крик новорожденного ребенка, то ставится 2 балла.
Окраска кожных покровов, кожи | Шкала Апгар
Пятый признак при оценке по шкале Апгар – это определение окраски кожных покровов. Если окраска кожи новорожденного ребенка синюшная или бледная, или белая, то врачи неонатологи или акушеры ставят 0 баллов. Если окраска кожи тела ребенка розовая, но при этом окраска конечностей синюшная, то ставят 1 балл. Если окраска кожи тела розовая, то врачи ставят 2 балла.
Оценка по Апгар, шкала, норма, таблица, тест, состояние, индекс
Развернутое цифровое выражение симптомтов, клинических признаков (таблица, или индекс) врач неонатолог, или врач акушер заносят в историю развития новорожденного ребенка. Кроме объективной оценки состояния плода при рождении, методика Апгар позволяет определить показания для реанимации, ее эффективность и прогноз дальнейшего развития ребенка.
При диагностированной асфиксии новорожденного (оценка по шкале методу Апгар 1, 2, 3, 4, 5, 6 баллов) необходимо повторно оценить состояние ребенка через 5 минут после рождения. Это дает возможность оценить эффективность проводимой терапии (лечения), провести ее коррекцию, точно определить ближайший и последующий прогнозы для ребенка.
Примеры результатов оценки баллов новорожденного по шкале Апгар
Риск болезней нервной системы у ребенка
Многолетние исследования частной медицинской практики Сарклиник свидетельствуют, что чем ниже оценка по шкале Апгар при рождении и через 5 минут, тем больше риск вероятности нарушений в нервном, психическом, нервно-психическом, моторном, психомоторном, психоречевом, речевом, физическом развитии детей. Риск смертности новорожденных, получивших через 5 минут оценку 7 баллов и ниже (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 баллов), в 20 раз выше, чем в группе детей с оценкой более 8 баллов и выше (8, 9, 10 баллов). Оценка по шкале Апгар через 5 минут в 6 баллов и ниже является показанием для интенсивной терапии или продолжения реанимационных мероприятий. Значимость оценки по шкале Апгар у недоношенных несколько меньшая, чем у доношенных новорожденных.
Апгар 7, 8; 6, 7; 5, 6; 4, 5; 3, 4; лечение после низких баллов по шкале Апгар
Комплексный подход к неврологическим проблемам ребенка уже после первых курсов лечения дает положительную динамику, улучшается речевое, психическое и моторное развитие у детей, нормализуется мышечный тонус. Большое значение имеют сроки начала лечения. Чем раньше начато лечение, тем быстрее восстанавливаются нарушенные функции. Количество курсов лечения зависит от степени тяжести неврологической патологии. В раннем возрасте головной мозг и нервная система ребенка пластичны и лучше восстанавливаются в функциональном плане. Даже если определенные участки головного мозга были поражены в результате асфиксии, гипоксии (недостаток кислорода), то соседние, здоровые участки могут частично на себя брать эту функцию. Родители, не упускайте драгоценное время. Особенно важен первый год жизни ребенка. Если Вы заметили, что Ваш ребенок вовремя не держит голову (головку), не поворачивается, не переворачивается, не гулит, не сидит, не стоит, не ходит, не улыбается, не говорит, не фиксирует взгляд, это серьезный повод для обращения к специалисту на консультацию. Возможно, потребуется и лечение.