О чем рассказ чехова в аптеке

А.П. Чехов «В аптеке»: описание, герои, анализ рассказ

О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть фото О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть картинку О чем рассказ чехова в аптеке. Картинка про О чем рассказ чехова в аптеке. Фото О чем рассказ чехова в аптеке

Произведение «В аптеке», как и другие рассказы Чехова, носит глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни. Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и помочь ближнему. Все сводится к простым отношениям, которые заключаются в купле-продажи. В случае недостатка у человека материальных средств, его фактически бросают умирать, не желая ни о чем слушать. В лице провизора можно увидеть личность, которая руководствуется строгими правилами, не имея снисхождения к проблемам своих клиентов.

История создания рассказа

Небольшой рассказ А. Чехова «В аптеке» был написан им за несколько часов в 1885 году под именем А. Чехонте. Создал произведение автор в качестве маленькой зарисовки для «Петербургской газеты» в разделе «Летучие заметки». Первый подзаголовок назывался «Сценка». Эту газету читали аристократы, врачи, провизоры и влиятельные люди, которые искали в каждом новом издании что-то о себе. Интересно, что А.Чехов рассказ не добавил в свой полный сборник. Рассказ «В аптеке» видел свет лишь в первом издании собрания сочинений «Пестрые рассказы» в 1886 году.

Анализ рассказа

Описание

Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич, который был у доктора, решил зайти в аптеку, чтобы не терять лишнего времени. Его поглощает загадочная атмосфера аптеки с кучей микстур, баночек, пузырьков, а также особый лекарственный запах. Он отдает приписанный доктором рецепт провизору, который имеет особый внешний вид: «Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай».

Провизор ответил, что лекарство будет готово только через час. Он постоянно делает важный вид, не отвлекаясь на попытки Свойкина заговорить с ним. Он приказывает что-то своим ассистентам на немецком языке и продолжает водить пальцем по газете. Свойкин пытается как-то отвлечь себя, его нестерпимо мучают боли. Учитель тяжело заболел. Он пытается донести это провизору, чтобы тот ускорился с приготовлением лекарства, но тот игнорирует его.

В итоге, когда все готово и приходит время расчета, у больного не хватает 6 копеек. Свойкин просит отдать ему лекарство и обещает занести завтра деньги. Провизор же отказывает клиенту: «Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите». Свойкин приходит домой, из-за мучительных болей он уже не может подняться с кровати и засыпает. Ему снится, что он пришел в аптеку снова и получил свое лекарство.

Главные герои

Свойкин Егор Алексеич – домашний учитель, который сильно заболел. О возрасте и внешности его ничего не говорится. Пытается завести разговор с провизором в аптеке и найти понимание, когда у него не хватило денег рассчитаться за лекарство.

Провизор аптеки – безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и бесчувственный человек, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки.

Ассистенты провизора и кассир – безликие особы, которые отвечают одну фразу: «Ja!».

О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть фото О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть картинку О чем рассказ чехова в аптеке. Картинка про О чем рассказ чехова в аптеке. Фото О чем рассказ чехова в аптеке

А.П. Чехов очень тонко рассматривает глубину души человека. Сочинение «В аптеке» показывает, как один человек нуждается в неотложной помощи, а другой открыто не хочет замечать данный факт. Первый пытается как-то войти в словесный контакт со вторым для того, чтобы отвлечься от мучающих болей и горячки. В лице провизора можно увидеть бесчувственное создание, которое теряет свой человеческий облик по причине отказа входить в положение больного.

Сострадать – вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям, мы становимся ничем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу. В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого, читатель сам может только предполагать, что в итоге случилось с больным. Умер он или на утро сходил в аптеку, этот вопрос автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и бесчувствия.

Источник

Краткое содержание рассказа «В аптеке» и отзыв для читательского дневника (А. П. Чехов)

А. П. Чехов в своем коротком рассказе, который читается за 10 минут, поднимает вечные проблемы, главная из которых – человеческое равнодушие. Многомудрый Литрекон подготовил краткое содержание рассказа «В аптеке» и отзыв для читательского дневника. Так Вы еще быстрее узнаете основные события из книги и вникните в сюжет, пересказанный в сокращении. В финале Вас ждет отзыв. Кстати, у нас еще есть анализ рассказа. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(203 слова) Главный герой, учитель Егор Свойкин, заболел и после приема у врача отправился за лекарством. Ему плохо, начинается бред, однако внимания и сочувствие у провизора он не находит: и быстрее приготовить лекарства нельзя, и разрешить прислать шесть копеек на другой день тоже. Учитель пробует заговорить с провизором, говорит, что ему повезло заболеть в городе, ведь в деревне ему никто бы не помог. Но провизор не отвечает даже на его вопросы, будто посетителя нет.

Егор Свойкин в своем болезненном состоянии становится крайне внимателен к окружающей обстановке, из-за чего замечает все противоречия жизни: ненужные баночки, пренебрежительное отношение «ученого человека» к жалкому посетителю, которых в день приходит десятки. Ему страшно, ведь на лицах аптекарей он находит лишь безразличие к своей беде.

Свойкин умоляет отпустить ему лекарство скорее, потому что ему плохо, а аптекарь в ответ резко требует не облокачиваться о прилавок. Учитель взял с собой только рубль, думая, что ему хватит, но оказалось, что лекарство стоит рубль и шесть копеек. Но в долг давать провизор отказался, хотя было видно, что Свойкину плохо и становится еще хуже.

В итоге учитель ушел домой за деньгами, но пути садился отдыхать раз пять. Дома он уже не смог подняться с постели: в бреду ему снилось, что он беседует с провизором.

Отзыв

(287 слов) В коротком рассказе «В аптеке» рассказывается о человеческом равнодушии, которое может привести к смерти и страданиям. Чехов заставляет задуматься о том, что в каждой ситуации необходимо оставаться человеком, проявлять участие к людям. Главная мысль рассказа «В аптеке» заключается в необходимости сочувствия, понимания и милосердия в трудной жизненной ситуации. Особенно эти качества нужны медицинским работникам.

Чему учит А. П. Чехов в рассказе «В аптеке»? Почти в каждом своем произведении автор привлекал внимание к важнейшей, актуальной и поныне проблеме человеческого равнодушия. Люди часто не слышат друг друга, видят только себя, в быту и в рутине теряют человеческое. Рассказы А. П. Чехова – предупреждение для читателей. Эти выводы подтверждает мое мнение о героях. Свойкин предстает как страдающий человек, вызывающий сочувствие, он дружелюбный и наблюдательный. Провизор же – бездушная машина, в которой не осталось ничего человеческого. Допустим, ему не хотелось по каким-то причинам разговаривать с посетителем, а Свойкин все пытался завести беседу с аптекарем. Но разрешить практически умирающему человеку отдать каких-то шесть копеек потом – вполне возможно. Свойкин, узнав о том, что долгожданное лекарство не получит, не стал скандалить, а смиренно отправился за оставшимися деньгами. Но сил отдать их и получить свою склянку у него уже нет. Несмотря на то, что бедный учитель отдыхал по пути домой раз пять, дома он свалился на кровать и погрузился в бред. Причем в своих тяжелых снах Свойкин видел, как вернулся в аптеку и вновь беседует с провизором. Как знать, возможно, герой умрет только потому, что аптекарю нужно было сделать все «как нужно», по инструкции. Мое впечатление от этого финала очень мрачное.

Я бы порекомендовала рассказ «В аптеке» всем читателям, независимо от возраста и пола, ведь уроки человечности нужны каждому из нас. Мое отношение к прозе Чехова всегда было восторженным, и этот рассказ лишь укрепил его.

Источник

Проблема бессердечного отношения к людям (По А.П. Чехову)

Безразличие и бездушие человека, описанное Чеховым еще много лет назад, до сих пор постоянно встречается в жизни, а в последнее время намного чаще чем это было раньше. Миниатюра Чехова «В аптеке» впервые была напечатана в знаменитой «Петербургской газете в 1885г. Вероятно Антон Павлович специально выбрал это издание чтобы все читающие, возможно, увидели себя и смогли извлечь урок из этого рассказа и стать более внимательными и приветливыми к окружающим людям.

Героями рассказа стали шесть человек — это кассир, два фармацевта, провизор, мальчик и посетитель аптеки Егор Алексеич Свойкин. Из них можно выделить двух главных героев.

Егор Алексеич Свойкин — домашний учитель, который заболел и был счастлив что эта напасть произошла с ним в столице, а не в деревне, где нет докторов. Из этого можно предположить что Свойкин долгое время проживал в деревне, где и обучал ребят из обеспеченных семей. Свойкин представлен приличным человеком, который не любит обходиться без общения, довольно прост и небогат. Провизор же был высокомерным разутюженным господином с хмурым лицом и взглядом свысока. Бессердечие провизора уже изначально проявляется в нежелании помочь и поддержать больного человека, который пришел прямо от доктора и отвлек его от чтения газеты.

Все действие происходило в аптеке, где даже лестница была застелена дорогими коврами. Несмотря на весь этот лоск и дорогую обстановку никто из людей не должен обходиться с другими крайне бессердечно и проявлять это всем своим видом. Исходя из этого всего можно сделать вывод что автор данной миниатюры хотел донести до читателей обычную человеческую жизнь и какую роль мы в ней играем. Милосердие должно присутствовать в каждом и не важно какой пост ты занимаешь и кем работаешь, люди просто обязаны помогать друг другу пусть даже это связано с финансовыми отношениями. Жизнь любого из нас бесценна и неповторима. Мы должны ее прожить достойно, думая не только о себе и о своей выгоде, но и о близких и окружающих нас людях.

Прочитав рассказ приходится только догадываться что случилось с главным героем, очень хочется надеяться что он просто устал и заснул от бессилия, а возможно ему уже не понадобится помощь в виде лекарства на оплату которого не было достаточно всего шесть копеек. Очень жаль что фармацевт не пошел на уступки и не отпустил лекарство в долг. Оно очень было нужно заболевшему главному герою.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Чехова Ионыч↑ Чехов А.П.Анализ рассказа Чехова Злоумышленник →

История создания

Идея для рассказа возникла у Чехова ещё на заре его становления как писателя. Антон Павлович только что пережил один из самых тяжёлых периодов своей жизни. Его отец, состоятельный купец, разорился, семья осталась без денег, а сам писатель был вынужден выживать в Москве практически без денег. В это тяжёлое время он мог в полной мере ощутить жестокость и бесчувственность общества, равнодушие людей к проблемам окружающих. Его переживания нашли своё выражение в целой серии рассказов, среди которых и был «В аптеке».

Рассказ был написан Чеховым в 1885 году буквально за несколько часов для «Петербургской газеты. Тема книги близка автору еще и потому, что он занимался медициной и учился бок о бок с людьми, которые избрали призванием служение людям, однако не испытывали ни малейшего желания помогать. Для них спасение жизни было прибыльным ремеслом. Эту профессиональную бесчувственность своего окружения и порицал автор.

Жанр и направление

Рассказ «В аптеке» можно смело отнести к литературному направлению реализма. Чехов стремится к достоверному изображению окружающей действительности, используя максимально типичные образы. Созданные им персонажи, их слова и действия выглядят максимально натуралистично. Читатель может поверить в то, что описываемые в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «В аптеке» можно определить, как рассказ. Повествование охватывает краткосрочный промежуток времени и включает в себя минимальное число действующих лиц. Произведение намеренно не снабжено большим количеством деталей, чтобы подчеркнуть типичность описываемого события.

Стилевые особенности

Основной стилевой приём рассказа – контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа. В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках (провизор вслух читает рецепт по-латыни, фармацевты из двух разных углов отвечают ему по-немецки); в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель – о своей болезни, фармацевт – о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.

По произведению: «В аптеке»

По писателю: Чехов Антон Павлович

Суть: о чём рассказ?

Домашний учитель Егор Свойкин после посещения врача направляется в аптеку, желая купить необходимое ему лекарство. Неприветливый провизор отвечает, что лекарство будет только через час и велит подождать.

Атмосфера, царящая в аптеке, угнетает больного Свойкина. Он пытается заговорить с провизором, но тот игнорирует его.

Проходит полчаса, состояние Егора Алексеевича становится вся хуже. Он пытается сказать об этом провизору, просит того поспешить, но тот остаётся равнодушным к его тяжёлому положению.

В конце концов, лекарство приносят. Со Свойкина требуют рубль и шесть копеек, но у него оказывается только рубль, остальные деньги лежат у него дома. Егор просит дать ему лекарство в долг, сетует на свою слабость, но провизор остаётся равнодушным.

Свойкин вынужден возвращаться домой. Поднявшись в свою квартиру, он уже берёт в руки недостающие деньги, но в этот момент болезнь берёт своё, и главный герой без сознания падает на кровать.

Сочинение на тему: «Пример равнодушия» по рассказу А.П. Чехова «В Аптеке»

О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть фото О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть картинку О чем рассказ чехова в аптеке. Картинка про О чем рассказ чехова в аптеке. Фото О чем рассказ чехова в аптеке
Равнодушие и безразличие к чужим бедам, к сожалению, встречаются не только в современном мире. Зачастую люди проходят мимо упавшего без сил человека, сделав убежденный вывод, что он просто пьян. Продавец поленится отрезать пол булки хлеба проголодавшемуся пенсионеру на его последние копейки. Да мало ли случаев бывало. Человеческое бесчувствие порой переходит границы, но кому-то таким образом жить легче, какое дело ему до других?
Такое негативное, присущее человеку качество, описал Антон Павлович Чехов в очередном из своих глубокомысленных рассказов. Это вполне жизненная история учителя, со слов Чеховского рассказчика, которая могла произойти, как и в его век, так и ранее, и по сей день фигурирует. Одолевшая болезнь домашнего учителя, сразу после посещения доктора, едва позволяла ему дойти на тяжелеющих с каждым шагом ногах. Поднимаясь по лестнице, Свойкин обращает внимание на дорогие ковры – «Ступить страшно!» В этом моменте автор неоднозначно обращает внимание читателя на то, что запах аптек одинаков в любое время, что «Его нюхали наши деды, будут нюхать и внуки». В помещении его встретил «выутюженный» господин с надменной осанкой, вероятно провизор. То есть «встретил» ─ это громко сказано. Солидный работник не обратил ни малейшего внимания на вошедшего, шатающегося от приступившей горячки. Провизор читал газету, лежавшую на конторке. Не поднимая глаз, он принял лист с рецептом.

Это привычная работа, и каждый выбирает, в силу своих принципов, как вести себя. Кто-то покладист и учтив, какой бы трудной не была его профессия. Кто-то циничен, надев на лицо «ученый колер», а кто и вовсе ровен, не выставляет наружу своих эмоций. Что было в провизоре – одна ли из этих черт, или может холодный расчет, что с годами вселил в него навык – этого понять Свойкин уже не мог. Услышав, как сквозь зубы провизор процедил ему не успокаивающее «Через час будет готово», Егор Алексеевич стал ожидать спасительного зелья.

О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть фото О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть картинку О чем рассказ чехова в аптеке. Картинка про О чем рассказ чехова в аптеке. Фото О чем рассказ чехова в аптеке

Учитель попытался завести беседу с работником аптеки, дабы не уснуть от навалившейся слабости, но не был удостоен от последнего ни малейшего внимания. Тот всецело был поглощен чтением. Он равнодушно стоял на своем месте, не отрывая глаз от строк. Ничто не шелохнулось в нем и тогда, как хворый клиент задал очередной вопрос. И лишь тогда он добился внимания, когда изнемогая обратился с просьбой побыстрее отпустить его. Учителя одолевало несоизмеримое желание лечь. Он облокотился было на стойку, на что получил в свой адрес хладнокровную просьбу – не опираться.

Лишь через пол часа, наполненных болями и тяжестью в голове, руках, ногах, ему выносят готовое лекарство. И вот, казалось бы, скорый счастливый конец мученьям. Но, как говорится, беда не приходит одна… Трагедия в том, что эти неприятности люди сами создают друг другу, не желая допускать чужое горе в свою душу. Свойкину не хватает каких-то шести копеек, и он из последних сил божится, что завтра же непременно занесет. Однако был вынужден отправиться домой, где и уснул в бреду, так и не получив лекарств.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «В аптеке» и их характеристика умещаются в небольшой таблице.

Свойкин Егор Алексеичдомашний учитель. Интеллигентный и общительный человек. Тяжело болен, очень страдает от равнодушия окружающих.
Провизорбезымянный сотрудник аптеки. Солидный строгий господин высокого роста с плешивой головой. Высокомерен, груб, равнодушен к страданиям других людей, отгораживаясь от них строгим выполнением своих функций.

Герои рассказа

В рассказе два говорящих героя (учитель и провизор), один бессловесный (кассир) и ещё два персонажа с одной репликой у каждого («Ja!» — т.е. «Да!» по-немецки) – фармацевты.

Егор Алексеич Свойкин – домашний учитель. В рассказе отсутствует его портрет, он безлик. Да и возраст его читателям неизвестен и, по сути, не важен, ведь он весь свой век мыкается по богатым семьям, где детям требуется домашний учитель, и такая судьба, видимо, ждёт его до скончания лет. Свойкин заболел и пришёл в аптеку за выписанными доктором лекарствами. Обращаясь к провизору, он говорит о том, что ему повезло заболеть в столице, а не в деревне, «где нет докторов и аптек!» Из чего читатель должен сделать вывод, что Свойкину приходилось подолгу жить в деревне, обучая помещичьих детей. Впрочем, столица не помогает Свойкину решить проблему.

Безымянный провизор – человек из другого мира. Этот «высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и выхоленными баками», «маленькой плешью на голове» и «длинными розовыми ногтями» вместе со всем аптекарским персоналом олицетворяет для Свойкина «науку», «средневековье», ведь они пишут по-латыни и говорят по-немецки (на самом деле говорят только «Ja!», и очень возможно, что никаких других немецких слов не знают).

Тематика рассказа «В аптеке» не может устареть, потому что она касается каждого современного человека, несмотря на солидный возраст книги.

Проблемы

Проблематика рассказа «В аптеке» может быть расширена, если Вы напишите Многомудрому Литрекону в комментариях о том, чего не хватает.

Сюжет и композиционные основы

О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть фото О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть картинку О чем рассказ чехова в аптеке. Картинка про О чем рассказ чехова в аптеке. Фото О чем рассказ чехова в аптеке

Заболевший Свойкин отправляется к доктору, несмотря на позднее время. После этого ноги сами несут учителя в аптеку. Он показывает рецепт аптекарю. Ему приходится ждать целый час, чтобы получить препараты. Но для оплаты заказа не хватало шести копеек. Несмотря на болезнь клиента, провизор отказывается дожидаться оплаты завтрашним днем. За деньгами учитель отправляется домой.

Придя туда, Егор Алексеевич находит в ящике стола несколько медных монеток. Но ему было настолько плохо, что он свалился в бреду в постель. Медяки сыплются из рук больного, а ему снится, что он снова в аптеке расплачивается за лекарства.

На этом рассказ завершается. В нем можно выделить несколько основных композиционных моментов:

Рассказчик использует необычные приемы, позволяющие почувствовать разницу между центральными персонажами. Первый — многословный человек, ведущий беседу с провизором, пока ожидает лекарства, несмотря на плохое самочувствие. Второй — молчаливый аптекарь, говорящий на нескольких языках, не демонстрирующий своих способностей.

Свойкин — доверчивый и несколько наивный мужчина, надеющийся, что провизор поймет его ситуацию и подождет до завтра шестикопеечный долг. Но аптекарь — черствый и жестокий человек, неспособный поверить на слово клиенту.

Основная идея

Смысл рассказа «В аптеке» прост, но в то же время очень важен для развития человеческой цивилизации. Чехов показывает тяжёлую болезнь общества, объятого равнодушием, формализмом и мещанством. Он показывает нам, как низко может пасть человек, который равнодушен к окружающим, и какие страдания он им несёт. Видя это, читатель понимает, как важно для человека сохранить в себе душевность, не закрываться от страданий окружающих. Иначе мы все рискуем превратиться в высохших чудовищ наподобие провизора из аптеки.

Таким образом, главная мысль рассказа «В аптеке» заключается необходимости отзывчивости и гуманизма в любой сфере деятельности, и особенно в той, где люди ищут помощи, находясь между жизнью и смертью.

Источник

Сочинения по произведению «В аптеке» + анализ

Произведение «В аптеке», как и другие рассказы Чехова, носит глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни.

О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть фото О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть картинку О чем рассказ чехова в аптеке. Картинка про О чем рассказ чехова в аптеке. Фото О чем рассказ чехова в аптеке

Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и помочь ближнему.

История создания

Идея для этого рассказа зародилась у Чехова ещё на заре его становления как писателя, в непростой период жизни, когда его отец разорился, оставив семью без денег. Зарабатывая частными уроками, а позже находясь в Москве практически без средств к существованию, молодой писатель мог в полной мере прочувствовать равнодушие людей к чужим проблемам. Его наблюдения нашли отражение в целой серии коротких рассказов, среди которых и «В аптеке».

О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть фото О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть картинку О чем рассказ чехова в аптеке. Картинка про О чем рассказ чехова в аптеке. Фото О чем рассказ чехова в аптеке

Произведение было написано всего за несколько часов как газетная зарисовка, «летучая заметка» для «Петербургской газеты» — одного из первых массовых печатных изданий в России.

В числе её читателей были и аристократы, и учителя, и врачи, и провизоры и все они хотели видеть себя героями газетных историй.

Текст имел подзаголовок «Сценка» и в газете был выпущен под псевдонимом автора А. Чехонте.

Чехов не включил его в свой полный сборник, он вышел только в первом издании собрания сочинений «Пёстрые рассказы» в 1886 году.

О чем рассказ Чехова – сюжет

Никто так явно не поднимал проблему равнодушия в окружающем мире, как Антон Павлович Чехов. Он известен читателям как автор космических рассказов, в которых не случайно за основу берутся жизненные случаи.

Произведение, что требует незамедлительного внимания, — это «В аптеке». Сотворилось подобное творение буквально за несколько часов. Зато призналось оно многими читателями на ура, ибо затрагиваются действительно необходимые вещи в таком сюжете.

Главным героем сего рассказа является учитель по фамилии Свойкин, который внезапно простудился. Болезнь охватила его с ног до головы. Поэтому персонажу пришлось идти в аптеку, дабы купить средство от нависшего недуга.

В этом здании, как думал герой, работают отзывчивые люди. Однако, когда Свойкин обнаружил безразличного по отношению к нему провизора, настроение и внутреннее состояние души значительно ухудшились…

Аптекарь, к удивлению, был равнодушен к высказываниям и просьбам пришедшего покупателя. Его внутренний мир слишком различен с миром клиента. У Свойкина душа открыта нараспашку, у провизора же наоборот…

Тот очевидно абстрагирован от проблем и забот окружающих людей. Аптекарь не желает тратить время на высушивание разных историй и капризов гостей… Оттого, когда за лекарства у учителя не хватает немного денег, провизор не входит в положение главного героя. Он забирает лекарственные препараты обратно, несмотря на то, что Свойкину действительно дурно.

Такая ситуация чрезвычайно опасна для людей с настоящей душой… Безразличные ко всему окружающие слишком серьезно могут ранить невинные души… От этого не легче… И Чехов это видел!

Он предчувствовал, что подобное останется и продолжит существовать даже в последующих поколениях. Именно поэтому автор жаждал предотвратить такое безучастное отношению людей друг к другу. Оказывается, это не так-то просто…

Провизор в подобной ситуации, не осознавая положение дел клиента, даже не удосужился принять тот факт, что у человека ужасное физическое состояние… Он был чужд к переживаниям клиента… Что самое печальное, у него даже за душу не взяло жестокое обращение с покупателем…

Равнодушие аптекаря привело несчастного героя к гибели… И здесь Антон Павлович Чехов поднимает такую своеобразную проблему, как обезличивание человека в огромном мире. Это страшно, когда житель города, к которому ты обращаешься, не слышит тебя или не желает вовсе слышать…

Краткое содержание

Поздно вечером заболевший домашний учитель Егор Алексеич Свойкин от доктора направился прямо в аптеку, чтобы не терять даром времени. Его поразила богатая лестница с дорогими коврами, особый лекарственный запах и атмосфера аптеки со всеми микстурами и склянками.

За конторкой стоял провизор — солидный, строгий и выхоленный господин. Высоко подняв голову, он читал газету, лежащую на конторке. За проволочной решёткой находился кассир, который считал мелочь. В глубине помещения по ту сторону прилавка копошились две тёмные фигуры, занятые приготовлением порошков и микстур.

О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть фото О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть картинку О чем рассказ чехова в аптеке. Картинка про О чем рассказ чехова в аптеке. Фото О чем рассказ чехова в аптеке

Свойкин передал провизору рецепт. Тот дочитал в газете до точки и только после этого пренебрежительно взял его, обратился к ассистентам на латыни, те ответили на немецком. Оказалось, что всё будет готово только через час. Пришлось ждать, присев на диван. Свойкину было тяжело: горло горело, руки и ноги ломило, в голове был туман. Стук мраморной ступки ассистентов только усугублял положение.

Чтобы отвлечься от своего состояния, он попытался пару раз заговорить с провизором, но тот молчал. Свойкин задумался, к чему такие люди напускают на себя учёный вид. В здоровом состоянии не замечаешь их сухих физиономий и чёрствости, а как заболеешь, можно и ужаснуться… Его ожидание мучительно.

Наконец, ему выдали микстуры и велели внести в кассу рубль шесть копеек. Но у Свойкина с собой не было шести копеек. Он сказал, что завтра донесёт или пришлёт эти деньги, но провизор отчеканил, что этого нельзя. Больному было тяжело ходить, а послать за деньгами некого, однако провизор ответил: «Это не моё дело». В конце концов, учитель решил сходить домой за деньгами.

Добираясь до своего номера, он несколько раз присаживался отдыхать. Дома, взяв медяки, он прилёг на минутку, понимая, что должен подняться и вернуться в аптеку.

Но болезнь взяла своё, монеты выпали из его руки, и он уснул тревожным сном, в котором ему снилось, что он уже пришёл в аптеку и опять разговаривает с провизором.

Характеристика главных героев

В произведении два главных героя — пришедший в аптеку человек и провизор. Их описание и характеристика:

О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть фото О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть картинку О чем рассказ чехова в аптеке. Картинка про О чем рассказ чехова в аптеке. Фото О чем рассказ чехова в аптеке

Также среди персонажей присутствуют молчаливый кассир, считавший мелочь, и ассистенты, которые за весь рассказ произносят только одно слово «Ja!» на немецком.

Весь аптекарский персонал предстаёт здесь «людьми из другого мира», которые корчат из себя этаких жрецов науки с чёрствыми физиономиями.

«В аптеке», анализ рассказа Чехова

История создания
Литературное направление, жанр

«В аптеке» — газетная зарисовка, «летучая заметка», созданная Чеховым за пару часов. «Петербургская газета», где впервые был опубликован рассказ, была одним из первых истинно массовых печатных изданий в России, среди ее постоянных читателей были и приказчики, и мелкие клерки, и врачи, и учителя, и фармацевты, и провизоры — и все они хотели видеть себя героями газетных рассказов.

Проблематика

Обезличивание человека в большом городе, полное безразличие людей друг к другу, сведение всех отношений к простым функциям и, как результат, нежелание слышать другого человека и вообще видеть в нем человека — большие проблемы этого маленького рассказа.

Герои рассказа

Егор Алексеич Свойкин — домашний учитель. В рассказе отсутствует его портрет, он безлик. Да и возраст его читателям неизвестен и, по сути, не важен, ведь он весь свой век мыкается по богатым семьям, где детям требуется домашний учитель, и такая судьба, видимо, ждет его до скончания лет.

Свойкин заболел и пришел в аптеку за выписанными доктором лекарствами. Обращаясь к провизору, он говорит о том, что ему повезло заболеть в столице, а не в деревне, «где нет докторов и аптек!» Из чего читатель должен сделать вывод, что Свойкину приходилось подолгу жить в деревне, обучая помещичьих детей. Впрочем, столица не помогает Свойкину решить проблему.

Сюжет и композиция

Свойкин прямо от доктора, поздним вечером, «чтобы не терять попусту времени», отправился в аптеку. После часового ожидания ему приготовили нужные лекарства, но у него не хватило шести копеек на их оплату. Провизор, несмотря на болезненный вид Свойкина, отказался подождать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой. Придя домой, учитель нашел несколько медных монет в столе, упал в бреду на постель и уснул.

Рассказ заканчивается так: «Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошел в аптеку и вновь беседует там с провизором».

Стилевые особенности

Основной стилевой прием рассказа — контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа. В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках ; в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель — о своей болезни, фармацевт — о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.

Жанр и композиционные особенности

Прочитав краткое содержание произведения, можно определить, что его жанр — рассказ, так как это текст небольшого объёма, в нём ограниченное число персонажей, а сюжет строится на каком-то одном эпизоде из жизни главного героя. Направление — реализм, поскольку Чехов описывает случай, который вполне мог произойти в реальной жизни.

О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть фото О чем рассказ чехова в аптеке. Смотреть картинку О чем рассказ чехова в аптеке. Картинка про О чем рассказ чехова в аптеке. Фото О чем рассказ чехова в аптеке

Произведение строится на контрастах: общительный и добрый Свойкин противопоставляется холёному и безэмоциональному провизору из аптеки, разговорчивость контрастирует с молчанием. Герои говорят на разных языках, причём вначале в буквальном (когда звучат реплики на латыни и немецком), а в конце в переносном смысле (Свойкин говорит о своей болезни, провизор — о невозможности отпустить товар в кредит).

Сюжет истории последовательный, события идут одно за другим. Композиция:

Интересно, что финал произведения остаётся открытым: неизвестно что случилось с героем наутро, сходил ли он снова в аптеку или, может быть, даже умер из-за своего тяжёлого состояния.

Таким образом, в этом небольшом «проходном» газетном рассказе намечаются две важнейших черты будущих шедевров малой прозы Чехова: открытый финал и то, что благие намерения его героев зачастую имеют совершенно противоположные последствия (Свойкин не хотел «терять время попусту», поэтому сразу пошёл от врача в аптеку, но время всё равно было потеряно).

Сочинение Доброта и жестокость (В аптеке)

Вариант 1

Жестокое обращение с окружающими. Тема хамства является ключевой в творчестве А.П. Чехова. Антон Павлович однозначно осуждает это явление, высмеивает его. В рассказе «В аптеке» А.П. Чехов показывает нам героя, столкнувшегося с хамством в обыденной жизни.

Находясь при смерти, учитель пытался получить лекарство, но ему не повезло: в этой сложной ситуации он столкнулся с непроходимым хамом. Провизор смотрел на людей сверху вниз, не считая важным разговаривать с ними по-человечески, интеллигентно. Его хамство и равнодушие погубило человеческую жизнь.

Для того чтобы ее спасти, необходимо было проявить каплю уважения и человеколюбия, но, к сожалению, он этого не сделал.

Вариант 2

Произведение «В аптеке», как и другие рассказы Чехова, носит глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни.

Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и помочь ближнему.

Все сводится к простым отношениям, которые заключаются в купле-продажи. В случае недостатка у человека материальных средств, его фактически бросают умирать, не желая ни о чем слушать. В лице провизора можно увидеть личность, которая руководствуется строгими правилами, не имея снисхождения к проблемам своих клиентов.

Сострадать – вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям, мы становимся ничем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу.

В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого, читатель сам может только предполагать, что в итоге случилось с больным. Умер он или на утро сходил в аптеку, этот вопрос автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и бесчувствия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *