сопоставляя понятия финансовые отношения и денежные отношения можно утверждать что

Сравнение финансовых и денежных отношений

Сущность и признаки финансов

Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, их переход от одного владельца к другому. Понятие «финансы» часто отождествляют с понятием «деньги». Однако это два разных, но взаимосвязанных понятия. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся из общественной массы товаров. Их особенность состоит в том, что они по сути представляют собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях:

1) мера стоимости; 2) средства обращения (обмена); 3) средства платежа;

4) средства образования накопления и сбережения; 5) мировых денег.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием денежных средств.

Главное назначение финансов состоит в том, что путём создания денежных доходов и фондов происходит обеспечение потребностей государства и предприятий в денежных средствах, а также обеспечивает контроль за их расходованием.

Признаки финансов:

1. Финансовые отношения имеют под собой денежную основу.

2. Субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений, один из них – государство, имеет особые полномочия.

4. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера. Это достигается посредством нормотворческой деятельности государства и создания соответствующего фискального аппарата.

Деньги – это обязательное условие существования финансов.

Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми отношениями.

Пример: финансовые отношения – получение заработанной платы;

денежные отношения – уплата услуг ЖКХ, покупка товаров.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Контрольная работа по «Финансам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 06:23, контрольная работа

Описание работы

1. Финансовые отношения и их отличие от денежных.
2. Бюджетное устройство
3. Страхование как финансовая категория
4. Трансфертные платежи, их разновидности и место в межбюджетных отношениях.
5. Государственный долг
6. Структура мировых финансов
7. Особенности построения финансовой системы Японии.

Работа содержит 1 файл

Финансы контр. работа.doc

Томский межвузовский центр дистанционного образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

по дисциплине «Финансы»

Денежная и финансовая системы являются самостоятельными экономическими категориями, выражающими определенные экономические отношения. В то же время эти категории тесно взаимосвязаны, причем с развитием общества их взаимодействие становится все более активным

Однако когда предприятие из полученной выручки формирует оборотные средства, осуществляет капитальное строительство, получает ассигнования из общегосударственного фонда денежных средств, выполняет свои финансовые обязательства перед государством (платежи налогов в бюджет, возврат кредита, уплата процентов за кредит и т.д.), создает поощрительные фонды, то такие денежные отношения являются финансовыми.

Условием возникновения финансовых отношений выступают производственные экономические отношения, поскольку в этом процессе возникает то общее, что объединяет всех участников. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Финансовые отношения (финансы) выделяются из всей массы денежных отношений по специфическим признакам:

во-первых, — это всегда денежные отношения;

во-вторых, — распределительные, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения;

в-третьих, — безэквивалентные, поскольку на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной».

в-четвертых, существенным признаком финансов является их движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды. Заметим, что денежные фонды — это относительно обособленная часть финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. В настоящее время к денежным фондам, через которые осуществляется мобилизация и использование финансовых ресурсов, относятся: бюджеты (федеральный, субъектов Федерации, муниципальных образований), Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т.д.

Вышеперечисленные признаки финансовых отношений (финансов) позволяют отграничивать их от других денежных отношений: кредитных, отношений по заработной плате, купле-продаже и т.д. Так, кредитные отношения, в отличие от финансовых, имеют эквивалентный и даже возмездный характер, поскольку кредит должен быть в определенный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее оговоренных процентов. Отношения по заработной плате, будучи денежными, опять-таки отличаются от финансовых тем, что являются эквивалентными. Ведь заработная плата представляет собой оплату трудовых усилий работника и в этом смысле носит компенсационный характер. Отношения по купле-продаже являются денежными, но не финансовыми по той причине, что возникают не на стадии распределения общественного продукта, а на стадии его обмена. Кроме того, они предполагают получение эквивалента (в денежной форме) за реализованные товары, работы, услуги.

Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее.

Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства.

Структура бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если Бюджетным Кодексом предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Консолидированный бюджет Российской Федерации. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Рассмотренные бюджеты и фонды формируют бюджетную систему Российской Федерации

Основными принципами бюджетного устройства Российской Федерации являются:

Источник

Финансы и кредит

сопоставляя понятия финансовые отношения и денежные отношения можно утверждать что. Смотреть фото сопоставляя понятия финансовые отношения и денежные отношения можно утверждать что. Смотреть картинку сопоставляя понятия финансовые отношения и денежные отношения можно утверждать что. Картинка про сопоставляя понятия финансовые отношения и денежные отношения можно утверждать что. Фото сопоставляя понятия финансовые отношения и денежные отношения можно утверждать что

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Финансы и кредит». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы и кредит предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Финансы и деньги. Финансовые отношения

А. Смит в XVIII веке утверждал, что труд является действительной, а деньги — номинальной мерой стоимости. Если ранее роль всеобщего эквивалента выполняло золото, то в условиях обобществленного производства эту роль играют кредитные (бумажные) деньги, обладающие способностью соизмерения стоимостей.

Деньги, лежащие в основе финансов, — это особый товар, всеобщий эквивалент. Деньги возникли с появлением рынка, стихийно выделившись из совокупности всех товаров, за счет своего главного свойства: на рынке они связали интересы продавца и покупателя. Деньги, обслуживая кругооборот товаров и капитала, выступили на начальной стадии и как результат этого кругооборота.

Деньги являются основой рыночных отношений. Рыночные отношения — это прежде всего финансовые отношения, когда участники рынка предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные сопутствующие денежные фонды. В условиях товарного производства деньги выполняют роль экономического контроля в процессе производства и распределения.

Финансы — это определенные экономические отношения, которые возникают в тот момент, когда начинается движение денег, например, оплата готовой продукции, платежи налогов в бюджет, выплаты дивидендов, получение и погашение кредитов и т. д. Следовательно, эти экономические отношения являются денежными. В результате движения денег возникают денежные потоки, являющиеся частью финансовой деятельности предприятий. Как следствие, на предприятиях образуются различные денежные фонды, представляющие собой объекты финансового управления.

Финансы предприятий — основа финансовой системы государства, поскольку предприятие является основным звеном народно-хозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает влияние на обеспеченность деньгами общегосударственных и региональных денежных фондов: чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды, тем полнее удовлетворятся экономические, социально-культурные и другие потребности.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым ими функциям. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

В свою очередь, финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают:

— между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и оказания услуг;

— между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении, у этих вышестоящих организаций;

— внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;

— внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей;

— между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов;

— между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

— между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств;

— между отдельными звеньями бюджетной системы.

Таким образом, финансы выражают общественные отношения, которым присущи следующие общие черты:

— все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД;

— все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их;

— все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

Именно эти специфические признаки позволяют сгруппировать отдельные финансовые отношения в определенные сферы и звенья, каждое из которых отличается особыми формами формирования и использования и, следовательно, играет решающую роль в процессе общественного воспроизводства.

Финансовая система включает две сферы финансовых отношений: 1) децентрализованную; 2) централизованную. В свою очередь, каждая сфера объединяет несколько звеньев.

Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

Централизованная сфера — вторая сфера финансовой системы. Она находится в собственности государства и, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Государственные финансы, осуществляемые за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе — рост жизненного уровня народа. За счет централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровней экономического и социального развития отдельных регионов.

Финансовая система Российской Федерации. Функциональные элементы управления финансами. Государственное регулирование финансовых отношений

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

— финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

— перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50 % национального дохода страны);

— регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

— стимулирующую (бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);

— контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Финансы юридических и физических лиц — это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.

В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.

В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы, которые в совокупности формируют систему управления финансами:

финансовое планирование — занимает важное место в системе управления финансами. В процессе финансового планирования оценивается состояние финансовых ресурсов, возможные пути их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, а последняя, в свою очередь, — на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Составными частями финансового планирования являются бюджетное и налоговое планирование;

стратегическое управление — заключается в определении источников получения финансовых ресурсов на перспективу, определении необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения расходных статей бюджета, реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осуществляют Государственная Дума, Аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления;

оперативное управление — совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

финансовый контроль — осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить причины недополучения финансовых средств, определить резервы роста финансовых ресурсов и пути их наиболее эффективного использования.

Роль государства как субъекта финансовых взаимоотношений проявляется прежде всего в реализуемом им государственном регулировании, под которым понимается законодательно оформленная система внешнего воздействия на предприятие в целях соблюдения и реализации общегосударственных интересов. Основными направлениями государственного регулирования при этом являются:

— формы расчетов и платежей;

— функционирование рынка ценных бумаг и их обращение;

— прямое участие государства в деятельности предприятия посредством участия в уставном капитале.

Применяемыми методами могут быть прямые или косвенные, которые реализуются в рамках определенной государственной финансовой политики.

Надо отметить, что отношения между государством и предприятием в большинстве случаев осуществляются на принудительной основе. Здесь формой финансовых отношений выступают различные налоги (либо налоговые льготы), уплачиваемые предприятием в государственный бюджет и внебюджетные фонды общегосударственного назначения.

Помимо данных отношений предприятие может добровольно консолидироваться во внебюджетные фонды экономической или социальной направленности. В первом случае мотивом выступает экономическая привлекательность такого участия. Речь может идти о вхождении в отраслевые и межотраслевые фонды научной направленности, и тогда посредством ведения совместных (с фондом и др. хозяйствующими субъектами) научных разработок появляется возможность захвата лидирующего положения на рынке перспективной продукции или использования технологически более совершенного оборудования (т. е. реализация производственной функции финансовых ресурсов).

Во втором случае ресурсы предприятия могут перераспределяться в фонды социальной направленности, например, с целью дополнительного социального обеспечения работающих (реализация непроизводственной функции финансовых ресурсов).

Цели, задачи и основные направления финансовой политики государства

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

— разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

— создание адекватного финансового механизма;

— управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Целями финансовой политики предприятия могут быть:

— выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

— избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

— лидерство в борьбе с конкурентами;

— максимизация рыночной стоимости предприятия;

— устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;

— рост объемов производства и реализации;

— максимизация прибыли и минимизация расходов;

— обеспечение рентабельной деятельности и т. д. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Существуют следующие задачи финансовой политики:

— обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

— установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

— организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

— выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

— создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная задача финансовой политики наряду с обеспечением соответствующими финансовыми ресурсами, реализацией той или иной государственной программы экономического и социального развития — предотвращение социальной напряженности в обществе.

Основные направления финансовой политики государства включают: бюджетную политику, кредитно-денежную политику, налоговую политику, инвестиционную и международную финансовую политику.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

— источников формирования доходов государственного бюджета;

— приоритетных направлений расходов государственного бюджета;

— допустимых пределов разбалансированности бюджета;

— принципов взаимоотношений между различными частями бюджетной системы.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения посредством управления эмиссией денег, регулирования инфляции и курса национальной денежной единицы; регулирования деятельности банковской системы; управления деятельностью финансовых рынков через регламентацию порядка эмиссии и обращения ценных бумаг.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании таких условий, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику страны.

В основе международной финансовой политики лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных с международным разделением труда, формированием и погашением государственного долга и участием в международных финансовых отношениях.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которой определяются степенью заинтересованности государства в экспорте и импорте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *