сопд что это в банке
Справка о подтверждающих документах
Если российская компания или индивидуальный предприниматель сотрудничает с иностранными контрагентами, продает свои товары за границу или ввозит в Россию товары зарубежных производителей, то в большинстве случаев им необходимо отчитываться об этом перед государством. Для этого существует специальная форма отчетности — справка о подтверждающих документах. Рассказываем, что это такое, когда она может понадобиться и как правильно заполнить такой документ.
Что такое СПД
Справка о подтверждающих документах — это форма отчетности для РФ, которые ведут валютные расчеты со своими зарубежными партнерами. В таком отчете указывается вся информация о сделках и о выполнении контрагентами своих обязательств по контракту. Эти сведения нужны государству и уполномоченным банкам для осуществления валютного контроля.
Вместе со справкой резидент также обязан предоставить указанные в ней документы, касающиеся сделки — за исключением деклараций на товары, поскольку доступ к ним банки могут получить от Таможенной службы в электронном виде.
В каких случаях она нужна
обязаны оформлять СПД для контрактов с зарубежными партнерами, если эти контракты были поставлены на учет в банке. Предоставлять ее необходимо в следующих случаях:
при выполнении контрагентами обязательств по договору
при прекращении или приостановлении выполнения обязательств
при внесении изменений в контракт — например, изменении суммы контракта или смены лица в обязательстве
Куда обратиться за справкой
Пустой бланк справки в электронном виде можно найти на сайте вашего банка — например, на сайте Райффайзенбанка она находится в перечне документов, необходимых для валютного контроля. Форму нужно самостоятельно заполнить в одном экземпляре, заверить ее печатью организации и подписями уполномоченных лиц и направить в банк вместе с соответствующими документами.
Сроки оформления
Срок оформления документа будет зависеть от основания, по которому она подается. В большинстве случаев оформить справку и предоставить ее банку необходимо в пределах 15 рабочих дней с наступления соответствующего события, например:
после окончания месяца, когда был оформлен указанный в справке подтверждающий документ
после даты зачисления средств на счет
после того, как контракт был поставлен на учет
после прекращения исполнения указанных в договоре обязательств или изменения его условий
При списании средств со счета справку необходимо предоставлять одновременно с распоряжением о списании.
При этом если указанные в справке сведения в момент были изменены, то компании нужно будет подать еще одну справку со скорректированной информацией. На подачу такого документа также отводится 15 дней с момента фиксации этих изменений.
Как правильно заполнить справку о подтверждающих документах
Форма справки и порядок ее заполнения унифицированы и описаны в Инструкции Банка России № «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
В форме обязательно должны быть указаны номера, даты и коды видов подтверждающих документов, суммы сделок вместе с кодами валют, признак поставки, ожидаемый срок, номер паспорта сделки, а также сведения о банке и резиденте. Пример формы справки о подтверждающих документах Райффайзенбанка можно скачать на сайте.
Райффайзенбанк предлагает опцию валютного контроля для всех видов бизнеса — от малого до крупного. Финансовые специалисты банка сформируют необходимые для валютного контроля документы, напомнят о сроках предоставления отчетов, а также помогут правильно заполнить все бумаги, чтобы избежать нарушений валютного законодательства.
Сопд что это в банке
Глава 8. Представление резидентами подтверждающих документов по контрактам (кредитным договорам), принятым на учет
(пп. 8.1.1 в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Дополнительно резидент может представить в банк УК иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
(пп. 8.1.4 в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.2. Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк УК в следующие сроки (в случае если иные сроки специально не установлены настоящей Инструкцией в отношении представления справки о подтверждающих документах).
8.2.1. В срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска. При наличии на указанных документах нескольких отметок о разных датах выпуска товаров срок, установленный настоящим подпунктом, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска товаров, проставленной на документе.
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае если информация об исполнении обязательств, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору) содержится в нескольких подтверждающих документах, то срок представления справки о подтверждающих документах, заполненной на основании всех таких документов, установленный настоящим подпунктом, отсчитывается от наиболее поздней по сроку даты оформления соответствующего подтверждающего документа.
8.4. В случае если в соответствии с условиями договора уполномоченному банку резидентом предоставлено право самостоятельно на основании подтверждающих документов, представляемых резидентом в сроки, установленные пунктом 8.2 настоящей Инструкции, заполнить справку о подтверждающих документах, уполномоченный банк вправе самостоятельно заполнить справку о подтверждающих документах в срок, установленный пунктом 8.2 настоящей Инструкции.
В случае несогласия резидента с содержанием информации в справке о подтверждающих документах, заполненной банком УК в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее получения вправе представить в банк УК справку о подтверждающих документах, содержащую скорректированные сведения. Одновременно с указанной справкой о подтверждающих документах резидент должен представить в банк УК составленное в произвольной форме заявление, в котором он указывает причины представления справки о подтверждающих документах, а также дополнительные документы (при их наличии), связанные с внесением таких изменений, в случае если они ранее не были представлены банку УК.
8.6. В случае наличия у банка УК информации об удержании банком-корреспондентом банковской комиссии за перевод денежных средств из суммы средств, причитающихся резиденту по контракту (кредитному договору), либо из сумм возвращаемых денежных средств, ранее переведенных нерезиденту по контракту (кредитному договору), который принят на учет банком УК, банк УК с согласия резидента вправе самостоятельно на основании имеющейся у него информации отразить сведения об удержании банковской комиссии в разделе III ведомости банковского контроля в порядке, установленном главой 9 и приложениями 4 и 5 к настоящей Инструкции. В этом случае резидент вправе не представлять в банк УК справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
При отсутствии у банка УК информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы об удержании банковской комиссии в соответствии с подпунктом 8.1.4 пункта 8.1 настоящей Инструкции.
8.7. При изменении сведений, содержащихся в принятой банком УК справке о подтверждающих документах (за исключением сведений о банке УК или резиденте), резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после указанной в пункте 8.3 настоящей Инструкции даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, с учетом срока, указанного в абзаце втором подпункта 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции, должен представить в банк УК новую справку о подтверждающих документах, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.
В случае если банку УК предоставлено резидентом право на основании представляемых резидентом документов, подтверждающих такие изменения, с соблюдением срока, установленного настоящим пунктом, изменить содержащиеся в ранее принятой банком УК справке о подтверждающих документах сведения, банк УК вправе самостоятельно заполнить справку о подтверждающих документах.
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В указанную в абзаце первом настоящего пункта справку о подтверждающих документах включаются сведения о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, за исключением сведений о временной декларации на товары, транзитной декларации на товары.
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.9. В случае если контрактом, в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, предусмотрено как оказание услуг, выполнение работ, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, так и вывоз (ввоз) товара с территории (на территорию) Российской Федерации, декларируемых в соответствии с законодательством о таможенном регулировании путем подачи декларации на товары, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах следующим образом.
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае поступления в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары в банк УК декларации на товары, в которой указана стоимость товаров, включающая в себя информацию как о сумме товаров, вывозимых (ввозимых) с территории (на территорию) Российской Федерации, так и о сумме оказанных услуг, выполненных работ, переданной информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах по такому контракту в соответствии с пунктом 8.8 настоящей Инструкции, заполненную на основании декларации на товары.
В случае поступления в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары в банк УК декларации на товары, в которой указана стоимость товаров, включающая в себя только сумму товаров, вывозимых (ввозимых) с территории (на территорию) Российской Федерации, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах в соответствии с пунктом 8.8 настоящей Инструкции, заполненную на основании декларации на товары. Информация о сумме оказанных услуг, выполненных работ, переданной информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включается резидентом в справку о подтверждающих документах, в том числе указанную в настоящем абзаце, и представляется в банк УК с подтверждающими документами, указанными в подпункте 8.1.3 пункта 8.1 настоящей Инструкции.
Как пройти валютный контроль и получить оплату от иностранных клиентов
Компания из другой страны впервые перевела исполнителю из России оплату за заказ. Но получить деньги сразу не получится: сначала банк должен провести валютный контроль.
Дарья Камалина
Эксперт по валютному контролю Тинькофф Бизнеса
Разработчик выполнил свой первый заказ для иностранной компании, и она перевела ему оплату. Но получить деньги сразу не получится: сначала нужно предоставить документы по сделке в банк, чтобы он провел валютный контроль. Разбираемся, как к нему подготовиться и пройти быстрее.
В статье собрали самое главное, но все равно она получилась большой. Вы можете использовать ее как шпаргалку — сохраняйте в закладках или отправьте себе в удобный мессенджер.
Что такое валютный контроль и зачем он нужен
Любые расчеты с иностранцами — валютные операции. Для государства важно, чтобы эти платежи были по определенным правилам. Они зафиксированы в валютном законодательстве.
За законностью операций следят банки. Они изучают сделки, смотрят на документы по ним и фиксируют нарушения, если они есть. Информацию о них передают в Центробанк, а тот — в налоговую. Все это и есть валютный контроль.
Чтобы банк одобрил платеж и перевел его на валютный счет, обычно нужно предоставить документы — те, по которым работаете с заказчиком. Они могут отличаться в разных ситуациях.
Прежде всего, нужно обратить внимание на основной документ. Тут есть три варианта:
Для каждого из них — свои нюансы, которые мы разберем дальше.
Оплата по контракту
Когда используют контракты. Для сложных сделок или сделок на долгий срок, например на год или больше.
О чем нужно знать. Контракт — то же самое, что и договор. В нем исполнитель вместе с иностранным заказчиком фиксирует основные договоренности по сотрудничеству: порядок работы, сроки оплаты и другие важные условия.
Почти все контракты можно разделить на четыре типа:
Универсального шаблона для всех контрактов не существует, все зависит от конкретной ситуации. Иногда банки составляют рекомендации, какую информацию сразу включить в контракт, чтобы валютный контроль пройти быстрее.
Почему важно следить за суммой контракта. Контракты могут быть с фиксированной суммой или без нее. С фиксированной суммой — это когда конкретная стоимость товара или услуг прописана в документах. Здесь все просто.
Контракты без суммы — это когда вам платят по факту. Например, переводчик перевел один текст, ему в рамках контракта заплатили за него. Потом он перевел еще и снова получил оплату. И вот тут нужно складывать общую сумму контракта — все деньги, которые проходят по контракту.
По контракту без суммы вы получили четыре платежа, каждый — 1 300 000 ₽. Чтобы узнать общую сумму контракта, их нужно сложить:
1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ = 5 200 000 ₽
От суммы контракта зависит, какие документы запросит банк и нужно ли ставить контракт на учет, то есть заранее сообщать банку о нем. На учет надо ставить контракты:
Если сумма контракта в иностранной валюте, то ее нужно пересчитать в рублях по курсу ЦБ на дату контракта.
Какие документы нужны для платежа. Если сумма по контракту больше 200 000 ₽, кроме него в банк нужно предоставить подтверждающие документы. Они помогают понять банку, что сделка действительно была.
В каждом случае список таких документов отличается. Но обычно это те, что фигурируют в контракте и дополнительных соглашениях к нему. Например, акты или товарные накладные. Если сомневаетесь, уточните пакет документов у своего банка.
Что учесть при работе с контрактами
Общая сумма контракта | Тип контракта | Нужны ли документы по контракту | Нужно ли ставить контракт на учет |
---|---|---|---|
До 200 000 ₽ | Любой | Нет | Нет |
От 200 000,01 ₽ | Любой | Да | Нет |
От 3 000 000 ₽ | Кредитный договор | Да | Да |
От 3 000 000 ₽ | Импортный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
От 3 000 000 ₽ | Смешанный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
От 6 000 000 ₽ | Экспортный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
Если контракт стоит на учете в банке, понадобится еще справка о подтверждающих документах. Ее можно оформить одну на все документы.
Оплата по инвойсу
Когда используют. При небольших суммах и разовых сделках.
О чем нужно знать. Инвойс — международное название счета на оплату услуг или товаров. В нем все так же, как в российском счете: пишете, что и для кого делаете, в какой срок, за сколько и когда оплатить.
Инвойс могут оформлять вместе с контрактом, и тогда он будет подтверждающим документом для этого контракта. Но иногда инвойс может быть основным документом по сделке и заменять контракт. Обычно это бывает при разовых заказах.
В остальном требования и правила здесь такие же, как и по контрактам. Инвойсы редко бывают на крупные суммы, но все равно лучше следить, чтобы они не превышали лимита 6 000 000 ₽. Иначе документ нужно будет поставить на учет.
Какие документы нужны для платежа. Часто при оплате по инвойсу никакие другие документы не нужны. Например, в Тинькофф Бизнесе его достаточно для проведения платежа. Если вы обслуживаетесь в другом банке, условия лучше уточнить, они могут отличаться.
Оплата по оферте
Когда используют. При удаленной работе с крупными корпорациями. Например, с магазинами приложений App Store и Google Play или с биржей фрилансеров Upwork.
О чем нужно знать. Оферта — это предложение о заключении сделки, в котором описаны существенные условия договора. Чтобы работать по оферте, не нужно ничего подписывать. Достаточно просто принять ее условия. Обычно для этого достаточно поставить галочку в личном кабинете или ответить на письмо.
Оферту, как и любой контракт, при достижении определенной суммы платежей нужно ставить на учет:
Самое сложное в офертах — разобраться, кто кому оказывает услуги. Здесь все не так очевидно, как с обычными контрактами.
Разработчик создает приложения для App Store и Google Play. Кажется, что, раз платят ему, он оказывает услугу и это экспорт. Но это не так. По условиям этих оферт App Store и Google Play размещают приложения у себя, то есть оказывают услугу разработчику. А значит, это импорт.
Чтобы вам не запутаться, мы составили таблицу с основными офертами и указали, какой у них тип.
Типы оферт для популярных международных компаний
Заказчик | Тип оферты |
---|---|
Apple | Импорт |
Booking | Экспорт |
Google Play | Импорт |
Google AdSense | Экспорт |
Upwork | Импорт |
Какие документы нужны для платежа. При первом платеже загружают саму оферту, информацию о ней и подтверждающие документы. При последующих платежах достаточно только подтверждающих документов. Это могут быть квитанции или акты.
Как отправить документы в банк
Порядок передачи документов может отличаться в разных банках. В большинстве случаев их принимают в электронном виде. Например, клиенты Тинькофф Бизнеса могут все сделать через личный кабинет. А если не догрузилось или специалисты банка попросили дополнительные документы — отправить их прямо в чате.
Сроки прохождения валютного контроля
С момента, как валюта пришла на транзитный счет, у компании есть 15 дней на валютный контроль. Если пройти его с опозданием, бизнес могут оштрафовать — максимально на 150 тысяч рублей.
Сам валютный контроль по закону не может занимать больше одного рабочего дня. Например, если документы пришли во вторник, решение должно быть не позже среды, если они поступили в пятницу — не позже понедельника.
Специалисты банка могут отклонить платеж. Обычно это происходит в двух случаях:
Чтобы у вас был запас по времени на исправление возможных недоработок, лучше не откладывать прохождение валютного контроля на последний момент.
Как можно ускорить валютный контроль
Чтобы пройти валютный контроль быстрее, можно сразу учесть требования и рекомендации банка. В первую очередь они будут полезны клиентам Тинькофф Бизнеса, но могут помочь и при взаимодействии с другими банками.
Обязательные требования:
Дополнительные рекомендации:
При постановке контракта на учет перевод нужен всегда. В Тинькофф Бизнесе его делают бесплатно для клиентов, но на это может уйти несколько дней. Пока перевода нет, контракт на учет поставить нельзя.
Валютный счет от Тинькофф
Удобная работа с валютой:
Сопд что это в банке
Пункт 1.3 Инструкции 181-И:
1.3. Справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
Пункт 8.1 Инструкции ЦБ № 181-И:
8.6. В случае наличия у банка УК информации об удержании банком-корреспондентом банковской комиссии за перевод денежных средств из суммы средств, причитающихся резиденту по контракту (кредитному договору), либо из сумм возвращаемых денежных средств, ранее переведенных нерезиденту по контракту (кредитному договору), который принят на учет банком УК, банк УК с согласия резидента вправе самостоятельно на основании имеющейся у него информации отразить сведения об удержании банковской комиссии в разделе III ведомости банковского контроля в порядке, установленном главой 9 и приложениями 4 и 5 к настоящей Инструкции. В этом случае резидент вправе не представлять в банк УК справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
При отсутствии у банка УК информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы об удержании банковской комиссии в соответствии с подпунктом 8.1.4 пункта 8.1 настоящей Инструкции.
Пункт 8.2 Инструкции ЦБ № 181-И:
8.2. Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк УК в следующие сроки (в случае если иные сроки специально не установлены настоящей Инструкцией в отношении представления справки о подтверждающих документах).
8.2.1. В срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска. При наличии на указанных документах нескольких отметок о разных датах выпуска товаров срок, установленный настоящим подпунктом, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска товаров, проставленной на документе.
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 г. № 4855-У)
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 г. № 4855-У)
В указанную в абзаце первом настоящего пункта справку о подтверждающих документах включаются сведения о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, за исключением сведений о временной декларации на товары, транзитной декларации на товары.
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 г. № 4855-У)
В случае если информация об исполнении обязательств, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору) содержится в нескольких подтверждающих документах, то срок представления справки о подтверждающих документах, заполненной на основании всех таких документов, установленный настоящим подпунктом, отсчитывается от наиболее поздней по сроку даты оформления соответствующего подтверждающего документа.
Согласно Приложению 6 к Инструкции ЦБ № 181-И форма справки о подтверждающих документах имеет следующий вид:
В настоящее время во всех банках СПД как правило заполняется в электронном виде в банке-клиенте. Тем не менее, при этом необходимо соблюдать порядок заполнения СПД, установленный в Приложении 6 Инструкции ЦБ № 181-И в качестве «Примечаний к справке о подтверждающих документах»:
Примечания к справке о подтверждающих документах
2. В графе 1 указывается в порядке возрастания номер строки СПД.
В случае заполнения графы 12 в графе 1 указывается номер строки СПД, ранее принятой банком УК, которая содержит сведения, подлежащие корректировке.
3. В графе 2 указывается номер подтверждающего документа, включая регистрационный номер ДТ (графа «А» ДТ) в случае заполнения СПД в соответствии с пунктами 8.8 или 8.9 настоящей Инструкции.
При отсутствии у подтверждающего документа номера в графе 2 проставляется символ «БН».
4. В графе 3 в формате ДД.ММ.ГГГГ в зависимости от вида подтверждающего документа указывается дата, предусмотренная пунктом 8.3 настоящей Инструкции. Графа 3 не заполняется в случае, если в графе 2 указывается регистрационный номер ДТ (графа «А» ДТ).
5. В графе 4 в зависимости от содержания подтверждающего документа указывается один из кодов видов подтверждающих документов, содержащихся в приведенной ниже таблице.
Код | Содержание подтверждающего документа |
01_3 |
▼
▼ 03.09.2021 Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
|