солон афинский прежде чем начать командовать научись подчиняться
История войн Древнего мира
Приложение 3. Афоризмы
Август Октавиан: После поражения и уничтожения колонны Вара в Тевтобургском лесу
Вар, верни мне мои легионы
Агис II, царь Спарты
Спартанцы спрашивают, не сколько их, а где они
Ал Вителл
Мертвый враг всегда хорошо пахнет
Александр Македонский
Алкей
Никакая стена не защитит город лучше человеческой храбрости
Анакреон
Война щадит не храбрых, а трусливых
Солон Афинский
Прежде, чем начать командовать, научись подчиняться
Аристотель
Мы воюем, чтобы жить мирно
Война, как говорит пословица, состоит из ложных тревог
Аристофан
Ах! Полководцы! Их множество, но они не на многое способны!
Архидам из Спарты
Самое верное и благородное для великой армии — умение подниматься единым духом
Афинагор Сиракузский
Биант из Приены
Плохие люди составляют большинство
Вергилий
Bella, horida bella
Войны, ужасные войны!
Пусть все прицелятся и ждут лаврового венка, награды победителям
Военная максима
Fas est et ab hoste doceri
Марш разъединяет, сражение сплачивает
Разделяй и властвуй
Гермократ Сиракузский
Презрение к захватчику лучше всего демонстрировать с помощью храбрых подвигов на поле боя
Когда имеют место взаимные опасения, человек подумает дважды, прежде чем нападать на другого человека
Золото и серебро у них в изобилии, и это упрощает ведение войны, как, впрочем, и многое другое
Никто не начинает войн по незнанию, и никого из тех, кто надеется войной что-то выиграть, не остановит страх
Геродот
В мирное время сыновья хоронят своих отцов; на войне отцы хоронят своих сыновей
Лучше иметь храброе сердце и страдать, если происходит что-то дурное, чем вечно бояться того, что может произойти
Гиппократ
Граждане Афин, у нас нет времени на разговоры, но несколько храбрых слов ничуть не хуже многих
Война — вот единственная подходящая школа для военного врача
Гомер
Даже храбрейшие не могут сражаться, если это выше их сил
Меч сам по себе подстрекает к насилию
Смерть за родину — славная смерть
Так завершился этот день кровавый
Людям надоедает спать, любить, петь и танцевать быстрее, чем воевать
Благородная и мужественная музыка укрепляет дух, успокаивает нерешительных, и зовет их к величайшим подвигам
Тот служит мне лучше всех, кто лучше всех служит своей стране
Те, кто бежит с поля боя, никогда не достигают ни власти, ни славы
Гораций
Мудрый человек в мирное время готовится к войне
Dulce et decorum est pro patria mori
Гибель за свою страну сладка и прекрасна
Quae caret ora cruore nostro?
Есть ли берег, что не залит нашей кровью?
Bella detesta matribus
Войны — кошмар матерей
Несчастья раскрывают гений полководца; удача прячет его
Мудрый человек в мирное время готовится к войне
Греческая поговорка
Заключайте союзы, когда война закончилась
Дионисий Галикарнасский
Только храбрецы радуются славной и благородной смерти
Еврипид
В большой армии никогда не бывает порядка
Для глаз храбреца опасность сверкает как солнечный свет
Бог войны ненавидит колеблющихся
Храбрости можно научить так же, как ребенка можно научить говорить
Иезекииль, XXVI, 10
И содрогнутся стены от топота копыт, от грохота колес и колесниц
Калигула
Пока они боятся нас, пусть ненавидят сколько хотят
Конфуций
Вести на войну необученных солдат — значит просто выбросить их
Ксенофонт
Добровольное подчинение всегда лучше насильственного
Латинская поговорка
Победа любит расчет
Timidi mater non flet
Мать труса не оплакивает его
Flet victus, victor interiit
Побежденный скорбит, победитель гибнет
На войне нельзя ошибиться дважды
Fortis cadere, cedere non potest
Храбрецы умирают, но не сдаются
Ливий
Хороший полководец знает ценность везения
На войне исход менее, чем в любом другом деле соответствует ожиданиям
Ликург Спартанский
Храброму человеку война предлагает в награду свободу и славу
Лукан
Alta sedent civilis vulnera dextrae
Глубоки раны, наносимые междоусобицами
Лукреций
Как приятно, когда ветра гоняют по морю волны, стоять на берегу и смотреть на сражающихся
Махарбал
Ганнибал знал, как достичь победы, но не знал, как ее использовать
Менандр
Человеку, который бежал с поля боя, придется сражаться снова
Менций
Маленькое государство не может соперничать с большим; маленькая армия не может соперничать с большой; слабая армия не может соперничать с сильной
Овидий
Боги любят отважных
Всегда нужно учиться, даже у врага
Шекспир: Юлий Цезарь, III, 1
Оносандр
Солдаты не любят, когда ими командуют люди неблагородного происхождения
Перикл
Я больше боюсь собственных ошибок, чем вражеских планов
Персий
Пиндар
Война сладка для тех, кто ее не знает
Тит Макций Плавт
Когда нас покоряют, мы покоряем
Ах, да, простая пехота — бедные попрошайки.
Бдительный оказывает большую услугу своей стране, чем самый умный оратор
Платон
Только мертвые увидят конец войны
Только правителям государств должно быть позволено лгать
Надо соблюдать крайнюю осторожность, чтобы наши вспомогательные войска, будучи сильнее наших граждан, не стали слишком сильны и не превратились в диких, свирепых тварей
Плутарх
После великих битв обычно выпадают самые сильные ливни
Полибий
Хороший полководец видит не только путь к победе, он также знает, когда победа невозможна
Во время войны мы всегда должны оставлять место для будущих ударов и случайностей, которые невозможно предусмотреть
Публилий Сир
Простите одно оскорбление, и вам непременно нанесут их множество
В мирное время мы должны обеспечивать то, что понадобится нам в военное время
Необходимость не знает других законов, кроме завоевания
План, который невозможно изменить — плохой план
В наибольшей безопасности находится тот, кто всегда настороже
Публий Статий
Жестокость войны работает на мир
Сенека
Если человек не знает, в какой порт он плывет, никакой ветер не будет для него попутным
Постоянное ощущение опасности порождает презрение к ней
Военные успехи всегда сомнительны
Силий Италик
На войне мы должны действовать быстро
Сократ
Толпа так же напоминает армию, как груда строительных материалов — дом
Софокл
Быстрые решения — это небезопасные решения
Удел храбрых — жить со славой и умереть со славой
Спартанская женщина, провожавшая сына на войну
Со щитом иль на щите
Сулла Луций Корнелий
«Здесь лежит человек, который более, чем кто-либо из других смертных, сделал добра своим друзьям и зла врагам» Надпись на мавзолее Суллы, составленная им самим.
Сун Цзы
Тот, кто знает, когда он может сражаться, а когда не может, будет победителем
В сражении само по себе численное превосходство не дает преимущества. Не надо идти в атаку, опираясь только на голую военную мощь.
Все воинское искусство основано на обмане
Управлять многими — то же, что управлять немногими. Дело в организации
Тацит
Великие империи не сохранить робостью
Даже храбрейших пугает внезапный ужас
Храбрость — это презрение к смерти и боли
Для полководца главное — справедливость и благоразумие
Плохой мир даже хуже войны
Мечта о безопасности может разрушить даже самое храброе и благородное начинание
Марк Теренций Варрон
Fortes fortuna adiuvat
Фортуна любит храбрейших
Тибулл
Qui desiderat pacem praeparet bellum
Кто первым выковал смертоносный клинок? Его душа была из крепкой стали
Формион Афинский
Когда приходит пора действовать, помните о цене молчания и порядка
Флавий Вегеций Ренат
Засада, если ее обнаружить и быстро окружить, нанесет готовившим ее такой же урон, какой они сами хотели нанести
Немногие рождаются храбрецами; большинство становится ими благодаря дисциплине и упражнениям
Храбрость важнее количества
Пусть тот, кто желает мира, готовится к войне
Противника больнее бьет дезертирство, чем убийство
Засада, если ее обнаружить и быстро окружить, нанесет готовившим ее такой же урон, какой они сами хотели нанести
Немногие рождаются храбрецами; большинство становится ими благодаря дисциплине и упражнениям
Полководцу нелегко справится с тем, кто может трезво оценить обе противоборствующие армии
Что может солдат сделать с полководцем, когда уже не дышит?
Фукидид
Сильный делает то, что может, а слабый терпит то, что должен терпеть
Кораблекрушение может омрачить целый день
Самоконтроль необходим для самоуважения, а без самоуважения невозможна храбрость
Гай Юлий Цезарь
Война дает право завоевателям диктовать покоренным любые условия
Во время войны самые простые причины вызывают важные события
Пришел, увидел, победил
Союзу с сильнейшим никогда нельзя доверять
Марк Туллий Цицерон
Silent enim leges inter arma
В военное время законы молчат
Деньги — вот движущая сила любой войны
Мало проку в войсках за границей, если дома им некому дать мудрый совет
Эвфем Афинский
Для имперского города возможно все, что целесообразно
Лучше быть готовым к опасности
Эсхил
Я думаю, убитым все равно, спят ли они, и поднимутся ли вновь
Солон и премудрости афинской демократии
Равенство не рождает войну.
а) с чего начинался город-государство Афины?
Одновременно, это был последний период первобытнообщинного строя, когда земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство, а ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер и появляются купцы. Повсеместно используются рабы из числа захваченных в плен. И, наконец, образуется семья с господством мужчины, чем окончательно подрывается древняя родовая организация. Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий.
Уже с начала VI века до н.э. существовали АРИСТОКРАТЫ(знать) и ДЕМОС(народ). Причём под «демосом» в Древней Греции подразумевались свободные граждане, имеющие гражданские права, но не принадлежащие к аристократии. В результате борьбы между ними, победила демократия рабовладельческого толка, основателем которой и стал Солон, о чем будет сказано в следующих параграфах.
В классический период (V век до н. э.) Афины достигли вершины своего развития, определив многие тенденции развития позднейшей европейской культуры. Так с городом связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы.
У подножия Акрополя расположилась древняя рыночная площадь Агора (базар). Сюда греки приходили не только для того, чтобы купить или продать товар, но и посоветоваться, узнать последние новости, обсудить законы. Иногда они окружали камень, на который забирался очередной глашатай, и слушали его речи. Где-то здесь, по преданию, нашёл среди глиняных горшков своенравную красавицу Ксантиппу великий философ Сократ и, женившись на ней, удивлял афинян своим необыкновенным терпением.
б) Солон и афинская рабовладельческая демократия
Демос находился в постоянной вражде с аристократией, шаг за шагом вырывая у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия. Демократическая форма правления существовала в афинском полисе приблизительно с 500 по 321 г. до н. э.
Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля СОЛОНА. Афинский мудрец происходил из знатного обедневшего рода. Оставшись без средств существования после смерти отца, он занялся торговлей и отправился в плавание, чтобы посмотреть мир и приобрести состояние. Разбогатев, Солон вернулся на родину и застал в Афинах ожесточённое противостояние враждующих группировок. К тому же афиняне вели с переменным успехом войну с Мегарами за остров Саламин. Солон возглавил афинское войско и добился успеха, став самым знаменитым человеком в Аттике.
Богатые его уважали, так как он происходил из знатного рода и был человеком состоятельным. Бедные считали его своим вождём: он бескорыстно защищал их права. Видеть Солона единоличным правителем соглашались и те и другие. Было известно, что он не является «сообщником богатых в их преступлениях» и в то же время «не угнетен нуждою». Малоимущие знали его, как человека справедливого, и надеялись, что он проведёт нужные реформы с отменой долгов и возвращением земель. Богачи же ему доверяли, как человеку мудрому и осторожному.
Лидеры враждующих партий предложили Солону стать тираном, но он категорически отказался, пояснив, что тирания – это такое место, на которое не так трудно забраться, как трудно его оставить, а для государства она может стать злом. Позже афинский мудрец так написал о своём решении в стихах: «Когда землю пощадил я родную и тирана власть суровую не взял, то своё, тем самым, имя не покрыл позором я. И мне нечего стыдиться: так скорее всех людей я склоню к себе. »
Солону поручили примирить враждующих граждан, став между ними посредником, но это было не просто: бедняки требовали передела земель, а богачи не желали расставаться со своими привилегиями. Мудрецу предоставили широкие полномочия с правом сохранять или отменять старые законы и создавать новые. Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику «золотой середины».
Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.
в) деяния и Конституция Солона
В НАРОДНОМ СОБРАНИИ могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (всё население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника. Таким образом, в Народном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов.
СОВЕТ ЧЕТЫРЁХСОТ избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Выборы в совет четырехсот были в руках тех, кто распоряжался в старых племенах, то есть в руках родовой знати.
Судебные дела рассматривались в «суде присяжных» — ГЕЛИЭЕ, которая состояла из 6 000 человек, выбиравшихся по жребию. Эти 6 000 человек были разделены на 10 дикастериев, примерно по 500 человек в каждом (100 из них считались запасными). При рассмотрении дела оно рассматривалось определенным декастерием, причем из-за многочисленности судей подкуп был практически исключен. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Это было явной уступкой демосу, которому она была очень выгодна.
Исполняли решения Народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал различные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни.
г) рассуждения и изречения Солона
Облик политика-деспота был глубоко антипатичен Солону, ибо по сути своей он был тираноборцем. Он не уставал повторять: «Кто для многих страшен, тот должен многих бояться». Солон был истинно милосердным человеком и не хотел жестких законов. Некоторые его афоризмы по этому поводу донеслись до нас через столетия. Так, на вопрос, почему Солон, как правитель, не установил закон против отцеубийц, он ответил: «Чтобы он не понадобился».
Таким образом, В 594—593 до н. е. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган — Совет четырехсот, осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид.
Солон проводил свои реформы осторожно, используя взаимные уступки и считая, что: «Если в государстве перевернуть всё вверх дном, то потом не хватит сил всё поставить на место». Сохранился древний документ, прославляющий мудрость Солона, открывшего публичный дом, управляемый рабынями, «дав возможность избавиться от похоти без угрозы для общества».
И всё же реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Когда Солона спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам, он ответил: «Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять».
Прежде чем начать командовать научись подчиняться.
Аристотель (384/383–323 гг. до н. э.) – величайший древнегреческий мыслитель, логик, создатель философского языка, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского.
Аристотель получил приглашение от македонского царя Филиппа II стать воспитателем его 13-летнего сына Александра, будущего великого полководца Александра Македонского. Он был его учителем около 10 лет. Обучение было прервано в связи с тем, что царь Филипп II был убит, и молодому царевичу пришлось взять власть в свои руки. После того как его воспитанник Александр взошел на трон, Аристотель отправился в Афины, где организовал философскую школу.
Есть свидетельства того, что философ очень мало спал и даже во сне держал в руке бронзовый шар, который, падая в таз, будил философа. Всего Аристотелем было написано свыше 40 трудов по риторике, поэтике, этике, политике, метафизике, логике и естествознанию (космологии). «Метафизика» — фундаментальный труд Аристотеля, который представляет собой сборник сочинений, состоящий из 14 книг.
Через много лет филосовскую мысль «Прежде чем начать командовать научись подчиняться» повторил великий полководец Александр Васильевич Суворов, звучала она так «Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими».
Создано / Изменено: 11 января 2021 / 11 января 2021
Философ Солон и его учение
Прекрасным и добрым верь больше, чем поклявшимся.
Заводить друзей не спеши, а заведши не бросай.
Прежде чем приказывать, научись повиноваться.
Не советуй угодное, советуй лучшее.
Ум твой вожатый.
(Солон)
Диоген Лаэртский о Солоне
Солон, сын Эксекестида, с Соломина, прежде всего произвел в Афинах «снятие бремени» 52, то есть освобождение от кабалы людей и имуществ. Дело в том, что многие занимали деньги под залог самих себя и потом по безденежью попадали в кабалу. Солон первый отказался от долга в семь талантов, который причитался его отцу, и этим побудил к тому же самому и остальных. Закон этот был назван «снятием бремени» – причины такого названия понятны. А потом он издал и начертал на вращающихся столбах 53 остальные законы, перечислять которые было бы слишком долго.
Самое же главное: так как Саламин, его родное место, был предметом спора между афинянами и мегарянами и афиняне, претерпев в этой войне много поражений, постановили казнить смертью всякого, кто предложит вновь воевать за Саламин, – то Солон, притворившись сумасшедшим, в венке 54 ворвался на площадь, огласил перед афинянами через вестника свою волнующую элегию о Саламине и этим возбудил в них такой пыл, что они тотчас пошли войною на мегарян и благодаря Солону одержали победу. Строки, более всего воспламенившие афинян, были такие:
Писистрат – Солону. «Я не единственный среди эллинов посягнул на тираническую власть, и я достоин ее, ибо я из потомков Кодра; я лишь вернул себе то, что афиняне обещали воздавать Кодру и его роду, но не сдержали обещания. В остальном же на мне нет греха перед богом или перед людьми. Афинянам я оставляю тот же государственный уклад, какой установил им ты, и управляются они лучше, чем при народовластии, ибо я никому не дозволяю превозноситься. Хоть я и тиран, но не пользуюсь сверх меры ни званием, ни почестью, а только тем, что издревле причиталось царям. И хотя каждый афинянин платит десятину со своего надела, но не мне, а на расходы по всенародным жертвоприношениям и на другие общие траты, или же на случай войны. Тебя я не виню, что ты обличал мой умысел, – ибо делал ты это, желая добра отечеству, а не желая зла мне. Ты не знал, какое я установлю здесь правление, а если бы знал, то, быть может, и примирился бы с ним и не уходил бы в изгнание. Так воротись домой, поверь мне без клятвы, что ничего дурного Солону не будет от Писистрата. Знай, что даже из врагов моих никто не потерпел вреда, – если же ты почтёшь за благо стать одним из моих друзей, то будешь между них первым; ибо знаю, ты верен и нековарен. Если, наконец, захочешь ты жить в Афинах как-нибудь по-иному, то и на это будет тебе дозволение. Только не ожесточайся на отечество из-за нас». Таково письмо Писистрата.
Меру человеческой жизни Солон определил в семьдесят лет 60.
Некоторые законы его представляются превосходными: например, кто не кормит родителей, наказуется бесчестьем; кто растратит отцовское имущество – также; кто празден, на того всякий желающий вправе за это подать в суд. Впрочем, Лисий в речи против Никида говорит, что последний закон издан Драконтом. Солон же запретил говорить в собрании продажным распутникам.
Далее, Солон сократил награды за гимнастические состязания, положив 500 драхм за победу в Олимпии, 700 драхм – на Истме и соответственно в других местах: нехорошо, говорил он, излишествовать в таких наградах, когда столько есть граждан, павших в бою, чьих детей надо кормить и воспитывать на народный счет. Оттого-то и явилось столько прекрасных и благородных воинов, как Полизел, как Кинегир, как Каллимах, как все марафонские бойцы, как Гармодий, и Аристогитон, и Мильтиад, и тысячи других. Гимнастические же борцы и в учении недешевы, и в успехе небезопасны, и венцы принимают за победу не столько над неприятелем, сколько над отечеством; в старости же они, по Еврипидову слову,
Изношены, как плащ, рядном сквозящий 61, – это и имел в виду Солон, когда поощрял их столь сдержанно.
Песни Гомера он предписал читать перед народом по порядку: где остановится один чтец, там начинать другому: и этим Солон больше прояснил Гомера, чем Писистрат 63 (как утверждает Диевхид в V книге «О Мегарах»), – главным образом в тех стихах, где говорится: «Но мужей, населяющих град велелепный, Афины. » 64 и далее.
Солон впервые назвал тридцатый день месяца старым и новым 65. Он первый завел собрания девяти архонтов для собеседований (как говорит Аполлодор во II книге «О законодателях»). А когда начались раздоры, он не примкнул ни к городской стороне, ни к равнинной, ни к приморской 66.
Он говорил, что слово есть образ дела; что царь лишь тот, кто всех сильней; что законы подобны паутине: если в них попадается бессильный и легкий, они выдержат, если большой – он разорвет их и вырвется. Он говорил, что молчание скрепляет речи, а своевременность скрепляет молчание. Те, кто в силе у тиранов, говорил он, подобны камешкам при счете: как камешек означает то большее число, то меньшее, так они при тиранах оказываются то в величии и блеске, то в презрении. На вопрос, почему он не установил закона против отцеубийц, он ответил: «Чтобы он не понадобился». На вопрос, как изжить преступления среди людей, он ответил: «Нужно, чтобы пострадавшим и непострадавшим было одинаково тяжело» – и добавил: «От богатства родится пресыщение, от пресыщения – спесь».
Афинянам он присоветовал считать дни по лунным месяцам. Феспиду он воспретил представлять трагедии, полагая, что притворство пагубно; и когда Писистрат сам себя изранил 67, Солон сказал: «Это у него от трагедий!»
Заветы его людям Аполлодор в книге «О философских школах» передает так: «Прекрасным и добрым верь больше, чем поклявшимся. Не лги. Пекись о важном. Заводить друзей не спеши, а заведши не бросай. Прежде чем приказывать, научись повиноваться. Не советуй угодное, советуй лучшее. Ум твой вожатый. С дурными не общайся. Богам – почет, родителям – честь». Говорят, когда Мимнерм написал:
Если бы на земле без тяжких забот и страданий Лет шестьдесят прожить, чтобы потом умереть! – то Солон побранил его так: Если готов ты послушать меня, переделай все это И не сердись, если я лучше придумал, чем ты. Лигиастад! Измени свою песню и пой теперь вот как: «Восемь десятков прожить – и лишь потом умереть!» 68 Из песен ему принадлежит такая: Со всеми людьми осторожен будь – Не таят ли злобу в сердце своем За светлым лицом, И из черной души Не двойной ли язык лукавит?
Бесспорные его писания – это законы, речи к народу, наставления самому себе, элегические стихи о Саламине и об Афинском правлении, в которых 5000 строк, ямбы и эподы.
На изваянии его надпись такая: Здесь, в Саламинской земле, сокрушившей мидийскую дерзость. Законодатель рожден – богохранимый Солон 69. Расцвет его приходится на 46-ю олимпиаду, в 3-й год которой он был архонтом в Афинах (по словам Сосикрата); тогда он и издал свои законы. Скончался же он на Кипре, прожив восемьдесят лет, и завещал ближним отвезти его останки на Саламин и пеплом развеять по всему краю. Оттого и Кратин в «Хиронах» говорит от его лица: Гласит молва, что я живу на острове, Развеянный по всей земле Аянтовой. Есть и у нас эпиграмма в названной книге «Все размеры», где я писал о смерти всех знаменитых людей всеми размерами и ритмами, как в эпиграммах, так и в песенных стихах: Тело Солона огонь на Кипре пожрал отдаленном, Кости приял Саламин, злаки из праха взросли, Дух же его к небесам вознесли скрижальные оси, Ибо афинянам был легок Солонов закон 70. Изречение его, говорят, было: «Ничего слишком!»
Диоскурид в «Записках» рассказывает, что, когда он оплакивал сына (о котором более ничего не известно), кто-то ему сказал: «Ведь это бесполезно!» – «Оттого и плачу, что бесполезно», – ответил Солон.
Письма Солона
Известны такие его письма.
Солон – Периандру. «Ты пишешь, что против тебя есть много злоумышленников. Не медли же, если хочешь от них отделаться. Ведь злоумыслить против тебя может самый негаданный человек (иной – боясь за себя, иной – презирая тебя за то, что ты всего боишься), потому что, подстерегши миг твоего невнимания, он заслужил бы благодарность всего города. Самое лучшее для тебя – отречься, чтобы не осталось причин для страха; но если уж быть тираном во что бы то ни стало, то позаботься, чтобы чужеземное войско при тебе было сильнее, чем гражданское, – тогда никто тебе не будет страшен и никого не понадобится изгонять».
Солон – Писистрату. «Верю тебе, что не претерплю от тебя худого – ибо и до тирании твоей я был тебе другом и теперь враждебен тебе не более чем любой из афинян, кому не мила тирания. Лучше ли быть под владычеством единого, лучше ли под всенародным – об этом пусть из нас каждый судит сам. Я согласен, что из всех тиранов ты – наилучший; но возвращаться в Афины, думается, мне не к лицу, чтобы меня не попрекнули, будто я дал афинянам равноправие, отклонил возможность стать тираном, а теперъ-де вернулся одобрить твои дела».
Солон – Крезу. «Я счастлив твоим добрым расположением ко мне; и, клянусь Афиною, не будь мне дороже всего жить под народовластием, я охотнее принял бы кров в твоем дворце, чем в Афинах, где насильственно властвует Писистрат. Однако житье мне милее там, где для всех законы равные и справедливые. Все же я еду к тебе, готовый стать твоим гостем».