согласно выготскому социальная среда культура являются чем
Согласно Л.С.Выготскому, социальная среда, культура являются_______ психического развития
Условиями психического развития, согласно теории культурно-исторического развития Л.С.Выготский считал.
Выберите один или несколько ответов:
1. нормальное функционирование мозга
4. общение
Правильный ответ: нормальное функционирование мозга, общение
Вопрос 5
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
Критериями периодизации психического развития по Д.Б.Эльконину являются:
Выберите один или несколько ответов:
1. ведущий вид деятельности
2. психические новообразования
3. ведущая потребность
4. стадия развития интеллекта
Правильный ответ: ведущий вид деятельности, психические новообразования
Вопрос 6
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
Согласно Л.С.Выготскому, социальная среда, культура являются_______ психического развития
Выберите один ответ:
c. источником
Правильный ответ: источником
Вопрос 7
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
Линию Л. С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили:
Выберите один ответ:
a. Д.И.Фельдштейн, В.П.Зинченко
b. П.П.Блонский, А.Р.Лурия
c. А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин
d. В.И.Слободчиков, А.В.Петровский
Правильный ответ: А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин
Вопрос 8
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
Общим механизмом функционирования высших психических функций Л. С. Выготский, считал:
Выберите один ответ:
1. прогрессирующие изменения
2. подражание ребёнка взрослому
Правильный ответ: подражание ребёнка взрослому
Вопрос 9
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
Ведущим называется тот вид деятельности:
Выберите один ответ:
1. которым ребенок занимается большую часть своего времени
2. все ответы не верны
3. все ответы верны
4. который определяет основное направление его развития на определенном этапе
Правильный ответ: который определяет основное направление его развития на определенном этапе
Вопрос 10
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
В основе развития высших психических функций по Л.С.Выготскому лежит:
Выберите один ответ:
2. привязанность ребёнка к матери
3. процесс интериоризации
4. психологическая защита
Правильный ответ: процесс интериоризации
Вопрос 11
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 158 | Нарушение авторских прав
Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского
Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).
Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.
Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.
Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.
Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.
Проблема специфики психического развития человека (Л.С. Выготский и его школа)
Биологизаторскому, внеисторическому подходу, идее эволюционизма Л.С. Выготский противопоставил идею историзма, культурно-историческую концепцию
развития. Согласно Л.С. Выготскому, каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества, а не простого
органического созревания, в процессе общественной жизни сами природные потребности человека претерпели глубокие изменения, возникли и развились
новые человеческие потребности.
Для понимания специфики человеческого онтогенеза ключевой является идея соотношения реальной и идеальной форм развития.
В одной из лекций, сравнивая развитие ребенка с другими типами развития (эмбриональным, геологическим, историческим), Выготский говорил: «Можно ли
конечная форма — «человек будущего» и чтобы та идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобытный человек.
Невозможно это себе представить. Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходило так, что бы в момент, когда складывается
начальная форма. уже имела место высшая форма, идеал, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми
шагами, которые делает ребенок на пути развития этой начальной, или первичной, формы. В этом заключается величайшее своеобразие детского развития в
отличие от других типов развития, среди которых такого положения не могли обнаружить и не находим. Это, следовательно, означает, что среда выступает в
развитии ребенка, в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда здесь играет роль не
обстановки, а источника развития».
Социальная среда, по Выготскому, — это не просто внешнее окружение, а аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах
материальной и духовной культуры; мир созданных человечеством предметов и явлений, творений культуры, в том числе мир человеческой деятельности.
Среда содержит идеальные формы, образцы развития, т.е. то, к чему развитие ребенка должно стремиться.
Высшие психические функции взрослого человека, речь и действия взрослого — идеальные формы (по отношению к действиям и речи ребенка), задающие
направление онтогенетического развития. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития, как «пространство»
существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики.
Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в
результате развития всего человечества. Комментируя это принципиальное положение, Д.Б. Эльконин позже писал: «Ребенок присваивает общество. Все,
что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции». От уровня развития
общества зависит содержание развития ребенка и продолжительность детства.
Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка — овладение общественным опытом,
присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций
Выготский считал подражание ребенка взрослому.
Движущая сила (фактор) психического развития — обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со
взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий — средств,
выработанных в ходе исторического развития человеческого общества, — т.е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического
развития (от социального к индивидуальному).
Необходимым условием развития ребенка является полноценность всех функциональных систем организма, нормально функционирующий мозг (вспомним
вариативность «природных особенностей», недооценивать значение факторов, благоприятных или осложняющих органическое развитие.
Однако обучение и воспитание по своему значению превосходят роль природных особенностей. В широком смысле сама жизнь в человеческом обществе
(стихийное обучение) является необходимым условием специфически человеческого развития ребенка. Кроме того, обучение как специально организованный,
целенаправленный образовательный процесс важно для разных сторон психического развития.
Полноценное развитие слепого, глухого ребенка возможно при специальной организации обучения и общения с ним; и, напротив, нередко самые
благоприятные предпосылки физически здорового ребенка могут остаться нереализованными при дефиците общения со взрослым, при отсутствии
адекватных форм организации детской деятельности. Так, для развития устной и письменной речи важен так называемый фонематический слух; он, с одной
стороны, обусловлен строением слухового аппарата и нервной системы человека, но формируется только в процессе усвоения речи. Таким образом, под
морфофизиологические особенности мозга и общение.
Источник: Шаповаленко И.В. Возрастная психология
Социальная среда развития
Подчеркивая важность фактора среды для становления личности ребенка, Выготским было дано определение «социальной среды развития». Эта внешняя среда вызывает отклик в личности ребенка, формируя ее. При этом, новаторским был взгляд на социальную среду как на динамическую систему, которая может восприниматься ребенком и влиять на него по-разному при своей объективной неизменности.
Особенно сильное влияние на личность и формирование психических новообразований среда оказывает в периоды возрастных кризисов.
Культурно-исторический подход Л. С. Выготского, теория формирования высших психических функций под воздействием исторического и культурного развития личности сыграли фундаментальную роль в психологической науке и практике. Внимание к таким факторам формирования личности, как культура, речь, историческое развитие привело к образованию нового взгляда на природу психики. Детальное изучение речи, знаковых сигналов как опосредующих факторов формирования высших психических функций вывело развитие теоретической и практической психологии на новый виток развития.
Психологические взгляды Л.С. Выготского получили распространение и в других областях человеческой практики – лингвистике, этнографии, социологии.
» Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л. С. Выготского.
20вопр. Проблема возрастной периодизации.
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем возрастной психологии.
Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей. Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.
Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:
Обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:
Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:
Также Д. Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (младший подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старший подростковый возраст).
Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:
1)младенчество — с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);
2)раннее детство — от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);
3)младший и средний дошкольный возраст — от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);
4)старший дошкольный возраст—с 5 до 6—7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему
остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью);
5)младший школьный возраст — от7до11 лет, охватывает обучение в начальной школе. I
В этот период основным видом деятельности является учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности);
6) подростковый возраст — от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности). Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и определенное время протекания. Если наблюдать за поведением и теми психическими реакциями, которые возникают у ребенка, то можно самостоятельно выделить каждый из периодов. Каждый новый возрастной этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и подбирать новые средства, методы и приемы.
Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:
1)первые 12 месяцев жизни — начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;
2) II—3-й годы жизни — вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;
3)III—5-й годы жизни — третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;
Периодизация психического развития Л. С. Выготского.
Рассматривая вопроспериодизации психического развития, Л.С.Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия психологические новообразования и социальная ситуация развития (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л.С.Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С.Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.
Периодизация Пиаже.
—от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).
Развитие совершается как переход от низшей стадии к высшей, причем каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. На каждой новой стадии достигается интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.
Порядок следования стадий неизменен, хотя, по Пиаже, не содержит никакой наследственной программы. Созревание в случае стадий интеллекта сводится лишь к открытию возможностей развития, и эти возможности нужно еще реализовать. Было бы неверно, считал Ж. Пиаже, видеть в последовательности стадий продукт врожденной предрешенности, ибо в процессе развития происходит непрерывная конструкция нового.
Стадии интеллектуального развития, по Пиаже, можно рассматривать как стадии психического развития в целом, так как развитие всех психических функций подчинено интеллекту и определяется им.
Система Ж. Пиаже является одной из наиболее разработанных и распространенных, и исследователи разных стран предлагают свои варианты ее коррекции и дополнения.
Периодизация Фрейда
На основе общих тезисов психоанализа 3. Фрейд сформулировал идеи генеза детской психики и детской личности: стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Id, Ego и Super-Ego.
На оральной стадии фиксации либидо у человека, по 3. Фрейду, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов. «Застревание» на оральной стадии, по 3. Фрейду, сказывается на взрослой личности в виде зависимости от оральных стимулов.
За оральным периодом следует анальный(с 12—18 месяцев до 3 лет), во время которого ребенок впервые научается контролировать свои телесные функции. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности, чистоплотности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. И здесь ребенок впервые встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, а развитие приобретает конфликтный характер. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом начинает формироваться Super-Ego ребенка как часть его Ego, где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и других взрослых, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей, социализаторов ребенка.
Следующая фаза начинается примерно в три года и называется фаллической(3—5 лет). Она характеризует высшую ступень детской сексуальности: если до сих пор она была аутоэротичной, то теперь становится предметной, т.е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Фаллической стадии соответствует зарождение таких личностных черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. Мотивационно-аффективную либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд предложил называть эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек Застревание на этой стадии, трудности преодоления эдипова комплекса создают основу для формирования робкой, застенчивой, пассивной личности.
После пяти лет наступает длительный период латентной детской сексуальности (5—12 лет), когда прежнее любопытство в отношении сексуальных проявлений уступает место любопытству по отношению ко всему окружающему миру. Либидо в это время не фиксировано, сексуальные потенции дремлют, и у ребенка есть возможности для идентификации и построения Я-идентичности.
Воспитательная среда по Л. С. Выготскому
Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02
Статья просмотрена: 3868 раз
Библиографическое описание:
Хусейнова, З. А. Воспитательная среда по Л. С. Выготскому / З. А. Хусейнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35963/ (дата обращения: 17.12.2021).
Annotation: the article is devoted to the education of the child in a social environment. The impact of society on child development, as spiritually-moral education and subject.
Keywords: educational environment, educational process, personality, activity.
В основу воспитательного процесса всегда положена личная деятельность обучающегося, и весь опыт преподавателя сводится к управлению и регулированию своей деятельности. Л. С. Выготский так сформулировал, «формулу» воспитательного процесса: воспитание осуществляется через собственный опыт обучающегося, который определяется социальной средой, и роль преподавателя, при этом сводится к организации и регулированию воспитательной среды в жизни ребенка.
Для Л. С. Выготского воспитательная среда — это искусственная среда, где детям представлены все формы общественной жизни. С одной стороны, это хорошо, а с другой нет. Хорошо тем, что за счет этого удается избежать влияния многих отрицательных воздействий реального социального быта ребенка. Плохо тем, что за счет своей искусственности она не в силах передать все многообразие жизненных взаимоотношений.
Воплощение такой среды является, по мнению Л. С. Выготского, необходимым условием воспитательной работы. Выготский считал, что необходимо «отказаться от стихийного начала в воспитательном процессе и противопоставить ему разумное сопротивление и управление этим процессом, достигаемое через рациональную организацию среды» [2, с. 86].
С введением понятия «воспитательная среда», стали рассматривать как трехсторонний процесс воспитания:
1) активность обучаемого;
2) активность преподавателя;
3) активность заключенной между ними воспитательной среды.
В этом случае преподаватель выступает с точки зрения психологии как ведущий воспитательной среды, и контролирует взаимодействия с воспитанником. Используя все возможности социальной среды, в которой живет и действует ребенок, педагог может направлять и руководить деятельностью ребенка для будущего социального развития. При этом главным рычагом воспитательного процесса выступает социальная среда, и вся роль преподавателя сводится к управлению этим рычагом.
Явные механизмы воспитательного процесса можно проследить на примере нравственного воспитания. Главная идея данного процесса сводилась к усвоению школьниками определенных правил и норм нравственной морали. В данном случае вся система нравственного воспитания оказывалась построенной на авторитарном принципе, т. е. на признании определенного принудительного значения за авторитетом родителей и преподавателей.
Есть и отрицательные стороны которые приводят к запугиванию, запретам и угрозам, что зачастую часто встречается в воспитательной среде.
По мнению Л. С. Выготского, такое послушание, мотивированное страхом, является лишенным нравственно-воспитательной силы, потому что заранее предполагает негативное отношение к вещам и поступкам.
В своих трудах Л. С. Выготский называет несколько основных недостатков такого рода воспитательных воздействий.
1. Запугивая слабого, такое воспитание всегда способно вызвать негативное отношения сильного, придавая его действиям определенную степень гордости за свои поступки.
2. Запреты создают вымышленные представление о моральных ценностях и поступках. Нравственному достоинству приписывается ценность определенного богатства, а ко всякому отклонению вырабатывается негативное отношение.
3. Всякое описание порока создает предпосылки к его реализации.
Тем самым Л. С. Выготский сформулировал вывод о том, что главный механизм в психологии, лежащий в основе авторитарного воспитания, представляет собой педагогическое заблуждение. В силу этого «авторитарный принцип в морали должен быть разрешен, и на его место поставлено нечто совершенно новое» [3, с. 264].
В качестве альтернативы таким формам воспитания предполагается использовать воспитательные возможности социальной среды.
«Моральное воспитание — это прежде всего социальное воспитание» [3, с. 262].
Согласно взглядам Выготского, основой нравственного воспитания заложена социализация школьника и его поведения с поведением коллектива. Тем самым на первый план выходит не послушание обучающегося учителю, а свободная социализация самих учеников.
По оценке Л. С. Выготского семейные ценности, представляет собой первое, несложное, социально-целое с определенным количеством хорошо известных ребенку элементов взаимоотношений. Первым фундаментом воспитания является семья. Именно в семье у ребенка в душе закладываются глубокие и прочные социальные связи, но определенного размера.
По мнению Л. С. Выготского «семья воспитывает семьянина, тогда как воспитание должно быть направлено на формирование гражданина».
Еще одна форма, создание которой еще только начиналось в то время, была названа Л. С. Выготским детским движением, способным объединить детей в масштабах всего города и даже всей страны. В этих движениях, и только в них, дети могут научиться реагировать на социальные раздражители, связывать свое поведение с поведением огромных человеческих масс.
В качестве главной задачи социального воспитания Выготский называет выработку и шлифовку форм социального общения. Для ее достижения предлагается использовать иную форму воспитательной работы, как игра.
Игра есть тот естественный двигатель воспитания ребенка, с помощью которого ребенок использует все социальные связи. «Бросая ребенка в новые ситуации, подчиняя его новым условиям, игра помогает ребенку бесконечно разнообразить социальную координацию движений и учит такой гибкости, эластичности и творческим умениям, как ни одна другая область воспитания» [1, с. 126].
Еще один психологический фактор воспитания — природа детских влечений. Его реализация связана с одним условием, что поступок ребенка должен нести с собой впечатления, оставшиеся от действий окружающих.
«Ничто так не побуждает нас к действию, — замечает Л. С. Выготский, — как связанное с ним удовлетворение» [1, с. 268].
Для этого ребенок должен предполагать конечные результаты своих поступков, дорожить удовлетворением или неудовлетворением своих приятелей. «Эти постоянно идущие навстречу ему отраженные впечатления его же собственных поступков будут сильнейшими воспитательными мерами в руках педагога» [1, с. 269].
Рассмотрение воспитания как социально обусловленного процесса не должно, по мысли Л. С. Выготского, заслонить от воспитателя проблему личности самого ребенка. Вместе с тем в этом случае «роль и направляющее значение личности воспитанника в воспитательном процессе никак не могут напоминать ту «педагогическую связь», к которой сводится, индивидуалистическое воспитание как процесс, всецело заключенный между учителем и учеником» [2, с. 345].