Ну что же продолжает кошка

Басня Кошка и соловей

Поймала Кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила:
«Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
Мне говорит Лиса-кума,
Что голос у тебя так звонок и чудесен,
Что от твоих прелестных песен
Все пастухи, пастушки — без ума.
Хотела б очень я сама
Тебя послушать.
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;
Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.
Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам
И отпущу гулять по рощам и лесам.
В любви я к музыке тебе не уступаю
И часто, про себя мурлыча, засыпаю».

Меж тем мой бедный Соловей
Едва-едва дышал в когтях у ней.
«Ну, что же? — продолжает Кошка,—
Пропой, дружок, хотя немножко».

Но наш певец не пел, а только что пищал.
«Так этим-то леса ты восхищал! —
С насмешкою она спросила.—
Где ж эта чистота и сила,
О коих все без умолку твердят?
Мне скучен писк такой и от моих котят.

Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:
Всё без начала, без конца.
Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»
И съела бедного певца —
До крошки.

***
Сказать ли на ушко яснее мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.

Басня впервые напечатана в 1824 году.
В басне Кошка и соловей Крылов откликнулся на состояние русской литературы, которая находилась под тяжелым цензурным гнетом.
Самому Крылову приходилось не раз чувствовать на себе острые когти цензуры.

Есть предположение, что поводом для создания басни послужило запрещение басен «Рыбья пляска» и «Пестрые овцы», которые так и не были напечатаны при его жизни.

Источник

Басня «Кошка и соловей»

Ска­зать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В ког­тях у Кошки. [2]

При­ме­ча­ния

[1] Кума́ – крест­ная мать по отно­ше­нию к роди­те­лям крест­ника и к крест­ному отцу; мать ребенка по отно­ше­нию к крест­ному отцу и крест­ной матери.
[2] Басня была пер­вой из опуб­ли­ко­ван­ных Кры­ло­вым в печат­ном органе Воль­ного обще­ства люби­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти и сопро­вож­дена вос­тор­жен­ным редак­ци­он­ным при­ме­ча­нием. Совре­мен­ники ста­вили эту басню в связь с новым цен­зур­ным уста­вом, обсуж­да­е­мым в то время, кото­рый впо­след­ствии полу­чил наиме­но­ва­ние «чугун­ного». Тема басни близка к сти­хо­тво­ре­нию Дер­жа­вина «На птичку» (опуб­ли­ко­вано позднее):
«Пой­мали птичку голосисту,
И ну сжи­мать её рукой:
Пищит бед­няжка вме­сто свисту
А ей твер­дят: „Пой, птичка, пой!“»

Время напи­са­ния: не позд­нее 1823 г.
Пер­вая пуб­ли­ка­ция: «Сорев­но­ва­тель про­све­ще­ния и бла­го­тво­ре­ния», 1824 г., ч. II.
Кры­ла­тое выра­же­ние: Худые песни Соло­вью в ког­тях у Кошки. Смысл выра­же­ния: нельзя ждать от чело­века сво­бод­ного твор­че­ства. каких-либо в нем дости­же­ний, если он нахо­дится под дав­ле­нием цен­зуры, каких-либо запре­тов и ограничений.

Источ­ник: И.А. Кры­лов. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний в 3‑х томах. Т. 3: Басни, сти­хо­тво­ре­ния, письма и дело­вые бумаги. Книга седь­мая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. лите­ра­туры. 1946

Источник

О том, как Кошка полакомилась бедным Соловьем, не сумевшим спеть для нее песню, поведает басня «Кошка и Соловей» Крылова.

Читать текст басни:

Поймала кошка Соловья,

В бедняжку когти запустила

И, ласково его сжимая, говорила:

«Соловушка, душа моя!

Я слышу, что тебя везде за песни славят

И с лучшими певцами рядом ставят.

Мне говорит лиса-кума,

Что голос у тебя так звонок и чудесен,

Что от твоих прелестных песен

Хотела б очень я сама

Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;

Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.

Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам

И отпущу гулять по рощам и лесам.

В любви я к музыке тебе не уступаю.

И часто, про себя мурлыча, засыпаю».

Меж тем мой бедный Соловей

Едва-едва дышал в когтях у ней.

Пропой, дружок, хотя немножко».

Но наш певец не пел, а только что пищал.

«Так этим-то леса ты восхищал!-

С насмешкою она спросила.-

Где ж эта чистота и сила,

О коих все без умолку твердят?

Мне скучен писк такой и от моих котят.

Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:

Все без начала, без конца.

Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»

Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?

Худые песни Соловью

Мораль басни Кошка и Соловей:

Мораль басни описана в конце произведения – Соловей не способен красиво спеть, находясь в когтях у хищницы. С помощью олицетворения баснописец указывает на ситуацию, когда поэты и писатели оказываются стесненными действующей властью. Выражать свободно свои идеи им запрещено, ведь несправедливая власть ограничивает творцов в образах и темах. Во времена Крылова выживали лишь придворные поэты, баснописец описывал реальную ситуацию. Но басня может быть интерпретирована и по-другому: находясь в стесненных условиях, талантливый человек не может должным образом проявить своего дара.

Источник

Кошка и соловей

Ну что же продолжает кошка. Смотреть фото Ну что же продолжает кошка. Смотреть картинку Ну что же продолжает кошка. Картинка про Ну что же продолжает кошка. Фото Ну что же продолжает кошка Ну что же продолжает кошка. Смотреть фото Ну что же продолжает кошка. Смотреть картинку Ну что же продолжает кошка. Картинка про Ну что же продолжает кошка. Фото Ну что же продолжает кошка Ну что же продолжает кошка. Смотреть фото Ну что же продолжает кошка. Смотреть картинку Ну что же продолжает кошка. Картинка про Ну что же продолжает кошка. Фото Ну что же продолжает кошка

Поймала кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила:
«Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
Мне говорит лиса-кума,
Что голос у тебя так звонок и чудесен,
Что от твоих прелестных песен
Все пастухи, пастушки — без ума.
Хотела б очень я сама
Тебя послушать.
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;
Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.
Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам
И отпущу гулять по рощам и лесам.
В любви я к музыке тебе не уступаю.
И часто, про себя мурлыча, засыпаю».

Меж тем мой бедный Соловей
Едва-едва дышал в когтях у ней.
«Ну, что же? — продолжает Кошка,-
Пропой, дружок, хотя немножко».
Но наш певец не пел, а только что пищал.

«Так этим-то леса ты восхищал!-
С насмешкою она спросила.-
Где ж эта чистота и сила,
О коих все без умолку твердят?
Мне скучен писк такой и от моих котят.
Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:
Все без начала, без конца.
Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»
И съела бедного певца —
До крошки.

Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.

Ну что же продолжает кошка. Смотреть фото Ну что же продолжает кошка. Смотреть картинку Ну что же продолжает кошка. Картинка про Ну что же продолжает кошка. Фото Ну что же продолжает кошка

Ну что же продолжает кошка. Смотреть фото Ну что же продолжает кошка. Смотреть картинку Ну что же продолжает кошка. Картинка про Ну что же продолжает кошка. Фото Ну что же продолжает кошка

Ну что же продолжает кошка. Смотреть фото Ну что же продолжает кошка. Смотреть картинку Ну что же продолжает кошка. Картинка про Ну что же продолжает кошка. Фото Ну что же продолжает кошка

Алина

Нельзя заставить петь даже под угрозой быть съеденным. Грустная басня, но в большинстве случаев такова реальность нашей жизни. Жаль соловушку, но и кошка не получила соловьиной песни….

Басня эта касалась самого чувствительного современного вопроса, — именно, вопроса о цензуре. В ней он изобразил печальное состояние русской литературы, которая, в те времена, в эпоху реакции, подверглась невероятным цензурным стеснениям.

Басня эта касалась самого чувствительного современного вопроса, — именно, вопроса о цензуре. В ней он изобразил печальное состояние русской литературы, которая, в те времена, в эпоху реакции, подверглась невероятным цензурным стеснениям.

Тимур

Кошка тоже конечно странная. Кто же будет петь, когда находишься на грани жизни и смерти? В таких ситуациях всегда думаешь только о своем спасенье. Хотя соловей тоже не отличился блистательным умом, нужно было спеть я считаю.

Источник

Иван Крылов — Кошка и соловей: Стих

Поймала кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила:
«Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
Мне говорит лиса-кума,
Что голос у тебя так звонок и чудесен,
Что от твоих прелестных песен
Все пастухи, пастушки — без ума.
Хотела б очень я, сама,
Тебя послушать.
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;
Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.
Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам
И отпущу гулять по рощам и лесам.
В любви я к музыке тебе не уступаю
И часто, про себя мурлыча, засыпаю».
Меж тем мой бедный Соловей
Едва-едва дышал в когтях у ней.
«Ну, что же?» продолжает Кошка:
«Пропой, дружок, хотя немножко».
Но наш певец не пел, а только-что пищал.
«Так этим-то леса ты восхищал!»
С насмешкою она спросила:
«Где ж эта чистота и сила,
О коих все без-умолку твердят?
Мне скучен писк такой и от моих котят.
Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:
Всё без начала, без конца,
Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»
И съела бедного певца —
До крошки.
Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.

Анализ / мораль басни «Кошка и соловей» Крылова

Произведение «Кошка и соловей» Ивана Андреевича Крылова впервые появилось в сборнике «Вольного общества любителей российской словесности».

Басня создана не позднее 1823 года (или в конце 1822 года). Автору ее в это время 55 лет, он известен как самобытный баснописец, его книги регулярно издаются, переводятся на другие языки. Важную работу он выполняет и как сотрудник Публичной библиотеки: выступает в роли библиотекаря, библиографа, комплектатора фондов. Жанр басенный, размер — вольный ямб с рифмовкой охватной, смежной и перекрестной. История начинается динамично. Птичка схвачена (сочетание инверсии и перечислительной градации). Оксюморон: ласково сжимая. Несколько обращений с уменьшительными суффиксами самого слащавого толка от лица кошки: соловушка, дружок. Кошка играет с птичкой, как с мышкой. Только поэтому она просит Соловья спеть и тем решить свою участь. Она наслаждается властью хищника над жертвой. Никакие трели не помогли бы пернатому герою. Свою натуру кошка оправдала тем, что, по ее мнению, слава Соловья преувеличена. Лукавит: ведь и сама в зубах собаки не замурлыкала бы. Хвостатая героиня просто смеется «бедному певцу» в лицо. Лиса-кума, такая меломанка, тоже не прочь полакомиться птицей. Скорей всего, она расхваливала Кошке не музыкальный вкус соловья, а вкус его мяса. Собственно, не оттого ли в античности было придумано блюдо из соловьиных язычков. В иносказательном смысле стрелы писателя направлены против могущества цензуры. И. Крылову тоже иногда приходилось переиначивать формулировки остросоциальных сатир, чтобы они были приняты в печать. Скажем, такое произошло с «Рыбьей пляской». Сюжет и вывод из него схожи с крылатыми выражениями: целовал ястреб курочку до последнего перышка (пословица), если он говорит нежным голосом, не верь ему (библейская притча Соломона). Идиома: без ума. Ирония: пастухи, пастушки (пасторальные образы), тебя я кушать (нарочито вежливый глагол). Устаревшая усеченная форма глагола: трепещися. Лексический повтор: едва-едва. Просторечные экспрессивные формы слов: только-что, без-умолку. Сравнение пения Соловья с писком котят. Худые – имеется в виду, слабые, подневольные. Мораль припасена на финал. Автор сомневается – понят ли он, и готов шепнуть «на ушко» читателю (чтобы не услышали разные Кошки) смысл сей драмы.

Лицемерие, напускная добропорядочность и лояльность неоднократно становились темами произведений И. Крылова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *