согласие клиента бки это что
Статьи
Финансовая грамотность
Кредитный отчет
Согласие на передачу данных в БКИ
Сравнительно недавно в силу вступил закон о кредитных историях, в связи с чем во всех заявках на кредит, анкетах и кредитных договорах появились соответствующие пункты, согласно которым заемщик дает свое разрешение на получение информации о нем в БКИ и передачу его персональных данных в базу бюро. Такие действия связаны лишь с соблюдением закона и не являются «капризами» кредитных организаций. По большому счету, банки берут данное согласие лишь для того, чтобы передать в бюро кредитных историй информацию о том, как заемщик расплачивается по кредитам.
Так же, нет ничего страшного в том, что банк запрашивает разрешение на проверку ваших данных в БКИ, это необходимо ему для принятия решения по кредиту. Если вы не желаете давать разрешение на проверку ваших данных и передачу их в БКИ, скорее всего, вам откажут в выдаче кредита. Возможность просмотреть историю кредитования заемщика, позволяет банкам спрогнозировать его поведение, в следствии чего происходит минимизация банковских рисков.
Хорошая кредитная история может быть неплохим подспорьем при получении кредита. Клиентам с положительной кредитной репутацией любая кредитная организация выдает заем на длительный срок с привлекательными процентами, поэтому давать решительный отказ на проверку и передачу своих данных не стоит. А наличие кредитной истории при условии ее «чистоты» будет вашим плюсом, особенно, если предстоит брать крупный и достаточно важный для вас кредит.
Согласие на обработку кредитной истории
Ситуация такая. Взял кредит деньгами в банке тинькофф, через некоторое время погасил кредит, попросил выписку о том что я закрыл кредит. Через несколько месяцев, запросил у сбербанка кредитную историю, и был удивлён когда увидел в списке старый кредит от тинькофф не закрытый. Написал в службу поддержки, тинькофф, почему висит кредит как не закрытый, и вот что они мне ответили. Мы сможем помочь с кредитной историей, если отправите нам согласие на ее обработку.
Для проверки кредитной истории (запроса кредитного отчета) необходимо согласие
Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О кредитных историях»
9. Кредитный отчет предоставляется пользователю кредитной истории с согласия субъекта кредитной истории. Согласие субъекта кредитной истории должно содержать цель и дату оформления указанного согласия, а также наименование пользователя кредитной истории — юридического лица либо фамилию, имя и отчество (при наличии) пользователя кредитной истории — индивидуального предпринимателя.
Поэтому, чтобы сейчас обновить данные, нам потребуется ваше согласие. Подскажите пожалуйста, стоит ли мне давать им такое согласие, и как мне добиться что бы данный кредит не висел как не закрытый.
Вы вправе дать согласие для того, что бы банк смог запросить кредитную историю и проверить что отражено в действительности.
Так же рекомендую запросить справку о состоянии кредита, если после погашения кредита, Вы ее не получали и нет сведений о том, что кредит полностью погашен и задолженности не имеется. В последующем уже ориентироваться на полученную информацию и решать о дальнейших действиях исходя из нее.
Это необходимо для того, что бы им запросить кредитную историю
согласно того же нормативного акта:
10. Согласие субъекта кредитной истории, полученное пользователем кредитной истории, считается действительным в течение шести месяцев со дня его оформления.
и имеется ответственность
14. Пользователи кредитных историй, источники формирования кредитных историй и иные лица, получившие в соответствии с настоящим Федеральным законом доступ к информации, входящей в состав кредитной истории, и (или) к коду субъекта кредитной истории, обязаны не разглашать третьим лицам указанную информацию. За разглашение или незаконное использование данной информации указанные лица несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Вы сначала справку запросите и посмотрите, что по ней раз у вас есть уже информация по кредитной истории.
Хотел бы добавить следующее.
Я у них её запросил, там сказано что я всё закрыл и долга нет
Тем не менее, в своем вопросе Вы указываете о том, что в записях кредитной истории (КИ), есть и запись о том, что кредит числится как просроченный.
Однако, в силу положений пункта 2 б) статьи 4 Федерального закона № 218 «О кредитных историях», — источник формирования кредитной истории (банк «Тинькофф», в данном случае), обязан предоставить в Бюро кредитных историй (БКИ), в том числе, и следующую формацию:
указание срока исполнения обязательства заемщика в полном размере в соответствии с договором займа (кредита);
Законом установлен точный срок — для передачи, предусмотренной законом, информации — банком, в БКИ (часть 5 статьи 5 Закона),
5. Источники формирования кредитной истории представляют информацию в бюро кредитных историй в срок, предусмотренный договором о предоставлении информации, но не позднее пяти рабочих дней со дня совершения действия (наступления события), информация о котором входит в состав кредитной истории в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо со дня, когда источнику формирования кредитной истории стало известно о совершении такого действия (наступлении такого события).
Таким образом, в Вашей ситуации:
*либо банк передал информацию о погашении кредита — вовремя, а БАКИ не внесло эту запись в КИ,
*либо банк, вообще, не предоставил информацию, в указанные сроки.
В указанной ситуации, Вы вправе:
* подать жалобу в Центральный банк России — на непредставление, в установленный законом срок, банком «Тинькофф» — информации в БКИ, о сроках исполнения заемщиком, обязательств, в полном объеме,
* подать заявление в БКИ, о внесении дополнения в запись Вашей КИ, о точном сроке исполнения обязательств, в полном объеме (основание: часть 3 статьи 8 Закона).
Отказ клиента предоставить данные в БКИ серьезно уменьшает его шансы получить ссуду
Практически каждый кредитный договор для физлиц содержит пунктик о предоставлении/не предоставлении информации в бюро кредитных историй (БКИ), с которым сотрудничает данный банк. Де-юре, согласно законодательству России, клиент вправе самостоятельно решать, согласен ли он раскрывать «всему миру» свои финансовые дела или нет.
Базы ГИБДД, сотовых операторов и МГТС, в изобилии продающиеся на любом перекрестке, заставляют людей более аккуратно относиться к информации, которой они «делятся» с той или иной организацией. По возможности граждане стараются сообщать о себе тот необходимый минимум, без которого не обойтись, ведь кому хочется, чтобы все узнали, сколько ты зарабатываешь и сколько тратишь. Но есть моменты, когда от вас требуют «раскрыться» полностью.
Выбор за вами
Принятый в 2005 году закон о БКИ на первый взгляд очень правильный, и автор этих строк тоже был уверен, что мы движемся в правильном направлении. Постепенно, по мере роста информационной безопасности в стране, защита баз данных будет улучшаться, и через какое-то время люди поверят в систему кредитных историй, перестанут бояться доверять ей свои «секреты». Однако на поверку оказалось, что банкиры захотели всего и сразу.
Где досье лежат
Данность
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Запросы в БКИ становятся обязательными при открытии вкладов и счетов
Для наращивания кросс-продаж кредитные организации все чаще включают в пакет документов по открытию счета, вклада или дебетовой карты согласие на направление запросов в Бюро кредитных историй (БКИ), нередко — без ведома клиента. Итог — многочисленные жалобы, поскольку частые запросы в БКИ негативно отражаются на скоринговом балле заемщика, по которому его в дальнейшем оценивают потенциальные кредиторы. Юристы уверены, что подобный подход кредитных организаций незаконен, но ЦБ сложившаяся ситуация не слишком волнует, там делают акцент на борьбу с навязанными платными услугами.
Согласие клиента-физлица на запрос его кредитной истории в БКИ все чаще становится требованием банка при оформлении вклада или дебетовой карты. При этом порой это условие является обязательным для получения доступа к банковским продуктам без использования кредитных средств или же согласие берется без ведома клиента. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы на форуме banki.ru.
Например, судя по жалобе от 29 июня, в банке «ФК Открытие» оформляющим вклад выдается анкета с уже заполненными галочками на согласие передачи данных в БКИ. Если же клиент требует галочку снять, в открытии счета или вклада банк отказывает, следует из отзыва. Схожая ситуация в Почта-банке, где согласие на запрос данных в БКИ уже включено в заявку на оформление дебетовой карты. В Альфа-банке при оформлении, к примеру, дебетовой карты клиент ставит подпись лишь на расписке в получении пластика, согласие же на запрос его данных в БКИ он, сам того не ведая, дает банку еще в момент оставления заявки на дебетовую карту. Похожие жалобы есть и на Райффайзенбанк.
В «ФК Открытие» “Ъ” сообщили, что согласие берется для того, чтобы иметь возможность впоследствии предложить клиентам кастомизированные кредитные продукты в соответствии с их финансовой историей и риск-профилем, указав, что подписывать его не вынуждают и от него можно отказаться «в индивидуальном порядке». В Альфа-банке пояснили, что согласие предусмотрено размещенным на сайте договором о комплексном банковском обслуживании, с которым до получения дебетовой карты или оформления вклада клиент может ознакомиться. В банке утверждают, что и без согласия на запрос в БКИ откроют вклад или выдадут дебетовую карту, согласие можно отозвать, обратившись в отделение. В Почта-банке также отметили, что согласие предусмотрено в заявлении, действует шесть месяцев и клиент имеет право его отозвать. В Райффайзенбанке комментировать ситуацию отказались.
Клиентов подобный подход банков беспокоит по двум причинам. Во-первых, они не хотят, чтобы их беспокоили с предложениями кредитных продуктов.
Но важнее тот факт, что множественные запросы в БКИ влияют на скоринговый балл, характеризующий качество заемщика. Подтверждают это и в БКИ.
Как сообщили “Ъ” в ОКБ, если к кредитной истории человека обращались более 12 банков в год без предложения кредитных продуктов, то скоринговый балл снижается. Если же запросов было много за короткий промежуток времени (например, пять-шесть в течение недели), то это может быть сигналом недобросовестности клиента. Впрочем, в Альфа-банке заверили, что предоставление клиентом согласия банку не влияет на его скоринговый балл.
В любом случае эксперты сходятся во мнении, что согласие на запрос кредитной истории со стороны клиента должно быть осознанным и добровольным. По словам зампреда правления банка «Ренессанс Кредит» Сергея Королева, договор открытия счета и вклада является публичным, отказать в предоставлении услуги банк не вправе. «Но согласие на запрос сведений в БКИ — процесс добровольный, и банк не может принуждать клиента, равно как и согласие клиент вправе отозвать в любой момент,— указал эксперт.— Также клиент вправе запросить банк, давал ли он такое согласие банку и когда».
ЦБ принуждение клиентов банков к согласию на запросы в БКИ при оформлении продуктов, не имеющих кредитной составляющей, пока не слишком беспокоит. Там сообщили “Ъ”, что предлагают вводить прямой запрет на безусловное согласие лишь в отношении платных дополнительных услуг, тогда как согласие на получение кредитором кредитного отчета гражданина таковым не является. В то же время в ЦБ согласны, что согласие должно даваться «исключительно на добровольной основе».
Любопытство не порок. Как запретить банкам совать нос в вашу кредитную историю?
Чем выше финансовая грамотность россиян, тем чаще выясняются фривольности, которые себе позволяют банки. Так, люди стали активнее просматривать свои кредитные истории и заметили в них банковские «носы». Зачем банки смотрят кредитные истории и как запретить им так делать?
Любопытные банковские варвары
Чаще всего банки направляют запрос о кредитной истории, если заёмщик подаёт заявку на ссуду, будь то ипотека или кредит на покупку товара. Причём при покупке товара в кредит в магазине заявка направляется сразу в несколько банков. Поэтому нет ничего удивительного, что после этого в кредитной истории «побывают» н-ное количество банков. Но это должны быть исключительно те кредитные организации, в которые поступает заявка на заём.
Запросы кредитной истории. Фото: «Выберу.ру»
Аналогичная ситуацию складывается, если человек обращается с онлайн-заявкой на кредит. Даже если заявка подана из любопытства — одобрят или нет, работает или как.
Сами согласились
Так или иначе, россияне чаще всего сами дают согласие, расставляя по указке банков и других компаний галочки в договорах.
Согласие № 1
В любых случаях обращения за кредитом человек соглашается на запрос кредитной истории. Именно это согласие даёт банкам право запрашивать кредитную историю и не только. Благодаря ему, а также согласию на обработку персональных данных, кредитные организации получают возможность звонить и предлагать предодобренные займы.
Согласились — получайте. Фото: 900igr.net
Согласие № 2
Более того, россияне соглашаются на обработку персональных данных при получении любых банковских услуг, в том числе оформление дебетовой карты. Ещё чаще они дают это согласие и при получении услуг других компаний. Чем чаще соглашаются, тем шире круг тех, кто звонит с бесконечных списком самых разнообразных предложений, «раскаляя» телефон.
Хотя нельзя не отметить тот факт, что банки запрашивают кредитные истории и без разрешения их владельцев. И когда Центробанк узнаёт об этом из жалоб граждан, то наказывает их. Впрочем, штрафы невелики даже для маленьких банков (50-70 тысяч рублей), так что некоторые кредитные организации без особых проблем продолжают нарушать закон в надежде «всучить» очередной кредит.
Как отозвать согласие?
Также можно и не ждать, когда закончится срок действия согласия и отозвать его. Для этого достаточно зайти в ближайший офис банка, который проявлял любопытство, и написать соответствующее заявление. По закону в течение 30 дней кредитная организация должна удовлетворить просьбу и уведомить человека об этом. Если через месяц банк продолжит запрашивать кредитную историю, то нужно подать жалобу не только в ЦБ, но и в прокуратуру, поскольку это уже нарушение закона «О кредитных историях».
Жалобы в прокуратуру. Фото: Yamalpro.ru
Усмирить банки в их любопытстве и назойливости довольно легко. Главное знать, откуда ноги растут и что с этим делать. А в будущем стараться не ставить галочки везде, где указали.