соп склад что это
Соп склад что это
В состав данной СОП входят документы:
— Инструкция «Требования к условиям хранения товаров различных товарных групп».
Целью настоящей СОП является обеспечение качества товаров, соответствующего требованиям действующего нормативного законодательства, в процессе хранения; а также обеспечение мер, направленных на предотвращение их рассыпания, нарушения целостности упаковок, контаминации и пересорта.
Для выполнения функций, обеспечивающих надлежащее хранение товара, в фармацевтической организации выделяют следующие зоны хранения:
— зона приемки товара;
— зона основного хранения товаров;
— зона хранения товаров, требующих специальных условий хранения;
— карантинная зона ЛС;
— карантинная зона МИ и ТРТГ;
— зона фальсифицированных ЛС;
— зона фальсифицированных МИ и ТРТГ;
Все зоны хранения товаров отделены от административно-бытовых помещений, защищены от вредного воздействия света, температуры, влажности и иных внешних воздействий, идентифицированы (обозначены). Доступ в зоны хранения оптового склада разрешен материально-ответственным лицам склада, работа которых непосредственно связана с товаром. Право доступа в карантинные зоны и зоны фальсифицированной (недоброкачественной) продукции имеют ответственные лица согласно Приказу руководителя фармацевтической организации «О назначении ответственных лиц за работу в карантинных зонах склада». Остальные работники фармацевтической организации при необходимости могут находиться в зонах хранения товара только в присутствии руководителя оптового склада или его заместителя.
Посторонним лицам доступ в зоны хранения товара запрещен. Подробно организация доступа на оптовый склад описана в СОП «Порядок обеспечения контроля доступа в помещения оптового склада фармацевтической организации».
В функции обеспечения качества товара в процессе его хранения входят:
— поддержание температурного режима и влажности, соответствующего условиям хранения товара. Обеспечение требуемых условий микроклимата регламентированы СОП «Порядок организации работ по обеспечению температурного режима и влажности в помещениях зон хранения оптового склада фармацевтической организации» и СОП «Порядок организации работ по обеспечению условий поддержания «холодовой цепи» для термолабильных лекарственных препаратов» ;
— поддержание помещений (в т.ч. специальных зон хранения) в надлежащем санитарном порядке. Правила проведения уборки приведены в СОП «Инструкция по организации работ за соблюдением санитарного режима в помещениях оптового склада фармацевтической организации»;
— соблюдение соответствия условий хранения товара требованиям, которые установлены для данного вида продукции в соответствии с инструкцией «Требования к условиям хранения товаров различных товарных групп»;
— периодический контроль сроков годности товара и своевременное выявление товара с ограниченным сроком годности;
— периодический мониторинг ЛП, МИ и БАД с целью выявления недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных товаров по информационным письмам Росздравнадзора и Роспотребнадзора;
— периодические внутренние проверки (в т.ч. внутренние аудиты), проводимые с целью выявления ненадлежащих условий хранения товара и идентификации продукции, несоответствующей требованиям нормативной документации.
Только СОПов нам не хватало
Самвел Григорян о том, что такое стандартные операционные процедуры в аптеке и как ими обзавестись
В последнее время приказы на аптечных работников сыплются горстями — успевай уворачиваться. Один из них — Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики…» № 647н. В этом документе появилось новое понятие «стандартная операционная процедура» (СОП). Оно не из тех понятий, о которых можно прочитать и забыть, — его придется внедрять в аптечную работу и использовать чуть ли не каждую минуту рабочего времени. Уже это само по себе говорит о важности темы. Начнем с того, что такое СОПы и зачем они нужны.
Общая информация
Стандартная операционная процедура в аптеке — это письменная инструкция, в которой изложены операции или алгоритм операций работника при осуществлении им тех или иных трудовых функций, действий, обязанностей (для простоты назовем это всё «процессами»). Например, СОП, написанная для приемочного контроля поступивших в аптеку лекарств и других товаров, должна содержать оптимальный набор шагов, которые должен совершать фармацевт/провизор, чтобы каждая партия товаров и каждая отдельная их единица была принята в соответствии с требованиями законодательства и правилами данной аптечной организации.
Согласно пункту 7ж раздела III Правил Надлежащей аптечной практики (НАП), утверждение СОП должен обеспечить своим приказом руководитель субъекта (а не объекта) розничной торговли, то есть аптечной организации, а не аптечного объекта. Для одиночных аптек это чаще всего одно и то же, но не для сетей. Сети могут подойти к вопросу формально и утвердить общие СОПы для всех своих аптек, а могут проявить избирательность и поручить разработку (но не утверждение) СОП руководителям объектов.
Обязательно ли аптечной организации или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему фармдеятельность, иметь свои стандартные операционные процедуры? Если исходить из того, что НАП утверждена приказом Минздрава, то есть ее положения имеют обязательный характер, то и положения НАП о СОП тоже обязательны к исполнению. С другой стороны, отдельной ответственности за неутверждение и неприменение СОП в КоАП РФ не предусмотрено.
Сфера применения СОП вытекает из пункта 37 раздела VI НАП: все процессы деятельности аптеки, влияющие на качество, эффективность и безопасность товаров аптечного ассортимента, должны осуществляться в соответствии с утвержденными стандартными операционными процедурами.
Иными словами, СОПы будут регламентировать если не каждый, то большинство рабочих шагов/процедур провизоров, фармацевтов, других сотрудников аптеки. Добавим к этому, что СОПы составят очень значимую часть документации Системы качества аптечной организации (пункты 3 и 4в раздела II НАП).
СОПисатели
Как писать СОПы работникам аптеки – это следующий вопрос на который мы постараемся ответить. Спрос, как известно, рождает предложение. Коль скоро одним — не собственной прихоти, а по «принуждению» законодательства — понадобились эти пошаговые инструкции, тут же появились и те, кто взялся их написать и передать своим аптечным клиентам, разумеется, не безвозмездно.
Конечно, законодательство не запрещает аптекам использовать СОПы, написанные кем‑то другим. И покупать их тоже не запрещает. Но у этого дела есть обратная сторона. Если, извините за сленг, «тупо» приобрести СОПы не столько для использования, сколько для того, чтобы они просто лежали в аптеке, чтобы можно было их показать при проверке, — то выхолащивается сам смысл этих инструкций.
Ведь одно дело, когда такие инструкции пишет руководитель аптеки — основываясь не только на нормах законодательства, но и исходя также из реалий собственного предприятия. Тогда текст, вероятно, получится актуальным, более живым, прикладным. У такой СОП, даже если она составлена и сформулирована неидеально — как с профессиональной, так и языковой точки зрения, — больше шансов стать надежным пособием аптечного работника и при этом не вгонять его в зеленую тоску.
Купленные же СОПы — это скорее шаблоны, трафареты. Их продают всем желающим, поэтому они могут быть точно такими же, как у другой аптечной организации, которая тоже их купила.
Но, как говорит пословица, у обратной стороны тоже есть обратная сторона. Мало было у аптекарей писанины — для полного счастья им только СОПов не хватало. Теперь придется терять много часов на их разработку. А ведь не у всех есть способности писать тексты, составлять такие документы.
А кроме разработки, понадобится еще и актуализировать СОПы с появлением каждого нового приказа, закона, постановления, касающегося фармацевтической деятельности и аптечной работы. Да и просто с каждой новой необходимостью подкорректировать/дополнить те или иные процедуры, которая может возникать в текущем порядке.
«Мы б затеяли вертеж»
Первой заповедью автора СОП должно быть: «не усложняй», «не растекайся по древу». СОП — это не толстенная философская книга мудрости, а лаконичное прикладное руководство. Соответственно, она должна быть изложена кратко и доходчиво.
Можно составить СОП в виде обычного текста, но можно и — почему нет, это не запрещено — в виде таблицы или схемы последовательных рабочих шагов. Последний вариант более удобен для использования в повседневной работе, более нагляден. При приемке товара в аптеке, фармацевт будет одним глазом периодически заглядывать в лежащую сбоку или висящую перед глазами СОП по приемочному контролю. В такой ситуации схематичная подача информации воспринимается легче.
Почти каждая фраза СОП должна основываться на той или иной норме законодательства и/или внутреннего распорядка аптечной организации, зафиксированного в приказах ее руководителя. Не стоит перегружать распечатанный для сотрудников текст ссылками на эти документы. Однако можно порекомендовать составить и сохранить СОП именно с этими ссылками — чтобы и самому легче найти, «что откуда», и в случае проверки иметь возможность быстро и точно сослаться на законодательство.
Какие процессы следует «СОПировать»
Процессы, по которым руководитель аптеки сочтет необходимым либо целесообразным разработать СОПы, могут отличаться не только по характеру и содержанию, но также по объему. Они могут быть большими, охватными, а могут быть написаны для узкого, локального, иногда даже нештатного рабочего процесса, например, на случай отказа какого‑либо аптечного оборудования (в частности, холодильного), чтобы сотрудники не растерялись, а заранее знали, что делать в такой ситуации.
Как руководителю решить, нужна по данному процессу СОП или нет? Здесь два критерия. Первый — тот, что изложен в пункте 37 НАП (см. выше). Во-вторых, нужно принять во внимание важность конкретного процесса для рабочего алгоритма данной аптеки. Может быть, какой‑то процесс сам по себе не очень важен, но он сложно дается работникам, и тогда СОП можно разработать только для того, чтобы инструкция служила пособием и надежным проводником через сложности этого процесса.
Театр начинается с вешалки, а аптека — с приема товара. Необходимо иметь грамотно составленную СОП по приемочному контролю лекарственных препаратов и другой аптечной продукции.
Другая генеральная аптечная тема — СОП по хранению лекарственных средств в аптеке. В данном случае руководителю аптеки предстоит решить, стоит ли охватить всю тему аптечного хранения одной стандартной операционной процедурой или лучше написать отдельные СОП для частных случаев: по хранению препаратов, требующих холодных и прохладных условий, иммунобиологических препаратов; по зоне карантинного хранения, по зоне, предназначенной для выявленных фальсифицированных, СОП для работы с некачественной продукцией, контрафактными препаратами, с истекшим сроком годности и т. д.
Кстати, последнюю группу НАП упоминает с особым акцентом. В пункте 66 этого документа указано, что фальсифицированные, недоброкачественные, контрафактные товары должны быть идентифицированы и изолированы от остальных аптечных товаров в соответствии со стандартными операционными процедурами. Аптечным организациям, которые имеют право работать с лекарствами, подлежащими предметно-количественному учету, логично иметь СОП (или СОПы) для надлежащего осуществления этой функции.
Сфера отпуска тоже имеет прямое отношение к эффективности и безопасности аптечных товаров, поэтому СОП/СОПы, включающие основные принципы, алгоритмы и частные схемы фармконсультирования при тех или иных вопросах посетителей будут главным пособием первостольника. Работа с контрольно-кассовой техникой формально не подпадает под норму пункта 37 НАП, поэтому ее «СОПировать» не обязательно. Но первостольнику не помешает иметь схему последовательности действий от просьбы посетителя отпустить тот или иной препарат до выдачи ему товара с чеком и сдачей.
Поскольку одна из хронических проблем повседневной аптечной практики — попытки возврата лекарств покупателями в обход постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, — полезно также иметь небольшую локальную СОП на тему обмена и возврата аптечной продукции, связанных с этим действий первостольника. Добавим к сказанному, что продажа отдельных групп нелекарственных товаров, перечисленных в пункте 7 статьи 55 «Закона об обращении лекарственных средств» (например, медицинских изделий, парфюмерно-косметической продукции и др.) имеет свои особенности, которые лучше прописать в отдельной СОП.
Кроме того, согласно пунктам 67 и 68 НАП, в СОПах должны быть описаны порядки работы по обращениям посетителей и работы над ошибками, а именно порядок:
Ложка дегтя
Как вы уже поняли, этими примерами «СОПтворчество» руководителя аптеки не ограничивается. Он может составить стандартную операционную процедуру по любому рабочему процессу, особенно если тот, по его мнению, имеет отношение к качеству, эффективности и безопасности аптечной продукции. Он также может включить в трудовой договор пункт о необходимости соблюдения работником положений СОП.
Кстати, пункт 37 НАП, на который мы неоднократно ссылались, похоже, заключает в себе проблему. Из него вытекает, что СОП нужно написать для всех процессов, способных повлиять на качество, эффективность и безопасность лекарственных препаратов и других аптечных товаров. Конкретики, а именно исчерпывающего перечня аптечных процессов, которые следует «СОПировать», в НАП нет.
То есть положение пункта 37 довольно расплывчато. Теоретически не исключено, что какой‑нибудь проверяющий расценит отсутствие СОП, регламентирующей, например, прием пищи работниками аптеки или посещение ими туалета и ванной комнаты, нарушением этого пункта НАП.
А нарушение положений профессиональных стандартов может быть квалифицировано как правонарушение, подпадающее под действие пункта 1 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Для индивидуальных предпринимателей это означает штраф от 1000 до 5000 руб., для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
Приходится слышать от профессионалов еще одно соображение. Можно сколько угодно долго говорить о пользе СОП, но то, что аптечные работники — то есть те, кто обслуживают десятки миллионов отечественных потребителей лекарств, — отвлекаясь от этой насущной работы, вынуждены изводить изнурительной писаниной тонны бумаги, к плюсам нововведения отнести сложно.
Ведь в составе понятия СОП есть слово «стандартный», что по словарю означает «шаблонный», «трафаретный». Вместо того чтобы десятки тысяч аптекарей теряли уйму времени на составление этих текстов или схем, не лучше было бы, чтобы их написали профессиональные аптечные объединения. А потом каждая аптечная единица могла бы, взяв эти стандартные операционные процедуры за основу, немного дописать их применительно к своим условиям, создав, таким образом, адаптированные операционные процедуры. Чтобы наш отечественный аптекарь не утонул окончательно под слоями бумаги.
Материалы о стандартных операционных процедурах:
СОП и стеллажные карты
СОП – одна из самых значимых проблем, порожденных вступлением в силу надлежащих практик. В связи с темой возможных изменений в НПХиП вновь стала актуальной дискуссия о целесообразности применения стеллажных карт.
Мысли о СОП: как создать реально работающую инструкцию
В этой статье Юлия Кудряшова попыталась обобщить свой опыт разработки основных стандартных операционных процедур. Он будет полезен тем, кто не только хочет самостоятельно разработать систему управления качеством, но и заинтересован в том, чтобы она помогала в работе.
Как писать СОП фармконсультирования
Разъясннения аптекам, как создавать документ, регламентирующий одну из самых неоднозначных сфер аптечной деятельности. Как писать СОП или СОПы фармконсультирования? Нужно ли их писать по каждому симптому в отдельности: «кашель», «болит голова», «простуда», «изжога», «насморк» и т. д.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
СОП. СКЛАД. ПРОВЕРКА, УПАКОВКА, СОРТИРОВКА И ПОГРУЗКА ТОВАРА В СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗОНАХ.
ПАСПОРТ ДОКУМЕНТА | |||
Инициатор | Ф.И.О.: | ||
Авторы | Ф.И.О.: | ||
Эксперты бизнес-процесса | Ф.И.О.: | ||
Владелец процесса | Ф.И.О.: | ||
Код процесса | СОП-Х.Х.Х-ХХ | ||
Введен | Взамен | ||
Х | Впервые | ||
Версия | №___1___ от «___»___________20__г. | ||
Срок действия | Х | Постоянный | |
временный до «___» ______ 20__ г. | |||
Область применения | Процедура описывает действия кладовщиков-операторов, выполняемые в процессе проверки, упаковки, сортировки контейнеров с товаром в специальных зонах и отгрузки товара из специальных зон на складе Общества | ||
Подразделения-исполнители | Склад, Транспортный департамент | ||
Вовлеченные подразделения | — | ||
Довести в филиалы | Да | ||
Х | Нет | ||
Приложения | Всего: |
Содержание
1 Назначение
2 Область применения
2.1 Настоящая СОП устанавливает порядок действий в процессе проверки, упаковки, сортировки контейнеров с товаром в специальных зонах и отгрузки товара из специальных зон СК.
2.2 СОП распространяется на сотрудников Складского комплекса – руководителя СК, начальника смены СК, кладовщиков-операторов в специальных зонах СК.
3 Определения, обозначения и сокращения
3.1. В настоящей инструкции используются следующие сокращения:
ВГХ – весогабаритные характеристики.
Владелец процесса – топ-менеджер, ответственный за стратегическое ведение процесса и несущий ответственность за результативность и эффективность процесса, а также выделение ресурсов, необходимых для функционирования процесса.
Входы процесса – конкретные материальные и/или нематериальные объекты, подлежащие преобразованию в процессе.
Выходы процесса – отражают результаты преобразования входов процесса.
ЕХ – единица хранения (паллета, коробка, контейнер и т.п.).
ИС (ERP) – информационная система.
Контейнер-источник – контейнер (ЕХ, паллета, коробка и т.п.) из которого происходит отбор товара при сборке заказа.
Оператор ПРТ – оператор погрузочно-разгрузочной техники.
Оператор ПТ – оператор паллетного транспортёра.
Поставщики процесса – внешняя организация или внутренние подразделения, представляющие входные данные.
Потребители процесса – внешние организации или внутренние подразделения, являющиеся пользователями выходов процесса.
ПРТ – погрузочно-разгрузочная техника
ПТ — паллетный транспортёр.
Ресурсы процесса – финансовые, технологические, трудовые и информационные средства, с помощью которых осуществляется преобразование входов в выходы.
Руководитель процесса — должностное лицо (лица), обеспечивающие оперативное функционирование процесса с целью достижения запланированных результатов.
Сборочный контейнер — контейнер (ЕХ, паллета, коробка и т.п.) в который перемещается товар при сборке заказов и в котором этот товар будет направлен в зону экспедиции или контроля.
Отгрузочный контейнер – контейнер (ЕХ, паллета, коробка и т.п.) готовый для отправки грузополучателю. Отгрузочный контейнер имеет отгрузочную этикетку. В зоне автоматики сборочный контейнер преобразуется в отгрузочный после прохождения станции контроля ВГХ и наклейки отгрузочной этикетки.
СК (складской комплекс) — специальное помещение, предназначенное для приёма, хранения и отпуска лекарственных средств, оснащенное средствами механизированного производства работ.
СОП – стандартная операционная процедура.
Специальная зона – зона хранения на складе, где обеспечиваются особые условия хранения товара. Особые условия хранения – особый температурный режим («холод», «прохлада»), хранение дезинфицирующих средств, обеспечение сохранности сильнодействующих препаратов.
Станция контроля ВГХ – автоматическое устройство на конвейере, которое производит проверку фактических весогабаритных характеристик сборочного контейнера с рачётными данными WMS.
Станция КиУ — станция контроля и упаковки, рабочее место контролёра, где производится проверка содержимого и ручная упаковка/переупаковка контейнеров.
ТК – транспортная компания.
ТС – транспортное средство (грузовик, фура и т.п.).
«Холодовая цепь» — совокупность условий, которые позволяют соблюсти требуемый температурный режим на всех этапах движения товаров от производителя до конечного покупателя.
SKU (stock keeper unit) – единица складского хранение – артикул.
СУ — система управления конвейером и средствами автоматики.
WMS (warehouse management system) – система управления складом.
4 Нормативные ссылки
ГОСТ Р ИСО 9001 «Система менеджмента качества. Требования»
5 Участники процесса. Ответственность
6 Описание процедуры
6.1 Общие положения
6.2 Упаковка сборочных контейнеров.
— проверка содержимого сборочного контейнера;
— печать упаковочного листа.
6.3 Проверка содержимого сборочных контейнеров
Проверка содержимого упаковок товара, отборка которого проводилась целой паллетой или заводской коробкой (PPU), не производится.
Сборочный контейнер подлежит проверке на станции КиУ, если в WMS для заказа или товара установлены следующие индикаторы («флаги»):
— “picker check flag” для конкретного сборщика;
— при обнаружении излишков извлекает их из контейнера для возврата на хранение;
— при недостаче в WMS создаётся задание на дополнительный отбор недостающего товара и до завершения этой операции контейнер остаётся на станции КиУ:
— если необходимый товар удалось найти, то он укладывается в контейнер и далее действует последовательность операций, описанная в п. 6.2.8.
— если необходимого товара на складе нет, то контолёр подтверждает закрытие сборочного контейнера с фактическим количеством товара и далее действует последовательность операций, описанная в п. 6.2.8.
6.4 Сортировка отгрузочных контейнеров.
Сортировка товара, отборка которого проводилась целой паллетой, не производится.
— если контейнер принадлежит тому же маршруту, то он перемещается на эту же полку и привязывается к ней в WMS;
— если контейнер не принадлежит этому маршруту, то на ТСД выводится предупреждение и для размещения этого контейнера надо искать другую полку (либо пустую, либо с коробками того же маршрута).
6.5 Перемещение отгрузочных контейнеров из специальных зон в зону экспедиции
6.6 Погрузка отгрузочных контейнеров из специальных зон ТС.
7 Документирование и срок хранения
Электронный документооборот в системах WMS и ИС (ERP).
8 Порядок внесения изменений
8.1 Внесение изменений в настоящую инструкцию производится в соответствии с разделом ___.
8.2 Архивирование и хранение данного стандарта должно производиться с соблюдением пунктом ___.
9 Рассылка
Инструкция распространяется на Операционный Департамент (Складской комплекс – отдел приёма товара, группа аналитики) и рассылается их руководителям по электронной почте.
10 Приложения
11 Лист согласования
№ п/п | Наименование должности согласующего лица | Ф.И.О. | Подпись | дата |
12 Лист регистрации изменений
- Несмотря ни на что она всегда рядом
- Ноутбук jupiter что это